Философская энциклопедия

ПОЗИТИВИЗМ

ПОЗИТИВИЗМ
(от лат. positivus — положительный) — филос. направление 19—20 вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим методам познания и указывающее на недостоверность и шаткость всех теоретических построений. В своем развитии П. прошел три этапа, сохраняя при этом некоторые основные особенности, которые и позволяют говорить о нем как о едином направлении филос. мысли.
Родоначальником П. считается О. Конт. Рассматривая историю человеческого познания и умственное развитие отдельного индивида, Конт пришел к убеждению в том, что человеческий интеллект в своем развитии проходит три стадии: «В силу самой природы человеческого разума всякая отрасль наших познаний неизбежно должна в своем движении пройти три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или фиктивное; состояние метафизическое, или абстрактное; и, наконец, состояние научное, или позитивное». Когда-то люди объясняли явления окружающего мира с помощью мифа и религии, затем человеческий разум возвысился до филос. (метафизического) объяснения; в 19 в. филос. объяснение должно уступить место научному познанию мира.Отсюда вытекает негативное отношение к философии, характерное для П.: философия уже сыграла свою роль в развитии человеческого познания и должна уступить место науке. В этом же причина высокой оценки науки и научного подхода: только наука способна дать позитивное знание о мире, она должна охватить все сферы человеческой деятельности и обеспечить им прочное основание.
Для Конта, как и для П. вообще, главным в науке являются факты — твердые, несомненные, устойчивые факты. Основное дело науки — собирать эти факты и систематизировать их. Миф, религия, философия стремились объяснять явления, указывая на некоторые сущности, лежащие за явлениями и порождающие их. Религия видит в мире проявление божественной воли, философия ищет причины чувственно воспринимаемых вещей и событий в сфере невоспринимаемых сущностей. Но все рассуждения о причинах, полагали позитивисты, как религиозные, так и филос. весьма недостоверны, поэтому надежнее всего ограничиться простой констатацией фактов, не занимаясь спекулятивными размышлениями насчет их возможных причин. «Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов; другими словами, в замене слова «почему» словом «как» (Конт). Т.о., основным методом научного познания оказывается наблюдение, а главной функцией науки — описание: «Все здравомыслящие люди повторяют со времен Бэкона, что только те знания истинны, которые опираются на наблюдения». (Конт).
Стремление Конта и его последователей освободиться от умозрительных спекуляций и опереться на надежное знание имело под собой вполне определенную историческую почву. Идеи фр. просветителей 18 в. привели в конечном итоге к революционному потрясению Франции и к кровавым наполеоновским войнам, длившимся более четверти века. Учение Г.В.Ф. Гегеля о том, что развитие природы обусловлено саморазвитием абсолютного духа, находилось в резком противоречии с научным подходом к изучению природы. Все это порождало подозрительное отношение ко всяким идеям, выходящим за пределы того, что доступно простому и надежному наблюдению. Это отношение и выразил нарождающийся П. Именно поэтому он получил широкое распространение как раз в среде ученых.
Однако его популярность была обеспечена прежде всего деятельностью двух англ. последователей Конта — Г. Спенсером и Дж.С. Миллем. Их работы определили облик и многие характерные черты нового филос. направления: подчеркивание безусловной надежности и обоснованности эмпирического знания — знания фактов; настороженное отношение к теоретическому знанию, включая обобщения, законы, теории; склонность к инструменталистскому истолкованию теоретического знания; превознесение науки в ущерб философии и др. формам духовной деятельности.
Эти черты сохранились и в т.н. втором П., который приобрел широкую популярность в научных кругах в кон. 19 — нач. 20 в. Лидером П. в этот период становится Э. Мах, придавший П. новую форму, получившую название «махизм», или «эмпириокритицизм». Вместе с Махом идеи П. в этот период разрабатывали нем. физико-химик В.Ф. Оствальд, швейц. философ Р. Авенариус, фр. физик П. Дюэм, рус. философы А.А. Богданов, П.С. Юшкевич, В.М. Чернов.
Мир, с т.зр. Маха, состоит из элементов, которые представляют собой соединение физического и психического. Поэтому в отношении физического мира и человеческого сознания эти элементы нейтральны: они не включаются полностью ни в первый, ни во второй. Эти элементы однородны, равнозначны, среди них нет более важных, более фундаментальных или существенных: «Весь внутренний и внешний мир составляется из небольшого числа однородных элементов...» Учение о нейтральных элементах мира должно было, по мысли Маха, преодолеть крайности материализма и идеализма и разрешить противоречия между этими направлениями в философии.
Поскольку все элементы мира абсолютно равноправны, между ними нет отношений «сущность — явление», «причина — следствие». Связи в природе не настолько просты, чтобы каждый раз можно было указать на одну причину и одно следствие: «в природе нет причин и нет следствия. Природа нам только раз дана» (Мах). Единственный вид отношений, существующий между элементами, это — функциональные отношения. Поэтому следует считать устаревшими такие понятия, как «причина», «вещь в себе», «сущность» и «заменить понятие причины математическим понятием функции». Следствием такого плоскостного видения мира, при котором в нем усматривают лишь однородные элементы и функциональные связи между ними, является дескриптивизм в теории познания: все функции познания, в т.ч. и научного, сводятся к описанию. И это вполне естественно, ибо если из мира изгоняются закон и сущность, то объяснение и предсказание оказываются невозможными. «Описания... — говорит Мах, — сводятся к определению численных величин одних признаков на основании численных величин других признаков при помощи привычных численных операций». Это и есть идеал научного познания. «Но пусть этот идеал достигнут для какой-нибудь области фактов. Дает ли описание все, чего может требовать научный исследователь? Я думаю, что да!» Последовательно развивая эту т.зр., Мах и научные понятия истолковывает как «определенный род связи чувственных элементов». Законы науки также оказываются не более чем описаниями. Точно так же истолковывается и научная теория: «быстрота, с которой расширяются наши познания благодаря теории, придает ей некоторое количественное преимущество перед простым наблюдением, тогда как качественно между ними никакой существенной разницы нет ни в отношении происхождения, ни в отношении конечного результата». Причем теория оказывается худшим видом описания, ибо она дальше всего отстоит от своего объекта. Однако мы вынуждены пользоваться теориями, ибо они в сокращенном и сжатом виде аккумулируют в себе громадные множества отдельных описаний, которые трудно было бы запомнить и воспроизвести. В использовании теорий проявляется принцип экономии мышления, который Мах считает фундаментальным принципом, регулирующим развитие человеческого познания.
Махизм, или «второй П.», был порожден кризисом классического естествознания, неспособностью ученых понять новые явления с помощью старых средств, безотказно служивших им почти двести лет. На первых порах в среде ученых распространилось мнение о том, что наука не должна ставить перед собой гордую задачу постижения истины. В философии это мнение нашло выражение в плоской и пессимистической философии Маха и его сторонников. Однако ученые скоро оправились от шока, вызванного открытием целой лавины новых непонятных явлений, и приступили к поискам новых средств объяснения и понимания. Философия
Маха быстро потеряла сторонников и отошла в область истории.
Третий всплеск интереса к П. проявился в сер. 1920-х гг., когда сформировался и быстро завоевал широкую популярность неопозитивизм, или логический П. Его отличительная особенность состоит в том, что при сохранении основных установок позитивистской философии он широко использует аппарат математической логики для формулировки и решения филос. проблем (см.ВЕНСКИЙ КРУЖОК ).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ПОЗИТИВИЗМ
(франц.positivisme, отлат.positivus — положительный),филос.направление, основанное на принципе, что всё подлинное, «положит.»(позитивное)знание может быть получено лишь как результат отдельныхспец.наук и их синтетич. объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоят. исследование реальности, не имеет права на существование.
П. оформился в особое течение в 30-хгг.19в.и за свою более чем вековую историю эволюционировал в направлении всё более чёткого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.
Создатель П., введший самый этот термин,франц.мыслитель Конт провозгласил решит. разрыв сфилос.(«метафизич.»)традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии; это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтезанауч.знания, за крым можно сохранить старое название «философии»; последняя сводится,т.о., к общим выводам из естеств. и обществ. наук. Поскольку П. не имеет дела с «метафизич.» проблемами, он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики», к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как». Последовательное развитие этого тезиса ведёт к феноменализму. Однако наряду с субъективноидеалистической тенденцией контовский П. сохраняет некоторые элементы естественнонаучного материализма, идущего от традиций французского Просвещения 18в.Следуя просветителям, Конт высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию.
Представителями первой, «классич.», формы П. 19в., кроме Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаф-ит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан — во Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер — в Великобритании. Развитие П. шло по линии всё более чёткого выявления его феноменалистич., субъективноидеалистич. тенденций(Дж. С. Милль, Спенсер, в России — В. В. Лесевич, M. M. Троицкий, В. Н. Ивановский, П. Л. Лавров, II. К. Михайловский). Спенсер, используя в своих «синтетич.» обобщениях открытия естествознания 2-йпол.19в., развивает агно-стич. учение о непознаваемости объективной реальности, в сущность которой можно проникнуть лишь посредством религии, а не с помощью науки. II. оказал значит. влияние на методологию естеств. и обществ. наук(особенно 2-йпол.19в.). Вкон.19в.П. переживает кризис, вызванный прогрессом естеств.науч. знания(обесценившим многие из тех «синтетич.» обобщений, которые рассматривались самим П. как вечное и неоспоримое приобретение науки), коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19—20вв.Кризису первой фазы П. способствовали интенсивное развитие психологич. исследований, заставлявших предпринимать анализ тех самых «предельных»филос.вопросов знания, которых всячески избегал П., а также неудача всех попыток П. доказать объективную обоснованность предлагаемой им системы ценностей в рамках механистич. и метафизич. социологии(ибо, сохранив позитивистский критерий научности, оказалось невозможным включить область ценностей в сферунауч.исследования, вывести «должное» из «сущего»). Это заставило вновь поставить вопрос о месте философии в системе наук. Преобразованный П. вступает в новый, второй этап своей эволюции — махизм(эмпириокритицизм), который носит явно выраженный субъективно-идеалистич. характер. Тенденции махизма получают своё дальнейшее развитие в неопозитивизме, появление которого относится к 20-мгг.20в.и который является современным, третьим этапом эволюции П.(см.также Венский кружок, Логический позитивизм, Аналитическая философия). Неопозитивизм, уходя от решения коренныхфилос.проблем, сосредоточивается на частных логико-методологич. исследованиях, на анализе языка науки.
Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм,ПСС,т.18; Нарекии И. С., Очерки по истории П., М.,1960; Кон И. С., П. в социологии, Л.,1964; Бурж. философия кануна и начала империализма, М.,1977; Шкуpинов П. С., П. в России 20в., М.,1980; Fouilleе A., Le mouvement positiviste et la conception sociologique du monde, P.,1896; Simon W. M., European positivism in the nineteenth century, Ithaca(N. Y.), 1963.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ПОЗИТИВИЗМ
(от лат. positivus – положительный) – филос. направление, исходящее из тезиса о том, что все подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отд. спец. наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержат. исследование реальности, не имеет права на существование.
П. оформился в особое течение в 30-х гг. 19 в. и за свою более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления и доведения до логич. конца присущих ему с самого начала принципиальных утверждений (что выразилось в его тенденции к субъективному идеализму), но в первых формах П., выраженных недостаточно последовательно и нередко заслонявшихся другими, противоречившими им положениями. "... Суть дела, – указывал Ленин, – состоит в коренном расхождении материализма со всем широким течением позитивизма, внутри которого находятся и Ог. Конт, и Г. Спенсер, и Михайловский, и ряд неокантианцев, и Мах с Авенариусом" (Соч., т. 14, с. 192).
Развитие науки в новое время поставило перед зап. философией ряд таких проблем, на к-рые традиционная для Европы спекулятивная метафизика (т.е. философия) не в состоянии была ответить. Специфич. особенность философии нового времени состояла в принятии науки и науч. способа исследования в качестве идеального ориентира всякой познават. деятельности, в т.ч. и деятельности по исследованию традиционной философской метафизической проблематики. Двухсотлетние попытки зап.-европ. философии выработать такой филос. метод, к-рый вооружил бы науч. исследование адекватным сознанием его результатов и способов деятельности, завершились созданием Марксом и Энгельсом философии диалектич. материализма. Незадолго до появления марксизма с претензией на роль науч. философии выступил П.; создатель его – Конт провозгласил решит. разрыв с филос. традицией. Позитивистская философия Конта находится в определ. связи с философией франц. Просвещения 18 в. Вместе с просветителями Конт высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности действия науч. способа мышления, выступает против традиц. религии и метафизики. Вместе с тем контовский П. примыкает не к последовательно материалистич. ветви франц. Просвещения, а к его агностич., скептич. разновидности (Тюрго и Д'Аламбер).
Провал всех имевших место попыток "приспособить" метафизич. проблематику к духу научности позволяет, по Конту, сделать вывод, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Это не исключает существования нек-рой общей науки, осуществляющей синтез науч. знания, за к-рой можно сохранить старое название "философии". В этой науке должна продолжаться та работа, к-рая совершается в спец. науках. Качеств. границы между подобной философией и отд. науками не существует. Философия сводится к общим выводам из естеств. и обществ. наук. Поскольку науч. философия, по Конту, не имеет дела с "метафизич." проблемами, она отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки метафизики, к к-рым относятся претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Поэтому следует признать, что наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос "почему", а на вопрос "как".
Последний тезис Конта имеет очевидный феноменалистский характер, и последовательное его развитие ведет к т. зр. субъективного идеализма Юма. Однако наряду с субъективно-идеалистич. тенденцией контовский П. все еще сохраняет мн. элементы естественно-науч. материализма, идущего от традиций Просвещения.
Дальнейшее развитие П. шло по линии все более четкого выявления его феноменалистич., субъективно-идеалистич. тенденций (см. Дж. С. Милль, Спенсер, Лавров, Михайловский). Спенсер, используя в своих "синтетич." обобщениях новые открытия естествознания 2-й пол. 19 в. и исследуя проблемы классификации наук, развивает агностич. учение о непознаваемости объективной реальности и утверждает мысль о проникновении в сущность реальности посредством религии, а не с помощью науки.
В конце 19 в. П. в своей первой "классической" форме (Конт, Литтре, Вырубов, П. Лаффит, Тэн, Ренан – во Франции; Дж. С. Милль, Спенсер – в Англии) переживает кризис, вызванный, во-первых, прогрессом естеств.-науч. знания, обесценившим многое из тех "синтетич." обобщений, к-рые рассматривались самим П. как вечное и неоспоримое приобретение науки; во-вторых, коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19 и 20 вв., а также интенсивным развитием психологич. исследований, заставлявшим предпринимать анализ тех самых "предельных" вопросов знания, к-рых всячески избегал П., и, наконец, в-третьих, неудачей всех попыток П. доказать объективную обоснованность предлагаемых им этич. идеалов и системы ценностей в рамках механистич. и метафизич. социологии (ибо, сохранив позитивистский критерий научности, оказалось невозможным включить область ценностей в сферу науч. исследования, вывести "должное" из "сущего"). Все это заставляет снова поставить вопрос о месте философии в системе наук. П. вступает в новый этап – появляется махизм (эмпириокритицизм).
На стадии махизма П. продолжает сохранять определ. связь с реальными методологич. вопросами науки, весьма актуальными на рубеже 19–20 вв. в период революции в естествознании. (Так, Мах в "Механике" дал критику представлений Ньютона об абсолютности пространства и времени и пытался раскрыть логич. содержание понятий массы, системы отсчета и др.). В отличие от прежнего П., махизм формулирует задачу философии не как построение "синтетич." системы, систематизирующей общие выводы всех наук, а как создание теории науч. познания; в этом он смыкается с линией отрицания метафизики, представленной неокантианством. В гносеологии махизма в явной форме выступает связь его с субъективным идеализмом Беркли и Юма. В дальнейшем эти тенденции получают свое развитие в неопозитивизме, появление к-рого относится к 20-м гг. и к-рый является современным, третьим, этапом в эволюции П.
Первый и осн. вариант неопозитивистской философии – логический позитивизм, или логич. эмпиризм, разработанный "Венским кружком" (Шлик, Карнап, Рейхенбах и др.), выражает дальнейшее усиление негативизма по отношению к осн. филос. проблематике. Логич. П. заявляет, что предметом философии не может быть даже и теория познания, к-рая имеет все еще слишком метафизич. характер. Философия вообще не наука о какой бы то ни было реальности, а деятельность, заключающаяся в анализе естеств. и искусств. языков, преследующая две цели:
1) элиминировать из науки все не имеющие познават. смысла рассуждения и псевдопроблемы;
2) обеспечить в результате анализа построение идеальных логич. моделей осмысленного рассуждения. Вопросы, озадачивающие метафизиков (т.е. по существу все традиц. филос. проблемы), относятся к числу псевдопроблем, лишены науч. смысла. В качестве идеального средства аналитич. филос. деятельности логич. П. принимает разрабатываемый в 20 в. аппарат математической логики, отказываясь от махистского биологизма и психологизма в истолковании познания. В концепции логич. П. задача полного размежевания метафизики от науки была поставлена в наиболее острой форме за всю историю П. Именно здесь доводится до логич. конца принятое П. положение, определяющее научность как описание эмпирич. данности. Будучи в этом смысле наиболее зрелым этапом позитивистской истории, логич. П. выдает тайну всякого П., и его крах означает крах П. вообще.
Между тем формулирование П. своих претензий в логически последовательной, строгой форме, достигнутое в философии логич. П., помогло убедительно продемонстрировать банкротство позитивистских принципов: невозможность осуществления редукции теоретич. уровня знания к эмпирическому, несостоятельность принципа верификации (см. Верифицируемости принцип) в качестве критерия осмысленности; невозможность резкой дихотомии аналитич. и синтетич. суждений и противопоставления научно осмысленных высказываний метафизическим. Неосуществи-мость филос. программы, выдвинутой логич. П., теперь признана представителями совр. аналитической философии (см. Философия анализа), в т.ч. и его бывшими сторонниками. В наст. время логич. П. как самостоят. школа утратил серьезное влияние, будучи вытеснен (в 50-х гг.) др. направлениями неопозитивистской аналитич. философии: в США в основном логич. прагматизмом (Куайн, М. Уайт, Гудмен и др.); в Англии – школой лингвистич. анализа (Райл, Дж. Уисдом и др.). Подвергнув критике за метафизичность наиболее радикальную позитивистскую элиминацию всякой метафизики, сформулированную логич. П., новейшие направления аналитич. философии логически неизбежно приходят к частичной реабилитации метафизики, с к-рой столь упорно и безуспешно вел борьбу логич. П. Оставаясь в рамках П., совр. аналитич. философия отвергает его принцип верификации и более либерально относится к возможности метафизики классич. типа. Так, оксфордские "аналитики" заявляют, что все филос. школы и точки зрения оправданы в той мере, в какой они делают ясными нек-рые из различений, не бывших ясными до них, и что не существует никакой границы для философствования и никакого единого истинного филос. метода. Т.о., в совр. аналитич. философии П. доходит до своего логич. конца, до той черты, за к-рой он начинает отрицать сам себя. (Социологич., этич. и эстетич. концепции П. см. соответственно в статьях Социология, Этика и Эстетика).
Лит.:Л[авров] П., Задачи П. и их решение, "Совр. обозрение", 1868, No 5, с. 117–54; Гёксли, П. и совр. наука. Науч. сторона П., "Космос", 1869, втор. полуг., No 5, с. 75–108; Соловьев Вл., Кризис зап. философии. Против позитивистов, М., 1874; Лесевич В., Опыт критич. исследования основоначал позитивной философии, СПБ, 1877; Льюис Дж. Г., История философии, 2 изд., СПБ, 1892; Милль Д. С, Огюст Конт и П., М., 1897; Конт О., Общий обзор П., в сб.: Родоначальники П., вып. 4–5, СПБ, 1912–13; Haрский И. С., Очерки по истории П., М., 1960; Τissandiеr J.-В., Origines et développement du positivisme contemporain, P., 1874; Laas E., Idealismus und Positivismus, Tl 1–3, В., 1879–84; Robinet [J.-F.-E.], La philosophie positive. A. Comte et P. Laffitte, P., 1881; Вrütt M., Der Positivismus nach seiner ursprünglichen Fassung dargestellt und beurteilt, Hamb., 1889; Grüber H., Der Positivismus vom Tode August Comte's bis auf unsere Tage, Freiburg, 1891; Masaryk Τh. С., Die philosophischen und sociologischen Grundlagen des Marxismus, W., 1899; Schmekel Α., Die positive Philosophie in ihrer geschichtlichen Entwicklung, Bd 1–2, В., 1914–38; Schlick M., Positivismus und Realismus, "Erkenntnis", 1932, Bd 3, H. 1; Dürr K., Der logische Positivismus, Bern, 1948; Fischl J., Materialismus und Positivismus der Gegenwart, Graz – [u. a.], [1953J; Passmore J., A hundred years of philosophy, L., [1957]; Heyde J. E., Entwertung der Kausalität. Für und wider den Positivismus, Stuttg., 1957. См. также лит-ру при статьях: Конт, Милль, Спенсер, Авенариус, Мах, Эмпириокритицизм, Неопозитивизм, Логический позитивизм, Логического анализа философия.
В. Лекторский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ПОЗИТИВИЗМ
ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) — в широком смысле слова — общекультурная (идеологическая) установка “западного” сознания, сложившаяся в процессе становления капиталистического (промышленного) общества, пришедшего на смену феодальному. “Дух позитивизма” означал прежде всего радикальное изменение иерархии ценностей: если в культуре феодального общества приоритет отдавался “небесному” (Богу как духовному началу мира, душе как божественному в человеке и т. п.), а все “земное” расценивалось как низменное (тело представлялось “темницей души” и пристанищем греха), то теперь во главу угла было поставлено “земное” — телесная природа человека, его практические (“материальные”) интересы и производственно-преобразующая деятельность в материальном мире. Социальным преобразованиям в ходе революций и ожесточенной борьбы “третьего сословия” за власть и против прежней общественной и государственной системы соответствовали преобразования в сфере культуры, сопровождавшиеся жестокой борьбой идей, прежде всего яростной критикой религии и философского идеализма (который трактовался как “рафинированная” форма религии), “спекулятивного” (“абстрактного”, т. е. не связанного с практической жизнью и практическими интересами людей) мышления. Достижения “позитивного” (практически ориентированного) знания, прежде всего знания о природе (включая достижения медицины как “позитивного” знания о человеке), соответственным образом организованные и оформленные, теперь расценивались как подлинная наука, призванная сменить теологию и прежнюю философию (“метафизику”). Этими идеями руководствовались французские энциклопедисты — авторы и составители “Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел”, вдохновителями и редакторами которой были Ж. Л. Д'АламбериД.Дидро.
В истории философии термином “позитивизм” обозначается особое философское течение, которое оформилось в 1830-х гг. и Сохранило влияние вплоть до нашего времени, пройдя при этом три исторических стадии — “первого” (“классического”) позитивизма, “второго” позитивизма (эмпириокритицизма) и “третьего” позитивизма (неопозитивизма). Основателем течения был О. Конт; он ввел в философский обиход и сам этот термин. С именем Конта связаны два главных принципа науки 19 в.: 1) признание относительности всякого “позитивного” (“фактического”) знания, и 2) стремление к накоплению и обобщению посредством систематизации и классификации “научных фактов”. Под последними Конт понимал не только данные наблюдения, эксперимента и измерения, но и то, что может быть реконструировано как их источник (их “скрытая” причина), а также “законы”, которые определял как “устойчивые факты природы”. К разряду “позитивных” он относил знания человека о самом себе, включая сознание. Однако при этом он отвергал самонаблюдение как источник такого знания; основу такого знания составляет восприятие телесного поведения людей и их социальных отношений. Поэтому базисной наукой он объявил социологию. Обращаясь к этическим проблемам, он трактовал как “позитивное” также “полезное” и “доподлинно известное”. Т. о., позитивное знание есть знание всего того, что “есть на самом деле”, “в действительности”. Поэтому позитивная наука — это “наука о действительном”, о том, что существует “для нас”, как явление, которое должно быть описано без всяких “метафизических домыслов”, вроде “вещи-всебе”, “абсолютной субстанции” или “абсолютного субъекта”. Подобные изыскания Конт вслед за Шеллингом называл “негативной философией”. Согласно Конту, подлинное, “позитивное” знание всегда относительно из-за неизбежной связи всякого знания с чувственными восприятиями. Вследствие этой “относительности к познающему” позитивное (“опытное”) знание не может быть абсолютным уже потому, что сам процесс восприятия — это не что иное, как временная последовательность явлений и их пространственная координация. Отсюда следует вывод, что бытие как совокупность фактов дано “имманентно”. Точка зрения имманентности — принцип позитивной науки в противоположность метафизике, которая верит в возможность постижения трансцендентного, т. е. находящегося за пределами мира явлений. Однако наряду с “конкретными фактами”, с которыми имеют дело “позитивные науки” (включая социологию), Конт признавал в качестве “абстрактных фактов” также и математические формулировки, посредством которых наука фиксирует временную последовательность и пространственные отношения мира явлений.
Основываясь на принципе относительности позитивного знания, Конт оценивал и религию, и “метафизику” как знание “фиктивное”, хотя и считал их неизбежными моментами развития духа: согласно его “основному закону”, всякое знание проходит три стадии — теологическую, метафизическую и позитивную (которым соответствуют три фазы в развитии общества).
Следуя классическому идеалу, своей важнейшей задачей Конт считал систематизацию знания: “позитивные” знания должны быть представлены в форме энциклопедии, а принципы построения этой системы, изучая логику научного исследования и его методы, формулирует “позитивная философия”, которая, по сути, есть “теория науки”.
Наиболее впечатляющих успехов в построении такой теории в рамках классической позитивистской программы достиг ученик Конта Дж. С. Милль. Единственным адекватным методом научного исследования Милль считал индукцию, которую он также называл экспериментальным методом. Его “металогической” предпосылкой является “принцип непрерывности” — оправданное опытом утверждение, что бытие постоянно, что оно остается одним и тем же. В свою очередь главной задачей науки логики является оправдание этого принципа. Противопоставляя свою позицию “догматическому эмпиризму”, Милль называет ее “философией опыта”: научные утверждения должны выдерживать проверку на соответствие “фактам опыта”. Но это не значит, что все они сводятся непосредственно к данным наблюдения и эксперимента. Наука не состоит только из чувственных данных — она нуждается также в законах и гипотезах о законах (“теориях”), которые суть нечто большее, нежели совокупности фактов — ведь случайные наблюдения сами по себе, не будучи включенными в теоретический контекст, не могут свидетельствовать ни в пользу, ни против гипотезы о законе.
Не соглашаясь со своим учителем, Милль считает источником позитивного знания также и самонаблюдение — ведь оно открывает нам особую область фактов, коль скоро, несмотря на принятие физического объяснения температуры, цветов и запахов посредством их редукции к движению молекул, колебаниям или давлению, мы все-таки вынуждены признать специфические ощущения тепла, цвета и запаха в качестве действительно существующих явлений, фактов сознания. Науку о таких фактах Милль называет психологией. Ее он считает базовой и ставит на место прежней “метафизики”, поскольку, обращаясь к ней, можно, во-первых, получить важный аргумент в пользу “принципа непрерывности” опыта, а во-вторых, сформулировать другой важнейший принцип позитивного знания — “принцип сознания”. Согласно ему, только то, что осознано, может быть признано существующим. Иначе говоря, в качестве позитивных фактов существует только то, что осознано. Здесь Милль продолжает традицию английского эмпиризма, философии Юма и Беркли, согласно которой “быть — значит быть воспринимаемым” (esse est percipi); правда, в соответствии с “принципом непрерывности” он изменяет эту формулу на следующую: “все, что есть, — это совокупность комплексов впечатлений, которые мы можем иметь”. Позиции “классического” позитивизма разделяли Э. Литгре (благодаря которому Конт получил известность в континентальной Европе), Г. Спенсер, Г. Н. Вырубов, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и др. Многие из тех, кто не отождествлял свои позиции с позитивистскими, также испытали серьезное влияние позитивизма.
Весьма близки к “первому” позитивизму установки т. н. естественнонаучного материализма, который был весьма популярен в кон. 19 в., прежде всего среди ученых, но также и в широких кругах образованного населения, в связи с ростом интереса к естествознанию. Наиболее видными его представителями были немецкий зоолог К. Фогт, голландский физиолог Я. Молешотт и немецкий врач Л. Бюхнер. Содержание их работ сводилось к популяризации научных представлений о строении и функциях организма, устройстве материального мира, с включениями некоторых суждений более общего порядка. Все они понимали материю как совокупность видов вещества (с точки зрения Фогта, это — водород, кислород и углерод; по Молешотту — атомы химических элементов); живые существа Фогт трактовал как сложные “органические машины”, Молешотт не усматривал качественных различий между органическим, химическим и физическим. Оба негативно относились к дарвиновской теории эволюции, предпочитая идею о том, что эволюция есть результат случайной “встречи” химических элементов (поэтому, напр.. Фогт считал различия между белыми и черными людьми куда большими, чем между лошадью и ослом или волком и собакой). У Бюхнера материя не сводится к веществу и рассматривается как философская категория, содержание которой исторически менялось. Основная его работа — “Сила и материя” —посвящена анализу соотношения этих двух взаимосвязанных мировых начал, взаимодействие которых определяет как состав всех мировых образований, так и их изменения. Материю и ее формы (в частности, жизнь) Бюхнер считал вечными; он был сторонником эволюционной теории. Обращаясь к теме сознания, он дистанцировался от вульгарных представлений в стиле Молешотта, но вместе с тем считал, что все психические способности, которые есть у человека, свойственны и животным, что способности мышления напрямую связаны с размерами мозга, что умственная работа увеличивает мозг, что люди высших классов отличаются от людей низших классов размерами черепа (все это вполне соответствовало тогдашним научным представлениям).
Новые открытия в науке (прежде всего в физике и психологии) вызвали кризис оснований классического позитивизма. Следствием было возникновение его обновленной формы — эмпириокритицизма.
Прогресс теоретической физики в 20 в. в свою очередь обусловил дальнейшую трансформацию позитивистской программы, смещение фокуса интересов с проблем источника знания на область анализа науки и логической структуры теорий. На смену “второму” позитивизму в 1920-х гг. пришел
Некоторые установки позитивистской программы (правда, редуцированной до исследования закономерностей исторического развития научных теорий и методов) сохранил посттзититам, который не утратил своего влияния вплоть до наших дней. См. также ст. О. Конт, Дж. С. Милль, Э. Мах, Р. Авенариус, неопозитивизм и лит. к этим ст.
А. Ф. Зотов
ПОЗИТИВИЗМ В РОССИИ. Как и в Западной Европе, история позитивизма в России в 19 — нач. 20 в. подразделяется на два исторических периода — первого позитивизма, связанного с именами О. Конта, Дж. С. Милля, Г. Спенсера и их последователей, и второго позитивизма, представленного философией эмпириокритицизма. В 40—50-х гг. 19 в. идеи позитивизма не получили еще сколько-нибудь широкой известности. Одним из первых его популяризаторов стал В. Н. Майков, упомянувший в 1845 имя Конта. Пик влияния первого позитивизма и интереса к нему приходится на 60—70-е гг. 19 в., когда появились переводы трудов Милля, Дж. Г. Льюиса, Литтре, Спенсера и др., вышли статьи, посвященные позитивизму (П. Л. Лавров, Д. И. Писарев, Н. К. Михайловский, В. В. Лесевич, Е. В. Де-Роберти, Г. Н. Вырубов и др.), была защищена первая диссертация в духе позитивизма (Μ. Μ. Троицкий), взоры к позитивизму обратили даже бывшие убежденные идеалисты-гегельянцы (К. Д. Кавелин, П. Г. Редкий и др.). И вместе с тем началась кампания критики позитивизма в целом или его отдельных сторон (П. Д. Юркевич против Троицкого, Лавров и Михайловский против социальных и религиозных взглядов Конта и др.). Наиболее выразительными проявлениями идейной борьбы вокруг позитивизма стала успешная защита диссертации Вл. С. Соловьевым “Кризис западной философии. Против позитивистов” (1873) и тот факт, что в 1874 тот же Соловьев не был избран на кафедру философии Московского университета (был избран позитивист Троицкий). В 80—90-х гг. 19 в. влияние позитивизма ослабевает, критика же его усиливается. Было официально запрещено пользоваться сочинениями Конта в публичных библиотеках, запрещено проводить его 100-летний юбилей. Тем не менее выходили новые переводы сочинений Спенсера, в 1894 вышел перевод 1-го тома “Курса позитивной философии” Конта. Происходила оживленная полемика между материалистом И. М. Сеченовым и полупозитивистом Кавелиным, между последним и идеалистом-славянофилом Ю. Ф. Самариным. На рубеже 19—20 вв. в истории позитивизма в России наступил новый этап. Влияние позитивизма вновь возросло. Продолжали выходить сочинения адептов первого позитивизма. Среди естествоиспытателей оставались его сторонники (К. А. Тимирязев и др.), появлялись и критические статьи против классического позитивизма. Но основной тон задавали неопозитивисты, сторонники философии эмпириокритицизма. Особенно сильным оказалось влияние идей Э. Маха и Р. Авенариуса в среде российских социал-демократов, как большевиков (А. А. Богданов, А. В. Луначарский, В. А. Базаров), так и меньшевиков (Валентинов, Юшкевич). Для рецепции и критики позитивизма в России характерен ряд особенностей. Как и в Западной Европе, в России позитивизм понимался и толковался неоднозначно: одни отождествляли его с эмпиризмом, другие связывали со всяким реализмом, утилитаризмом, сенсуализмом, антропологизмом, эволюционизмом, третьи относили к позитивистам даже философовидеалистов, если они в той или иной степени опирались на естествознание. Как правило, позитивизм воспринимался и критиковался не в его индивидуализированных формах (контизм, концепции Милля, Спенсера, Литтре и др.), а как некая равнодействующая этих форм, с акцентом на разные аспекты позитивизма в зависимости от теоретико-познавательных и ценностных ориентации обращавшихся к нему. Антиметафизическая, антиспекулятивная установка позитивизма, его сциентизм с апелляцией к конкретным наукам, к эмпирическому опыту, “равноудаленность” от “крайних” идеалис
тических и материалистических учений, претензия на третью линию между идеализмом и материализмом и в то же время склонность к поиску компромисса между ними, феноменализм и агностицизм, признание идеи прогресса в сфере социальной и вместе с тем отказ от революционаризма и ориентация на эволюционизм — эти и др. черты позитивизма в разных комбинациях воспринимались одними, отвергались и критиковались др. русскими мыслителями. Некоторые исследователи полагали, что под влиянием Конга и его последователей в России сложилась русская философская школа, главными представителями которой в 19 в. назывались Милютин, Лавров, Троицкий, Де-Роберти, Лесевич, Михайловский, Кавелин, Н. И. Кареев. Хотя для такой точки зрения есть основания, поскольку у этих разных мыслителей можно выделить некоторые общие пункты в отношении к позитивизму, правильнее было бы считать, что русской шкоды позитивизма в строгом смысле этого понятия, а также позитивизма как более или менее гомогенного направления не было, сравнительно чистый позитивизм в России был редкостью (Вырубов и Де-Роберти раннего периода). Позитивизм воспринимался и критиковался по-разному в разных направлениях русской философской и естественнонаучной мысли. По большей части популяризаторы позитивизма (такие, как Лавров, Михайловский и др.) были одновременно энергичными критиками ряда его аспектов, особенно позднего контизма. Наиболее последовательно позитивизм критиковали сторонники религиозно-философских направлений. Но даже среди духовно-академических философов эта критика не была всецелой. М. И. Каринский, напр., усматривал за позитивизмом известную положительную роль в философском процессе. С другой стороны, в университетской науке и философии, где позитивизм находил особенно много сторонников, нередко раздавались голоса представителей точных наук, которые доказывали, что репутация позитивизма как научной философии лишена серьезного основания. Своя специфика в отношении к позитивизму была во внеуниверситетской, “вольной философии”. Либеральный консерватор Б. Н. Чичерин признавал лишь частичную правоту позитивизма, исходя из тезиса о том, что пуста метафизика без опыта, но что и опыт без метафизики пуст. Характерной является модель восприятия позитивизма представителями философии русского Просвещения 40—60-х гг. 19 в. Пока до нач. 1840-х гг. это течение только складывалось и его представители — В. Г Белинский, А И. Герцен, Н. П. Огарев •— не преодолели былой ориентации на гегелевский идеализм, они, приветствуя позитивный характер науки, позитивный склад ума, вообще “положительность” века, не видя в контизме “враждебного смысла” и приветствуя некоторых позитивистов (Белинский: “Я без ума от Литтре”), упрекали “истых поклонников позитивизма” за то, что они “потеряли дух за подробностями” и “остались при рассудочных, аналитических теориях”. Однако позднее Герцен приветствовал учение Конта как антитеологическое и антиметафизическое и даже как вышедшее из революции. С Литтре и Вырубовым у него сложились союзнические отношения. Что же касается Н. Г. Чернышевского, то, несмотря на радикальное отличие его антропологической философии от позитивизма, он считал философию Конта единственной у французов системой верной научному духу, а самого Конта — одним из гениальнейших людей своего времени. Похвалы в адрес позитивизма, однако, не означали, что русские просветители 40—60-х гг. 19 в. разделяли его принципы. Даже такой популяризатор позитивизма, как Писарев, выделял в нем и “светлые идеи”, и “ошибочные суждения”.
В отличие от своих предшественников-просветителей, философы-народники переосмысливали позитивизм под иным углом зрения, стремясь соединить с заимствованными из позитивизма принципами частично реабилитируемые умозрительные методы. Отсюда их особый интерес к неокантианству и эмпириокритицизму, что особенно явно продемонстрировал самый “метафизичный” из народнических философов Лесевич.
“Встрече” русского марксизма со вторым позитивизмом в нач. 20 в. сопутствовали не только научная философская полемика, но и острые политические и идеологические схватки, затемнявшие существо собственно научной стороны дела. Полемика Г. В. Плеханова и В. И. Ленина против “русского махизма” во имя т. н. “чистоты марксизма” оказалась в противоречии с диалектическими принципами, за которые они также ратовали. Они “проглядели” многие рациональные аспекты и самой философии “чистого опыта”, и рациональное зерно тех интерпретаций марксизма, которые предложили социал-демократы-“махисты”, напр. сторонники “философии практики” (Богданов, Луначарский, Базаров).
Лит.: Вырубов Г. Н. Позитивизм в России.— В кн.: Литтре Э. Несколько слов по поводу положительной философии, Берлин, 1865; В. К. Позитивизм в русской литературе.— “Русское богатство”, 1889, № 3—4; Пантин И. К. Критика позитивизма в русской материалистической философии (40—80-е гг. 19 в.).— “ВФ”, 1961, № 2; Уткина Н. Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России. М., 1975; Шкуринов П. С. Позитивизм в России 19 в. М., 1980; Гусев С. С. От “живого опыта” к организационной науке.— В кн.: Русский позитивизм. Лесевич. Юшкевич. Богданов. СПб., 1995, с. 287—350; Никитина Н. Н. Философия культуры русского позитивизма начала века. М., 1996; Позитивизм в России. СПб., 1997.
В. Ф. Пустарнаков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
позитивная философия, положительная философия


  1. позитивизмидеалист течение в философии возникшее в х гг. в. исходящее из признания позитивной положительной конкретной науки единственно подлинным знанием. Как философия П. выступ...Атеистический словарь
  2. позитивизмидеалист течение в философии возникшее в х гг. в. исходящее из признания позитивной положительной конкретной науки единственно подлинным знанием. Как философия П. выступ...Атеистический словарь II
  3. позитивизмУбежденность в том что мы не должны выходить за границы наблюдаемых явлений. Для позитивиста наука является единственным или самым важным маршрутом к приобретению знаний ...Большая психологическая энциклопедия
  4. позитивизмПОЗИТИВИЗМ франц. positivisine от лат. positivus положительный философское направление исходящее из тезиса о том что вс подлинное положительное позитивное знание может б...Большая советская энциклопедия
  5. позитивизмфранц. positivisme от лат. positivus положительный философское направление исходящее из тезиса о том что вс подлинное положительное позитивное знание может быть получено...Большая Советская энциклопедия II
  6. позитивизмлат. positivus положительный . философская точка зрения согласно которой не следует выходить за пределы того что доступно объективному наблюдению и того что может быть ...Большая энциклопедия по психиатрии
  7. позитивизмм. филос. positivismo Итальянорусский словарь. Синонимы позитивная философия положительная философия...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. позитивизмм. филос.positivismo m...Большой русско-испанский словарь
  9. позитивизмсущ. муж. рода только ед. ч.позитивзм уem...Большой русско-украинский словарь
  10. позитивизмм. филос. positivisme m...Большой русско-французский словарь
  11. позитивизмpositivism . Доктрина сформулированная Контом согласно которой только истинное знание является научным то есть способным описывать и объяснять сосуществование а также пос...Большой толковый социологический словарь
  12. позитивизмот лат. positivus положительный англ. positivism нем. Positivismus. Социальнофилос. направление О. Конт Г. Спенсер Дж. С. Милль и др. характеризующееся стремлением исхо...Большой толковый социологический словарь II
  13. позитивизмм. филос.positivisme m позитивная философия положительная философия...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. позитивизмфранц. positivisme от лат. positivus положительныйфилософское направление исходящее из того что все подлинное позитивноезнание совокупный результат специальных наук на...Большой энциклопедический словарь II
  15. позитивизмПОЗИТИВИЗМ франц. positivisme от лат. positivus положительный философское направление исходящее из того что все подлинное позитивное знание совокупный результат специа...Большой Энциклопедический словарь V
  16. позитивизмПОЗИТИВИЗМ юридический от лат. positivus положительный направление в юриспруденции сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права...Большой юридический словарь II
  17. позитивизмфилософское направление исходящее из того что все положительные подлинные знания являются совокупным результатом специальных наук....Глобальная экономика. Энциклопедия
  18. позитивизмведущее направление в социологии века основные положения которого были сформулированы О. Контом. Конт провозгласил необходимость отказаться от спекулятивных умозрительны...Глоссарий по социологии ВГУЭиС
  19. позитивизмфилософское учение Огюста Конта и его учеников. В более широком смысле настроение умов враждебное метафизике стремление основывать познание лишь на фактах. Позитивизм сфо...Евразийская мудрость от А до Я
  20. позитивизмфранцузское positivisme от латинского positivus положительный философское направление исходящее из того что все подлинное позитивное знание совокупный результат специал...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  21. позитивизмПОЗИТИВИЗМ а м. positivisme m. strong. Направление в буржуазной философии и социологии одна из разновидностей агностицизма.em БАС. Направление в буржуазной философии. объ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  22. позитивизмфр. positivism от лат. positivus положительный филос. направление в основе крого находится принцип все подлинное положительное позитивное знание м.б. получено лишь как ...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  23. позитивизмлат. positivus положительный парадигмальная гносеометодологическая установка согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного не фил...История философии
  24. позитивизмнаправление в гуманитарной мысли основанное на принципе что все подлинное положительное знание может быть получено лишь как результат функционирования отдельных наук. Фра...Краткий исторический словарь
  25. позитивизмот лат. positivus положительный течение в философии идущее от О. Конта настаивавшего что научное знание единственно достоверное а метафизику и теологию следует отбросить....Краткий религиозно-философский словарь
  26. позитивизмодно из направлений в социологической науке основы которого заложил в XIX в. О. Конт. Он предложил отказаться от спекулятивных умозрительных рассуждений об обществе и соз...Краткий словарь основных понятий по социологии
  27. позитивизмОснованная на предрассудке философия созданная французским философом О. Контом. Согласно этой философии только позитивные т. е. естественные науки в состоянии разобраться...Краткий философский словарь предрассудков
  28. позитивизмпозитивизм...Крымскотатарско-русский словарь II
  29. позитивизма м.em Философское направление субъективноидеалистического характера исходящее из того что подлинное позитивное знание может быть получено только на основе опыта в резуль...Малый академический словарь
  30. позитивизмкорень ПОЗИТИВ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ПОЗИТИВИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ПОЗИТИВ ИЗМ Слово Позитивизм содержит следующие...Морфемный разбор слова по составу
  31. позитивизмНачальная форма Позитивизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  32. позитивизмpositivism см. Конт Социальные науки....Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  33. позитивизмот лат. positivus положительный течение в западной философии XIX XX вв. теснее прочих связанное с культом науки широко распространенным в Западной Европе в эти два столет...Новая философская энциклопедия
  34. позитивизмПОЗИТИВИЗМ лат. positivus положительный парадигмальная гносеометодологическая установка согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо нау...Новейший философский словарь
  35. позитивизмлат. positivus положительный парадигмальная гносеометодологическая установка согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного не фи...Новейший философский словарь II
  36. позитивизмпозитивизм . м. Направление в философии утверждающее что единственным источником подлинного знания являются специальные науки и отрицающее философию как особую отрасль зн...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  37. позитивизмфилософское учение Огюста Конта и его учеников. В более широком смысле настроение умов враждебное метафизике стремление основывать познание лишь на фактах. Позитивизм сфо...Новый философский словарь
  38. позитивизмФилософская точка зрения обычно цитируемая как сформулированная Огюстом Коатом хотя на него явно оказал влияние Фрэнсис Бэкон и британский эмпиризм. Позитивный аспект зде...Оксфордский толковый словарь по психологии
  39. позитивизмФилософская точка зрения обычно цитируемая как сформулированная Огюстом Коатом хотя на него явно оказал влияние Фрэнсис Бэкон и британский эмпиризм. Позитивный аспект зде...Оксфордский толковый словарь по психологии
  40. позитивизмпозитивизм позитивизм а...Орфографический словарь
  41. позитивизмu м позитивная философия положительная философия...Орфографический словарь русского языка
  42. позитивизмфилос. позитивизм....Осетинско-русский словарь
  43. позитивизмДоктрина в области философии науки характеризуется главным образом требованием того чтобы наука имела дело только с наблюдаемыми объектами непосредственно знакомыми нам и...Основные социологические термины
  44. позитивизмлат. положительный философское учение основанное на идее признания в качестве позитива единственно верного научного знания. Позитивизм требовал сосредоточенности теории...Основы духовной культуры
  45. позитивизмфранц. positivisme от лат. positivus положительный социальнофилософское направление исходящее из того что все подлинное позитивное знание совокупный результат специальны...Политическая наука - Словарь-справочник
  46. позитивизмтеория согласно которой социальные науки включая все формы философского знания должны наистрожайшим образом придерживаться методов естественных наук....Политология - глоссарий по книге
  47. позитивизмПОЗИТИВИЗМ positivism Термин введенный Контом Comte для обозначения отказа от ценностных суждений в социальной науке. Под влиянием французского Просвещения Enlightenment ...Политология. Словарь.
  48. позитивизмпозитивизм позитивизмы позитивизма позитивизмов позитивизму позитивизмам позитивизм позитивизмы позитивизмом позитивизмами позитивизме позитивизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  49. позитивизмОрфографическая запись слова позитивизм Ударение в слове позитивизм Деление слова на слоги перенос слова позитивизм Фонетическая транскрипция слова позитивизм [пазтвизм]...Полный фонетический разбор слов
  50. позитивизмот лат. positivus положительный философское направление считающее что положительное позитивное знание может быть получено только частными науками в результате конкретны...Прикладные аспекты современной психологии
  51. позитивизмпозитивзм му....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  52. позитивизмПОЗИТИВИЗМ направление в философии и социологии вв. влиятельнейший вариант сциентистской традиции считающей одной из своих осн. задач преодоление традиц. метафизическог...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  53. позитивизмот лат. positivus положительный одно из наиболее распространенных в России XIXXX вв. направлений европейской философии. П. стал известен рус. мысли уже в х гг. XIX в. в с...Русская философия
  54. позитивизмпозитивизм аСинонимы позитивная философия положительная философия...Русский орфографический словарь
  55. позитивизмМ мн. нет fls. pozitivizm . subyektiv idealist flsf cryanlarndan biri . bax позитивность ci mnada....Русско-азербайджанский словарь
  56. позитивизмpositivism...Русско-английский морской словарь
  57. позитивизмм. филос. positivism scientific empirism логический позитивизм...Русско-английский психологический словарь
  58. позитивизмпозитивизм м. филос.ipositivism positive philosophy...Русско-английский словарь
  59. позитивизмпозитивизм м. филос. positivism positive philosophy позитивист м. positivist....Русско-английский словарь II
  60. позитивизмm. позитивная философия положительная философия...Русско-английский словарь математических терминов
  61. позитивизмpositivism филос....Русско-английский словарь политической терминологии
  62. позитивизмpositivism позитивная философия положительная философия...Русско-английский технический словарь
  63. позитивизмв юриспруденции точка зрения состоящая в том что любую правовую систему лучше всего изучать с позиций действующего права направление сформировалось как реакция на теорию ...Русско-английский экономический словарь
  64. позитивизмПазтывзм...Русско-белорусский словарь
  65. позитивизмфилос.i пазтывзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  66. позитивизмпозитиви Синонимы позитивная философия положительная философия...Русско-ивритский словарь
  67. позитивизмpositivismo теор....Русско-испанский экономический словарь
  68. позитивизмфилос. позитивизм буржуазиялы философиядаы баыт....Русско-казахский словарь
  69. позитивизмпозитивизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  70. позитивизмм. филос. позитивизм буржуазиялык философияда орун алган субъективисттикидеалисттик философиянын бир агымы....Русско-киргизский словарь
  71. позитивизмshzhngzhyСинонимы позитивная философия положительная философия...Русско-китайский словарь
  72. позитивизмPozitivizm...Русско-крымскотатарский словарь
  73. позитивизмпозитивизм...Русско-крымскотатарский словарь II
  74. позитивизмpozitvisms...Русско-латышский словарь
  75. позитивизмпозитивизмм филос. ....Русско-новогреческий словарь
  76. позитивизмм флсu positivismo m позитивная философия положительная философия...Русско-португальский словарь
  77. позитивизмпозитивизм позитивизм...Русско-таджикский словарь
  78. позитивизмм филос. позитивная философия положительная философия...Русско-турецкий словарь
  79. позитивизмPositivism...Русско-эстонский словарь
  80. позитивизмпозитивизмСинонимы позитивная философия положительная философия...Русское словесное ударение
  81. позитивизмфилософское учение Огюста Конта и его учеников. В более широком смысле настроение умов враждебное метафизике стремление основывать познание лишь на фактах. Позитивизм сфо...Сверхкраткий философский словарь
  82. позитивизмПОЗИТИВИЗМ [фр. positivisme lt лат. positivus положительный] филос. учение исходящее из того что источником истинного знания являются специальные науки роль которых огр...Словарь иностранных слов русского языка
  83. позитивизмидеалистическое течение в философии с х гг. XIX в. исходящее из признания позитивной положительной конкретной науки единственно подлинным знанием. С претензией на наибол...Словарь исторических терминов
  84. позитивизмфранц. positivisme от лат. positivus положительный философское направление исходящее из того что все подлинное позитивное знание совокупный результат специальных наук н...Словарь по истории психологии
  85. позитивизмфранц. positivisme от лат. positivus положительный философское направление исходящее из того что все подлинное позитивное знание совокупный результат специальных наук ...Словарь по педагогической психологии
  86. позитивизмпозитивизм положительная философия позитивная философия Словарь русских синонимов. позитивизм сущ. колво синонимов позитивная философия положительная философия Слова...Словарь синонимов II
  87. позитивизмпозитивизм положительная философия позитивная философия...Словарь синонимов
  88. позитивизмпуть познания основанный на научных принципах....Словарь справочник по социальной работе
  89. позитивизмПОЗИТИВИЗМ юридический от лат. positivus положительный направление в юриспруденции сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права...Словарь юридических терминов
  90. позитивизмлат. positivus положительный философское направление объявляющее единственным источником истинного действительного знания позитивные т.е. положительные эмпирические нау...Словарь-справочник по философии
  91. позитивизмфранц. positivisme от лат. positivus положительный направление в бурж. философии и социологии возникло в х гг. в. основатель О. Конт выступившее с утверждением что фил...Советская историческая энциклопедия
  92. позитивизмфранц. positivisme от лат. positivus положительный филос. направление основанное на принципе что вс подлинное положит. позитивное знание может быть получено лишь как резу...Советский философский словарь
  93. позитивизмот лат. positivus положительный. Термин П. впервые использовал К.А. де СенСимон для обозначения метода науки который должен распространиться и на философию. О. Конт разви...Современная западная философия
  94. позитивизмПОЗИТИВИЗМ французское positivisme от латинского positivus положительный философское направление исходящее из того что все подлинное позитивное знание совокупный резуль...Современная энциклопедия
  95. позитивизмПОЗИТИВИЗМ франц . positivisme от лат. positivus положительный философское направление исходящее из того что все подлинное позитивное знание совокупный результат специа...Современный энциклопедический словарь
  96. позитивизмлат. positivus положительный парадигмальная гносеометодологическая установка согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного не фило...Социологическая энциклопедия
  97. позитивизмPOSITIVISM Подход в философии науки характеризуется главным образом идеей согласно которой наука может иметь дело только с наблюдаемыми объектами непосредственно известны...Социологический словарь
  98. позитивизмpositivism. Философское течение согласно которому существуют тесные связи между социальными и естественными науками оперирующими в рамках общей логической системы....Социология
  99. позитивизмсоциальнофилософское и социологическое направление Конт Спенсер Милль и др. характеризующееся стремлением исходить из позитивного т.е. данного фактического устойчивого не...Социология (в 3-х томах) - словарь по книге
  100. позитивизмлат. positivus положительный философия конкретнонаучного знания отрицающая познавательную и практическую ценность традиционной философской тематики особенно проблем онтол...Тематический философский словарь
  101. позитивизмPositivism. Определенная позиция в современной философии края делает акцент на анализе языка поскольку видит в нем наиболее важную функцию философии. Иногда позитивизм на...Теологический энциклопедический словарь
  102. позитивизмпозитивизм [фр. positivisme lt лат. positivus положительный] идеалистическое направление современной буржуазной философии пытающееся возвыситься над материализмом и идеа...Толковый словарь иностранных слов
  103. позитивизмПОЗИТИВИЗМ а м. Направление в философии утверждающее чтоединственным источником подлинного знания являются специальные науки иотрицающее философию как особую отрасль знан...Толковый словарь Ожегова
  104. позитивизмПОЗИТИВИЗМ позитивизма мн. нет м. от латин. positivus положительный книжн. . Разновидность субъективноидеалистического философского направления основанная фр. философом ...Толковый словарь русского языка II
  105. позитивизмпозитивизм позитивизм а м. Направление в философии утверждающее что единственным источником подлинного знания являются специальные науки и отрицающее философию как особую...Толковый словарь русского языка II
  106. позитивизмПОЗИТИВИЗМ а м. Направление в философии утверждающее что единственным источником подлинного знания являются специальные науки и отрицающее философию как особую отрасль зн...Толковый словарь русского языка
  107. позитивизмУдарение в слове позитивизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове позитивизм...Ударение и правописание
  108. позитивизмRzeczownik позитивизм m pozytywizm m...Универсальный русско-польский словарь
  109. позитивизмположительный фактический влиятельное философское направление XIXXX вв. Прошел несколько этапов своего развития. Возник в середине XIX века что было связано с бурным раз...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  110. позитивизмнаправление в философии XIX первой половины XX вв. Возникло во Франции в е г. Основоположник О. Конт. История позитивизма насчитывает волны. Первый позитивизм начал офо...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  111. позитивизмодно из направлений философии представители которого исходят из того что единственно надежным и практически важным для человечества видом познания и знания является то ко...Философия науки
  112. позитивизмнаучная доктрина в основе которой лежит изучение общих закономерностей и тенденций развития научного познания как особого рода деятельности в противовес классической фило...Философия науки и техники
  113. позитивизмфранц. positivisme от лат. positivus положительный философия возникшая в XIX веке и исходившая из того что бытием обладают только конкретные верифицируемые физические фа...Философия политики
  114. позитивизмот лат. positivus положительный филос. направление исходящее из тезиса о том что все подлинное положительное позитивное знание может быть получено лишь как результат от...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  115. позитивизмлат. positivus положительный направление немарксистской философии объявляющее единственным источником истинного действительного знания конкретные эмпирические науки и от...Философский энциклопедический словарь
  116. позитивизмпозитивизм позитивизмы позитивизма позитивизмов позитивизму позитивизмам позитивизм позитивизмы позитивизмом позитивизмами позитивизме позитивизмах Источник Полная акцент...Формы слова
  117. позитивизмПозитивизм Позитив Пим Пиит Пиво Пво Опт Пот Мотив Мот Поти Птоз Тим Тип Типизм Моп Митоз Тоз Миот Том Миозит Мио Мвт Иов Зов Воз Визит Топ Вип Вит Витим Зот Извоз Изм Из...Электронный словарь анаграмм русского языка
  118. позитивизмПозитивизм см. Конт....Энциклопедический словарь
  119. позитивизмсм. Конт....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  120. позитивизмПОЗИТИВИЗМ лат. positivus положительный парадигмальная гносеометодологическая установка согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо на...Энциклопедия История философии
  121. позитивизмот лат. positivus положительный англ. positivism нем. Positivismus. Социальнофилос. направление О. Конт Г. Спенсер Дж. С. Милль и др. характеризующееся стремлением исхо...Энциклопедия социологии