Философская энциклопедия

ТАФТАЗАНИ

ТАФТАЗАНИ
ТАФТАЗАНИ Са'д ад-Дйн Мас'уд Ибн 'Умар, ат- (ок. 1322, с. Тафтазан, близ г. Ниса, Хорасан — ок. 1390, Самарканд) — арабо-мусульманский философ, видный представитель перипатезирующего калама. Обучался теологии и философии у ал-Иджии Кутб ад-Дйна ар-Разй (ум. 1365). Около 30 лет провел в скитаниях, преподавая в различных медресе Мавераннахра, а затем по приглашению Тимура приехал в Самарканд, где находился при его дворе вплоть до своей кончины.Ат-Тафтазанй известен прежде всего своим сочинением по философской теологии “Макасид” (“Цели”), составленным по образцу “Мавакиф” своего учителя ал-Иджй и снабженным собственными глоссами “Шарх ал-Макасид” — своего рода энциклопедией Корана эпохи синтеза с арабоязычным перипатетизмом. К этому труду примыкает “Компендиум по логике и каламу” (Тахзйб ал-мантик ва-л-калам), на который в последующие века были составлены многочисленные комментарии. Ат-Тафтазанй прославился также своими глоссами к “Символу веры” ан-Насафй (ум. 1142) — “Шарх ал-'ака'ид ан-насафиййа”. В качестве учебных пособий популярностью пользовались и другие его комментаторские сочинения по логике, юриспруденции, поэтике, риторике, коранической экзегетике.
Биографы и исследователи расходятся в определении правовой и доктринальной позиции ат-Тафтазанй среди различных течений (^икса-права и калама. Его причисляют то к шафиитам, то к ханафитам, поскольку им написаны глоссы к юридическим сочинениям, представляющим оба толка. Комментарии ат-Тафтазанй к трактату ан-Насафй дают основание причислять его к матуридитской школе калама (в частности, ат-Тафтазанй разделяет учение матуридитов о творении — “таквйн” как об извечном и субстанциальном атрибуте Бога, о свободе воли, о невозможности реального лицезрения Бога в потусторонней жизни), однако в “Макасид” ат-Тафтазанй предстает как сторонник ашаризма.
Т. Ибрагим

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.