Философская энциклопедия

ПРОСВЕЩЕНИЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ
(философия) — широкое культурное движение в Европе и Сев. Америке кон. 17 — 18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Центрами философии П. были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение идеология П. получила во Франции в период с 1715 по 1789, названный веком П. (siecle des lumieres). Кантовское определение П. как «мужества пользоваться своим собственным умом» говорит о принципиальной установке П. на наделение разума статусом высшего авторитета и следующей из этого этической ответственности его носителей — просвещенных граждан.
При всех национальных особенностях филос. П. имело несколько общих принципов и тем, которые и составляют его суть. 1. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. 2. Разум, освобожденный от предрассудков, является естественным источником знания; факты суть единственный материал для разума.3. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и гос-во должны быть гармонизированы с внешней природой и натурой человека. 4. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.
Конкретные пути реализации этой программы могли в рамках П. расходиться достаточно существенно. Особенно значителен был разброс в мнениях о религии: практический атеизм Ж.О. де Ламетри, П. А. Гольбаха, К. А. Гельвеция и Д. Дидро — рационалистический антиклерикальный деизм Вольтера — умеренный деизм Д'Аламбера — благочестивый деизм Э.Б. де Кондилъяка — эмоциональный «деизм сердца» Ж.Ж. Руссо. Объединяющим моментом была ненависть к традиционной церкви. (Характерно, что деизм П. не исключал таких организационных форм, как масонская квазицерковь с ее ритуалами.) Гносеологические различия были менее разнообразны: в основном просветители придерживались эмпиризма локковского толка с подчеркнуто сенсуалистским толкованием происхождения знаний. Сенсуализм мог носить механико-материалистический характер (Гельвеций, Гольбах, Дидро), но не исключался скептический и даже спиритуалистический вариант (Кондильяк). Онтология интересовала просветителей в меньшей степени: они предоставляли решение этих проблем конкретным наукам (в этом отношении философия П. может считаться первым вариантом позитивизма), фиксируя лишь очевидность существования субъекта, природы и бога-первопричины. Только в «Системе природы» Гольбаха дана догматически-определенная картина атомистически-материального бытия. В социальной сфере просветители старались обосновать теорию прогресса и связать ее со стадиями хозяйственного и политического развития общества (Тюрго, Ж.А. Кондорсе). Экономические (Тюрго), политические (Ш.Л. Монтескье), правозащитные (Вольтер) идеи П., несомненно, сыграли значительную роль в становлении либеральной цивилизации современного Запада.
Следует отметить особенности национальных школ П. Философия фр. П. отличается своей радикальной социальной и антиклерикальной направленностью. Для нее характерна блестящая литературная форма, в ряде случаев дающая литературные и публицистические шедевры (Дидро, Вольтер, Руссо). При всем своем остром интересе к социальной и исторической проблематике фр. просветители (в отличие от нем.) не создают общей философии истории, растворяя специфику исторического в природе с ее властью случайности и в произволе человеческой воли. Цвет фр. П. объединило издание «Энциклопедии» (1751 — 1780), возглавленное Дидро и Д'Аламбером. «Энциклопедия» стала своего рода эмблематическим деянием просветителей, поскольку объединяла в себе функции пропаганды науки, воспитания граждан, воспевания созидательного труда, объединения авторов в «партию» просветителей, эффективного практического предприятия и «полезной» эстетики, воплощенной в великолепных гравюрах. В программных статьях («Вступительное рассуждение», «Энциклопедия») перед «добротной» философией была поставлена задача «объять единым взглядом объекты умозрений и операции, которые можно выполнить над этими объектами» и строить заключения «исходя из фактов или общепринятых истин».
Англ. П. сосредоточено на проблемах утилитарной морали (А.Э.К. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Гартли, Б. де Мандевилъ) и сенсуалистической эстетики (Г. Хом, Э. Бёрк, Шефтсбери, Хатчесон). В гносеологии оригинальна шотл. школа «здравого смысла». Англ. деизм более увлечен проблемой веротерпимости и свободомыслия, чем богословскими проблемами (Дж. Толанд, С. Кларк, Дж. Коллинз).
Нем. П. более метафизично и плавно вырастает из традиций классического рационализма 17 в. (Э.В. фон Чирнхауз, С. Пуфендорф, X. Томазий, X. Вольф, Х.А. Крузиус, И.Н. Тетенс). Позднее нем. П. увлечено религиозными спорами (под влиянием пиетистского фермента) о веротерпимости, пантеизме, соотношении прав гос-ва и церкви (Г.С. Реймарус, М. Мендельсон, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер), А.Г. Баумгартен и Лессинг вносят заметный вклад в эстетику. Гердер — один из первых создателей принципа историзма — создает обширную картину эволюции природы от неорганической материи до высших форм человеческой культуры.
Кризис европейского П. становится заметен в таких предромантических явлениях, как апология эмоциональной и народной стихии у позднего Ж.Ж. Руссо, нем. литературно-филос. течение «Буря и Натиск» с его агрессивным волюнтаризмом, интуиционизм зрелого И.В. Гёте, антипросвещенческие выпады И.Г. Гамана и Ф.Г. Якоби, визионерская мистика Э. Сведенборга.
Очевидной исторической границей философии европейского П. становятся 1780—1790-е гг.: эпоха англ. промышленной революции, призвавшей в культуру инженеров и предпринимателей на смену публицистам и идеологам; фр. политической революции, разрушившей исторический оптимизм П.; нем. литературно-филос. революции, пересмотревшей статус разума.
Интеллектуальное наследие П. было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется романтизмом и нем. классической философией, получив от них эпитет «плоского рационализма». Однако П. находит союзников в лице позитивистов тор. пол. 19 в. и обретает «второе дыхание» в 20 в., воспринимаясь иногда как альтернатива и противоядие в борьбе с тоталитаризмом и его предпосылками. Так, просвещенческие мотивы звучат, напр., в работах Э. Гуссерля, М. Вебера, Б. Рассела, Л. Витгенштейна.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ПРОСВЕЩЕНИЕ
политич. идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистич. общества. Термин «П.» впервые употреблён Вольтером и Гердером; в1784в ст. «Ответ на вопрос, что такое П.?» Кант предлагал рассматривать П. как необходимую историч. эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеч. разума для реализации социального прогресса. Считая П. выражением родовой сущности человечества, Кант был убеждён, что успешное развитие и применение разума возможно при условии преодоления всех форм несвободы путём длит. морального совершенствования человеч. рода. Отстаивая неотъемлемое право человечества на свободное пользование достижениями культуры, Кант, однако, отрицал необходимостьреволюц.уничтожения социальных учреждений, препятствующих развитию П. Гегель характеризовал П. как рационалистич. движение 18в.в области культурной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа правления,гос.устройства, политич. идеологии, права и судопроизводства, религии, искусства, морали.
К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали П. как бурж.-демократич. идеологию, а деятелей П. как мыслителей, осуществлявших идеологич. подготовкубурж.революции. Маркс и Энгельс показали, что просветит. идеология возникает в период зарождения в недрах феодализма капиталистич. производств. отношений, порождающих новые формы классовой борьбы. В. И. Ленин видел классовую сущность идеологии П. в отрицаниифеод.эксплуатации, политич. деспотизма, сословных привилегий, в защите «самоуправления, свободы», в отстаивании «интересов народных масс»(см.ПСС,т.2,с.519).
Критикуя феодализм, идеологиреволюц.буржуазии 17—18вв.создали идиллич. картину будущего обществ. устройства, внеклассового общества всеобщего благоденствия. «Мы знаем теперь,— писал Энгельс,— что это царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии, что вечная справедливость нашла свое осуществление в буржуазной юстиции, что равенство свелось к гражданскому равенству перед законом, а одним из самых существенных прав человека провозглашена была... буржуазная собственность»(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,т.19,с.190).
Возникнув в 17в.в Англии(Локк), просветит. идеология получает широкое распространение во Франции 18в.(Монтескье, Гельвеции, Вольтер, Гольбах), где выдающиеся философы «...просвещали головы для приближавшейся революции...»(Энгельс Ф., там же,т.20,с.16). Во 2-йпол.18 и первых десятилетиях 19вв.антифеод. идеология П. развивается в Сев. Америке(Б. Франклин, Т. Купер, Т. Пейн), Германии(Лессинг, Кант), России(А. Н. Радищев, П. С. Новиков, Я. П. Козельский)и странах Вост. и Юго-Вост. Европы(Польша, Югославия, Румыния, Венгрия). Развитие просветит. идеологии стран Востока в 19—нач.20вв., несмотря нанац.своеобразие, свидетельствует о теоретич. единствеосн.идей П.
Составной частью П. была передоваябурж.философия 18 —нач.19вв., теоретически обосновывавшая необходимость бурж.-демократич. социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии П. явилась «деистская форма материализма»(см.Ф. Энгельс, там же,т.22,с.311), представители которой(Вольтер, Робине, Вольф, Я. Снядецкий, Д. С. Аничков)исходили из метафизич. онтологии конечного мира,абс.дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистич. теорию врождённых идей, рационалистич. концепцию совпадения логич. и реального следования, идею субстанциональности души и некоторые положения агностицизма. Отвергаяср.-век.схоластику, разоблачая историч. религии, фанатизм и нетерпимость католич. церкви,христ.нравственность и догматы откровения, деисты рассматривали бога в качестве разумной первопричины мира, а «естественную религию» в качестве социального регулятора историч. процесса(М. Тин-даль, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. П. Пнин, А. С. Лубкин). Критика феодализма привела деистов эпохи П. к отрицанию теологич. объяснения историч. процесса и утверждению рационалистич. теории обществ. договора, методология которой строилась на антиисто-рич. представлении о неизменной сущности абстрактного человека(Руссо, Джефферсон, В. В. Попугаев).
Рассматривая человеч. историю как последоват. движение от первобытного варварства к позднейшей цивилизации, большинство просветителей не понимало исторически прогрессивной сущности различных ступеней человеч. истории, разрывало единую цепь историч. развития, оценивало современность по идеалам зарождающегосябурж.обществ. устройства.
Другая историч. форма философии П.— материализм 18 в.- формировалась путёмфилос.критики теоретич. основ деизма на базе материалистич. естествознания Коперника, Галилея, Декарта, Ньютона и способствовала формированию материализма 18в.В решенииосн.вопроса философии материалисты эпохи П.(Мелье, Дидро, Гольбах, Форстер, Радищев)отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли естеств.-науч. обоснование концепции материи как объективной реальности, атрибутами которой являются движение, вечность во времени и бесконечность в пространстве. Рассматривая природу как организованное системное целое, естеств. причинноследств. связи и законы которой являются выражением онтологич. целостности мира, они считали жизнь и сознание функцией определ. организации материи, сформировавшейся в результате длит. историч. развития. Критика преформистской концепции целостности, идея уровней организации материи, разрушение креационизма и телеологии, возникновение теории эпигенеза, естеств. отбора означали, что в решении фундаментальныхфилос.проблем материалисты 18 —нач.19вв.приближались к диалек-тич. пониманию природы. В теории познания материалисты-просветители отвергли агностицизм, картезианскую концепцию врождённых идей(включая идею бога)и последовательно развивалиосн.положения материалистич. сенсуализма. Применение принципов материализма к изучению обществ. жизни, отмеченное К. Марксом у Гельвеция(см.К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч.,т.2,с.144), привело некоторых просветителей к признанию закономерного характера историч. процесса, историч. эволюции, историч. прогресса и пониманиювнутр.связи и взаимозависимости между эпохами человеч. истории, осознанию единства природы и общества, роли экономич. деятельности людей и народа как субъекта историч. движения. По мере обострения классовых противоречий зарождающегосябурж.общества в обществ.-политич. мысли П. появились антибурж. эгалитаристские утопии, а затем и программа утопич. коммунизма(Мелье, Морелли, Дешан, К. Фрелих, X. Каменьский), содержавшая критику классового общества и выражавшая интересы «...того класса, который был более или менее развитым предшественником современного пролетариата»(Э н-г е л ь с Ф., там же,т.19,с.191). Утверждая необходимость установления обществ. собственности путёмнар.революции, упразднения религии и церкви как опоры деспотизма и угнетения, некоторые представители утопич. коммунизма эпохи П. отвергали концепцию просвещённого абсолютизма и защищали принципынар.суверенитета и демократич. республики.
В узком смысле под П. понимаютбурж.идеологию, отрицающую необходимость примененияреволюц.методов для преобразования отшивших социальных порядков.
Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч.,г.2; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же,т.20; Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же,т.19; Ленин В. И., От какого наследства мы отказываемся?,ПСС,т.2; Век П., Сб., М.—Париж,1970; Каменский 3. А., Филос. идеирус.П., М.,1971; его же, Рус. философиянач.19в.и Шеллинг, М.,1980; Каримский А. М., Революция1776года и становлениеамер.философии, М.,1976; Малинин В. Д., Историярус.утопич. социализма, М.,1977; Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции 18в., ?.,1977; Hazard P., La crise de la conscience europeenne(1680— 1715), P.,1961; Ehrаrd J., L'idee de nature en France a 1'aube des lumieres, P.,1970; Gusdorf G., Les principes de la pensee au sieele des lumleres, P.,1971(Les sciences humaines et la pensee occidentale, v. 4); его же, L'avenement des sciences humaines au sieele des lumieres, P.,1973(там же, t. 6); его же, Dieu, la nature, l'homme au sieele des lumieres, P.,1972; Krauss W., Die Aufklarung in Spanien, Portugal und Lateinamerika,Munch., 1973.
K. E. Ям.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ПРОСВЕЩЕНИЕ
течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. Это понятие просвещения, составлявшего не раз историческую эпоху духовного развития (в античном мире, напр., эпоха после смерти Сократа), стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран, и в первую очередь Европу (17-18 вв.), причем в различных государствах и в различных областях жизни этот процесс протекал по-разному. В Англии эпоха Просвещения начинается с 16 в. и носит преимущественно религиозный и политический характер; во Франции начиная с 17 в. выступает с критикой общественных и моральных принципов, затем, одержав в 18 в. победу, сливается с революцией 1789; в Германии с 18 в. внешне не отмечается никаких значительных успехов, за исключением области нем. философии и литературы, где совершается процесс их внутреннего самоопределения в кантовском смысле этого слова. Просвещение есть выход человека из несовершеннолетия, в котором он находится по своей вине. Вряд ли можно говорить о веке Просвещения в Италии; здесь оно было равнозначно антиклерикализму. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики. Оно содействовало развитию любого родарационализма,в науке – развитию естествознания, достижения которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни – освобождение человека от несправедливых уз (см.Индивидуализм, Либерализм),равенство всех людей перед законом, перед человечеством; последнее представляет собой понятие, разработка которого является гл. о. заслугой Просвещения. Главные представители Просвещения: Фрэнсис Бэкон, Гоббс, Локк, Юм – в Англии; Бойль, Вольтер, энциклопедисты, Руссо, Монтескье, Дидро – во Франции; Вольф, Лессинг, Кант (в то же время они стремились к преодолению Просвещения), Фридрих Великий, Томазий – в Германии; Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен – в России; Т.Джефферсон, Б.Франклин – в США. Однако уже в кон. 18 в. Фихте указывал на отрицательные стороны Просвещения. В кон. 19 в. возвращение к метафизике привело к частичному преодолению философии Просвещения.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ПРОСВЕЩЕ́НИЕ
антифеодальная, буржуазная по своей социально-политич. сущности идеология периода становления капитализма. В сов. лит-ре сложились две осн. точки зрения на П., к-рые можно различать как понимание П. в узком и широком смысле слова. П. в у з к о м с м ы с л е с л о в а понимается как такая антифеодальная и объективно-бурж. идеология, к-рая доказывает, что преобразование феодализма и основание нового общества возможно лишь мирным путем, с помощью реформ и просвещения, откуда и производят сам термин. Сторонники революц. форм и способов преобразования общества, согласно этой т. зр., не включаются в число просветителей, а выделяются в специальную группу революц. идеологов. Просветители и революционеры рассматриваются как два течения в пределах антифеодальной бурж. идеологии. П. в ш и р о к о м с м ы с л е с л о в а понимается как синоним антифеодальной, прогрессивной идеологии периода становления капитализма и в нем выделяются революционное (радикальное) и мирное (либеральное) направление. Наиболее полно эти два взгляда на П. были высказаны на спец. дискуссии, материалы к-рой опубликованы в сб. "Проблемы рус. П. в лит-ре XVIII в." (М.–Л., 1961).
Идеология П. находила свое филос. обоснование, к-рое именуется философией П., имевшей распространение во всех странах, переживавших эпоху становления капитализма (см. обзорные статьи о развитии философии в этих странах).

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ПРОСВЕЩЕНИЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ (франц. Lumiиre, нем. Aufklдrung, англ. Enlightenment) — особый тип мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь Европы и Америки в 18 в. Отличается антифеодальной направленностью, стремлением создать программу социальных преобразований и сформировать новый идеал человека. Центром по выработке такого мировоззрения стала Энциклопедия, издававшаяся в 1751—КОДчдро (в первые годы совместно с д'Аламбером). Объединенные вокруг нее передовые мыслители хотели осуществить начертанный Ф. Бэконом план “великого восстановления наук”, связывающий социальный прогресс с прогрессом научным. Требования политического равноправия признавались вытекающими из природного равенства людей. Исходным для всех просветителей стало понятие природы, которое по-разному трактовалось от отождествления природы с материальной субстанцией (Гольбах) до понимания ее как предмета эстетического восхищения и любования (Руссо). Важную роль в системе просветительских идей сыграло понятие воспитания. С ним связана установка на здравый смысл каждого индивида, поскольку он от природы наделен “естественным светом разума”. Просветители стремились к широкому распространению своих идеалов через литературные произведения, философские трактаты, исторические сочинения, театральные пьесы, эссе.
ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ 18 в. представлено в философских трудах Монтескье и Ламетри, Вольтера и Дидро, Гольбаха и Гельвеция, Руссо и Кондильяка. Механистическое миропонимание, разрабатывавшееся на основе понятий ньютоновского естествознания, получило законченное выражение в “Системе природы” Гольбаха. Несмотря на высказанные Дидро эволюционные идеи, проблемы, поставленные им в “Мыслях об объяснении природы” и “Философских принципах относительно материи движения”, в целом не выйяили за пределы механицизма. Учение о человеке, развитое К. А. Гельвецием в сочинениях “Об уме” и “О человеке”, 6 объяснении движущего принципа поведения людей исходит из утилитаристской концепции разумного эгоизма: по мнению 1ельвеция, в основе всех поступков и чувств человека лежит материальный интерес. Отталкиваясь от теорий общественного договора, разработанных в 17 в. Гроцием, Пуффевдорфом и др., Руссо развивает свою концепцию переустройства общества. Выдвинутые им понятия “общая воля”, “суверен”, “акт суверенитета”, “неотчуждаемые права человека” стали ориентирами демократических преобразований, а его работа “Об общественном договоре” — знаменем Американской и Французской революций конца 18 в. Революционным настроениям Руссо противостоят надежды Вольтера на просвещенного монарха и содержащаяся в его сочинениях теория просвещенного абсолютизма, в контексте которой происходит борьба Вольтера с церковью: невежественные, фанатичные и порочные священнослужители должны быть отстранены от воспитания народа. Антиклерикальная направленность характерна не только для деистов (Вольтер) и атеистов (Гольбах, Дидро), но идля глубоко верующих мыслителей (Руссо). Исходное противоречие между природой и воспитанием обусловливало различные “парадоксы” в мышлении просветителей, которые были выявлены еще Дидро.
Ли•.; Век Просвещения, под ред. Ф. Бродель. М.—Париж, 1970; HulUnngM. The Autokritique of Enlightenment: Rousseau and the Philosophes. Boston, 1994; Haupt M. n Holbach zu Marx. Hamb., 1987.
АМЕРИКАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ было тесно связано с французским как вследствие распространения в Америке сочинений французских философов, так и благодаря личному участию некоторых французов (напр., Лафайета) в войне за независимость в Северной Америке. Американское Просвещение складывалось в виде двух главных, тесно связанных между собой направлений: одно из них было ориентировано на разработку социально-политической программы, другое — на обоснование природных свойств человека. Первое основывалось на социальных учениях, второе — на естественнонаучных достижениях тогдашней науки. В работе “Права человека” Т. Пейн подчеркивал, что все люди рождаются равными от природы и должны иметь равные гражданские права. Гражданскими становятся те права, которые нельзя сохранить в одиночку — это т. н. “несохраняемые права”. Третий президент Соединенных Штатов Т Джефферсон, участвовавший в создании знаменитой “Декларации независимости”, исходил из неотчуждаемых естественных прав личности (в их числе — жизнь, свобода и стремление к счастью) и незыблемых принципов народного суверенитета: все люди сотворены равными, законы, перестающие соответствовать новым условиям, должны быть изменены, а наилучшим государственным устройством объявляется республиканское правление, основанное на разделении властей (на законодательную, исполнительную и судебную) и установлении всеобщего и равного избирательного права. Идеи трактата Т. Пейна “Здравый смысл” обнаруживают сходство с аналогичными идеями трактата Гольбаха и перекликаются с мыслями, высказанными И. Алленом в работе “Разум — единственный оракул человека”: человек может опираться только на свой разум. Деизм в американском Просвещении получил большее распро странение, чем во французском; известный ученый-физиолог Б. Раш высказывал предположение о вечности материи именно по причине ее сотворенности Богом.
Лит.: Американские просветители, т. 1—2. M., 1969.
Т.Б.Длугач
ПРОСВЕЩЕНИЕ В АНГЛИИ. Хотя в англоязычной литературе (Joscoique J. Joseph Rouk and the English Enlightenment. Cambr., 1994) не принято говорить об английском Просвещении, все же следует признать, что именно в Англии были высказаны и осуществлены некоторые программные идеи, инициировавшие просветительское движение на европейском континенте. Здесь следует назвать философа Д. Дакка, работы которого “Опыт о человеческом разумении”, “Мысли о воспитании” и “Разумность христианства” вместе с трудами И. Ньютона имели основополагающее значение для культурной программы просветителей. Образцовыми стала также энциклопедия Д. Харриса (1704, выдержала пять изданий) и особенно полная энциклопедия Э. Чамберса (1728,2-е изд. 1738), ставшая основой для французской Энциклопедии Д'Аламбера и Дидро. Значительными для английского Просвещения были работы Э. Коллинза, особенно его “Рассуждение о свободомыслии” (1713). Культурно-воспитательную программу Просвещения в Европе начали осуществлять эссеисты Д. Аддисон и Р. Стал вжурналах “Зритель” (1709—11) и “Болтун” (1711—14).
ШОТЛАНДСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - “белое пятно” в европейском просвещении. Вековечная соперница Англии Шотландия в социально-культурном отношении долгое время отставала от нее. Только в 1707, заключив Унию с Англией, утратив политическую самостоятельность и обменяв свой парламент на “свободу торговли”, Шотландия смогла воспользоваться плодами демократических и экономических реформ. К сер. 18 в. экономический и культурный подъем преобразил Шотландию. Возникает образцово поставленное сельское хозяйство, ускоренными темпами прокладываются дороги, роются каналы, строятся мосты. Первый в Европе металлический завод построен в Шотландии, там же создан “перводвигатель” промышленного переворота — паровая машина Уатта. Древний Эдинбург — столицу Шотландии — называют северными Афинами, а переживаемую шотландскую эпоху — “Веком Перикла”. В Шотландии появился свой Гомер — Оссиан, свой Геродот — историк У. Робертсон, свой Аристотель — Г. Рид, Д. Юм, А. Смит, позже Р. Берне, В. Скотт уже не нуждались в сравнениях.
Выдающуюся роль в культурном подъеме страны сыграли университеты. Их курсы по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам были самыми передовыми; в учебные программы были включены курсы, посвященные теоретикам естественного права Г. Грацию и Пуфендорфу, трудам Д. Локка, а также “Оптике” И. Ньютона. В это время в Кэмбридже последним словом науки считались еще декартовы вихри, а в Оксфорде Локк пребывал в долгосрочной опале.
Большое значение имела педагогическая деятельность профессора моральной философии университета Глазго Ф. Хатчесона, читавшего курсы по естественной религии, морали, юриспруденции, “теории правления” (изданы посмертно под титулом “Система моральной философии”). Самыми популярными были его воскресные лекции (их посещал юный А. Смит), где он толковал Новый завет в духе гуманизма, что совершенно расходилось с кальвинистскими догмами о всеобщей греховности, разделявшимися шотландской пресвитерианской церковью.
Самым известным из философов Шотландии в век Просвещения был Д. Юм, чья смелая критика религиозного сознания и церкви смущала даже его друзей (А. Смит, несмотря на просьбу Юма, отказался издать его “Диалоги о естественной религии”). Эссе Юма и особенно его “Естественная история религии” (1757) и “История Англии” (в 8 т., 1754,1757,1759—78) оказались весьма популярными на континенте (Гельвеций настоятельно предлагал Юму написать историю христианской церкви). Вместе с тем Юм был первым критиком просветительского рационализма. Широкой известностью пользовался Г. Хоум, президент шотландского философского общества; его книга “Основания критики” получала иногда негативные (Вольтер, Винкельман), но большей частью одобрительные отзывы (Кант, Лессинг, Гердер). Вопреки господствующей нормативной эстетике классицизма книга Хоума восстановила высокую репутацию Шекспира, соединяя локковский эмпиризм с эстетикой реалистического искусства. Смит — “величайший шотландский мыслитель”, по определению Г. Бокля, и Фергюсон — один из первых моралистических критиков коммерческого общества и его политических институтов — выдвинули фундаментальные идеи политэкономии и социологии. Влияние обоих просветителей прослеживается и в 19 в. в утилитаризме и классическом марксизме.
Шотландское Просвещение оказало влияние на русских просветителей (молодые русские ездили учиться в Шотландию к А. Смиту, У. Робертсону, в 18 в. в России неоднократно переводились сочинения Юма).
Лит.: Daiches D. The Paradox of Scottish culture. The Eighteenth Century Experience. L., 1964; Gay P. Enlightenment. Interpretation. L., 1970; Hume and Enlightenment. Edinbourg, 1974; Lehmann W. 0. Henry Home, Lord Kames and Scottish Enlightenment. Study in national Character and the History of Ideas. The Hague, 1971.
M. A. Абрамов
НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ формировалось в условиях экономической отсталости, политической раздробленности, господства феодальных порядков и религиозной идеологии в Германии 18 в. Это во многом стало причиной умеренно-консервативного характера социально-политических воззрений немецких просветителей, их преимущественного интереса к философскому умозрению, к вопросам образования и нравственного воспитания. Наряду с Г. В. Лейбницем, Э. В. фон Чарнхаузом, ранними спинозистами (Ф. В. Штош, Т.-Л. Лау), пиетистами (Ф. Я. Шпенер, Г. Арнольд, А. Г. Франке) и др. особую роль в развитии просветительской философии сыграли X. Томазий и X. Вольф. Первый положил начало ее эмпирико-психологаческой линии, ориентированной на принципы здравого смысла и мирской “полезности” философии, второй — создал т. н. вольфовскую школу метафизики, представители которой пытались построить логически-последовательную и универсальную систему философских знаний, пригодную для просвещения и обучения. Попытки эти закончились превращением традиционного рационализма в догматическую схоластику и сближением вольфианства с линией Томазия и эклектической популярной философией позднего Берлинского просвещения (М Мендельсон, Фр. Николаи и др.). Тем не менее заслугой ряда вольфианцев (А. Г. Баумгартена, Т. Ф. Мейера, И. Г. Зульцера, И. И. Винкельмана и др.) стала разработка ими эстетики как особой науки о прекрасном и художественном вкусе, вопросов теории и истории искусства, классификации его видов и жанров и т. д. В полемике с вольфианским и просветительским рационализмом сформировались оригинальные гносеологические подходы Хр. А. Крузия, И. Г. Ламберта, И. Н. Тетенса, И. Канта, идеи И. Г. Гамана, литературного движения “Буря и натиск”, романтизма, “философии чувства и веры” Ф. Г. Якобч и др. Важный вклад в становление принципов историзма, идеи эволюции и развития неживой и живой природы, человеческого общества, культуры, языка и т. д. внесли Г. Э. Лессинг, К. Ф. Вольф, И. Г. Гердер, К. Л. Кнебель, И. В. Гёте, В. Гумбольдт и др. философы и мыслители.
•Jim•.: Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962; ГулыгаА. В. Из истории немецкого материализма. М., 1962; Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989; Он же. Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассический период. М., 1996; CassirerE. Die Philosophie der Aufklärung. Tub., 1932; Die Aulklärung in ausgewählten Texten. Stuttg., 1963; Die Philosophie der deutschen Aufklärung. Texte und Darstellungen. Stuttg., 1990.
В. А. Жучков
ПРОСВЕЩЕНИЕ В РОССИИ. Русское Просвещение типологически сходно с классическими образцами западноевропейского Просвещения от Локка до Руссо и является национально-региональной разновидностью Просвещения как одного из направлений мировой культуры. Классической моделью его выступает французское Просвещение 18 в.
В 18 в., особенно в его второй половине, в Россию стали проникать сочинения Вольтера, Монтескье, Гельвеция, Гольбаха, Дидро, Руссо и др., оказавшие влияние на все основные течения русской мысли, вплоть до официальной идеологии самодержавия (т. н. дворцовое просвещение при Екатерине II). Но до конца 30-х гг. 19 в. просветительские идеи не оформились в России в самостоятельное направление, они функционировали в рамках других направлений, таких, как дворянско-революционное, дворянско-либеральное, университетская философия, и лишь отчасти модифицировали русскую национальную мысль. Некоторые мыслители 2-й пол. 18 — нач. 19 в. сравнительно близко подошли к просветительскому типу мировоззрения (Я. П. Козельский, А. Н. Радищев, В. В. Попугаев, А. П. Куницин и др.). Просветительские идеи широко представлены в декабризме. Но национальная почва в тот период еще не созрела для восприятия целостных просветительских концепций. Различные направления русской мысли испытывали идейное влияние со стороны западной просветительской мысли, заимствовали просветительские идеи или выдвигали антифеодальные идеи, сходные с просветительскими (апелляция к разуму, науке, критика крепостничества с позиции “естественного права”), однако в силу фрагментарности, непоследовательности отдельные передовые идеи не могли превратить эти идейные течения в типично и развито просветительские.
С кон. 18 в. до 30-х гг. 19 в. Россия, подобно всей Европе, переживала реакцию на французскую революцию 1789—93 гг. и на якобинский террор. Прогрессивные концепции приняли романтические, антипросветительские, “франкофобские”, “германофильские” философские формы. Лишь на рубеже 30—40-х гг. 19 в. антифеодальная русская мысль стала принимать формы, соответствующие уровню “эпохи Просвещения”. Поэтому только 40—60-е гг. 19 в. стали русским веком Просвещения. Одна из характерных особенностей русского Просвещения — его синкретизм, своеобразное переплетение демократических, антифеодальных и антикапиталистических, социалистических и утопических идей, заимствованных из Европы.
Русское Просвещение выражалось в формах, существенно отличных от теоретических построений представителей других направлений антифеодальной идеологии — дворянской революционности, либерализма, народничества. Родоначальником русского Просвещения выступил В. Г. Белинский, ставший на позиции зрелого Просветительства во всех частях своего мировоззрения, в т. ч. и в философии, в последний период своей жизни, в 1840-е гг. В русле становящегося на рубеже 30—40-х гг. русского Просвещения действовали также М. А. Бакунин, А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Расцвет русского Просвещения падает на 60-е гг. 19 в. Мировоззрение Η. Γ Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и др. представляет наиболее зрелые, классические формы Просвещения в России. Просветители, выражая в своем мировоззрении потребности общественного развития по буржуазному пути, выдвигали принцип свободы — и как политико-юридический, и как широкий философско-исторический принцип. Истолковывая свободу в качестве потребности природы человека, они понимали ее как условие достижения личного и всеобщего блага во всех сферах жизни. Просветители признавали свободу индивида, но не были индивидуалистами. Мерилом свободы у просветителей является благо общества в целом, поэтому они считали возможным ограничить свободу индивида, коль скоро этого требует благо общества. Просветители не выдвигали, как правило, требования ликвидации сословий, а стремились к установлению между ними политического равноправия. Среди просветителей не было полного единомыслия по вопросу о форме государственного устройства. Среди них были республиканцы и сторонники “просвещенной монархии”. Феодальному миру всеобщего неравенства просветители противопоставили идеи равенства, в первую очередь равенства политико-юридического.
По основной ценностной ориентации просветительская философия мыслителей круга Белинского — Чернышевского носила антифеодальный характер, а по основному познавательному содержанию представляла собой философию антиспекулятивную, антитрансцендентальную, антиметафизическую, антропоцентрическую и по основной тенденции материалистическую. Религиозное свободомыслие является системообразующим принципом русского Просвещения, тогда как атеизм — признак его отдельных представителей.
Русское Просвещение оформилось в период, когда в Западной Европе уже существовали развитые диалектические философские концепции, противостоявшие механистической философии 18 в., вт. ч. просветительской. Поэтому в русском Просвещении диалектические идеи оказались представленными в гораздо большем объеме, нежели в западноевропейских просветительских концепциях.
Как и их западноевропейские предшественники, русские просветители акцентировали необходимость связи философии с потребностями жизни общества и сознательно поставили ее на службу определенной социально-политической идее. Философия, т. о., выступает у них орудием не только познания действительности, но и ее оценки, и преобразования. Проблематика философии оказывается тесно увязана со сферой морали, юриспруденции, политики, духовной культуры в целом. Русские просветители 1840—60-х гг. перед философией ставили задачи и цели, в конечном счете соответствующие их общественно-политическим идеалам и объективно, а часто и осознанно, — революционно-демократической практике.
Лит.: Проблемы русского просвещения в литературе 18 в. М.—Л., 1961; Каменский 3. А. Философские идеи русского Просвещения. М.,
1971; Щипаное И. Я. Философия русского просвещения, 2-я пол. 18 в. М., 1971; Пустарнаков В. Ф. Общественно-политические и философские идеи Н. Г. Чернышевского в дореволюционной историографии русской мысли.— В кн.: Н. Г. Чернышевский в общественной мысли народов СССР. М., 1984; Он же. Идейно-философское наследие Н. Г. Чернышевского в советской историографии русской мысли.— Там же, с. 75—116; Он же. А. В. Луначарский и Н. Г. Чернышевский.— В кн.: Дискуссионные проблемы исследования наследия Н. Г. Чернышевского. М., 1984; Русская мысль в век просвещения. М., 1991; Моряков В. И. Русское просветительство 2-й пол. 18 в. (Из истории общественно-политической мысли России). М., 1994.
В. Ф. Пустарнаков ПРОСОПОГРАФИЯ — см. Биографический метод.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
образование, образованность, обучение, партпросвещение, политпросвещение, просветительство, профпросвещение, секспросвещение


Антонимы:
невежество


  1. просвещениераспространениеstrong культураstrong просвещение средство осуществления преемственности культурысообщение знаний людям распространение знаний с помощью системывоспитат...Идеографический словарь русского языка
  2. просвещениепрогрес. идейн. течение эпохи становления капитализма связанное с борьбой поднимавшейся буржуазии и народных масс против феод. порядков и учреждений. Отличит чертой П. яв...Атеистический словарь
  3. просвещениепрогрес. идейн. течение эпохи становления капитализма связанное с борьбой поднимавшейся буржуазии и народных масс против феод. порядков и учреждений. Отличит чертой П. яв...Атеистический словарь II
  4. просвещениесм. Сияние сиять. образование образованность обучение партпросвещение политпросвещение просветительство профпросвещение секспросвещение Антонимы невежество...Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ крупнейшее сов. учебнопедагогич. издательство в системе Гос. комитета Сов. Мин. РСФСР по делам издательств полиграфии и книжной торговли. Осн. в Москве в до ...Большая советская энциклопедия
  6. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ большевистский легальный ежемесячный обществ.политич. и литературный журнал издавался в Петербурге с дек. по июнь . Вышло номеров. Тираж отд. номеров до ты...Большая советская энциклопедия
  7. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. В ряде стран Зап. Ев...Большая советская энциклопедия
  8. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ распространение знаний образования система воспитательнообразовательных мероприятий и учреждений в к.л. rocве. См. ст. Народное образование iи разделы о нар. ...Большая советская энциклопедия
  9. просвещениес. istruzione f народное просвещение istruzione pubblica эпоха Просвещения ист. illuminismo m il secolo dei lumi Итальянорусский словарь. Синонимы образование образован...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  10. просвещениепросвещениеErleuchtungСинонимы образование образованность обучение партпросвещение политпросвещение просветительство профпросвещение секспросвещение Антонимы невежество...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. просвещениепросвещениеAufgeklrtheitСинонимы образование образованность обучение партпросвещение политпросвещение просветительство профпросвещение секспросвещение Антонимы невежество...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. просвещениепросвещение с Aufklrung f Bildung f образование а эпоха Просвещения das Zeitalter der AufklrungСинонимы образование образованность обучение партпросвещение политпросвещен...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. просвещениесAufklrung f Bildung f образованиеэпоха Просвещения das Zeitalter der Aufklrung образование образованность обучение партпросвещение политпросвещение просветительство про...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. просвещениес.instruccin fдное просвещеuние instruccin pblicaческое просвещеuние educacin polticaха просвещеuния ист.em poca de la ilustracin...Большой русско-испанский словарь
  15. просвещениесущ. ср. рода только ед. ч.освта мен. жн. роду тльки одн....Большой русско-украинский словарь
  16. просвещениес. instruction f заботиться о просвещении народа se proccuper de linstruction du peuple эпоха Просвещения ист. Sicle m des lumires les Lumires f pl см. просвещнность...Большой русско-французский словарь
  17. просвещениеангл. enlightment нем. Aufklarung. . Деятельность связанная с распространением знаний образования. . Система воспитательнообразовательных мероприятий и учреждений в обще...Большой толковый социологический словарь II
  18. просвещениес. instruction f заботиться о просвещении народа se proccuper de linstruction du peupleэпоха Просвещения ист. Sicle m des lumires les Lumires f pl см. просвещенность Си...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  19. просвещениераспространение знаний образования. Системаобщеобразовательных учреждений в стране см. также Народное образование....Большой энциклопедический словарь II
  20. "просвещение"ПРОСВЕЩЕНИЕ легальный ежемесячный большевистский теоретический журнал декабрь июнь СанктПетербург номеров. Закрыт царским правительством. Осенью вышел один двойной н...Большой энциклопедический словарь III
  21. "просвещение"ПРОСВЕЩЕНИЕ издательство до Учпедгиз Москва. Основано в . Выпускает на русском языке учебники и учебные пособия для всех типов общеобразовательных школ и педагогических ...Большой энциклопедический словарь III
  22. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ идейное течение сер. вв. основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка соответствующего подлинной природе человек...Большой энциклопедический словарь III
  23. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ распространение знаний образования. Система общеобразовательных учреждений в стране см. также Народное образование....Большой энциклопедический словарь III
  24. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ распространение знаний образования. Система общеобразовательных учреждений в стране см. также Народное образование....Большой Энциклопедический словарь V
  25. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ легальный ежемесячный большевистский теоретический журнал декабрь июнь СанктПетербург номеров. Закрыт царским правительством. Осенью вышел один двойной ...Большой Энциклопедический словарь V
  26. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ идейное течение сер. вв. основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка соответствующего подлинной природе челове...Большой Энциклопедический словарь V
  27. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ издательство до Учпедгиз Москва. Основано в . Выпускает на русском языке учебники и учебные пособия для всех типов общеобразовательных школ и педагогических...Большой Энциклопедический словарь V
  28. просвещениеречь Чубайса флюорограмма рентген...Весёлый этимологический словарь
  29. просвещениеидейное течение середины вв. основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка соответствующего подлинной природе человека и обще...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  30. просвещениеПросвещение идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму послужило идеологической подготовкой ряда буржуазных революций в Западной Европе особенно во Фран...Исторический словарь
  31. просвещениеорган большевиков легально выходивший в Петербурге с декабря г. по июнь г. На короткое время возобновился в г. Журнал являлся теоретическим дополнением к большевистско...Исторический справочник русского марксиста
  32. просвещениепрогрессивное идейнокультурное течение в странах Европы и Америки ознаменовавшее переход к буржуазным отношениям. Хронологически оно охватывает примерно лет от буржуазно...История и теория культуры
  33. просвещение. Один из осн. компонентов классич. образования вид культуротворч. деятельности состоящий в целенаправленном методичном и последовательном информировании людей о знах стр...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  34. просвещениепод П. принято понимать культурноидеологическое и философское движение общественной мысли связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Будучи закономерной ...История философии
  35. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕstrongпод П. принято понимать культурноидеологическое и философское движение общественной мысли связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Буд...История философии II
  36. просвещениеИдеологич. течение в Европе вв. представители крого широко прибегали к апологии кит. культурного опыта для подкрепления своих идей. Общая тенденция П. в социальнополит...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  37. просвещениесм. стильСинонимы образование образованность обучение партпросвещение политпросвещение просветительство профпросвещение секспросвещение Антонимы невежество...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  38. просвещениеидейное течение в ряде стран Европы ознаменовавшее переход к буржуазным обновлениям. Охватывает период от буржуазной революции в Англии до Великой Французской революции с...Краткий исторический словарь
  39. просвещениесогласно И.Канту это выход человека из состояния своего несовершеннолетия в котором он находится по своей собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоват...Краткий религиозно-философский словарь
  40. просвещениеИдеи просветительства обусловлены научной революцией XVII в. экспериментальноматематическое естествознание было необходимо для стимулирования и развития производства фило...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  41. просвещениеТечение в сфере культуры стремившееся заменить религиозный и политический авторитет авторитетом так называемого разума. Просвещению присуща вера в неумолимое прогрессивно...Краткий философский словарь предрассудков
  42. просвещениеПросвещение doctrina education eruditio...Латинский словарь
  43. просвещениефилософская социальная и этическая концепция нашедшая свое выражение в европейском искусстве и литературе в частности. Хронологическими рамками Просвещения принято считат...Литература и язык. Современная энциклопедия
  44. просвещение. Общая характеристика. . Идея естественного человека. . Противоположность цивилизации и естественного состояния. . Гражданское общество и политический идеал Просвещения....Литературная энциклопедия
  45. просвещениеБиблиографияЛенин В. И. От какого наследства мы отказываемся Сочин. т. II изд. стр. Маркс и Энгельс Св. семейство Сочинения том III Плеханов В. Г. К вопросу о развитии ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  46. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ просветительство идейное движение распространенное в странах Западной Европы и в Северной Америке в XVIIXVIII вв. проникнутое духом борьбы против всех порожде...Литературный энциклопедический словарь
  47. просвещениея ср.em Действие по знач. глаг.em просветить просвещать распространение знаний образования.[Рудин] скоро перешел к общим рассуждениям о значении просвещения и науки об ун...Малый академический словарь
  48. просвещениекорень ПРОСВЕЩ суффикс ЕНИ окончание Е Основа слова ПРОСВЕЩЕНИВычисленный способ образования слова Суффиксальный ПРОСВЕЩ ЕНИ Е Слово Просвещение содержит следующи...Морфемный разбор слова по составу
  49. просвещениеНачальная форма Просвещение винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  50. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ под П. принято понимать культурноидеологическое и философское движение общественной мысли связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Будучи ...Новейший философский словарь
  51. просвещениепод П. принято понимать культурноидеологическое и философское движение общественной мысли связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Будучи закономерной ...Новейший философский словарь II
  52. просвещениепросвещение ср. Процесс действия по знач. глаг. просветить просвещать. То же что просветительство ....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  53. просвещениеПросвещение Enlightenment филос. науч. и рационалистские взгляды свободные от суеверий и разделяющие идеи веротерпимости. Были популярны в Германии Франции Англии и Шотла...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  54. просвещениепросвещение просвещение я распро странение знаний образования и Просвещение я ист. эпоха идейное течение...Орфографический словарь
  55. просвещениеu сu Пр.u о просвещении действие образование образованность обучение партпросвещение политпросвещение просветительство профпросвещение секспросвещение Антонимы невежество...Орфографический словарь русского языка
  56. просвещениеист.u эпоха идейное течение образование образованность обучение партпросвещение политпросвещение просветительство профпросвещение секспросвещениеАнтонимы невежество...Орфографический словарь русского языка
  57. просвещениедр.рус. мир свет чистота всеобщее распространение и усвоение базисных основных исходных знаний о смысле жизни миссии человека на земле обеспечивающее прогрессивное мышл...Основы духовной культуры
  58. просвещениеширокое идейное движение в разных странах связанное с борьбой против феодального гнета за установление царства разума основанного на естественном равенстве и политической...Отечественная история в терминах и понятиях
  59. просвещение.Просвещение целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социальнокультурном опыте рассчитанный на большую обычно не расчлененную на устойчивые группы...Официальная терминология
  60. просвещениегосударственное издательство Москва. Образовательная педагогическая психологическая справочная учебнометодическая школьные учебники. БимБад Б.М. Педагогический энциклопед...Педагогический терминологический словарь
  61. просвещение. Распространение знаний образования. . Система образовательных учреждений в стране см. Образование. . Прогрессивное идейное течение эпохи перехода от феодализма к капита...Педагогический терминологический словарь
  62. просвещениепросвещение просвещения просвещения просвещений просвещению просвещениям просвещение просвещения просвещением просвещениями просвещении просвещениях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  63. просвещениеОрфографическая запись слова просвещение Ударение в слове просвещение Деление слова на слоги перенос слова просвещение Фонетическая транскрипция слова просвещение [бразв...Полный фонетический разбор слов
  64. просвещениеразновидность образовательной деятельности. Основная задача широкое распространение знаний и иных достижений культуры отвечающих запросам времени и способствующих правил...Профессиональное образование
  65. просвещениеосвта просвта освт ту. [Комсарят народньо освти. Треба поперед усього добро освти Доман. сторя укрансько просвти Морд. Освт помалу мж людьми ширився Кулш]. Эпоха век ния ...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  66. просвещениепросвещение я распро странение знаний образованияem и Просвещение я ист. эпоха идейное течениеem Синонимы образование образованность обучение партпросвещение политпросвещ...Русский орфографический словарь
  67. просвещениеСр мн. нет maarif....Русско-азербайджанский словарь
  68. просвещениеср. просвещение по технике безопасности и охране здоровья санитарное просвещение...Русско-английский психологический словарь
  69. просвещениепросвещение с.ienlightenment народное просвещение public education iэпоха Просвещения the Age of the Enlightenment...Русско-английский словарь
  70. просвещениеenlightenment...Русско-английский словарь по нефти и газу
  71. просвещениеeducation...Русско-английский словарь по электронике
  72. просвещениеenlightenment instruction industry...Русско-английский словарь политической терминологии
  73. просвещениеenlightenment...Русско-английский химический словарь
  74. просвещениеeducation...Русско-английский экономический словарь
  75. просвещениеN...Русско-армянский словарь
  76. просвещениеАсвета адукацыя народное просвещение народная асвета Министерство просвещения Мнстэрства асветы эпоха век просвещения ист. эпоха век асветы...Русско-белорусский словарь
  77. просвещениеср.i асвета жен. адукацыя жен.iнародное просвещение народная асветаМинистерство просвещения Мнстэрства асветыэпоха век просвещения ист.i эпоха век асветы...Русско-белорусский словарь II
  78. просвещениеПросвеuта ж...Русско-болгарский словарь
  79. просвещениекультура mvelds felvilgosods разъяснение чегоem felvilgosts образованиеem kzoktats mvelds mvels истор felvilgosods megvilgosods Синонимы образование образованность о...Русско-венгерский словарь
  80. просвещениепросвещение с политическое масс...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  81. просвещениепросвеще Синонимы образование образованность обучение партпросвещение политпросвещение просветительство профпросвещение секспросвещение Антонимы невежество...Русско-ивритский словарь
  82. просвещениеаарту...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  83. просвещениеаарту...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  84. просвещениеср. агартуу политическое просвещение народных масс эл массаларын саясий жактан агартуу министерство просвещения агартуу министерствосу....Русско-киргизский словарь
  85. просвещениеjioyполитическое просвещение эпоха Просвещения образование образованность обучение партпросвещение политпросвещение просветительство профпросвещение секспросвещение Ант...Русско-китайский словарь
  86. просвещениеMaarifМинистерство просвещения Maarif nazirligi...Русско-крымскотатарский словарь
  87. просвещениемаариф Министерство просвещения Маариф назирлиги...Русско-крымскотатарский словарь II
  88. просвещениеapvietimas vietimas...Русско-литовский словарь
  89. просвещениеГэгээрэл...Русско-монгольский словарь
  90. просвещениеBildung...Русско-немецкий политехнический словарь
  91. просвещениес. Aufklrung f....Русско-немецкий словарь
  92. просвещениеBildung...Русско-немецкий экономический словарь
  93. просвещениеAufklrung Bildung...Русско-немецкий юридический словарь
  94. просвещениеBeschaving...Русско-нидерландский словарь
  95. просвещениепросвещениес Министерство ения политическое ение век ения ....Русско-новогреческий словарь
  96. просвещениеopplysning образование образованность обучение партпросвещение политпросвещение просветительство профпросвещение секспросвещение Антонимы невежество...Русско-норвежский словарь
  97. просвещение...Русско-персидский словарь
  98. просвещение. owiata. uwiadomienieblockquote. Owiecenieblockquote...Русско-польский словарь
  99. просвещениес истu iluminismo m эпоха просвещения образование образованность обучение партпросвещение политпросвещение просветительство профпросвещение секспросвещение Антонимы невеж...Русско-португальский словарь
  100. просвещениеПросвещениеelimu mwangaza mi taaluma...Русско-суахили словарь
  101. просвещениепросвещение маърифатнок кардан таълим додан маориф маърифат...Русско-таджикский словарь
  102. просвещениес .абелем бир .мгариф министр просвещения мгариф министры...Русско-татарский словарь
  103. просвещениесaydnlatma eitimполитическое просвещение politik aydnlatma eitimсеть партийного просвещения parti eitim aэпоха Просвещения Aydnlk a образование образованность обучени...Русско-турецкий словарь
  104. просвещениеmarifat maorif oqartuv...Русско-узбекский словарь Михайлина
  105. просвещениеnрство просвещеuния opetusministeri valistusministeri...Русско-финский словарь
  106. просвещениеosvcenstv osvta vzdlanost vzdln...Русско-чешский словарь
  107. просвещениесущ.сред ут с утта кларнй просвещение народа халха утта кларнй...Русско-чувашский словарь
  108. просвещениеHaridus...Русско-эстонский словарь
  109. просвещениеПросвещение издательское товарищество в с перерывами. Основано просветителем Н. С. Цетлиным при финансовой поддержке Библиографического института Мейера Лейпциг. Контора...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  110. просвещениене всегда однозначно употребляемое обозначение отдельных явлений греч. культуры в особенности в области истории философии. Гегель применял его к софистам другие к предст...Словарь античности
  111. просвещениеневежествоСинонимы образование образованность обучение партпросвещение политпросвещение просветительство профпросвещение секспросвещение Антонимы невежество...Словарь антонимов
  112. просвещениеидейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму послужило идеологической подготовкой ряда революций особенно Великой Французской XVIII в. Крупнейшие представит...Словарь исторических терминов
  113. просвещениепросвещение см. образование...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  114. просвещениепросвещениеСм. образование....Словарь синонимов II
  115. просвещениепросвещение См. образование. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. просвещение просветительство образование о...Словарь синонимов II
  116. просвещениепросвещение просветительство образование обучение образованность. Ant. неграмотность...Словарь синонимов
  117. просвещениесущ. греч.em свет освещениее просвещение крещение. Пс. . образование образованность обучение партпросвещение политпросвещение просветительство профпросвещение с...Словарь церковнославянского языка
  118. просвещениеh просвещениеbig сущ.сред.неод.ijj ед.им. северной и средней части ее просвещение а вместе с ним промышленностьПр. Таким образом просвещение появится как средство вспомо...Словарь языка Грибоедова
  119. "просвещение"большевистский легальный теоретич. ежемесячный журнал издавался в Петербурге с дек. по июнь . Вышло номеров. Создан по инициативе В. И. Ленина. Руководство журналом осу...Советская историческая энциклопедия
  120. просвещениехарактерное для эпохи перехода от феодализма к капитализму широкое идейное движение в разных странах связанное с борьбой буржуазии против феодализма.Уже у современников э...Советская историческая энциклопедия
  121. просвещениеполитич. идеология философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистич. общества. Термин П. впервые употреблн Вольтером и Гердером в в ст. Ответ на...Советский философский словарь
  122. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ идейное течение середины вв. основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка соответствующего подлинной природе чел...Современная энциклопедия
  123. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ распространение знаний образования. Система общеобразовательных учреждений в стране см. также Народное образование....Современный энциклопедический словарь
  124. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ легальный ежемесячный большевистский теоретический журнал декабрь июнь СанктПетербург номеров. Закрыт царским правительством. Осенью вышел один двойной н...Современный энциклопедический словарь
  125. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ издательство до Учпедгиз Москва. Основано в . Выпускает на русском языке учебники и учебные пособия для всех типов общеобразовательных школ и педагогических ...Современный энциклопедический словарь
  126. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ идейное течение сер. вв. основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка соответствующего подлинной природе человек...Современный энциклопедический словарь
  127. просвещениеENLIGHTENMENT Европейское философское и социальное движение восемнадцатого столетия часто называемого веком разума. Философы Просвещения выдвинули множество различных про...Социологический словарь
  128. просвещениераннебуржуазная антифеодальная идеология отвергающая феодальнокрепостнический строй как противоречащий разуму и природе человека. Просвещение допускало только мирные сред...Тематический философский словарь
  129. просвещениеEnlightenmentThe. Век Просвещения нем. DieAufklarung охватывает приблизительно все XVIII столетие. Иногда его отождествляют с веком Разума но последний включает как XVII ...Теологический энциклопедический словарь
  130. просвещениепо [] просвещение это течение в сфере культуры стремящееся заменить авторитет религиозный и политический авторитетом так называемого разума. Просвещению присуща вера в н...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  131. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ я ср. . см. просветить ся. . Знанияобразованность их распространенность. Заботиться о просвещении народа....Толковый словарь Ожегова
  132. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ просвещения мн. нет ср. Действие по глаг. просветить просвещать образование обучение. Коммунистыкомиссары работавшие тогда в Красной армии сыграли решающую ро...Толковый словарь русского языка II
  133. просвещениепросвещение просвещение я ср. см. просветить ся . Знания образованность их распространнность. Заботиться о просвещении народа....Толковый словарь русского языка II
  134. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ я ср. . см. просветить ся. . Знания образованность их распространнность. Заботиться о просвещении народа....Толковый словарь русского языка
  135. просвещениеУдарение в слове просвещениеУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове просвещение...Ударение и правописание
  136. просвещениеRzeczownik просвещение n owiata f uwiadomienie odczas. n Historyczny Owiecenie odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  137. просвещениетечение охватывающее ряд европейских стран в в.в ставящее целью изменить мировоззрение основывающееся на религиозном и политическом авторитете на воззрения которые базир...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  138. просвещениетечение в области культурной и духовной жизни ставящее себе целью заменить воззрения основывающиеся на религиозном или политическом авторитете такими которые вытекают из ...Философский энциклопедический словарь II
  139. просвещениепросвещение просвещения просвещения просвещений просвещению просвещениям просвещение просвещения просвещением просвещениями просвещении просвещениях Источник Полная акцен...Формы слова
  140. просвещениеПросвещениенаправление общественной мысли в. нашедшее отражение во всех сферах европейской культуры. Формирование просветительских идей происходило во Франции в первой п...Художественная энциклопедия
  141. просвещениеполитическая идеология философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Термин просвещение впервые употреблен Вольтером и Гердеро...Человек и общество
  142. просвещениеСноп Снов Снип Сироп Сип Сион Син Сивер Серповище Серп Серов Серо Серин Серв Сено Сени Сеево Севр Северо Северин Север Сев Своп Свищ Свирепо Рощин Роп Рон Роение Ров Рис ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  143. просвещениеПросвещение Aufkl rung культурноисторический термин которым обозначается преимущественно умственное движение на западе Европы в XVIII в. si cle des lumi res. В связи с э...Энциклопедический словарь
  144. "просвещение"ПРОСВЕЩЕНИЕ издательство до Учпедгиз Москва. Основано в . Выпускает на русском языке учебники и учебные пособия для всех типов общеобразовательных школ и педагогических...Энциклопедический словарь естествознания
  145. "просвещение"ПРОСВЕЩЕНИЕ легальный ежемесячный большевистский теоретический журнал декабрь июнь СанктПетербург номеров. Закрыт царским правительством. Осенью вышел один двойной ...Энциклопедический словарь естествознания
  146. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ идейное течение сер. вв. основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка соответствующего подлинной природе челове...Энциклопедический словарь естествознания
  147. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ распространение знаний образования. Система общеобразовательных учреждений в стране см. также Народное образование....Энциклопедический словарь естествознания
  148. просвещениеAufklrung культурноисторический термин которым обозначается преимущественно умственное движение на западе Европы в XVIII в. sicle des lumires. В связи с этим термином ст...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  149. просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ под П. принято понимать культурноидеологическое и философское движение общественной мысли связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Будучи ...Энциклопедия История философии
  150. просвещениеПросвещение течение в области культурной и духовной жизни ставящее себе целью заменить воззрения основывающиеся на религиозном или политическом авторитете такими которые...Энциклопедия культурологии
  151. просвещениеангл. enlightment нем. Aufklarung. . Деятельность связанная с распространением знаний образования. . Система воспитательнообразовательных мероприятий и учреждений в общес...Энциклопедия социологии