Философская энциклопедия

ШТУМПФ

ШТУМПФ
(Stumpf)
Карл (род. 21 апр. 1848, Визентхейд, Нижняя Франкония – ум. 25 дек. 1936, Берлин) – нем. психолог и философ; профессор (с 1894). В основном занимался психологическими проблемами восприятия тона и поэтому благожелательно относился к музыковедению. Логику и теорию познания строил на основе психологии, не впадая, однако, при этом в психологизм. Проводимое им под влияниемБрентаноотделение явления (т.е. чувственного содержания образов, сохраняющихся в памяти) от функций (актов, состояний, переживаний) оказало большое влияние на Гуссерля. По его мнению, прогрессивное развитие в сфере психического не всегда подчинено прогрессивному развитию в сфере физического. Осн. произв.: «Tonpsychologie», 2 Bde., 1883-1890; «Erscheinungen und Funktionen», 1907; «Zur Einteilung der Wissenschaften», 1907; «Die Anfдnge der Musik», 1911 (рус. пер. «Происхождение музыки». Л., 1927); «Gefьhl und Gefьhlsempfindung», 1928; «Erkenntnislehre», 1939-1940.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ШТУМПФ
(Stumpf), Карл (21 апр.1848 – 25 дек. 1936) – нем. философ и психолог. С 1873 –профессор (преемник Ф. Брентано) в Вюрцбурге, позднее – профессор в Галле, Праге и Мюнхене, а с 1894 – в Берлине. Основал Психологич. ин-т при Берлинском ун-те. Взгляды Ш. сложились под влиянием идей Брентано (см. Феноменология) о применении к философии методов точных наук. В философии Ш. выступал последователем эмпиризма, призывая к возрождению традиции Локка и Лейбница и к преодолению спекулятивных тенденций нем. идеализма – "темного века философии" Канта и Гегеля. Ш. стремится найти новый путь для философии между современным ему психологизмом (как сведением филос. проблем к психологическим) и антипсихологизмом неокантианства. В историю философии Ш. вошел прежде всего как один из теоретиков феноменологии, будучи связующим звеном между учениями Брентано и Гуссерля (последний был учеником Ш. в период своего пребывания в Галле в 1884–88 и посвятил Ш. свои "Логич. исследования"). Ш. предвосхитил осн. идеи гештальтпсихологии; как психолог известен в основном двумя работами – "О психологич. происхождении пространств. представлений" ("Über psychologischen Ursprung der Raumvorstellung", Lpz., 1873) и "Психология музыкальных восприятий" ("Tonpsychologie", Bd 1–2, Lpz., 1883–90), в к-рой Ш. явился пионером. Здесь Ш. выступает против объективных методов Гельмгольца, выдвигая невозможность жесткого различения между физич. и психич. явлениями и необходимость изучения целостных комплексов.
В своей системе феноменологии (сформулированной в 1905–06) Ш. уже утверждает существование особой сферы феноменов как непосредственных первичных данных нашего опыта, одинаково "нейтральных" по отношению к психологии, физиологии и физич. наукам. Их изучение – объект новой науки – феноменологии, к-рая служит основанием отд. наук как о природе, так и о человеке и является как таковая преднаукой (Vorwissenschaft). Сами феномены не подлежат дальнейшей редукции не из-за ограниченности психич. способностей, но в силу присущих им структурных свойств (так, цвет не может быть без протяжения, протяжение же представимо и без цвета). Задача феноменологии – описание этих первичных данностей самих по себе, вне зависимости от их каузальных отношений, эмпирическим, в том числе и экспериментальным, методом; однако выдвинутая Ш. идея экспериментальной феноменологии не получила в дальнейшем развития. С т. зр. "чистой феноменологии" Гуссерля, система Ш. являлась лишь психологич. доктриной, ограниченной сырым материалом опыта, не "очищенного" феноменологической редукцией. Ш. в свою очередь подверг учение Гуссерля подробной критике в своей посмертно изданной системе гносеологии ("Теория познания" – "Erkeinntnislehre", Lpz., 1939). Ш. писал также по вопросам истории философии и этики.
Соч.:[Автобиография], в кн.: Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, Bd 5, Lpz., 1924; в рус. пер. – Явления и психические функции, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 4, СПБ, 1913; Душа и тело, там же, сб. 8.
Лит.:Кунцман А. И., Психология мышления Ф. Брентано, Г. Уфуэса, Э. Гуссерля и К. Штумпфа, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 16, СПБ, 1914; Festschrift С. Stumpf zum 75. Geburtstag, в сб.: Psychologische Forschung, Bd 4, В., 1923; Köhler W., С. Stumpf zum 21. April 1928, "Kantstudien", 1928, Bd 33, H. ½; Hartmann Ν., Gedächtnisrede auf С. Stumpf, В., 1937.
Д. Ляликов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ШТУМПФ
ШТУМПФ (Stumpf) Карл (21 апреля 1848, Визентхайд, Бавария — 25 декабря 1936, Берлин) — немецкий философ и психолог. Обучался праву в Вюрцбурге. Под влиянием Ф. Брентано обратился к философии и психологии. Защитил диссертацию (1868) по теме “Платон и теория блага”. Г. Фехнер ввел Штумпфа в область экспериментальной психологии. В 1873—79 — профессор кафедры философии в Вюрцбурге (по рекомендациям Брентано и Лотце), в 1879—84 — в Праге, в 1884—89 — в Галле, в 1889—93 — в Мюнхене. В 1894—1923 — в Берлине. В 1907—08 — ректор Берлинского университета. По рекомендации Брентано в 1886 к Штумпфу в йлле на должность приват-доцента приехал Э. Гуссерль (свои “Логические исследования” он посвятил Штумпфу). В 1896 Штумпф вместе с Т. Липпсом организовал в Мюнхене Третий международный конгресс по психологии. Являлся основателем Архива фонограмм (мелодии и ритмы примитивных народностей, фольклористика), а также “Общества детской психологии” (Gesellschaft fьr Kinderpsychologie). Основной труд Штумпфа — “Психология музыкальных восприятий” (Tonpsychologie, 1883, Bd. l, 1890, Bd. 2).
Согласно Штумпфу, психология (называемая им феноменологией) есть пропедевтическая фундаментальная наука (Vorwissenschaft), построение которой станет основой частных наук о природе и человеке. Ее задача — описание, эмпирическое исследование т. н. “первичных” и “вторичных” феноменов, а также “психических функций”, вне зависимости от их причинных отношений. Феномены не подлежат сведению к более элементарным элементам в силу присущих им структурных свойств. Тематическая область “феноменологии” разделяется Штумпфом на три основные части: 1) “феномены” — содержание чувств или воображения; 2) “психические функции” — восприятие, ведение, желание и проч.; функции в свою очередь подразделяются не “интеллектуальные” (восприятие, разумение и суждение) и “эмоциональные” (аффективные, представленные биполярными отношениями: “радость—горе”, “поиск—избегание”), 3) “имманентные отношения” между функциями и феноменами. В 1907 и 1916 Штумпф вводит понятие “ощущение чувств” (Gefiihlsempfindungen): ощущение, содержанием которого является чувство. Брентано и Штумпфа иногда называют основателями т. н. “функциональной психологии”: центральным является различение между актом (напр., слышания) и содержанием. Штумпф выступает против жесткого различения между психическими и физическими феноменами: акт ощущения имеет физическую природу (“функция” — всегда является физической), содержание же его “феноменологично”. Новое по отношению к Брентано заключалось в том, что в “психологию актов” был введен метод эксперимента. Идеи Штумпфа были подвергнуты критике Гуссерлем и Вундтом. Одним из главных понятий психологии звука Штумпфа является “сплавление” звуков: множественность звуков, которые в сознании образуют единство, целое созвучие. Диссонанс — “индивидуация” звуков из этого единства. Среди закономерностей “слияния” Штумпф выделял следующие: степень слияния не зависит от (области) звука, его силы; степень слияния двух звуков не зависит от удовольствия, вызываемого третьим, четвертым и т. д. звуками; слияние сохраняется (в т. ч. и по своей силе) также и в том случае, если оба звука воспиринимаются левым и правым ухом соответственно. Влияние Вундта способствовало закреплению за психологией статуса самостоятельной эмпирической дисциплины; его идеи развивали такие психологи, как К. Коффка и В. Кохлер.
Соч.: Über den psychologischen Ursprung der Raumvorstellung. Lpz., 1873; Leib und Seele. Lpz., 1903; Erscheinungen und Funktionen. B., 1907; Zur Einteilung der Wissenschaften, 1907; Philosophische Reden und Vorträge. Lpz., 1910; Franz Brentano. Münch., 1919; Gefühl und Gefühlsempfindung, 1928; Erkenntnislehre, 1939-40, Bd. 1-2; Душа и тело.— В сб.: Новые идеи в философии, сб. 4. СПб., 1913; Происхождение музыки. Л., 1927.
Лит.: Die Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellung, vol. V. Lpz., 1924, S. 205—265; Явления и психические функции.— В сб.: Новые идеи в философии, сб. 4. СПб., 1913; КунцманА.И. Психология мышления Фр. Брентано, Г. Уфуэса, Э. Гуссерля и К. Штумпфа.— В сб.: Новые идеи в философии, сб. 16. СПб., 1916.
И. А, Михайлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. штумпфStumpf Карл немецкий психолог философ музыковед. Ученик Ф. Брентано и Р.Г. Лотце. Профессор в Вюрцбурге с Праге с Галле с Мюнхене с Берлине . Президент совместно с Т...История психологии в лицах
  2. штумпфШТУМПФ Stumpf Карл немецкий психолог философ музыковед. Представитель феноменологии. Предвосхитил основные идеи гештальтпсихологии. Основные труды О психологическом прои...Современный энциклопедический словарь
  3. штумпфШтумпф Карл Stumpf немецкий философ род. в г. был профессором философии в Вюрцбурге Праге Галле Мюнхене теперь в Берлине. Будучи хорошим музыкантом Ш. с особенным интер...Энциклопедический словарь
  4. штумпфКарл Stumpf немецкий философ род. в г. был профессором философии в Вюрцбурге Праге Галле Мюнхене теперь в Берлине. Будучи хорошим музыкантом Ш. с особенным интересом за...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона