Философская энциклопедия

ФИЛОДЕМ

ФИЛОДЕМ
из Гадары(ок.110—40 дон. э.), др.-греч. философэпикуреец, популяризатор и систематизатор эпикуреизма. Папирусы, найденные в Геркулануме, сохранили обширные фрагменты из егосоч., позволяющие восстановить плохо известные нам учения ранних эпикурейцев. Особенно важносоч.Ф. «Об индуктивном умозаключении», отражающее развитие учениками Эпикура его «Каноники». Всоч.«О поэтич. искусстве» Ф. оправдывал существование поэзии как источника наслаждения, но оспаривал её познават. и этич. ценность; всоч.«О смерти» мы находим патетич. призывы к спокойствию перед лицом неизбежного для каждого конца.
Тексты: Philodemos, On methods of inference. A study in ancient empiricism, ed. with transl. and comm. by Ph. H. and E. A. De Lacy, Phil.—Oxf.,1941; Heidmann J., Der Papyrus1676der Herculanensischen Bibliothek: Philodemos. Text und Ubersetzung, Bonn,1937(Diss.).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ФИЛОДЕ́М
(Φιλόδημος) из Г а д а р ы (1 в.до н.э.) – др.-греч. философ, глава неаполитанской эпикурейской школы. Вероятно, в школе Ф. получил свое филос. образование Лукреций. По Ф., философия, как и все др. области знания, есть эмпирич. наука. Воспроизводя в соч. "О святости" и "О богах" (в основном посвященных проблемам религии) эпикурейскую натурфилософию, Ф. считал учение о божеств. промысле предрассудком, оказывающим пагубное влияние на жизнь человеч. общества. В соч. "О знаках и обозначаемом ими" Ф. предвосхищал осн. положения индуктивной логики Ф. Бэкона. Соч. Ф. (впервые обнаруженные при раскопках Геркуланума, 1752) доказывают ошибочность взгляда, будто школа Эпикура после его смерти не развивалась. Соч. Ф. свидетельствуют также, что во 2–1 вв. до н.э. происходила ожесточенная борьба между эпикурейской школой, с одной стороны, стоицизмом и перипатетической школой – с другой.
Соч.:Herculanensium voluminum quae supersunt. Collectio prior, t. 1–11, Neapoli, 1793–1855; Gollectio altera, t. 1–11, Neapoli, 1861–76; в рус. пер. в кн.: Mаковельский Α., Древнегреч. атомисты, Баку, 1946.
Лит.:Борический И., Логика Эпикура, "Изв. ЛГУ", 1930, т. 2; его же, Древняя и совр. философия науки в ее предельных понятиях, ч. 1, М.–Л., 1925; его же, Демокрит и Эпикур в борьбе за основы атомизма, "Архив истории науки и техники", 1936, вып. 8; Gоmpеrz Th., Philodem über Induktionsschlüsse, Lpz., 1865 (Herkulanische Studien, Bd 1); eго жe, Philodemus, über Frömmigkeit, Lpz., 1866 (Herkulanische Studien, Bd 2); Philodemi Volumina de Rhetorica, hrsg. von S. Sudhaus, Bd 1–2, Lpz., 1892–96; Philodemi qui dicitur libellus, ed. Ch. Jensen, Lipsiae, 1906; Diels H., Philodemos. Über die Götter, Bd 1–2, [В.], 1917; Ρhilippson R., Zu Philodem Περί εὐσεβείας "Hermes", 1919, Bd 54; Philodemus of Cadara. On methods of inference, ed. by Ph. H. de Lacy and Ε. A. de Lacy, Lancaster, 1941; Luschnat О., Zum Text von Philodemus Schrift de Musica, В., 1953; Gigante M., Filodemo "De morte", "La Parola del Passato", 1955, No 10.
А. Маковельский. Баку.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ФИЛОДЕМ
ФИЛОДЕМ (Φιλόδημος) из Гадары (100—35 до н. э.) — греческий философ, поэт, последователь Эпикура. После смерти Зенона Сидонского возглавлял эпикурейскую школу в Афинах, в 70-е IT. 1 в. до н. э. переехал в Италию, где в 50—40-е IT. стал во главе эпикурейской школы в 1еркулануме (близ Неаполя), находившейся под покровительством Л. Кальпурния Пизона. Филодем был широко образован и преуспел, по мнению Цицерона (Pis., 70), не только в философии, но и в поэзии, риторике и музыке, что отличало его от других эпикурейцев. Был известен прежде всего как поэт (в Палатинской антологии — около 30 его эпиграмм), его влияние отмечают в творчестве Катулла, Горация, Пропорция и Марциалла. Автор многочисленных философских сочинений, которые стали известны в Новое время лишь после того, как при раскопках в Геркулануме (1752) была обнаружена эпикурейская библиотека. В 1793 была начата их публикация в Voluminum Herculanensium (см.: Schmid W. Zur Geschichte derherculanishen Studien.— “La Parola del Passato”, 1955,10, p. 478—500).
Филодем — автор книг “О музыке” (РНегс. 411, 1497,1578), “О поэзии” (РНегс. 460, 463, 1074, 207, 1425, 914, 1676), “0 риторике” (РНегс. 1672, 1674, 1423, 1669). В сочинении “О знаках” заложил начала индуктивной логики, анализировал процедуры индукции, основанные на аналогии.
В труде “Об Эпикуре” он рассматривал историю эпикуреизма от Эпикура до своего учителя Зенона Сидонского; в сочинении “О стоиках” подверг критике этику Диогена Синопского и Зенона-стоика; написал историю академической философии и историю антиллатонической традиции, составил перечень философов академической школы; написал несколько биографий философов, в т. ч. биографию Сократа.
Этические трактаты Филодема “О пороках”, “Об образе жизни”, “О воздержании”, “О богатстве”, “О гневе”, “О свободе слова”, “О хорошем государе сообразно Гомеру” (посвящен К. Пизону) наряду с другими произведениями свидетельствуют, вопреки традиционному мнению о догматизме эпикуреизма, о развитии эпикурейской философии. К примеру, в трактате “О поэзии”, отрицая, как и его предшественники, нравственную и познавательную ценность поэзии, Филодем признавал ее как источник наслаждения. Наиболее важным этическим сочинением италийского периода считается трактат “О смерти”. По мнению М. Жиганте, в нем позиция Филодема-философа вступила в противоречие с его позицией как поэта: вопреки классическому эпикуреизму он писал о различии между кончиной мудреца и смертью обычного человека.
В сочинении “О богах” Филодем излагал основные проблемы своей теологии: вид и форма богов, антропоморфизм, изономия, невмешательство, блаженство и бессмертие; критиковал провиденциализм стоиков; рассматривал учения Демокрита, Продика и перипатетиков о происхождении представлений о богах. В этом сочинении Филодем проявил себя большим знатоком мифологии. Он был вынужден защищать эпикуреизм от обвинений в безбожии и написал сочинение “О благочестии”, в котором разъяснялись особенности эпикурейского отношения к богам и подчеркивался благочестивый характер эпикурейской доктрины.
Тексты и комментарии: Nüluminum Herculanensium Collectione. Col. prior, 1.1-11. Napoli, 1793-1855; Col. altéra. 1.1-11. Napoli, 18611876. Каталог изданий текстов Филодема с коммент. см.: Giganfe M, Schmid W. Praefatio.— UsenerH. Glossarium Epicureum. Roma, 1977, p. XXI-XXXI.
Отдельные соч.: Philodemus, On methods of inference [De signis], ed. with transi, and comm. by Ph. H. De Lacy. Napoli, 1978; Filodemo, II buon re seconde Ornero, ed., trad. e comm. a cura di T. Dorandi. Napoli, 1982; Über die Musik, IV Buch, Text, Übers, u. Komm. v. A. J. Neubecker. Napoli, 1986; L'ira, ed., trad. e comm. a cura di G. Indelli. Napoli, 1988; Storia dei filosofi. Platone e l'Academia (PHerc.1021 e 164), e comm. a cura di T. Dorandi. Napoli, 1991; MeklerS. (ed.). Akademicorum philosophorum index Herculanensis. B., 1958; On Choices and Avoidances, ed. G. Indelli, V. Tsouna-McKirahan. Napoli, 1995; [Memorie Epicuree], trad. e comm. a cura di C. Militello. Napoli, 1997; Kleve K. On thé Beauty of God [De deorum victu], A Discussion between Epicureans, Stoics and Sceptics.— “Symbolae Osloensis”, 1978, p.69—83; Über die Götter, I und III Buch, griech. text und Erälut. v. H. Diels. Lpz., 1970; ArrighettiG. (ed.). Filodemo, De Dis III, col. XII-XIII 20; De Dis III, col. X-XL— “Studi Classici e Orientali” 7, 1958, p. 83sqq.; 10, 1961, p. 112sqq.; I frammenti del IV libro dell'opera Sulla morte. Roma, 1970; Kuiper T. Philodemos, Over den Dood. Amst., 1925; Philodemus, On Piety, Parti, ed. D.Obbink. Oxf., 1996; Sbordone F. Nuovi contributi alla “Poetica” di Filodemo (PHerc. 994).— “Cronache Ercolanesi” 2, 1972, p. 47—58; Idem. Va nuovi libro del a “Poetica” di Filodemo.— “Atti dellAccademia Pontaniana” 9, 1960, p. 231—258; Jensen С. Philodemus, Über die Gedichte fünftes Buch. B., 1923; [On frank criticism], introd., transi., and notes by D. Konstan, D. Clay et alii, Atlanta, 1998; Philodème. Sur les sensations (PHerc. 19/698), ed. A. Monet.— “Cronache ercolanesi” 26, 1996, p. 27—126; Sudhaus S. Philodenü Volumina Rhetorica, I—U, Supplementum. Amst., 1964; The epigrams of Philodemos, introd., text, and comm. by D. Sider. N. Y.—Oxf., 1997. Рус. пер.: Греческая эпиграмма, под ред. Ф. А. Петровского. М., 1960, с. 168—172. Лит.: Покровская 3. Ф. Эпикуреец Филодем и его взгляды на поэтику.— В сб.: Древнегреческая литературная критика. М., 1975, с. 235—253; Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979, с.179—317; VooysC.J. Lexicon Philodemeum, 1934; GiganteM. Ricerche filodemee. Napoli, 1969; Idem. La bibliothèque de Philodème et l'Epicurisme romain. R, 1987; Idem. Philodemus m Italy. The books from Herculaneum. Ann Arbor, 1995; GaiserK. Philodems Academica. Die Berichte über Platon und die Alte Akademie in zwei herkulanesischen Papyri. Stuttg.—Bad Cannstatt, 1988; AsmisE. Philodemus' Epicureanism.- ANRW II 36, 4, 1990, p. 2369-2406; Dorandi T. Filodemo: gli rientamenti délia ricerca attuale.— Ibid., p. 2328—2368; Obbinkß. The mooring of philosophy: a review of Philodemus, On choices and avoidances, ed. by G. Indelli and V. Tsouna-McKirahan,— Oxford studies in ancient philosophy, 15, 1997, p. 259-281.
M. M. Шахнович

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. филодемФИЛОДЕМ strongиз Гадары strong до н. э. греч. философ поэт последователь Эпикура. strongРодился в Гадаре на берегу Галилейского моря изучал философию в Афинах под руково...Античная философия
  2. филодемгреческий поэт и философ эпикуреец см. Эпикур. Приблизительно в г. прибыл в Италию в сопровождении Л. Кальпурния Пизона на вилле которого в Геркулануме он провел впослед...Античные писатели. Словарь
  3. филодемок. ок. до н.э. др.гр. поэт и философ. Род. в Гадаре Палестина. Был главой эпикурейской школы в Афинах затем в е переехал в Италию где основал лит.филос. кружок в крый ...Античный мир. Словарь-справочник
  4. филодемок. до н.э. эпикурейский философ поэт. В приехал в Италию где в Неаполе основал эпикурейскую школу к приверженцам крой принадлежал также юный Вергилий. Его философск...Древний мир. Энциклопедический словарь
  5. филодемPilodemos из Гадары вероятно кон. в. до н.э. Гадара Сирия ок. до н.э. др.греч. поэт и философ. Жил гл. обр. в Риме. Будучи последователем философаматериалиста Эпикура...Музыкальная энциклопедия
  6. филодемPhilodmus . отец Филона тесть оратора Эсхина. Aesch. de f. leg. . Ф. из Гадар в Палестине знаменитый эпикуреец друг Л. Пизона против которого Цицерон держал свою речь....Реальный словарь классических древностей
  7. филодемиз Гадары эпикурейский философ поэт ок. НО. В приехал в Италию где в Неаполе основал эпикурейскую школу к приверженцам которой принадлежал также юный Вергилий. Его филос...Словарь античности
  8. филодемиз Гадары ок. до н. э. др.греч. философэпикуреец популяризатор и систематизатор эпикуреизма. Папирусы найденные в Геркулануме сохранили обширные фрагменты из его соч. по...Советский философский словарь
  9. филодемиз Г а д а р ы в. до н.э. др.греч. философ глава неаполитанской эпикурейской школы. Вероятно в школе Ф. получил свое филос. образование Лукреций. По Ф. философия как и ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  10. филодемФилодем Philodemus известный греческий эпикуреец уроженец города Гадар в Койлесирии современник Цицерона жил в Риме и был другом Пизона против которого Цицерон произнес...Энциклопедический словарь
  11. филодемPhilodemus известный греческий эпикуреец уроженец г. Гадар в Койлесирии современник Цицерона жил в Риме и был другом Пизона против которого Цицерон произнес дошедшую до ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  12. филодемФилодем Philodemos из Гадары род. после ум. в гг. до н. э. греческий поэт и философ эпикуреец см. Эпикур. Приблизительно в г. прибыл в Италию в сопровождении Л. Кальпур...Энциклопедия античных писателей