Философская энциклопедия

ХАЛЬБВАКС

ХАЛЬБВАКС
(Halbwachs)Морис(11.3.1877, Реймс,— 16.3.1945, Бухенвальд),франц.социолог, представитель социологич. школы Э. Дюркгейма. Сторонник социализма Ж. Жореса. За участие в Сопротивлении был заключён в концлагерь Бухенвальд. Начав с истории философии, X. затем исследовалгл. обр.социологич. и социально-психологич. проблемы.
Осн. работы X. посвящены проблемам потребностей, потребления, образа жизни и психологии социальных классов,гл. обр.рабочего класса. Существование классов, по X., предполагает наличие классового самосознания и обществ. иерархии, которая основана на определ. системе социальных ценностей: «Классы следует определять по отношению к благам, рассматриваемым как наиболее важные в каждом типе общества»(«La classe ouvriere et les niveaux de vie», P.,1913, p. 111). Подвергая критике индивидуалистич. теории потребностей и потребления, X. подчёркивал необходимость рассмотрения целостной социальной структуры. Правильно отмечая роль классового самосознания в становлении и развитии классов, он недооценивал значение форм участия в обществ. производстве для определения классовой принадлежности.
X. смягчил антипсихологич. пафос Дюркгейма в анализе самоубийства, показав роль психич. факторов в этом явлении(«Причины самоубийства» — «Les causes du suicide», 1930).
В работах по проблемам памяти X.показал, что память — не только психофизиология., но и социальная функция. Индивидуальная память существует, по X., благодаря «коллективной памяти»(воплощённой в традициях, социальных институтах ит.д.), а социальное взаимодействие — важный фактор запоминания. Социальная среда упорядочивает воспоминания в пространстве и во времени, она — источник как самих воспоминаний, так и понятий, в которых они воплощается. Эти положения сохраняют значение для развития социальной психологии.
Leibniz, nquv. ed., P.,1930; L'evolution des besoins dans lea classes sociales et ouvrieres, p.,1933; Genre de vie, P.,1939; La memoire collective, P.,1950; Les cadres socjaux de la memoire, nouv. ed., P.,1952; Esquisse d'une Psychologie des classes sociales, P.,1955; врус.пер.— Возникновениерелиг.чувства по Дюркгейму, всб.: Происхождение религии в пониманиибурж.ученых, М., 1932.
Совр. социологическая теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков,пер.сангл., М.,1961,гл.22; Историябурж.социологии первойпол.20в., М., 1979.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ХА́ЛЬБВАКС
(Halbwachs), Морис (11 марта 1877 – 16 марта 1945) – франц. социолог, последователь Дюркгейма, проф. социальной психологии ун-та в Страсбуре, Сорбонны и Коллеж де Франс. Участник Сопротивления, погиб в концлагере Бухенвальд. Вначале занимался историей философии, затем социологией и социальной психологией. Изучал проблемы потребления и социальной структуры населения ("Рабочий класс и уровень жизни" – "La classe ouvrière et les niveaux de vie", P., 1913; "Эволюция потребностей социальных и трудящихся классов" – "L'évolution des besoins dans les classes sociales et ouvrières", P., 1933). Понятие класса, по X., связано не только с профессией и размером дохода, но и определ. системой ценностей и идеалов. X. продолжил начатое Дюркгеймом социологич. изучение проблемы самоубийства. Он усовершенствовал методику исследования и показал значение в качестве причины самоубийств неприспособленности людей к новым условиям жизни, вызванной быстрым процессом урбанизации ("Причины самоубийства" – "Las causes du suicide", P., 1930). В своих исследованиях широко применял статистич. методы. Важное место в исследованиях X. занимает проблема памяти. X. различает индивидуальную и коллективную память; первая, по X., обусловлена коллективным взаимодействием; коллективная память существует наряду с индивидуальной и развивается по своим законам (см. "La mémoire collective", P., 1950, p. 36). Исходя из концепции Дюркгейма о коллективных представлениях, к-рые подчиняют себе психику индивида, X. видит явления памяти прежде всего в наличии обществ. институтов, традиций, обычаев, верований и т.д. Воспоминания возникают не сами по себе, а лишь под влиянием требований "извне", исходящих от общества: наше окружение есть источник воспоминаний, оно определяет необходимость воспроизведения, создает вехи, точки отсчета для упорядочения воспоминаний во времени и пространстве. Воспоминания других, проявляющиеся в акте коммуникации, есть опора и для воспоминаний индивида. Благодаря использованию общих понятий, в первую очередь времени и пространства (последние, согласно школе Дюркгейма, – результат обществ. сознания), человек в акте воспоминаний не может отдифференцировать образ, локализованный в месте и времени, от социального опыта своего окружения. Единств. случай – состояние сна – где появление образов не обусловлено непосредственно воздействием среды и где поэтому нет никакого их упорядочивания, есть не проявление памяти, а ее отрицание. Все это, по мнению X., ставит под сомнение традиционное представление о механизмах памяти как о репродукции следов или "перевода" воспоминания из бессознательного в сознание; по X., индивид не репродуцирует, а реконструирует прошлое при познании настоящего. "Социальные рамки памяти" ("Les cadres sociaux de la mémoire", P., 1925) – это не "пустые формы", заполняемые суммой индивидуальных воспоминаний, и не только насильств. навязывание "извне", но гл. обр. механизм, инструмент, с помощью к-рого коллективное сознание воздействует на индивида. Концепция X. нашла продолжение гл. обр. в работах о памяти франц. психологов и психопатологов (П. Жане, Ж. Деле).
Соч.:Leibniz, P., 1907; La théorie de l'homme moyen, essai sur Quételet et la statistique morale, P., 1913; Les origines du sentiment religieux d'après Durkheim, P., 1925; Morphologie sociale, P., 1938; La mémoire collective, P., 1950; Esquisse d'une psychologie des classes sociales, P., 1955 (англ. пер., L., 1958); в рус. пер. – Возникновение религ. чувства по Дюркгейму, в сб.: Происхождение религии в понимании бурж. ученых, М., 1932.
Лит.:Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959, с. 308–31; Беккер Г., Босков Α., [сост.], Совр. социологич. теория в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М., 1961, с. 449, 728–30; Friedmann G., M. Halbwachs, "Europe", 1946, No l, p. 45–54.
M. Роговин. Москва. О. Тутунджян. Ереван.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.


  1. хальбваксХальбвакс Halbwachs Морис . Реймс. Бухенвальд франц. социолог и социальный психолог представитель социольной школы Дюркгейма. В политическом плане был приверженцем рефор...Энциклопедия социологии