Философская энциклопедия

ФЕМИНИЗМ

ФЕМИНИЗМ
— термин, применяемый к идеологически-политическим, правовым, филос. течениям зап. мысли, занимающимся женской проблематикой. Идеи Ф., возникнув в Европе в эпоху Просвещения, во втор. пол. 20 в. получили распространение в большинстве стран мира. Заявкой на выделение женской тематики в особый предмет рассмотрения принято считать работу М. Уоллестоункрафт «Защита прав женщины» (1792), вопрос о неравноправии женщин обсуждали Ш. Фурье, Д. Дидро, М. Кондорсе, Ф. Энгельс, Дж.С. Милль и др. Предтечей современного Ф. является работа С. де Бовуар «Второй пол» (Paris, 1949; рус. изд.: М., 1997). В 1970-е гг. произошел взрыв феминистских исследований, а полученные в них результаты оказали влияние на общественные дисциплины. Внешним его стимулом явились противоречия современной цивилизации: она детерминирует массовый приток женщин в профессиональный труд и способствует их личностной самореализации, но ее структуры, создававшиеся с расчетом на женщину-домохозяйку, делают болезненным этот процесс (двойное бремя труда, дилемма карьера — семья, и др.). Ф. является попыткой направить ход развития цивилизации по гуманистическому и демократическому руслу.
Является ли вторичное положение женщины в обществе результатом ее биологически-репродуктивных функций или следствием исторически ограниченных форм семьи и общества? Нейтральна ли культура (и философия) по отношению к женщине, или культура остается патриархатной, закрепляя в своих стереотипах господствующее положение мужчины? Такими вопросами в нач.1970-х гг. в США, Великобритании и Франции задались многие авторы (Б. Фриден, С. Файерстоун, К. Миллет, Дж. Митчелл, Ж. Дженуэй, Л. Ирригрей, X. Хартман и др.) и дали сходные ответы: современное общество является сексистским, осуществляя дискриминацию по признаку пола. Работы этих авторов были философски-идеологическими, в дальнейшем женская проблематика переходит в сферу академических междисциплинарных женских и гендер-ных исследований.
Феминистская мысль развивается очень разными по своим воззрениям авторами и взаимодействует с господствующими в национальных культурах идеями. Ее скрепляющими факторами являются: принятие за базисное понятия «гендер», относящегося к социо-половым ролям индивидов (биологические различия мужчин и женщин фиксируются понятием «секс»), и применение гендерного метода. Суть последнего состоит в оценке характера знания (и ин-тов общества) в зависимости от половой принадлежности его производителей. С помощью этого метода были подвергнуты ревизии все общественные и гуманитарные дисциплины.
Феминистская мысль в целом тяготеет к теориям, использующим социологические объяснительные модели, таким как марксизм, прагматизм, социологический функционализм, постмодернизм и др., и критически относится к теориям, применяющим биологицистские объяснительные модели, напр. к социобиологии. В рамках Ф. имеются разнообразные течения: либеральное, радикальное, марксистское, социалистическое, постмодернистское и др. Исходный пункт разных программ — демистификация идущего еще от Аристотеля представления о женщине, отождествляющего ее с репродукцией, а мужчину с «человеком», т.е. разумным и социально активным существом. Применив к репродукции социогендерный метод, феминисты сделали вывод, что рождение детей и приобщение их к системе ценностей является самым важным видом социального творчества — созиданием личностей, несущих эстафету культуры. Второй объект демифологизации — представление о семье как ячейке общества, спаянной биологическими и приватными связями, на которые не распространяются законы, действующие в публичном мире. Феминисты утверждают, что все стороны семьи пронизаны социоэкономическими векторами: домашняя хозяйка участвует в воспроизводстве и поддержании рабочей силы, через мужа является объектом извлечения прибавочной стоимости, а работающая женщина является объектом двойной эксплуатации. В отличие от Энгельса, многие идеи которого они используют, феминисты считают, что все формы социальной иерархии создавались по модели семейной субординации. Неравноправие в семье объясняет, почему «власть» оказалась в руках мужчин и осуществляется по образцу агрессивности и почему культура является маскулинистской. Феминисты марксистской и социалистической ориентации предлагают считать базисной структурой при объяснении надстройки общества не производительные силы и производственные отношения, а социально-репродуктивную организацию общества (Э. Джаггар, Хартман, X. Хартсок). Их вердикт таков: общество, в котором женщины в семье являются «эксплуатируемым сексуальным классом», должно быть перестроено с учетом социальной роли женского труда, а по мнению радикалов — революционным образом (С. Файерстоун, 1970). Умеренно социологической модели придерживаются феминисты, тяготеющие к психоанализу. В нач. 1970-х гг. З. Фрейд был объектом атак за биологицистский детерминизм (Миллет, 1970), но в дальнейшем некоторые из них находят, что в отождествлении женщинами себя с «вторичным бытием» есть корни в подсознательном, в складывающихся у девочки отношениях с матерью и отцом, в страхе перед ее собственной «властью» и др. (Д. Диннерстейн, Н. Чодоров, Э. Хорни).
У поборников Ф. нет единства относительно будущей культуры — быть ей феминистской, бисексуальной или положиться на стихийный ход ее развития. Большие расхождения имеются и в определении стратегии демаскулинизации. Либералы уповают на реформы, образование и пропаганду, социалисты и марксисты — на ломку капиталистической системы, радикалы — на отказ от культа семьи и обретение женщинами собственной власти (Миллет, М. Френч, М. Дейли). Безотносительно к реализуемости их программ, феминисты ввели в оборот социальной мысли большой пласт новых тем: материальное производство и воспроизводство рабочей силы, истоки дифференциации социополовых ролей, домашний труд на рынке труда, отношение семейной и социальной субординации и др. Радикальный Ф. обратил внимание на проблемы изнасилования, проституции, порнографии, абортов, сексуальных запугиваний и др. Социальные психологи исследовали влияние бытующих стереотипов сексуального поведения и языка на сексуальную самотождественность, на действие двойных (для мужчин и женщин) стандартов морального поведения, на нарушение биологического и психологического баланса в жизни женщины. Философами-феминистами была проведена ревизия истории философии, имеющая цель не только переоценить мыслителей прошлого в зависимости от решения ими проблем женщин, но и показать, каким образом это решение влияло на «твердое ядро» философии — метафизику, эпистемологию, этику, философию науки. В качестве альтернативы предлагается отказ от резкой оппозиции субъекта и объекта, телесного и духовного, природного и социального, эмоционального и рационального, и методология, исходящая из контекстуальности знания.
Для раннего Ф. был характерен лозунг «равенство полов», для зрелого — «равенство в различии». Но как понимать различие? Психолог К. Джиллиген в кн. «Другим голосом» (1986) на основе проведенных ею эмпирических исследований констатировала существование особого женского способа рассуждения о моральных и личностных дилеммах. Ее заключительный вывод — этику индивидуализма всегда дополняла этика заботы, носителями которой являются женщины с их самоотдачей семье. Идея альтруистической этики заботы — серьезный вклад феминистской мысли в развитие философии. Вместе с тем было высказано и др. мнение: поскольку в этической и психологической областях мужские и женские поведенческие признаки «размазаны» между полами, провести границы между ними невозможно (Дж. Гримшоу). Ф. столкнулся с характерным для философии феноменом: то, что на обыденно-интуитивном уровне кажется самоочевидным, — напр., различение мужского и женского опытов — на теоретическом уровне доказать трудно. Не удалось доказать и наличие «универсального женского опыта»: опыт африканских женщин на поверку оказывается ближе опыту африканских мужчин, нежели опыту амер. женщин.
Интерес фр. постмодернистских феминистов (Э. Сиксу, Ирригрей, Ю. Кристева) сосредоточен на деконструкции тотализирующих структур власти, таких как язык и знание, сделавших женщину «другой», а также «мужского лица» философии с его отличительными признаками — «логоцентризмом» и истиной. Средством обретения женщинами своей аутентичности они считают «переописание женского тела» и текстуальное самовыражение. Вместо политики универсализма и интеграции ими предлагается «постфеминистская» политика локальности и контекстуальности. В США получили развитие радикально-социологические варианты постмодернизма, противопоставляющие макрополитике феминизма 1970-х гг. микрополитику коммунальности, «неструктурированной понятием «гендер».
Ф. — наиболее примечательная новизна зап. мысли поел, трети 20 в., существенно расширившая ее смысловое поле. Изменив риторику и сделав разговор о полах «политически корректным», феминизм повлиял на ментальность и практику зап. общества.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

феминизм
ФЕМИНИЗМ — термин, применяемый к идеологически-политическим, правовым, философским течениям западной мысли, занимающимся женской проблематикой. Идеи феминизма возникли в эпоху Просвещения в Европе, во 2-й пол. 20 в. получили распространение в большинстве стран мира. Первой заявкой на выделение женской тематики в особый предмет рассмотрения принято считать работу Мери Уоллстоункрафт “Защита прав женщин” (Wollstonecraft M. A Vindication of the Rights of Woman, 1792). О неравноправии женщин писалиΦ. Μ. Ш. Фурье, Д. Дидро, М. Кондорсе, Ф. Энгельс, Дж. С. Милльи др. Непосредственной предтечей современного феминизма стала работаС. де Бовуар“Второй пол” (Beavoir S. de. Le deuxième sexe. P., 1949; рус. пер. M., 1997). В 50-е гг. поднятые ею темы “вторичности женского бытия” воспринимались как экзотика; тогда вряд ли кто предполагал, что в 70-е гг. произойдет взрыв феминистских исследований, а полученные в них результаты окажут влияние практически на все гуманитарные и общественные дисциплины. Внешним стимулом исследовательского бума были противоречияцивилизации20 в.: цивилизация детерминирует массовый приток женщин в профессиональный труд и способствует их личностной самореализации, но ее структуры, создававшиеся с расчетом на женщину-домохозяйку, делают болезненным этот процесс (двойное бремя труда, трудность для матери реализации права на равенство возможностей, дилемма карьерасемья и др.). Феминизм является откликом на эти противоречия и попыткой направить цивилизационные процессы по гуманистическому и демократическому руслу.
Какова природа женщины в свете ее особых репродуктивных и социальных ролей? Является ли вторичное положение женщин в обществе результатом ее биологически-репродуктивных функций или следствием исторически ограниченных форм семьи и общества? Является ли культура (и философия) нейтральной по отношению к женщине, или она остается патриархальной, закрепляющей в стереотипах господствующее положение мужчины? Такими вопросами в нач. 70-х гг. в США, Великобритании и Франции задались многие авторы (Б. Фриден, С. Файерстоун, К. Миллет, Дж. Митчелл, Э. Дженуэй, Дж. Грир, Л. Ирригрей, X. Хартман и др.) и дали сходные ответы: современное общество осуществляет дискриминацию по признаку пола и является сексистским (термин “сексизм” используется по аналогии с термином “расизм”). Работы этих авторов создавались на волне подъема женского движения, были философски-идеологическими и публицистическими. В дальнейшем женская проблематика перешла в сферу академической деятельности — междисциплинарные и прикладные “женские исследования”, “андрогенные исследования”, “гендерные исследования” и др.
Феминистская мысль развивалась за счет вкладов множества авторов, занимающихся разными аспектами этой тематики и придерживающихся несходных взглядов. Ее скрепляющими факторами являются: принятие за базисное понятия “гендер”, относящееся к социополовым ролям индивидов (биологические различия мужчин и женщин фиксируются понятием “секс”) и применение тендерного метода. Суть последнего состоит в оценке характера знания (и институтов общества) в зависимости от социополовой принадлежности производителей знания, т. е. тех ролей, которые им определяет культура. С его помощью были подвергнуты ревизии все общественные и гуманитарные дисциплины — культур-антропология, философия, социология, история, психология, политэкономия, теория образования и др.
Феминистская мысль развивалась в контекстах национальных культур, взаимодействуя с господствующими в них идеями. В целом она тяготела к теориям, использующим социологические объяснительные модели, таким, как марксизм, прагматизм, социологический функционализм, психоанализ, постмодернизм и др., и критически относилась к теориям, применяющим биологицистские объяснительные модели, напр., к социобиологии.
“Лицо” феминизма в значительной мере определяет социальная проблематика, обсуждение которой породило разнообразные течения: либеральное, радикальное, марксистское, социалистическое, постмодернистское и др. Исходный пункт разных феминистских программ — демистификация представлений о природе женщины. Сторонники феминизма утверждают, чтоАристотель, уподобивший мужчину активной форме, а женщину пассивному телу, задал западной мысли биологицистскую парадигму, действующую до сих пор и отождествляющую понятие “женщина” с репродукцией, а понятие “мужчина” с человеком, т. е. разумным и социальным существом. Если применить к функции репродукции социогендерный метод, то в рождении детей и приобщении их к системе ценностей можно увидеть не просто повторяющийся биологический цикл, а самый ценный из всех вид социального творчества — созидание личностей, несущих эстафету культуры. Поэтому редукцию природы женщины к ее биологии следует считать следствием несовершенных социально-исторических условий, которые в отличие от биологической природы подлежат исправлению и улучшению. Другой объект демифологизации — представление о семье как ячейке общества, спаянной биологическими и приватными связями, на которую не распространяются законы, действующие в публичном мире. Феминисты утверждают, что культивируемая дихотомияприватностиипубличности— фикция, что, напротив, все стороны семьи пронизаны социальными и экономическими векторами, действующими в публичном мире. Домашняя хозяйка участвует в воспроизводстве и поддержании рабочей силы, через мужа является объектом извлечения прибавочной стоимости, участвует в конкуренции труда. Вместе с тем она занимает подчиненное по отношению к мужу положение в семье, а работающая женщина является объектом двойной эксплуатации. Общество культивирует семейную субординацию и создает по этой модели все другие формы субординации и иерархии. Вердикт феминистов таков: общество, в котором женщины в семье являются “эксплуатируемым сексуальным классом”, должно быть перестроено, а по мнению феминистов-радикалов — революционным образом (Firestones S. The Dialectics of Sex. The Case for Feminist Revolution. N. Y., 1970). Согласно марксистским и социалистическим вариантам феминизма, первичным базисом объяснения всей надстройки экономических, юридических и политических институтов, а также религиозных, философских и др. идей являются не производительные силы и производственные отношения, а социально-репродуктивная организация общества. Такое понимание базиса делает исторический материализм последовательным и позволяет объяснить то, что не удалось марксизму: почему “власть”, как причастность к принятию важных для общества решений, находится в руках мужчин и осуществляется по мужскому образцу — жестокости и агрессивности, и почему культура является маскулинистской (С. Файерстоун, Э. Джаггар, X. Хартман, X. Хартсок).
Социологические модели объяснения, характерные для большей части феминистской мысли, построены на посылке о чистой социальности человека и возможности на основе рационального решения изменять стереотипы его поведения. Альтернативные им социобиологические модели исходят из посылки существования биологических диспозиций у человека, влияющих на дифференциацию социальных ролей мужчины и женщины. Компромиссную модель предлагают психоаналитические феминисты. В нач. 70-х гг. 3. Фрейд был объектом атак за биологицистский детерминизм (Millett К. Sexual politics. N. Y., 1970), но в дальнейшем некоторые феминисты признали рациональные зерна в его трактовке сексуальности и оппозиции мужчина—женщина: отождествление женщинами себя с “вторичным бытием” имеет корни в подсознательном, в складывающихся у девочки отношениях с матерью и отцом, в страхе перед ее собственной “властью” и др. (Д. Диннерстейн, Н. Чодоров, Э. Хорни).
У поборников феминизма нет единства относительно будущего культуры: быть ей феминистской, бисексуальной или положиться на стихийный ход ее развития. Еще больше расхождений в определении стратегии и тактики ее демаскулинизации. Либералы считают возможным в рамках существующей системы равно распределить между полами справедливость, право и ответственность и сбалансировать социальные роли мужчин и женщин с помощью образования, реформ и пропаганды. Социалисты и марксисты связывают освобождение женщин с ломкой капиталистической системы. Радикалы видят выход в сепаратистских женских действиях, в отказе от культа семьи, в обретении женщинами “собственной власти” на всех ее уровнях (К. Миллет, М. Френч, М. Дейли и др.).
Безотносительно к убедительности и рациональности представленных феминистами выводов и проектов в оборот социальной мысли ими был введен большой пласт новых тем: материальное производство и воспроизводство рабочей силы, домашний труд на рынке труда, основы дифференциации социополовых ролей, отношение семейной и социальной субординации, приватное и публичное в семье, детерминанты сексуальной политики общества и др. Радикальный феминизм обратил внимание общества на социальные и психологические проблемы изнасилования, проституции, порнографии, абортов, контроля за рождаемостью, сексуальных запугиваний и др. Социальными психологами проделана большая работа по исследованию влияния бытующих стереотипов сексуального поведения и языка на сексуальную самотождественность, межличностные коммуникации, решение дилемм “карьера—семья”, двойных (для мужчин и женщин) стандартов морального поведения. Важный вывод был сделан экологами: восприятие социальных отношений через призму патриархатных стереотипов секса чревато биологическим и психологическим дисбалансом жизни женщины.
Философами-феминистами была проведена ревизия истории философии с целью не только переоценить мыслителей прошлого в зависимости от решения ими женского вопроса, но и показать, каким образом это решение влияло на “твердое ядро” философии — метафизику, эпистемологию, этику, философию науки. Мужская доминантность усматривается во взгляде на познание как агрессию по отношению к объекту, в “тирании онтологии”, в проведении жестких дихотомий и др. В качестве альтернативы предложен отказ от резкого противопоставления субъекта и объекта, телесного и духовного, природного и социального, эмоционального и рационального и методология, исходящая из контекстуальности и ценностных предпосылок знания (Discovering Reality, ed. by S. Harding, M. Hintikka. Dordrecht—Boston—L., 1983). Пересмотру подверглась философия науки: вместо идеала нейтральности предлагается “строгая объективность”, учитывающая зависимость производства знания от тендерных детерминантов (Harding S. The Science Question in Feminism. N. Y, 1986; Keller E. F. Reflections on Gender and Science. New Haven, 1985). Многие феминисты, апеллируя к теории парадигмТ. Куна, не исключают возможность формирования новой феминистской парадигмы знания.
Для раннего феминизма был характерен лозунг “равенство полов”, для зрелого — “равенство в различии”. Но как понимать различие? Психолог К. Гиллиган в книге “Другим голосом” (Gilligan C. In a Different Voice. Cambr. (Mass.), 1986) на основе проведенных ею эмпирических исследований констатировала существование особого женского способа рассуждения о моральных и личностных дилеммах: в то время как мужчины фокусируют ценности индивидуалистической (“кантовской”) этики — справедливость, право, автономия, женщины обращают внимание на интерперсональные ценности — причастность к другим, ответственность за другого. Ее заключительный вывод — индивидуалистическая этика, будь она всеобщей, привела бы к отчуждению людей, но этого не произошло потому, что ее дополняла этика заботы, носителями которой являются женщины, для которых забота о семье и самоотдача были главными обязанностями. Выдвижение идеи альтруистической этики заботы, дополняющей этику индивидуализма, — серьезный вклад феминистской мысли в развитие философии. Вместе с тем в возникших вокруг нее дебатах были высказаны контраргументы, согласно которым мужчинам тоже свойственна этика заботы (напр., забота о развитии благосостояния общества), а женщинам — этика автономии и справедливости (Okin S. M. Justice, Gender and the Family. N. Y, 1989). Говорилось о том, что, поскольку в этической области мужские и женские признаки “размазаны” между полами, невозможно найти критерии проведения естественных границ по признаку пола (Grimshaw J. Philosophy and Feminist Thinking. Minneapolis, 1986). Феминизм столкнулся с характерным для философии феноменом: чтона обыденно-интуитивном уровне кажется самоочевидным — напр. различение мужского и женского опытов, то на теоретическом уровне доказать трудно, критерии “плывут” и специфика пропадает. Такие же трудности и у концепций “универсального женского опыта”, “материнского опыта”: опыт африканских женщин на поверку оказался ближе опыту африканских мужчин, нежели американских женщин. Французские постмодернистские феминисты (Э. Сиксу, Л. Ирригрей, Ю. Кристева) видят в стратегии англо-американской феминистской мысли, направленной на понимание природы женщины и ее угнетения, поиск универсальных дефиниций женского опыта, использование бинарной оппозиции “мужчина—женщина” и др., дань “мужскому сознанию”. Их интерес сосредоточен не на социальных проблемах женщин, а на деконструкции тотализирующих структур власти, таких, как язык и знание, сделавших женщину “другой”. Деконструкции подвергается “мужское лицо” философии с его отличительными признаками — “логоцентризмом”, истиной, жесткими оппозициями. Используя идеи Ж. Дерриды и Ж. Лакана, они сосредоточили внимание на выработке “сексульно-текстуальной политики”, на нахождении женщинами аутентичности своего языка и голоса через “переописание женского тела” и текстуальное самовыражение. Если англоязычные (в особенности социалистические) феминисты движимы интенцией к интеграции опыта женщин разных культур, постмодернистские феминисты считают изначально ложным лозунг “единство в разнообразии”; ярлык “феминизм” не обозначает никакой содержательной общности, поскольку существует только разнообразие практик и миллионы голосов. Вместо универсализма и интеграции они предлагают “постфеминистскую” политику локальности и контекстуальности. Французский постмодернизм пустил корни и в других странах: в США, напр., получили развитие радикально-социологические варианты постмодернизма (и постфеминизма), противопоставляющие макрополитике феминизма 70-х гг. микрополитику коммунальности и плюралистического общества, “неструктурированного понятием “гендер”” (Mann P. S. Micro-Politics. Agent in a Postfeminism Era. Minneapolis—L, 1994). Постмодернизм является объектом критики за сведение дела феминизма к элитарным литературным упражнениям, за его политику разобщения женщин и потерю связи с идеалами гуманизма и демократии.
Феминизм — наиболее примечательная новизна в западной мысли последней трети 20 в., существенно расширившая ее смысловое поле. Вряд ли можно говорить о создании особой “феминистской парадигмы”, скорее имеет место приспособление “патриархальных” структур к специфике женских проблем, тем не менее феминизм внес существенный вклад в копилку мысли, зафиксировав новые и высветив не замечавшиеся ранее аспекты старых проблем. Изменив риторику и сделав разговор о полах “политически корректным”, феминизм повлиял на ментальность западного общества, а через нее и на практику.
Я. С. Юлина
Феминизм имеет своеобразную историю в России, мыслящими людьми которой в нем был воспринят прежде всего пафос освобождения личности из-под власти рода, опеки патриархальной семьи. Идеи женской эмансипации, необходимости женского образования распространялись в России с сер. 19 в., их с энтузиазмом пропагандировали мужчины — известные в русском обществе люди, среди которых хирург Н. И. Пирогов, физиолог И. М. Сеченов, создатель научной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт, историк Н. И. Костомаров, педагог В. Я. Стоюнин, писатель Н. Г. Чернышевский. Первый период женского движения датируют временем от реформы 1861 до революции 1905. Самыми известными русскими феминистками того времени были Н. В. Стасова, А. П. Философова, М. В. Трубникова. В 1895 открылось “Русское женское взаимно-благотворительное общество”, по инициативе которого в 1908 был проведен 1-й Всероссийский женский съезд, на котором обсуждались вопросы социально-политического статуса женщин, их экономическое и правовое положение в семье и обществе. На съезде обнаружился раскол между “умеренными феминистками” и “пролетарками” во главе с А. М. Коллонтай. После революции 1917 появилась пролетарская версия идеологии женского движения, среди создателей которой были А. М. Коллонтай, И. Ф. Арманд, Н. К. Крупская, рассматривавшие освобождение женщины как составную часть общей задачи освобождения пролетариата. Важнейшим условием освобождения женщины объявлялось освобождение ее от быта путем ликвидации сферы частной жизни и семьи как источника социального неравенства. В советский период, когда женский вопрос считался решенным, идеи феминизма находились под запретом. Их возрождение началось в рамках правозащитного движения во 2-й пол. 1970-х гг., но лишь начиная со 2-й пол. 80-х гг., они постепенно становятся известны в обществе, будучи востребованы независимым женским движением, которое набирает силу в России.
О. М. Здравомыслова
Лит.:Воронина О. А. Гендерная экспертиза законодательства в области средств массовой информации. М., 1997; Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М., 1996; Теория и история феминизма. Курс лекций, под ред. И. Жеребкиной. Харьков, 1996; Феминизм: Восток, Запад, Россия, под ред. М. Т. Степанянца. М., 1993; Феминизм: перспективы социального знания, под ред. О. А. Ворониной. М., 1992; Юлина Н. С. Феминизм: женщина, семья и общество. — В кн.: Она же. Очерки по философии в США. 20 век. М., 1999, с. 266—281; Mead M. Sex and Temperament. N. Υ, 1935; Janeway E. Man's World, Woman's Place. Murrow, 1971; Irigray L. Speculum, de L'Autre Femme. P., 1974; Mitchell J. Psychoanalysis and Feminism. N. Y, 1974; Radical Feminism, ed. by A. Coedt, E. Levine, A. Rapone. N.Y, 1974; Dinnerstein D. Mermaid and the Minotaur. N. Y, 1977; Daly M. Gyn/Ecology: The Metaethics of Radical Feminism. Boston, 1978; Chodorow N. The Reproduction of Mothering. Berkley, 1978; Kristeva J. Desire in Language: a Semiotic Approach to Literature. N. Y, 1982; Jaggar A. Feminist Politics and Human Nature. Totowa, 1983; Bordo S. The Flight to Objectivity. Albany, 1987; Ferguson A. Blood at the Root. L., 1989; Butler J. Gender Trouble: Feminism and Subversion of Identity. N. Y, 1990; Cixous H. The Body and the Text. N. Y.-L., 1990; Elshtain J. B. Public Man, Private Woman; Knowing and Difference. Princeton, 1981; Feminist Perspectives in Epistemology, ed. by K. Lenon, М. Whirford. L.—N. Y, 1994; Feminism and Philosophy, ed. by N. Tuana, R. Tong. Boulder, 1995.
Н. С. Юлина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
дискриминация


  1. феминизмФеминизм представлен широким спектром теорий которыми утверждается что по признакам статуса и возможностей отношения между полами не являются равноправными и что такое по...101 ключевая идея политика
  2. феминизмЖЕНСКАЯ ЭМАНСИПАЦИЯ ФЕМИНИЗМ Все люди сестры. Феминистский лозунг Мужчинам их права и не больше того женщинам их права и не меньше того. Сьюзен Энтони Мужчины имеют ст...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  3. феминизмЛичная позиция. акцентирующая уважительнос отношенис к женщине как человечсскому сущсству. Убеждение в том. что между мужчинами и женщинами должно существовать общественн...Большая психологическая энциклопедия
  4. феминизмФЕМИНИЗМ франц. feminisme от лат. femina женщина женское движение за уравнение женщин в правах с мужчинами в рамках бурж. строя. Возникло в в. первоначально в Сев. Амер...Большая советская энциклопедия
  5. феминизмфранц. feminisme от лат. femina женщина женское движение за уравнение женщин в правах с мужчинами в рамках буржуазного строя. Возникло в в. первоначально в Северной Аме...Большая Советская энциклопедия II
  6. феминизм. наличие у мужчины личностных качеств и моделей поведения считающихся в определнной культуре присущими женщинам . женское движение за уравнение в правах женщин с мужчина...Большая энциклопедия по психиатрии
  7. феминизмм. femminismo Итальянорусский словарь. Синонимы дискриминация...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. феминизмfeminismus лат. femina женщина в психиатрии наличие у мужчины вторичных половых признаков и или характерологических и поведенческих особенностей свойственных женщине....Большой медицинский словарь
  9. феминизмм.feminismo m...Большой русско-испанский словарь
  10. феминизмm Psych. Feminismus m...Большой русско-немецкий медицинский словарь
  11. феминизмсущ. муж. рода только ед. ч.фемнзм уem...Большой русско-украинский словарь
  12. феминизмм. fminisme m...Большой русско-французский словарь
  13. феминизмfeminism . Целостная теория связанная с характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам. . Социополитическая теория и практика стремящаяся к освобождени...Большой толковый социологический словарь
  14. феминизмангл. feminism нем. Feminismus. Теория равенства полов лежащая в основе движения женщин за освобождение за достижение равноправия массовый характер приобретает с середины...Большой толковый социологический словарь II
  15. феминизмм.fminisme m дискриминация...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. феминизмв широком смысле стремление к равноправию женщин смужчинами во всех сферах общества в узком смысле женское движениецелью которого является устранение дискриминации женщ...Большой энциклопедический словарь II
  17. феминизмФЕМИНИЗМ. в широком смысле стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества в узком смысле женское движение целью которого является устранение дискри...Большой энциклопедический словарь III
  18. феминизмФЕМИНИЗМ . в широком смысле стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества в узком смысле женское движение целью которого является устранение диск...Большой Энциклопедический словарь V
  19. феминизмот лат. femina женщина англ. feminism фр. feminisme общественное движение за уравнение в правах женщин с мужчинами возникшее в XVIII в. Впервые требование женского равн...Большой юридический словарь
  20. феминизмтермин образован от латинского слова femina женщина. Впервые он использован Элис Росси в г. В настоящее время существует много определений феминизма. Нередко феминизм п...Гендерный глоссарий проекта «Ресурсы гендерного образования»
  21. феминизмСовокупность теорий и движений направленных на достижение равных прав и возможностей для женщин во всех сферах жизни. Феминизм как социальное движение возникает в Европе ...Глоссарий гендерных терминов
  22. феминизмдокприна ставящая своей целью разрешить или хотя бы для начала остро полпавить проблему социального и юридического неравенства полов. Рожденный вместе с Великой французск...Евразийская мудрость от А до Я
  23. феминизмноволатинское feminismus от латинского femina женщина в широком смысле стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества в узком смысле женское движе...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  24. феминизмФЕМИНИЗМ а м. fminisme m. strong. Общая совокупность явлений характеризующих возрождение женщины и стремление ее занять самостоятельную роль в жизниem. Чудинов . Женское ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  25. феминизмот лат. femina женщина движение за равенство прав женщин и мужчин в политике экономической деятельности и социальной жизни. С конца х гг. появилась агрессивная форма фе...Краткий религиозно-философский словарь
  26. феминизма м.em Женское движение за уравнение женщин в правах с мужчинами в рамках буржуазного строя.[франц. fminisme] дискриминация...Малый академический словарь
  27. феминизмfeminismus лат. femina женщинав психиатрии наличие у мужчины вторичных половых признаков и или характерологических и поведенческих особенностей свойственных женщине....Медицинская энциклопедия
  28. феминизмкорень ФЕМИН суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ФЕМИНИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ФЕМИН ИЗМ Слово Феминизм содержит следующие морфемы...Морфемный разбор слова по составу
  29. феминизмНачальная форма Феминизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  30. феминизмпонятие требующее определения в двух уровнях т. к. с одной стороны представляет собой широкое общественное движение за права женщин а с другой стороны это комплекс социал...Новая философская энциклопедия
  31. феминизмФЕМИНИЗМ лат. femina женщина общее название движения женщин против дискриминации по признаку пола. Речь идет об одной из форм дискриминации сексизме англ. sex пол кот...Новейший философский словарь
  32. феминизмлат. femina женщина общее название движения женщин против дискриминации по признаку пола. Речь идет об одной из форм дискриминации сексизме англ. sex пол которая быту...Новейший философский словарь II
  33. феминизмфеминизм м. Женское движение за уравнивание женщин в правах с мужчинами....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  34. феминизмдоктрина ставящая своей целью разрешить или хотя бы для начала остро поставить проблему социального и юридического неравенства полов. Рожденный вместе с Великой французск...Новый философский словарь
  35. феминизмФеминизм feminism движение за социальные полит. и эконом права женщин. Его сторонники требовали предоставления женщинам равных прав с мужчинами но порой отстаивали и особ...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  36. феминизмфеминизм феминизм а...Орфографический словарь
  37. феминизмu м дискриминация...Орфографический словарь русского языка
  38. феминизмлат. женщина теория равенства полов в правовом экономическом политическом и ином аспекте. На основе этой идеи родилось самостоятельное движение феминисток в е годы ХХ с...Основы духовной культуры
  39. феминизмПервая волна суфражизм борьба за права женщин против женской дискриминации. Радикальный феминизм второй волны проявление женского сепаратизма размежевания вуманизма жен...Пол, гендер и трансгендер. Общие понятия
  40. феминизмПервая волна суфражизм борьба за права женщин против женской дискриминации. Радикальный феминизм второй волны проявление женского сепаратизма размежевания вуманизма жен...Пол, гендер и трансгендер. Общие понятия
  41. феминизмлат. femina женщина теория равенства полов лежащая в основе движения женщин за достижение равноправия в широком смысле стремление к равноправию женщин с мужчинами во в...Политическая наука - Словарь-справочник
  42. феминизмидеологическое движение видящее в качестве своей основной задачи повышение роли женщин в обществе и в большинстве случаев равенство полов....Политология - глоссарий по книге
  43. феминизмФЕМИНИЗМ feminism Видение мира в котором живут женщины глазами самих женщин. Главное внимание при этом сосредоточено на патриархате который можно определить как систему в...Политология. Словарь.
  44. феминизмфеминизм феминизмы феминизма феминизмов феминизму феминизмам феминизм феминизмы феминизмом феминизмами феминизме феминизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  45. феминизмОрфографическая запись слова феминизм Ударение в слове феминизм Деление слова на слоги перенос слова феминизм Фонетическая транскрипция слова феминизм [фимнизм] Характер...Полный фонетический разбор слов
  46. феминизмФранц. feminisme англ. feminism нем. feminismus. За последние двадцать лет в Западной Европе н США большое распространение получил феномен так называемой феминистской кри...Постмодернизм. Словарь терминов
  47. феминизмфеминизм аСинонимы дискриминация...Русский орфографический словарь
  48. феминизмМ мн. нет siyasi feminizm qadnlara kiilrl brabr huquq verilmsini tlb edn qadn hrkat....Русско-азербайджанский словарь
  49. феминизмм. духовный феминизм...Русско-английский психологический словарь
  50. феминизмфеминизм м.ifeminism...Русско-английский словарь
  51. феминизмФемнзм...Русско-белорусский словарь
  52. феминизмполит.i фемнзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  53. феминизмфемини дискриминация...Русско-ивритский словарь
  54. феминизмfemminismo...Русско-итальянский медицинский словарь
  55. феминизмфеминизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  56. феминизмфеминизм...Русско-казахский терминологический словарь «Медицина»
  57. феминизмфеминизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  58. феминизмм. полит. феминизм капиталисттик тзлшт сактап туруп аялдардын укугун эркектерге тен жарыялоочу буржуазиялык саясий агым....Русско-киргизский словарь
  59. феминизмСинонимы дискриминация...Русско-китайский словарь
  60. феминизмfeminisms...Русско-латышский словарь
  61. феминизмFeminismus...Русско-немецкий юридический словарь
  62. феминизмfeminizm...Русско-польский словарь
  63. феминизммfeminismo m дискриминация...Русско-португальский словарь
  64. феминизмФеминизмharakati za kupigania haki za wanawake мн....Русско-суахили словарь
  65. феминизмфеминизм феминизм...Русско-таджикский словарь
  66. феминизмfeminismus...Русско-чешский словарь
  67. феминизмfeminism.strong feminism...Русско-шведский словарь
  68. феминизм.strong feminism.strong naisliikumine...Русско-эстонский словарь
  69. феминизмфеминизмСинонимы дискриминация...Русское словесное ударение
  70. феминизмдоктрина ставящая своей целью разрешить или хотя бы для начала остро поставить проблему социального и юридического неравенства полов. Рожденный вместе с Великой французск...Сверхкраткий философский словарь
  71. феминизмлат. femina женщина женское движение за уравнение в правах с мужчинами. Возникло в в. активизировалось в конце х годов в. под названием неофеминизма для выражения прот...Сексологическая энциклопедия
  72. феминизмФЕМИНИЗМ фр. Общая совокупность явлений характеризующих возрождение женщины и стремление е занять самостоятельную роль в жизни до уравнения политических и гражданских пра...Словарь иностранных слов русского языка
  73. феминизмдвижение женщин за уравнение в правах с мужчинами. Возникло в XVIII в. особенно активизировалось с конца х гг. XX в....Словарь исторических терминов
  74. феминизмот фр. fйminisme от лат. femina женщина теория равенства полов лежащая в основе движения женщин за освобождение. Представители Ф. считают что схемы рационального контро...Словарь конфликтолога
  75. феминизмфеминизм feminismus лат. femina женщина в психиатрии наличие у мужчины вторичных половых признаков и или характерологических и поведенческих особенностей свойственных же...Словарь медицинских терминов
  76. феминизм. Наличие у мужчины некоторых признаков свойственных женщине узкие плечи широкий таз гинекомастия тонкая кожа характерное расположение подкожной жировой клетчатки тонкий ...Словарь по сексологии
  77. феминизмЖенское движение за уравнение женщин в политических правах с мужчинами....Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  78. феминизмфеминизм сущ. колво синонимов дискриминация Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы дискриминация...Словарь синонимов II
  79. феминизмзащита социального равноправия мужчин и женщин направленная против патриархата и сексизма. См. ФЕМИНИСТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА....Словарь справочник по социальной работе
  80. феминизмфранц. fminisme от лат. femina женщина женское движение за уравнение женщин в правах с мужчинами в рамках бурж. строя. Возникло в в. Впервые требование женского равноп...Советская историческая энциклопедия
  81. феминизмтеория равенства полов лежащая в основе движения женщин за освобождение. Первая волна Ф. приходящаяся на XIXпервую половину XX в. была борьбой за достижение юридического ...Современная западная философия
  82. феминизмФЕМИНИЗМ новолатинское feminismus от латинского femina женщина в широком смысле стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества в узком смысле женс...Современная энциклопедия
  83. феминизмФЕМИНИЗМ . в широком смысле стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества в узком смысле женское движение целью которого является устранение дискр...Современный энциклопедический словарь
  84. феминизмлат. femina женщина общее название движения женщин против дискриминации по признаку пола. Речь идет об одной из форм дискриминации сексизме англ. sex пол которая бытует в...Социологическая энциклопедия
  85. феминизмFEMINISM Доктрина появившаяся в конце XVIII в. согласно которой женщины в современном обществе систематически оказываются в невыгодном положении. Эта доктрина отстаивает ...Социологический словарь
  86. феминизмЗащита равенства прав женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности. Феминизм зародился в Европе в конце XVIII века. Сегодня во многих странах мира существуют феминист...Социология
  87. феминизмфилософский принцип согласно которому правда о свободе женщин должна быть равными с правами мужчин так как право является высшей ценностью....Тематический философский словарь
  88. феминизмтермин образован от латинского слова femina женщина. Впервые он использован Элис Росси в г. В настоящее время существует много определений феминизма. Нередко феминизм п...Термины гендерных исследований
  89. феминизмлат. femina женщина теория равенства полов лежащая в основе движения женщин за достижение равноправия . Феминистские организации обычно не касаются актуальных проблем со...Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
  90. феминизмфеминизм [фр. feminisme lt лат. femina женщина] общее название течений в буржуазном женском движении за уравнение в правах женщин с мужчинами при сохранении основ капита...Толковый словарь иностранных слов
  91. феминизмФЕМИНИЗМ а м. Общественное движение за равноправие женщин смужчинами....Толковый словарь Ожегова
  92. феминизмНаличие у мужчины присущих женщинам личностных свойств и поведенческих реакций включая мимику и пантомимику. Сочетается с феминизацией....Толковый словарь психиатрических терминов II
  93. феминизмНаличие у мужчины присущих женщинам личностных свойств и поведенческих реакций включая мимику и пантомимику. Сочетается с феминизацией....Толковый словарь психиатрических терминов
  94. феминизмФЕМИНИЗМ феминизма мн. нет м. от латин. femina женщина полит. Буржуазное политическое движение в капиталистических странах имеющее целью добиться формального равноправия...Толковый словарь русского языка II
  95. феминизмфеминизм феминизм а м. Общественное движение за равноправие женщин с мужчинами....Толковый словарь русского языка II
  96. феминизмФЕМИНИЗМ а м. Общественное движение за равноправие женщин с мужчинами....Толковый словарь русского языка
  97. феминизмУдарение в слове феминизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове феминизм...Ударение и правописание
  98. феминизмRzeczownik феминизм m feminizm m...Универсальный русско-польский словарь
  99. феминизмот лат. femina женщина в зависимости от контекста проявление женских черт в биологии поведении и т.п. женское движение за уравнение женщин в правах с мужчинами в рамках....Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
  100. феминизмфеминизм феминизмы феминизма феминизмов феминизму феминизмам феминизм феминизмы феминизмом феминизмами феминизме феминизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по ...Формы слова
  101. феминизмfeminismтермин характеризующий широкий диапазон критических воззрений объединенных интересом к пьесам о судьбах и правах женщин.Синонимы дискриминация...Шекспировская энциклопедия
  102. феминизмНии Фимин Низ Неф Неизм Миф Мим Зимин Ефим Фин Изм Мезим Феминизм Фен...Электронный словарь анаграмм русского языка
  103. феминизмФеминизм см. Эмансипация эманципация женщин....Энциклопедический словарь
  104. феминизмФЕМИНИЗМ . в широком смысле стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества в узком смысле женское движение целью которого является устранение диск...Энциклопедический словарь естествознания
  105. феминизмсм. Эманципация эмансипация женщин....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  106. феминизмангл. feminism нем. Feminismus. Теория равенства полов лежащая в основе движения женщин за освобождение за достижение равноправия массовый характер приобретает с середины...Энциклопедия социологии
  107. феминизмФЕМИНИЗМ термин применяемый к идеологическиполитическим правовым и философским течениям западной мысли имеющим своим предметом т.н. женскую проблематику. Идеи Ф. возникл...Энциклопедия эпистемологии и философии науки