Философская энциклопедия

ЭМОТИВИЗМ

ЭМОТИВИЗМ
(англ. emotive — волнующий, возбуждающий, от лат. emoveo — волную, потрясаю) — метаэтическая теория, согласно которой главная функция этических (оценочных и императивных) высказываний — выражать эмоции говорящего и возбуждать соответствующие чувства и переживания у слушателей. Эта т.зр. восходит к Д. Юму, который полагал, что этические (или моральные) суждения не несут никакого сообщения о предметах и поступках, а лишь выражают по отношению к ним чувства одобрения или неодобрения. В качестве особой доктрины Э. сложился в 20 в. в русле неопозитивизма. Испытание этических (оценочных и императивных) понятий и суждений строгими критериями, определяющими их «научность», привело логических позитивистов к выводу, что эти языковые феномены, подобно метафизическим понятиям и высказываниям, не являются научно осмысленными, поскольку их истинность или ложность не могут быть удостоверены ни эмпирически, ни логически. Но если многие положения метафизики при этом рассматривались все же как «знание» (пусть и умозрительное, не подлежащее верификации или фальсификации), то ценностные (этические и др.) понятия и высказывания были вообще исключены из корпуса знания (как «нереферентные», не обладающие предметным значением и не предполагающие такового) и признаны некогнитивными единицами языка.
Не ограничиваясь этой негативной констатацией, некоторые исследователи-аналитики стремились выработать позитивную концепцию ценностного языка, выявить его специфические свойства.Наиболее известной концепцией такого рода и явился Э. С т.зр. эмотивистов, ценностные высказывания вообще следует рассматривать исключительно в прагматическом контексте, и тем самым вопрос об их познавательной «осмысленности» снимается. Эти высказывания несут не информативную, а эмотивную нагрузку, выполняя благодаря этому определенные практические задачи в сфере межчеловеческих отношений. В своей радикальной версии (А. Айер и др.) Э. полностью исключает рационально-понятийные компоненты и логические отношения из ценностных (моральных) высказываний и рассуждений. Столь упрощенная трактовка ценностного сознания оказалась неприемлемой для большинства этиков, и в ходе последующей эволюции Э. она была существенно смягчена. Так, «умеренный эмотивист» Ч. Стивенсон признавал, что моральные оценки и предписания включают в себя знание об объективных свойствах оцениваемых предметов и предписываемых поступков и что когнитивные суждения входят в число оснований, определяющих моральный выбор личности. В то же время Стивенсон сохранил основную идею своих предшественников о том, что оценки и нормы не могут быть целиком редуцированы к знанию, поскольку в их состав входят (и определяют их ценностную специфику) некогнитивные составляющие психики — эмоции. Умеренный Э. в некоторой степени преодолел характерный для раннего Э. (и др. теорий, использующих аналитико-филос. подход) методологический «лингвоцентризм», заменяющий исследование духовных реалий анализом их языковых эквивалентов; те проявления духовности, которые не отливаются непосредственно в формы языка, а реализуются в человеческих отношениях и переживаниях, остаются при этом вне поля зрения исследователя. Это относится, в частности, к психическим механизмам морали, которые лишь частично опосредствованы языковой коммуникацией: моральные чувства не обязательно имеют вербальное выражение, так же как высказывания не обязательно экспрессивны. Э. оказал заметное воздействие на развитие англоязычной аналитической этики в 1920—1950-е гг., его сторонниками были такие видные философы, как Б. Рассел, М. Шлик, Р. Карнап и др. Однако кризис неопозитивистской методологии, а также субъективистские и релятивистские следствия Э., неприемлемые для большинства этиков-моралистов, существенно ограничили влияние этой метаэтической доктрины. В современной моральной философии последовательных приверженцев Э. (особенно в его радикальном варианте) практически нет.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ЭМОТИВИЗМ
(англ.emotive — вызывающий эмоции, возбуждающий, отлат.emoveo — потрясаю, волную), этич. теория, выработанная на основе идей и методологии логич. позитивизма. Согласно этой теории, моральные суждения и термины не являются ни истинными, ни ложными, лишены познават. содержания,т. к.не могут быть подвергнуты верификации(опытной проверке). Значение их состоит лишь в том, чтобы служить для выражения нравств. эмоций(напр., эмоций говорящего). Рассматривая моральные представления как произвольные, Э. даёт нигилистич. истолкование морали. Получил распространение в 20—40-хгг.20в.в Великобритании, Австрии и США. Гл. представители — Айер, Рассел, Карнап, Рейхенбах.
Дробницкий О. Г., Кузьмина Т. А., Критикасовр.бурж.этич. концепций, М.,1967,гл.4;
см. такжелит.к статьям Логический позитивизм. Неопозитивизм.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ЭМОТИВИЗМ
(англ. emotive – вызывающий эмоции, возбуждающий, от лат. emoveo – потрясаю, волную) – этич. теория, выработанная на основе идей и методологии логического позитивизма (см. также Неопозитивизм). Получил распространение в 20–40-х гг. 19 в. в Англии, Австрии, США, скандинавских странах. Гл. представители – Айер, Рассел, Карнап, Рейхенбах, Ч. Стивенсон, Ч. Огден, А. Ричарде, Хегерстрём. Подойдя к, языку морали с критериями и методами, выработанными при анализе языка науки, логич. позитивисты пришли к выводу, что, поскольку моральные суждения (напр., "X есть добро", "Ты должен совершить поступок А") и термины ("добро", "должен") не могут быть подвергнуты верификации (см. Верифицируемости принцип), они не являются ни истинными, ни ложными, не несут в себе познават. содержания и, следовательно, являются псевдосуждениями и псевдопонятиями, лишенными смыслового значения. Считая, что моральные идеи не могут быть обоснованы или опровергнуты средствами науки, Э. признал за ними лишь эмоцион. значение – служить для выражения и возбуждения нравств. эмоций. С этой т. зр., все моральные представления "...являются одинаково законными и одинаково произвольными" (Moore A., Emotivism: theory and practice, см. "Journal of Philosophy", 1958, v. 55, N 9, p. 376). Исходя из этого, представители Э. считают, что науч. философия должна воздерживаться от моральных суждений, быть "нейтральной" по отношению к различным способам поведения и нравств. убеждениям и представлять собой лишь анализ морального языка: в этом смысле она есть не этика в традиц. понимании, а "метаэтика". Поскольку в морали индивид свободен выбирать любые убеждения, мораль исключает вопросы истины и знания. В 20–30-х гг. Э. был филос. выражением реакции нек-рых кругов науч. интеллигенции на практикуемые бурж. пропагандой "увещевательные" способы индоктринации убеждений. Эта "антиидеологич." тенденция Э. выразилась в нигилистич. воззрениях на мораль, к-рые позднее сменились, однако, более "позитивным" пониманием морали: если в ней неприменимы рационально-эмпирич. доказательства, то уместны эмоционально-психологические доводы, внушение убеждений.
Лит.:Дробницкий О. Г., Оправдание безнравственности. Критич. очерки о совр. бурж. этике, M., 1963, гл. 2, Шварцман К. А., Этика без морали. Критика совр. бурж. этич. теорий, M., 1964, гл. 4, Против совр. бурж. этики [Сб. ст.], М., 1965, с. 159–82, Дробницкий О. Г. и Кузьмина Τ. А., Критика совр. бурж. этич. концепций, M., 1967, гл. 4, Ауеr A. J., Language; Truth and logic, L., 1936; его же, Philosophical essays, L.–Ν. Υ., 1963; Reichenbach H., The rise of scientific philosophy, Berk.–Los Ang., 1951, p. 277–302, его же, Modern philosophy of science, L., 1959; Ogden С. К., Richards J. A., The meaning of meaning, L., [1953]; Stevenson С. L., Ethics and language, New Haven, 1960; Dennes W. R., Some dilemmas of naturalism, Ν. Υ., 1960.
О. Дробницкий. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ЭМОТИВИЗМ
ЭМОТИВИЗМ (англ. emotive— волнующий, возбуждающий, лат. emoveo — волную, потрясаю) — метаэтическая теория (см. Метаэчшка), согласно которой главная функция этических (оценочных и императивных) высказываний заключается в выражении эмоции говорящего и возбуждении соответствующих чувств и переживаний у слушателей. Эта точка зрения восходит к Юму, который полагал, что этические (или моральные) суждения не несут никакого сообщения о предметах и поступках, а лишь выражают по отношению к ним чувства (feelings) одобрения или неодобрения. В качестве особой доктрины эмотивизм сложился в 20 в. в русле логического позитивизма, для которого критерием научной осмысленности любого высказывания является его верифацируемость. Поскольку этические суждения не отвечают этому критерию и, следовательно, не несут никакой информации о вещах и событиях, за ними остается лишь эмотивная функция, благодаря которой они могут служить одним из средств межчеловеческого общения. Имеются некоторые различия между “радикальным эмотивизмом” (А. Айер), который полностью отрицал репрезентативность языка морали и наличие каких-либо логических связей между его элементами, и “умеренным эмотивизмом” (Ч. Стивенсон), допускавшим двойственную — ценностно-познавательную — природу моральных слов и выражений: они одновременно и обозначают (описывают) некоторый предмет, и выражают к нему эмотивное отношение.
Эмотивизм оказал заметное воздействие на развитие англоязычной аналитической этики в 1920—50-е гг., его сторонниками были Б. Рассел, М. Шлик, Р. Карнап и др. Однако кризис неопозитивистской методологии, а также субъективистские и релятивистские следствия эмотивизма, неприемлемые для большинства этиков-моралистов, существенно ограничили влияние этой метаэтической доктрины. В современной моральной философии последовательных приверженцев эмотивизма (особенно в его радикальной версии) практически нет.
Д. В. Максимов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. эмотивизмангл. Emotive вызывающий эмоции возбуждающий от лат. emoveo потрясаю волную этическая теория выработанная на основе идей и методологии логического позитивизма См. Логич...Большая Советская энциклопедия II
  2. эмотивизмот англ. emotive вызывающий эмоции англ. етоtivism нем. Emotivismus. Этическая теория А. Айер Б. Рассел Р. Карнап и др. в основе крой лежат идеи и методология логическ...Большой толковый социологический словарь II
  3. эмотивизмот англ. emotive вызывающий эмоции этическая теориялогического позитивизма утверждает что моральные суждения и понятия неявляются ни истинными ни ложными лишены познава...Большой энциклопедический словарь II
  4. эмотивизмЭМОТИВИЗМ от англ. emotive вызывающий эмоции этическая теория логического позитивизма утверждает что моральные суждения и понятия не являются ни истинными ни ложными ли...Большой Энциклопедический словарь V
  5. эмотивизмНачальная форма Эмотивизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  6. эмотивизмemotivism филос. теория согласно крой значение моральных суждений состоит в выражении или определении эмоционального отношения. Напр. суждение Вы не должны были делать эт...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  7. эмотивизмэмотивизм эмотивизм а...Орфографический словарь
  8. эмотивизмОрфографическая запись слова эмотивизм Ударение в слове эмотивизм Деление слова на слоги перенос слова эмотивизм Фонетическая транскрипция слова эмотивизм [матвизм] Хара...Полный фонетический разбор слов
  9. эмотивизмэмотивизм а...Русский орфографический словарь
  10. эмотивизмэмотивизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  11. эмотивизмангл. emotive вызывающий эмоции возбуждающий от лат. emoveo потрясаю волную этич. теория выработанная на основе идей и методологии логич. позитивизма. Согласно этой теори...Советский философский словарь
  12. эмотивизмЭМОТИВИЗМ от англ . emotive вызывающий эмоции этическая теория логического позитивизма утверждает что моральные суждения и понятия не являются ни истинными ни ложными ли...Современный энциклопедический словарь
  13. эмотивизмУдарение в слове эмотивизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове эмотивизм...Ударение и правописание
  14. эмотивизмангл. emotive вызывающий эмоции возбуждающий от лат. emoveo потрясаю волную этич. теория выработанная на основе идей и методологии логического позитивизма см. также Не...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  15. эмотивизмлат. emovere возбуждать волновать субъективистская буржуазная теория морали в крой была наиболее последовательно применена методология логического позитивизма. Осн. пре...Философский энциклопедический словарь
  16. эмотивизмМитоз Мотив Мим Том Мвт Эвм Изм Эвот Зот Зов Воз Витим Вит Визит Эмотивизм Томми Изот Томизм Иов Тоз Мимо Мио Миоз Миозит Тим Миот Мот...Электронный словарь анаграмм русского языка
  17. эмотивизмот англ. emotive вызывающий эмоции англ. етоtivism нем. Emotivismus. Этическая теория А. Айер Б. Рассел Р. Карнап и др. в основе крой лежат идеи и методология логическо...Энциклопедия социологии