Философская энциклопедия

ТАЙ ЦЗИ

ТАЙ ЦЗИ
(кит., букв. Великий Предел) — важнейшая категория китайской философии, обозначающая предельное состояние бытия, его начало. Этимологически иероглиф «цзи» значит «край», а также «центр». Впервые Т.Ц. упоминается в комментариях к «И цзин» («Книге перемен») (4 в. до н.э.) как Великий Предел всеобщих перемен, ведущий к образованию полярных сил инь и ян (см.ИНЬ—ЯН ) и в итоге — к рождению «тьмы вещей». Синонимом Т.Ц. в древних кит. памятниках выступали понятия «Великое Начало» («Тай Чу»), «Великое Единое» («Тай И») и всеобъемлющего дао как причины и истоки космогенеза. В более поздний период категория Т.Ц. приобрела значения «отсутствия/небытия» (Ван Би, 3 в.), «изначальной пневмы» (Кун Инда, 8 в.) и стало коррелятом понятия «У Цзи» («Беспредельное», или «Предел отсутствия/небытия», — Чжоу Дуньи, Лу Цзююань, Чжу Си). Согласно Чжу Си (12 в.), Т.Ц. воплощает в себе единство структурообразующих принципов (ли) всех вещей, включая человека, и тождественно понятию «Беспредельное» («У Цзи»). Под влиянием зап. филос. традиции Сунь Ятсен (1866—1925) интерпретировал термин «Т.Ц.» как кит.аналог понятия «эфир» («И Тай»).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ТАЙ ЦЗИ
ТАЙ ЦЗИ (кит. — Великий предел) — категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бы тия, антонимичная категории “у цзи” — “Отсутствие предела”, “Беспредельное” или “Предел отсутствия/небытия”. Общий для обоих антонимов иероглиф “цзи” несет понятие предела (высшей и главной позиции или степени), охватывающее два смысла: “край” (“оконечность”, “полюс”, “конец крыши”) и “центр”. Термин “тай цзи” впервые встречается в “Чжоу и” (“Си цы чжуань”), где сказано, что изначальные и универсальные “перемены имеют тай цзи”, из которого путем последовательного удвоения рождаются сначала “два образца” — иньян, а затем все сущее. Древнейшая комментаторская традиция трактует тай цзи как синоним тай чу (“Великого начала”), тай и (“Великого единого”) и дао, т. е. обозначение исходно-целостного, хаотически-недифференцированного состояния мирообразующей “пневмы” (ци), и в то же время как Конец пракосмического единства, начало космогенеза и его Причину. Ян Сюн (1 в. до н. э. — 1 в. н. э.), чтобы подчеркнуть безмерность и непостижимость истоков бытия, заменил тай цзи альтернативным понятием “тай сюань” (“Великая тайна”), которому посвятил специальное сочинение — “Тай сюань цзин” (“Канон Великой тайны”). Мыслителями философского течения сюань сюэ, в т. ч. Ван Би, тай цзи отождествлялся с “отсутствием/небытием” (см. Ю—у). Кун Инда (8 в.) в противоположность Ван Би и его единомышленникам объяснил суть тай цзи с помощью понятия “юань ци” — “изначальная пневма”. В основополагающем для неоконфуцианства лапидарном трактате “Тай цзи ту шо” (“Изъяснение плана Великого предела”) ЧжоуДуньи сопряг тай цзи с понятием “у цзи”, восходящим к “Дао дэ цзину”, где оно означает неисчерпаемую первозданность или “Предел отсутствия/небытия”. Описав космогенез как следствие движения самого тай цзи, Чжоу Дуньи фактически положил начало трактовке последнего китайской традиционной наукой как некой программы мировых трансформаций. Лу Цзююань истолковал сопряжение у цзи и тай цзи как отношение соответственно первичного и вторичного, а Чжу Си — как сущностное тождество. По Чжу Си, тай цзи есть совокупность всех “принципов” (ли), единая и одновременно присутствующая в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению луны на всякой водной поверхности. В 20 в. Сунь Ятсен использовал термин “тай цзи” для передачи западного понятия “эфир” (итай). Существует предположение, что известное ныне графическое изображение тай цзи в виде т. н. монады, т. е. темного и светлого зародышей (или “рыбок”), соединенных в круге и символизирующих силы инь ян, получило распространение в 7—8 вв. под влиянием буддийских мандал. Схемология тай цзи обрела развернутое оформление у Чжоу Дуньи и впоследствии играла важную роль в традиционной науке.
Лит.: КобзевЛ И Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994, Чжан Даинянь. Чжунго чжэсюэ даган (Основоположения китайской философии). Пекин, 1982, с. 25, 38; Ли Дэюн. Ван Фучжи лунь тай цзи (Ван Фучжи о тай цзи).— “Ухань дасюэ сюэбао (Шэхуэй кэсюэ бань)”, 1982, № 6; Чжзч Ваньгэн. Тай цзи.— “Чжунго чжэсюэ яньцзю”, 1986, № 3; ß Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий китайской философии). Харбин, 1987, с. 39-57.
А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. тай цзиВеликий предел. Категория кит. философии выражающая идею предельного состояния бытия антонимичная категории у цзи Отсутствие предела Беспредельное или Предел отсутствиян...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  2. тай цзисм. предел великий...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  3. тай цзиТАЙ ЦЗИВеликий предел. Категория китайской философии выражающая идею предельного состояния бытия антонимичная категории у цзи Отсутствие предела Беспредельное или Предел...Энциклопедия Кольера II
  4. тай цзиВеликий предел. Категория китайской философии выражающая идею предельного состояния бытия антонимичная категории у цзи Отсутствие предела Беспредельное или Предел отсутс...Энциклопедия Кольера