Философская энциклопедия

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
— теоретико-познавательное представление о существовании двоякого рода чувственных образов качеств материальных тел, различающихся по характеру их соответствия своим прообразам. Наиболее обстоятельно это представление было изложено в философии Нового времени Дж. Локком в «Опыте о человеческом разумении». Согласно Локку, первичные качества тел — протяженность, форма, плотность, подвижность — совершенно неотделимы от тел и вполне адекватно воспринимаются человеком. Однако в телах есть и такие недоступные нашему восприятию формы, объемы и движения частиц, которые, воздействуя на органы чувств, вызывают образы, не схожие с породившими их качествами. Цвет, вкус, звук, тепло как таковые, в том чувственном виде, в каком они воспринимаются человеком, не существуют в самих телах. Это — вторичные качества, производные от первичных, являющихся единственно объективными.
Представление о П. и в.к. ознаменовало собой решительный отход теории познания от т.зр. наивного реализма и вместе с тем создание концепции в эвристическом отношении оправдывавшей и поощрявшей притязания математизированного естествознания. Последнее положило в основу объективного исследования предметов и явлений природы те их качества, к которым можно применить меру и число, а те качества, к которым их применить не представляется возможным, стремилось редуцировать к первым.Вызвавшее в свое время и позже так много споров и интерпретаций представление о П. и в.к. стало одной из предпосылок того усиленного внимания, которое в последующих гносеологических концепциях стали уделять субъективным компонентам человеческого познания.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
гносеологич. понятия механистич. материализма, введённыеангл.учёным Р. Бойлем и получившие широкую известность после «Опыта о человеч. разуме»(1690)Локка(самые термины встречаются вср.-век.схоластике,напр.у Альберта Великого). Понимая под первичными качествами объективные свойства материальных тел, Локк относил к ним протяжённость, величину, фигуру, сцепление, положение, количеств. характеристики вообще, механич. движение, покой, длительность(см.Избр.филос.произв.,т.1, М.,1960,с.155). Вторичные качества, по Локку, — это субъективные ощущения, не совпадающие со свойствамивнеш.объектов самих по себе; к ним относятся цвет, звук, вкус, запах идр.
Различение качеств по степени их объективности встречается ещё у Демокрита, крый разграничивал субъективное знание «по мнению»,т. е.существующее в форме ощущения, и знание «по истине»,т. е.умопостигаемое знание свойств атомов. Учение о П. ив.к., выдвинутое философами 17—18вв., было непосредственно связано с атомистич. и механистич. миропониманием. Галилей относил к достоверно существующим качествам лишь те, которые выразимы геометрически. Гоббс выделял в качестве первичных качеств только пространственно-временные — протяжённость и движение. Галилей, Декарт, Гассенди и Гоббс полагали, что первичные качества открываются в вещах лишь человеч. разумом, в то время как Локк считал, что «идеи» первичных качеств доставляются непосредственно ощущениями. Беркли по существу отверг деление качеств на первичные и вторичные и объявил их все чисто субъективными. Истолковывая концепцию П. ив.к. с позиций агностицизма, Юм и Кант отрицали сходство ощущений со свойствамивнеш.объектов и перенесли субъективистское понимание вторичных качеств на первичные. Вкон.19—20вв.эти идеалис-тич. взгляды явились предпосылкой теории познания эмпириокритицизма, неореализма и неопозитивизма. Отрицание объективного содержания вторичных качеств при одноврем. признании объективности первичных было характерно для некоторых метафизически мыслящих материалистов, склонных к пониманию вторичных качеств как условных символов. Диалектический материализм отвергает деление свойств вещей на П. ив.к., рассматривая всякое ощущение как субъективный образ объективной реальности, отражающий свойства вещей, но не тождественныйим.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — гносеологическое представление о существовании двоякого рода чувственных образов качеств тел материального мира, отличающихся друг от друга по характеру их соответствия своим прообразам. Это представление, идущее еще от античной философии и встречающееся в средневековой схоластике, наиболее прозрачно и обстоятельно было изложено в Новое время Дж. Локком. Согласно Локку, существуют первичные, или первоначальные, качества тел — это протяженность, форма, плотность, подвижность. Они совершенно неотделимы от тел, В каком бы состоянии те ни были, и вполне адекватно воспринимаются, т. е. возникающие в уме идеи этих качеств сходны с самими качествами тел. Но в телах есть и такие недоступные человеческому восприятию формы, объемы и движения частиц, которые, воздействуя на органы чувств, вызывают в уме идеи, не схожие с породившими их агентами. Цвет, звук, вкус, запах, тепло как таковые, т. е. в том чувственном виде, вкаком они воспринимаются человеком, не существуют в самих телах. И если о них говорят как о качествах тел, то это — вторичные качества, производные от первичных, являющихся единственно объективными.
Представление о первичных и вторичных качествах, вызвавшее так много споров, ознаменовало собою, во-первых, возвышение теории познания, признающей такое различение, над точкой зрения наивного реализма; во-вторых, создание гносеологической концепции в эвристическом отношении очень ценной для математизированного естествознания, т. к. она оправдывала и поощряла его притязания. Не случайно этого представления придерживались 1алилей и Бойль, понимавшие, что в основу объективного, научного исследования предметов и явлений природы должны быть положены те их качества, к которым можно применить меру и число, а те качества, к которым их применить не представляется возможным, следует попытаться редуцировать к первьм. Последующие успехи, достигнутые в оптике и акустике, вполне оправдали такой подход. Вместе с тем представление о первичных и вторичных качествах было одной из предпосылок того усиленного внимания, которое, особенно после появления критической философии Канта, стали уделять субъективным компонентам человеческого познания многие теоретико-познавательные концепции.
А. Л. Субботин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. первичные и вторичные качестваПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА гносеологич. понятия механистич. материализма введнные англ. учным Р. Бойлем iи получившие широкую известность после Опыта о человеческом р...Большая советская энциклопедия
  2. первичные и вторичные качествагносеологические понятия механистического материализма введнные английским учным Р. Бойлем См. Бойль и получившие широкую известность после Опыта о человеческом разуме Д...Большая Советская энциклопедия II
  3. первичные и вторичные качестватермины теории познания вв.употреблявшиеся для различения качеств вещей по степени объективности.Согласно Дж. Локку первичные или объективные качества протяженностьвели...Большой энциклопедический словарь II
  4. первичные и вторичные качестваПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА термины теории познания вв. употреблявшиеся для различения качеств вещей по степени объективности. Согласно Дж. Локку первичные или объект...Большой энциклопедический словарь III
  5. первичные и вторичные качестваПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА термины теории познания вв. употреблявшиеся для различения качеств вещей по степени объективности. Согласно Дж. Локку первичные или объек...Большой Энциклопедический словарь V
  6. первичные и вторичные качествапонятия получившие распространение после работ Дж. Локка. Первичные качества объективные свойства материальных тел. Вторичные качества субъективные ощущения не совпадаю...Глоссарий философских терминов
  7. первичные и вторичные качествагносеологич. понятия механистич. материализма введнные англ. учным Р. Бойлем и получившие широкую известность после Опыта о человеч. разуме Локка самые термины встречают...Советский философский словарь
  8. первичные и вторичные качестваПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА термины теории познания вв. употреблявшиеся для различения качеств вещей по степени объективности. Согласно Дж. Локку первичные или объект...Современный энциклопедический словарь
  9. первичные и вторичные качестваодна из гносеологических концепций Локка выражающая особенность его дуализма. Под первичными качествами понимаются объективные свойства материальных тел движение протяжен...Тематический философский словарь
  10. первичные и вторичные качестватермины употребляемые для различения качеств свойств вещей по признаку объективности. Термины введены Локком хотя такое различие проводили до него Демокрит Галилей Декарт...Философский энциклопедический словарь
  11. первичные и вторичные качестваПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА термины теории познания вв. употреблявшиеся для различения качеств вещей по степени объективности. Согласно Дж. Локку первичные или объек...Энциклопедический словарь естествознания
  12. первичные и вторичные качестваПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА гносеологическое представление о существовании двух родов чувственных образов качеств объектов материальной действительности отличающихся ...Энциклопедия эпистемологии и философии науки