Философская энциклопедия

САУТРАНТИКА

САУТРАНТИКА
(санскр.),филос.школа буддизма хи-наяны. Отделилась от вайбхашики(сарвастивады)во 2—3вв.н. э., в противоположность которой признаёт не три, а только два первых раздела «Типитаки», отрицая аутентичность «Абхидхарма-питаки». С. испытала влияние махаяны, что впоследствии привело к образованию ряда школ, объединяющих идеи двух направлений буддизма, в частности школы С.-мадхьямика-сватант-рика. Ряд школ образовался в Китае, Японии, Корее, представители которых соединили идеи С. с идеями вайбхашики и ранней махаяны. Оригинальныепроизв.С. не сохранились. Гл. источником для изучения этой школы является «Абхидхармакоша» Васубандху.
Характерной чертой С. является критич. отношение к схоластич. реализму вайбхашики. Считая, что реально существует лишь мгновенное, а всё «длительное» существует только номинально, С. в противоположность вайбхашике отрицает существование прошлых и будущих дхарм и признаёт только существование дхарм «настоящих», в связи с чем возникновение и исчезновение их у С.— не странствие по ступеням времени, а дей-ствит. возникновение и исчезновение. Одновременно С. приходит к признанию некойвнутр.тонкой организации, играющей роль души. Отклонение от схоластич. реализма вайбхашики и сближение с махаяной проявляется у С. особенно в её концепции нирваны как абсолюта: с одной стороны, она описывается как голос небытие, совершенное отсутствие, с другой — отождествляется с неким недифференцированным универсумом, что согласуется с допущением С.доктрины кос-мич. тела Будды, Дхармакаи. Склонность С. к доктринам махаяны проявляется и в ходе дальнейшего её развития.
см. при ст. Хинояна.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

САУТРАНТИКА
одна из восемнадцати религ. филос. школ хинаянистского буддизма (см. Хинаяна). Ее возникновение нек-рые ученые приурочивают к 200 до н.э., другие – к 200 н.э. Скептически относясь к схоластич. распрям множества школ, на к-рые разделились последователи Будды, саутрантики отрицали аутентичность филос. трактатов Абхидхадрмы – третьей "корзины" буддийского канона Трипитаки, считая бесспорно авторитетной только Сутрапитаку (отсюда и название школы). Оригинальные произв. саутрантиков не сохранились. Гл. источником для изучения этой школы, как и мн. др. буддийских школ, является своего рода буддийская энциклопедия, написанная философом Васубандху (4 в. н.э.) под назв. "Абхидхармакоша".
Одним из осн. теоретич. затруднений буддийских схоластов было противоречие между отрицанием существования вечной души и признанием существования воздаяния (кармы) и спасения (нирваны). В качестве решения этого противоречия саутрантики предлагают неуязвимое "семя добра", к-рое существует с незапамятных времен, никогда не изменяет свою сущность, пребывает в нас всю нашу жизнь и ведет нас к нирване; наряду с "семенем добра" саутрантики вынуждены ввести также противоположное начало – "семя зла", под к-рым они имеют в виду "врожденную способность порождать (новую) страсть как следствие прошлой страсти". С помощью понятий "семени добра" и "семени зла", к-рые представляют собой внутр., "нерушимые" элементы (дхармы), саутрантики пытаются объяснить, как существуют воздаяние и спасение. Причем они считают, что эти дхармы не могут быть уничтожены, они сохраняются как "семя", к-рое прорастает при благоприятных условиях. Эти теоретич. построения впоследствии находят завершение в понятии "сокровищницы сознания" (alaya-vijnana) Асанги – основателя школы йогачар.
В отличие, напр., от сарвастивадинов (представители сарвастивады, см. Вайбхашика), утверждавших, что материальные и духовные дхармы реально существуют, а "семя", к-рое ни тождественно мысли, ни отлично от нее, существовать не может, саутрантики считали, что, помимо "внутренних" дхарм, реально существуют лишь мгновенные дхармы, а все то, что обладает длительностью, существует лишь номинально. Общие понятия – лишь полезные выдумки, умственные построения (prajnapti), пригодные для описания явлений, к абс. реальности они не применимы. Понятия относятся к сфере рассуждения, абсолютная же реальность постигается не путем рассуждений, а путем медитации. Саутрантики отрицали реальное существование нирваны, к-рая, являясь, по их мнению, простым отсутствием действий, не может быть познана ни путем прямого восприятия, ни путем логич. вывода. Сопоставляя С. с сарвастивадой и нек-рыми др. школами буддизма, можно сделать вывод, что т. зр. саутрантиков сходна со ср.-век. номинализмом. Из всех хинаянистских школ С. оказала наибольшее влияние на махаянистское направление в буддизме (см. Махаяна).
Лит.:Vasubandhu, L'Abhidharmakośa, [t. 1–6], P.–Louvain, 1923–31; Frauwallner E., Die Philosophie des Buddismus, В., 1956; Gonze Ed., Buddhist thought in India, L., 1962.
И. Кутасова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

САУТРАНТИКА
САУТРАНТИКА (еанскр. sautrantika— приверженец сутр) — школа индобуддийской философии хинаяны, возникшая в результате раскола на соборе буддистов при императоре Канишке (1—2 вв.). Саугрантики словом Будды считали только Сугра-питаку (см. Трчпчтака) и не согласились признать аутентичными тексты Абхидхарма-питаки — третьей “корзины” буддийского канона, что сделали последователи вайбхашчки, составившие на них комментарии (“Вибхаша”). Первым философом школы, сформулировавшим ее принципы, был Кумаралата (2 в.). Его труды, как и его последователей, не сохранились. Единственный дошедший до нас трактат школы — “Спхугартха” (“Открытие значений”) — написан последним из саутрантиков, Яшомитрой (8 в.), и является комментарием на “Абхадхармакошу” Васубандху.
Саутрантика отрицала возможность существования прошлых и будущих дхармо-частиц потока сознания в настоящем, признавая за ними только номинальное (праджняпти) существование и возражая против положения вайбхашики о двойственной природе сущего. Согласно саутрантике, сущность (ήρβеья) неотличима от ее действия и лишь проявления сущности доступны познанию; сущностно то, что в одно мгновение является и исчезает, а понятие “вещи” есть только условное обозначение настоящего и реального сочетания мгновений сознания. Для саугрантики восприятие внешних объектов весьма относительно: объект дает органу восприятия лишь импульс для создания определенной формы, чтобы стать осознанным. Сознание актуально в настоящем, когда оно суть самосознание, т. е. освещает и объекты, и самое себя подобно лампе. Саутрантика полагала, что сансара реальна, а нирвана не реальна, поскольку не существует независимо от сансары. Нирвана -- это конец перерождений, не представляющая собой какого-либо иного бытия.
Сауграшика отрицала абсолютную реальность и в понимании мадхьямики как пустоты (туньята), и в понимании ио" гачары как сознания-сокровищницы (алаявиджияна). Она также прославилась искусными доводами, опровергающими доктрину “Я” (Атмана). В отличие от вайбхашики саутрантика не отвергала подлинность сутр махаяны, хотя и считала их вторичными. Как и махаянисты, саугрантики признавали Тело Закона Будды (дхарма-кайя) в качестве единого принципа мироздания. Поэтому школу называли переходной от хинаяны к махаяне.
Влияние саутрантиков на историю индийской философии заключалось не столько в их собственных взглядах, сколько в беспощадной критике чужих воззрений. Лит.: Васильева. Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1. СПб., 1857; Щербатской Ф. И. Избр. труды по буддизму. М., 1988; GuentherH. V. Buddhist Philosophy in Theory and Practice. Boulder—L., 1976.
В. П. Андросов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. саутрантикафилософская школа буддизма хинаяны. Сведения о саутрантикедает трактат Васубандху Абхидхармакоша. В отличие от вайбхашикисаутрантика утверждает что дхармы существуют лишь...Большой энциклопедический словарь II
  2. саутрантикаСАУТРАНТИКА философская школа буддизма хинаяны. Сведения о саутрантике дает трактат Васубандху Абхидхармакоша. В отличие от вайбхашики саутрантика утверждает что дхармы с...Большой энциклопедический словарь III
  3. саутрантикаСАУТРАНТИКА философская школа буддизма хинаяны. Сведения о саутрантике дает трактат Васубандху Абхидхармакоша. В отличие от вайбхашики саутрантика утверждает что дхармы ...Большой Энциклопедический словарь V
  4. саутрантикасанскр. в будд. традиции те кто признает авторитет сутр самая поздняя школа ветви стхавиравада возникшая ок. в. до н. э. Последователи С. считали духовным авторитетом ...Буддизм
  5. саутрантикаи ж.i Флософська школа буддизму хнаяни....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  6. саутрантикасаутрантика саутрантика и...Орфографический словарь
  7. саутрантикаОрфографическая запись слова саутрантика Ударение в слове саутрантика Деление слова на слоги перенос слова саутрантика Фонетическая транскрипция слова саутрантика [сдран...Полный фонетический разбор слов
  8. саутрантикаСаутрантика философская школа буддизма хинаяны. Отделилась от вайбхашики во II III веке н.э. в противоположность которой признает не три а только два первых раздела Тип...Религиозные термины
  9. саутрантикасаутрантика и...Русский орфографический словарь
  10. саутрантикафилософская школа буддизма хинаяны. Утверждает что дхармы существуют лишь мгновение которое единственно реально длительности не существует. Составляет переходное звено от...Словарь исторических терминов
  11. саутрантикасанскр. филос. школа буддизма хинаяны. Отделилась от вайбхашики сарвастивады во вв. н. э. в противоположность крой признат не три а только два первых раздела Типитаки от...Советский философский словарь
  12. саутрантикаСАУТРАНТИКА философская школа буддизма хинаяны. Сведения о саутрантике дает трактат Васубандху Абхидхармакоша. В отличие от вайбхашики саутрантика утверждает что дхармы с...Современный энциклопедический словарь
  13. саутрантикаи ж. Флософська школа буддизму хнаяни....Толковый словарь украинского языка
  14. саутрантикаУдарение в слове саутрантикаУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове саутрантика...Ударение и правописание
  15. саутрантикаодна из восемнадцати религ. филос. школ хинаянистского буддизма см. Хинаяна. Ее возникновение некрые ученые приурочивают к до н.э. другие к н.э. Скептически относясь к...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  16. саутрантикаСАУТРАНТИКА философская школа буддизма хинаяны. Сведения о саутрантике дает трактат Васубандху Абхидхармакоша. В отличие от вайбхашики саутрантика утверждает что дхармы ...Энциклопедический словарь естествознания