Философская энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
— дисциплина, исследующая взаимоотношения между религией и социальной действительностью. Социологи выделяют три основных типа С.р.: исследование религии как важного аспекта социальной деятельности; исследование отношений между религией и др. областями социальной жизни (экономикой, политикой); исследование религиозных организаций и движений.
Хотя С.р. принадлежит к молодым наукам, сама проблематика отношений религии и общества гораздо старше, и можно говорить о предыстории этой дисциплины. Вопросы о жизни, любви, смерти и т.д. принадлежат к таким, которые в религиозном плане человек продумывает очень рано в контексте не только собственной жизни, но и жизни сообщества. Начиная с 18 в. философы, историки, антропологи предпринимают социологическое исследование религии. О. Конт в своей известной теории трех стадий генезиса относит теологическую стадию к детству. На этой стадии все вещи рассматриваются как результат воздействия
сверхъестественных агентов. Эволюционистский подход к религии продолжают Г. Спенсер и Э. Тейлор, предпринявшие попытки проследить развитие религии от анимизма через политеизм к монотеизму. Предварительным этапом С.р. можно считать марксистские попытки обосновывать каузальную зависимость религии от общества. Религия здесь выступала как орудие в политико-экономической борьбе или предварительная стадия в политическом развитии, отживающая с достижением политической зрелости.
Начало собственно социологических исследований религии связывают с именами Э.Трёльча, Э. Дюркгейма и М. Вебера. Трёльч сочетал деятельность протестантского теолога либерального направления с социологическими исследованиями. Не считая возможным полностью объяснить религиозные феномены в рамках социологии, он исследовал христианство как одну из мировых религий. Человек априорно религиозен, хотя при этом ни одному проявлению религиозной жизни мы не можем приписать качества абсолютности. В работе «Социальные учения христианских церквей» (1912) разработана типология религиозных групп, показано, что и религиозная догматика, и религиозная этика историчны, складываются под влиянием социально-экономических условий своего времени. Для Трёльча важно показать и обратное влияние — как та или иная религиозная идея, претворенная в церковной организации, формирует нормы жизни общества.
Дюркгейм исследует религию как реальность саму по себе. Религиозные представления и символы не являются иллюзиями; они конституируют общество, они существуют в сознании индивида для того, чтобы препятствовать эгоцентрическим импульсам и дисциплинировать его, давая возможность объективно относиться к внешней реальности. Религиозные представления с их способностью управлять и контролировать личные мотивации — это то, что делает общество возможным. Дюркгейм подчеркивает огромное значение религиозной деятельности для стимулирования позитивного участия индивида в социальной жизни.
Вебер, считающийся подлинным отцом С.р., дистанцируется от к.-л. религиозного учения. В своих исследованиях условий формирования современного общества («Протестантская этика и дух капитализма»). Он проясняет влияние религиозных установок на экономическую деятельность, не ставя вопрос об истинности или сущности религии. В «Хозяйственной этике мировых религий» также анализируется прежде всего соотношение религиозно-этических принципов и определенных типов ведения хозяйства, речь идет о чистом «составе» религии. Ставится вопрос, как можно обосновать определенный способ европейского культурного развития, в какой мере это связано с развитием религии, особенно религиозной практики. Вебер строит в С.р. типологию смыслов, как они проявились в истории, показывает, что идеальные предпосылки играют решающую роль в мотивации хозяйственного поведения. С.р. становится парадигмой веберовской социологии вообще.
Новое направление в С.р. разработано в трудах Г. ле Браса, для которого важную роль играет применение эмпирических социологических исследований, включая социографию и статистический анализ, в практической церковной работе. Религия практически отождествляется с христианством, а христианство с церковью. Это направление можно охарактеризовать как церковную социологию, для которой характерен не академический интерес к взаимоотношениям религии и общества, но выбор тематики и методов работы, исходящий из религиозной проблематики современности. Анализ социорелигиозных изменений в контексте тождества религии, церкви и христианства приводит церковную социологию к исследованию проблемы секуляризации. Чаще всего этот процесс оценивается негативно: как «полнейшая десакрализация», «исчезновение священного в индустриальном обществе».
Амер. С.р. (Т. Парсонс, Р. Мертон) развивалась под влиянием работ Вебера. Мертон в своей работе, посвященной англ. науке 17 в., показал, что веберовское исследование взаимосвязи протестантизма и капитализма остается плодотворным для социологии, если взаимоотношение религии и хозяйства рассматривать как небольшую часть широкого комплекса вопросов, охватывающих искусство, право, науку и др. продукты человеческой мысли и деятельности. Тем самым Мертон, исследуя науку, технику и общество Англии 17 в., соединил С.р. и социологию науки. Парсонс построил структурно-функциональную теорию общества. Религия выполняет здесь стабилизирующую функцию в интеграции социальных систем. В концепции П. Берка также реализуется функционалистский подход к религии. Религия сводится к сумме некоторых видов исторической деятельности, объединенных общими функциями. Эти функции представляют собой интерпретацию бытия и указание смысла человеческого существования.
Авторитетными периодическими изданиями по С.р. считаются два международных жур.: «Social Compass. International Review of Socio-Religious Studies» (Лувен, Бельгия) и «Arhives de Sciences Sociales des Religions» (Париж, Франция).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
по Максу Веберу, исследование положения религии в обществе. Социология религии рассматривает религиозную форму социальных отношений; религиозные социальные объединения (духовное сословие, церковь, секты, ордена), общественные функции этих объединений; объединение верующих в «общины».

Философский энциклопедический словарь.2010.

СОЦИОЛО́ГИЯ РЕЛИГИИ
дисциплина, изучающая отношение религии и общества, структуру и закономерности существования религии как обществ. явления. С. р. связана со сравнит. религиеведением, психологией религии, историей религии и церкви и т.д.
С. р. изучает: теоретич. выражения религии (миф, вероучение, догматика, теология) в их идеологич. значении, т.е. как форму самосознания общества, выражающую его потребности, нормы, цели, утверждающую его ценности и освящающую его институты; практич. сторону религии (культ, ритуал, праздники) как орудие создания и укрепления религ. общины; структуру и функционирование спец. религ. орг-ций (община верующих, церкви, секты и т.п.).
Возникновение С. р. на рубеже 19–20 вв. было подготовлено развитием филос. анализа религии, формированием наук об обществе и накоплением огромного историч. и этнологич. материала. Существенную роль в становлении С. р. сыграли работы Трёльча, М. Вебера.
Позднее получили известность соч. Й. Ваха (1898–1955), Г. Меншинга (р. 1901) и др., посвященные типологич. анализу религии. Одностороннему историзму и формальной категоризации религ. феноменов противостоит эмпирич. С. р., изучающая явления религ. жизни внутри определенной социальной структуры. Наиболее значительный ее представитель – Г. Ле Бра (р. 1891); его исследования признаков религ. поведения нашли многочисл. последователей, особенно в США и Голландии. В наст. время в капиталистич. странах проводится множество частных исследований отд. сторон культа.
Марксистская С. р. исходит из понимания религии как части надстройки общества, как формы обществ. сознания. Проблемы С. р. решаются в марксистских работах в общих рамках историч. материализма. Работы по С. р. в большинстве социалистич. стран развиваются прежде всего как эмпирич. исследования.
Лит.:Маркс К. и Энгельс Ф., О религии.[Сб.], М., 1955; Ленин В. И., О религии и церкви. Сб., М., 1966; Левада Ю. Α., Осн. направления в бурж. С. р., в сб.: Филос. проблемы атеизма, М., 1963; его же, Социальная природа религии, М., 1965; Угринович Д. М., Филос. проблемы критики религии, 2 изд., М., 1965; Конкретные исследования совр. религ. верований. Сб. ст., М., 1967; Weber М., Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie, Bd 1–3, Tübingen, 1920–21; Boulard F., Premiers itineraries en sociologie religieuse, P., 1954; Malinowski В., Magic, science and religion, L., 1955; Wach J., Sociology of religion, Chi., 1958; Durkheim Ε., Les formes élémentaires de la vie religieuse, 4 éd., P., 1960; Herberg W., Protestant – Catholic – Jew. An essay to American religious sociology, N. Y., 1960; Acquaviva S., L'eclissi del sacro nella civiltà industriale, Mil., 1961; Hasenfuss J., Religionssoziologie, Bd 1–2, Ζ., 1964; Religion und Atheismus heute. Ergebnisse una Aufgaben marxistischer Religionssoziologie. Hrsg. von O. Klohr, В., 1966.
Э. Кадлецова. Прага.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.


  1. социология религииодна из отраслей религиоведения. Марксистская С. р. является разделом науч. атеизма изучает соц. детерминированность религии закономерности ее возникновения развития функ...Атеистический словарь
  2. социология религииодна из отраслей религиоведения. Марксистская С. р. является разделом науч. атеизма изучает соц. детерминированность религии закономерности ее возникновения развития функ...Атеистический словарь II
  3. социология религииsociology of religion раздел социологии имеющий дело с религиозными явлениями см. также Религия. Исторически данная область занимала центральное место в работах большинс...Большой толковый социологический словарь
  4. социология религииотрасль религиоведения изучающая религию как социальное явление. Сформировалась в конце начале вв. Не раскрывает сущность религии оставляя эту проблему философии религ...Евразийская мудрость от А до Я
  5. социология религииобласть исследований религии как фактора влияющего на общественную жизнь формирование социальных институтов мотивацию поведения и деятельности на общепринятые верования о...Краткий религиозно-философский словарь
  6. социология религиипредметная область социологического исследования изучающая социальный характер религии в частности религию как социальный институт механизмы социального производства рели...Основные социологические термины
  7. социология религииодна из отраслей знания изучающая религию и имеющая междисциплинарный статус. С одной стороны она является проблемной областью социологии в рамках крой выступает в качве ...Религии народов современной России
  8. социология религиидн леуметтануы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  9. социология религииотрасль социологии изучающая религию как сферу культуры как социальный феномен. К факторам обусловившим возникновение С.Р. можно отнести идеологию французского Просвещени...Социологическая энциклопедия
  10. социология религииSOCIOLOGY OF RELIGION В классической социологии исследование религии было связано прежде всего с двумя широкими вопросами каким образом религия способствует поддержанию ...Социологический словарь
  11. социология религиидисциплина изучающая отношение религии и общества структуру и закономерности существования религии как обществ. явления. С. р. связана со сравнит. религиеведением психоло...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  12. социология религиипо Максу Веберу исследование положения религии в обществе. Социология религии рассматривает религиозную форму социальных отношений религиозные социальные объединения духо...Философский энциклопедический словарь II
  13. социология религииангл. sociology of religion нем. Religionssoziologie. sociologie religieuse Отрасль социологии изучающая религию как соц. институт во взаимодействии с др. социальными инс...Энциклопедия социологии