Философская энциклопедия

ХИНАЯНА

ХИНАЯНА
[санск.р., букв.— малая колесница или малый(узкий)путь], одно из двух основных, наряду с махаяной, направлений буддизма. Как оформленное движение возникло внач.н. э.(понятие «X.» введено сторонниками махаяны)на С.-В. Индии(и Цейлоне), затем получила широкое распространение во всехазиат.странах, однако вытесненная на севере махаяной, окончательно утвердилась в Юго-Вост. Азии: на Цейлоне(совр.Шри-Ланка), в Бирме, Камбодже(совр.Кампучия), Лаосе, Таиланде, получив название юж. буддизма(в сев. странах сохранилась в видеотд.сект)и оказав громадное влияние на все стороны жизни этих стран. Среди школ X. следует выделить: тхераваду(школу старейших), наиболее близкую кпервонач.буддизмунаст. времяеё название относится ко всему направлению X.), вайбхашику(сарвастиваду)и саутранти-ку. Главные источники: «Типитака» и примыкающая к ней палийскаялит-pa, среди которой наиболее значимы: комментарий Будхагхоши(в частности, его «Висуддхи-магга» — энциклопедия буддизма)и «Милинда-пань-ха»(«Вопросы царя Милинды»). Большое значение имеет «Абхидхармакоша» Васубандху.
Основой X. является буддийская идея о двух состояниях бытия(«проявленном» и «непроявленном»)и, в частности, отождествление первого с волнением дхарм — психофизич.элементов безличного жизненного процесса. Акцент на том, что «Я» и мир являются лишь быстропреходящими комбинациями этих дхарм, подчёркивание нереальности «Я» и мира, духовной и материальной субстанции и одновременно реальности самих дхарм — существ. особенность X.(в отличие от махаяны). Так, характерной чертой X. следует признать отрицание существования души как самостоят. духовной сущности(доказательству этого посвящена «Милинда-паньха»).
В собственно этич. плане характерная для буддизма проповедь личного совершенствования принимает в X. форму подчёркнуто независимого(в частности, от любых сверхъестеств. сил)развития личности. Идеал совершенной личности в X.— архат(санскр.— достигший конечной цели)достигает совершенства самостоятельно и как бы мало беспокоясь о совершенстве других. Будда в X.— идеал и учитель совершенства — объект подражания и почитания. Хотя и в X. есть элементы его обожествления, в целом в ней нет ни сложного культа, ни сложнойрелиг.организации; всё это заменено жизнью в монашеской общине. Одновременно в странах X. получил распространение своеобразный политеизм(соединение собственно буддийских черт с брахманизмом, шаманизмом, верой в духов ит.п.).
Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма пояпон.икит.источникам, ч. 2 — Проблемы буддийской философии, П.,1918; Stcherbatsky T h., The central conception of Buddhism and the meaning of the word «Dharma», L.,1923; Ward Ch. H. S., Buddhism, v. 1 — Hinayana, L.,1947; Bareau ?., Les sectes bouddhiques du petit vehicule, [Saigon],1955;
см. такжелит.к ст. Буддизм.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ХИНА́ЯНА
(санскр., букв. – малая колесница) – одно из двух (наряду с Махаяной) направлений буддизма, по традиции считающееся более ранним. Практически X. отождествляется ныне с учением школы Тхеравады, хотя исторически X. наряду с Тхеравадой включала и ряд других сектантских доктрин глубокой древности (напр., Сарвастиваду, Махасангхику), а также филос. учения раннего средневековья вайбхашику и саутрантику. Можно предположить, что понятие X., а также сам термин были введены сторонниками Махаяны в начале 1-го тысячелетия н.э. и использовались для обозначения всех консервативных буддийских учений и школ, опирающихся прежде всего на тексты палийского канона – трипитаку, и считающих причастность высшей истине и высшему состоянию (нирване) уделом лишь весьма немногочисленной духовной элиты. Из многочисл. махаянских источников, вводящих в обиход термин "X.", можно указать на "Саддхармапундарику" ("Сутра Лотоса Истинного Закона"), "Махаянасутраланкару" ("Сутра – Украшение Махаяны") Асанги и "Махаянашратхотпаду" ("Возрождение Веры Махаяны") Ашвагхоши.
Осн. черты, отличающие филос. учение и религ. концепцию X. от Махаяны, можно сформулировать след. образом. Будда в Х. – историч. личность, человек, Шакьямуни; согласно древним палийским текстам он не мыслился как управляющий существами или как тот, на к-рого воздействуют посредством молитв, жертв или др. культовых действий, дабы он исполнил желание. Субъектом управления оставался сам человек, а будда выступал как пример и наставник. Каждый человек в X. считается потенциальным буддой, или архатом. Если в Махаяне будда (собств., боддхисаттва) – это врач, не делающий различия между сознат. и несознат. пациентами и не оставляющий их, пока они полностью не вылечатся, то в учении X. будда – это инструктор, объясняющий, как исцелиться, и подающий пример самоисцеления только тому, кто осознал свою болезнь и имеет силу и решимость самоисцелиться. Будда выступает в X. как высший идеал живого существа, как предел духовной высоты, достижимый человеком; почитание его не является магич. актом, а есть лишь поклонение образу, возвышающее человека и увеличивающее сумму его заслуг. В X. индивидуалистич. принцип буддизма, идея свободы воли и, следовательно, ответственности остаются выраженными со всей крайностью: никто никому не может помочь ни спастись, ни освободиться, ни очиститься; все это человек может сделать только сам, своей волей, решимостью и мудростью. Высшим состоянием X. полагает нирвану, достижение к-рой (путем медитации, нравств. самоусовершенствования и интеллектуального развития) предполагает полный отрыв от феноменального мира. В X. отшельничество считается практически обязательным для достижения хотя бы низших ступеней духовного прогресса и необходимым условием для постижения филос. и религ. истин. В плане умозрительном X. характеризуется также резким противопоставлением феноменального мира (сансары) и нирваны.
Среди неканонич. произведений X., к-рые уже с глубокой древности имели хождение наряду с канонич. текстами, позднее вошедшими в трипитаку (на яз. пали), особо важную роль играла "Милинда-панна" ("Milinda Pañha"). В этой кн. излагаются интереснейшие мысли относительно "Я", соотношения имени и формы с субъектом, ценности отшельничества и т.д. В позднейшей (сер. 1-го тысячелетия н.э.) цейлонской традиции важное место отводится многочисл. трактатам и комментариям Буддхагхоши (очевидно, псевдоним для ряда поколений комментаторов), среди к-рых следует упомянуть "Висуддхимаггу", "Атхасалини", посвященных центр. вопросам буддийской догматики и практики "Пути", и сб. легенд, комментирующих стихи "Дхаммапады". К этой же традиции относится трактат Ануруддхи "Абхидхамматтха-сангаха", к-рый является осн. пособием, вводящим новообращенного в курс буддийской филос. догматики, а также "Паритта" – произведение, посвященное "охране" буддиста от всякого рода естеств. и сверхъестеств. зол и содержащее набор мистич. формул для их отвращения от верующих. Оба эти произведения особое распространение получили на Цейлоне и в Бирме. Огромное значение для последующих филос. традиций буддизма (особенно за пределами Индии) имел знаменитый трактат "Абхидхармакоша" Васубандху (ок. 5 в. н.э.). Обособленное место занимает во всей буддийской литературе начала нашей эры "Лалитавистара" – произведение, написанное на санскрите и позднее вошедшее в канон школы Сарвастивады. Эта книга, описывающая чудесную и волшебную сторону жизни Будды, занимает как бы промежуточное положение между X. и махаяной.
Лит.:La Vallée Poussin L. de, Bouddhisme, P., 1909; его же, L'Inde aux temps du Mauryas et des barbares, Grecs, Scythes, Parthes et Yue-tchi, P., 1930; Winternitz M., History of Indian literature, v. 2, Calc., 1933; Ваreau Α., Les sectes bouddhiques du petit Véhicule, Saigon, 1955; Lamotte E., Histoire du Bouddhisme indien, Louvain, 1958.
A. Пятигорский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.


Синонимы:
буддизм


  1. хинаянасанскр. малая колесница или узкий путь спасения наряду с махаяной одно из двух гл. направлений буддизма его монаш. форма. В X. осн. значение имеют личные усилия стремящег...Атеистический словарь
  2. хинаянасанскр. малая колесница или узкий путь спасения наряду с махаяной одно из двух гл. направлений буддизма его монаш. форма. В X. осн. значение имеют личные усилия стремящ...Атеистический словарь II
  3. хинаянаХИНАЯНА [санскр. букв. малая колесница или малый узкий путь] наряду с махаяной iодно из двух осн. направлений буддизма. iВозникла в нач. н. э. вскоре после появления будд...Большая советская энциклопедия
  4. хинаяна[санскр. буквально малая колесница или малый узкий путь] наряду с махаяной См. Махаяна одно из двух основных направлений Буддизма. Возникла в начале н. э. вскоре после п...Большая Советская энциклопедия II
  5. хинаянасанскр. букв. малая колесница наряду с махаяной одно издвух основных направлений буддизма южный буддизм. Утвердилась вШриЛанке Мьянме Лаосе Таиланде и других южных стра...Большой энциклопедический словарь II
  6. хинаянаХИНАЯНА санскр. букв. малая колесница наряду с махаяной одно из двух основных направлений буддизма южный буддизм. Утвердилась в ШриЛанке Мьянме Лаосе Таиланде и других ...Большой Энциклопедический словарь V
  7. хинаянамалый путь малая колесница термин крым с кон. в. европ. буддологи начали обозначать южн. школы буддизма. Этот термин не встречается в текстах палийского канона см. Типи...Буддизм
  8. хинаянанаряду с Махаяной одна из основных ветвей буддизма. В Х. гл. внимание уделяется достижению конеч. спасенияem личными усилиями верующего. Необходимая для вступл. и нирвану...Древний мир. Энциклопедический словарь
  9. хинаянанаряду с Махаяной одна из основных ветвей буддизма. В Х. гл. внимание уделяется достижению конеч. спасения личными усилиями верующего. Необходимая для вступл. и нирвану с...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  10. хинаянамалая колесница или узкий путь спасения направление буддизма. С точки зрения хинаяны мир и я нереальны а реальными являются лишь дхармы психофи зические элементы безлич...Евразийская мудрость от А до Я
  11. хинаянасанскритское буквально малая колесница наряду с махаяной одно из двух основных направлений буддизма южный буддизм. Утвердилась в ШриЛанке Мьянме Лаосе Таиланде и других ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. хинаянаХинаяна наряду с махаяной одно из двух основных направлений буддизма южный буддизм. Хинаяна утвердилась в ШриЛанке Мьянме Лаосе Таиланде и др. южных странах. Буддийский...Исторический словарь
  13. хинаянахинаяна хинаяна ы...Орфографический словарь
  14. хинаянаu ж буддизм...Орфографический словарь русского языка
  15. хинаянаОрфографическая запись слова хинаяна Ударение в слове хинаяна Деление слова на слоги перенос слова хинаяна Фонетическая транскрипция слова хинаяна [хнан] Характеристика ...Полный фонетический разбор слов
  16. хинаянаСанскр. Малая Колесница Священные Писания и Школа южных буддистов противопоставленная Махаяне Великой Колеснице в Тибете. Обе школы мистические. см. Махаяна. В экзотериче...Религиозные термины
  17. хинаянахинаяна ыСинонимы буддизм...Русский орфографический словарь
  18. хинаянахинаяна...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  19. хинаянаxiochngСинонимы буддизм...Русско-китайский словарь
  20. хинаянахинаянаСинонимы буддизм...Русское словесное ударение
  21. хинаянаЮжный буддизм...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  22. хинаянахинаяна санскр.em букв малая колесница или узкий путь спасения одно из направлений в буддизме приверженцы которого одним из основных условий спасения считают уход от жизн...Словарь иностранных слов русского языка
  23. хинаянамалая колесница или узкий путь спасения наряду с махаяной одно из двух главных направлений буддизма его монашеская форма. В X. основное значение имеют личные усилия стре...Словарь исторических терминов
  24. хинаянахинаяна сущ. колво синонимов буддизм Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы буддизм...Словарь синонимов II
  25. хинаянасанскр. малая колесница или узкий путь спасения наряду с Махаяной одна из основных ветвей буддизма. В X. гл. внимание уделяется достижению конечного спасения личными ус...Советская историческая энциклопедия
  26. хинаяна[санск.р. букв.малая колесница или малый узкий путь] одно из двух основных наряду с махаяной направлений буддизма. Как оформленное движение возникло в нач. н. э. понятие ...Советский философский словарь
  27. хинаянаХИНАЯНА санскр . букв. малая колесница наряду с махаяной одно из двух основных направлений буддизма южный буддизм. Утвердилась в ШриЛанке Мьянме Лаосе Таиланде и других ...Современный энциклопедический словарь
  28. хинаянахинаяна [санскр. букв малая колесница или узкий путь спасения] одно из направлений в буддизме приверженцы которого одним из основных условий спасения считают уход от жиз...Толковый словарь иностранных слов
  29. хинаянаУдарение в слове хинаянаУдарение падает на букву яБезударные гласные в слове хинаяна...Ударение и правописание
  30. хинаянасанскр. букв. малая колесница одно из двух наряду с Махаяной направлений буддизма по традиции считающееся более ранним. Практически X. отождествляется ныне с учением шк...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  31. хинаянаХинаяна санскритское слово великая колесница или великое средство переправы. Так называется учение древнейших буддийских сект в отличие от махаяны великая колесница возн...Энциклопедический словарь
  32. хинаянасанскритское слово великая колесница или великое средство переправы. Так называется учение древнейших буддийских сект в отличие от махаяны великая колесница возникшей со...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  33. хинаянаХинаяна санскр. букв. малая колесница наряду с махаяной одно из двух основных направлений буддизма утвердился на Цейлоне в Бирме Таиланде и др. странах. dd Большой толк...Энциклопедия культурологии