Философская энциклопедия

ХУНЬ ПО

ХУНЬ ПО
ХУНЬ ПО (кит., души горние и дольние) — два типа душ, признававшиеся философско-религиозньми учениями Китая. В традиционной даосской антропологии различались не только сферы влияния душ (“хунь” ответственны за эмоции и ментальные процессы, в т. ч. сон и транс, во время которых они могли временно покидать тело и действовать автономно; “по” ответственны за физиологические процессы и двигательные функции тела), но и их посмертная судьба: души “хунь”, как более субтильные, могли восходить на небо, трансформируясь вдухов-шэнь, тогда как души “по” возвращались в субстанциально близкую им землю, к т. н. “желтым источникам” (хуан цюань), месту, напоминающему аид европейской античной традиции. Однако, поскольку концепции посмертного существования в китайских религиях (“имперской-натурфилософской”, “народной”, в буддизме и даосизме и т. д.) отличались известным разнообразием, характеристики душ хунь по и их посмертной судьбы в письменных источниках довольно расплывчаты. Так, неясно, обладают ли хунь по субстанциальным единством, каково их число (чаще всего в источниках говорится о трех “хунь” и семи “по”, но цифры могут быть и другими) и насколько они подконтрольны их обладателю при жизни. Эти неясности приводили носителей традиционного умозрения к выводу о необходимости предельно корректного обращения с хунь по, особенно в момент смерти тела, поскольку ошибки в погребальном ритуале могли вести к последующему нежелательному воздействию душ покойного на живых людей, особенно близких родственников.В основном пагубное поведение душ вызывалось отсутствием надлежащих жертв на могиле усопшего, вследствие чего они могли попытаться вернуться на землю, вселившись в чье-либо тело и превратившись, т о., в “демона-мстителя” (гуй, “голодный дух”; в буддизме — прета). На землю мог вернуться и дух убитого, чтобы отомстить убийце или напомнить собственной семье о том, что она не сумела добиться справедливого возмездия преступнику.
Наиболее ярким свидетельством веры в загробное существование в древности можно считать массовые захоронения рабов вместе с усопшими властителями, которым они должны были служить и после смерти. В более поздние времена этот обычай трансформировался в практику снабжения души “по” всем необходимым в загробном мире, включая еду, одежду, музыкальные инструменты, украшения, терракотовые модели домов, статуи воинов, музыкантов и танцовщиц (в наши дни с этой же целью принято сжигать на могилах в дни поминовения усопших бумажные деньги, изображения автомашин и бытовой техники и т. д.). Наряду с этими традициями народная вера и даосская алхимическая теория допускали обретение телесного бессмертия на земле (см. Синь сюэ). Представление о каком-либо загробном воздаянии и детализированные описания рая и ада пришли в Китай с буддизмом и в основном следовали индийским образцам.
Г. А. Ткаченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. хунь поДуши хунь небесные и по земные обозначение души характерное для всех религий Китая. Упоминания о Х.п. в текстах встречаются с сер. го тыс. до н.э. Ли цзи Цзо чжуань и др....Китайская философия. Энциклопедический словарь
  2. хунь посм. души небесные и земные...Китайская философия. Энциклопедический словарь II