Философская энциклопедия

ПОРФИРИЙ

ПОРФИРИЙ
(232 — между 301 и 305) — антич. философнеоплатоник, один из самых активных членов плотиновского кружка: ему доверяют правку сочинений Плотина и защиту его взглядов. В ходе самостоятельных занятий философией уже после смерти учителя, не приняв его антиаристотелевскую позицию, П. комментирует ряд сочинений Аристотеля, а также пишет «Введение к Категориям» Аристотеля. П. также комментирует «Начала» Евклида и «Гармонику» Птолемея, пишет «Историю философии», доведенную до Платона включительно (дошли фрагменты и «Жизнь Пифагора»). П. толкует платоновские тексты, а мысль издать сочинения своего учителя Плотина в виде кодекса «Эннеад» отражает потребность в авторитетном тексте как опоре для философствования. П. не создал своей школы, но вел активную педагогическую деятельность. Он открыто полемизировал с христианством (трактат «Против христиан»). Философия П. как платоника плотиновской ориентации представлена в виде ряда тезисов в соч. «Подступы к умопостигаемому»: спасение души достижимо путем отвращения от тела, очищения души, возвращения к Уму в «гносисе» (знании) и уподобления божеству. Сохраняя схему плотиновского универсума, П. приписывает, однако, демиургические функции не уму, но высшей части души. П. оказал большое влияние на позднейший платонизм, как языческий, так и христианский (вост. традиция: Ямвлих и через него весь последующий греч.платонизм; зап. традиция: Макробий, Марий Викторин, Августин, Боэций и через них — вся философия Средневековья).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ПОРФИРИЙ
(234, Тир,— между 301 и 305, Рим),антич.философнеоплатоник. Ученик и издательсоч.Плотина; в старости руководилфилос.школой в Риме. Комментаторсоч.Платона(«Кратила», «Парме-нида», «Федона», «Филеба», «Государства», «Софиста» и «Тимея»)и Аристотеля(«Категорий», «Герменевтики», «Физики», «Метафизики», «Этики», «Первой Аналитики», «О душе»); трактат П. «Введение в „Категории" Аристотеля»(или «О пяти общих понятиях»,т. е.о роде, виде, отличит. признаке, существ. признаке и случайном признаке)был вср. векаосн.логич. компендием игл.источником знакомства с логикой Аристотеля. Автор жизнеописания Плотина(«Жизнь Плотина и порядок его сочинений»), комментариев к некоторым из его книг, а также многочисл.соч.по риторике, грамматике, астрономии и математике. Соч. П. «Против христиан» — один из ранних образцов библейской критики(сожжено в 448). В логике с именем П. связанот. н.древо П., иллюстрирующее многоступенчатую субординацию родовых и видовых понятий.
Собств. философия П. представлена в виде ряда тезисов всоч.«Подступы к умопостигаемому». Здесь, как и в трактате «Воздержание от животной пищи», видна этич. направленность философии П.: спасение души достижимо путём отвращения от тела, очищения души, возвращения к уму(нусу)и уподобления божеству. Это возвращение обеспечено тем, что приобщение к божеству происходит не пространственно и телесно, но в «гносисе», в знании. Для «знающего» бог рядом, а для «незнающего» он, присутствуя во всём, отсутствует. Это знание бога тождественно самопознанию, поэтому восхождение к знанию своей сущности начинается с любви к себе самому. Сохраняя схему плотиновского универсума(три «целостные и совершенные ипостаси» ума, души и космоса ит.п.), П. приписывает, однако, демиургич. функции не уму, но высшей части души. В иерархии бытия человеч. душа занимает срединное место между богом и телом; тяготея к высшему, но и легко склоняясь к низшему, душа обладает свободой воли в выборе пути. Душа связана с телом не непосредственно, но в ряде частичных воплощений, первым из которых является «дух воображения», занимающего среднее место между чувством и умом.
П. оказал большое влияние на позднейший неоплатонизм, особенно западный(Макробий, а также Августин, Марий Викторин, Боэций). Важное значение имел предложенный П. метод толкованияотд.платоновских диалогов, хотя приёмы комментирования были существенно модифицированы Ямвлихом.
Opuscula selecta, ed. A. Nauck, Lipsiae,1886; Lettera ad Anebo. A cura di A. R. Sodano, Napoli,1958; , ed. H. Dorrie,Munch.,1959; Sententiae ad intellig. ducentes, ed. E. Laraberz,Lpz.,1975; De l'abstinence, t. l, livre l, texte et trad., introd. par I. Bouffartique, P., 1977.
Bidez I., Vie de Porphyre, le philosophe neOplatonicien, Gand,1913; Theiler W., Porphyrios und Augustin, в егокн.: Forschungen zum Neoplatonismus, B.,1966, S. 160—248; Hadot P., Porphyre et Victormus, v. 1—2, P., 1968.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ПОРФИРИЙ
(Potphyrios)
(род. 232/33, Тир – ум. 304, Рим) – древнегреч. философ-неоплатоник. Будучи биографом и издателем соч. Плотина, он сделал его учение доступным пониманию благодаря ясному изложению. Комментировал также платоновские и аристотелевские произв., написал «Введение в учение Аристотеля о категориях» (этот текст и поныне обычно предпосылают «Категориям» Аристотеля); исследовал предикабилии. Полемическое соч. Порфирия «Против Христа» (448) было уничтожено Теодозием II, и оно было утрачено; очень мало сохранилось и от истории античной философии, написанной Порфирием.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ПОРФИРИЙ
(Πορφύριος) (p. 232/233 – ум. между 301 и 304) – античный философ, представитель неоплатонизма, ученик Плотина. Известно о его 77 трактатах, из к-рых до нас дошли 18. Четыре посвящены филос. проблемам.
1) "Исходные пункты для восхождения к умопостигаемому" (содержит четкие формулировки осн. учений неоплатонизма; отсутствует общеплатонич. учение о "Едином").
2) "Введение в Категории Аристотеля", или под др. названием "О пяти звучаниях". Это знаменитый трактат, имевший огромную популярность как для последующего неоплатонизма, так и для всего средневековья, когда он много раз переводился и комментировался на Востоке, в Византии и на Западе. Пять "звучаний" – это то, что в логике наз. признаками понятия, т.е. род, вид, видовое различие, собств. признак и несобственный (случайный) признак. 3) "Комментарии на Категории Аристотеля" – др. соч. на ту же тему в диалогич. форме. 4) "О воздержании от употребления в пищу одушевленных существ", содержащий традиционные орфико-пифагорейские аскетич. наставления. Два трактата посвящены истории философии – "Жизнеописание Плотина" и "Жизнеописание Пифагора" (часть не дошедшей до нас и доведенной до Платона "Истории философии" в 4 кн.). Остальные трактаты касаются естеств.-науч. и этич. тематики, а также религ.-мифологич. вопросов (к числу трактатов на эту тему относятся, напр., "О пещере нимф" – одна из первых неоплатонич. конструкций космоса, а также "Против христиан" – соч., основанное на критике Библии и сожженное в 488).
До нас не дошли комментарии П. к лекциям Плотина, к платоновским "Тимею", "Кратилу", "Софисту", "Пармениду", "Филебу", "Федону", "Государству", "Пиру", ряд трактатов о Платоне и Аристотеле и др. Будучи в основном комментатором соч. Платона и Аристотеля, П. более или менее самостоятельно трактовал (в соч. "Исходные пункты") проблему отличия духовного от телесного, повторяя во всем прочем Плотина. Зато у него гораздо больше, чем у Плотина, интереса к практич. философии, к-рую он понимал как учение о добродетелях политических (метриопатия), катартических (апатия, очищение от аффектов ради уподобления богу), душевных (обращение к уму) и парадейгматических (когда ум становится образцом для всей духовной жизни). П. признавал также и мистич. практику включая астрологию, и вообще мантику (предсказание будущего, гадание), и теургию. По-видимому, П. расценивал всю эту область как известную необходимую ступень в человеч. развитии и потому оставлял ее либо для малоразвитых масс, либо как предварительную ступень для филос. умозрения. Сам же для себя и для подобных себе П. все-таки оставлял путь чистого умозрения, подчиняя и все религ. обряды и всю практич. мораль чисто духовному восхождению (см. Августин, De div. dei). Тут он не уходил далеко от Плотина, сходясь с ним также и в учении о вечности мира, к-рую выводил из платоновского "Тимея" вместе с Древней академией (см. Академия платоновская), вопреки многочисл. платоникам 1–2 вв. н.э. и прежде всего Плутарху и Аттику. Ср. ст. "Древо Порфирия".
Соч.:Porphyrii philosophi Platonici opuscula selecta, iterum recognovit A. Nauck, Lipsiae, 1886; Porphyrii de philosophia ex oraculis haurienda. Librorum reliquiae, ed. G. Wolff, Berolinae, 1856; Epistola ad Anebonem Aegyptium. Jamblichi de Mysteriis liber, rec. G. Parthey, Berolini, 1857; Porphyrii, Isagoge et in Aristotelis Categories commentarium, ed. A. Busse, Berolini, 1887 (Commentaria in Aristotelem Graeca, v. 4, pars 1); Porphyrii quaestionum Homericarum ad Odysseam pertinentium reliquiae, ed. H. Schrader, Lipsiae,1890; Porphyrii sententiae ad intellegibilia ducentes, rec. B. Mommert, Lipsiae, 1907; фрагменты см. вкн.: Вidеz J., Vie de Porphyre le philosophe néoplatonicien, Gand–Lpz., 1913; Ueberweg Fr., Grundriss der Geschichte der Philosophie, Tl 1 – Die Philosophie des Altertums, 12 Aufl., В., 1926, S. 598–99.
Лит.:История философии, т. 1, [М.], 1940 (по имен. ука-зат.); Kleffner A. J., Porphyrius, der Neuplatoniker und Christenfeind, Paderborn, 1896; Вörtzler Fr., Porphyrius' Schrift von den Götterbildern, Erlangen, 1903; Jäger H., Die Quellen der Pythagoras-Biographie des Porphyrios, Z., 1919 (Diss.); Praechter K., Porphyrios in Aristotelin Categories, "Hermes", 1921, Bd 56; Τotok W., Handbuch der Geschichte der Philosophie, Bd 1, Fr./M., 1964, S. 343–44.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ПОРФИРИЙ
ПОРФИРИЙ (Πορφύριος) (232, Тир— между 301 и 305, Рим?) — философ-неоплатоник, Лотт, у которого Порфирий учился в Афинах, его имя Малх (так же звали и его отца) воспроизвел по-гречески как Πορφύριος (“царственный”, позднее Амелий называл его Βασιλεύς, “царь” Porph. V, PI. 17, 6—16; ср. заглавие Porh. V. Pyth.: Μάλχου ή Βασιλέως Πυθαγόρου βίος). В Афинах Порфирий получил образование в духе среднеплатонического объединения философии и общеобразовательных ипудий.
Ученый-эрудит, склонный к филологии и истории и влекомый к философии, Порфирий летом 263 приезжает в Рим, где входит в кружок Плотина и постепенно осваивает новые для него подходы. В частности, он не сразу вместил учение Плотина о том, что умопостигаемое не вне ума: Порфирий осваивается с этой основной для всего последующего платонизма установкой только после специальных разъяснений Амелия, написанных по поручению Плотина (там же, 18,10—19). Порфирий становится одним из самых активных членов плотиновского кружка: ему доверяют сочинения Плотина и защиту его взглядов. Он пишет по просьбе учителя опровержение ритора Диофана, доказывавшего в качестве апологии платоновского Алкивиада из “Пира”, что ради научения добродетели следует допустить плотскую близость с наставником (там же, 15,6—12); отвечает Евбулу, диадоху афинской школы, по поводу его толкования некоторых платоновских вопросов (там же, 15,18—21); доказывает, что т. н. книга Зороастра подложная, сочинена недавно и выдает мнения современных гностиков за древнее учение зороастризма (там же, 16,14—18).
В 268 переживает глубокую депрессию, по совету Плотина уезжает в Сицилию и обосновывается в Лилибее. Он поддерживает отношения с Плотном до смерти последнего и получает все его записанные сочинения. Он также в переписке со своим первым наставником — Лонгином, который, находясь при дворе царицы Зенобии, приглашает его (ок. 271) приехать к нему в Финикию (там же, 19,4—34). Порфирий много путешествует, возвращается в Рим, какое-то время живет в Карфагене, ездит на Восток.
Вероятно, среди причин отъезда Порфирия в Сицилию было и его несогласие с рядом установок Плотина, в частности с его антиаристотелизмом. Поэтому в ходе самостоятельных занятий философией Порфирий комментирует ряд сочинений Аристотеля (“Категории”, “Герменевтику”, “Первую Аналитику”, “Физику”, XII кн. “Метафизики” — Simpl. Gael. 503,34. 506,13), а также пишет “Введение к Категориям” Аристотеля (или “О пяти общих понятиях”, т. е. о роде, виде, отличительном, существенном и случайном признаке, — текст, оказавшийся в средние века одним из главных руководств по логике Аристотеля). Порфирий исходит из того, что школы Пла
тона и Аристотеля суть одна школа. Помимо этого он комментирует “Начала” Евклида и “Гармонику” Птолемея, что свидетельствует об его интересе к математическим дисциплинам, начиная с пифагорейцев вошедшим в поле зрения философии. Порфирий пишет также “Историю философии”, доведенную до Платона включительно, из которой помимо фрагментов дошла “Жизнь Пифагора”, где Порфирий подчеркивает педагогический момент и рационалистическую ориентацию в деятельности пифагорейской шкоды.
Помимо этого он испытывает настоятельную потребность опереть свое философствование на священный текст; эту тенденцию отражает аллегорическое толкование пещеры нимф, описанной в “Одиссее” (МП 102—113), решительно отличающееся от обычных школьных “Гомеровских вопросов”. Порфирий первым ввел в поле зрения школьного платонизма “Халдейские оракулы” (несмотря на отсутствие у него ямвлиховской безоглядности по отношению к этому тексту): еще у Плотина (на основании III 9,1) мы можем в лучшем случае предположить знакомство с “Халдейскими оракулами”, завершающими изучение платоновской философии в постямвлиховской традиции. Порфирий толкует платоновские тексты (“Кратила”, “Федона”, “Софиста”, “государство”, “Филеба”, “Тимея”, “Парменида”), и сама мысль издать сочинения своего учителя Плотина в виде *Эннеад” отражает эту потребность в авторитетном тексте как опоре для философствования.
Само обилие толкуемых текстов свидетельствует о том, что, хотя Порфирий и не создал своей школы, он вел активную педагогическую деятельность. Одним из его учеников был Ямвлих, в отношениях с которым проявилась специфика интеллектуалистской позиции Порфирия: он не отрицал форм народной религии, роли оракулов, традиционных форм религиозного культа, признавал божественность Пифагора, Платона, Плотина. Но ему был чужд безоглядный пафос Ямвли• ха-теурга, замыкавший платоновскую школу врамки языческого политеизма и закрывывший ее диалог с христианством. Хотя для самого Порфирия этот диалог вылился в яростную полемику, выразившуюся в трактате “Против христиан”, его открытость (как и Плотина, и всего плотиновского кружка) для христианских текстов была важной приметой уже ушедших тенденций платонизма предшествующего периода.
Философия Порфирия как платоника плотиновской ориентации представлена в виде ряда тезисов в сочинении “Подступы к умопостигаемому”. Здесь, как и в трактате “Воздержание от животной пищи”, видна этическая направленность его философии; спасение души достижимо путем отвращения от тела, очищения души, возвращения к уму (нусу) и уподобления божеству. Это возвращение обеспечено тем, что приобщение к божеству происходит не пространственно и телесно, но в “гносисе”, в знании. Для “знающего” бог рядом, а для незнаюшего он, присутствуя во всем, отсутствует. Это знание бога тождественно самопознанию, поэтому восхождение к знанию своей сущности начинается с любви к себе самому. Сохраняя схему плотиновского универсума (три “целостные и совершенные ипостаси” Ума, Души и Космоса и т. п.), Порфирий приписывает, однако, демиургические функции не уму, но высшей части души. В иерархии бытия человеческая душа занимает срединное положение между богом и телом; тяготея к высшему, но и легко склоняясь к низшему, душа обладает свободой воли в выборе пути. Душа связана с телом не непосредственно, но в ряде частичных воплощений, первым из которых является “дух воображения”, занимающий среднее место между чувством и умом. У Порфирия по сравнению с шотином расширена иерархия добродетелей: наряду с катартическими, политическими и теоретическими добродетелями он признает парадигматические добродетели, свидетельствующие о полной приобщенности души к уму. Порфирий оказал большое влияние на позднейший платонизм, как языческий, так и христианский (восточная традиция; Ямвлих и через него весь последующий греческий платонизм; западная традиция: Макробий, Марий Викторин, Августин, Боэций и через них — вся философия средневековья), Сот.: Opuscula selecta, гее. A. Nauck. Lipsiae, 1886 (герг. Hildesheim, 1963); Isagoge et In Categorias comnientarium, ed. A. Busse. B., 1887 (CAO 4.1); Isagoge, texte, Introd., trad. et notes par A. de Libéra, A. Ph. Segonds. P., 1997; Sententiae ad intelligibilia ducentes, ed. E. Lamberz. Lpz., 1975; De l'abstinence, 1.1: liv. l; t. 2: liv. 2—3, texte et. et trad. par I. Bounàrtigue; t. 3: liv. 4, par M. Patillon et A. Ph. Segonds. P., 1977—79; La vie de Plotin, t. 1—2, ed. L. Brisson. M.-O. Goulet-Caze, R. Goulet, et al„ préface de J. Pépin. P., 1982—1992; The Cave of the Nymphs in the Odyssey, rev. text with transi, by Seminar Classics 609, Buffalo, 1969; Kommentar zur Harmonielehre des Ptolemaios, hrsg. v. I. During. Göteb., 1932; Introductio in Tetrabiblum Ptolemaei, ed. A. Boer, S. Wiinstock.— Catalogus codicum astrologorum Graecorum V 4. Brux., 1940, p. 187-228; Lettera ad Anebo, a cura di A. R. Sodano. Napoli, 1958; Fragmenta, ed. A. Smith. Lpz., 1993; [Porfirü?] Commenlarium in Platonis Parmenidem, ed, A. Linguiti.— Corpus dei Papiri Filosofici Greci e Latini, parte III: Commentarii. Firenze, 1995, p. 63—202; In Platonis Tiniaeum commentariorum fragmenta, éd. A. R. Sodano. Napoli, 1964; Συμμικτα ζητήματα, ed. H, Dörrie. Miinch., 1959; Gegen die Christen, hrsg. v. A. von Hamack. B., 1916; Neue Fragmente des Wens des Porphyries gegen die Christen. B., 1921; Nauiln P. Trois autres fragments du livre de Porphyre Contre les Chrétiens.— “Revue Biblique” 57, 1950; Περί αγαλμάτων, ed. l. Bidez.— BidezJ. Vie de Porphyre le philosophe néoplatonicien. Lpz,, 1913 (герг. Hildesheim, 1964), p, 1—23. Рус. пер;: Жизнь Пифагора, Жизнь Плотина, пер. М. Л. Гаспарова.— В кн.: Диоген Лаэрттий. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, с. 416—426,427—440; О пещере нимф, пер, А. А. Тахо-Годи.— В кн.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. 2. М., 1988, с. 383—394; О воздержании от мясной пищи, пер. В. Б. Черниговского.— “Человек”, 1994, № 1—6.
Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. 1. М., 1988, с. 15—120; Porphyre. Huit Exposes suivis de Discussions. Vandoeuvres-Gen., 1966 (Entretiens sur l'Antiquité Classique, XII); Theiler W. Porphyrios und Augustin.— Forschungen zum Neoplatonismus. В., 1966, S. 160-248; HadotP. Porphyre et Victorinus, vol. 1-2, P., 1968; Barnes T. D. Porphyry, Against the Christians. Date and attribution of Fragments.— “Journal of Theological Studies” 24, 1973, p, 424-442; Smith A. Porphyry's place in the neoplatonic tradition. The Hague, 1974; Smith A. Porphyrian Studies since 1913, ANRW II 36, 2, 1988, p. 717773; Dombiwwski D. A. Porphyry and fegetarianism, там же, р. 774—791; Strange S. K. Plotinus, Porphyry and the Neoplatonic Interpretation of the “Categories”.— Ibid., p. 955—974; Corrigan K. Amelius, Plotinus and Porphyry on Being, Intellect and the One.— Ibid., p. 975—993; Beat^ rice P. Г. Le traité de Porphyre contre les chrétiens. L'état de la question.— “Kernos” 4,1991, p. 119—138; MadecG. Augustin et Porphyre. Ebauche d'un bilan des recherches et des conjectures.— Sophies Maietores, Mélanges Jean Pépin. P., 1992, p. 367-382.
Ю. А. Шичалин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
имя


  1. порфирийПорфирийstrong гр. пурпуровокрасный. Ср. порфира пурпуровая царская мантия. У А. С. Пушкина Порфироносная вдова. Красный камень порфир....Ты и твоё имя (список имён)
  2. порфирийПорфирий ок. Греческий философ ученик Лонгина и Плотина и издатель их трудов. Порфирий составлял также обширные комментарии к трудам греческих философов и к поэмам Гомера...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  3. порфирийПОРФИРИЙ strong Тир Финикия ок. Рим философнеоплатоник. Его имя Малх от сир. malka царь так же звали и его отца Лонгин strongу которого П. учился в Афинах воспроизвел ...Античная философия
  4. порфирийок. Греческий философ ученик Лонгина и Плотина и издатель их трудов. Порфирий составлял также обширные комментарии к трудам греческих философов и к поэмам Гомера. Введен...Античный мир. Словарь-справочник
  5. порфирийPorphrios около Тир около Рим древнегреческий философ представитель Неоплатонизма. emУченик Плотинаem издавший его сочинения автор жизнеописания Плотина. Получил извес...Большая Советская энциклопедия II
  6. порфирийимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  7. порфирийок. ок. греческий философидеалист представительнеоплатонизма ученик Плотина издавший его сочинения. Комментатор Платонаи Аристотеля Введение в Категории Аристотеля г...Большой энциклопедический словарь II
  8. порфирийПОРФИРИЙ ок. ок. греческий философидеалист представитель неоплатонизма ученик Плотина издавший его сочинения. Комментатор Платона и Аристотеля Введение в Категории Ар...Большой Энциклопедический словарь V
  9. порфирийок. ок. античный философ неоплатоник продолжатель философии Плотина. Он написал более трактатов из которых до нас дошло . Самые известные Жизнеописания Плотина Введение...Великие философы
  10. порфирийок. греч. философидеалист один из видных представит. неоплатонизма ученик Плотина. Родом из г. Тира. Известен как популяризатор системы своего учителя и комментатор про...Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. порфирийоколо около греческий философ представитель неоплатонизма ученик Плотина комментатор Платона и Аристотеля. Автор сочинения Против христиан. В логике древо Порфирия илл...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. порфирийкорень ПОРФИР окончание ИЙ Основа слова ПОРФИРВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ПОРФИР ИЙ Слово Порфирий содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  13. порфирийНачальная форма Порфирий единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  14. порфирийPorpurios между и антич. философнеоплатоник эстетик. Был комментатором греч. философов Платона Аристотеля и Плотина его ученик. Автор трактата Комментарии К Гармонии...Музыкальная энциклопедия
  15. порфирийфилософнеоплатоник Тир Рим . С по г. в Риме был учеником Плотина. Издал Эннеады Плотина написал Жизнеописание Плотина а также Жизнеописание Пифагора. Защитник эллиниз...Новый философский словарь
  16. порфирийПорфирийstrong я м. разг. Порфир а прост. Перфил а и Перфилий я Отч. Порфирьевич Порфирьевна разг. Порфирьич. Производные Порфирьюшка Порфирка Порфиша Фира Перфиля Перфш...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  17. порфирийPorphyrus родился в Тире в г. от Р. X. его собственное финикийское имя Малх т. е. царь перевел на греческий язык его учитель Лонгин учивший его грамматике и риторике в ...Реальный словарь классических древностей
  18. порфирийНеоплатоник и выдающийся писатель как учитель и философ уступая лишь Плотину. Он родился в первой половине третьего века н.э. в Тире поскольку назвал себя тирийцем и якоб...Религиозные термины
  19. порфирийПорфирий Порфириевич Порфириевна и Порфирьевич Порфирьевнаem Синонимы имя...Русский орфографический словарь
  20. порфирийСинонимы имя...Русско-китайский словарь
  21. порфирийфилософнеоплатоник Тир Рим . С по г. в Риме был учеником Плотина. Издал Эннеады Плотина написал Жизнеописание Плотина а также Жизнеописание Пифагора. Защитник эллиниз...Сверхкраткий философский словарь
  22. порфирийрод. ок. в Тире ум. ок. в Риме греч. философ ученик и биограф Плотина представитель неоплатонизма. П. расширил и прокомментировал учение Плотина. Его сочинения среди ни...Словарь античности
  23. порфирийПОРФИРИЙ Рorphyriоs греч. философнеоплатоник ученик Плотина автор более трактатов из которых до нас дошло в т.ч. Введения в астрологию Птолемея и комментария к Книге Т...Словарь астрологических терминов
  24. порфирийПорфирий я муж.em разг.em Порфир а прост.em к Перфил а и Перфилий я.Отч.strong Порфирьевич Порфирьевна разг.em Порфирьич. Производныеstrong Порфирьюшка Порфирка Порфиша Ф...Словарь личных имен
  25. порфирийПорфирий иеромонах сотр. Р. Листка Псевдонимыi И. П. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С....Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  26. порфирийПорфирий пурпурный багряный Порфир Перфил Перфилий Порфирьюшка Порфирка Порфиша Фира Перфиля Перфиша Словарь русских синонимов. порфирий сущ. колво синонимов имя Слова...Словарь синонимов II
  27. порфирийПорфирий пурпурный багряный Порфир Перфил Перфилий Порфирьюшка Порфирка Порфиша Фира Перфиля Перфиша...Словарь синонимов
  28. порфирийи Рим антич. философнеоплатоник. Ученик и издатель соч. Плотина в старости руководил филос. школой в Риме. Комментатор соч. Платона Кратила Парменида Федона Филеба Госуд...Советский философский словарь
  29. порфирийПОРФИРИЙ около около греческий философ представитель неоплатонизма ученик Плотина комментатор Платона и Аристотеля. Автор сочинения Против христиан. В логике древо Пор...Современная энциклопедия
  30. порфирийПОРФИРИЙ Эфесский ум . христианский мученик пострадавший в гонение императора Юлиана Отступника. Память в Православной и в Католической церкви сентября....Современный энциклопедический словарь
  31. порфирийПОРФИРИЙ ок . ок. греческий философидеалист представитель неоплатонизма ученик Плотина издавший его сочинения. Комментатор Платона и Аристотеля Введение в Категории Ар...Современный энциклопедический словарь
  32. порфирийRzeczownik Порфирий Porfiry Porfirij Porfiriusz...Универсальный русско-польский словарь
  33. порфирийнеоплатоник продолжатель философии Плотина. Он написал более трактатов из которых до нас дошло . Самые известные Жизнеописания Плотина Введение к работе Аристотеля Кате...Философия политики - словарь персоналий
  34. порфирийp. ум. между и античный философ представитель неоплатонизма ученик Плотина. Известно о его трактатах из крых до нас дошли . Четыре посвящены филос. проблемам. Исхо...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  35. порфирийРой Роп Приор Прий Порфирий Порфири Пир Фри Опий Пиф Порфир Риф Профи Рио...Электронный словарь анаграмм русского языка
  36. порфирийПорфирий святые христианской церкви мученик обратился к Христу при виде страданий Харлампия епископа магнезийского и объявив себя христианином немедленно был замучен вм...Энциклопедический словарь
  37. порфирийсвятые христианской церкви мученик обратился к Христу при виде страданий Харлампия епископа магнезийского и объявив себя христианином немедленно был замучен вместе с ним...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  38. порфирийПорфирий Porphyrios ок. ок. гг. н. э. греческий писатель философ филолог религиовед. Родился в Тире или в Батанее Палестина изначально носил сирийское имя Малх. Сначала ...Энциклопедия античных писателей
  39. порфирийПорфирийPorphyrius . Греческий философ род. в г. от Р. X. Он написал сочинение против христианства публично уничтоженное императором Феодосием.Источник Краткий словарь м...Энциклопедия мифологии