Философская энциклопедия

ТОЙНБИ

ТОЙНБИ
(Toynbee) Арнолд Джозеф (1889-1975) — англ. историк, классик т.н. цивилизационного подхода к человеческой истории. В монументальном труде «Study of History», первые тома которого вышли в 1934, а последний, двенадцатый, в 1961, продолжая линию О. Шпенглера, дал оригинальный вариант «теории локальных цивилизаций».
История, по Т., творение Бога, реализующего ее через существование человека и человечества. Основу истории составляет взаимодействие мирового закона — божественного логоса и человечества. Деятельность последнего — это ответ на божественное вопрошание, выраженное в форме природного или иного вызова. Постигая историю, человечество познает самое себя и в себе самом — божественный закон и высшее предназначение. На поверхности история многообразна, но в глубине своей она однонаправленна и ориентирована на постижение Бога через самораскрытие человека.
Центральным в концепции Т. является понятие цивилизации, замкнутого общества, характеризующегося набором определяющих признаков. Шкала критериев, позволяющих классифицировать цивилизации, у Т. весьма подвижна, но два из них остаются стабильными — это, во-первых, религия и форма ее организации и, во-вторых, территориальный признак — степень удаленности общества от того места, где оно первоначально возникло.В соответствии с этими критериями Т. выделяет 21 цивилизацию, в числе которых египет., андская, кит., минойская, шумерская, майянская, индская, эллинская, зап., православная христианская (в России), дальневосточная (в Корее и Японии), иран., араб., индуистская, вавилонская. Т. предполагает, что более детальный анализ вскроет значительно меньшее число полностью независимых цивилизаций — около десяти. Из выделенных цивилизаций семь — живые общества, а остальные четырнадцать — мертвые, при этом большинство живых цивилизаций клонится теперь к упадку и разложению. Помимо цивилизаций, в какой-то мере продвинувшихся по дороге развития, Т. выделяет четыре неродившиеся (в их числе — скандинавская), а также особый класс задержанных, которые родились, но были остановлены в своем развитии после рождения (в их числе — полинезийцы, эскимосы, кочевники, спартанцы и др.). Цивилизация развивается, когда внешняя среда не является ни слишком благоприятной, ни чересчур неблагоприятной и в обществе имеется творческое меньшинство, способное повести за собою других. Рост цивилизации состоит в прогрессирующем внутреннем ее самоопределении и в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре.
Позицию Т. можно охарактеризовать как культурологический плюрализм — убеждение, что человеческая история представляет собой совокупность дискретных единиц социальной организации («цивилизации»), каждая из которых проходит свой уникальный путь и имеет своеобразную систему ценностей, вокруг которых складывается вся ее жизнь.
Концепция Т. поражает грандиозностью своего замысла — охватить всю человеческую историю и описать все появившиеся в ее ходе цивилизации. Чрезвычайно богатая деталями и верными наблюдениями, касающимися отдельных цивилизаций и их сравнения, концепция завершается, однако, превознесением мировых религий и констатацией того, что история — это божественная творческая сила в движении.
Противоречивое впечатление, которое оставляет данная концепция, вызвано ее открыто религиозным характером. Религии кладутся Т. в основу классификации цивилизаций, из-за чего возникают неясность самого понятия цивилизации и искусственность предлагаемой их классификации. Когда Т. переходит к современной зап. цивилизации, в развитии которой религия не играет заметной роли, он не может найти ясных характеристик и оценивает ее как регресс относительно высших религий. Чтобы как-то приспособить постхристианский капитализм к своему истолкованию истории, Т. высказывает не очень убедительное предположение, что капитализм со временем станет для христианства и трех других высших религий (мусульманства, буддизма и иудаизма) объединяющим началом и будет способствовать сближению их высших ценностей и веры. Капитализм, не укладывающийся в общую схему, обвиняется в идолопоклонстве наиболее порочного вида — в поклонении человека самому себе: «Современный западный ренессанс племенной религии эллинистического мира представляет собой чистое идолопоклонство». О тоталитаризме (в его коммунистическом и национал-социалистическом вариантах), современником которого Т. был, он даже не упоминает, как если бы такого явления вообще не существовало. Тоталитаризм, будучи воинственно атеистическим по самой своей природе, еще хуже укладывается в намечаемую Т. схему истории, чем капитализм.
Т. почти ничего не говорит об истории 20 в. и даже события 19 в. затрагиваются им мимоходом. Всемирная история оказывается без своей центральной главы, посвященной Новейшей истории. Это «бегство в прошлое», стремление сделать центром исследования в первую очередь давно отошедшие в прошлое цивилизации является непосредственным следствием религиозного характера воззрений Т.
Механизм развития цивилизаций, предлагаемый Т., не кажется универсальным и ясным. Особенно туманной является трактовка периодов надлома и разложения цивилизации. Творческое меньшинство, ранее способное отвечать на вызовы природной и человеческой среды, вдруг утрачивает свою энергию и силу и начинает в резких формах противостоять остальному обществу. Непонятно, почему это происходит в случае каждой из цивилизаций. Само представление о творческом меньшинстве, ведущем за собою все общество, напоминает романтическую теорию творческого гения. Механизм развития общества определяется, очевидно, не столько взаимными отношениями элиты и остального населения, сколько взаимодействием материальной и духовной культур данного общества, взятых во всей их полноте. Предлагаемый Т. критерий роста цивилизации, состоящий в «прогрессе самоопределения», явно перекликается с гегелевской идеей растущего «самосознания свободы».
Т. разбивает историю на локальные, почти не взаимодействующие друг с другом цивилизации, что делает проблематичным обсуждение вопроса о едином человечестве и единой человеческой истории. Ответ на этот вопрос опять-таки определяется религиозной позицией Т.: единство человечества возможно только в рамках единения земного и небесного миров. Такое объединение представляет собой, однако, не земной путь человечества, и трудно сказать, в каком смысле такой путь мог бы быть историей.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ТОЙНБИ
(Toynbee)Арнолд Джозеф(14.4.1889, Лондон,—22.10.1975, Йорк),англ.историк и социолог. Известность Т. принесло «Исследование истории»(«A study of history», v. l—12, 1934—61), в котором он под влиянием Шпенглера стремился переосмыслить всё обществ.историч. развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. По Т., всемирная история представляет собой лишь совокупность историйотд.своеобразных и относительно замкнутых цивилизацийпервонач.варианте он их насчитывал 21, затем сократил до 13, не считая второстепенных, побочных и недоразвитых). Каждая цивилизация проходит в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой. Считая социальные процессы, последовательно происходящие в этих цивилизациях, аналогичными, Т. пытался вывести на этом основании некоторые формальные «эмпирич. законы» повторяемости обществ. развития, позволяющие предвидетьгл.события в обозримом будущем. Движущей силой развития цивилизаций, как считал Т., следуя Бергсону, является «творческое меньшинство», носитель мистич. «жизненного порыва», которое, удачно отвечая на различные историч. «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию её социальных ценностей ифилос.концепции смысла жизни. Оказавшись однажды неспособной решить очередную социально-историч. проблему, «творч. элита» превращается в господствующее меньшинство, навязывающее свою власть силой, а не авторитетом; отчуждённая же масса населения становится «внутр. пролетариатом», который совместно с варварской периферией, иливнеш.пролетариатом, в конечном счёте разрушает данную цивилизацию, если она прежде не гибнет от воен. поражения либо от естеств. катастроф. Стремясь ввести в свою концепцию элементы поступат. развития, Т. усматривал прогресс человечества в духовном совершенствовании, врелиг.эволюции от примитивных анимистич. верований через универс. религии к единой синкретич. религии будущего.
Концепция Т. является идеалистич. ответом на позитивистский эволюционизм; она содержит также своеобразную альтернативу «европоцентризму». В своих последующих работах, особенно в диалоге сяпон.учёным Д. Икэдой(«Choose Life. A dialogue», 1976), Т. всё больше обращался ксовр.социальным проблемам капиталистич. Запада; по его мнению, выход из глубокихвнутр.противоречий капиталистич. системы и конфликта между Западом и «третьим миром» лежит на пути духовного обновления, отказа от меркантилистской философии и абсолютизации материальных ценностей, а также в возрождении гармонии между человеком и природой. Т. сочувственно относился к нац.-освободит. движению, выступал за мирное сосуществование и взаимопонимание между Западом и социалистич. странами.
Идеи Т. оказали значит. влияние на социальную философию и обществ. сознание капиталистич. Запада.
The world and the West, L.,1953; America and the world revolution,N. Y.,1962; Change and habit, L.,1966; Experiences, L.—[a. o.],1969; Cities on the move, L.,1970; Mankind and mother earth. A narrative history of the world, N. Y.— L.,1976; Диалог историков. Переписка А. Тойнби и Н. Конрада, вкн.: Конрад Н. И., Избр. труды. История, М.,1974,с.270—82.
Кон И. С., Филос. идеализм и кризисбурж.историч. мысли, М.,1959; Араб-Оглы 9. А., Концепция историч. круговорота, всб.: Историч. материализм и социальная философиясовр.буржуазии, М.,1960; Mapкарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций,Ер.,1962; Чесноков Г. Д., Совр.бурж.философия истории, Горький,1972; Рашковский Е. Б., Востоковедная проблематика в культурно-историч. концепции А. Дж. Т., К.,1976; Семенов Ю. Н., Социальная философия А. Т. Критич. очерк, М.,1980(библ.); Anderle О. F., Das universalhistorische System A. J. Toynbees, Fr./M.,1955; Toynbee and history, ed. by M. E. A. Montagu, Boston,1956; L'histoire et ses interpretations, P.—La Haye,1961; M or t onS. F., A bibliography of A. J. Toynbee,Oxf., 1980.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ТОЙНБИ
(Toynbee)
Арнолд Джозеф (род. 14 апр. 1889, Лондон – ум. 22 окт. 1975, Йорк) – англ, историк, философ и социолог. Работая преподавателем в высшей школе и служащим министерства иностранных дел, в своих многочисленных путешествиях занимался (под влиянием Бергсона) изучением первобытного общества. С 1922 работал над всеобщей историей развития человеческой культуры («А Study of history», 10 vol., 1934-1955). He существует никаких культурных первозародышей, культурный подъем является участью всех народов, но форма, в которой осуществляется это предназначение, бывает разной. Ход истории культуры не укладывается ни в какие схемы: в любое время все возможно. Тойнби сомневался относительно морфологии культуры. Осн. произв. (кроме указанного): «Greek historical thought», 1924; «Christianity and civilisation», 1946; «Civilisation on trial», 1948; «The world and the West», 1953; «America and the world revolution», 1962; «Change and habit», 1966; «Cities on the move», 1970; «Mankind and mother earth. A narrative history of the world», 1976.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ТО́ЙНБИ
(Toynbee), Арнолд Джозеф (р. 14 апр. 1889) – англ. историк и социолог, оказавший большое влияние на социальную философию и обществ. сознание капиталистич. Запада. В 1919–24 – проф. Лондонского ун-та, в 1925–55 – Лондонской школы экономич. наук. В течение мн. лет сотрудничал в учреждениях министерства иностр. дел; в годы 1-й и 2-й мировых войн был экспертом по междунар. отношениям, участвовал в мирных конференциях. В 1925–55 – один из руководителей Королевского ин-та междунар. отношений; составлял (совместно с В. М. Баултером) ежегодные обзоры политич. событий в мире ("A survey of international affairs", L., 1925–65).
Т. испытал влияние Шпенглера, Бергсона, а также христианских теологич. концепций истории. Первые его работы посвящены анализу междунар. отношений и внешней политике Англии. Всемирную известность ему принесло "Исследование истории" ("A study of history", v. 1–12, L., 1934–61), в к-ром он стремился переосмыслить все общественно-историч. развитие человечества в духе круговорота локальных цивилизаций. Согласно концепции Т., не существует единой истории человечества, а есть лишь история отдельных своеобразных и замкнутых цивилизаций (в первонач. варианте он их насчитывал 21, затем сократил до 13, не считая второстепенных и недоразвитых). Исходя из того, что эпоха цивилизаций занимает всего 2% времени существования на Земле человека, Т. считает их все эквивалентными по своим ценностям и современными друг другу. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения (genesis), роста (growth), надлома (breakdown) и разложения (désintеgration), после чего гибнет, уступая место другой. Считая социальные процессы, последовательно происходящие в этих цивилизациях, аналогичными, Т. пытается вывести на этом основании нек-рые "эмпирич. законы" обществ. развития, позволяющие предвидеть гл. события и в совр. мире. До наст. времени, по Т., сохранилось лишь пять осн. цивилизаций – китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущей силой развития цивилизаций, по мнению Т., является "творческое меньшинство", носитель мистич. "жизненного порыва", к-рое, удачно отвечая на различные историч. "вызовы", увлекает за собой "инертное большинство". Своеобразие этих "вызовов" и "ответов" определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и филос. концепции смысла жизни. Оказавшись однажды неспособной решить очередную социально-историч. проблему, "творч. элита" превращается тем самым в господствующее меньшинство, навязывающее свою власть силой, а не авторитетом; отчужденная же масса населения становится "внутр. пролетариатом", к-рый совместно с "варварской периферией", или "внешним пролетариатом", в конечном счете разрушает данную цивилизацию, если она прежде не гибнет от военного поражения либо естественных катастроф.
На протяжении трех десятилетий, в ходе создания "Исследования истории" Т. неоднократно пересматривал детали своей концепции: греко-римская "модель цивилизации", под к-рую первоначально подгонялась история других народов, была им дополнена двумя другими альтернативами в развитии цивилизаций; больший акцент был сделан на локальном своеобразии цивилизаций и их историч. преемственности; фатальные закономерности уступили место взаимодействию различных тенденций, так что вся схема обществ. развития приобрела более индетерминистский характер ради обоснования способности "зап. цивилизации" к дальнейшему развитию. Стремясь ввести в свою концепцию историч. круговорота цивилизаций элементы поступат. развития, Т. усматривает прогресс человечества в духовном совершенствовании, в религ. эволюции от примитивных анимистич. верований через универсальные религии к единой синкретич. религии будущего. В соответствии с этим все цивилизации он ныне распределяет по трем поколениям, причем "универсальное гос-во" каждой предыдущей цивилизации порождает одновременно и "универсальную церковь", к-рая становится, в свою очередь, зародышем, "куколкой" для последующей цивилизации, вплоть до торжества всемирной религии общечеловеческого братства.
Концепция Т. является идеалистич. ответом на механистич. доктрину линейного прогресса общества, на плоский позитивистский эволюционизм; она содержит также своеобразную альтернативу "европоцентризму". Концепция цивилизаций Т. обращает внимание на своеобразие прохождения отд. народами различных стадий в поступат. развитии общества, хотя и абсолютизирует его.
В последних работах Т. значительно эволюционировал в своих политич. взглядах; его в прошлом апологетич. позиция по отношению к США сменилась критической; он все больше обращается к совр. социальным и экономич. проблемам капиталистич. Запада; по его мнению, выход из глубоких внутр. противоречий капиталистич. системы и конфликта между Западом и "третьим миром" лежит на пути духовного обновления, отказа от меркантилистской философии и абсолютизации материальных ценностей. Т. выступает против ультрареакц. кругов на Западе, сочувственно относится к нац.-освободит. движению, выступает за мирное сосуществование и взаимопонимание между Западом и социалистическими странами.
Соч.:Nationality and the war, L., 1915; The new Europe, L., 1915; The Western question in Greece and Turkey, L., 1922; The world after the peace conference, L., 1925; A journey to China, L., 1931; Civilization on trial, N. Y., 1948; War and civilization, N. Y., 1950; The world and the West, L., 1953; An historian's approach to religion, L., 1956; A study of history. Abridgement by D. Somervell, v. 1–2, L., 1946–57; East to West, L., 1958: Christianity among the religions of the world, L., 1958; Hellenism. The history of a civilization, L., 1959; Between Oxus and Jumna, L., 1961; America and the world revolution. N. Y., 1962; The present-day experiment in Western civilization. L., 1962; Change and habit, L,, 1966; Experiences, L. – [a. o.], 1969.
Лит.:Косминский Ε. Α., Историософия А. Т., "Вопр. истории", 1957, No 1; Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. историч. мысли, М., 1959; Араб-Оглы Э. Α., Концепция историч. круговорота, в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, под ред. Ю. П. Францева, М., 1960; Mapкарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; Семенов Ю. Н., Обществ. прогресс и социальная философия совр. буржуазии, М., 1965, гл. 1; Чесноков Г. Д., "Проблема цивилизации" в философии истории А. Т., "ВФ", 1966, No 10; Рашковский Е. Б., Структура и истоки философско-историч. концепции А. Д. Т., там же, 1969, No 5; Zahn Ε., Toynbee und das Problem der Geschichte, Köln, 1954; Αnderle О. F., Das universalhistorische System A. J. Toynbees, Fr./M., 1955; Toynbee and history, ed. by Μ. Ε. A. Montagu, Boston, 1956; Samuel M., The professor and the fossil. Some observations on A. J. Toynbee's "A study of history", N. Y., 1956; "Diogène", 1956, No 3 (спец. номер, посвященный T.); Geyl P., Debates with historians, N. Y., 1958; L'histoire et ses interprétations. Entretiens autour d'A. Toynbee. Sous la direction de R. Aron, P., 1961; Critiques of A. J. Toynbee's work, в кн.: Toynbee A. J., A study of history, v. 12, L., 1961, p. 680–90; Popper M., A bibliography of the works in English of A. Toynbee. 1910–1954, L.–N. Y., 1955.
Э. Араб-оглы. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.


  1. тойнбиАрнолд Джозеф английский историк и социолог. Выдвинултеорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций каждая изкоторых проходит аналогичные стадии возникно...Большой энциклопедический словарь II
  2. тойнбиТОЙНБИ Toynbee Арнольд Джозеф британский историк и общественный деятель. Работал преподавателем в высшей школе и служащим министерства иностранных дел. Один из крупнейш...Новейший философский словарь
  3. тойнбиToynbee Арнольд Джозеф британский историк и общественный деятель. Работал преподавателем в высшей школе и служащим министерства иностранных дел. Один из крупнейших пред...Новейший философский словарь II
  4. тойнби.Toynbee Арнолд .VIII. .III. англ. историк и экономист. Окончил Оксфордский унт где с до своей смерти читал курсы политич. экономии и экономил истории. В лекциях с кр...Советская историческая энциклопедия
  5. тойнбиТОЙНБИ Toynbee Арнолд Джозеф английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций каждая из которых проходит аналогичн...Современная энциклопедия
  6. тойнбиТОЙНБИ Toynbee Арнолд английский историк и экономист. Основные труды Промышленный переворот в Англии в столетии русский перевод ....Современный энциклопедический словарь
  7. тойнбиТОЙНБИ Арнолд Джозеф английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций каждая из которых проходит аналогичные стадии ...Современный энциклопедический словарь
  8. тойнбиАрнольд Toynbee англ. экономист и филантроп. Отец его Джозеф Т. образованный натуралист и популярный врач в Лондоне относился с теплым участием к положению рабочего кла...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  9. тойнбиТОЙНБИ Toynbeeem Арнольд Джозеф англ. историк философ дипломат и обществ деятель создавший один из наиболее оригинальных вариантов концепции локальных цивилизаций. Если...Энциклопедия культурологии
  10. тойнбиТОЙНБИ Toynbee Арнольд Джозеф англ. историк философ дипломат и обществ деятель создавший один из наиболее оригинальных вариантов концепции локальных цивилизаций. Если ра...Энциклопедия Культурология XX век
  11. тойнбиТойнби Toynbee Арнольд . Лондон. Йорк англ. историк философ общественный деятель. Главный труд его жизни Исследование истории есть обозрение всемирной истории в форме п...Энциклопедия социологии