Философская энциклопедия

ФИЛОЛАЙ

ФИЛОЛАЙ
из Кротона(р.ок.470 дон. э.), крупнейший представитель древнего пифагореизма. После разгрома Пифагорейского союза(454, поМина-ру)жил и учил в Фивах, а также в Таренте, где его учеником и преемником в качестве главы пифагорейской школы был Архит Тарентский. Имеются свидетельства о том, что Ф. дожил до 1-го путешествия Платона в Сицилию и Италию(388 дон. э.)и встречался с ним. Согласно надёжной традиции, Ф.— первый представитель пифагорейской школы, опубликовавший её учение. Фрагменты трактата Ф. «О природе», признаваемые внаст. времячастично аутентичными,— единств. прямой источник изучения древнего пифагореизма(в той фазе его развития, на которой он находился во 2-йпол.5в.дон. э.). Ф. конструирует «весь космос и всё, что в нём» из «беспредельных и пределополагающих» элементов(в доксографии — «предел и беспредельное»). Синтез этих двух начал в упорядоченный космос возможен только благодаря Н-му принципу — «гармонии», которая понимается как числовая пропорция(термин взят из теории музыки и одновременно означает октаву). Различные уровни бытия(«природы»)— нространственно-геометрич., физич., биологич., психич. и ментальный — последовательно переводятся в арифметич. план и выражаются в числах, которые одновременно оказываются и их бытийной сущностью, и логич. определением(ср. свидетельство Аристотеля о том, что пифагорейцы первыми стали давать определения): трёхмерная величина выражается в числе 4(точка, линия, плоскость, тело), качество и цвет — 5, одушевлённость — 6, интеллект, здоровье и трудноидентифицируемый феномен сознания, который Ф.называл «свет», — 7, любовь, дружба и целесообразность мышления — 8. Особое место в онтологич. аритмологии Ф. занимала десятерица(декада), выражавшая предельную полноту и совершенство числового ряда и тем самым оказывавшаяся универс. формулой всего бытия.
Фрагменты Ф. содержат первую в историигреч.философии отчётливо формулированную гносеологич. теорию: «всё, что познаваемо, имеет число, ибо без него ничего нельзя ни помыслить, ни познать». В космологии Ф.— творец первой негеоцентрич. системы: в центре Вселенной находится первозданное огненное тело(ми-фич. имена — Гестия, Крепость Зевса, Мать богов), вокруг него вращаются Земля, Луна, Солнце, пять планет и сфера неподвижных звёзд. Чтобы число космич. тел было совершенным(10)и воплощало полноту бытия, между «центр. огнём» и Землёй постулировалась невидимая Антиземля. Изложение в трактате «О природе» начиналось с общих принципов бытия, переходило к космологии и теории элементов и завершалось физиологией и медициной(таков в целом порядок в «Тимее» Платона и в естеств.-науч. комплексе трактатов Аристотеля).
Фрагменты: DK I, 398—419; Pitagorici. Testimonia-nze e frammenti, a cura di M. Timpanaro Cardini, fasc. II, Firenze, 1962.
Burkert W., Weisheit und Wissenschaft, Nurnberg,1962[англ. пер.— Lore and science in ancient Pythagoreanism, Camb.(Mass.), 1972].

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ФИЛОЛА́Й
(Φιλόλαος) и з К р о т о н а (5 в. до н.э.) – др.-греч. философ, представитель пифагореизма. В своей натурфилософии принимал учение Эмпедокла о четырех элементах, прибавляя к ним эфир, из к-рого, по Ф., состоит периферия космоса, представляемого в виде шара. Кроме того, началами являются беспредельное, предел (принцип определенности, порядка, закономерности) и числа, о к-рых Ф. развил спец. учение: числа есть принцип "возникновения" (более сложное возникает из простого: движение точки создает линию, движение линии – поверхность, движение поверхности – геометрич. тело), принцип различения геометрич. тел (точка – монада, линия – диада, поверхность – триада, геометрич. тело – тетрада), закономерность (монада – начало всего, а декада – самосущая идея всего совершающегося в мире) и даже принцип божеств. мира. Согласно Ф., все познается через число.
В учении о душе Ф. придерживался взгляда орфиков, считая, что душа заключена в теле, как в темнице, из к-рой стремится освободиться. Критерием истины Ф. признавал разум, родственный природе и способный ее созерцать. Признавая гармонию противоположностей принципом природы и психики, Ф. конструировал свои космологические, биологические, медицинские и эстетич. концепции (тело и душа – соединение противоположностей, а болезнь – нарушение единства противоположностей, почему для сохранения здоровья необходимо соблюдать меру в питании, температуре и т.п.; музыка есть приведение к единству многого, согласие разногласного и т.п.). В учении Ф., как и всего раннего пифагореизма, переплетались материалистич. тенденции (гл. обр. в космологии, астрономии, медицине) и идеализм (в учении о числах и душе) и содержались диалектич. идеи. Дошедшие до нас фрагменты произв. Ф. являются осн. первоисточниками о раннем пифагореизме.
Фрагменты: Nestle W., Die Vorsokratiker in Auswahl übersetzt und herausgegeben, Jena, 1908; Diels E., Die Fragmente der Vorsokratiker, 8 Aufl., Bd 1, В., 1957; в рус. пер. в кн.: Маковельский Α., Досократики, ч. 3, Каз., 1919, гл. 32.
Лит.:Frank E., Plato und die sogenannten Pythagoreer, Halle, 1923; Raven J. E., Pythagoreans and Eleatiсs, Camb., 1948.
А. Маковельский. Баку.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ФИЛОЛАЙ
ФИЛОЛАЙ (Φιλόλαος) из Кротона (ок. 470 — после 400 до н. э.) — пифагорейский философ и ученый. В результате антипифагорейского выступления ок. 450 бежал в Фивы, где долгое время жил и учил; в конце жизни, вероятно, переселился в Тарент. Сведения о его встрече с Платоном, посетившим Италию ок. 388, недостоверны. Филолай написал трактат “О природе”, от которого дошло несколько десятков фрагментов и свидетельств. Спор об их аутентичности продолжался почти полтора века, сейчас подлинными признаются фрагменты В 1—7,13,17 и ряд свидетельств, остальные восходят к псевдопифагорейской литературе. Вопреки легендарной традиции, Филолай не был первьм, кто опубликовал пифагорейское учение, ранее устное и тайное. До него книги писали Алкмеон, Гиппас, Менестор и Гиппон, которые, как и Филолай, излагали собственные взгляды. Для Платона и Аристотеля книга Филолая была одним из важных источников по пифагореизму, однако первый относил к Филолаю лишь запрет самоубийства (A la), а второй — невнятное изречение (В 16). Многие идеи, которые античная доксография, восходящая к Теофрасту, приписывает Филолаю, Аристотель передает просто как “пифагорейские”.
Тематика трактата Филолая весьма обширна: от онтологии он переходит к гносеологии, космологии и астрономии, касается других точных наук и заканчивает физиологией и медициной. Под влиянием элеатов Филолай модифицировал начала Пифагора (“предел” и “беспредельное”). Его “космос” состоит из “беспредельных и пределополагающих вещей” (τα άπειρα Kcd. τα περαίνοντα), которые объединяет и упорядочивает “гармония” (В 1). Воспитанный в традициях пифагорейской математики, Филолай первым ввел число и точные науки в целом в философский контекст, построив на их основе гносеологическую теорию. Как и Алкмеон, он полагал, что полное и достоверное знание о мире доступно лишь богам (В 6), но если Алкмеон предлагал основывать человеческое знание на “свидетельствах”, то Филолай искал опору в математике и родственных ей науках. Его тезисы таковы: “Если бы все было беспредельным, то невозможно было бы ничего познать” (В 3); “Все, что познаваемо, имеет число, ибо без него ничего нельзя ни помыслить, ни познать” (В 4), т. e. вещи познаваемы лишь в той мере, в какой они выразимы в числах. Филолай отнюдь не считал, что “все есть число” (согласно интерпретации Аристотеля), его число — это не онтологическое начало, а функция “предела”, который вносит определенность в этот мир, делая его тем самым познаваемым.
Как ученый Филолай проявил наибольшую оригинальность в астрономии. В отличие от раннепифагорейской системы в центр небесной сферы он поместил не Землю, а огненное тело, Гестию (ср. огонь Гиппаса), первой возникшую в процессе космогонии (В 7). Вокруг нее по кругам равномерно вращаются Антиземля, Земля, Луна, Солнце, пять планет и сфера неподвижных звезд. Тела, более близкие к центру, вращаются быстрее: Земля делает оборот за сутки (это объясняет смену дня и ночи), Луна за месяц (поэтому лунный день в 15 раз длиннее земного, а лунные животные в 15 раз больше) и т. д. Солнце является стекловидным телом и отражает свет Гестии, которая, как и Антиземля, нам не видна, поскольку мы живем на обращенном в Другую сторону полушарии. Антиземля была, вероятно, введена для объяснения большей частоты лунных затмений по сравнению с солнечными. Таково объяснение Филиппа Опунтского и Аристотеля (58 В 36), последний, впрочем, приводит еще одну, явно надуманную причину: желание довести число небесных тел до “совершенного числа” 10 (Met. 986а10). Между тем небесных тел в системе Филолая не 10, а 11, кроме того, число 10 никакой роли в пифагореизме не играло. Несмотря на ряд фантастических элементов, свойственных теориям многих досократиков, в целом система Филолая была серьезной попыткой объяснить небесные явления. Его последователи Гикет и Экфант заменили вращение Земли вокруг Гестии ее суточным вращением вокруг собственной оси.
Помимо астрономии, Филолай обсуждал также арифметику (В 5), геометрию, которую он называл “метрополией” других наук (А 7а), и гармонику, дав математическое выражение музыкальных интервалов от октавы до полутона (В 6а). В физиологии Филолай следовал Алкмеону (мозг — центр сознания, А 13) и другим пифагорейцам (Гиппон, Менестор), объяснявшим деятельность организма взаимодействием теплого и холодного. Причины болезни он видел во влиянии внешних факторов на кровь, желчь и флегму (А 27). Пет.: DK. I, 398—419; Лебедев. Фрагменты, с. 432-446. Лит.: Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994; Idem. Some Notes on Philolaus and the Pythagoreans.— “Hyperboreus” 4, 1998, p. 243—270; Burkert W. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambr. (Mass.), 1972; Nussbaum M. Eleatic Conventionalism and Philolaus on the Condition of Thought.— “Harvard Studies of Classical Philology” 83, 1979, p. 63-108; Huffman С. А. Philolaus of Croton: Pythagorean and Presocratic. Cambr., 1993. См. также лит. к ст. Пифагореизм.
Л. Я. Жмудь

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. филолайФИЛОЛАЙ из Кротона ок. после до н. э. пифагорейский философ и ученый. В результате антипифагорейского выступления ок. бежал в Фивы где долгое время жил и учил в конц...Античная философия
  2. филолайя пол. V в. я четв. IV в. др.гр. философпифагореец и астроном. Происх. из Кротона. После разгрома пифагорейского союза бежал из Италии в Фивы по др. свед. Ф. был убит в ...Античный мир. Словарь-справочник
  3. филолайв. до н.э. др.греч. философ ученик Пифагора современник Сократа. Ф. написал на дорийском диалекте три книги О природеem из крых сохран. неск. фрагментов в передаче Диоге...Древний мир. Энциклопедический словарь
  4. филолайв. до н.э. др.греч. философ ученик Пифагора современник Сократа. Ф. написал на дорийском диалекте три книги О природе из крых сохран. неск. фрагментов в передаче Диогена...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  5. филолайPilolaos я пол. в. до н.э. Кротон Юж. Италия я пол. в. до н.э. др.греч. философпифагореец. Его соч. О природе сохранилось в пересказе др. философов посвящено изложени...Музыкальная энциклопедия
  6. филолайPhilolus . прозвище Асклепия под котором он имел храм при Асопе в Лаконии. Paus.u . сын Миноса и нимфы Парии на Паросе убитый Гераклом. Apollod.u . . коринфянин ...Реальный словарь классических древностей
  7. филолайиз Кротона или Тарента греч. философ современник Сократа крупнейший представитель др. пифагорейской философии. Объяснение мира он видел в противоречии между определенным ...Словарь античности
  8. филолайиз Кротона р. ок. до н. э. крупнейший представитель древнего пифагореизма. После разгрома Пифагорейского союза поМинару жил и учил в Фивах а также в Таренте где его уче...Советский философский словарь
  9. филолайи з К р о т о н а в. до н.э. др.греч. философ представитель пифагореизма. В своей натурфилософии принимал учение Эмпедокла о четырех элементах прибавляя к ним эфир из к...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  10. филолайФилолай Philolaus ученик Пифагора современник Сократа и Демократа. Родиной Ф. был г. Тарент в Южной Италии по Диогену Лаэртскому Кротон. Когда демократическая партия в...Энциклопедический словарь
  11. филолайPhilolaus ученик Пифагора современник Сократа и Демократа. Родиной Ф. был г. Тарент в Южной Италии по Диогену Лаэртскому Кротон. Когда демократическая партия в Метапонт...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона