Философская энциклопедия

ЧЕЛОВЕК

ЧЕЛОВЕК
— главная тема философии, центральная проблема всех филос. школ и направлений, неисчерпаемая в силу своей бесконечной сложности, дающая пищу для самых разнообразных интерпретаций и толкований.
Ч., по мнению Б. Паскаля, это химера, невидаль, чудовище, хаос, поле противоречий, чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земляной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор Вселенной. Ч. можно сравнить и с Богом, и животными, он окружен со всех сторон пугающей бесконечностью. С одной стороны, Вселенная, в которой Земля крохотная точка, а Ч. — вообще исчезающе малая величина. С др. — бесконечность внутри мельчайшего атома, бесконечность ничтожнейшего продукта природы. Но что значат эти бесконечности в сравнении с Ч.? Хоть он и песчинка в космосе, хрупкий тростник, но тростник мыслящий. Не нужно ополчаться против него всей Вселенной, писал Паскаль, чтобы его раздавить; облачка пара, капельки воды достаточно, чтобы его убить. Но пусть Вселенная и раздавит его, Ч. все равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что он умирает и знает превосходство Вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает. Человек, считал К. Г. Юнг, не в состоянии сравнить себя ни с одним существом. Он Ч. «Но что значит — быть человеком? Я отдельная часть безграничного Божества, но я не могу сопоставить себя ни с животным, ни с растением, ни с камнем. Лишь мифологические герои обладают большими, нежели человек, возможностями. Но как может человек составить определенное мнение о себе? Каждый из нас предполагает некий психический процесс, который мы не контролируем и который лишь частично направляем.Потому мы не можем вынести окончательного суждения о себе или своей жизни.
Если бы мы могли — это бы значило, что мы знаем, но такое утверждение — не более чем претензия на знание. В глубине души мы никогда не знаем, что же на самом деле произошло. История жизни начинается для нас в случайном месте, в какой-то особой точке, которую нам случилось запомнить, но уже в этот момент наша жизнь была чрезвычайно сложна» (К.Г. Юнг).
Сила, создавшая Ч., создала и самую большую загадку для него, загадку его собственной сущности, и человек всю свою жизнь и на протяжении всей истории пытается ее разгадать. М. Шелер выделил пять попыток определения Ч., пять идей о Ч., существовавших в истории:
1) идея, основанная на религиозной вере, согласно которой Ч. есть образ и подобие Божие;
2) идея древних греков о том, что Ч. — это Homo sapiens, наделенный божественным началом, разумом, которого вся природа лишена;
3) идея Homo faber — Ч. делающий, его главной чертой является не разум, потенциально свойственный также и животным, но способность создавать орудия труда, искусственный мир культуры;
4) Ч. — дезертир жизни, ее основных ценностей и законов, ее священного космического смысла; Ч. — тупик жизни, из-за своей биологической слабости и бессилия создавший цивилизацию, гос-во, право, производство; человеческий дух является принципом, который уничтожает жизнь, самую высшую из ценностей;
5) Ч. — свободное существо, творящее мир из полноты собственной сущности, предположение о существовании Бога несовместимо с этим его статусом, Богу нельзя существовать и Бог не должен существовать во имя ответственности, свободы, предназначения, во имя смысла бытия Ч.; свободное нравственное существо, личность может существовать только в механическом или, по крайней мере, не телеологически построенном мире; в мире, который божество сотворило по своему плану, в этом мире Ч. — как нравственное существо, как личность — уничтожен; предикаты Бога должны быть перенесены на Ч., не на общество, а на личность — на ту личность, у которой максимум ответственности, воли, цельности, чистоты, ума и могущества.
В истории изучения Ч. было много др. попыток его определения: Ч. играющий, Ч. человечный, «млекопитающее с мягкой мочкой уха» (Г.В.Ф. Гегель), «животное, умеющее обещать» (Ф. Ницше) и т.д. и т.п. Все они берут один отличительный признак универсального существа и этим ограничивают его понимание. Ч., как и Бога, видимо, можно определить только апофатически (отрицательно), через его фундаментальные характеристики: несводимость, непредопределенность, неповторимость, незаменимость, невыразимость. Ч. не детерминирован жестко ни законами своего биологического вида, ни законами культурной эволюции, ибо история культуры — это не только преемственность традиций, но и их постоянная ломка. Ч. не рождается с определенной профессией или вкусом, не привязан к какому-то одному климату или пище, к определенному месту. Он — бесконечная, открытая потенциальность, с огромной, в сравнении со всеми остальными существами, степенью свободы. Он никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психической особенностью, ни с профессией, ни с делом, ни с одной из сотворенных им форм и вещей, он никогда не выражает в них себя полностью, он всегда выше, значительнее любого своего дела и свершения. Ч. никогда не может себя опредметить, выразить до конца в своих делах и поступках, в нем всегда есть много незавершенного, непроявленного. Ч. — существо трансцендирующее, постоянно переступающее самого себя, свои положенные им самим или кем-то границы. Сущностью Ч. является ничто. Он — ничто в сравнении со всеми др. видами жизни, окостеневшими в строгих и неизменных формах; он всегда меняется, всегда преодолевает свое сегодняшнее состояние. Он — ничто, которое не есть что-то (законченное и ограниченное), а есть условие всякого что-то, которое позволяет ему быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой. Его «ничто» — это признак его универсальности, возможность свободы. Его «ничто» выражается еще и в том, что Ч. нет как чего-то законченного, оформленного, автоматически длящегося и сохраняющегося. Ч. — это стремление быть Ч. Он существо сверхъестественное, потому что важнейшие феномены его существования, составляющие его главную, невидимую, метафизическую природу: любовь, совесть, честь, достоинство, ум, свобода и т.д., не имеют естественных причин. Метафизика определяет физику его существования, он может отдать жизнь, защищая свою честь или свою свободу.
К. Ясперс выделял пять свойств, или особенностей, Ч. как метафизического существа:
1) неудовлетворенность, поскольку Ч. постоянно чувствует свое несоответствие тому, чем он является сегодня: он не удовлетворен своим знанием, своим духовным миром, своим положением, грызущее чувство неудовлетворенности — показатель его человечности;
2) стремление к безусловному, поскольку его жизнь постоянно обусловлена внешними и внутренними причинами, а ему нужно найти безусловную опору для своего бытия, которую невозможно найти ни в обществе, ни в природе, ибо все это для него — вещи относительные;
3) беспрестанное стремление к единому, поскольку ни один из видов единства мира — материального и духовного — его не удовлетворяет, единственное, что может его удовлетворить, — это вечность и, соответственно, непосредственная связь с бытием;
4) сознание непостижимого воспоминания, как будто он знает о творении мира или может вспомнить о том, что было до этого творения;
5) сознание бессмертия не как продолжения жизни в др. образе, а как своей укрытости в вечности.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ЧЕЛОВЕК
высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-историч. деятельности и культуры. Ч.—предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины идр.Перерабатывая многообразные данные этих наук, философия даёт им определ. истолкование и осмысление.
Вопрос о природе(сущности)Ч., его происхождении и назначении, месте Ч. в мире — одна изосн.проблем в историифилос.мысли. В древнейкит.,инд.,греч.философии Ч. мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного «порядка» и «строя» бытия(природы), как «малый мир», микрокосм(Демокрит)— отображение и символ Вселенной, макрокосма(в свою очередь понимаемого антропоморфно — как живой одухотворённый организм;см.Микрокосмос и макрокосмос). Ч. содержит в себе всеосн.элементы(стихии)космоса, состоит из тела и души(тела, души, духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности(аристотелизм)или как две разнородные субстанции(платонизм). В учении о переселении душ, развитоминд.философией, граница между живыми существами(растениями, животными, Ч., богами)оказывается подвижной; однако только Ч. присуще стремление к «освобождению» от пут эмпирич. существования с его законом кармы — сансары. Согласно веданте, специфич. начало Ч. составляет атман(душа, дух, «самость», субъект), тождественный по своейвнутр.сущности со всеобщим духовным началом — брахманом. В философии Аристотеля нашло выражение определяющее дляантич.философии понимание Ч. как живого существа, наделённого духом, разумом(«разумной душой», в отличие от сенситивной и вегетативной души)и способностью к обществ. жизни.
В христианстве библейское представление о Ч. как «образе и подобии бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеч. природы в личности Христа и возможности, в силу этого,внутр.приобщения каждого человека к божеств. «благодати»христ.традиции кристаллизуется термин «сверхчеловек» —лат.super-humanus). Вср.-век.философии намечается понимание личности как отличной от психофизич. индивидуальности и несводимой кк.-л.всеобщей «природе», или субстанции(телесной, душевной, духовной), как неповторимого отношения(Ришар Сен-Викторский, 12в.).
Эпоха Возрождения проникнута пафосом автономии Ч., его безграничных творч. возможностей(Пико делла Мирандола идр.). Специфичность человеч. сферы бытия остро переживается,напр., Николаем Кузанским(«О предположениях» II 14). Представление Декарта о мышлении как единственно достоверном свидетельстве человеч. существования(«мыслю, следовательно, существую»)легло в основу новоевроп. рационализма, который именно в разуме, мышлении усматривает специфич. особенность Ч., его сущность. Картезианский дуализм души и тела надолго определил постановку ант-ропологич. проблематики(см.также Психофизическая проблема). При этом тело рассматривалось как автомат, машина, общая у человека с животными(ср. программноесоч.Ламетри «Человек-машина»), а душа отождествлялась с сознанием. Франклин определяет Ч. как «животное, производящее орудия».
У Канта вопрос «что такое человек?» формулируется какосн.вопрос философии. Исходя из дуалистич. понимания Ч. как существа, принадлежащего двум различным мирам — природной необходимости и нравств. свободы, Кант разграничивает антропологию в «физиологич.» и «прагматич.» отношении: первая исследует то, «...что делает из человека природа...», вторая — то, «...что о н, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам»(Соч.,т.6, М.,1966,с.351).
В отталкивании как от картезианского рационализма, так и от сенсуалистич. эмпиризма 17—18вв., внем.философиикон.18 —нач.19вв.происходит возвращение к пониманию Ч. как живой целостности, характерному для эпохи Возрождения(Гердер, Гёте, натурфилософия романтизма). Гердер называет Ч. «первым вольноотпущенником природы»: его органы чувств и телесная организация, в отличие от животных, не специализированы, более неопределённы, что составляет источник его специфич. преимущества: он сам должен формировать себя, создавая культуру. Гердер, романтики, Гегель развивают идеи историчности человеч. существования(Новалис называет историю «прикладной антропологией»). Длянем.классич. философии определяющим является представление о Ч. как о субъекте духовной деятельности, создающем мир культуры, как о носителе общезначимого сознания, всеобщего идеального начала — духа, разума. Критикуя эти идеинем.идеализма, Фейербах осуществляет антропологич. переориентацию философии, ставя в центр её Ч., понимаемого прежде всего как чувственно-телесное существо, как живую встречу «Я» и «Ты» в их конкретности. В России антропологич. принцип в философии развивал Чернышевский.
В иррационалистич. концепциях Ч. 19—20вв.доминирующими становятся внемыслит. способности и силы(чувство, воля ит.д.). Согласно Ницше, Ч. определяется игрой жизненных сил и влечений, а не сознанием и разумом. Кьеркегор выдвигает на первый план волевой акт, в котором Ч. «рождает себя», выбор, благодаря которому индивид, непосредств., природное существо, становится личностью,т. е.бытием духовным, самоопределяемым. Проблема личности — центральная для концепции Ч. в персонализме и экзистенциализме, согласно которой Ч. не может быть сведён кк.-л.«сущности»(биологической, психологической, социальной, духовной). Отрицая обществ. природу личности, экзистенциализм и персонализм разграничивают и противопоставляют понятия индивидуальности — как части природного и социального Целого и личности — как неповторимого духовного самоопределения(«экзистенции»). Идеи философии жизни(Дильтей)и феноменология Гуссерля послужили исходной основой для возникновения философской антропологии мак особого течения внем.философий 20в.(Шелер, Плеснер, Гелен, «куль-турантропология» Э. Ротхаккера идр.), Натуралистич. подход к Ч. характерен Как для представителей традиц. фрейдизма, так и длямн.естествоиспытателей 20в.на Западе. Ю. Н. Попов.
Отвергнув идеалистич. и натуралистич. концепции Ч., марксизм подошёл К объяснению природного и социального в Ч. на основе принципа диалектико-материали-стич. монизма. Исходным пунктом марксистского понимания Ч. является трактовка его как производного от общества, как продукта и субъекта обществ.-трудовой деятельности. К. Маркс писал, что «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,т.3,с.3).
Марксистско-ленинский анализ проблемы Ч. предполагает выявление социальной сущности, конкретно-историч. детерминации его сознания и деятельности, различных историч. форм бытия человека и его образа жизни, раскрытие соотношения социального и биологического в Ч. иДр.
Обществ. истории Ч. предшествовала его естеств. предыстория: зачатки трудоподобной деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигат. средств сигнализаций. Определяющим условием реализации этих предпосылок становления Ч. марксизм считает труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение человекообразной обезьяны и человека(см.Ф. Энгельс, там же,т.20,с.489—90). Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования, они приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет образ их жизни.Ч. же не просто приспосабливается к данным условиям, а, объединяясь в совместном труде, преобразует их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создаёт мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам Ч. формируется культурой.
Ч. есть живай система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретённого. Как живой организм Ч. включён в природную связь явлений и подчиняется биологич.(биофизич., биохимич., физиологич.)закономерностям, на уровне сознат. пси-хики и личности Ч. обращён К социальному бытию с его специфич. Закономерностями. Физич., морфологич. организация Ч. является высшим уровнем организаций материй в известной нам части мироздания. Ч. кристаллизует в себе всё, что накоплено человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через приобщение К культурной традиции, и через механизм биологич. наследственности. Ребёнок наследует запас генетич. информации через специфически человеч. строение тела, Структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако природные(анатомо-физиологич.)задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребёнка со взрослыми. Марксизм отвергает метафизич. представления о существовании врождённых идей и способностей у Ч. Проявление биологич. закономерностей жизни Ч. носит социально обусловленный характер. Жизнь Ч. детерминируется единой системой условий, в которую входят как биологич., так и социальные элементы. При этом биологич. составляющие этой единой системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития. Действия Ч., образ его мыслей и чувств зависят от объективных йсторич. условий, в которых он живёт, от особенностей той социальной группы, класса, интересы которых он сознательно или бессознательно представляет. Содержание духовной жизни Ч. и законы сто жизни наследственно не запрограммированы. Но этого никак нельзя сказать о некоторых потенциальных способностях к творч. деятельности, об индивидуальных особенностях дарования, крые формируются обществом, но на основе наследств. задатков. Наследств. моменты в той или иной степени, прежде всего через особенности высшей нервной системы, влияют и на характер развития наклонностей и способностей Ч.
Перед каждым вступающим в жизнь Ч. простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, опредмечена деятельность предшествующих поколений. Именно этот очеловеченный мир, в котором каждый предмет и процесс как бы заряжен человеч. смыслом, социальной функцией, целью, и окружает Ч. При этом достижения человеч. культуры не даны Ч. в готовом виде в воплощающих их объективных условиях, а лишь заданы в них. Освоение социальных, исторически сложившихся форм деятельности —гл.условие и решающий механизм индивидуального становления Ч; Чтобы сделать эти формы своими личными спо-собностями и частью своей индивидуальности, Ч. с раннего детства вводится в такое общение со взрослыми, крое выражается в виде подражания, учения и обучения. В результате этого индивидуально развивающийся Ч. овладевает способностями разумно действовать с орудиями труда, с различного рода символами, словами, с представлениями и понятиями, со всей совокупностью социальных норм. Осваивая очеловеченную природу, ребёнок приобщается к бытию культуры разнообразными способами, В этом приобщении участвует каждое из «...человеческих отношений к миру — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление, созерцание, ощущение, желание, деятельность, любовь, словом, все органы его индивидуальности...»(М а рк с К., там же,т.42,с.120).
В процессе приобщения к культуре у Ч, вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевыми усилиями регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов ит.п. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Он подавляет неприемлемые для данной социальной группы импульсы и составляет необходимое условие жизни общества. Чем более интенсивно развивается человечество, тем всё более сложными оказываются проблемы образования и воспитания, формирования Ч. как личности.
Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетич. вкусы ит.д. формируют поведение и разум Ч., делают изотд.Ч. представителя определ. образа жизни, культуры и психологии: Ч, «,..только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества»(Маркс К. и Энгельс Ф., там же,т.2,с.146). Критикуя представления о Ч. как изолированной монаде, Маркс подчёркивал, что Ч. всесторонне включён в контакт, общение с обществом, даже когда остаётся наедине с собой. Осознание Ч. себя как такового всегда опосредствовано его отношениями кдр.людям. Каждыйотд.Ч. представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем он несёт в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность, когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта йсторич. процесса. Становление личности связано с процессом обществ. дифференциации, выделениемотд.индивида из коллектива по мере развития личных прав и обязанностей. Марксистское понимание Ч. исходит из того, что Ч. может быть свободным лишь в свободном обществе, где он не только является средством осуществления обществ. целей, но выступает прежде всего как самоцель. Идеал такого общества марксизм видит в коммунистич. обществе,т. к.только в нём Ч. получит средства, дающие ему возможность полностью выявить свою индивидуальность.
см. также Личность.
Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч.,т.3; Проблема Ч. всовр.философии. [Сб. ст.], M.,1969; Гpигоpьян В. Т., Философия о сущности Ч., М.,1973; Соотношение биологич. и социального в Ч.. М.,1975; Дубинин Н. П., Шевченко Ю. Г., Некоторые вопросы био-социальной природы Ч., М.,1976; Смирнов Г. Л., Сов. Ч., M., 19803; Корнеев П. В., Критикасовр.бурж.и ревизионистских концепций Ч., М.,1981(лит.).
А. Г. Спиркин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ЧЕЛОВЕК
высшая ступень живых организмов на Земле. Телесно человек принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам (т.е. «человекоподобным существам»), ближайшим соседям понгид (человекообразных: гориллы, шимпанзе); и те и др. восходят к третичному периоду. Существа, жившие около 550 тыс. лет назад, начали использовать огонь. О причинах, определивших становление собственно человека, можно высказать только предположения. Путь этого становления раскрывается все яснее благодаря филогенетической антропологии, сравнительной морфологии, физиологии и палеонтологии. Более высокий уровень развития человека по сравнению с животными проявляется в прямой походке, в совершенстве руки как хватательного и производящего орудия, а особенно в увеличении объема мозга и его поверхности. С развитием этих качеств человека связано ослабление его физических – функций: притупление остроты чувств, ослабление «закалки» в широком смысле этого слова по отношению к факторам внешнего мира, уменьшение чисто физической силы организма. Что касается души, то в этом плане человек отличается не столько сознанием вообще, сколько осознанием самого себя, своей историчности, своей приближающейся смерти. В то время как поведение животного связано с окружающим миром и направляется инстинктами, поведение человека, напротив, не определяется средой и является свободным. Эта независимость от окружающего мира дает возможность специализировать органы чувств и расширять их функции, создает условия для появления самостоятельного мышления, чувствования, волеизъявления и возникновения совершенно нового явления – памяти и фантазии; на место окружающей среды приходитмир.Но все это грозит человеку имеющей далекие последствия опасностью потери инстинкта и опасностью противоестественной жизни, вызываемой оттеснением инстинктов. Вследствие того что душа, в известной степени самостоятельная, противостоит телу, возникаетвопрос об отношении души и тела.Над областью сознания и души человека возвышается индивидуальныйдух,который устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружающим его, но и с общим идейным содержанием (идеями) вещей, в связи с чем человек выше всего поднимается над миром животных и, конечно, больше всего удаляется от природы. Благодаря своей единственной в некотором роде телесно-душевнодуховной организации только человек являетсяличностью,способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим (состоящим в придании формы внешнему материалу) достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения; на этой основе развиваются речь и письмо, способность создавать технические конструкции, сбор и понятийная обработка наблюдений и знаний, а также все более увеличивающееся разделение труда и совместный труд, возрастающая сила идейного воспитания и моральной ответственности, расширяющееся познание природы и господства над природой (см.Культура).Именно идейное воспитание и самопознание человек все больше ставит на службу своего самоформирования. Зависимость человека от природы, с одной стороны, его духовно-культурное возвышение над природой – с другой, привела к различным с философской точки зрения толкованиям сущности человека и его целей, что отразилось прежде всего в мифах различных религий о сотворении человека. Наиболее продолжительным в вопросе толкования человека было влияние Ветхого завета. Античность и особенно христианство видели сущность человека в его разуме, или познавательной способности, в его способности к образованию политической общности. Христ. средневековье видело в нем, с одной стороны, подобие Бога, а с другой – творение земных демонических сил. В 18 в. в человеке различали чувственное явление и «сверхчувственную» разумную сущность. Последнее из названных понятий стало затем исходным пунктом для идеала Гуманизма, который учил, что все люди обладают идеальной физически-душевнодуховной способностью к совершенствованию. Сегодня сущность человека видят в том, что он отличает ценностное (см.Этика)от целесообразного, полезного, приятного. Способность оценивать находится в связи со способностью схватывать существо дела с помощью понятий и делать его наглядным средствами искусства, так же как и способность наделения смыслом личностей, предметов, явлений. Вокруг существенного и значительного возникаетмикрокосмосиндивида. Сущность человека и его место в мире исследует философскаяантропология.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ЧЕЛОВЕ́К
см. ст. Личность, а также ст. Философская антропология.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ЧЕЛОВЕК
ЧЕЛОВЕК — существо, наиболее известное самому себе в своей эмпирической фактичности и наиболее трудно уловимое в своей сущности. Способ бытия человека во Вселенной столь уникален, а его структура составлена из столь разнородных и противоречивых элементов, что это служит почти непреодолимой преградой на пути выработки какого-либо краткого, нетривиального и в то же время общепринятого определения таких понятий, как “человек”, “природа человека”, “сущность человека” и т. п. Можно разграничить по меньшей мере четыре подхода к определению того, что такое человек: 1) человек в естественной систематике животных, 2) человек как сущее, выходящее за рамки живого мира и в известной мере противостоящее ему, 3) человек в смысле “человеческий род” и, наконец, 4) человек как индивид, личность. Как показывает многовековой опыт, возможны по крайней мере три способа ответа на вопрос о том, что такое человек, каковы его отличительные особенности, его differentia specifica. Условно эти способы можно обозначить как 1) дескриптивный, 2) атрибутивный и 3) сущностный.
В первом случае исследователи концентрируют внимание на тщательном выделении и описании всех тех морфологических, физиологических, поведенческих и других признаков, которые отличают человека от представителей всех других видов живых организмов, в т. ч. и от ближайших в таксономическом ряду. Этот подход с особой строгостью реализуется именно в естественно-научной (“физической”) антропологии, где перечисление признаков, отличающих homo sapiens от всех других представителей рода homo, занимает порой несколько страниц и включает в себя все — от формы черепа до морфологии зубов и строения нижних и верхних конечностей. Но иногда как в исследовательских, так и в популяризаторских целях, особенно в работах по общим вопросам антропогенеза, делаются попытки выделения кластерных признаков, таких, как прямохожцение, большой объем и сложное строение головного мозга, использование и изготовление орудий труда и защиты, развитая речь и общительность, необычайная пластичность индивидуального поведения и др. Но уже в наше время, столкнувшись с реальной проблемой необходимости регулирования экспериментов с человеком (как в чисто научных, так и в медицинских целях), даже ученыеестественники вынуждены констатировать в качестве признаков, определяющих человека, и такие, как его уникальность во Вселенной, способность мыслить и осуществлять свободный выбор, выносить моральные суждения и тем самым брать ответственность за свои действия.
Дескриптивный подход к определению человека, свойственный также и философам, включает, напр., такие признаки, как биологическая неприспособленность человека, неспециализированность его органов для какого-то определенного чисто животного существования; особое анатомическое строение, необычайная пластичность его поведения; способность производить орудия труда, добывать огонь, пользоваться языком. Лишь человек обладает традицией, памятью, высшими эмоциями, способностью думать, утверждать, отрицать, считать, планировать, рисовать, фантазировать. Только он может знать о своей смертности, любить в подлинном смысле этого слова, лгать, обещать, удивляться, молиться, грустить, презирать, быть надменным, зазнаваться, плакать и смеяться, обладать юмором, быть ироничным, играть роль, познавать, опредмечивать свои замыслы и идеи, воспроизводить существующее и создавать нечто новое.
При атрибутивном подходе исследователи стараются выйти за рамки чистого описания признаков человека и выделить среди них такой, который был бы главным, определяющим в его отличии от животных, а возможно, и детерминировал бы в конечном счете все остальные. Наиболее известный и широко принятый из таких атрибутов — “разумность”, определение как человека мыслящего, разумного (homo sapiens). Другое, не менее известное и популярное атрибутивное определение человека — homo faber — как существа по преимуществу действующего, производящего. Третье, заслуживающее быть отмеченным в этом ряду — понимание человека как существа символического (homo symbolicus), созидающего символы, наиболее важным из которых является слово (Э. Кассирер). С помощью слова он может общаться с другими людьми и тем самым делать значительно более эффективными процессы мысленного и практического освоения действительности. Можно отметить еще определение человека как существа общественного, на чем настаивал в свое время Аристотель. Существуют и другие определения, во всех них схвачены, безусловно, какие-то очень важные, сущностные свойства человека, но ни одно из них не оказалось всеохватывающим и в силу этого так и не закрепилось в качестве основания развитой и общепринятой концепции природы человека. Сущностное определение человека — это и есть попытка создания такой концепции. Вся история философской мысли и есть в значительной мере поиск такого определения природы человека и смысла его существования в мире, которое, с одной стороны, полностью согласовывалось бы с эмпирическими данными о свойствах человека, а с другой — высвечивало бы в будущем перспективы его развития. Одна из древнейших интуиции — истолкование человека как своеобразного ключа к разгадке тайн универсума. Эта идея получила отражение в восточной и западной мифологии, в античной философии. Человек на ранних ступенях развития не отделял себя от остальной природы, ощущая свою неразрывную связь со всем органическим миром. Это находит свое выражение в антропоморфизме — бессознательном восприятии космоса и божества как живых существ, подобных самому человеку. В древней мифологии и философии человек выступает как малый мир — микрокосмос, а “большой” мир — как макрокосмос. Представление об их параллелизме и изоморфности — одна из древнейших натурфилософских концепций (космогоническая мифологема “вселенского человека” — пуруша в Ведах, скандинавский Имир в “Эдде”, китайский Пань-Гу). Философы античности усматривают уникальность человека в том, что он обладает разумом. В христианстве рождается представление о человеке как созданном по образу и подобию Божьему, обладающем свободой в выборе добра и зла, — о человеке как личности. “Христианство освободило человека от власти космической бесконечности” (Н. А. Бердяев). Возрожденческий идеал человека сопряжен с поиском его своеобразия, с утверждением его самобытной индивидуальности. В европейском сознании возникает идея гуманизма, прославления человека как высшей ценности. Трагизм человеческого существования находит выражение в формуле провозвестника постренессансной эпохи Б. Паскаля “человек — мыслящий тростник”. В эпоху Просвещения господствуют представления о неисчерпаемых возможностях независимой и разумной личности. Культ автономного человека — развитие персоналистской линии европейского сознания. В центре немецкой классической философии — проблема свободы человека как духовного существа, 19 век вошел в историю философии как антропологический век. В трудах И. Канта родилась идея создания философской антропологии. Критика панлогизма была сопряжена с изучением биологической природы человека. В романтизме возникло обостренное внимание к тончайшим нюансам человеческих переживаний, осознание неисчерпаемого богатства мира личности. Человек осмысляется не только как мыслящее, но и прежде всего как водящее и чувствующее существо (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор). Ф. Ницше называет человека “еще не установившимся животным”. К. Маркс связывает понимание сущности человека с общественно-историческими условиями его функционирования и развития, с его сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. По определению Маркса, “сущность человека... в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений”. Подчеркивая значение общественных связей и характеристик человека, марксисты не отрицают специфических качеств личности, наделенной характером, волей, способностями и страстями, равно как учитывают сложные взаимодействия социальных и биологических факторов. Индивидуальное и историческое развитие человека — процесс присвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества. Марксово понимание человека получило дальнейшую разработку в 20 в. в трудах представителей Франкфуртской школы, отечественных философов. Они раскрыли особенности философско-антропологической концепции Маркса, показав, что для него развитие человека одновременно есть процесс растущего отчуждения: человек становится пленником тех социальных институтов, которые он сам и создал.
Русская религиозная философия 19—20 вв. характеризуется персоналистическим пафосом в понимании человека (см.: Бердяев Н. А. О назначении человека. М-, 1993). Как “символическое животное” трактует человека неокантианец Кассирер. Труды М. Шелера, X. Плеснера, А. Гелена кладут начало философской антропологии как специальной дисциплины. Понятие бессознательного определяет понимание человека в психоанализе 3. Фрейда, аналитической психологии К. Г. Юнга. В центре внимания экзистенциализма — вопросы смысла жизни (вина и ответственность, решение и выбор, отношение человека к своему призванию и к смерти). В персонализме личность предстает как фундаментальная онтологическая категория, в структурализме — как отложение в глубинных структурах сознания прошедших веков. В. Брюнинг в работе “Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние” (1960; см. в кн.: Западная философия. Итоги тысячелетия. Екатеринбург—Бишкек, 1997) выделил основные группы философско-антропологических концепций, созданных за 2,5 тысячи лет существования философской мысли: 1) концепции, ставящие человека (его сущность, природу) в зависимость от наперед заданных объективных порядков — будь то “сущностей” или “норм” (как в традиционных метафизических и религиозных учениях) либо законов “разума” или “природы” (как в рационализме и натурализме); 2) концепции человека как автономной личности, разделенных субъектов (в индивидуализме, персонализме и спиритуализме, в дальнейшем — в философии экзистенциализма); 3) иррационалистические учения о человеке, растворяющие его в конечном счете в бессознательном потоке жизни (философия жизни и др.); 4) восстановление форм и норм, вначале — только как субъективных и интерсубъективных (трансцендентальных) установлений, затем — опять-таки как объективных структур (прагматизм, трансцендентализм, объективный идеализм).
Собственно научное в строгом смысле слова исследование человека начинается со 2-й половины 19 в. В 1870 И. Тэн писал: “Наука наконец дошла до человека. Вооружившись точными и всепроникающими инструментами, доказавшими свою изумительную силу на протяжении трех столетий, она направила свой опыт именно на душу человека. Человеческое мышление в процессе развития своей структуры и содержания, его корни, бесконечно углубленные в историю и его внутренние вершины, вздымающиеся над полнотой бытия, — вот что стало ее предметом”. Этот процесс необычайно стимулировала теория естественного отбора Ч. Дарвина (1859), оказавшая большое влияние на развитие не только учения о происхождении человека (антропогенез), но и таких разделов человековедения, как этнография, археология, психология и др. На сегодня не существует ни одной стороны или свойства человека, характеризующих его как автономного индивида (или автономную личность) или вытекающих из его отношения к природному миру и миру культуры, которые не были бы охвачены специальными научными исследованиями. Накоплен огромный массив знаний, касающийся всех сторон жизнедеятельности человека и как биологического, и как социального существа. Достаточно сказать, что все связанное с генетикой человека — целиком детище 20 в. Характерно появление многих наук, в названии которых присутствует само слово “антропология”, — культурная антропология, социальная антропология, политическая антропология, поэтическая антропология и др. Все это сделало обоснованным и постановку вопроса о создании единой науки о человеке, предметом которой был бы человек во всех свойствах и отношениях, во всех своих связях с внешним (как природным, так и социальным) миром. В качестве рабочего определения человека, выработанного в отечественной литературе, такая единая наука могла бы исходить из того, что человек — это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. В процессе создания единой науки о человеке предстоит огромная работа не только по переосмыслению богатого опыта философских антропологии, но и поисков сопряжения этих исследований с результатами конкретных наук в 20 в. Однако даже в перспективе своего развития наука вынуждена останавливаться перед рядом загадок духовного мира человека, постигаемых иными средствами, в частности с помощью искусства.
Ввиду угрожающего человечеству напора глобальных проблем и реальной антропологической катастрофы создание единой науки о человеке предстает сегодня не только теоретически актуальной, но'и практически важнейшей задачей. Именно она должна выявить возможность реализации подлинно гуманистического идеала развития человеческого общества.
Лит.: Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977; Григорьян Б. Т. Человек: его положение и призвание в современном мире. М., 1986; Проблема человека в западной философии. Сб. переводов. М., 1988; Современная наука: познание человека. М., 1988; Агацци Э. Человек как предмет философии.— “ВФ”, 1989, № б; Биологическая эволюция и человек. М-, 1989; Биология в познании человека. М., 1989; Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. М., 1989; Человек в системе наук. М., 1989; О человеческом в человеке. М., 1991; БуберМ. Философия человека. М., 1992; Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса.— В кн.: Он же. Душа человека. М., 1992; Хенгстенберг Г. Э. К ревизии понятия человеческой природы.— В кн.: Это человек. Антология. М., 1995; Молодцова Е. И. Традиционное знание и современная наука о человеке. М., 1996; Адлер А. Понять природу человека, СПб., 1997; Совершенный человек: теология и философия образа. М., 1997; BoilnowO. F. Die philosophishe Anthropologie und ihre methodischen Prinzipien.— Philosophische Anthropologie heute, 1972; Rensch B. Homo sapiens: from man to demigod. N. Y., 1972; Biosocial Anthropology. L., 1975; Poirier F. E. Understanding Human Evolution. N. Y, 1993; Groves С. Р. The origin of Modem Humans. N. Y., 1994. См. также лит. к ст. Философская антропология.
И. Т. Фролов, В. Г. Борзенков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
архантроп, аск, атлантроп, африкантроп, безенчук, бодисатва, брахикефал, венец творения, гомо сапиенс, гульбияван, двуногий, двуногое, двуногое без перьев, душа, землянин, индивид, индивидуум, йети, квартерон, кроманьонец, лицо, личность, малый, млекопитающее, муж, мужчина, мыслящий тростник, мэн, нара, неадерталец, неандерталец, некто, неоантроп, один человек, особа, официант, парень, периэк, персона, пикник, питекантроп, презинджантроп, примат, прислужник, рабочая единица, рабочая сила, рожденный женщиной, сапиенс, селфмейдмен, синантроп, синатроп, слуга, смертный, создание, субъект, существо, телантроп, тип, типаж, титан, тофалар, трихромат, троглодит, усач, услужающий, услужник, фигура, царь природы, чадатроп, чел, человече, человечек, человеческое существо, человечина, человечишка, человечище, эоантроп, юдольник, явантроп


  1. человекмлекопитающиеstrong с разумstrong человек разумное существо существо способное к абстрактному мышлениюсущество способное объективно воспринимать мирв жизнедеятельности...Идеографический словарь русского языка
  2. человекЧЕЛОВЕК. Слово eovkъ ср. ьlovkъ lovkъ сопоставляется с литовск. kltis и kilts род ср. klti подниматься возникать klmas ствол дерева и vaikas мальчик сын лит. жем. vakis ...История слов
  3. человексущество воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле субъект общественноисторической деятельности. Как субъект и продукт деятельности трудовой в обществе является ...Словарь практического психолога
  4. человекЧЕЛОВЕК Человек это смертный Бог. Гермес Трисмегист Человек всего лишь тростник слабейшее из творений природы но он тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить вовсе не на...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  5. человеквысш. ступень развития жизни на Земле соц. существо производящее орудия труда преобразующее природу обладающее сознанием и членоразд. речью. Он отличается от наиболее выс...Атеистический словарь
  6. человеквысш. ступень развития жизни на Земле соц. существо производящее орудия труда преобразующее природу обладающее сознанием и членоразд. речью. Он отличается от наиболее выс...Атеистический словарь II
  7. человекI.strong В Библии Ч. рассматривается в единстве и целостности хотя и в различных аспектах он не мыслится разделенным на тело и душу дух как противостоящие друг другу част...Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. человекчеловек творение Бога по Его Собственному образу и подобию Быт. Быт. мужчина см. Хотя человек во многом уступает Ангелам Пет. он не много умален пред ними Пс. . Челов...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  9. человекБыт. Быт. Пс. Сир. Деян. и др. . св. Писание дает полные и подробные сведения о человеке о его происхождении и духовной его природе о теле его и высоком совершенстве ...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  10. человекЧЕЛОВЕК общественное существо отличит чертой крого является сознание сформировавшееся на основе общественнотрудовой деятельности. Ч. появился на Земле в итоге сложного и ...Биологический энциклопедический словарь
  11. человексущество воплощающее высшую ступень развития жизни субъект общественноисторической деятельности. Ч. является системой в которой физическое и психическое генетически обусл...Большая психологическая энциклопедия
  12. человекЧЕЛОВЕК высшая ступень живых организмов на Земле субъект общественноист. деятельности и культуры. Ч. предмет изучения различных областей знания социологии психологии физи...Большая советская энциклопедия
  13. человеквысшая ступень живых организмов на Земле субъект общественноисторической деятельности и культуры. Ч. предмет изучения различных областей знания социологии психологии физ...Большая Советская энциклопедия II
  14. человекобщеславянск. предположительно от чело верх возвышенность и векъ сила. Первоначальное значение определяют как обладающий полной силой взрослый мужчина . любой член вида ...Большая энциклопедия по психиатрии
  15. человекмн. люди essere umano uomo persona f русские люди il popolo russo честный порядочный человек uomo onesto dabbene uomo persona perbene деловой человек uomo daffari ...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  16. человекHomo sapiens высший представитель отряда приматов общественное существо способное производить и использовать орудия труда обладающее сложно организованным мозгом сознание...Большой медицинский словарь
  17. человекчеловекMenschСинонимы архантроп аск атлантроп африкантроп безенчук бодисатва брахикефал венец творения гомо сапиенс гульбияван двуногий двуногое двуногое без перьев душа ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  18. человекм Mensch m Mann m умл.em мужчинаem выдающийся человек hervorragender Mensch hervorragende Persnlichkeitобыкновенный человек Dutzendmensch mмолодой человек junger Mann ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  19. человекчеловек м Mensch m c Mann m b мужчина выдающийся человек hervorragender Mensch hervorragende Persnlichkeit обыкновенный человек Dutzendmensch m молодой человек junger Man...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  20. человекHomo sapiens...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  21. человекгора с горой не сходится а человек с человеком сойдетсягора с горой не сходится а человек с человеком всегда сойдетсякак один человеклишний человекне место красит человек...Большой русско-английский фразеологический словарь
  22. человекм.em мн.em лю hombre mem persona fнный выдаюuщийся человеuк hombre ordinario eminenteучный человеuк sabio mem persona eruditaй человеuк человеuк деuла hombre de negoci...Большой русско-испанский словарь
  23. человекm Mensch m стандартный человек...Большой русско-немецкий медицинский словарь
  24. человексущ. муж. рода одуш.людина мен. жн. роду тльки одн. жив....Большой русско-украинский словарь
  25. человекм. homme m personne f лицоem настоящий человек un homme vritable выдающийся человек homme minent учный человек homme de sciences образованный человек homme cultiv гос...Большой русско-французский словарь
  26. человекБессудный человек.strong Яросл.em Младенец. ЯОС . Божий человек.strong . Нар. Разг.em Нищий странник. БТС . . Разг.em Религиозный человек. ЯОС . . Яросл.em Честный сове...Большой словарь русских поговорок
  27. человекНострадамус истолковывал сны о человеке следующим образом Приснился человек сидящий на высокой скале в далеком будущем с вами случится грандиозное событие которое коренн...Большой универсальный сонник
  28. человекм.homme m personne f лицонастоящий человек un homme vritableвыдающийся человек homme minentученый человек homme de sciencesобразованный человек homme cultivгосударств...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  29. человекЧЕЛОВЕК общественное существо обладающее сознанием разумом субъект общественноисторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравноме...Большой энциклопедический словарь III
  30. человекЧЕЛОВЕК общественное существо обладающее сознанием разумом субъект общественноисторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравном...Большой Энциклопедический словарь V
  31. человекman. person высшая ступень развития живых организмов на земле субъект и объект общественноисторической деятельности и культуры власти и правления. С понятием Ч. варьирую...Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
  32. человекэто высшая реальность живых мыслящих организмов на Земле которая в качестве субъекта создает культуру и определяет смысл совокупности всех общественных отношений Маркс. Л...Геокультурная энциклопедия
  33. человекесть живая система представляющая собой единство физического и духовного природного и социального наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек...Глоссарий по биосоциологии
  34. человекЧЕЛОВЕК общественное существо отличит. чертой крого является сознание сформировавшееся на основе общественнотрудовой деятельности.Ч. появился на Земле в итоге сложного и ...Демографический энциклопедический словарь
  35. человекживое существо наделенное духом душой и разумом. Вопрос о человеке будь то метафизический вопрос о его природе или моральный вопрос о его назначении стоит в центре соврем...Евразийская мудрость от А до Я
  36. человекобщественное существо обладающее сознанием разумом субъект ист. деятельности и культуры выступивший в этом процессе своего самоосуществления как личность.i Сущность Ч. ег...Естествознание. Энциклопедический словарь
  37. человекобщественное существо обладающее сознанием разумом субъект общественноисторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эв...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  38. человекфундаментальная категория философии являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности одно...История философии
  39. человекЧЕЛОВЕКstrongфундаментальная категория философии являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невоз...История философии II
  40. человекчалавек...Кароткі расейска-беларускі фізыялягічны слоўнік
  41. человекодин из видов животного царства с высокоразвитым мозгом сложной социальной организацией и трудовой деятельностью формирующих сознание и делающих малозаметными биологическ...Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
  42. человекодин из видов животного царства с высокоразвитым мозгом сложной социальной организацией и трудовой деятельностью формирующих сознание и делающих малозаметными биологическ...Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
  43. человекживое существо отражающее в себе все уровни элементы и связи Природы. Его основная черта тройственность противоречивость изза включения в себя трех начал Природы природн...Краткий критериологический словарь
  44. человекобычно трактуется как разумное мыслящее существо homo sapiens чья деятельность отношения с миром и другими людьми а также душевная и телесная жизнь в достаточной мере охв...Краткий религиозно-философский словарь
  45. человеквысшая ступень развития живых организмов на Земле субъект общественноисторической деятельности и культуры....Краткий словарь по социологии
  46. человекЧеловек homo vir mortalis merx mala merx haec est я узнал скромность этого человека eam modestiam viri cognovi человек прямо скажем честный homo praefiscine frugi не бы...Латинский словарь
  47. человекЧЕЛОВЕК герой пьесы Л.Н.Андреева Жизнь человека . Бунтарь стучащийся в железную дверь темницы жизни так определяет историк театра и литературы С.А.Венгеров сущность тво...Литературные герои
  48. человека мн.em люди и устар.em и шутл.em человеки м. косвенные падежи мн. ч.em человек человекам человеками о человеках употр. только в сочетании с количественными словамиЖивое ...Малый академический словарь
  49. человекHomo sapiensвысший представитель отряда приматов общественное существо способное производить и использовать орудия труда обладающее сложно организованным мозгом сознанием...Медицинская энциклопедия
  50. человеккорень ЧЕЛОВЕК нулевое окончаниеОснова слова ЧЕЛОВЕКВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЧЕЛОВЕК Слово Человек содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  51. человекНачальная форма Человек винительный падеж множественное число мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  52. человеквысшая ступень живых организмов на Земле. Телесно человек принадлежит к млекопитающим а именно к гоминидам т. е. человекоподобным существам ближайшим соседям человекообра...Начала современного естествознания
  53. человекЧЕЛОВЕК фундаментальная категория философии являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможн...Новейший философский словарь
  54. человекфундаментальная категория философии являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности одно...Новейший философский словарь II
  55. человекчеловек м. а Живое существо в отличие от животного обладающее даром речи мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. б Носитель какихл. качеств сво...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  56. человекживое существо наделенное разумом. Вопрос о человеке будь то метафизический вопрос о его природе или моральный вопрос о его назначении стоит в центре современной философи...Новый философский словарь
  57. человек. Род Homo отряда приматов из которого единственным выжившим видом является Homo sapiens. . Более широкое значение любой член этого вида. . Образованное от предыдущего б...Оксфордский толковый словарь по психологии
  58. человек. Род Homo отряда приматов из которого единственным выжившим видом является Homo sapiens. . Более широкое значение любой член этого вида. . Образованное от предыдущего б...Оксфордский толковый словарь по психологии
  59. человекТермин человек обозначает родовое понятие. Для обозначения конкретных особенностей человека используются разные термины индивид личность индивидуальность субъект деятельн...Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
  60. человекчеловек человек а...Орфографический словарь
  61. человекu мu мн.u люди Р.u людей Д.u людям Тв.u людьми Пр.u о людях архантроп аск атлантроп африкантроп безенчук бодисатва брахикефал венец творения гомо сапиенс гульбияван двуно...Орфографический словарь русского языка
  62. человекст.слав. лоб высшее для данного этапа эволюции жизни на земле природное существо наделенное разумом и волей. Он соединяет в себе три начала тело дух и душу. Как существ...Основы духовной культуры
  63. человекфилософскоатеистическое определение субъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле биосоциальное существо представитель вида Homo Sapi...Педагогический словарь по темам
  64. человекчеловек люди человека людей человеку людям человека людей человеком людьми человеке людях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  65. человекЧеловекБыт. Быт. Пс. Сир. Деян. и др. . св. Писание дает полные и подробные сведения о человеке о его происхождении и духовной его природе о теле его и высоком соверш...Полная популярная библейская энциклопедия
  66. человекСовременный человек относится к отряду приматов к подотряду антропоидов к роду Homo человек и к виду sapiens разумный. Может рассматриваться как общественное существо обл...Полный толковый словарь по неврологии
  67. человекОрфографическая запись слова человек Ударение в слове человек Деление слова на слоги перенос слова человек Фонетическая транскрипция слова человек [илавэк] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  68. человекРыбам вода птицам воздух а человеку вся земля.В мире что в море. В мире что в омуте ни дна ни покрышки.Мир во зле во лжиem лежит. Мир в суетах человек во грехах.Бог что ...Пословицы русского народа
  69. человексущество воплощающее высшую ступень развития жизни субъект общественноисторической деятельности. Человек является системой в которой физическое и психическое генетически ...Профессиональное образование
  70. человексубъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле биосоциальное существо генетически связанное с др. формами жизни выделившееся из них бла...Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика
  71. человексущество воплощающее высшую ступень развития жизни на земле существо общественное способное производить и использовать орудия труда обладающее сложно организованным мозго...Психомоторика словарь-справочник
  72. человекЧеловека узнаешь когда с ним пуд соли съешь.hЩоб чоловка [с]пзнати треба з ним горнець сол зсти. Пр....Російсько-український словник сталих виразів
  73. человекчеловек аСинонимы архантроп аск атлантроп африкантроп безенчук бодисатва брахикефал венец творения гомо сапиенс гульбияван двуногий двуногое двуногое без перьев душа земл...Русский орфографический словарь
  74. человекmens eo homomensekind eo homo...Русский-африкаанс словарь
  75. человекМ . adam insan . nfr xs . tar. nkr xidmti Rusiyada thkimilik dvrnd . khn. ofisiant axana xidmtisi божий человек khn. qlndr молодой человек olan mracit человек в футляре q...Русско-азербайджанский словарь
  76. человекHumansstrong have no enzymes capable of breaking . Синонимы архантроп аск атлантроп африкантроп безенчук бодисатва брахикефал венец творения гомо сапиенс гульбияван двуно...Русско-английский научно-технический словарь
  77. человекм.individual person human being man pl.u menсвойственный человеку humanне свойственный человеку unhumanнедостойный человека unmanlikeхарактерный для человека personat...Русско-английский психологический словарь
  78. человекчеловек м. мн. людиiman person обыкновенный человек ordinary average man выдающийся человек eminent person опытный человек man of experience учный человек erudite pe...Русско-английский словарь
  79. человекчеловек м. man human being лицо person мужчина тж. man женщина тж. woman молодой человек young man он хороший человек he is а nice manperson она хороший человек she is а...Русско-английский словарь II
  80. человекчеловек personСинонимы архантроп аск атлантроп африкантроп безенчук бодисатва брахикефал венец творения гомо сапиенс гульбияван двуногий двуногое двуногое без перьев душа...Русско-английский словарь биологических терминов
  81. человекhuman being...Русско-английский словарь по электронике
  82. человекhuman element human being individual liner loyalist person soul...Русско-английский словарь политической терминологии
  83. человекЗлой человек не проживет в добре век Человек познается в беде Ч Не дом хозяина красит а хозяин дом Н Чтобы узнать человека надо с ним пуд соли съесть Ч Человек предполаг...Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  84. человекman person...Русско-английский строительный словарь
  85. человекman архантроп аск атлантроп африкантроп безенчук бодисатва брахикефал венец творения гомо сапиенс гульбияван двуногий двуногое двуногое без перьев душа землянин индивид и...Русско-английский технический словарь
  86. человекhead individual man person...Русско-английский экономический словарь
  87. человексущ.human being individual man person архантроп аск атлантроп африкантроп безенчук бодисатва брахикефал венец творения гомо сапиенс гульбияван двуногий двуногое двуногое ...Русско-английский юридический словарь
  88. человекN...Русско-армянский словарь
  89. человекЧалавек молодой человек малады чалавек деловой человек дзелавы чалавек пять человек пяць чалавек афцыянт слуга дваровы...Русско-белорусский словарь
  90. человекi чалавек муж.iмолодой человек малады чалавекделовой человек дзелавы чалавекпять человек пяць чалавек уст.i афцыянт муж. слуга муж. дваровы муж.i...Русско-белорусский словарь II
  91. человекЧовеuк м...Русско-болгарский словарь
  92. человекчеловека головы f ngy \человек ember ember лицоem szemly f шесть человек hat fна человека fejenknt архантроп аск атлантроп африкантроп безенчук бодисатва брахикефал...Русско-венгерский словарь
  93. человекчеловек м о молодой пять деловой о или нас десять...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  94. человекчелове [ ] [ ] [ ] Синонимы архантроп аск атлантроп африкантроп безенчук бодисатва брахикефал венец творения гомо сапиенс гульбияван двуногий двуногое двун...Русско-ивритский словарь
  95. человекhombre...Русско-испанский экономический словарь
  96. человекpersona...Русско-испанский юридический словарь
  97. человекpersona uomo...Русско-итальянский юридический словарь
  98. человек. адам кс человек выдающийся человек аса крнект адам отряд в пятьдесят человек елу кслк отряд нас было пять человек бз бес кс едквсе до одного человека бр алмастан молодо...Русско-казахский словарь
  99. человекадам кс пенде...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  100. человекадам...Русско-казахский терминологический словарь «Биология»
  101. человекадам...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  102. человекадам...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  103. человекм. мн. люди киши адам молодой человек обращение жигит жаш жигитке карата айтылуучу сз....Русско-киргизский словарь
  104. человекrnдва человека честный человек молодой человек что он за человек рабочий человек пять человек гостей пять человек детей в знач. мест. разг. rn вместо я или онem ...Русско-китайский словарь
  105. человекAdam insan kii...Русско-крымскотатарский словарь
  106. человекадам инсан киши...Русско-крымскотатарский словарь II
  107. человекhomoinis m...Русско-латинский медицинский словарь
  108. человекcilvks kalpotjs sulainis kalps apkalpotjs sulainis...Русско-латышский словарь
  109. человекmogus...Русско-литовский словарь
  110. человекломань...Русско-мокшанский словарь
  111. человекХн хний хн трлхтний...Русско-монгольский словарь
  112. человекм. Mensch m Person f o мужчине тж. Mann m пять человек fnf Menschen нас было пять человек wir waren fnf Personen семья из трех человек eine Familie aus drei Personen г...Русско-немецкий словарь
  113. человекPerson...Русско-немецкий экономический словарь
  114. человекAn...Русско-нидерландский словарь
  115. человекчеловекм лицо рослый молодой а б в обращении настоящий деловой выдающийся жалкий ничтожный он большого ума он очень умный он уче...Русско-новогреческий словарь
  116. человекlegeme mann menneske person архантроп аск атлантроп африкантроп безенчук бодисатва брахикефал венец творения гомо сапиенс гульбияван двуногий двуногое двуногое без перьев...Русско-норвежский словарь
  117. человек...Русско-персидский словарь
  118. человек. suga czowiek. osoba ludzieblockquote. ktoblockquote. kelnerblockquote...Русско-польский словарь
  119. человекмhomem mu pessoa fu личностьem personalidade fu слугаem criado mu в трактиреem moo m архантроп аск атлантроп африкантроп безенчук бодисатва брахикефал венец творения гомо...Русско-португальский словарь
  120. человекЧеловекmtu wa binadamu mdamu wa mwanadamu w kiumbe vi mja wa insi поэт.em mmula wa разг.человек без родословной mtu ovyo wa asiye na asili wala fasiliчеловек вне закон...Русско-суахили словарь
  121. человекчеловек одам инсон одамизод кас шахс фард...Русско-таджикский словарь
  122. человекм .кеше адм добрый ч. игелекле кеше честный ч. намуслы кеше .шхес кеше помочь стать человеком кеше булырга ярдм ит .бер бер кеше адм вас ч. спрашивает сезне бер кеше соры...Русско-татарский словарь
  123. человекм insan adam insanolu kii fert di советский человек Sovyet insanмолодой человек gen adam delikanlлюбой здравомыслящий человек saduyu sahibi herkesни один разумный чело...Русско-турецкий словарь
  124. человекijarachi inson jahongashta kishi qimorboz tavakkalmi...Русско-узбекский словарь Михайлина
  125. человекhomme personne...Русско-французский медицинский словарь
  126. человекм homme деловой человекэкономический человек...Русско-французский экономический словарь
  127. человекchlap humnn lidsk manel mu musk osoba lovk...Русско-чешский словарь
  128. человексущ.муж. в знач. множ. употр. люди ей в сочет. с количественными словами человек человекам человеками человеках. сын этем первобытный человек см авалхй этем образованный ...Русско-чувашский словарь
  129. человекen.strong en det frargar en att hra sdantкогда такое слышишь начинаешь злитьсяman.strong man en styrka p manсоединение в человекmenisja.strong mnniska tre mnniskor skad...Русско-шведский словарь
  130. человекMan mnniska...Русско-шведский словарь II
  131. человекlomanjломань...Русско-эрзянский словарь
  132. человек.strong inimene.strong mees teener...Русско-эстонский словарь
  133. человек. Буквально чело возвышенность верх век сила энергия. В современном духе можно перевести чело паразитирующее на веке век или существо состоящее из симбионтов чело и век...Сверхкраткий философский словарь
  134. человекЧЕЛОВЕКЧеловек это смертный Бог. Гермес Трисмегист Человек всего лишь тростник слабейшее из творений природы но он тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить вовсе не над...Сводная энциклопедия афоризмов
  135. человекуниверсальный символ жизни посредник между небом и землей выражение основных космических принципов. Согласно Библии Книга Бытия определение человека дается исходя из его ...Символы, знаки, эмблемы
  136. человекНужный или снежный...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  137. человексущество воплощающее высшую ступень развития жизни субъект общественноисторической деятельности. Ч. является системой в которой физическое и психическое генетически обусл...Словарь конфликтолога
  138. человекчеловек Homo sapiens высший представитель отряда приматов общественное существо способное производить и использовать орудия труда обладающее сложно организованным мозгом...Словарь медицинских терминов
  139. человексущество воплощающее высшую ступень развития жизни субъект общественноисторической деятельности....Словарь по профориентации и психологической поддержке
  140. человекфундаментальная категория философии являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности одно...Словарь постмодернизма
  141. человекНастоящее имя БурдинuПримечаниеi Псевдоним воспроизводится в форме данной в печатиИсточникиi Толстяков А.П. Кто вы маска Создается новый словарь псевдонимов Книжное обоз...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  142. человекЧеловек лицо личность муж особа персона индивид индивидуум индивидуальность смертный. Мн. ч. люди люд народ публика. Обед на двенадцать персон на двенадцать кувертов. Охо...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  143. человексм.uБез бумажки ты букашка а с бумажкой человекВот что жиды с русским человеком делаютВсе наши люди кроме товарища неграГлядя на эти ноги человек изобрл колесоКак белый ...Словарь русского арго
  144. человеквыдающийся человек настоящий человек подлинный человекСинонимы архантроп аск атлантроп африкантроп безенчук бодисатва брахикефал венец творения гомо сапиенс гульбияван дв...Словарь русской идиоматики
  145. человекчеловекЛицо личность муж особа персона индивид индивидуум индивидуальность смертный.Мн. ч. люди люд народ публика. Обед на двенадцать персон на двенадцать кувертов. Охотн...Словарь синонимов II
  146. человекчеловек Лицо личность муж особа персона индивид индивидуум индивидуальность смертный. Мн. ч. люди люд народ публика. Обед на двенадцать персон на двенадцать кувертов. Охо...Словарь синонимов II
  147. человекчеловек лицо личность муж совета особа персона индивидуум индивидуальность куверта душа единица смертный засранец член партии из людей люда народа публики массы действующ...Словарь синонимов
  148. человекживое существо обладающее даром мышления и речи способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда....Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  149. человекмн. сущ . греч. от вверх обращать о лицо взор человек. Быт. . Лук. . Цар. . архантроп аск атлантроп африкантр...Словарь церковнославянского языка
  150. человекчеловек дюжинный Тургенев неотесанный Яковлев отпетый Маркевич отшлифованный А.Соколов полированный Мельн.Печерский прозаический Тургенев простынячеловек СалтыковЩедрин х...Словарь эпитетов III
  151. человекh человекbig сущ.муж.одуш.i ед.им. Вдруг милый человек один из тех кого мыГоУ . Был спрятан человек и щелкал соловьем Певец зимойГоУ . Не человек змея!ГоУ . Опасный чело...Словарь языка Грибоедова
  152. человекh Человек человfontкъ h . Человек как член общества Тогда при Олзfont Гориславличи сfontяшется и растяшеть усобицами погыбашеть жизнь ДаждьБожа внука въ княжихъ крамола...Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»
  153. человеквысшая ступень живых организмов на Земле субъект общественноисторич. деятельности и культуры. Ч.предмет изучения различных областей знания социологии психологии физиологи...Советский философский словарь
  154. человекЧЕЛОВЕК общественное существо обладающее сознанием разумом субъект общественноисторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравноме...Современная энциклопедия
  155. человекЧЕЛОВЕК общественное существо обладающее сознанием разумом субъект общественноисторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравноме...Современный энциклопедический словарь
  156. человекфундаментальная категория философии являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности одно...Социологическая энциклопедия
  157. человеквысшая ступень развития живых организмов на Земле наиболее общее понятие для обозначения отдельного представителя вида homo sapiens представляющая собой биосоциальное сущ...Тематический философский словарь
  158. человекMan Origin of. Сторонники теории эволюции полагают что человек произошел от низших организмов посредством ряда изменений причиной крых были чисто естественные процессы ли...Теологический энциклопедический словарь
  159. человекобщественное животное достаточно сложная информационная система являющаяся элементом биосферы и основой ее верхней на настоящем этапе развития ступени общества....Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  160. человекживое существо обладающее даром мышления и речи способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда биосоциальное существо субъект историческо...Терминологический словарь. Педагогические технологии
  161. человекэто животное вида позвоночных класса млекопитающих рода homo sapiens наделенное сознанием которое позволяет ему моделировать свое поведение изменять окружающий мир и само...Терминологический ювенологический словарь
  162. человекчеловек сущ.em м.em употр. наиб. часто Морфология нет кого человекаstrong кому человекуstrong вижу кого человекаstrong кем человекомstrong о ком о человекеstrong мн. кто ...Толковый словарь Дмитриева
  163. человекЧЕЛОВЕК м. каждый из людей высшее из земных созданий одаренное разумом свободной волей и словесною речью. Побудка инстинкт животного соединенье низшей степени рассудка и ...Толковый словарь живого великорусского языка
  164. человекЧЕЛОВЕК а в знач. мн. упогр. люди ей человеки устар. и шутл.косе. п. человек человеками и т. д. только в сочетании с количественнымисловами зват. п. человече в обращении...Толковый словарь Ожегова
  165. человекЧЕЛОВЕК человека в знач. мн. Употр. люди человеки устар. и шутл. косв. пад. человек человекам ит. д. только в сочетании с колич. словами м. . Живое существо в отличие о...Толковый словарь русского языка II
  166. человекчеловек человек а в знач. мн. ч. употр. люди ей и устар. и шутл. косв. п. ами и т. д. только в сочетании с количественными словами зват. человече в обращении устар. и шу...Толковый словарь русского языка II
  167. человекЧЕЛОВЕК а в значение мн. упогр. люди ей человеки устар. и шутливое косе. п. человек человеками и т. д. только в сочетании с количественными словами зват. п. человече в о...Толковый словарь русского языка
  168. человекУдарение в слове человекУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове человек...Ударение и правописание
  169. человекRzeczownik человек m czowiek m kto suga m...Универсальный русско-польский словарь
  170. человеккатегория философской антропологии обобщающее понятие для высшей формы живого на Земле сущностью которой является коллективный и осознанный способ существования. Человек ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  171. человекбиосоциокультурноэкзистенциальное существо. Все указанные измерения человека необходимы и достаточны чтобы полностью задать сущность человека и выделить его из мира други...Философия науки
  172. человекцентральное понятие философии в котором выражены сущностные характеристики главного субъекта социального бытия. Определение сущностных характеристик человека центральная...Философия, практическое руководство
  173. человекцентральная философская категория от интерпретации содержания которой зависит познавательная социальная ценностная ориентация любой философской системы. Трудность неулови...Философия. Словарь по обществознанию
  174. человексм. ст. Личность а также ст. Философская антропология....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  175. человек. Буквально чело возвышенность верх век сила энергия. В современном духе можно перевести чело паразитирующее на веке век или существо состоящее из симбионтов чело и век...Философский словарь
  176. человеквысшая ступень живых организмов на Земле. Телесно человек принадлежит к млекопитающим а именно к гоминидам т.е. человекоподобным существам ближайшим соседям понгид челове...Философский энциклопедический словарь II
  177. человексубъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле биосоциальное существо представитель вида homo sapiens генетически связанное с др. форма...Философский энциклопедический словарь
  178. человекчеловек люди человека людей человеку людям человека людей человеком людьми человеке людях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы архантр...Формы слова
  179. человектермин употребляемый в двух основных смыслах биологическом и социальном. В биологическом смысле человек представитель вида Homo sapiens семейство гоминид отряд приматов ...Экология человека. Понятийно-терминологический словарь
  180. человекКоч Лев Лек Кол Клев Лок Веко Век Чек Чело Человек Вече Вол Волк Лов Лечо Еле Квело...Электронный словарь анаграмм русского языка
  181. человекЧЕЛОВЕК общественное существо обладающее сознанием разумом субъект общественноисторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравном...Энциклопедический словарь естествознания
  182. человекHomo sapiens Так как отдельные органы и части человеческого тела описаны под соответствующими названиями то в настоящей статье мы будем говорить о Ч. только с точки зрен...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  183. человекЧЕЛОВЕК фундаментальная категория философии являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможн...Энциклопедия История философии
  184. человекЧЕЛОВЕК особый род сущего творец исторического развития культуры субъект социального творчества. Ч. биосоциальное существо генетически связанное с другими формами жизни ...Энциклопедия культурологии
  185. человекЧЕЛОВЕК особый род сущего творец исторического развития культуры субъект социального творчества. Ч. биосоциальное существо генетически связанное с другими формами жизни...Энциклопедия Культурология XX век
  186. человекангл. manperson нем. Mensch. Высшая ступень развития живых организмов на Земле субъект общественно исторической деятельности и культуры. Ч. появился на Земле в итоге слож...Энциклопедия социологии
  187. человеквысшая ступень живых организмов на Земле субъект общественноисторической деятельности и культуры. Отличительной особенностью человека является способность производить ору...Энциклопедия трезвого образа жизни
  188. человекЧЕЛОВЕК. Общеслав. Сложение с помощью соединит. гласной о el и vkъ в котором первая часть имеет значение член рода или семьи см. челядь а вторая здоровье сила см. век....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  189. человекрод. п. а диал. челэк дмитровск. чилэк обоянск. укр. чоловiк муж супруг блр. человек др.русск. человкъ ст.слав. чловкъ болг. чловек човек челяк чиляк сербохорв. човjек ч...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  190. человекЭто слово не имеет общепринятой этимологии. По одной из версий человек составлено из двух компонентов чело и век чело имело значение верх высшее качество а век сила см. ...Этимологический словарь Крылова
  191. человекОбщеслав. Сложение с помощью соединит. гласной оem elem и vkъem в котором первая часть имеет значение член рода или семьи см. челядьem а вторая здоровье сила см. векem. ...Этимологический словарь русского языка
  192. человекчеловек человекрод. п. а диал. челэк дмитровск. чилэк обоянск. укр. чоловiк муж супруг блр. человек др.русск. человкъ ст.слав. чловкъ болг. чловек човек челяк чиляк серб...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  193. человекДревнерусское человятькъ существо человеческого рода человек как член общества чейлибо слуга.Слово человек известно языку с древнерусского периода. Прилагательное челове...Этимологический словарь русского языка Семенова