Философская энциклопедия

РАДБРУХ

РАДБРУХ
(Radbruch)Густав(21.11.1878, Любек,— 23.11.1949, Гейдельберг),нем.правовед и социолог. Осн. соч.— «Введение в науку права»(1910,рус.пер.1915), «Философия права»(«Rechtsphilosophie», 1914). Трактовка права Р. сводится к аксиологич. конструкции неокантианского типа(Р.— последователь ба-денской школы), согласно которой право может быть понято только исходя из априорной его идеи, определяющей его цели. В свою очередь, «идея права» состоит из «сопряжения» трёхосн.ценностей: справедливости, целесообразности и правовой стабильности, изучение которых и является целью «философии права» в отличие от «теории права», выполняющей практич. задачи по толкованию, систематизации ит.п. действующего права. «Философии права», по Р., присущи аксиоматич. подход И релятивизм, который Р. объявил обязат. условием оценки не только «идеи права», но всех политич. и правовых институтов. После 2-й мировой войны Р. выступил сторонником «возрождения» естеств. права, забвение которого явилось, по его мнению, важнейшей причиной утверждения фашизма, его тоталитарной государственности.
Religionsphilosophie der Kultur, В., 19212(совм.с P. Til-lich); Der Mensch im Recht,Gott., 19612; Vorschule der Rechtsphilosophie,Gott., I9603; Kulturlehre des Sozialismus, Fr./M., 1970V
?eтеpи З., Густав Р.и некоторые вопросы релятивистской философии права, вкн.: Противсовр.правовой идеологии империализма, М.,1962; Bonsmann Р., Die Rechts- und Staatsphilosophie G. Radbruchs, Bonn, 19702.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

РА́ДБРУХ
(Radbruch), Густав (21 нояб. 1878 – 23 нояб. 1949) – нем. правовед и социолог, проф. Кильского и Гейдельбергского ун-тов. В 1933 отстранен нацистами от преподавательской деятельности; с 1945 – декан юридич. фак-та Гейдельбергского ун-та. Трактовка права, даваемая Р., сводится к аксиологич. конструкции неокантианского типа (Р. – последователь баденской школы), согласно к-рой право может быть понято только исходя из априорной идеи права, определяющей его цели. В свою очередь, эта "идея права" состоит из "сопряжения" трех осн. ценностей: справедливости, целесообразности и правовой стабильности, изучение к-рых и является целью "философии права", в отличие от "теории права", выполняющей практич. задачи по толкованию, систематизации и т.п. действующего права. Метод "философии права", по Р., – это особый умозрит. оценочный подход; обязат. элемент метода – релятивизм. После 2-й мировой войны Р. пытался связать свою конструкцию с "возрождением" естественного права. Забвение естеств. права и позитивистский подход к закону явились, по мнению Р., чуть ли не важнейшей причиной утверждения фашизма. Учение Р. о праве – характерный пример общей тенденции оппортунизма нач. 20 в. подменить марксизм неокантианством.
Соч.:Religionsphilosophie der Kultur, 2 Aufl., В., 1921 (совм. с Р. Tillich); Vorschule der Rechtsphilosophie, Hdlb., 1948; Kulturlehre des Sozialismus, 3 Aufl., В., [1949]; Rechtsphilosophie, 6 Aufl., Stuttg., 1963; Der Mensch im Recht, 2 Aufl., Gött., 1961; в рус. пер. – Введение в науку права, М., 1915.
В. Туманов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.