Философская энциклопедия

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
— представление, распространяемое представителями религиозных монотеистических учений, согласно которому деятельность и судьба людей всецело определяются волей Бога. Центральное место это представление занимает в религиозной философии истории. В частности, в христианской философии Августина оно выступает в форме провиденциализма как предопределенности пути и конечной цели истории — к эсхатологическому «Царству Божию». Такое представление стало основой всей средневековой церковной христианской истории и продолжало оказывать свое влияние и в дальнейшем. Острые дискуссии вокруг идеи П. возникли в христианстве, как и в др. религиях, в связи с решением проблемы о свободе воли и ответственности человека. Если деятельность и судьба человека полностью предопределены божественной волей, он не несет никакой ответственности за свои поступки. В таком случае он не может быть обвинен в грехах, и, следовательно, защитники идеи об абсолютной предопределенности подрывают моральные устои общества. С др. стороны, сторонники свободы воли слишком многое предоставляют произволу личности и тем самым покушаются на прерогативы религии и на те же моральные устои. Особо острая полемика между защитниками противоположных взглядов на П. возникла в период религиозной Реформации. Такие вожди Реформации, как М. Лютер и особенно Ж. Кальвин, выступили против засилья римско-католической церкви, ее торговли индульгенциями и др. злоупотреблений духовенства.Они заявляли, что спасение человека может быть достигнуто только верой, которая даруется ему Богом, и поэтому защищали идею об абсолютном П. В этой связи они не только не проводили никакого различия между духовенством и мирянами, но считали, что служение Богу может быть достигнуто не столько соблюдением церковных обрядов и ритуалов, сколько мирскими делами и заботами (справедливостью, экономным ведением хозяйства, накоплением добра, бережливостью и т.п.). Возникшая на этих принципах протестантская мораль способствовала, как известно, формированию первоначального накопления капитала.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
религ. представление об исходящей от воли божества детерминированности этич. поведения человека и отсюда его «спасения» или «осуждения» в вечности. Особое значение приобретает в моно-теистич. религиях, поскольку ст. зр.последоват. монотеизма всё существующее определяется в конечном счёте волей бога. При этом концепция II. вступает в противоречие с учением о свободе воли и ответственности человека аа его вину, без которого оказывается невозможнойрелиг.этика. Это обусловило возникновение споров о П. в иудаизме, исламе, христианстве. Сообщая о существовании в Иудее трёх направлений, историк Иосиф Флавий(1в.)характеризует ессеев как сторонников учения о свободной воле, а фарисеям приписывает компромиссную позицию. В исламской теологии 8—9вв.шла острая полемика между джабаритами, учившими обабс.П., и кадаритами, отстаивавшими свободу воли. В христианстве концепция П. была сформулирована Августином в борьбе с пелагианством: благодать не может быть заслужена и обусловлена лишь свободным произволом божества. Повышенный интерес к проблеме П. характерен длярелиг.индивидуализма Реформации — для Лютера и особенно для Кальвина, развившего учение обабс.П.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
детерминированность поведения человека уже до или при его рождении неведомой божественной волей; это или предопределение к блаженству (возможно, что данный человек его и недостоин), или предопределение к мукам (даже и незаслуженным). Эта идея проповедовалась Августином, а после него – янсенистами, Лютером, Цвингли и Кальвином; она близка к преддетерминизму.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕ́НИЕ
в религ. системах мышления исходящая от воли божества детерминированность этич. поведения человека и отсюда – его "спасения" или "осуждения" в вечности (греч. προορισμός, лат. praedestinatio или praedeterminatio). Поскольку с т. зр. последоват. монотеизма все существующее в конечном счете определяется волей бога, всякая монотеистич. теология по необходимости должна считаться с идеей П. (ср. религ. фатализм ислама, образ ветхозаветной "Книги жизни" с именами избранников Яхве, Исх. XXXII, Пс. XIX, 29; Дан. XII, 1 и т.п.). При этом концепция П. вступает в противоречие с учением о свободе воли и ответственности человека за его вину, без к-рого невозможна религ. этика.
В истории христианства полемика вокруг П. была обусловлена не столько потребностями устранения логич. противоречий вероучения, сколько борьбой двух конкурирующих типов религ. психологии: с одной стороны, индивидуалистич. и иррационалистич. переживания безнадежной виновности и безотчетной преданности богу, с другой – догматич. рационализма церкви, строящей свои обещания спасения на юридич. понятиях "заслуги", к-рую верующий приобретает через повиновение церкви, и "награды", к-рую она может ему гарантировать.
Мотив П. в Евангелиях имеет преим. оптимистич. характер и выражает уверенность адептов новой религии в своем избранничестве и призвании (см., напр., Матф. XX, 23, Иоанн X, 29). Религ. аристократизм гностиков потребовал резкого разделения на "тех, кто от природы сродни небесам", и "тех, кто от природы сродни плоти" (см. G. Quispel, An unknown fragment of the Acts of Andrew, в кн.: Vigiliae Christianae, t. 10, 1956, p.129–48).Спекулятивную разработку идеи П. дают Послания Павла (Рим. VIII, 28–30; Эф. 3–14 и, особенно, Тим. II,1,9), связывая ее с новой концепцией благодати (χάρις) и перенося акцент на иллюзорность самостоят. нравств. усилий человека ("Что ты имеешь, чего бы ты не получил?" – Коринф. I, 4, 7). Именно эта акцентировка доминирует у Августина, умозаключающего от пессимистич. оценки нормального состояния человека К необходимости благодати, к-рая выводит его из тождества самому себе и тем "спасает"; эта благодать не может быть заслужена и обусловливается лишь свободным произволом божества. Формула Августина "дай, что повелишь, и повелевай, что пожелаешь" (da, quod iubes et iube quod vis) ("Исповедь", Х, 31) вызвала протест Пелагия, противопоставившего ей принцип свободной воли. Хотя реально пелагианство могло апеллировать лишь к практике монашеского "подвижничества", оно реставрировало нек-рые черты антич. героизма (человек самостоят. усилием восходит к божеству).
Несмотря на неоднократные осуждения пелагианства церк. инстанциями, полемика не прекратилась и в 5–6 вв. (августинизм отстаивали Проспер Аквитанский, Фульгенций и Цезарий из Арля, пелагианство – Фауст из Риеца). Постановление собора в Оранже (529) подтвердило авторитет Августина, но не смогло добиться реального усвоения церковью идеи П. Проблематика индивидуалистич. религ. переживания, жизненно важная для Августина, теряет на время всякое значение: религиозность раннего средневековья исключительно церковна. Характерно, что паулинистско-августиновское понятие благодати в 6 в. радикально переосмысляется: из личного переживания она становится эффектом церк. "таинств". Церковь стремилась осмыслить себя как институцию универс. "спасения", в рамках к-рой любой верующий через подчинение ей может заслужить потустороннюю награду; если она во имя своих притязаний посягала на важный для христианства тезис о вечности загробного воздаяния (учение о чистилище, легенды об избавлении церковью душ из ада), то в земной жизни для непреложного П. заведомо не оставалось места.
Вост. церковь, над к-рой не тяготел авторитет Августина, была особенно последовательна: уже Иоанн Златоуст подменяет понятие "П." понятием "предвидения" (πρόγνωσις) бога и тем сводит на нет тенденцию этич. иррационализма. За ним идет крупнейший авторитет православной схоластики, оказавший влияние и на ср.-век. Запад, – Иоанн Дамаскин: "бог все предвидит, но не все предопределяет". Православная церковь восстанавливает на правах догмы учение Оригена о намерении бога спасти всех (но бее логич. вывода о том, что все действительно спасутся, как учил Ориген).
На Западе попытка Готшалька (ок. 805 – ок. 865) обновить учение о П. в форме доктрины "двойного" П. (gemina praedestinatio – не только к спасению, но и к осуждению) признается еретической. В системе Иоанна Скота Эриугены учение о "простом" П. (simplex praedestinatio – только к спасению) обосновывалось отрицанием (в неоплатонич.духе) сущностной реальности зла; это решение проблемы вело к пантеистич. оптимизму и также было неприемлемо для церкви. Зрелая схоластика относится к проблеме П. с большой осторожностью и без глубокого интереса. Бонавентура предпочитает давать формулировки об "изначальной любви" (praedilectio) бога как об истинной причине моральных достижений человека. Фома Аквинский также учит о любви бога как истинном источнике морального добра, в то же время подчеркивая момент свободного сотрудничества человеч. воли с божеств. благодатью. Схоластика избегает проблемы П. к осуждению.
Религ. индивидуализм Реформации обусловил повыш. интерес к проблеме предопределения Лютер возрождает паулинистско-августиновский стиль религ. психологизма, оценивая католич. концепцию "заслуги" как кощунственное торгашество и выдвигая против нее теории несвободы воли и спасения верой. Еще дальше идет Кальвин, отчетливо выразивший бурж. содержание Реформации: он доводит учение о "двойном" П. до тезиса, согласно к-рому Христос принес себя в жертву не за всех людей, но только за избранных. На связь доктрины Кальвина с действительностью эпохи "первоначального накопления" указывал Энгельс: "Его учение о предопределении было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих" (Энгельс Ф., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 308). Жестокое пренебрежение к обреченным, контрастирующее с традиц. жалостью к кающемуся грешнику, характеризует вытеснение феод. патриархальности в отношениях между людьми сухой бурж. деловитостью. Доктрина Кальвина встретила сопротивление приверженцев голл. реформатора Я. Арминия (1560– 1609), но была официально принята на синоде в Дорте 1618–19 и на Вестминстерской ассамблее 1643.
Православие реагировало на протестантские доктрины П., продемонстрировав на Иерусалимском соборе 1672 верность своим старым взглядам о воле бога к спасению всех; этих взглядов православная церковь держится и поныне. Католич. контрреформация пошла по линии отталкивания от августиновской традиции (в 17 в. был случай издания сочинений Августина с купюрами мест о П.); особенно последовательными в этом были иезуиты, противопоставившие крайний моральный оптимизм суровости протестантов. Иезуит Л. Молина (1535–1600) решился до конца заменить идею П. учением об "условном знании" бога (scientia condicionata) о готовности праведников свободно сотрудничать с ним; это знание и дает божеству возможность "заранее" награждать достойных. Тем самым понятия заслуги и награды были универсализированы, что отвечало механич. духу контрреформац. религиозности. Совр. католич. теологи (напр., Р. Гарригу-Лагранж) защищают свободу воли и оптимистич. понимание П.: многие среди них настаивают на том, что человек может добиться спасения и не будучи к нему предопределенным. При этом в рамках совр. неосхоластики продолжается полемика между ортодоксально-томистским и иезуитским пониманием П.
Отношение либерального протестантизма конца 19 – нач. 20 вв. к проблеме П. было двойственным: идеализируя августиновский религ. психологизм, он критически относился к "наркотическим" (выражение А. Гарнака) элементам последнего, т.е. прежде всего к пессимистич. концепции П. Более последовательна в своей реставрации архаич. суровости раннего протестантизма совр. "неоортодоксия" в ее германско-швейцарском (К. Барт, Э. Бруннер, Р. Бультман) и англо-саксонском (Р. Нибур) вариантах. Настаивая на абс. иррациональности и притом индивидуальной неповторимости "экзистенциальных" взаимоотношений бога и человека (по словам К. Барта, "отношение именно этого человека к именно этому богу есть для меня сразу и тема библии, и сумма философии"), "неоортодоксия" с логич. необходимостью тяготеет к кальвинистскому пониманию П.
Будучи специфич. продуктом религ. мировоззрения, понятие "П." служило в истории философии логич. моделью для постановки таких важных общефилос. проблем, как вопрос о свободе воли, о согласовании детерминизма и моральной ответственности и т.п.
Лит.:К. Маркс и Ф. Энгельс о религии, М., 1955, с. 114–115; Friеhоff С., Die Prädestinationslehre bei Thomas von Aquino und Calvin, Freiburg (Schweiz), 1926; Garrigou-Lagrange, La prédestination des saints et la grâce, P., 1936; Hygren G., Das Prädestinationsproblem in der Theologie Augustins, Gött., 1956; Rabeneck J., Grundzüge der Prädestinationslehre Molinas, "Scholastik", 1956, 31. Juli, S. 351–69.
С. Аверинцев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ (греч. προορισμός, лат. praedestinati или praedeterminatio) — в религиозных системах мышления исходящая от воли Божества детерминированность этического поведения человека и отсюда — его “спасения” или “осуждения” в вечности. Поскольку с точки зрения последовательного монотеизма все существующее в конечном счете определяется волей Бога, всякая монотеистическая теология по необходимости должна считаться с идеей предопределения (ср. религиозный фатализм ислама, образ ветхозаветной “Книги жизни” с именами избранников Яхве — Исх 32: 32—33; Пс 68:29; Дан 12:1 и др.). При этом концепция предопределения вступает в противоречие с учением о свободе ваял и ответственности человека за его вину, без которого невозможна религиозная этика.
В истории христианства полемика вокруг предопределения была обусловлена не столько потребностями устранения логических противоречий вероучения, сколько борьбой двух конкурирующих типов религиозной психологии: с одной стороны, индивидуалистические и иррационалистические переживания безнадежной виновности и безотчетной преданности Богу, с другой — догматический рационализм церкви, строящей свои обещания спасения на юридических понятиях “заслуги”, которую верующий приобретает через повиновение церкви, и “награды”, которую она может ему гарантировать. Мотив предопределения в Евангелиях имеет преимущественно оптимистический характер и выражает уверенность адептов новой религии в своем избранничестве и призвании (напр., Мф 20: 23, Ин 10: 29). Религиозный аристократизм гностиков потребовал резкого разделения на “тех, кто от природы сродни небесам” и “тех, кто от природы сродни плоти” (Quispel G. An unknown fragment of the Acts of Andrew,— Vigiliae Chnstianae, 1.10,1956, p. 129—48). Спекулятивную разработку идеи предопределения дают Послания ап. Павла (Рим 8: 28—30; Εφ 1: 3—14 и, особенно, 2Тим 1: 9), связывая ее с новой концепцией благодати (χάρις) и перенося акцент на иллюзорность самостоятельных нравственных усилий человека (“Что ты имеешь, чего бы не получил?” — 1Кор 4:7). Именно эта акцентировка доминирует у Августина, умозаключающего от пессимистической оценки нормального состояния человека к необходимости благодати, которая выводит его из тождества самому себе и тем “спасает”; эта благодать не может быть заслужена и обусловливается лишь свободным произволением Божества. Формула Августина “дай, что повелишь, и повелевай, что пожелаешь” (da, quod iubes et uibe quod vis) (“Исповедь”, X, 31) вызвала протест Пелагия, противопоставившего ей принцип свободной воли. Хотя реально пелагианство могло апеллировать лишь к практике монашеского “подвижничества”, оно реставрировало некоторые черты античного героизма (человек самостоятельным усилием восходит к Божеству).
Несмотря на неоднократные осуждения пелагианства церковными инстанциями, полемика не прекратилась и в 5—6 вв. (августинизм отстаивали Проспер Аквитанский, Фульгенций и Цезарий из Арля, пелагианство — Фауст из Риеца). Постановление собора в Оранже (529) подтвердило авторитет Августина, но не смогло добиться реального усвоения церковью идеи предопределения. Проблематика индивидуалистического религиозного переживания, жизненно важная для Августина, теряет на время всякое значение: религиозность раннего средневековья исключительно церковна. Характерно, что паулинистско-августиновское понятие благодати в 6 в. радикально переосмысляется: из личного переживания она становится эффектом церковных “таинств”. Церковь стремилась осмыслить себя как институцию универсального “спасения”, в рамках которой любой верующий через подчинение ей может заслужить потустороннюю награду; если она во имя своих притязаний посягала на важный для христианства тезис о вечности загробного воздаяния (учение о чистилище, легенды об избавлении церковью душ из ада), то в земной жизни для непреложного предопределения заведомо не оставалось места.
Восточная церковь, над которой не тяготел авторитет Августина, была особенно последовательна: уже Иоанн Златоуст подменяет понятие “предопределение” понятием “предвидение” (πρόγνοσις) Бога и тем сводит на нет тенденцию этического иррационализма. За ним идет крупнейший авторитет православной схоластики, оказавший влияние и на средневековый Запад, — Иоанн Дамаскчн: “Бог все предвидит, но не все предопределяет”. Православная церковь восстанавливает на правах догмы учение Оригена о намерении Бога спасти всех (но без вывода о том, чтовсе действительно спасутся, как учил Ориген).
На Западе попытка Готшалька (ок. 805 — ок. 865) обновить учение о предопределении в форме доктрины “двойного” предопределения (gemina praedestinatio — не только к спасению, но и к осуждению) признается еретической. В системе Иоанна Скота Эраугены учение о “простом” предопределении (simplex praedestinatio — только к спасению) обосновывалось отрицанием (в неоплатоническом духе) сущностной реальности зла; это решение проблемы вело к пантеистическому оптимизму и также было неприемлемо для церкви. Зрелая схоластика относится к проблеме предопределения с большой осторожностью и без глубокого интереса. Бонавептура предпочитает давать формулировки об “изначальной любви” (praedilectio) Бога как об истинной причине моральных достижений человека. Φα””β Аквинскш также учит о любви Бога как истинном источнике морального добра, в то же время подчеркивая момент свободного сотрудничества человеческой воли с божественной благодатью. Схоластика избегает проблемы предопределения к осуждению.
Религиозный индивидуализм Реформации обусловил повышенный интерес к проблеме предопределения. М. Лютер возрождает паулинистско-августиновский стиль религиозного психологизма, оценивая католическую концепцию “заслуги” как кощунственное торгашество и выдвигая против нее теории несвободы воли и спасения верой. Еще дальше идет Ж. Кальвин, отчетливо выразивший буржуазное содержание Реформации; он доводит учение о “двойном” предопределении до тезиса, согласно которому Христос принес себя в жертву не за всех людей, но только за избранных. Жестокое пренебрежение к обреченным, контрастирующее с традиционной жалостью к кающемуся грешнику, характеризует вытеснение феодальной патриархальности в отношениях между людьми сухой буржуазной деловитостью. Доктрина Кальвина встретила сопротивление приверженцев голландского реформатора Я. Армшия, но была официально принята на синоде вДорте (1618—19) и на Вестминстерской ассамблее (1643).
Православие реагировало на протестантские доктрины предопределения, продемонстрировав на Иерусалимском соборе 1672 верность своим старым взглядам о воле Бога к спасению всех; этих взглядов православная церковь держится и поныне. Католическая контрреформация пошла по линии отталкивания от августиновской традиции (в 17 в. был случай издания сочинений Августина с купюрами мест о предопределении); особенно последовательными в этом были иезуиты, противопоставившие крайний моральный оптимизм суровости протестантов. Иезуит Л. Малина решился до конца заменить идею предопределения учением об “условном знании” Бога (scientia condicionata), о готовности праведников свободно сотрудничать с Ним; это знание и дает Божеству возможность “заранее” награждать достойных. Тем самым понятия заслуга и награды были уннверсализированы, что отвечало механическому духу контрреформационной религиозности. Современные католические теологи (напр., Р. Гарригу-Лагранж) защищают свободу воли и оптимистическое понимание предопределения: многие среди них настаивают на том, чточеловек может добиться спасения и не будучи к нему предопределенным. При этом в рамках современной пеосхоласишкя продолжается полемика между ортодоксально-томистским и иезуитским пониманием предопределения.
Отношение либерального протестантизма кон. 19 — нач. 20 в. к проблеме предопределения было двойственным: идеализируя августиновский религиозный психологизм, он критически относился к “наркотическим” (выражение А. Гаршгка) элементам последнего, т. е. прежде всего к пессимистической концепции предопределения. Более последовательна в своей реставрации архаической суровости раннего протестантизма современная “неоортодоксия” в ее германо-швейцарском (К. Борт, Э. Брукнер) и англосаксонском (Р. Нибур) вариантах. Настаивая на абсолютной иррациональности и притом индивидуальной неповторимости “экзистенциальных” взаимоотношений Бога и человека (по словам К. Барта, “отношение именно этого человека к именно этому Богу есть для меня сразу и тема Библии, и сумма философии”), “неоортодоксия” с логической необходимостью тяготеет к кальвинистскому пониманию предопределения.
Будучи специфическим продуктом религиозного мировоззрения, понятие “предопределение” служило в истории философии логической моделью для постановки таких важных об
щефилософских проблем, как вопрос о свободе воли, о согласовании детерминизма и моральной ответственности и т. п.
Лит.: FriehoffC. Die Prädestinationslehre bei Thomas von Aquino und Calvin. Freiburg (Schweiz), 1926; Garrigou- Lagrange R. La predestination des saints et la grâce. P., 1836; Hygren G. Das Prädestinationsproblem in der Theologie Augustins. Gott., 1956; Rabeneck J, Grundzüge der Prädestinationslehre Molinas.— “Scholastik”, 1956, 31 Juli, S. 351—69.
С. С. Аверинцев
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ (араб. када') трактуется, как правило, как общее знание Бога или Первоначала о вещах, тогда как “судьба” (кадар) понимается как развертывание этого общего предустановления в единичном, временном сущем. Идея божественного предопределения ясно заявлена в Коране, одним из основных тезисов исламского вероучения является утверждение о том, что все в судьбе людей, благо и зло — исключительно от Бога. Для коранического понимания предопределения и судьбы важна их связь с идеями “меры” (кадр) и “предразмерения” (такдйр), чтоимеет прямое продолжение в философской трактовке предопределения. Если понятия предопределения и судьбы нейтральны в отношении оппозиции благо—зло, то в термине “промысел” ('инайа) подчеркивается исключительно благой характер предопределения, поскольку Бог устанавливает наилучший порядок из возможных. Философскую разработку получили понятая предопределения и судьбы, но не промысла.
Важнейшие импликации для понимания предопределения имел вопрос об автономии человеческой воли и действия, разрабатывавшийся в мутазилизме. Мугазилиты, считавшие “могущество” (кудра; см. Действие) человека полностью независимым от Бога, тем самым признавали человека истинным действователем, не зависящим ни от какого внешнего предустановления. Человека, совершающего “предразмеренное” (мукаддар) действие, они называли “творцом” так же, как и Бога. Придерживающиеся этой позиции кадариты (от кадар — судьба) считали джабаритами (отджабр — принуждение) всех, кто не признавал абсолютную независимость человеческой способности к действию. В более умеренной трактовке кадаритами считали всех, кто признавал у человека наличие “могущества”, неважно, произведенного самим человеком или Богом, которое влияет на совершение действия. С этой точки зрения джабаритом является лишь тот, кто вообще не признает могущество человека и считает, что действует только Бог, а не человек. Предложенная ал-Аш'арк компромиссная позиция опирается на разрабатывавшееся в мутазилизме понятие “присвоение” (касб): человеческая способность к действию сотворяется Богом, и благодаря ей он “присваивает” действия, также сотворенные Богом. Однако в этом учении непроясненным остается статус самого присвоения какдействия.
В арабоязычном перипатетизме признается абсолютная “вертикальная” причинная обусловленность, связывающая любое единичное сущее с Первопричиной, и допускается вероятность случайности в “горизонтальном” развертывании временного существования, хотя такая случайность может быть лишь видимостью, создаваемой нашим незнанием дальних причин (см. Причина). Эта концепция позволяет Ибн Сине истолковать предопределение как знание об общем, которым обладает Первоначало бытия, и связать “судьбу” с горизонтальной линией существования.
В суфизме происходит переосмысление понятий предопределения и судьбы в связи с тем, что вечное и временное понимаются не как вертикально подчиняющее начало и подчиненное следствие, а как равнозначимые стороны двуединого миропорядка. Под предопределением подразумевается вечностное, божественное “суждение” (хукм) о вещах. Однако оно не выступает как однозначно предопределяющее, поскольку само определено не чем иным, как определяемыми им вещами. Поэтому “судьба”, под которой понимается “временное развертывание” (тавкйт) вещей, представляет собой не более чем самореализацию мира. В этой связи переосмысляется и понятие “возможное” (см. Возможность), положенное арабоязычными перипатетиками в основание онтологии: существование и несуществование, составляющие две его стороны, понимаются в состоянии “утвержденности” в вечностной стороне миропорядка не как абсолютно равнозначные, но как имеющие виртуальное предпочтение одна перед другой в зависимости от того, появится или нет каждое конкретное сущее во временной стороне миропорядка; т. о., предопределение совершенно соответствует судьбе, и оба они зависят от того, какова сама предопределяемая ими вещь. С этой точки зрения расхождение между позициями кадаритов и джабаритов не представляется противоречием, поскольку лишь выражает различие равновозможных описаний одного и того же соотношения между вечностным и временным.
А. В. Смирнов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
детерминирование, задавание, назначение, перст божий, перст судьбы, предестинация, предназначение, предрешение, предуготовление, провидение, рок, судьба, фатум, фортуна


  1. предопределениепредустановленность жизни и поведения человека его спасения и осуждения в вечности волей бога. В иудаизме христианстве исламе один из осн. догматов. П. объект борьбы раз...Атеистический словарь
  2. предопределениепредустановленность жизни и поведения человека его спасения и осуждения в вечности волей бога. В иудаизме христианстве исламе один из осн. догматов. П. объект борьбы ра...Атеистический словарь II
  3. предопределениепредопределение Ис. Дан. Деян. Деян. Рим. Еф. предведение и предначертание Божие. Этот слабый человеческий термин отражает постоянное стремление людей проникнуть в...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  4. предопределениеПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ религ. представление об исходящей от воли божества детерминированности этич. поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности. Особое зна...Большая советская энциклопедия
  5. предопределениерелигиозное представление об исходящей от воли божества детерминированности этического поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности. Особое значение ...Большая Советская энциклопедия II
  6. предопределениес. predestinazione f predeterminazione f Итальянорусский словарь. Синонимы детерминирование задавание назначение перст божий перст судьбы предестинация предназначение пре...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. предопределениесVorausbestimmung f Vorbestimmung f Prdestination f предназначение детерминирование задавание назначение перст божий перст судьбы предестинация предназначение предрешение...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. предопределениепредопределение с Vorausbestimmung f c Vorbestimmung f c Prdestination f c предназначениеСинонимы детерминирование задавание назначение перст божий перст судьбы предестин...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. предопределениеpredetermination...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  10. предопределениес.predestinacin fem predeterminacin f...Большой русско-испанский словарь
  11. предопределениесущ. ср. рода...Большой русско-украинский словарь
  12. предопределениес. prdestination f prdtermination f...Большой русско-французский словарь
  13. предопределениеангл. predestination нем. Pradestination. В религиозных учениях предустановленность жизни и поведения человека его спасения и осуждения в вечности волей Бога объект бор...Большой толковый социологический словарь II
  14. предопределениес.prdestination f prdtermination f детерминирование задавание назначение перст божий перст судьбы предестинация предназначение предрешение предуготовление провидение рок ...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. предопределениев религиозных воззрениях исходящая от воли богадетерминированность поведения человека и отсюда его спасения или осужденияв вечности....Большой энциклопедический словарь II
  16. предопределениеПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ в религиозных воззрениях исходящая от воли бога детерминированность поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности....Большой энциклопедический словарь III
  17. предопределениеПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ в религиозных воззрениях исходящая от воли бога детерминированность поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности....Большой Энциклопедический словарь V
  18. предопределениеучение согласно которому каждому человеку от рождения предопределены либо спасение либо погибель. Вера в предопределение ведет котрицанию свободы человека к фатализму. Он...Евразийская мудрость от А до Я
  19. предопределениев религиозных воззрениях исходящая от воли Бога предопределенность поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности. Смотри также Фатализм....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  20. предопределениесм. судьбаСинонимы детерминирование задавание назначение перст божий перст судьбы предестинация предназначение предрешение предуготовление провидение рок судьба фатум фор...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  21. предопределениелат. praedeterminatio изначальное решение Бога относительно избрания того или иного человека к спасению или погибели в вечности. Так напр. в кальвинизме но это отвергалос...Краткий религиозно-философский словарь
  22. предопределениеПредопределение praedestinatio fas...Латинский словарь
  23. предопределениея ср.em Действие по знач. глаг.em предопределитьпредопределять.Фундаментальные открытия по природе своей не поддаются директивному предопределению.em А. Румянцев Проблемы...Малый академический словарь
  24. предопределениеприставка ПРЕД корень ОПРЕДЕЛ суффикс ЕНИ окончание Е Основа слова ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИВычисленный способ образования слова Приставочносуффиксальный или префиксальносуффикс...Морфемный разбор слова по составу
  25. предопределениеНачальная форма Предопределение винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  26. предопределениеpredestination представление о том что все события земной и загробной жизни предопределены Богом. В христ. теологии это убеждение не исключает понятия о свободной воле Бо...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  27. предопределениерелигиознофилософское представление об изначальной заданности волею Бога поступков и судеб людей и народов событий в их жизни общего хода истории а также будущего спасени...Новая философская энциклопедия
  28. предопределениепредопределение ср. Процесс действия по знач. глаг. предопределять предопределить. Состояние по знач. глаг. предопределяться предопределиться. устар. То что предопред...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  29. предопределениеучение согласно которому каждому человеку от рождения предопределены либо спасение либо погибель. Вера в предопределение ведет к фатализму. Она противоречит успешной деят...Новый философский словарь
  30. предопределениепредопределение предопределение я...Орфографический словарь
  31. предопределениеu сu Пр.u о предопределении детерминирование задавание назначение перст божий перст судьбы предестинация предназначение предрешение предуготовление провидение рок судьба ...Орфографический словарь русского языка
  32. предопределениепредопределение предопределения предопределения предопределений предопределению предопределениям предопределение предопределения предопределением предопределениями предоп...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  33. предопределениеОрфографическая запись слова предопределение Ударение в слове предопределение Деление слова на слоги перенос слова предопределение Фонетическая транскрипция слова предопр...Полный фонетический разбор слов
  34. предопределениепризначення присуд передсуд ду передвизначення придлення судьба рок доля см. Судьба Рок. [Перед призначенням нгде не сховашся Гн. Я врю в призначення придлення]....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  35. предопределениенеизбежность событий в рамках свободной воли человека. Бог предопределил к славе тех которых избрал от вечности а которых отвергнул тех предал осуждению не потому впрочем...Русская энциклопедия
  36. предопределениепредопределение яСинонимы детерминирование задавание назначение перст божий перст судьбы предестинация предназначение предрешение предуготовление провидение рок судьба фа...Русский орфографический словарь
  37. предопределениеСр мн. нет . irlicdn qabaqcadan myyn etm edilm qabaqcadan ynltm ynldilm . khn. tale qismt bxt mqddrat aln yazs....Русско-азербайджанский словарь
  38. предопределениеср.predetermination predestination predesignation...Русско-английский психологический словарь
  39. предопределениепредопределение с.ipredetermination predestination...Русско-английский словарь
  40. предопределениеN...Русско-армянский словарь
  41. предопределениеСр. прадвызначэнне вызначэнне наканаванне наканаванне лс...Русско-белорусский словарь
  42. предопределениеср. прадвызначэнне ср.iвызначэнне ср. наканаванне ср.i уст.i наканаванне ср. лс род.i лсу муж.i доля род.i дол жен.i...Русско-белорусский словарь II
  43. предопределениедетерминирование задавание назначение перст божий перст судьбы предестинация предназначение предрешение предуготовление провидение рок судьба фатум фортуна...Русско-ивритский словарь
  44. предопределение.кн брын белглеу алдын ала анытау.жазмыш бйры тадыр...Русско-казахский словарь
  45. предопределениепешене...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  46. предопределениеср. . действие кн мурун белгил кн мурун болжоо . уст. судьба таалай тагдыр жазмыш....Русско-киргизский словарь
  47. предопределениепредопределить. . Синонимы детерминирование задавание назначение перст божий перст судьбы предестинация предназначение предрешение предуготовление провидение рок судьба ...Русско-китайский словарь
  48. предопределениесудьба qsmet...Русско-крымскотатарский словарь
  49. предопределениесудьба къысмет...Русско-крымскотатарский словарь II
  50. предопределениеiepriekja izirana iepriekja noteikana liktea lmums predestincija liktenis...Русско-латышский словарь
  51. предопределениеУрьдаас тогтоох урьдаас шийдвэрлэх...Русско-монгольский словарь
  52. предопределениепредопределениес судьба рок уст. ....Русско-новогреческий словарь
  53. предопределениеpredestinasjon детерминирование задавание назначение перст божий перст судьбы предестинация предназначение предрешение предуготовление провидение рок судьба фатум фортуна...Русско-норвежский словарь
  54. предопределениес устu predestinao fu predeterminao f детерминирование задавание назначение перст божий перст судьбы предестинация предназначение предрешение предуготовление провидение р...Русско-португальский словарь
  55. предопределениепредопределение пешак таъин кардан пешак муаррар кардан...Русско-таджикский словарь
  56. предопределениес...Русско-татарский словарь
  57. предопределениесksmet ti детерминирование задавание назначение перст божий перст судьбы предестинация предназначение предрешение предуготовление провидение рок судьба фатум фортуна...Русско-турецкий словарь
  58. предопределениеtaqdir...Русско-узбекский словарь Михайлина
  59. предопределениеpeduren...Русско-чешский словарь
  60. предопределение.strong ettemramine.strong ettemratus osa otsustamine saatus...Русско-эстонский словарь
  61. предопределениеучение согласно которому каждому человеку от рождения предопределены либо спасение либо погибель. Вера в предопределение ведет к фатализму. Она противоречит успешной деят...Сверхкраткий философский словарь
  62. предопределениепредустановленность жизни и поведения человека его спасения и осуждения в вечности волей Бога. В иудаизме христианстве исламе один из основных догматов....Словарь исторических терминов
  63. предопределениеточка зрения религиозного миропонимания исходящая из детерминированности этического поведения человека его спасения осуждения волей Божьей. Развившись в рамках религиозны...Словарь по биомедицинской этике
  64. предопределениепредопределение предопределено см. судьба...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  65. предопределениепредопределение предназначение назначение предначертание предестинация задавание фортуна предуготовление предрешение судьба провидение перст судьбы перст божий рок Словар...Словарь синонимов II
  66. предопределениепредопределение предназначение назначение предначертание предестинация задавание фортуна предуготовление предрешение судьба провидение перст судьбы перст божий рок...Словарь синонимов
  67. предопределениепредназначение одних людей к вечному блаженству а других к вечному мучению. детерминирование задавание назначение перст божий перст судьбы предестинация предназначение пр...Словарь церковнославянского языка
  68. предопределениерелиг. представление об исходящей от воли божества детерминированности этич. поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности. Особое значение приобретае...Советский философский словарь
  69. предопределениеПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ в религиозных воззрениях исходящая от воли Бога предопределенность поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности. Смотри также Фатали...Современная энциклопедия
  70. предопределениеПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ в религиозных воззрениях исходящая от воли бога детерминированность поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности....Современный энциклопедический словарь
  71. предопределениеPredestination. В истории христианской Церкви учение о предопределении крое сформулировали Августин и Жан Кальвин всегда было предметом споров и дискуссий и многие христи...Теологический энциклопедический словарь
  72. предопределениеПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ я ср. . см. предопределить. . Судьба рокустар. Верить в свое п. . В религии воля божества определяющая собойповедение человека и все происходящее в мире....Толковый словарь Ожегова
  73. предопределениеПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ предопределения мн. нет ср. книжн. . Действие по глаг. предопределитьпредопределять. . То что предопределено предназначено комун. судьба рок церк. устар....Толковый словарь русского языка II
  74. предопределениепредопределение предопределение я ср. см. предопределить. Судьба рок устар. Верить в сво п. В религии воля божества определяющая собой поведение человека и вс происходяще...Толковый словарь русского языка II
  75. предопределениеПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ я ср. . см. предопределить. . Судьба рок устар. Верить в сво предопределение . В религии воля божества определяющая собой поведение человека и вс происход...Толковый словарь русского языка
  76. предопределениеУдарение в слове предопределениеУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове предопределение...Ударение и правописание
  77. предопределениеRzeczownik предопределение n przesdzenie odczas. n przeznaczenie odczas. n zrzdzenie n przesdzenie odczas. n zdefiniowanie odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  78. предопределениев религ. системах мышления исходящая от воли божества детерминированность этич. поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности греч. лат. praedestina...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  79. предопределениедетерминированность поведения человека уже до или при его рождении неведомой божественной волей это или предопределение к блаженству возможно что данный человек его и нед...Философский энциклопедический словарь II
  80. предопределениепредопределение предопределения предопределения предопределений предопределению предопределениям предопределение предопределения предопределением предопределениями предоп...Формы слова
  81. предопределениеРеле Рдение Пропилен Пропил Пропердин Пролин Прол Продление Продел Прод Приплод Приор Прион Придел Преп Прение Предопределение Предел Поредение Поплин Поп Пони Полпред По...Электронный словарь анаграмм русского языка
  82. предопределениеПредопределение praedeterminatio один из труднейших пунктов религиозной философии связанный с вопросом о божественных свойствах о природе и происхождении зла и об отноше...Энциклопедический словарь
  83. предопределениеПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ в религиозных воззрениях исходящая от воли бога детерминированность поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности....Энциклопедический словарь естествознания
  84. предопределениеpraedeterminatio один из труднейших пунктов религиозной философии связанный с вопросом о божественных свойствах о природе и происхождении зла и об отношении благодати к ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  85. предопределениеПредопределение в религиозных системах мышления исходящая от воли божества детерминированность этического поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечно...Энциклопедия культурологии
  86. предопределениеангл. predestination нем. Pradestination. В религиозных учениях предустановленность жизни и поведения человека его спасения и осуждения в вечности волей Бога объект борь...Энциклопедия социологии