Философская энциклопедия

ПОЛАГАНИЕ

ПОЛАГАНИЕ
(нем.Setzen),филос.понятие, используемое в спекулятивных построениях классич.нем.идеализма, означающее, с одной стороны, мысленное допущение, утверждение(«положение»), суждение о чём-нибудь, с другой — утверждение, создание чего-то как реального,т. е.реальное порождение бытия в том или ином его аспекте. Согласно Канту, П. может быть логическим, а может быть и реальным. В понятиях мы полагаем, утверждаем вещи лишь как возможные. Между тем существование есть «абс. полагание вещи», это не мысленный предикат, а само реальное бытие. Т.о., понятие П. «тождественно понятию о бытии вообще». Именно на эти доводы опирается кантовская критика онтологич. доказательства бытия бога, его тезис, согласно которому бытие вообще не есть область логич. вывода и доказательства.
По Фихте, исходный принципфилос.системы выражаетабс.действенный акт, который лежит в основе всякого бытия и сознания. Формулой такого акта являетсяслед.основоположение: «Я» первоначально полагает безусловно своё собственное бытие.Под этим «Я» подразумеваетсяабс., верховная реальность, включающая в себя изначальное тождество субъекта и объекта, которое есть не что иное, как самополагание «абс. субъекта»(т. е.егоабс.бытие, состоящее в творч. самоутверждении).
Шеллинг утверждал, что «абсолютное»(бог)есть «бесконечное полагание самого себя»(т.е., в конце концов, бесконечное П. своих бесконечных П.). Каждое из этих П. есть самостоят. сущность, божеств. идея. Их совокупность образует «мир идей», которые в развёрнутой, видимой форме дают систему мировых тел, или Вселенную.
Согласно Гегелю, П. есть самоутверждение духовной сущности, её «выход в существование», благодаря которому бытие раскрывает свою действит. основу. При этом основание развития как бы предвосхищает, предполагает самоё себя, а его осуществление выступает равным образом и как снятие, преодоление всех положенных определений. Т.о., П. у Гегеля есть действие, посредством крото дух или понятие постепенно реализуют себя в последовательности этапов своей эволюции.
В марксистской философии понятие «П.» не употребляется.
Кант И., Соч.,т.1, М.,1963,с.401—05;т.3, М.,1964, с 517—24; Фихте И. Г., Избр.соч.,т.1, [М.],1916,с.67— 99 102—203; Гегель Г., Наука Логики,т.2, М.,1971,о.20, 71, 106 — 109, 217 — 18;т.3, М.,1972,с.10 — 12, 195—96; Ильин И. А., Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего, «Вопросы философии и психологии»,1912,кн.111(I)— 112(11); Линьков Е. С., К генезису проблемы субъекта и объекта в философии Шеллинга, «Вестник Ленингр. университета»,1969, № 11.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ПОЛАГАНИЕ
в древней философии (тогда оно называлось doxa) обозначение для познания, обращенного на чистую видимость и проходящего мимо истины или бытия. Кант считал, что полагание есть недостаточное, «как субъективно, так и объективно, стремление сознания придерживаться истины»; подобные мысли высказывали Гегель и Гёте. Напротив, со времени Лотце (который часто говорит о «полагаемом») полагание обозначает особую в пределах общих усилий познания ориентацию на действительное, которая вкладывала значение полагания в средневековое понятие «intentio» (см.Гносеология).

Философский энциклопедический словарь.2010.


  1. полаганиеприставка ПО корень ЛАГ суффикс АН окончание ИЕ Основа слова ПОЛАГАНВычисленный способ образования слова Приставочносуффиксальный или префиксальносуффиксальный ПО ...Морфемный разбор слова по составу
  2. полаганиенем. Setzen филос. понятие используемое в спекулятивных построениях классич. нем. идеализма означающее с одной стороны мысленное допущение утверждение положение суждение ...Советский философский словарь
  3. полаганиепонятие идеалистической философии суть которого в том. что та или иная форма идеального или тот или иной субъект от бога до человека реализует себя. С этой точки зрения т...Философские категории
  4. полаганиев древней философии тогда оно называлось doxa обозначение для познания обращенного на чистую видимость и проходящего мимо истины или бытия. Кант считал что полагание есть...Философский энциклопедический словарь II