Философская энциклопедия

ПАСКАЛЬ

ПАСКАЛЬ
(Pascal) Блез (1623—1662) — фр. философ, ученый и публицист. Как публицист П. прославился прежде всего своими сатирическими «Письмами к провинциалу» (1656—1657), в которых вполне проявился его дар не только полемиста, но и превосходного писателя. Непосредственными объектами его критики стали иезуиты с их «облегченной» трактовкой христианской морали — последователи доктрины пробабилизма. В этой полемике П. выступал на стороне янсенистов — сторонников более суровой, августинианского толка, линии в католицизме, ставшей одной из религиозных предпосылок классицизма.
П. был одним из крупнейших ученых 17 в. — создателем первой счетной машины, глубоким исследователем теории вероятностей, автором трактатов о вакууме и равновесии жидкостей. При этом он довольно сдержанно (будучи в этом близок «позднему» Р. Декарту) оценивал познавательные возможности науки, которой недоступны как бесконечно малое природы, так и бесконечно большое. П. был одним из первых в своем веке, кто указал на зазор, существующий между наукой и нравственностью. Однако фр. просветители 18 в. (Вольтер, Кондорсе и др.) признавали П. именно как ученого, игнорируя его религиозную философию.
Деятельность П. как философа составила существенную альтернативу картезианству, выступившему в роли главного направления фр. мысли как в физике, так и в метафизике. Фундаментальное размежевание П. с Декартом и его последователями происходит на почве оценки роли экзистенциального фактора. Если для Декарта человек — это почти исключительно разум (правда, в «Размышлениях о первой философии» на первый план выходит воля), а его основной познавательный инструмент — интеллектуальная интуиция, то для П.человек — это еще и тело и душа (у Декарта душа и интеллект — зачастую синонимы). Реабилитация чувства происходит благодаря признанию П. основополагающей роли внутреннего чувства, интуиции «сердца», не просто конкурирующего с разумом, но являющегося единственным источником достоверного знания о пространстве, времени, движении, а главное — о Боге. Будучи «поврежденным» в результате грехопадения (что в особенности обнаруживается в нравственной и рациональной деятельности), человек, с т.зр. П., склонен концентрировать свое внимание на собственном «величии». Единственно верная нравственная позиция состоит, однако, в «ненависти к себе». Себялюбие (amour-propre) составляет основу самообмана человека, сознающего в глубине души собственное онтологическое ничтожество. Самозабвенная познавательная деятельность составляет один из наиболее основательных способов уйти от себя. Единственная причина, по которой мы можем любить себя, состоит в нашей способности любить других, в конечном счете — любить в человеке «образ Божий». Любовь образует автономное начало нравственного чувства, которое не может быть выведено ни из разума, ни из соображений пользы. Христианская нравственность обнаруживает себя в «бодрствовании», т.е. в отклике на непрекращающиеся страдания Христа. Любя другого, отзываясь на его боль, человек тем самым не предает забвению и собственный «чистый образ».
Согласно П., разум и сердце апеллируют к различным видам достоверности. Если первый адресует нас к знанию, то второй — к пониманию. Продукция разума нейтральна; она доступна всем, кто достаточно образован. Послание же сердца доступно только др. сердцу. Чтобы это произошло, адресату необходимо экзистенциально совпасть с отправителем, жить с ним в едином эмоциональном ключе. Наконец, если разум доказывает свои истины, то сердце убеждает в них. Одним из элементов такого рода убеждения был литературный талант П., сыгравший немаловажную роль в его полемике с иезуитами — людьми весьма эстетически одаренными.
Др. важными темами П. стали трагичность человеческого бытия, проявляющаяся в переживании человеком своей конечности, а также человеческое достоинство, обнаруживающееся в сознании (сравнение человека с «мыслящим тростником») собственного удела. П. во многом предвосхитил экзистенциально ориентированные направления позднейшей зап. философии (Ф.Г. Якоби, С. Кьеркегор, А. Камю и др.). Значительно его воздействие и на рус. мыслителей (Ф.М. Достоевский, Л. Шестов).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ПАСКАЛЬ
(Pascal)Влез(19.6.1623, Клермон-Ферран,— 19.8.1662, Париж),франц.религ.философ, писатель, математик и физик. После чрезвычайно плодотворной деятельности в области точных наук разочаровался в них и обратился крелиг.проблемам ифилос.антропологии: сблизившись с представителями янсенизма, выступил с энергичной критикой казуистики, насаждавшейся иезуитами(«Письма к провинциалу»,1657,рус.пер.1898). Осн.филос.труд — «Мысли», посмертно изданное в1669собрание афоризмов, представляющее собой наброски к незавершённому полемич. труду. Рус.пер.: И. Бутовского,1843; П. Первова,1888; С. Долгова, 1892.
Место П. в истории философии определяется тем, что это первый мыслитель, который, пройдя через опыт механистич. рационализма 17в., со всей остротой поставил вопрос о границах «научности», указывая при этом на «доводы сердца», отличные от «доводов разума», и тем самым предвосхищая последующую иррационалистич. тенденцию в философии(Якоби, романтизм ит.д., вплоть до представителей экзистенциализма). Выведяосн.идеи христианства из традиц. синтеза с космологией и метафизикой аристотелевского или неоплатонич. типа, П. отказывается строить искусственно гармонизированный теологич. образ мира; его ощущение космоса выражено в словах: «это вечяое молчание безграничных пространств ужасает меня». П. .исходит из образа человека, воспринятого динамически(«состояние человека — непостоянство, тоска, беспокойство»), и не устаёт говорить о трагичности и хрупкости человека и одновременно о его достоинстве, состоящем в акте мышления(человек — «мыслящий тростник», «в пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю ее»). Сосредоточенность П. на антропологич. проблематике предвосхищает понимание христианской традиции у С. Кьеркёгора и Ф. М. Достоевского.
Oeuvres, v. 1—14, P., 1904—14; Pensees, v. 1—3, P.,1951; Oeuvres completes, P.,1976; врус.пер.— вкн.: Ф. де Ларошфуко, Максимы,— Б. П., Мысли,— Ж. де Лабрюйер, Характеры, М., 1974.
Филиппов M. M., П., его жизнь и науч.-филос. деятельность,СПБ,1891; Бутру Э., П.,пер.сфранц.,СПБ,1901; Кляус В. М., Цогребысский И. Б., Франкфурт У. И., П., М.,1971; Тарасов Б. Н., П., М.,1979; Меsnard J., Pascal. L'homme et l'oeuvre, P.,1951; Gress ? n ?., Pascal, sa vie, son oeuvre, P., 1956.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ПАСКАЛЬ
(Pascal)
Блез (род. 19 июня 1623, Клермон – ум. 19 авг. 1662, Париж) франц. философ, мистик и математик, основоположник теории вероятностей. В своих «Lettres provinciales» он выступал противпробабилизмаиезуитов с позиций янсенизма. Ограниченность математики (в разработке которой ему принадлежит выдающаяся роль) и рационализма Паскаль вообще видит в том, что они неспособны ответить на вопрос о положении человека в мире и о выборе пути к его душевной умиротворенности. Поэтому, согласно Паскалю, великие души, даже если они достигли всех знаний, какие только возможны, возвращаются к незнанию, предаются откровению и отдаются на милость Бога, которая сама является тайной. Истина основывается на «логике сердца» («Logique de coeur»; см.Любовь; Orde du coeur)и на субъективном переживании мистического доказательства Бога. Идеи Паскаля, наиболее отчетливо выраженные в его соч. «Pensees sur la religion», выливаются в мистическое обращение к Богу. Его произв. изданы в: «Oeuvres», v. 1 – 14, 1904 – 1914.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ПАСКА́ЛЬ
(Pascal), Блез (19 июня 1623 – 19 авг. 1662) – франц. математик и физик, религ. философ. Он заложил теорию вероятностей, изобрел первую счетную машину, предвосхитил нек-рые идеи дифференциального исчисления, создал гидростатику, как науку. П. – один из творцов науки нового времени. В своих науч. трудах П. выступал против преклонения перед авторитетом, обосновывал методы экспериментального естествознания и, следуя за Декартом, – рационалистич. метод доказательства и проверки истины. Соображения П. о методе оказали влияние на Пор-Рояля логику. В противоречии с научной деятельностью П. находились его религиозно-мистические настроения, усилившиеся после знакомства с янсенизмом и принявшие уродливо- фанатическую форму в условиях обострившегося нервного заболевания. В 1655 П. поселился в аббатстве Пор-Рояль, ведя жизнь отшельника-аскета, упражняясь в христ. благочестии и заставляя себя не думать о науке.
Религ. фанатизм убил в П. ученого.
Включившись в борьбу янсенистов против иезуитов, П. написал блестящий памфлет против иезуитов – "Письма к провинциалу" ("Les lettres... à un provincial...", 1657). В то же время П. боролся с вольнодумцами и атеистами.
Как философ П. интересовался только религ.-этич. проблемами, рассмотрение им нек-рых онтологич. и гносеологич. вопросов носило подчиненный характер. Двойственность природы человека – таково первое осн. положение П. В онтологич. плане человек, по П., – соединение двух различных субстанций – души и тела. В моральном плане он представляет собой соединение доброго и злого. Только христ. религия с ее учением о грехопадении и преемственности греха дает, согласно П., удовлетворит. объяснение двойственности человека, и это является аргументом в пользу ее истинности (см. "Мысли", М., 1905, с. 115). Второе осн. положение П. состоит в утверждении испорченности, ограниченности, ничтожности человека. Ничтожность эта проявляется прежде всего в его неспособности постичь мир. П. широко использовал скептич. аргументы Пиррона, Монтеня, Декарта для развенчивания претензий разума на познание действительности.
Не понимая диалектики конечного и бесконечного, а также абсолютной и относительной истины, П. делал ложный вывод, что человек, как ограниченное и конечное существо, не в состоянии познать бесконечную Вселенную. Эта же агностич. тенденция вытекала и из метафизич. интерпретации П. тезиса о всеобщей взаимосвязи: для познания одной вещи необходимо знать все другие, что невозможно, т.к. человек актуально не в силах охватить бесконечное мировое целое. До полного скептицизма П., однако, не доходил, т.к. признавал достоверным орудием постижения реальности чувство ("сердце" и инстинкт). Чувство свидетельствует об объективном существовании внешнего мира, первых принципах бытия – пространства, времени, движения (там же, с. 118). Но чувство оставляет человека в неведении относительно всей полноты бытия.
Человек ничтожен, и как моральное существо он исполнен "... гордости, честолюбия, похоти, слабости, духовной нищеты и несправедливости..." (там же, с. 136). Наконец, страдания и неизбежность смерти – величайшие проявления "ничтожности" человека.
П. высказывал крайне пессимистич. взгляд на человеч. жизнь, к-рую сравнивал с существованием осужденных на смерть узников, ежедневно видящих, как гибнут др. узники, ожидающих часа своей гибели, но не знающих, когда он наступит. Человек должен иметь силу осознать трагизм своего положения и искать выход в христ. вере: лишь на пути соединения с богом человек избавляется от отчаяния, обретает счастье и надежду на спасение и вечное блаженство. Проповедуемая П. мораль – аскетизм; чувство любви к др. людям рассматривается П. как грех, поскольку единственно достойное любви существо – это всесовершенный бог. В вопросе о доказательстве истины религии П. занимал откровенно фидеистич. и иррационалистич. позицию. Рациональные аргументы могут лишь подготовить человека к принятию религии: "Вся суть веры в том, что Бог постигается сердцем, а не разумом" (там же, с. 108).
Историч. значение идей П. противоречиво, как противоречивы его деятельность и его мировоззрение. Если его науч. работы, разработка рационалистич. метода, борьба против иезуитов, инквизиции и папства сыграли большую прогрессивную роль, способствуя развитию антифеод. идеологии третьего сословия, то как религ. философ П. объективно помог клерикальной реакции, развернувшейся во Франции во-2-й пол. 17 в. и представлявшей орудие королевского-абсолютизма в борьбе с новыми, более радикальными оппозиц. силами, чем янсенисты. Мировоззрение П. подверглось острой критике со стороны просветителей 18 в. – Дидро, Д'Аламбера, Кондорсе. Вольтер неоднократно полемизировал с П., результатом чего явился критич. комментарий к "Мыслям" ("Pensées" [publiée avec les notes de Voltaire], L., 1776). Впоследствии на идеи П. опирались мн. философы-идеалисты и откровенные защитники религии. В обстановке страха и неуверенности, характерной для капиталистич. стран, пессимистич. философия П. вызывает большой интерес. Совр. экзистенциалисты считают П., наряду с Кьеркегором, основоположником своей философии. Действительно, мн. осн. темы экзистенциализма вполне отчетливо представлены уже у П. (человеч. существование как исходный пункт философствования, заброшенность человека в мире, тоска и отчаяние человека перед действительностью как проявление его сущности, смерть как одна из гл. филос. категорий, иррационализм), хотя полное отождествление взглядов П. с экзистенциализмом является неправомерной модернизацией.
Соч.:"Мысли" ("Pensées") – осн. филос. произведение П. н, над к-рым он работал в 1656–62 и к-рое осталось незаконченным. В 1658 П. произвел лишь классификацию собранных материалов и дал заглавия ряду разделов. Первое издание (издание "préoriginale", т.е. вышедшее "ранее первого") было осуществлено в 1669 под названием "Мысли Паскаля о религии и некоторых других предметах" ("Pensées de M. Pascal sur la religion et sur quelques autres sujets", P.). Текст издания значительно отличается от оригинала; был опущен ряд мест, в к-рых П. особенно резко нападал на иезуитов; текст подвергся большой стилистич. переработке. Первое исправленное издание было осуществлено Фожером (M. P. Faugère, v. 1–2, P., 1844). Лучшее совр. издание принадлежит Л. Лафума (L. Lafuma, v. 1–3, P., 1951); в его основу положена первая опись бумаг П., найденных после его смерти. Имеются три пер. на рус. яз.: И. Бутовского (СПБ, 1843); П. Первова (СПБ, 1888; 2 изд., М., 1899; 3 изд., М., 1905), С. Долгова (М., 1892; 2 изд., М., 1902). Пер. на англ. яз. – L., 1688; L.–Toronto – N. Y., 1931; Cleveland, 1955; в США – Andover, 1845; Ν. Υ., [1906]; [Ν. Υ., 1950]; на нем. яз. – Augsburg, 1701; Hdlb., 1946; Lpz., 1948; Bremen, [1955]; на исп. яз. – Md, 1805; [P.], 1917; В. Aires–Méx., [1940]; на голл. яз. – Amst., 1686; Haarlem, 1889; на итал. яз. – Torino, 1767; Mil., 1911; Bari, 1941; на дат. яз. – Kbh, 1866; на польск. яз. – Warsz., [1931]; на норв. яз. – Oslo, 1947; на шведск. яз. – bd 1–2, Stockh., 1929; на венг. яз. – Bdpst, 1890; на чеш. яз. – Praha, 1909; на лат. яз. – Wirceburgi, 1741. Лит. о "Мыслях": Гуляев А. Д., Этич. учение в "Мыслях" П., Каз., 1906; Cousin V., Des "Pensées" de Pascal, P., 1843; Strowski F., Les Pensées de Pascal, P., [1931]; Tourneur Z., "Beauté poétique", Melun, 1933; Amoudru В., Des "pascalins" aux "pascalisants". La vie posthume des Pensées, [P., 1936]; Lafuma L., Recherches pascaliennes, P., 1949; его же, Histoire des Pensées de Pascal, P., 1954; Goldmann L., Le dieu caché. Étude sur la vision dans les Pensées de Pascal, 5 éd., P., 1955; Francis R., Les pensées de Pascal en France de 1842 à 1942, P., 1959; Oeuvres publ. par L. Brunschvicq, R. Boutroux et F. Gazier, v. 1–11, P., 1908–14; в рус. пер. – Письма к провинциалу, СПБ, 1898; Начала гидростатики. Архимед. Стэвин. Галилей. Паскаль, М.–Л., 1932.
Лит.:Бутовский И., О жизни П. и его сочинениях, в кн.: Паскаль Б., Мысли, СПБ, 1843; Филиппов M. M., Паскаль, его жизнь и научно-филос. деятельность, СПБ, 1891; Орлов А. И., Франц. мудрец Влас Паскаль, [3 изд.], М., 1911; Кокосов В., Паскаль, [Горький, 1935]; История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 142–43; История франц. лит-ры, т. 1, М., 1946; Cousin V., Etudes sur Pascal, 5 éd., P., 1857; Jovy Ε., Études pascaliennes, v. 1–9, P., 1927–36; Sainte-Beuve C.-A., Les Grands écrivains français, [t. 5] – XVII siècle, P., 1928; Brunschvicg L., Pascal, P., 1932; Eastwood D. M., The revival of Pascal, Oxf., 1936; Rideau E., Descartes, Pascal, Bergson, P., [1937]; Вenzécri E d., L'esprit humain selon Pascal, P., 1939; Finch D., La critique philosophique de Pascal au XVIII siècle, Phil., 1940; Waterman M., Voltaire, Pascal and human destiny, Ν. Υ., 1942; Tourneur Ζ., Une vie avec B. Pascal, P., 1943; Brunschvicg L., Descartes et Pascal, lecteurs de Montagne, Nchât., 1945; Sciacca M. F., Pascal, Brescia, [1946]; Вaudin Ε., Études historiques et critiques sur la philosophie de Pascal, v. 1–3, Nchât., 1946–47; Humbert P., L'oeuvre scientifique de B. Pascal, P., 1947; Daniel-Rops, Pascal et notre coeur, P., 1948; Сhinard G., En lisant Pascal, Lille, 1948; Russier J., La foi selon Pascal, v. 1–2, P., 1949; Truc G., Pascal, son temps et le nôtre, P., 1949; Lefebvre H., Pascal, v. 1–2, P., 1949–54; Lapоrte J. M. F., Le coeur et la raison selon Pascal, P., [1950]; Adam Α., L'époque de Pascal, P., 1951 (Histoire de la littérature française au XVII siècle, t. 2); Guardini R., Pascal, ou le drame de la conscience chrétienne, P., [1951]; Guitton J., Pascal et Leibnitz, P., 1951; Journet Сh., Vérité de Pascal, Saint-Maurice, [1951]; Béguin Α., Pascal par lui-même, P., 1952; D'Angers J. E., L'apologétique en France de 1580 à 1670. Pascal et ses précurseurs, P., [1954]; Gоldmann L., Le dieu caché. Étude sur la vision tragique dans les Pensées de Pascal et dans le théâtre de Racine, 5 éd., P., 1955; Des "Pensées" de Pascal à "L'Apologie", textes commentées et annotés par J. Mantoy, P., 1955; Spoerri Th., Der verborgene Pascal, Hamb., [1955]; Valensin Α., Pascal, в его кн.: Regards, 1, P., 1955; Brunet G., La "Pari" de Pascal, P., [1956]; Cresson Α., Pascal, sa vie, son oeuvre, P., 1956; Jerphagnon L., Pascal et la souffrance, P., [1956]; Pascal B. L'homme et l'oeuvre, [P., 1956]; Simonetti M., Studi Pascaliani, Roma, 1956; Le Roy G., Pascal, savant et croyant, P., 1957; Lacombe R. E., L'apologétique de Pascal, P., 1958; LØnning P., Tro og tanke efter B. Pascal, [Oslo, 1958]; Mortimer Ε., Β. Pascal, L., [1959]; Baudouin Сh., B. Pascal ou l'ordre du coeur, [P., 1962]; Pascal e Nietzsche. Scritti di E. Castelli [e. a.], Padova, 1962; Pascal présent. 1662–1962, Clermont-Ferrand, [1962]; Maire Α., Bibliographie générale des oeuvres de B. Pascal, t. 1–5, P., 1925–27.
В. Кузнецов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

Паскаль
ПАСКАЛЬ (Pascal) Блез (19 июля 1623, Клермон-Ферран — 19 августа 1662, Париж) — французский религиозный философ, ученый, писатель-моралист и полемист, создатель своеобразной “философии сердца” и философской антропологии. Принадлежал к “дворянству мантии”, обретенном его предками за 150 лет до его рождения. Получил основательное домашнее образование (греческий и латынь, математика, история, география и др.) и воспитание в духе идейМонтеня. Интенсивное научное творчество, экспериментальная практика Паскаля обусловили его “вкус к конкретному”, высокую оценку опыта (“опыты суть единственные основания физики”), методологические новации (“О геометрическом уме и об искусстве убеждать”, 1658, рус. пер. 1843) и неприятие “абстрактной метафизики” (“философия не стоит и часа труда”), в связи с чем он занял “особую нишу” в европейской философии (“философ вне философии”). Поворот Паскаля от науки к религии и философии произошел под влиянием “двух обращений” к христианской религии (1646 и 1654), что привело его к уходу в монастырь Пор-Рояль в январе 1655 (без пострига в монахи), где им были написаны основные философские и теологические сочинения. В 1656—58 Паскаль принял активное участие в борьбе янсенистов Пор-Рояля против иезуитов, в ходе которой он написал антиклерикальный памфлет “Письма к провинциалу” (1656—57, рус. пер. 1889), “Сочинения о благодати” (1658), “Сочинения парижских кюре” (1658). Он создает также ряд богословских трудов: “Об обращении грешника” (1653, рус. пер. 1892), “Краткая история жизни Иисуса Христа” (1656), “Сравнение первых христиан с нынешними” (1657, рус. пер. 1995), “Молитва об использовании во благо болезней” (1659, рус. пер. 1995). В январе 1662 Паскаль организовал для бедных “омнибусное движение” в Париже, положившее начало общественному транспорту.
В философии Паскаль испытал особое влияниеАвгустина, Монтеня иДекарта. Августин определил его религиозно-спиритуалистическую трактовку человека, учение о преемственности первородного греха и необходимости Божественной благодати, психофизический параллелизм, однако Паскаль отверг его “страстную нетерпимость” по отношению к еретикам и атеистам, а также опору на безусловный церковный авторитет. У Монтеня Паскалю импонирует антисхоластическая направленность в борьбе за опытное знание и “новую науку”, трезвая оценка разума с его величием и ничтожеством, уважительное отношение к народу и “народной мудрости”, но он резко критикует монтеневский “коварный пирронизм” и “безбожный эпикуреизм”, который “подкладывает подушки под локти грешников”. Декарт с его рационализмом, сциентизмом и отвлеченной метафизикой — “вечный идейный враг” Паскаля, которому он противостоит и в физике, отвергая его гипотезу о “тончайшей материи”, и в натурфилософии, считая ее “романом о природе, наподобие романа о Дон Кихоте”, и в психологии, признавая необходимость души у животных. Тем не менее он высоко ценит у Декарта “великий принцип мысли”, “гносеологический оптимизм” и аксиоматико-дедуктивную методологию. Последнюю он творчески развивает в своем учении о геометрическом уме (“Все, что превышает геометрию, превосходит и нас”) и науке “доказательства истины” (8 правил метода), полагая обязательным также и “искусство убеждения” в ней (психология познания). Философско-религиозные идеи Паскаля выражены в его главном сочинении “Мысли о религии и о некоторых других предметах” (1670, рус. пер. П. Первова, 1888; Ю. Гинзбург, 1995. См “Мысли”), задуманном как “Апология христианской религии” и оставшемся не завершенным (на уровне отдельных фрагментов). Реальное содержание“Мыслей”(столь кратко названныхВольтером) выходит далеко за пределы апологии религии и затрагивает чуть ли не все проблемы “вечной философии”, как и философии Нового времени. Однако мир идей Паскаля уникален и во многом антиномичен и парадоксален. Это “экзистенциальный духовный космос”, выстроенный согласно “иной логике”, нежели то было принято в европейской традиции. Общепринятые “философские стандарты” не тяготели над ним: у него свое философское кредо (“Смеяться над философией — значит истинно философствовать”. — Pensées, fr. 513; Oeuvres complètes, par L. Lafuma. P., 1963, p. 576), свой образ мира и человека (“мыслящий тростник”), своя бесконечность — “бездна”, своя оценка разума (“флюгер на ветру”, а не “высший судия”) и т. д. Антиномии и парадоксы Паскаля “взрывают” логику здравого смысла, шокируют догматический ум, оборачивают вещи доселе невиданной стороной, “как занозы” врезаются в память и сознание. Механистически ясной “машине мира” Декарта Паскаль противопоставляет “бездонный космос” с его непостижимой глубиной и тайной: “Вечное молчание этих бесконечных пространств ужасает меня” (ibid., fr. 201; р. 528). Мир бесконечен “вширь” (“бесконечность в большом”) и “вглубь” (“бесконечность в малом”), и человек трагически “распят” между этими двумя бесконечностями, которые поглощают его извне и изнутри. Все бесконечно даже в “узких пределах атома”, и, чтобы постичь эту бесконечность, нужна бесконечная способность познания, каковой человек не обладает в принципе. Помимо этого полноте постижения мира мешает универсальная связь в нем, ибо “все связано со всем” по принципу всеединства. Так что для познания целого надо знать все его части, а для познания любой части — знать всю полноту целого, что также невозможно для ограниченного человека. Более того, в рамках бесконечности совпадают все противоположности, и космос Паскаля, равно как и все сущее, таит в себе все противоречия, которые смущают ум человеческий. Человек — не “царь природы”, а “пылинка, затерянная в космосе”, “самый слабый тростник в природе, но тростник мыслящий” (ibid., fr. 200; р. 528). Итак, “все достоинство и величие человека состоит в мысли”, которая возвышает его над самой вселенной и побуждает к ее познанию.
В гносеологии Паскаль исходит из античного идеала абсолютной истины, вечной, вневременной и нерушимой, каковая в полном объеме не доступна человеку, что не означает ни скептицизма, ни тем более агностицизма, в чем неправомерно “обвиняли” Паскаля, несмотря на его жесткую и основательную критику “коварного пирронизма”. Если мы не можем познать “все”, то отнюдь не следует думать, что мы не знаем “ничего”, ибо определенная достоверность присуща всем гносеологическим способностям человека: чувствам, разуму и сердцу (органу “внутреннего чувства”, или “чувственной интуиции”, в отличие от интеллектуальной интуиции Декарта). “Чувства сами по себе никогда не обманывают”, разум силен в определениях и доказательствах, а сердце “чувствует первые принципы бытия” (пространство, время, движение, число и т. д.): “принципы чувствуются, теоремы доказываются, то и другое с достоверностью, хотя и разными путями” (ibid., fr. 110; p. 512). Отсюда проистекает гносеологическое кредо Паскаля, звучащее довольно странно для европейской метафизики: “Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем” (ibid.). Не принимает Паскаль и традиционную для метафизики “абстракцию гносеологического субъекта”, согласно которой познание осуществляет не живой конкретный человек, а как бы “духовный автомат” (Спиноза), нацеленный на объективное и беспристрастное постижение истины, в связи с чем элиминировались исторический, социальный, экзистенциальный и психологический горизонты познания. Напротив, Паскаля интересует конкретный процесс достижения знания, субъектом которого являются либо отдельный человек во всех его экзистенциальных измерениях (требующий не только “науки доказательства” истины, но и “искусства убеждения” в ней), либо “человечество в целом”, обеспечивающее прогресс познания от эпохи к эпохе. Экзистенциальной трактовке истины соответствует убеждение Паскаля в том, что “истина постигается любовью”. Особая тема в его гносеологии — критика разума, развенчание его “абсолютного величия” и признание его “относительного ничтожества”, т. е. по сути определение сферы и границ его достоверного использования. Научная сила его доказательств бессильна в философской антропологии, этике, психологии и, наконец, в религии, где приоритет принадлежит скорее сердцу, чем разуму. В “век разума” Паскаль отстаивает прерогативы человеческого сердца и достоверность его интуиции.
Паскаль создает уникальную философскую антропологию, в которой человек рассматривается как “бездна противоречий”, вытекающих из парадоксального единства в нем величия и ничтожества как в плане бытия (“все по сравнению с ничем, ничто по сравнению со всем”), так и в плане познания (носит в себе идеал истины, но никогда не может достичь его) да и во всех других планах (нравственном, религиозном и т. д.). Здесь заключена тайна человеческого существа, разгадать которую не в состоянии ни наука, ни светская философия (антиномия гуманизма и сциентизма). Лишь в христианстве Паскаль находит ключ к ее разгадке: первородный грех в корне повредил изначальное совершенство человека (его величие, данное Богом) и погрузил его в “пучину ничтожества”, отчего оба начала в нем пребывают в вечном противоборстве. “Удел человеческий” — суета, забота, тревога, непостоянство — порождает “трагическую диалектику” его бытия перед лицом смерти (картина узников в цепях, шествующих на казнь). Трагизм индивидуального бытия усугубляется неразрешимыми противоречиями и несчастьями в социуме, где правит сила, а не разум, господствуют войны (“наихудшее из зол”), а не гражданский мир (“наибольшее из благ”), Паскаль — сторонник “просвещенного абсолютизма”, противопоставляющий “империи власти” — “империю разума”. Другая магистральная идея антропологии Паскаля — антиномия разума и сердца, ибо “у сердца свои законы, которых разум не знает” (ibid., fr. 423; р. 552). Хотя величие человека состоит в его мысли, но не разумом единым он жив. Есть “мудрость разума” (“будем же стремиться хорошо мыслить — вот основа морали”. — Ibid., fr. 200; р. 528), но превыше ее — “мудрость сердца”, которая состоит в любви и милосердии и в конечном счете восходит к Богу. Первым в Новое время Паскаль дает тотальную критику “психологии нравов” современного ему общества, развенчивая корень всех пороков — “себялюбие” и предлагая психологическую трактовку феномена “развлечения” (уход от глубинных вопросов о смысле бытия и трагизма жизни); задолго до Канта он исследует коллизии евдемонизма, нередко связывая “психологию нравов” с “социологией нравов”.
В учении о Боге Паскаль — в противовес Декарту — исповедует не “религию разума”, но “религию сердца”: “Сердце чувствует Бога, а не разум”. “Как далеко от познания Бога до любви к нему” (ibid., fr. 424, 377; p. 552, 546). Его религиозное кредо выражено в “Мемориале”: “Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых” (ibid., fr. 913, р. 618) — и определяет его неприятиедеизма, который “почти столь же далек от христианской религии, как и атеизм, который ей совершенно противоположен” (ibid., fr. 449; р. 557). Глубокая религиозная убежденность Паскаля не заводит его в тупики фанатизма. Напротив, религиозное чувство помогает ему понять недопустимость духовного и физического насилия в религии, ибо “посредством насилия и угроз вселяется не вера, а ужас” (ibid., fr. 172; р. 523). В лоне Католической церкви Паскаль — яркий представитель религиозной терпимости и свободомыслия. “Религия внутреннего чувства” Паскаля, его борьба с клиром против иезуитов, близость идеям янсенистов, осужденных Ватиканом, ставят его в особое положение в рамках Римско-католической церкви.
Паскаль оказал огромное влияние на всю последующую философию и культуру. Л. Толстой относил его к “учителям человечества” и считал его “философом-пророком, прозревающим истину через головы веков”. Паскаль предвосхитил ряд идейЛейбница, П. Бейля, Руссо, Гельвеция, Канта, Шопенгауэра, Шелераи многих других. Экзистенциалисты возводят к нему истоки своей философии. Однако наиболее конгениальны мысли Паскаля — особенно его философия и религия сердца — русской философии и культуре (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, Φ. Μ. Достоевский, В. В. Розанов, И. А Ильин, Б. П. Вышеславцев и др.).Флоренскийнаходил у Паскаля “какое-то особое сродство с православием”.
Соч.:Oeuvres (par L. Brunschvicg), t. 1—14. Р., 1914—25; Oeuvres complètes (par L. Lafuma). P., 1963; Oeuvres complètes (par J. Mesnard), t. 1—6. P., 1964; Pensées (par M. Le Guern), v. 1—2. P., 1990—91; в рус. пер: Письма к провинциалу. СПб., 1898; Мысли. М., 1995.
Лит.:Кляус Е. М., Погребысский И. Б., Франкфурт У. И. Паскаль. М., 1971; Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994; Тарасов Б. Н. Паскаль. М., 1979; Laporte J. Le coeur et la raison selon Pascal. P., 1950; Le Roy G. Pascal savant et croyant. P., 1957; Pascal et Port-Royal. P., 1962; Le Guern M. Pascal et Descartes. P., 1971; Dionne J. R. Pascal et Nietzsche. N. Y., 1974; Bord A. Pascal et Jean de la Croix. P., 1987; Force P. Le problème herméneutique chez Pascal. P., 1989; Hover W. Der Begriff des Herzens bei Blaise Pascal. Fridingen A. D., 1993.
Г. Я. Стрельцова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
единица


  1. паскальПАСКАЛЬ Pascal Блез . КлермонФерран . Париж французский религ. философ писатель математик и физик. Род. в семье высокообразованного юриста занимавшегося математикой и вос...Большая советская энциклопедия
  2. паскальПАСКАЛЬ наименование единицы давления и механич. напряжения в Международной системе единиц. iНазвана в честь франц. учного Б. Паскаля. iП. давление вызываемое силой н iр...Большая советская энциклопедия
  3. паскальм. pascal m Итальянорусский словарь. Синонимы единица...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. паскальПаскаль напал ходит.strong Ряз.em Об эпидемии. СРНГ .Синонимы единица...Большой словарь русских поговорок
  5. паскальназв. языка программированияi высокого уровня ориентиров гл. обр. на обучение программированиюi как учебной дисциплине составление трансляторовi и др. программ. В основу ...Большой энциклопедический политехнический словарь
  6. паскаль[по имени франц. учного Б. Паскаля В. Pascal. ] ед. давления в т. ч. звукового осмотического и механического напряжения в СИ. Обозначение Па. Па равен давлению вызыв...Большой энциклопедический политехнический словарь
  7. паскальPascal Блез французский математик физикрелигиозный философ и писатель. Сформулировал одну из основных теоремпроективной геометрии. Работы по арифметике теории чисел алг...Большой энциклопедический словарь II
  8. паскальПАСКАЛЬ единица давления и механического напряжения СИ названа по имени Б. Паскаля обозначается Па. Па Нм динсм кгсм бар . мм ртутного столба мм водяного стол...Большой энциклопедический словарь III
  9. паскальПАСКАЛЬ единица давления и механического напряжения СИ названа по имени Б. Паскаля обозначается Па. Па Нмampsup динсмampsup кгсмampsup бар . мм ртутного столба...Большой Энциклопедический словарь V
  10. паскалья ч.i Мжнародна одиниця тиску. Па Нмsup кгмсsup. Одна з процедурозорнтованих мов програмування високого рвня....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  11. паскальединица давления и механич. напряжения СИ названная по имени Б. Паскаля обозначается Па. Па Нмsup динсмsup кгсмsupsupбар sup мм рт. ст. мм вод. ст. Синонимы единица...Естествознание. Энциклопедический словарь
  12. паскальПАСКАЛЬ я м. Pascal. От имени фр. ученого Б. Паскаля . strong. Единица давления и механического напряжения в международной системе единиц сИ равна давлению вызываемому ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  13. паскальПАСКАЛЬstrongPascal Блес французский философмистик и математик основоположник теории вероятностей. Основные сочинения Мысли Провинциалы или Письма написанные Луи де Мо...История философии II
  14. паскальПАСКАЛЬ Блэз Blaise Pascal французский писатель мыслитель и ученый. Р. в семье председателя Клермонтского суда ученогоматематика. В лет уже написал трактат о конически...Литературная энциклопедия
  15. паскальБлэз [Blaise Pascal ] французский писатель мыслитель и ученый. Р. в семье председателя Клермонтского суда ученогоматематика. В лет уже написал трактат о конических сечен...Литературная энциклопедия II
  16. паскальПАСКАЛЬ Блэз Blaise Pascal французский писатель мыслитель и ученый. Р. в семье председателя Клермонтского суда ученогоматематика. В лет уже написал трактат о конически...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  17. паскалья м.em Единица давления и механического напряжения в Международной системе единиц.[По имени французского ученого Б. Паскаля] единица...Малый академический словарь
  18. паскалькорень ПАСКАЛЬ нулевое окончаниеОснова слова ПАСКАЛЬВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ПАСКАЛЬ Слово Паскаль содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  19. паскальНачальная форма Паскаль слово обычно не имеет множественного числа единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  20. паскальПАСКАЛЬstrong Pascal Блез французский математик и философ. Был очень одаренным человеком к годам написал книгу о конических сечениях см. emКОНУС. Позже наряду с Пьером ...Научно-технический энциклопедический словарь
  21. паскальПАСКАЛЬ Pascal Блес французский философмистик и математик основоположник теории вероятностей. Основные сочинения Мысли Провинциалы или Письма написанные Луи де Монталь...Новейший философский словарь
  22. паскальPascal Блес французский философмистик и математик основоположник теории вероятностей. Основные сочинения Мысли Провинциалы или Письма написанные Луи де Монтальтом одно...Новейший философский словарь II
  23. паскальpascal единица давления в системе СИ. Па равен давлению создаваемому силой Н равномерно распределенной по поверхности площадью квадратный метр. Обозначение Па....Оксфордский толковый словарь общей медицины
  24. паскальпаскаль паскаль я ед. измер. язык программирования...Орфографический словарь
  25. паскальПаскаль Паскаль я закон Паскаля теорема Паскаля треугольник Паскаля улитка Паскаля...Орфографический словарь
  26. паскальu мu мн.u паскали Р.u паскалей единица...Орфографический словарь русского языка
  27. паскальпаскаль менник чоловчого роду одиниця тиску...Орфографічний словник української мови
  28. паскальПаскаль прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  29. паскальpascal Pa...Политехнический русско-французский словарь
  30. паскальОрфографическая запись слова паскаль Ударение в слове Паскаль Деление слова на слоги перенос слова паскаль Фонетическая транскрипция слова паскаль [пскал] Характеристика...Полный фонетический разбор слов
  31. паскальПаскаль каля фр. учен....Правописний словник Голоскевича
  32. паскальПаскаль я закон Паскаля теорема Паскаля треугольник Паскаля улитка ПаскаляСинонимы единица...Русский орфографический словарь
  33. паскальпаскаль я ед. измер. язык программированияem Синонимы единица...Русский орфографический словарь
  34. паскальpascal...Русско-английский морской словарь
  35. паскальpascal язык программированияem Pascal паскаль м.u [Паstrong] единица давления и механического напряженияpascal Pa единица...Русско-английский политехнический словарь
  36. паскальpascal...Русско-английский словарь по авиации
  37. паскальPascal единица...Русско-английский словарь по машиностроению
  38. паскальм.единица давленияem pascal Pa...Русско-английский словарь по физике
  39. паскальPascal...Русско-английский словарь по электронике
  40. паскальpascal единица...Русско-английский технический словарь
  41. паскальPascal...Русско-английский химический словарь
  42. паскальпаскаль...Русско-белорусский математический словарь
  43. паскальм. физ. pascal m Pa...Русско-итальянский политехнический словарь
  44. паскальPascal. Синонимы единица...Русско-китайский словарь
  45. паскальPascal...Русско-немецкий политехнический словарь
  46. паскаль...Русско-персидский словарь
  47. паскальpaskal...Русско-польский словарь
  48. паскальфиз. паскаль ля Синонимы единица...Русско-украинский политехнический словарь
  49. паскальpascal...Русско-французский словарь по химии
  50. паскальпаскаль яСинонимы единица...Русское словесное ударение
  51. паскальPascal Один из распространенных высокоуровневых языков программирования highlevel languages. Построен на использовании возникшего ранее языка Алгол Algol. Первоначально п...Словарь бизнес терминов
  52. паскальпаскаль по имени фр. ученого Б. Паскаля Pascal единица давления и механического напряжения в международной системе единиц си равна давлению вызываемому силой ньютон рав...Словарь иностранных слов русского языка
  53. паскальЕдиница давления механического напряжения модулей упругости Юнга сдвига пределов текучести и др. в СИ.Синонимы единица...Словарь мер
  54. паскальпаскаль сущ. колво синонимов единица Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы единица...Словарь синонимов II
  55. паскальпаскаль одиниця тиску й напруження в Мжнароднй систем одиниць. Позначаться Па. Па тиск що створю сила в Н рвномрно розподлена по поверхн площею м. Вд прзвища французь...Словник іншомовних слів
  56. паскальпаскаль одиниця тиску й напруження в Мжнароднй систем одиниць. Позначаться Па. Па тиск що створю сила в Н рвномрно розподлена по поверхн площею м. Вд прзвища французь...Словник іншомовних слів Мельничука
  57. паскальПАСКАЛЬ я ч. Мжнародна одиниця тиску.Паскаль скорочено позначаться Па з наук.попул. лт. нформ. Одна з мов програмування.У процес засвоювання практичних навичок розвязуван...Словник української мови у 20 томах
  58. паскальПАСКАЛЬ язык программирования ориентированный главным образом на обучение программированию составление трансляторов и других программ. Разработан в х гг. Швейцария на осн...Современная энциклопедия
  59. паскальПАСКАЛЬ единица давления и механического напряжения СИ названа по имени Б. Паскаля обозначается Па. Па Нм динсм кгсм бар . мм ртутного столба мм водяного с...Современный энциклопедический словарь
  60. паскальПАСКАЛЬ Pascal Блез французский математик физик религиозный философ и писатель. Сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии. Работы по арифметике теории ...Современный энциклопедический словарь
  61. паскальПаскаль strong единица давления и механического напряжения в Международной системе единиц СИ обозн. Па междунар. Pa названа по имени Б. Паскаля. strong язык программирова...Судьба эпонимов. Словарь-справочник
  62. паскальПаскаль язык программирования являющийся развитием Алгола и позволяющий создавать структурирование блочные модульные программ.[Основные термины программного обеспечения....Терминологический словарь автоматизации строительства и производственных процессов
  63. паскальпаскаль [по имени фр. ученого б. паскаля pascal ] единица давления и меканического напряжения в международной системе единиц си равна давлению вызываемому силой ньютон ...Толковый словарь иностранных слов
  64. паскалья ч. Мжнародна одиниця тиску. Па Нмsup кгмсsup. Одна з процедурозорнтованих мов програмування високого рвня....Толковый словарь украинского языка
  65. паскальУдарение в слове ПаскальУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове Паскаль...Ударение и правописание
  66. паскальфиз. паскаль...Украинско-русский политехнический словарь
  67. паскальRzeczownik паскаль m paskal m...Универсальный русско-польский словарь
  68. паскальI франц. математик фзик письменник флософ сформулював основи математично ндукц дослджував явища атмосферного тиску й гдростатики предтеча диференцального числення повяз...Універсальний словник-енциклопедія
  69. паскальI Pascal Блез франц. математик фзик письменник флософ сформулював основи математично ндукц дослджував явища атмосферного тиску й гдростатики предтеча диференцального чи...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  70. паскальПа Ра единица СИ давления и механич. напряжения. Назв. в честь франц. учного Б. Паскаля В. Pascal. Па равен давлению создаваемому силой Н равномерно распределнной по по...Физическая энциклопедия
  71. паскальдив. Паскаль Блез...Філософський енциклопедичний словник
  72. паскальПаскаль Па по имени физика Паскаля единица давления в Международной системе единиц СИ давление вызываемое силой в ньютон на площадь в м Нм. Па кгсмsupsupбарsupмм рт....Экологический словарь
  73. паскальЛапка Ласа Пак Лапа Лак Палка Паскаль Сальп Сап Аск Альпак Альп Скал Скальп Апк Ска Сапка Сак Плакса Паль Кал Кап Палас Ласка...Электронный словарь анаграмм русского языка
  74. паскальПАСКАЛЬ единица давления и механического напряжения СИ названа по имени Б. Паскаля обозначается Па. Па Нм динсм кгсм бар . мм ртутного столба мм водяного сто...Энциклопедический словарь естествознания
  75. паскальПаскаль pascal Блез французский математик физик философ и писатель. В лет написал первый математический трактат содержавший одну из основных теорем проективной геометри...Энциклопедия «Техника»
  76. паскальПАСКАЛЬ Pascal Блес французский философмистик и математик основоположник теории вероятностей. Основные сочинения Мысли Провинциалы или Письма написанные Луи де Монталь...Энциклопедия История философии
  77. паскальПаскаль pascal Блез французский математик физик философ и писатель. В лет написал первый математический трактат содержавший одну из основных теорем проективной геометри...Энциклопедия техники