Философская энциклопедия

ЩЕПАНЬСКИЙ

ЩЕПАНЬСКИЙ
(Szczepanski)Ян(р.14. 9.1913, Устронь),польск.социолог,действит. чл.Польск.АН(1964). Директор Ин-та философии и социологии(1968—75). Президент Междунар. социологич. ассоциации(1966—70). Гос. пр. ПНР 1-й степени(1974). Осн. труды по истории и теории социологии, социальной структурепольск.общества, социологии высшего образования идр.Руководил(с 1958)изданием «Исследование положения рабочего класса и интеллигенции»(«Z badan klasy robotniczej i inteligencii», t. 1-28, 1959-67).
Inteligencja i spoleczenstwo,Warsz.,1957; SocJoJogia. Rozwoj problematyki i raetod,Warsz.,1961; Soejologiczne zagadnienia wyzszego wyksztalczenia,Warsz.,1963; Rzecz o nauczycieach w wychowujqcym spoieczenstwie socjalistycznym,Warsz.,1975; Sprawy ludzkie,Warsz.,1978; Rozwazanja o consumpcii i polityce spoiecznej,Warsz.,1978; врус.пер.— Элементарные понятия социологии, М., 1969.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ЩЕПА́НЬСКИЙ
(Szczepański), Ян (р.14 сент. 1913) – польский социолог. Проф. (с 1951) ун-та в Лодзи, зав. кафедрой социологии пром-сти Лодзинского ун-та, действит. член Польской АН (с 1965). Директор Ин-та философии и социологии Польской АН (с 1968). В 1966–70 президент Междунар. социологич. ассоциации. В 1957–60 – депутат сейма, руководил комиссией по делам высшего образования и науки.
Щ. принадлежат труды по теоретич. социологии, истории социологии, социологии высшего образования, социальной структуре польского общества. Щ. – организатор конкретных социологич. исследований в ПНР. Руководит (с 1958) изданием "Исследование положения рабочего класса и интеллигенции" ("Z badán klasy robotniczej i inteligencji", t. 1–24, Lodz, 1959–1966). На основе курса лекций издал кн. "Элементарные понятия социологии" (Warsz., 1963; рус. пер., М., 1969), выполняющую роль учебника. Щ. исследует социальные отношения и обществ. формы, в к-рых они объективизируются: социальные институты, социальные группы и общности, социальные процессы, вызываемые изменениями в социальных отношениях. В качестве предмета социологии Щ. выделяет в системе всех обществ. отношений особую область социальной жизни, к-рая не тождественна со сферами экономической, политической и духовной жизни общества, а сопряжена с ними либо как со своей основой, либо как со своим продуктом.
Книга Щ. "Социология. Развитие проблематики и метода" ("Socjologia. Rozwoj problematyki i metod", Warsz., 1961) является первой в польской социологич. лит-ре попыткой создать учебник истории социологии. Щ. излагает развитие осн. социологич. школ и направлений согласно принятым в них онтологич. и методологич. основаниям.
Итогом многолетней педагогической и организаторской деятельности Щ. на поприще высшего образования является его кн. "Социологич. проблемы высшего образования" ("Socjologiczne zagadnienia wyzszego wyksztalczenia", Warsz., 1963), представляющая собой основанную на эмпирич. исследованиях разработку теории воспитания в высших уч. заведениях. Осн. положением теории воспитания, разрабатываемой Щ., является понятие "воспитательного отношения" между профессурой и студенчеством, включающее выполнение взаимных обязанностей. Щ. анализирует совокупность условий, обеспечивающих успешное осуществление задач высшего образования.
Соч.:Inteligencja i społeczeństwo, Warsz., 1957; Zagadnienia socjologii wspołczesnej, Warsz., 1965.
E. Осипова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.