Философская энциклопедия

СПОСОБНОСТИ

СПОСОБНОСТИ
индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определ. рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являютсявнутр.психич. регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.
В истории философии С. в течение длит. периода трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Этот взгляд на С. как врождённые был подвергнут критикеангл.философом Локком ифранц.материалистами, выдвинувшими тезис о полной зависимости С. индивида отвнеш.условий его жизни. Механистичность такого представления была преодолена в философии марксизма, где проблема С. ставится на основе диалектич. подхода к трактовке соотношения внутреннего и внешнего. Врождёнными являются анатомо-физиологич. особенности, выступающие как предпосылки возможного развития С., сами же С. формируются в процессах осуществления разнообразной деятельности, в сложной системе взаимодействий индивида сдр.людьми.
Единой и общепринятой типологии С. в психологии не разработано. В качестве принципов её построения использовались: различия восн.видах деятельности(инженерные,науч., художеств. С. ит.п.), различия, связанные с особенностями работы органов чувств и высшей нервной деятельности; операциональные определения, основанные на применении разнообразных систем тестов.
Качеств.уровень развития С. выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность С., которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и обществ. значимостью. Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.
Большое место в психологич. и педагогич. исследованиях занимает проблема формирования С. к конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития С. через создание личностной установки на овладение предметом деятельности.
Теплов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М.,1961; Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологич. особенности человека,т.2, Л.,1960; Петровский А. В., С. и труд, М., 1966.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

СПОСО́БНОСТИ
характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельностей. При этом под мерой освоения понимают быстроту и легкость реализации определ. рода деятельности, глубину и прочность усвоения ее способов и т.д. В иерархически представленной структуре личности С. занимают место над навыками и умениями, выступая в качестве средств их регулирования и развития.
Сущность понятия "С." обычно связывается с категориями возможности и свойства (качества). Начало этой традиции положил еще Аристотель, говоривший (в трактате "О душе") о С. как о потенциальных возможностях приобретения общих принципов знания. С тех пор самые различные филос. направления определяют С. как потенциальные свойства (качества) личности, к-рые актуализируются при определ. обстоятельствах.
До выделения психологии в самостоят. науку С. трактовали как свойства души, как особые силы, обеспечивающие возможность познания и переживаний, причем от Платона через христианство шла линия понимания С. как врожденных, изначально присущих индивиду. Сообразно этому строились различные классификации С., из к-рых наиболее известна классификация X. Вольфа, основателя т.н. "психологии С."; главными в его системе были С. познания и С. желания, понимавшиеся как субстанциональные силы, к-рые определяют деятельность души. Первым отошел от субстанциональной трактовки С. Декарт, сделавший шаг к анализу механизмов интеллектуальной деятельности. Эта линия была продолжена Локком и франц. материалистами, причем последние поставили проблему зависимости формирования С. от обучения и от социальных условий в целом. Кант создал предпосылки для различения социально-логического и индивидуально-психологич. аспектов С., подвергнув анализу познават. С. как общеродовые свойства человека. В философии марксизма решение проблемы С. было определено пониманием человека как совокупности обществ. отношений; отсюда вытекала критика как исключительно "природного", "естественного" истолкования С., так и трактовки их как всецело зависимых от внешних условий жизни личности.
Предметом спец. психологич. изучения С. стали в 19 в., после того как работами Ф. Гальтона было положено начало исследованию дифференциальных различий людей. Общая природа С. до наст. времени остается предметом дискуссий, хотя психология накопила большой материал по исследованию отд. видов С. и путей их формирования.
В структуре личности С. тесно связаны с такими качествами, как особенности памяти, эмоц. свойства, черты характера, качества интеллекта. Хотя в целом С. не могут быть отождествлены с этими качествами, однако эти последние можно рассматривать как С., если они составляют условия тех или иных конкретных видов деятельности и формируются под влиянием соответствующей деятельности. В отношении к знаниям, умениям и навыкам С. выступают как условие, обеспечивающее их приобретение.
В психологии С. изучаются с качественной и количеств. сторон. качеств. анализ направлен на выявление совокупности С., необходимых для эффективного осуществления тех или иных конкретных видов деятельности; в этом смысле изучение С. выступает как необходимая составная часть психологич. изучения деятельности. С др. стороны, исследование С. выступает как составная часть психологич. исследования структуры личности. Оба эти плана смыкаются в проблеме формирования С. посредством обучения и воспитания. Особенность почти всякой более или менее сложной деятельности состоит в том, что одинаковый или сходный результат может быть получен на основе комбинирования различных С. Выявление многообразия таких комбинаций позволяет уточнить место и значение каждой из С. Наиболее важной и сложной проблемой качеств. анализа С. является проблема их выявления, обнаружения. Очевидно, что та или иная конкретная С. может быть обнаружена прежде всего в такой деятельности, к-рая неосуществима без наличия этой С. Это выдвигает задачу спец. конструирования таких деятельностей, к-рые позволяли бы фиксировать наличие определ. С.; в свою очередь такие деятельности могут использоваться и для формирования соответствующих С.
Проблема количеств. измерения С. была поставлена еще в конце 19 в. Именно этой цели служили тесты, предложенные первоначально в связи с задачами проф. отбора для определения уровня соответствующих С., а затем получившие широкое распространение в др. областях психологич. исследования.
Многообразие С., необходимых для осуществления того или иного конкретного вида деятельности, ставит проблему иерархии С. В общем виде принято делить С. на ведущие и вспомогательные; очевидно, что такое разделение относительно и является специфическим для каждого отд. вида деятельности.
Изучение конкретно-психологич. характеристик различных С. позволяет выделить о б щ и е (инвариантные) качества, отвечающие требованиям не одной, а мн. видов деятельности, и с п е ц. качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Это различение исследуется экспериментально. Напр., в США делаются попытки выявить осн. общие С., необходимые для науч.-исследовательской деятельности (К. Тейлор, В. Смит, Б. Гизелин, Р. Крачфилд и др.). Иногда при этом постулируется существование некоего общего интеллекта – неизменяемой всесторонней умств. одаренности; этот постулат подвергается критике в сов. психологич. лит-ре. По-видимому, совокупность С. у данной личности в значит. мере определяется ее развитием и типом.
Уровень и степень развития С. у личности выражают понятия таланта и г е н и а л ь н о с т и. Поскольку объективные критерии для определения соответствующего уровня в наст. время не выработаны, различение талантливости и гениальности проводится не по характеристике самих С., а по характеристике продуктов деятельности. Сообразно этому талантом наз. такую совокупность С., к-рая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и обществ. значимостью; гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества, "создавать эпоху". Оба эти качества С. всегда непосредственно связываются с творч. деятельностью. В психологии творчества стремятся специально выделить особый вид С. – творческие С. (подробнее об этом см. Творчество).
С. не даются человеку в готовом виде, как нечто врожденное, они формируются в жизни и деятельности. Считается, что формирование С. происходит на основе з а д а т к о в – врожденных анатомо-физиологич. особенностей человека, прежде всего – центр. нервной системы. При этом различают врожденные (прирожденные) и наследств. задатки. Первые могут быть обусловлены как наследственностью, так и условиями эмбрионального развития; вторые включают в себя то, что передается индивиду от его предков (см. С. Л. Рубинштейн, Основы общей психологии, 1946, с. 641).
В США и нек-рых др. странах врожденные компоненты С. изучаются на детях раннего возраста, к-рые, как предполагается, еще не подверглись воздействию воспитания (Л. Термен, Е. Кокс и др.). Однако к наст. времени взаимосвязь врожденных и приобретаемых компонентов С. исследована недостаточно (значит. материал собран лишь относительно дефектов задатков), поэтому по поводу природы этой взаимосвязи до сих пор конкурируют две т. зр. Согласно одной из них, гл. роль играет биологич. предопределение С., согласно второй – обучение и воспитание. Фактически все существующие концепции С. представляют собой различные модификации этих т. зр.
Долгое время предполагалось, что существует корреляция между анатомическими (макроскопическими) особенностями мозга и определ. С., однако это положение не подтвердилось. В совр. лит-ре выдвигается несколько иной взгляд – о связи задатков с функцион. особенностями нервной системы и характеристиками типов высшей нервной деятельности (Б. М. Теплов), с микроструктурой мозга и органов чувств. Другая т. зр., признавая наличие природных С., задатками к-рых служат свойства высшей нервной деятельности, главными считает специфически человеческие С. – "способности второго рода", к-рые также имеют основу в мозговых механизмах в виде прижизненно формирующихся "функцион. органов", но прежде всего выступают как результат присвоения обществ.-историч. опыта (А. Н. Леонтьев).
Лит.:Теплов Б. М., Психология музыкальных С., М.–Л., 1947; Ковалев А. Г. и Мясищев В. Н., Психологич. особенности человека, т. 2, Л., 1960; Лейтес Н. С., Об умств. одаренности, М., 1960; Леонтьев А. Н., О формировании С., "Вопр. психологии", 1960, No 1; Петровский А. В., С. и труд, М., 1966; Крутецкий В. Α., Психология математич. С., М., 1967; Terman L. [а. о.], Genetic studies of genius, v. 1–4, Stanford, 1926–48; Cattel R., Personality: a systematic theoretical and factual study, N. Y., 1950; Révész G., Talent und Genie, Amst., 1952; Vernon P. E., The measurement of abilities, 2 ed., L., 1956; Baumgarten F., Die Begabung und ihre Probleme, W., 1963; Ginzberg E., Herma J. L., Talent and performance, N. Y.–L., 1964.
В. Москаленко. Одесса.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.


Синонимы:
данные, пар, паренка, сверхспособности, способность, талант, талантливость


  1. способностиспособностьstrong для чего деятельность человекаstrong способности совокупность свойств которая служит условием успеха в определенной областимузыкальные .способный.под...Идеографический словарь русского языка
  2. способностиопределяются как такие индивидуальнопсихологические особенности субъекта кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению явл...Словарь практического психолога
  3. способностиособенности человека которые позволяют ему успешно овладеть тем или иным видом деятельности совершенствоваться в ней. Одни из С. носят общий характер проявляются в больши...Cловарь музейно-педагогических терминов
  4. способностиИндивидуальнопсихологические особенности человека определяющие успешность выполнения определенной деятельности или ряда деятельностей обусловливающие легкость и быстроту ...Адаптивная физическая культура
  5. способностипсихические и личностные особенности человека которые позволяют ему успешно осуществлять ту или иную деятельность совершенствоваться в ней эффективно выполнять функционал...Акмеологический словарь
  6. способностииндивидуальнопсихологические особенности личности являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического...Большая психологическая энциклопедия
  7. способностиСПОСОБНОСТИ индивидуальные особенности личности являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определнного рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у ин...Большая советская энциклопедия
  8. способностииндивидуальные особенности личности являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определнного рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знани...Большая Советская энциклопедия II
  9. способностиСПОСОБНОСТИ англ. abilities aptitudes capabilities индивидуальнопсихологические особенности отличающие одного человека от др. определяющие успешность выполнения деятельн...Большой психологический словарь
  10. способностииндивидуальные особенности личности являющиесясубъективными условиями успешного осуществления определенного родадеятельности. Не сводятся к знаниям умениям и навыкам обна...Большой энциклопедический словарь II
  11. способностиСПОСОБНОСТИ индивидуальные особенности личности являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям умениям ...Большой энциклопедический словарь III
  12. способностиСПОСОБНОСТИ индивидуальные особенности личности являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям умениям...Большой Энциклопедический словарь V
  13. способностисовокупность устойчивых психологических особенностей человека предопределяющих успешность деятельности....Военная педагогика
  14. способностиИндивидуальные качества личности которые определяют скорость и глубину усвоения человеком знаний умений и навыков а также успешность их применения на практике для выполне...Глоссарий по менеджменту
  15. способностииндивидуальные особенности личности являющиеся субъективными условиями осуществления определенного рода деятельности например познавательной....Глоссарий философских терминов
  16. способностииндивидуальнопсихологические особенности личности являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности....Дифференциальная психология
  17. способностииндивидуальные особенности личности являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям умениям и навыкам об...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  18. способностиуспешная стратегия выполнения какойлибо задачи. Навык или привычка. Кроме того способ мышления. Один из неврологических уровней....Краткий глоссарий НЛП
  19. способностив психологии индивидуальные особенности личности являющиеся субъективными условиями для успешного осуществления определенного рода деятельности....Медицинская энциклопедия
  20. способностикорень СПОСОБН суффикс ОСТ окончание И Основа слова СПОСОБНОСТВычисленный способ образования слова Суффиксальный СПОСОБН ОСТ И Слово Способности содержит следующи...Морфемный разбор слова по составу
  21. способностиспособности мн. Природная склонность к занятиям чемл. талант дарование....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  22. способностииндивидуальнопсихол. особенности личности являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью лично...Педагогический словарь
  23. способностииндивидуальнопсихологические особенности личности являющиеся условиями успешного выполнения определнной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки...Педагогический терминологический словарь
  24. способностииндивидуальнопсихологические свойства личности обусловливающие возможности успешного выполнения тех или иных видов деятельности....Прикладные аспекты современной психологии
  25. способностииндивидуальные особенности личности являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности не сводятся к знаниям умениям и навыкам обн...Профессиональное образование
  26. способностииндивидуальнопсихологические особенности определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей не сводящиеся к знаниям и навыкам и обуславливающие быстро...Психологическая диагностика
  27. способностиСпособности индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности . Включают в себя как отдельные знания умения и навыки так и готовн...Психологический словарь
  28. способностиКатегория. Индивидуально выраженные возможности к успешному обучению и осуществлению той или иной деятельности. Специфика. Включают в себя как отдельные знания умения и н...Психологический словарь II
  29. способностииндивидуальнопсихологические особенности личности являющиеся условиями успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности....Психология менеджмента
  30. способностиопределяются как совокупность свойств качеств вещей системы проявляющихся в процессе функционирования. С психологической точки зрения С. является одним из свойств личност...Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика
  31. способностииндивидуальнопсихол особенности личности являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности Различают общие и специальные С Общие С это свойства ума крые...Российская педагогическая энциклопедия
  32. способностиability к чемул.em flair head...Русско-английский словарь политической терминологии
  33. способностиability...Русско-английский строительный словарь
  34. способностиспосо Синонимы данные пар паренка сверхспособности способность талант талантливость...Русско-ивритский словарь
  35. способностиdote facultades idoneidad...Русско-испанский юридический словарь
  36. способностиattitudini capacit facolt...Русско-итальянский юридический словарь
  37. способностиspjas dotbas...Русско-латышский словарь
  38. способностиVeranlagung...Русско-немецкий юридический словарь
  39. способностиnadn schopnosti...Русско-чешский словарь
  40. способностииндивидуальные особенности личности являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенной деятельности. Не сводятся к знаниям умениям и навыкам. Обнаруж...Словарь исторических терминов
  41. способности. Психические свойства индивида регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Потенциально С. представлены организацией морфологических структур п...Словарь конфликтолога
  42. способностипотенциальное действие готовность возможность к работе. ....Словарь Л. С. Выготского
  43. способностиспособности в психологии индивидуальные особенности личности являющиеся субъективными условиями для успешного осуществления определенного рода деятельности....Словарь медицинских терминов
  44. способностииндивидуальные особенности личности являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности....Словарь по педагогической психологии
  45. способностииндивидуальнопсихологические особенности личности являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности....Словарь по профориентации и психологической поддержке
  46. способностивыдающиеся способности исключительные способности недюжинные способности незаурядные способности необыкновенные способности огромные способности поразительные способности...Словарь русской идиоматики
  47. способностиспособности данные талант талантливость паренка пар Словарь русских синонимов. способности данные см. также талант талантливость Словарь синонимов русского языка. Практич...Словарь синонимов II
  48. способностиспособности данные талант талантливость паренка пар...Словарь синонимов
  49. способностипсихологические качества обеспечивающие выполнение человеком какойлибо деятельности на достаточно высоком уровне т.е. продуктивно и с высоким качеством....Словарь терминов по психологическому консультированию
  50. способностииндивидуальные особенности личности являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определ. рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знаниям у...Советский философский словарь
  51. способностисвойство психологической функциональной системы обеспечивать достижение целей деятельности. Главными критериями способностей отличающими их от других психологических обра...Современная психология труда
  52. способностиСПОСОБНОСТИ индивидуальные особенности личности являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям умениям ...Современная энциклопедия
  53. способностииндивидуальнопсихологические особенности личности являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе о...Современный образовательный процесс
  54. способностиСПОСОБНОСТИ индивидуальные особенности личности являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям умениям ...Современный энциклопедический словарь
  55. способностиВ переломные моменты сновидения ваши способности могут удивить вас своими изменениями как в сторону расширения возможностей так и в сторону ограничения. Причем это относи...Сонник Лоффа
  56. способностиСпособности это индивидуальнопсихологические особенности личности обеспечивающие успех в деятельности в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведе...Сто экзаменационных ответов по психологии
  57. способностииндивидуальнопсихологические особенности личности являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленност...Творчество. Краткий педагогический словарь
  58. способностикомплекс психических свойств человека делающий его пригодным к определенному исторически сложившемуся виду профессиональной деятельности....Тематический философский словарь
  59. способностисовокупность свойств молодого человека определяющих успешность приобретения знаний умений и навыков в тех или иных сферах жизни и деятельности....Терминологический ювенологический словарь
  60. способностиСПОСОБНОСТИ мн. Природная склонность к занятиям чемлибо талант дарование....Толковый словарь русского языка
  61. способностихарактеристики личности выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельностей. При этом под мерой освоения понимают быстроту и легкость реализации определ. рода д...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  62. способностив широком смысле психические свойства индивида регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Потенциально С. представлены организацией морфологич...Философский энциклопедический словарь
  63. способностиСПОСОБНОСТИ индивидуальные особенности личности являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям умениям...Энциклопедический словарь естествознания
  64. способностииндивидуальнопсихологические возможности личности в различных видах деятельности базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида его задатках....Юридическая психология