Философская энциклопедия

ЭГИДИЙ РИМСКИЙ

ЭГИДИЙ РИМСКИЙ
(род. ок. 1243/47, Рим – ум. 22 дек. 1316, Авиньон)
философ-схоласт и теолог; с 1295 – архиепископ в Бурже. В своем учении, в 1287 объявленом доктриной августианцев (настоятелем ордена которых он был в 1292), Эгидий Римский исходит из положений Августина и Фомы Аквинского. В трактате «De ecclesiastica sive de sumi pontificis potestate» находит односторонним развитие учения Фомы Аквинского о власти папы.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ЭГИДИЙ РИМСКИЙ
ЭГИДИЙ РИМСКИЙ (Колонна) или Жиль Римский (Aegidius Colonna Romanus, Ouпes de Rome) (ок. 1247, Рим — 22 декабря 1316, Авиньон) — средневековый теолог, философ, ученый, идеолог государственной и церковной политики, чье учение было признано официальной доктриной Ордена отшельников св. Августина (вступил в 1265, с 1292 генерал Ордена). “Основательнейший доктор” (doctor fimdatissimus). Профессор Парижского университета (1285—92), архиепископ Буржа (1295-1316).
В философских трактатах — “О заблуждениях философов” и “Книга против уровней и множественности форм” — он выступает с защитой учения Фомы Аквинского о единственности в каждой вещи (и человеке) субстанциальной формы.Однако, различая вслед за Фомой сущность и существование, Эгидий — в отличие от Фомы — говорит о них как об изначально различных вещах.
В области естественных наук разрабатывал учения о “естественных минимумах” (minima naturalia), величине, ускорении, смеси (mixtum), постулируя различие между материальными и формальными качествами и признавая иерархию субстанциальных форм, в которой каждая высшая форма виртуально содержит низшие.
Как политический писатель и педагог выступил с трактатом “О правлении государей” — наставлением короля в умении управлять собой, своей семьей и государством. В трактате “О церковной власти” попытался соединить политическую теорию Аристотеля с признанием приоритета Церкви перед государством.
Соч.: Aegidii Romani Opera omnia, 17 II, Catalogo dei manoscritti (239—372). 1/3*—1/3•* Francia (dipartimenti, Pangi) / Ed. F. Del Punta & C. Luna. — Frirenze, 1987—88 (Corpus Philosophorum Medii Aevi, VI— VII); Theoremata de esse et essentia, ed. E. Hocedez. Louvain, 1930; в рус. пер.: О правлении государей (отрывки).— В кн.: Антология педагогической мысли хрис1ианского Средневековья, т. II. М., 1994, с. 148-170.
Лит.: Boffito G. Saggio de bibliografia egidiana. Firenze, 1911; EgenterR. Die Erkenntnispsychologie des Aegidius Romanus. Regensburg, 1926; Makaay S. Der Traktat des Aegidius Romanus über die Einzigkeit der substantiellen Form. Wьrzburg, 1924.
A. M. Шишков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. эгидий римскийКолонна видный философ и теолог. Получил образование в Парижском унте где слушал Фому Аквинского затем стал магистром унта. Его перу принадлежат филос. трактаты коммен...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  2. эгидий римскийрод. ок. Рим ум. дек. Авиньон философсхоласт и теолог с архиепископ в Бурже. В своем учении в объявленом доктриной августианцев настоятелем ордена которых он был в ...Философский энциклопедический словарь II