Философская энциклопедия

ПОДРАЖАНИЕ

ПОДРАЖАНИЕ
в психологии, воспроизведение индивидами и социальными группами воспринимаемого ими поведения других индивидов и групп.
Ещё Аристотель приписывал П. важнейшую роль в формировании человека. Тард в П. видел основу развития общества. В биологизаторско-инстинктивистских концепциях(Мак-Дугалл идр.)подчёркивается врождённый характер П. В рамках ассоцианизма П. рассматривается как особый вид воздействия, при котором реакция объекта П. становится условным стимулом длясобств.реакции субъекта П. на стимул. В бихевиоризме П. объясняется с позиций теории научения и рассматривается как результат подкрепления соответствующего поведения посредством прямых и косвенных видов поощрения и наказания. Сочетание ассоцианистских и бихевиористских влияний содержится в исследованиях П., основанных на концепции «замещающего научения»(А. Бандура идр.). Некоторые психологи отрицают существование единого механизма П., разделяя его на ряд самостоят. видов.
Фундаментальную основу изучения П. составило исследование И. П. Павловым условных и безусловных рефлексов, первой и второй сигнальных систем. В работах Л. С.Выготского П. рассматривается как один из важнейших факторов развития высших форм поведения человека, подчёркивается связь способности к П. с возможностями субъекта и пониманием им ситуации, подвергаются критике механистич. и интеллектуалист-ские интерпретации П. Различные аспекты П. всов.науке изучались с позиций общей(А. Н. Леонтьев идр.), сравнительной(Н. П. Ладыгина-Котс), педагогической(В. А. Просецкий идр.), возрастной психологии, а также палеопсихологии(Б. Ф. Поршнев).
При социально-психологич. изучении П. исследуетсягл. обр.взаимодействие социально-типич. субъектов и объектов П. П. изучается, с одной стороны, как результат социального воздействия(напр., влияние референтных групп, конформизм), с другой — как разновидность и средство социального воздействия, как один из путей приобщения индивида к социальному и культурному опыту.
Тард Г., Законы П.,пер.сфранц.,СПБ,1892; Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М.,1960; Парыгин Б.Д., Основы социально-психологич. теории М.,1971; Millеr N., Dollard J., Social learning and imitation, New Haven — L.,1962; Social facilitation and imitative behavior, Boston, 1968.
II
в эстетике, один изосн.принциповантич.эстетики, а также классицистич. эстетики 16—18вв.
Взгляд на искусство как П.(мимесис)высказывался в пифагореизме(музыка как П. небесной гармонии ит.п.), был развит Платоном и Аристотелем. Поскольку, согласно Платону, видимый мир есть П. высшему миру идей, искусство, подражающее реальности, представляет собой лишь П. подражанию. Аристотель считал, что стремление к П. свойственно живым существам вообще, а людям в особенности(Поэтика1448b 5); П. составляет сущность искусства, оно доставляет удовольствие даже тогда, когда изображается отвратительное; способ и объект П. являются конституирующими признакамилит.жанров. Если Платон осуждал изображение уродливого, нравственно предосудительного в искусстве, то Аристотель допускал его, хотя и ставил комедию ниже эпоса и трагедии, поскольку в ней подражают «худшим людям»(Поэтика1449а 32 слл.).
В новое время идея П. получила широкое распространение в эстетике классицизма. Ш. Батте,напр., в работе «Изящные искусства, сведённые к единому принципу»(«Les beaux arts reduits a un meme principe», 1746)считал таким единым для всех искусств принципом П. При этом для классицистов достойна П. только «прекрасная природа»,т. е.то в природе, что соответствует эстетич. канону, идее прекрасного; лучшим способом приблизиться к ней признавалось П. идеальным образцамантич.исква.
Понятие «П. природе» было подвергнуто критикенем.классич. идеализмом(Кант, Шеллинг, Гегель), а также романтич. эстетикой, выдвинувшей на первый план роль фантазии, воображения, субъективного начала, личности самого творца. В реалистич. эстетикесер.19в.термин «П. природе» заменяется понятием правдивого воспроизведения действительности и в дальнейшем в эстетич. концепциях 19—20вв.не употребляется.
Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетич. категорий, М.,1965,с.204—36; Verdе?ius W. J., Mimesis. Plato's doctrine of artistic imitation and its meaning to us, Leiden,1949; Koller H., Die Mimesis in der Antike: Nachahmung. Darstellung. Ausdruck, Bern,1954; S o r b o m G., Mimesis and art. Studies in the origin and early development of an aesthetic vocabulary,Stockh., 1966.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ПОДРАЖАНИЕ
как невольное (пассивное), так и сознательное (активное) повторение чужого поведения в интонации и жестах, совершаемое по самым различным мотивам; оно свойственно поведению как животных, так и людей, как при игре, так и при упражнениях или учении, применяется в развитии речи, искусства, нравов, мод и т. д. «Все большие ценности, которыми человек может пользоваться в своей творческой профессиональной деятельности, в семье, в дружбе, в религии и искусстве, – все они оставались бы не раскрытыми для индивидов, если бы подражание не давало им в руки ключ к этим сокровищам» (Фиркандт). Тард («Les Lois de Г imitation», 1890) рассматривал подражание как самую важную в обществе формирующую силу; Ницше – как средство всех культур. Образец, достойный подражания, является одним из важнейших факторов воспитания. На подражание как эстетический принцип указывал в своей поэтике еще Аристотель, учивший, что искусство есть подражание природе, которая дает человеку образцы для подражания и тем самым вызывает у него стремление к подражанию. Для идеалистического же понимания сущность искусства состоит в идеализации образцов природы. Р. Касснер считал, что в искусстве человек подражает богам.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ПОДРАЖА́НИЕ
(в эстетике) – понятие домарксистской эстетики, употреблявшееся для обозначения сущности и назначения иск-ва как средства познания и воспроизведения действительности. Для античного учения о П. (мимесиса), встречающегося уже у пифагорейцев и систематически развитого Платоном и Аристотелем, характерно представление об иск-ве как о реализации чего-то уже имеющегося в природе. Идея творения вообще чужда антич. философии. Согласно Аристотелю, продукты искусства являются результатом соединения изначально существующей формы и материи; художник не творит самих форм и вообще не создает ничего такого, чего не было бы в природе, он лишь подражает красоте космоса. "Делать медь круглой это не значит делать круглое..., но (делать) нечто другое, именно (реализовать) эту форму в другом" (Met., VII, 8, 1033а). Новое понимание художеств. П. вырабатывается на закате антич. мира эстетикой неоплатонизма. Плотин рассматривает мировое божество как демиурга, творящего прообразы и формы (эйдосы) всех вещей; поэтому иск-во подражает у Плотина не природе, не видимым вещам, а идеальным эйдосам, мировому уму или деятельности демиурга. "Почему оно (небо) движется по кругу? Потому что оно подражает уму? И чему присуще движение, (первоначально) душе или телу Неба? (Конечно душе)" ("О движении неба", II 2,1). В ср.-век. христ. эстетике, рассматривающей иск-во как несовершенный чувств. отблеск идеальной божеств. красоты мира, преобладает аллегорич. и символич. толкование иск-ва. Подобно Плотину и неоплатоникам, ср.-век. философы видят в иск-ве П. не "прекраснейшему космосу", а рационально познаваемому божеств. началу, или идеальному "архетипу" вещей. Природа, в понимании ср.-век. философии, – собрание мертвых, лишенных жизни и деятельности форм; истинным творцом всей природы является бог, а художник лишь слепо подражает его деятельности или его символич. атрибутам – свету, напр., как в "Ареопагитиках", или идеальным числам, как у Августина. Фома Аквинский, как и антич. философы, считает, что формы не изобретаются художником, а изначально содержатся в его душе. Он развивает высказанную Аристотелем мысль о деятельности художника или ремесленника как о приложении готовой формы к материи. "Форма предшествует умопостигаемому бытию, как это бывает у тех, кто действует своим интеллектом; так подобие дома заранее существует в мысли зодчего. И это можно назвать идеей дома, ибо мастер намеревается уподобить дом той форме, которую он задумал в мысли" ("Summa theologica", I 15, 1).
Философы эпохи Возрождения в борьбе против ср.-век. эстетич. теорий возродили антич. представление об иск-ве как П. природе на основе пантеистич. истолкования природы как активного, деятельного начала, заключающего в себе принцип самодвижения и развития. Представление об иск-ве как "зеркале" природы получает широкое развитие у всех крупнейших мыслителей и художников Возрождения – Л. Б. Альберти, Дюрера и др. В отличие от антич. и ср.-век. эстетики, эстетика Возрождения впервые истолковала принцип П. как принцип творчества: художник не прилагает готовую форму к материи, а сам творит все формы вещей. В противоположность Аристотелю и Фоме Аквинскому философ-неоплатоник Марсилио Фичино понимает создание дома прежде всего как изобретение, творчество самой формы, идеи дома. "Вначале архитектор зачинает в душе... план здания и как бы его идею. Затем в меру сил он сооружает дом таким, каким он его замыслил. Кто будет отрицать, что дом – тело и что, вместе с тем,он похож на бестелесную идею мастера, по подобию которой он создан?" (цит. по кн.: "Памятники мировой эстетич. мысли", т. 1, М., 1962, с. 503). Но человек творит не только формы вещей – даже свою собств. форму он создает сам. По словам итал. философа-гуманиста Пико делла Мирандолы, человек – "свободный и славный" мастер своей формы: он, как скульптор, создает свой образ. Художник подобен богу, он как бы заново творит все формы вещей, всю природу, придавая ей идеальный образ гармонии и меры.
Эстетика Возрождения чрезвычайно широко понимает принцип П., связывая его с "божественным" энтузиазмом, с вдохновением, фантазией, выступающей как орган художеств. П. Именно благодаря фантазии, творящей идеальные формы вещей, живопись достигает верховного положения в системе др. иск-в и знаний. "...Живопись, – говорит Леонардо да Винчи, – должна быть поставлена выше всякой деятельности, ибо она содержит все формы как существующего, так и несуществующего в природе" (цит. по кн.: "Мастера иск-ва об иск-ве", т. 1, М., 1939, с. 31). П. становится универсальной категорией и рассматривается как сущность всякого иск-ва вообще – не только живописи, но, в частности, поэзии и музыки. Взгляд на поэзию как на П. развивает Боккаччо в своей знаменитой "Апологии поэзии". "Этот термин (подражание природе), возможно, вызовет меньше возражений (чем подражание философии), поскольку поэт всячески старается отразить в благозвучных стихах либо влияние самой природы, либо ее вечные и неизменные проявления – формы, привычки, речи и действия всех одушевленных вещей, движение неба и звезд, разрушительную силу ветра, шум и потрескивание пламени, грохот морского прибоя, высокие горы, тенистые рощи и течение реки..." (цит. по кн.: Гилберт К. и Кун Г., История эстетики, М., 1960, с. 199). Авторы многочисл. трактатов, посвященных поэзии и музыке, – Сперони, Триссино, Кастельверто, Скалигер, Салинас, Царлино, Галилей – возрождают аристотелевское учение о поэзии и музыке как П., дают обширные истолкования сущности, средств и форм П. Однако уже к 16 в. относятся первые критич. нападки на теорию П. В 1586 итал. философ Патрици опубликовал два тома "Поэтики", в к-рой в духе субъективистских идей маньеризма противопоставил понятия "подражание" и "выражение", считая, что именно выражение внутр. духовного мира художника является отличит. особенностью поэзии и иск-ва вообще. Это противопоставление П. и выражения выдвигалось в 17 в. в эстетике барокко, а в дальнейшем – эстетикой "Бури и натиска" в Германии и эстетикой романтизма в Германии и Франции.
Широкое распространение принцип П. получает в эстетике классицизма, к-рая понимала его как П. рационалистически трактованной природе, ограничивая роль фантазии и воображения в иск-ве. Известный франц. художник-классицист Пуссен, утверждая, что сущность иск-ва заключается в "подражании всему, что находится под солнцем" (Письма Пуссена, М.–Л., 1939, с. 195), говорил: "искусство не отличается от природы, не может выйти за ее пределы" (цит. по кн.: "Мастера искусства об искусстве", т. 1, М., 1937, с. 581). Баттё в работе "Изящные искусства, сведенные к единому принципу", считал, что этим единым для всех видов иск-в принципом является П. Однако посредством П. иск-во не создает ничего нового, оно порождает лишь фикции, вымышленные образы вещей. "Что такое живопись? – спрашивает Баттё. – Подражание видимым предметам. В ней нет ничего реального, истинного, все в ней призрачно и ее совершенство зависит от степени сходства с действительностью" (цит. по кн.: "Памятники мировой эстетич. мысли", т. 2, М., 1964, с. 380). П. природе не должно быть непосредственным. "...Необходимо такое подражание, – говорит Баттё, – где видна природа, но природа, какой она должна быть и какой ее может себе представить разум" (там же, с. 381). Т.о., классицистич. теория П. фактически подчиняла иск-во нормативным правилам "хорошего вкуса". В англ. эстетике 18 в. принцип П. наиболее отчетливо формулируется Э. Бёрком, согласно к-рому П. наряду с симпатией составляет одну из гл. социальных страстей. "Подражание, – пишет Бёрк, – несравненно больше, чем наставление, дает нам возможность все познать... Оно определяет наши привычки, наши мнения, наш образ жизни. Оно служит одной из самых сильных связей внутри общества; является своего рода взаимной уступчивостью, которую люди проявляют в отношении друг к другу... Именно в подражании заключено одно из главных искусств" ("A philosophical inquiry into the origin of our ideas of the sublime and beautiful", L., 1958, p. 49).
В Германии идею П. природе развивали Баумгартен, Зульцер, Винкельман и др. Лессинг ставит проблему границ и взаимоотношения различных видов иск-в как проблему специфич. предмета и форм П. в живописи и поэзии. Вместе с тем он выступает против ограниченной классицистич. трактовки П. – "... или подражание природе не должно быть принципом искусства, или, если ему следуют, искусство перестает быть искусством..." (Избр. произв., М., 1953, с. 563) – и пытается дополнить принцип П. принципом воспроизведения природы. Идея П. в нем. эстетике 18 в. рассматривается по отношению не только к живописи и поэзии, но и к театру (см. J. Schlegel, Von der Nachahmung, 1745).
Принцип П. подвергается глубокой критике в эстетике нем. классич. идеализма. Кант, Фихте, Гегель отвергают концепцию иск-ва как П. природе. "Каждый согласится с тем, – писал Кант, – что гениальность вполне противоположна духу подражания" ("Критика способности суждения", СПБ, 1896, с. 180). Шеллинг считал, что не иск-во подражает природе, а, напротив, сама природа строится на тех же закономерностях, к-рые обнаруживаются в художеств. деятельности.
В рус. эстетич. лит-ре представление об иск-ве как "подражании естеству" развивали теоретики классицизма (Тредиаковский, Карамзин, Александровский, Мерзляков и др.). Согласно этим представлениям, П. природе врождено человеч. натуре и различается по своей форме и средствам. Рус. революц.-демократич. эстетика подвергла критике П. природе "по идеалу" и выступила с обоснованием реалистич. принципа "воспроизведения" природы (см. Н. Г. Чернышевский, О поэзии. Соч. Аристотеля, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1949).
Марксистская эстетика, понимая иск-во как форму отражения действительности, рассматривает процесс художеств. отражения в связи с обществ.-историч. практикой, с творч. деятельностью человека "по законам красоты". С этой т. зр. концепции П., хотя и содержат в зародыше элементы диалектич. понимания художеств. отражения, в целом характерны для созерцат.-материалистич. взглядов на иск-во.
Лит.:Аристотель, Поэтика, М., 1957; Асмус В. Ф., Иск-во и действительность в эстетике Аристотеля, в сб.: Из истории эстетич. мысли древности и средневековья, М., 1961; История искусствознания, М., 1963; Schenker M., Charles Batteux und seine Nachahmungstheorie in Deutschland, Lpz., 1909; Landsberger F., Die Naturnachahmung in der italienischen Renaissance, "Zeitschrift für bildende Kunst" 1915, Bd 26; Ρanofsky E., "Idea". Ein Beitrag zur Begriffs-geschichte der älteren Kunsttheorie, Lpz.–В., 1924; Serauky W., Die musikalische Nachahmungsästhetik in Zeitraum von 1700 bis 1850, Münster, 1929; Utitz E., Geschichte der Ästhetik, В., 1932, S. 17–21; Gilbert Κ. Ε., Aesthetic imitation and imitators in Aristotle, "The Philosophical Review", 1936, v. 45; Verdenius W. J., Mimesis. Plato's doctrine of artistic imitation and its meaning to us, Leiden, 1949; Hathaway В., The age of criticism. The late renaissance in Italia, Ithaca (N. Y.), [1962]; Tubach F. С., Die Naturnachahmungstheorie: Batteux und die Berliner Rationalisten, "Germanisch-romanische Monatsschrift", 1963, Bd 13, H. 3.
В. Шестаков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.


Синонимы:
архаизация, воспроизведение, гипокризия, гипокритство, заимствование, имитация, копирование, мимесис, мимология, обезьянничание, обезьянничанье, обезьянничество, обезьянство, пародия, плагиат, повторение, подражательство, приверженность, следование, стилизация, эмуляция, эпигонство


  1. подражаниеследование некоему примеру образцу самостоятельное копирование действий воспринятых у других. У человека играет решающую роль в присвоении общественного опыта. Встречаетс...Словарь практического психолога
  2. подражаниеследование какомулибо примеру образцу. П. встречается на разных возрастных этапах см. возраст индивидуального развития у человека. Несмотря на внешнее сходство за явления...Большая психологическая энциклопедия
  3. подражаниеПОДРАЖАНИЕ понятие широко употреблявшееся в истории эстетики для обозначения сущности и назначения искусства как средства воспроизведения действительности. Идея П. мимези...Большая советская энциклопедия
  4. подражаниепонятие широко употреблявшееся в истории эстетики для обозначения сущности и назначения искусства как средства воспроизведения действительности. Идея П. мимезиса была в...Большая Советская энциклопедия II
  5. подражаниестарославянск. драга буквально означает идти той же дорогой что и ктолибо другой неосознаваемая тенденция непроизвольно повторять слова действия поведение когото из окру...Большая энциклопедия по психиатрии
  6. подражаниес. imitazione f ricalco m scimiottatura f scimmiottata f обезьянничанье scopiazzatura f предосуд. Итальянорусский словарь. Синонимы архаизация воспроизведение гипокризия ...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. подражаниеподражание с Nachahmung f c достойный подражания nachahmungswrdigСинонимы архаизация воспроизведение гипокризия гипокритство заимствование имитация копирование мимесис ми...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. подражаниесNachahmung fдостойный подражания nachahmungswrdig архаизация воспроизведение гипокризия гипокритство заимствование имитация копирование мимесис мимология обезьянничание...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. подражаниеПОДРАЖАНИЕ англ. imitation воспроизведение одним субъектом движений действий поведения др. субъекта. Син. имитация мимезис. П. один из путей усвоения общественного опыт...Большой психологический словарь
  10. подражаниеimitation mimesis mimetism...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  11. подражаниес.imitacin fе подражаuние imitacin ciega...Большой русско-испанский словарь
  12. подражаниекомучему сущ. ср. роданаслдування подражание птицам наслдування птахв...Большой русско-украинский словарь
  13. подражаниес. imitation f pastiche m стилю манереem...Большой русско-французский словарь
  14. подражаниеimitation копирование поведения других. Исследовано социальными теоретиками обучения например Бандурой которые относят подражание к важным средствам обучения противопост...Большой толковый социологический словарь
  15. подражаниеангл. imitation нем. Nachahmung. . Следование к.л. примеру образцу. . Сознательное или несознательное повторение чужого поведения в интонациях жестах словах поступках и ...Большой толковый социологический словарь II
  16. подражаниес.imitation f pastiche m стилю манере архаизация воспроизведение гипокризия гипокритство заимствование имитация копирование мимесис мимология обезьянничание обезьянничань...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. подражаниефилософскоэстетическое понятие восходящее к античнымучениям о мимесисе и характеризующее сущность художественноговоспроизведения мира подражание природе как реализация из...Большой энциклопедический словарь II
  18. подражаниеПОДРАЖАНИЕ философскоэстетическое понятие восходящее к античным учениям о мимесисе и характеризующее сущность художественного воспроизведения мира подражание природе как...Большой энциклопедический словарь III
  19. подражаниеПОДРАЖАНИЕ философскоэстетическое понятие восходящее к античным учениям о мимесисе и характеризующее сущность художественного воспроизведения мира подражание природе ка...Большой Энциклопедический словарь V
  20. подражаниевоспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения....Глоссарий по политической психологии
  21. подражаниевоспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения....Глоссарий по политической психологии II
  22. подражаниефилософскоэстетическое понятие восходящее к античным учениям о мимесисе и характеризующее способ и сущность художественного воспроизведения мира подражание природе как ре...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. подражаниепераймаfontньне...Кароткі расейска-беларускі фізыялягічны слоўнік
  24. подражаниеот драгa дорога буквально следование той же дорогой воспроизведение одним субъектом действий другого субъекта следование примеру как желание или бессознательное действи...Краткий психолого-филологический словарь
  25. подражаниеПодражание imitatio simulatio speculum Homerici operis...Латинский словарь
  26. подражаниеПОДРАЖАНИЕ. От заимствования см. подражание отличается тем что там центр тяжести лежит на собственной переработке здесь же особенно важен элемент сходства. Подражание выт...Литературная энциклопедия
  27. подражаниеПОДРАЖАНИЕ литературное сознательное воспроизведение некоего литературнохудожественного образца. П. как правило обусловлено преемственностью традиций близостью эпох сходс...Литературный энциклопедический словарь
  28. подражаниея ср.em Действие по знач. глаг.em подражать.Подражание взрослым. Склонность к подражанию.em Нет на свете человека менее оригинального чем ваш покорнейший слуга. Я должн...Малый академический словарь
  29. подражаниекорень ПОДРАЖА суффикс НИ окончание Е Основа слова ПОДРАЖАНИВычисленный способ образования слова Суффиксальный ПОДРАЖА НИ Е Слово Подражание содержит следующие мо...Морфемный разбор слова по составу
  30. подражаниеНачальная форма Подражание винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  31. подражаниеподражание ср. Процесс действия по знач. глаг. подражать. То же что подражательство....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  32. подражаниеосознанное или неосознанное копирование индивидом особенностей выполнения операций другим индивидом осуществляемое при совместном выполнении операций или при наблюдениях ...Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
  33. подражаниеподражание подражание я...Орфографический словарь
  34. подражаниеu сu Пр.u о подражании архаизация воспроизведение гипокризия гипокритство заимствование имитация копирование мимесис мимология обезьянничание обезьянничанье обезьянничест...Орфографический словарь русского языка
  35. подражаниест.слав. проверять край метод учения научения состоящий в непосредственном присвоении обучающимся заданных образцов слов действий поведения творческой деятельности в пр...Основы духовной культуры
  36. подражаниевид научения осознанное или неосознанное следование примеру образцу действия манере поведения общения и т. д. На П. основано использование примера как способа обучения и ...Педагогический словарь
  37. подражаниеследование к.л. примеру образцу воспроизведение одним человеком движений действий поведения другого человека. В развитии ребнка П. один из путей усвоения общественного о...Педагогический терминологический словарь
  38. подражаниеследование какомулибо примеру образцу. П. встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития у человека. Несмотря на внешнее сходство за явлениями П. у разн...Политическая психология. Словарь-справочник
  39. подражаниеподражание подражания подражания подражаний подражанию подражаниям подражание подражания подражанием подражаниями подражании подражаниях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  40. подражаниеОрфографическая запись слова подражание Ударение в слове подражание Деление слова на слоги перенос слова подражание Фонетическая транскрипция слова подражание [падржанэ]...Полный фонетический разбор слов
  41. подражаниеПОДРАЖАНИЕstrong лироэпический жанр в поэзии и первой половины вв. стихотворение навеянное творчеством какоголибо поэта или стилизованное в духе поэзии данного автора....Поэтический словарь
  42. подражаниесоциальнопсихическое явление заключающееся в непроизвольном а иногда и произвольном копировании чужих действий форм поведения паринятии чужих социальных ценностей и т.д. ...Прикладные аспекты современной психологии
  43. подражаниекак невольное пассивное так и сознательное активное повторение чужого поведения в интонациях и жестах совершаемое по самым разным мотивам. Образец достойный подражания яв...Профессиональное образование
  44. подражаниепсихологический механизм воздействия людей друг на друга в результате которого происходит неосознанное воспроизводство личностных черт и поведенческих паттернов....Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников
  45. подражаниев социальной психологии способ воздействия при котором объект влияния по собственной инициативе начинает следовать образу мыслей или поступкам воздействующего на него су...Психологический лексикон
  46. подражаниеПодражание самостоятельное копирование действий воспринятых у других. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Посредством подражания в раннем...Психологический словарь
  47. подражаниеКатегория. Форма научения. Специфика. Самостоятельное копирование действий воспринятых у других. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Посредс...Психологический словарь II
  48. подражаниев социальной психологии способ воздействия при кром объект влияния по собственной инициативе начинает следовать образу мыслей или поступкам воздействующего на него субъе...Психология общения. Энциклопедический словарь
  49. подражаниеследование какомулибо примеру образцу. П. встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития у человека и у животных. Несмотря на внешнее сходство за явлени...Психология развития словарь
  50. подражаниеследование какомул. примеру образцу произвольное или непроизвольное воспроизведение чьихл. движений действий манер поступков и т.д. П. играет большую роль в процессе разв...Психомоторика словарь-справочник
  51. подражаниенаслдування кого чого. В ние кому слдом слдком за ким дучи слдом за ким наслдуючи кого....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  52. подражаниеВ подражание кому чему.hНаслдуючи кого що дучи за ким за чим слдом за ким за чим у слд уступати чий....Російсько-український словник сталих виразів
  53. подражаниеследование к.л. примеру образцу воспроизведение одним субъектом движений действий поведения др. субъекта. В развитии ребнка П. один из путей усвоения обществ. опыта. Осо...Российская педагогическая энциклопедия
  54. подражаниеподражание яСинонимы архаизация воспроизведение гипокризия гипокритство заимствование имитация копирование мимесис мимология обезьянничание обезьянничанье обезьянничество...Русский орфографический словарь
  55. подражаниеСр . yamslama tqlid etm . tqlid . oxatma bnztm....Русско-азербайджанский словарь
  56. подражаниеimitating...Русско-английский морской словарь
  57. подражаниеср.imitation imitative behavior matcheddependent behavior mimicry mimetic response неосознанное подражание поведению других людей непреднамеренное подражание преднамеренн...Русско-английский психологический словарь
  58. подражаниеподражание с.iimitation...Русско-английский словарь
  59. подражаниеподражание с. imitation манерам голосу и т. п. mimicry подражатель м. подражательница ж. imitator имитатор mimic mimicker....Русско-английский словарь II
  60. подражаниеimitating архаизация воспроизведение гипокризия гипокритство заимствование имитация копирование мимесис мимология обезьянничание обезьянничанье обезьянничество обезьянств...Русско-английский словарь по машиностроению
  61. подражаниеmimicking...Русско-английский словарь по нефти и газу
  62. подражаниеmirroring искусное emulation spoof spoofing...Русско-английский словарь по электронике
  63. подражаниеN...Русско-армянский словарь
  64. подражаниеСр. перайманне мтаванне наследаванне см. подражатьнаследаванне мтацыя подражание мрамору мтацыя мармуру пад мармур...Русско-белорусский словарь
  65. подражаниеср. перайманне ср. iмтаванне ср.i мтацыя жен. iнаследаванне ср. iсм.i подражатьi наследаванне ср. мтацыя жен. iподражание мрамору мтацыя мармуру пад мармур...Русско-белорусский словарь II
  66. подражаниеutnzs комучемуem vnekem az utnzsa kvetse имитацияem utnzat Синонимы архаизация воспроизведение гипокризия гипокритство заимствование имитация копирование мимесис мимол...Русско-венгерский словарь
  67. подражаниеподражание с имитация...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  68. подражаниеподража Синонимы архаизация воспроизведение гипокризия гипокритство заимствование имитация копирование мимесис мимология обезьянничание обезьянничанье обезьянничество о...Русско-ивритский словарь
  69. подражание.см. подражать подражание голос у птиц старды нне елктеу подражание взрослым ересектерге елктеу.имитация сатып стелген нрсе елктеп жасалан зат....Русско-казахский словарь
  70. подражаниеелктеу...Русско-казахский терминологический словарь «Медицина»
  71. подражаниеелктеу...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  72. подражаниеср. . действие тууроо окшоштуруп тууроо . имитация окшоштуруп жасоо туурап жазуу подражание народной сказке эл жомогун туурап жазуу эл жомогуна ээрчип жазуу....Русско-киргизский словарь
  73. подражаниеmfng fngxioсделать чтол в подражание чемулибо . о произведении и т. п.em mfng zupn fngzhpnСинонимы архаизация воспроизведение гипокризия гипокритство заимствование им...Русско-китайский словарь
  74. подражаниеimitana atdarinana atdarinjums imitcija imitjums pakadarinjums...Русско-латышский словарь
  75. подражаниеmgdiojimas pamgdiojimas pasekimas sekimas I...Русско-литовский словарь
  76. подражаниелиянь лацакоряс тиема...Русско-мокшанский словарь
  77. подражаниес. Nachahmung f....Русско-немецкий словарь
  78. подражаниекомул. чемул.em Nachahmung...Русско-немецкий словарь по искусству
  79. подражаниеNachahmung...Русско-немецкий экономический словарь
  80. подражаниеNachahmung Nachbildung...Русско-немецкий юридический словарь
  81. подражаниеNabootsing...Русско-нидерландский словарь
  82. подражаниеподражаниес ....Русско-новогреческий словарь
  83. подражаниеetterlikning imitasjon etteraping ettergjring архаизация воспроизведение гипокризия гипокритство заимствование имитация копирование мимесис мимология обезьянничание обезь...Русско-норвежский словарь
  84. подражание. naladowanie. naladownictwoblockquote...Русско-польский словарь
  85. подражаниесimitao f архаизация воспроизведение гипокризия гипокритство заимствование имитация копирование мимесис мимология обезьянничание обезьянничанье обезьянничество обезьянств...Русско-португальский словарь
  86. подражаниеПодражаниеigizo ma kiigizo vi mwigizo mi mwigo mi uigaji ед.em manukuu мн.em tanakali подражание чьимл. действиям matendo уa maigizo мн....Русско-суахили словарь
  87. подражаниеподражание талид талид кардан талидкор...Русско-таджикский словарь
  88. подражаниес .см. подражать п. голосу птиц кошлар тавышына охшату п. взрослым лкннрг охшарга тырышу .охшатып ияреп эшлнгн нрс...Русско-татарский словарь
  89. подражаниесtaklit diem yknme zenmeподражание Западу Baty taklit архаизация воспроизведение гипокризия гипокритство заимствование имитация копирование мимесис мимология обезьяннича...Русско-турецкий словарь
  90. подражаниеtaqlid...Русско-узбекский словарь Михайлина
  91. подражаниеimitace napodobenina napodoben napodobovn npodoba...Русско-чешский словарь
  92. подражаниеefterhrmning.strong efterhrmning...Русско-шведский словарь
  93. подражание.strong imiteerimine.strong jljend jljendamine jreletegemine matkimine matkis...Русско-эстонский словарь
  94. подражаниегреч.em mimesis лат. imitatio. П. природе определяет согласно античным представлениям отношение искусства к действительности. Способность к П. отличает искусство в узком ...Словарь античности
  95. подражаниеимитационное научение способ передачи информации от поколения к поколению зоосоциальным путем....Словарь дрессировщика
  96. подражаниеСм. Имитационное научение....Словарь дрессировщика
  97. подражаниеэстетическое понятие восходящее к античным учениям о мимесисе копирование образцов движений действий способ усвоения новых форм поведения и деятельности а также литератур...Словарь исторических терминов
  98. подражаниесоциальнопсихологический механизм воздействия имитативная деятельность состоит в воспроизведении копировании двигательных и иных культурных стереотипов. Громадно его знач...Словарь конфликтолога
  99. подражаниеВсе то что ребенок не может выполнить самостоятельно но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве с помощью наводящих вопросов...Словарь Л. С. Выготского
  100. подражаниеПОДРАЖАНИЕ. От заимствования см. подражание отличается тем что там центр тяжести лежит на собственной переработке здесь же особенно важен элемент сходства. Подражание выт...Словарь литературных терминов
  101. подражаниесознательное или бессознательное Воспроизведение повторение человеком того что делают другие люди. Подражание один из основных способов приобретения жизненного опыта осо...Словарь по конфликтологии
  102. подражаниесознательное или бессознательное Воспроизведение повторение человеком того что делают другие люди. Подражание один из основных способов приобретения жизненного опыта особ...Словарь по конфликтологии II
  103. подражаниекопирование чужих движений действий способ усвоения новых форм поведения и деятельности....Словарь по педагогической психологии
  104. подражаниеПодражание воспроизведение копия пародия плагиат. Здесь подражание достигает высоты оригинала. Ср. Повторение. См. воспроизведение изображение повторение делать в подраж...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  105. подражаниерабское подражаниеСинонимы архаизация воспроизведение гипокризия гипокритство заимствование имитация копирование мимесис мимология обезьянничание обезьянничанье обезьянни...Словарь русской идиоматики
  106. подражаниеподражаниеВоспроизведение копия пародия плагиат.Здесь подражание достигает высоты оригинала. .Ср. повторение. См. воспроизведение изображение повторениеделать в подражани...Словарь синонимов II
  107. подражаниеподражание Воспроизведение копия пародия плагиат. Здесь подражание достигает высоты оригинала. . Ср. повторение. См. воспроизведение изображение повторение делать в подра...Словарь синонимов II
  108. подражаниеподражание копирование имитирование имитация воспроизведение копия пародия плагиат повторение изображение обезьянничание подражательство стилизация обезьянство эпигонство...Словарь синонимов
  109. подражаниеосознанное или неосознанное следование примеру образцу действия манере поведения общения и т. д. На П. основано использование примера как способа обучения и воспитания....Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  110. подражаниетакое завещание в котором за прегрешение первого наследника наследство передается другому. архаизация воспроизведение гипокризия гипокритство заимствование имитация копир...Словарь церковнославянского языка
  111. подражаниеh подражаниеbig сущ.сред.неод.ij ед.вин. замечаний они сделаны только в подражание рецензенту Ольги.Пр сноска. ед.род. этот дух Пустого рабского слепого подражаньяГоУ . ...Словарь языка Грибоедова
  112. подражаниев психологии воспроизведение индивидами и социальными группами воспринимаемого ими поведения других индивидов и групп. Ещ Аристотель приписывал П. важнейшую роль в формир...Советский философский словарь
  113. подражаниевоспроизведение слов поступков манер другого человека заимствование стиля поведения деятельности стиля общения предпочтений....Современная психология труда
  114. подражаниеПОДРАЖАНИЕ философскоэстетическое понятие восходящее к античным учениям о мимесисе и характеризующее сущность художественного воспроизведения мира подражание природе как...Современный энциклопедический словарь
  115. подражаниехудожественный поэтический текст основанный на какомлибо определенном первоисточнике написанном на другом языке сохраняющий с ним некоторые общие черты и развивающий поте...Толковый переводоведческий словарь
  116. подражаниеПОДРАЖАНИЕ я ср. I. см. подражать. . Произведение подражающеекакомун. образцу. Литературное п. народной сказке. Жалкое п....Толковый словарь Ожегова
  117. подражаниеПОДРАЖАНИЕ подражания ср. книжн. . только ед. Действие по глаг. подражать. Дети бывают склонны к подражанию. Сделать чтон. в подражание чемун. . Изделие произведение подд...Толковый словарь русского языка II
  118. подражаниеподражание подражание я ср. см. подражать. Произведение подражающее какомун. образцу. Литературное п. народной сказке. Жалкое п....Толковый словарь русского языка II
  119. подражаниеПОДРАЖАНИЕ я ср. I. см. подражать. . Произведение подражающее какомунибудь образцу. Литературное подражание народной сказке. Жалкое подражание...Толковый словарь русского языка
  120. подражаниепасьледаваньне перайманьне...Тэрмінолёгія лёгікі і псыхолёгіі
  121. подражаниеУдарение в слове подражаниеУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове подражание...Ударение и правописание
  122. подражаниеRzeczownik подражание n naladowanie odczas. n naladowanie odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  123. подражаниев эстетике понятие домарксистской эстетики употреблявшееся для обозначения сущности и назначения исква как средства познания и воспроизведения действительности. Для анти...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  124. подражаниекак невольное пассивное так и сознательное активное повторение чужого поведения в интонации и жестах совершаемое по самым различным мотивам оно свойственно поведению как ...Философский энциклопедический словарь II
  125. подражаниеподражание подражания подражания подражаний подражанию подражаниям подражание подражания подражанием подражаниями подражании подражаниях Источник Полная акцентуированная ...Формы слова
  126. подражаниеПОДРАЖАНИЕ catchup Обучение путем подражания копирования. Реальный экономический рост той или иной страны может происходить благодаря возможности копировать технику произ...Экономический словарь
  127. подражаниеРанд Рана Раина Раж Радон Радио Радиан Радж Рада Продажа Прод Прион Приданое Пран Пра Поридж Пора Пони Пожар Подражание Подир Подина Поджанр Подера Подание Пирон Пирен Пи...Электронный словарь анаграмм русского языка
  128. подражаниеПодражание литературное произведение почти всегда стихотворение написанное в чужом стиле свойственном отдельному писателю у Пушкина Подражание А. Шенье или целой литера...Энциклопедический словарь
  129. подражаниеПОДРАЖАНИЕ философскоэстетическое понятие восходящее к античным учениям о мимесисе и характеризующее сущность художественного воспроизведения мира подражание природе ка...Энциклопедический словарь естествознания
  130. подражаниелитературное произведение почти всегда стихотворение написанное в чужом стиле свойственном отдельному писателю у Пушкина Подражание А. Шенье или целой литературе у Байро...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  131. подражаниеангл. imitation нем. Nachahmung. . Следование к.л. примеру образцу. . Сознательное или несознательное повторение чужого поведения в интонациях жестах словах поступках и т...Энциклопедия социологии