Философская энциклопедия

ТАТАРКЕВИЧ

ТАТАРКЕ́ВИЧ
(Tatarkiewicz), Владислав (р. 3 апр. 1886) – польский философ. Д-р философии, Марбург (1910). Член Польской АН. С 1915 – профессор ун-та в Варшаве, преподавал в Вильно (1919–21) и Познани (1921–23). В 1923–48 – редактор журн. "Przeglad filozoficzny". Хотя Т. прошел школу неокантианства, он, однако, ближе всего стоит к англ. направлению философии анализа ("О счастье" – "О szczee.ściu", Кг., 1947), а в польской философии – к направлению Твардовского. Т. занимается историей философии, этикой и в последние годы – эстетикой ("История эстетики"– "Historia estetyki", t. 1–2, Wr., 1960). Как историк философии Т. стремится к детальной классификации исходных позиций в истории филос. мысли ("История философии" – "Historia filozofii", t. 1–2, Lw., 1931, t. 3, Kr., 1950). В области этики Т. отстаивает тезис об абсолютности добра, но относительности моральных норм. Спец. исследования Т. посвящены анализу эстетич. переживания и эстетич. установки, а также понятия типа в иск-ве (в сб. "Сосредоточенность и мечта" "Skupienie i marzenie", Kr., 1951). В теории и истории иск-ва Т. занимается гл. обр. архитектурой и скульптурой, польским классицизмом, а также барокко 17 в.
Соч.:Die Disposition der Aristotelischen Prinzipien, Giessen, 1910; О bezwzglçdnoéci dobra, Warsz., 1919; Zarys dziejrtw filozofii w Polsce, Kr., 1948; О pisaniu historii filozofii, Kr., 1954.
А. Кадлер. ПНР.

Философская Энциклопедия.В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ТАТАРКЕВИЧ
ТАТАРКЕВИЧ (Tatarkiewicz) Владислав (3 апреля 1886, Варшава — 4 апреля 1980, там же) — польский философ, историк философии, один из видных участников Львовско-Варшавской школы, профессор Варшавского университета (с 1915), редактор журнала “Przeglad filozoficzny” (1923—48).
Татаркевич различал три типа историко-философского исследования: историю индивидуального творчества и жизненных судеб философов, историю философских проблем и историю философии как части истории духовной культуры. Важнейшим основанием периодизации истории философии Татаркевич полагал специфические наборы идей, образующих мировоззренческие каркасы эпох. Для античной философии это направленность на внешний мир, интеллектуализм, универсализм и финитизм; для средневековой — волюнтаризм, индивидуализм, концепция бесконечного Божества, разрыв с объективизмом; для философии Нового времени — концентрация вокруг гносеологической и методологической проблематики.
Эстетическое переживание в трактовке Татаркевича может быть непосредственным (в музыке и пластических видах искусства), опосредованным (при восприятии художественной литературы) и поэтическим (субъективное воображение). Эстетическое убеждение, возникающее под воздействием господствующих эстетических вкусов эпохи, отличается от эстетического чувства, которое человек испытывает в конкретном общении с прекрасным, и это отличие может вызывать внутренние противоречия эстетического сознания. В этике Татаркевич отстаивал идею безотносительности добра, критиковал релятивизм и субъективизм. Добро является фундаментальным понятием, смысл которого постигается интуитивно. Задача этики — в обосновании суждений, в которых некий объект, поступок или идея оцениваются как “добро” или “зло”.
Соч.: Die Dispositionen der Aristotelischen Prinzipen. Mahrburg, 1910; 0 bezwzglednosci dobra. Warsz., 1919; Stanowisko estetyki wobec nowych pradow w sztuce i historji sztuki.— “Przeglad filozoficzny”, 1927, N 4; Architektura nowozytna. Warsz., 1934; Okresy filozofü europejskiej. Warsz., 1937; Sztuka i poezja. W&rsz., 1938; 0 szcz^cill. Warsz., 1947; Zarys dziejow filozofii w Polsce. Krakow, 1948; Historia filozofia, 1.1—3. Wirsz., 1948—50; Skupienia i marzenie. Studia z zakresu estetyki. Krakow, 1951; Historia estetyki, 1.1—3. Warsz., 1960—67; Klasyczne a nowoczesne rozumienie sztuki. Warsz., 1961; Droga do filozofii i inné rozprawy filozoflczne. Wirsz., 1971; Pisma zebrane, 1.1—2. Warsz., 1971—1972; Droga przez estetyki. Warsz., 1972; Dzieje szesciu pojec. Wirsz., 1975.
5. H. Порус

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. татаркевичTatarkiewicz Владислав . польский философ.Профессор Варшавского университета с президент Польской АН с. Труды по истории философии и эстетики....Большой энциклопедический словарь II
  2. татаркевичТАТАРКЕВИЧ Владислав польский философ. Докторскую степень получил в Марбурге профессор Варшавского с и Виленского университетов с по редактор журнала Философское ...Новейший философский словарь
  3. татаркевичВладислав польский философ. Докторскую степень получил в Марбурге профессор Варшавского с и Виленского университетов с по редактор журнала Философское обозрение. ...Новейший философский словарь II
  4. татаркевичТАТАРКЕВИЧ Tatarkiewicz Владислав . польский философ. Профессор Варшавского университета с президент Польской АН с . Труды по истории философии и эстетики....Современный энциклопедический словарь
  5. татаркевичTatarkiewicz один з найвидатнших пол.em скульпторв XIX ст.em учень Б. Торвальдсена спершу пд впливом класицизму Помираюча Психеяem скульптури на фасад Вел. Театру у Варш...Універсальний словник-енциклопедія
  6. татаркевичTatarkiewicz Якуб один з найвидатнших пол. скульпторв XIX ст. учень Б. Торвальдсена спершу пд впливом класицизму Помираюча Психея скульптури на фасад Вел. Театру у Варша...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  7. татаркевичдив. Татаркевич Владислав...Філософський енциклопедичний словник