Философская энциклопедия

РЕНУВЬЕ

РЕНУВЬЕ
(Renouvier)Шарль(1.1.1815, Монпелье, -1.9.1903, Прад),франц.философидеалист, лидерфранц.неокантианства(неокритицизма). В. И. Ленин охарактеризовал его философию как «...соединение феноменализма Юма с априоризмом Канта»(ПСС,т.18,с.221). В качестве исходного пункта философии Р. выдвигал реальность фактов сознания как нечто самоочевидное. Р. отрицал существование «вещей в себе» и рассматривал их как явления. Следуя феноменализму Юма, он считал, что опыт есть совокупность явлений, а отношение мышления и бытия — принципиальная координация субъекта и объекта познания. Продолжая линию априоризма Канта и делая акцент на проблемах прак-тич. разума(свободы, нравств. ответственности идр.), Р. строил систему категорий, в которойцентр.место занимает категория отношения. В более поздних работах его философия сближается с этич. персонализмом и основывается на утверждении свободного творчества множества духовных существ — личностей. Идеалы свободы и нравств. совершенства, согласно Р., неразрывно связаны с верой в бога. Философия Р. оказала влияние на формированиефранц.персонализма.
Essais de critique generale, v.1—4, P., 1854—64; Esquisse d'une classification systematique des doctrines philosophiques, v. 1—2, P., 1885—86; Le personnalismc, P., 1903.
Лапшин И. И., Неокритицизм Шарля Р., всб.: Новые идеи в философии, № 13,СПБ,1914; История философии,т.3, ?1959,с.481—85; Verneaux R., L'idealisme de Renouvier, P., 1945.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

РЕНУВЬЕ
(Renouvier)
Шарль (род. 1 янв. 1815, Монпелье – ум. 1 сент. 1903, Прад) – франц. философ; основатель франц. неокантианства, отрицавший метафизику. Он предложил диалектическую систему 9 или 36 категорий и обосновывал мораль на чисто рассудочных понятиях. Его учение сливается с этическим персонализмом, базирующимся на трех «практических постулатах» Канта – свободе, Боге и бессмертии. Осн. произв.: «Essais de Critique generale», 1854-1864; «Le Personnalisme», 1901.

Философский энциклопедический словарь.2010.

РЕНУВЬЕ́
(Renouvier), Шарль (1 янв. 1815 – 25 авг. 1903) – франц. бурж. философ, глава т.н. неокритицизма. В лице Р. филос. мысль обратилась к кантианской философии за 10 лет до появления лозунга "Назад к Канту!", возвестившего о рождении нем. неокантианства. В юности Р. испытал влияние сенсимонизма; в дальнейшем проделал эволюцию от эклектизма (усвоенного под влиянием Кузена) к Канту и неокритицизму, а позже – к персонализму.
Исходя из кантовского понимания философии как критики принципов познания, Р. ставит вопрос о необходимости предпосылок познания. Исходным пунктом философии должно быть самоочевидное. В качестве такового Р. выдвигает реальность состояний сознания и строит субъективно-идеалистич. теорию познания. Осн. тезис гносеологии Р. – нет объекта без субъекта и нет субъекта без объекта – в дальнейшем развивают представители имманентной философии и эмпириокритицизма. Т.о., Р. отказывается от "вещи в себе" и возвращается к феноменализму Юма. Однако от Канта Р. наследует принцип априори. Ленин характеризовал философию Р. как "...соединение феноменализма Юма с априоризмом Канта" (Соч., т. 14, с. 198). Под влиянием Канта же Р. строит таблицу категорий, в ранг к-рых с упразднением "вещи в себе" Р. производит пространство и время, выступавшие у Канта как формы чувственности. Главные среди категорий Р. – отношение и число. Категории призваны объединить и придать логич. связность миру, к-рый представляется Р. как мир множественных, конечных по числу элементов, не подчиненных необходимости. Т.о., от субстанции Р. отказывается только на словах. Противоречиво с т. зр. феноменализма и само стремление Р. построить образ мира как такового и постулировать тезисы реальности: 1) Тождество личного "Я". 2) Тождество внешнего мира. 3) Тождество других "Я". 4) Соответствие законов мира законам познания.
С занятой Р. позиции имманентизма истина неотличима от заблуждения. Р. принимает психологич. и волюнтаристич. трактовку истины, впоследствии развитую прагматистом Джемсом.
Сложные филос. построения Р., к-рые зиждятся на понятиях финитизма, плюрализма, индетерминизма, могут быть усвоены в связи с гл. задачей Р. – "оправдание такого миропонимания, где бы было место для свободы и творчества множественности духовных существ" и где "...нравственная ответственность возможна, ибо в мире нет никакой dura necessitas (необходимости. – Ред.), мы не только составляем его, но в известной мере мы и д е л а е м е г о" (Лапшин И. И., "Неокритицизм Шарля Ренувье", см. всб. "Новые идеи в философии",No 13, СПБ, 1914, с. 106, см. также с. 94). Эта персоналистич. интуиция руководила Р. при "решении" кантовских антиномий, в к-рых он принимает тезисы. Философия Р. представляет собой то ответвление послекантианской мысли, к-рое находит центр тяжести в практич. разуме, т.е. в нравственности. Причем, если для Канта нравств. закон – предмет веры, то в интерпретации Р. он может быть понят как факт, ибо свобода воли для него является фактом. Вместе с тем, если у Канта практич. разум может служить основанием для реконструкции теории познания, то у Р., объявившего об упразднении "вещи в себе", он конструктивно бессилен.
Р. не только создал школу (О. Гамелен, Пиллон, Рабье, Дориак, Брошар и др.), он оказал заметное влияние на ряд филос. иррационалистич. направлений: прагматизм, персонализм, интуитивизм и др. В частности, идея Бергсона о мире как сложной пульсации ведет свою родословную от философии Р. В целом, несмотря на стремление продолжить дело Канта и совершенствовать критицизм, Р. оказался автором метафизич. системы догматич. типа.
Соч.:Manuel de philosophie moderne, P., 1842; Manuel de philosophie ancienne, v. 1–2, P., 1844; Essais de critique générale, v. 1–4, P., 1854–64; Science de la morale, v. 1–2, P., 1869; Esquisse d'une classification systématique des doctrines philosophiques, v. 1–2, P., 1885–86; La nouvelle monadologie, P., 1899; Le personnalisme, P., 1903.
Лит.:Введенский Α., Очерк совр. франц. философии, X., 1894; История философии, т. 3, М., 1959, с. 481–85; Janssens E., Le néo-criticisme de Ch. Renouvier, Louvain, 1904; Séailles G., La philosophie de Ch. Renouvier, P., 1905; Bridel P., Ch. Renouvier (1818–1903) et sa philosophie, Lausanne, 1905; Ρrat L., Ch. Renouvier, philosophie, Poitiers–Ariège, 1937; Verneaux R., L'idéalisme de Renouvier, P., 1945; его жe, Renouvier, disciple et critique de Kant, P., 1945; eго жe, Esquisse d'une théorie de la connaissance. Critique du néo-criticisme, P., 1955; Laberthonnièré (le père), Critique des laïcisme, P., 1948; Hansen V., Ch. Renouvier, Kbh, 1962.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

РЕНУВЬЕ
РЕНУВЬЕ (Renouvier) Шарль (1 января 1815, Монпелье — 1 сентября 1903, Праде) — основатель французского неокритицизма. Испытав влияние позитивизма О. Конта, а затем Д. Юма, он интерпретирует философию И. Канта как неокритицизм, который усматривает задачу философии в критике познания и в преодолении спекулятивных систем немецкого идеализма. С этим связано его отрицание метафизики и отказ от понятий прежней философии (субстанция, материя, бесконечное, абсолют и др.) как от идолов, характерных для религии философов и вполне сопоставимых с фетишами ранних форм религии. И в философии Канта сохранились остатки метафизики (признание вещи-в-себе, ноуменов, допущение детерминизма и пр.), от которых необходимо очистить его философию. Всякое познание релятивно — таков исходный пункт неокритицизма. Познание имеет дело с отношениями между феноменами. На место понятия субстанции следует поставить понятие закона, понятого как отношение, и функциональное отношение. Закон — это отношение между явлениями, или феноменами. Объективный порядок — это синтез отношений, синтез синтезов и т. д. Философия является критикой познания, теоретическим постижением общих законов познания и уяснением его границ. Все категории следует свести к категории отношения, которая является фундаментальной формой мышления. Все возможные соотношения включают в себя сознание, определяясь и объединяясь им. Феномены существуют только в представлении, или в репрезентативном отношении. Тем самым они вновь возвращают нас к сознанию как первичному и творческому акту, являющемуся источником репрезентации. Критикуя классификацию категорий Канта за искусственность, Ренувье кладет в основание своей схемы категорий отношение тезиса, антитезиса и синтеза и создает таблицу из 9 фундаментальных категорий, развертываемых в 27 производных категорий. Так, категория “отношение” развертывается в категории “различение” (тезис), затем — “идентификация” (антитезис) и, наконец, — “определение” (синтез). Это построение системы категорий более искусственно, чем схема категорий Канта. Ренувье подчеркивает, что Кант умалил значение личности в философии, и называет неокритицизм персонализмом. Сознание понято им как основа бытия, а личность как телеологический принцип, объединяющий мир представлений и мир свободы. Личность мыслится им как принцип целеполагания, неподвластный законам каузальности. Свобода — основная предпосылка философии. Она является принципом индивидуации и составляет основу жизни личности и всего его творчества, даже науки. В конце своей жизни он приходит к идеям монадологии, которая утверждает множественность духовных существ — нравственно ответственных личностей, формирующих мир на основе законов познания и морали. На основе понятия свободы Ренувье строит свою философию истории. Не приемля исторического фатализма и детерминизма, он стремится осмыслить исторический процесс на основе моральных законов. Поэтому Ренувье говорит об историческом прогрессе, коль скоро предпосылкой истории является свобода. Непрерывность исторического прогресса нарушается силами зла, выражающимися в войнах. В своей этике Ренувье исходит из того, что человек — разумное существо и стремится сохранить и расширить область свободы. Господство разума и справедливости ведет к свободе и гармонии. Господство неразумия и несправедливости — к рабству и кастовости. В противовес утилитаризму он подчеркивал значение таких этических категорий, как долг, категорический императив, автономия разума. Идеалы нравственного совершенства ведут, по его мнению, к утверждению веры в Бога. Осознавая опасности католицизма во Франции конца 19 в., он проявлял симпатии к протестантизму и к республиканским, демократическим идеалам. Ренувье создал школу критического рационализма во Франции (О. Гамелен, Ф. Эвелин, В. Брошар, Д. Пароди, Л. Брюнсвик и др.) и оказал влияние как на критический анализ науки (К. Бернар, О. Курно, П. Дюэм, П. Бугру, Э. Мейерсон, А. Навиль и др.), так и на формирование идей А. Бергсона.
Соч.: Essai de critique générale: ν. 1. Traite de logique générale et de logique formelle. P., 1854; v. 2. Traité de psychologie rationelle. P., 1859; v. 3. Les principes de la nature. P., 1864; v. 4. Introduction à la philosophiche analytique de 1 histoire. P., 1897; La science de la morale. P., 1869; Esquisse d'une classification systématique des doctrines philosophiques, 2 vol. P., 1886; Philosophie analytique de l'histoire. P., 1897; La nouvelle monadologie. P., 1898; Le personalisme. P., 1903; La recherche d'une première vérité. P., 1924
Лит.: Hamelin 0. Le système de Renouvier. P., 1927; Prat L. Ch. Renouvier, philosophe. Sa doctrine, sa vie. Poitiers-Ariege, 1937; VemeauxR. Esquisse d'une théorie de la connaissance. Critique du neocriticisme. P., 1955; Лапшин И. И. Неокритицизм Шарля Ренувье.— В кн.: Новые идеи в философии. СПб., 1914, вып. 13.
А. О.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. ренувьеRenouvier Шарль французский философ глава т. н.неокритицизма французской версии неокантианства. Основной тезисгносеологии Ренувье нет объекта без субъекта материи без...Большой энциклопедический словарь II
  2. ренувьеРЕНУВЬЕ Renouvier Шарль французский философ глава т. н. неокритицизма французской версии неокантианства. Основной тезис гносеологии Ренувье нет объекта без субъекта мат...Современный энциклопедический словарь
  3. ренувьеРенувье Шарль Бернар Renouvier французский философ род. в г. Его сочинения Manuel de philosophie moderne Manuel de philosophie ancienne Manuel r publicain de lhomme e...Энциклопедический словарь
  4. ренувьеIstrongШарльБернар Renouvier французский философ род. в г. Его сочинения Manuel de philosophie moderne Manuel de philosophie ancienne Manuel rpublicain de lhomme et d...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона