Философская энциклопедия

ПНЕВМА

ПНЕВМА
(греч., первоначально — дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание, позднее — дух, от — дую, дышу), термин др.-греч. философии и медицины. У натурфилософов 6в.дон. э.П. употребляется для обозначения элемента «воздуха»(Ферекид из Сироса А 8; Анаксимен В 2; «бесконечная П.», вдыхаемая космосом, в пифагореизме — 58 В 30). Начало спиритуализации П. было положено отождествлением воздуха-П. с субстанцией души(псюхе)в традиции Анаксимена — Диогена Аполлонийского, у которого также впервые фиксируется представление о жизненном дыхании-П., движущемся в венах имеете с кровью; это представление проникло затем как в гиппократовскую(косскую)школу, локализовавшую источник П. в мозгу, так и в сицилийскую школу врачей, локализовавшую источник П. в сердце. Через посредство сицилийского врачанатурфилософа Филистиона из Локр между 370 и 360 до н. а. оно было воспринято Платоном и Аристотелем(Аристотель различал два вида П.: П. как вдыхаемый воздух, регулирующий температуру тела, и психич. П., постоянно испаряющуюся из крови), развито Эрасистратом в 3в.дон. э.и через школу врачей-пневматиков 1в.н. я.(объяснявшей всю жизнедеятельность потоками П., истекающими из сердца)и Галена(понимавшего П. как субстанцию-посредник между душой и телом, используемую душой в качестве орудия чувств. познания и телесных движений)дошло до нового времени в виде представления о «жизненных духах»(spiritus vitales)в крови и нервах у Андрея Везалия и Декарта.
В стоицизме II.— тончайшая и подвижнейшая субстанция(у Хригиппа — смесь огня и воздуха,SVFII 310), отождествляемая с панкосмич. имманентным божеством, «пронизывающая» космос жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм, как душа — тело, но различаясь при этом степенью интенсивности , или натяжения. Иерархия натяжений: 1) низшая ступень(габитус), сообщающая единство неорга-нич. телам; 2) «природа» , вызывающая рост растений; 3) животная душа(псюхе); 4) разум(логос)(SVFII 458—462;см.также Посидоний и Симпатия космическая). Каждая пневматич. система имеет свой центр управления — «руководящую часть»(??), соединяющуюся с периферией тела потоками П. и на микрокосмич. уровне помещающуюся у человека в сердце, на макрокосмическом — в эфире(у Зе-нона из Китиона и ХрисиппаSVFII 642—644)или солнце(у КлеанфаSVFI 499).
Полное одухотворение П. происходит в среде эл-линистич. иудаизма на рубежен. э.: уже в «Книге премудрости Соломона» II. выражает прямое вмешательство бога в мировую историю; Филон Александрийский называет П. «божеств. дух» — высшую(бессмертную и бестелесную)часть человеч. души(Leg. alleg. l, 37), а также принцип профетич. познания, превосходящий человеч. интеллект и даруемый богом. У Плутарха П. ставится в связь с иррациональными способностями души и оракульской мантикой(Def. or. 432 d). В гностицизме и герметизме П. употребляется в различных значениях(напр., у гностиков Валентина и Юсти-на так же, как у Филона); характерна роль П. как посредника: в космосе — между светом и тьмой, высшей и низшей областью мира; в человеке — между телом и душой(воздушная оболочка души, ср. Квинтэссенция — астральное тело). В магич. папирусах и у алхимиков П. — скрытая таинств. сила, которой можно овладеть для достижения определ. цели [напр., превращение металлов в золото; ср. «дух мира»(spiritus mundi)Агриппы Неттесхеймского]. У неоплатоников П. — посредник материального и нематериального, оболочка души, предохраняющая её от оскверняющего прикосновения к телу(Плотин, Эннеады II 2, 2)и от непосредств. контакта с материальным миром при чувств. восприятии(душа воспринимает отпечатки тел на пневматич. оболочке).
Вхрист.теологии " — святой Дух, 3-е лицо Троицы.
Leisegang H., Pneuma Hagion. Der Ursprung des Geistbegriffs der sinoptischen Evangelien aus der griechischen Mystik,Lpz.,1922; Verbeke G., Involution de la doctrine du pneuma du stolcisme a St. Augustin, Louvain — P.,1945; Saake H., Pneuma, вкн.:RE, Suppl., Bdl4,1974, col. 387—412.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ПНЕВМА
(от Греч, pneuma – дыхание, горение эфира)
душа, жизненная сила, дух. В христ. теологии – Святой Дух (pneuma hagion). Развитие понятия пневмы важно для становления понятий, относящихся к сфере духа. Пневмато л о г и я – учение о Боге.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ПНЕ́ВМА
(греч. πνεῦμα, осн. значение – дух) – понятие о тончайшем и легчайшем веществе, мыслившемся как своеобразная переходная ступень от материального к духовному. Учение о П., наполняющей Вселенную, было разработано стоицизмом и служило у стоиков средством объяснения взаимодействия вещей, в частности процессов восприятия; так, зрит. восприятие объяснялось особым состоянием или напряжением ("тоносом") П., находящейся между глазом и предметом. Врачи александрийской школы Герофил и Эрасистрат (4–3 вв. до н.э.) полагали, что артерии наполнены вместе с воздухом тончайшей П. Представления о П. служили также средством объяснения нервного возбуждения. В алхимии термином "П." (и соответствующим лат. spiritus) обозначались летучие вещества ("спирты" и т.п.). У христ. писателей первых столетий н.э. греч. термин "П." ("дух") получил значение нематериального начала, противоположного материи. В новое время даже после того, как установились более правильные представления о кровообращении, в физиологии и медицине продолжало сохраняться представление о "животных" или "жизненных духах" (spiritus vitales, spiritus animales), находящихся в крови и особенно в нервах (Везалий в 16 в., Декарт в 17 в.). См. также Дух.
Лит.:Siebeck H., Geschichte der Psychologie, Tll, Abt. 1–2, Gotha, 1880–84; Goffart A., Les "esprits animaux", "Rev. Néo-scolastique de Philosophie", 1900, mai, p. 154–72; Leisegang H., Pneuma Hagion. Der Ursprung des Geistbegriffs der synoptischen Evangelien aus der griechischen Mystik, Lpz., 1922; Reinhardt K., Kosmos und Sympathie, Münch., 1926; Mc Кerrow J. С., An introduction to pneumatology, L., 1932; Rüsche F., Das Seelenpneuma. Seine Entwicklung von der Hauchseele zur Geistseele, Paderborn, 1933; Hоfsten N. von, Livsluften. Till den antika pneumalärans historia, "Lychnos", 1937, p. 341–63; Verbeke G., L'évolution de la doctrine du pneuma du stoïcisme à St. Augustin; étude philosophique, P. – Louvain, 1945; Sambursky S., The physical world of the Greeks, L., [1956]; его же, Physics of the stoics, L., 1959.
В. Зубов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ПНЕВМА
ПНЕВМА (греч. πνεύμα, первоначально — дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание, позднее—дух, от πνέω — дую, дышу) — термин древнегреческой философии и медицины. У Натурфилософов 6 в. до н. э. употребляется для обозначения элемента “воздуха” (Ферекид из Сироса А 8; Анаксимен В 2; “бесконечная пневма”, вдыхаемая космосом, в пифагореизме — 58 В 30). Начало спиритуализации пневмы было положено отождествлением воздуха-пневмы с субстанцией души (псюхе) в традиции Анаксимена—Диогена Аполлонийского, у которого также впервые фиксируется представление о жизненном дыхании-пневме, движущемся в венах вместе с кровью; это представление проникло затем как в гиппократовскую (косскую) школу, локализовавшую источник пневмы в мозгу, так и в сицилийскую школу врачей, локализовавшую источник пневмы в сердце. Через посредство сицилийского врача-натурфилософа Филистиона из Локр между 370 и 360 до н. э. оно было воспринято Платоном и Аристотелем (Аристотель различал два вида пневмы: пневму как вдыхаемый воздух, регулирующий температуру тела, и психическую пневму, постоянно испаряющуюся из крови), развито Эрасистратом в 3 в. до н. э. и через школу врачей-пневматиков 1 в. до н. э. (объяснявшей всю жизнедеятельность потоками пневмы, истекающими из сердца) и Галена (понимавшего пневму как субстанцию-посредник между душой и телом, используемую душой в качестве орудия чувственного познания и телесных движений) дошло до Нового времени в виде представления о “жизненных духах” (Spiritus vitales) в крови и нервах у Андрея Везалия и Декарта.
В стоицизме пневма — тончайшая и подвижнейшая субстанция (у Хрисиппа — смесь огня и воздуха, SVF II 310), отож
дествляемая с паикосмическим имманентным божеством, “пронизывающая” космос жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм, как душа — тело, но различаясь при этом степенью интенсивности (τόνος), или натяжения. Иерархия натяжений: 1) низшая ступень (габитус), сообщающая единство неорганическим телам; 2) “природа” (φύσις), вызывающая рост растений; 3) животная душа (псюхе); 4) разум (логос} (SVF II 458—462; см. также Посидоний и Симпатия космическая). Каждая пневматическая система имеет свой центр (“руководящее”, το ήγεμονικόν), соединяющийся с периферией тела потоками пневмы и на микрокосмическом уровне помещающийся у человека в сердце, на макрокосмическом — в эфире (у Зенона из Кития и Хрисиппа SVF II 642—644) или солнце (у Клеанфа SVF 1499).
Полное одухотворение пневмы происходит в среде эллинистического иудаизма на рубеже н. э.: уже в “Книге премудрости Соломона” пневма выражает прямое вмешательство Бога в мировую историю; Филон Александрийский называет пневмой “божественный дух” — высшую часть человеческой души (Leg. AUeg. l, 37), а также принцип сверхразумного профетического знания, даруемого богом. Плутарх связывает пневму с иррациональными способностями души и оракульской мантикой (Def. Or. 432d). В гностицизме и герметизме пневма часто выступает в роли посредника: в космосе — между светом и тьмой, “горним” и “дольним” миром; в человеке — между телом и душой (воздушная оболочка души, ср. Квинтэссенция — астральное тело). У алхимиков пневма — таинственная сила, которой можно овладеть для достижения определенной цели (напр., превращения металлов в золото; ср. “дух мира” (spiritus mundi) Агриппы Неттесгеймского). У неоплатоников — посредник материального и нематериального, оболочка души, предохраняющая ее от оскверняющего прикосновения к телу (Плотин. Эннеады II 2, 2) и от непосредственного контакта с материальным миром при чувственном восприятии (душа воспринимает отпечатки тел на пневматической оболочке).
В христианской теологии Πνεύμα "Αγιον — Святой Дух, 3-е лицо Троицы.
Лит.: Leisegang H. Pneuma Hagion. Der Ursprung des Geistbegriffs der sinoptischen Evangelien aus der griechischen Mystik. Lpz., 1922; Verbeke G. L'évolution de la doctrine du pneuma du stoicisme à St. Augustin. Louvain-P., 1945; Snake H. Pneuma.— RE, Suppl., Bd. 14, 1974, col. 387-412; VerbekeG. Pneuma.— RitlerJ. Historisches Wörterbuch der Philosophie, Bd. 3, Geist, II. Basel, 1974, cols. 157-162.
А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
дух, жизненная сила, логос, первоогонь, сила


  1. пневмаПНЕВМА греч. strongпервоначально дуновение вдыхаемый воздух дыхание позднее дух от strong дую дышу термин др.греч. философии и медицины. У натурфилософов в. до н. э....Античная философия
  2. пневмаистор. греч. pneuma дуновение дыхание воздух особое тонкое вещество по представлению древнегреческих мыслителей проникающее в организмы при дыхании и оживляющее их заболе...Большой медицинский словарь
  3. пневмагреч. pneuma дыхание дуновение дух термин древнегреческоймедицины и философии в стоицизме жизненная сила отождествляемая слогосомпервоогнем космическое дыхание дух в хр...Большой энциклопедический словарь II
  4. пневмаПНЕВМА греч. pneuma дыхание дуновение дух термин древнегреческой медицины и философии в стоицизме жизненная сила отождествляемая с логосомпервоогнем космическое дыхание...Большой Энциклопедический словарь V
  5. пневмаи ж.i У давньогрецькй натурфлософ медицин сила яка регулю дихання пульс пзнше життва сила дух у християнств святий дух....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  6. пневмагреческое pneuma дыхание дуновение дух термин древнегреческой медицины и философии обозначавший воздух жизненное дыхание движущееся вместе с кровью. В стоицизме жизненна...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. пневмасм. нравСинонимы дух жизненная сила логос первоогонь сила...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  8. пневмаистор. греч. pneuma дуновение дыхание воздухособое тонкое вещество по представлению древнегреческих мыслителей проникающее в организмы при дыхании и оживляющее их заболев...Медицинская энциклопедия
  9. пневмаНачальная форма Пневма единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  10. пневмапневма пневма ы...Орфографический словарь
  11. пневмаОрфографическая запись слова пневма Ударение в слове пневма Деление слова на слоги перенос слова пневма Фонетическая транскрипция слова пневма [бнэвм] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  12. пневмадуша дух жизненная сила. В христианской традиции этим понятием обозначается Святой Дух а учение о нем называется пневматологией....Религиоведческий словарь
  13. пневмапневма ыСинонимы дух жизненная сила логос первоогонь сила...Русский орфографический словарь
  14. пневмаж. pneuma...Русско-английский медицинский словарь
  15. пневмаПНЕВМА греч. Дух дыхание жизнь душа движение воздуха. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ПНЕВМА Мелодический прием в грегорьянском п...Словарь иностранных слов русского языка
  16. пневматермин древнегреческой философии и медицины в стоицизме жизненная сила отождествляемая с логосомпервоогнем космическим дыханием. В христианстве святой дух третье лицо тр...Словарь исторических терминов
  17. пневмапневма истор. греч. pneuma дуновение дыхание воздух особое тонкое вещество по представлению древнегреческих мыслителей проникающее в организмы при дыхании и оживляющее и...Словарь медицинских терминов
  18. пневмапневма дух сила первоогонь логос Словарь русских синонимов. пневма сущ. колво синонимов дух жизненная сила логос первоогонь сила Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тр...Словарь синонимов II
  19. пневмапневма дух сила первоогонь логос...Словарь синонимов
  20. пневмагреч. первоначально дуновение вдыхаемый воздух дыхание позднее дух термин др.греч. философии и медицины. У натурфилософов в. до н. э. П. употребляется для обозначения эл...Советский философский словарь
  21. пневмаПНЕВМА греческое pneuma дыхание дуновение дух термин древнегреческой медицины и философии обозначавший воздух жизненное дыхание движущееся вместе с кровью. В стоицизме ж...Современная энциклопедия
  22. пневмаПНЕВМА греч . pneuma дыхание дуновение дух термин древнегреческой медицины и философии в стоицизме жизненная сила отождествляемая с логосомпервоогнем космическое дыхание...Современный энциклопедический словарь
  23. пневмаи ж. У давньогрецькй натурфлософ медицин сила яка регулю дихання пульс пзнше життва сила дух у християнств святий дух....Толковый словарь украинского языка
  24. пневмаУдарение в слове пневмаУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове пневма...Ударение и правописание
  25. пневмагреч. осн. значение дух понятие о тончайшем и легчайшем веществе мыслившемся как своеобразная переходная ступень от материального к духовному. Учение о П. наполняющей ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  26. пневмаот Греч pneuma дыхание горение эфира душа жизненная сила дух. В христ. теологии Святой Дух pneuma hagion. Развитие понятия пневмы важно для становления понятий относящихс...Философский энциклопедический словарь II
  27. пневмаМан Нева Невма Пеан Пена Пневма Ева Вне Внаем Вена Вамп Пан Напев Мена Мпа...Электронный словарь анаграмм русского языка
  28. пневмаПневма мелодический прием в григорианском пении в котором группа тонов в виде колоратуры или мелодической фигуры исполнявшаяся на один слог слова называлась П. Эта фигур...Энциклопедический словарь
  29. пневмаПневма У перипатетиков П. дыхание считалась физиологическим основанием психической деятельности. Филон признавал П. посредствующим принципом между Богом духом и миром ма...Энциклопедический словарь
  30. пневмаУ перипатетиков П. дыхание считалась физиологическим основанием психической деятельности. Филон признавал П. посредствующим принципом между Богом духом и миром материей. ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  31. пневмаУ перипатетиков П. дыхание считалась физиологическим основанием психической деятельности. Филон признавал П. посредствующим принципом между Богом духом и миром материей. ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона