Философская энциклопедия

ШТАЙН

ШТАЙН
(Stein) Эдит (1891 -1942) — ученица и ассистент Э. Гуссерля, примыкала к кругу т.н. реалистической феноменологии (X. Конрад-Мартиус, М. Гайгер, Я. Геринг, Р. Ингарден, А. Пфендер, М. Шелер). В 1933 ушла в монастырь босоногих кармелиток (монашеское имя — Тереза Бенедикта Креста). Ш. — автор агиографических работ «Жизнь святой Терезы Авильской» и «Жизнь святой Терезы Маргериты Рэди». В 1942 во время молитвы арестована гестапо.За несколько дней до смерти в газовой камере переправила на волю письмо со словами: «К scientia crusis можно приблизиться лишь тогда, когда станет невыносимо под тяжестью креста... Да святится Крест, единственная надежда». В 1998 канонизирована католической церковью.
Духовная эволюция Ш., начавшись с феноменологии Гуссерля и, отчасти, ее экзистенциалистской интерпретации М. Хайдеггера, — через схоластику св. Фомы Аквинского — завершилась философско-теологическим исследованием мистического опыта св. Иоанна Креста. Эта эволюция нашла свое отражение в кн. «Философия Гуссерля и философия Фомы Аквинского», «Бытие конечное и бытие бесконечное», «Наука Креста».
Феноменологическая теория эмпатии, созданная Ш., предполагает, что эмпатия и вчувствование (Ein-fuhlung) раскрываются в трех стадиях: первая — когда чужая жизнь внезапно вырастает передо мной; вторая — когда я втянут в душевное состояние Другого; третья делает возможным не только соучастие, но и понимающую объективизацию переживаний. В эмпатии, рассматриваемой как познание опыта Другого, речь идет о тождестве субъекта опыта и субъекта эмпатии. Ш. пишет: «В пережитом мной неоригинальном опыте я чувствую себя сопровождаемой опытом другим, изначальным, он не прожит мной, но взывает ко мне. Таким путем, путем эмпатии, мы узнаем некие опытные акты sui genesis».
Анализируя соотношение филос. и религиозного опыта, Ш. заключает, что мы принимаем истины веры даже при отсутствии интеллектуальной очевидности, и возможно поэтому свет веры называют сумеречным светом.
Прогресс интеллекта состоит, в частности, в преодолении страха темноты. Когда Бог хочет принять сотворенный дух в себя, он дает ему «блаженное видение» невидимого. Так Ш. приходит к мистическому опыту с его символами «крест» и «ночь».

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.


  1. штайндив.i штейн....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  2. штайнШТАЙН у ч. мет.Те саме що штейн....Словник української мови у 20 томах
  3. штайнШТАЙН Stein Петер родился в немецкий режиссер. В основал театр Шаубюне в Западном Берлине руководил до . Последователь системы К.С. Станиславского. Ставит произведения ...Современная энциклопедия
  4. штайнШТАЙН Stein Петер р . немецкий театральный режиссер. С в театре Бремен. В основал театр Шаубюне в Берлине. Постановки Мать по М. Горькому Оптимистическая трагедия В. ...Современный энциклопедический словарь
  5. штайндив. штейн....Толковый словарь украинского языка
  6. штайнI нар.em нм. режисер спвпрацював з театрами у Мюнхен Бремен Цюриху Берлн нсцензац Орестеem Есхла Юля Цезаряem В. Шекспра.Карл фонstrong прусський полтик мнстр запрова...Універсальний словник-енциклопедія
  7. штайнI Stein Петер нар. нм. режисер спвпрацював з театрами у Мюнхен Бремен Цюриху Берлн нсцензац Оресте Есхла Юля Цезаря В. Шекспра. II Stein Карл фон прусський полтик мнс...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)