Философская энциклопедия

СВАБХАВАВАДА

СВАБХАВА-ВАДА
СВАБХАВА-ВАДА (санскр. sväbhBvaväda — доктрина собственной природы) — раннее натуралистическое учение Индии, исключавшее как трансцендентного агента мироздания, так и значение его причинностного объяснения. Впервые зафиксировано в “Шветашватара-упанишаю” (1.2), но восходит, по крайней мере частично, к Маккхали Госале (Дигханикая 1.53—54), у которого бытие всех существ определяется, помимо принципов необходимости и “окружающей среды”, их “собственной природой” (bhâva). По “Буддачарите” Ашвагхоши, сторонники евабхава-вада объясняют действием смСхавы и контакт чувств с объектами, и взаимокоординацию материальных элементов, и остроту шипа наряду с пятнистостью оленя, отстаивая и принцип детерминизма: К.59—62). Свабхава-вада была актуальна также в эпоху философских систем: комментаторы “Санкхья-кярикч” упоминают ее в качестве одной из альтернатив трактовке мира как манифестации “непроявленной” первоматерии Пракрита.
В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.