Философская энциклопедия

ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ
организация управления делами общества при коммунизме. Уже в первых произведениях утопич. социализма общество будущего характеризовалось совершенной организацией управления(Мор, Кампанелла). Сен-Симон и Фурье высказали мысль о том, что в будущем обществе на смену государству должно прийти самоуправление. Эта мысль нашланауч.обоснование и развитие в марксистском учении об отмирании государства при коммунизме.
Вековая борьбанар.масс за демократию породила различные политич. формы и институты, и некрые из них(напр., системанар.представительства)обладают непреходящей ценностью. В этом смысле О.с.к. усваивает и поднимает на более высокую ступень демократич. принципы, а развитие социалистич. демократии и совершенствование системы управлениянар.хозяйством закладывают фундамент будущей самоуправленч. организации общества. Идея ПрограммыКПССо «развитии социалистич. государственности в коммунистическое общественное самоуправление» дополняет и уточняет прежнюю постановку вопроса об отмирании государства, устраняя элемент противопоставления социалистич. государства и обществ. самоуправления, подчёркивая их преемственность.В том же русле лежит и вывод о превращениисов.социалистич. государства в политич. организацию всего народа. Общенар. государство рассматривается как важнейший этап на пути развития социалистич. государственности в О.с.к. Этот этап характеризуется подъёмомнар.самодеятельности, в результате чего структура и методы управления изменяются в сторону всё большего развития обществ. начал.
Наряду с взаимосвязью и преемственностью между социалистич. государством и О.с.к. существует и качеств. отличие. О.с.к. предполагает преодоление политич. характера власти. В развитом коммунистич. обществе не будет особой вооруж. силы(милиция, армия), способной служить орудием принуждения, учреждений карательного характера(прокуратура, суд, тюрьмы). Обществ. порядок будет опираться на гармония, сочетание интересов общества и личности, на коммунистич. сознательность людей, их готовность добровольно соблюдать правила человеч. общежития. Отсутствие по-литич. власти неизбежно означает отсутствие и права.
Ф. Энгельс говорил, что при коммунизме управление людьми должно уступить место управлению вещами. Прямолинейная трактовка этого высказывания приводила к утопич. представлению о том, что при коммунизме не будет, по сути дела, никакой организации, управляющей действиями людей. Нормальное функционированиесовр.общества требует согласованных действий десятков миллионов людей, сотен тысяч производств. коллективов. Это требование приобретает ещё большее значение при коммунизме. Поэтому замечание Энгельса правильно толковать лишь в том смысле, чтогл.объектом управления при коммунизме становится не человек, противостоящий обществу, не люди с различными интересами, как это было в антагонистич. формациях, а производств. процесс, что дисциплина и единство воли, без которых немыслимо никакое обществ. производство, порождаются полным единством интересов и высокой организованностью людей, их коммунистич. отношением к труду. Т.о., исключается какой бы то ни было элемент насилия над личностью, но сохраняется необходимость согласования действий людей.
По-видимому, наилучшему способу организации управления соответствует гармонич. сочетание непо-средств. и представит. демократии. Можно предположить, что в коммунистич. обществе огромное большинство вопросов будет решаться непосредственно в трудовых коллективах, наиболее важные проблемы также будут решаться с помощью методов непосредств. демократизма — всеобщих опросов, референдумов ит.п. Наряду с этим должна сохраниться система выборных, сменяемых, подотчётных управленч. органов, осуществляющих функции планирования и оперативного руководства обществ. механизмом. С этим связан другой важный вопрос — об исполнит. управленч. аппарате. Всовр.обществе организация и управление представляют собой сложную науку. Отсюда понятно, что текущая работа по управлению и организации должна осуществляться людьми, которые имеютспец.подготовку и опыт, приобретаемый в ходе систематич. управленч. деятельности. Но это не означает необходимости сохранения политич. профессионализма. Вопервых, задача специалистов по управлению ограничивается оперативным руководством процессами производства и распределения; контроль над их деятельностью, как и право принимать принципиальные решения, принадлежат выборным органам либо осуществляются методом непосредств. демократизма. Во-вторых, в условиях коммунизма управленчество не может быть связано ни с какими социальными привилегиями, оно окончательно перестаёт быть функцией власти и превратится в функцию производства.
Г. X. Шахназаров.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ОБЩЕ́СТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕ́НИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ
организация управления делами общества при коммунизме. Уже в первых произведениях утопич. коммунизма общество будущего характеризовалось совершенной организацией управления (Мор, Кампанелла). Сен-Симон и Фурье выразили мысль о том, что в будущем обществе на смену гос-ву должно придти самоуправление. Эта мысль нашла науч. обоснование и развитие в марксистском учении об отмирании гос-ва при коммунизме.
Вековая борьба нар. масс за демократию породила различные политич. формы и ин-ты, и нек-рые из них (напр., система нар. представительства, метод принятия решений путем всеобщего волеизъявления и т.д.) обладают непреходящей ценностью. В этом смысле и следует понимать указание основоположников марксизма о том, что О. с. к. ("ассоциация свободных тружеников") усваивает и поднимает на более высокую ступень демократич. принципы.
Развитие социалистич. демократии и совершенствование системы управления нар. хозяйством закладывают фундамент будущей организации общества. Таков смысл идеи Программы КПСС о "развитии социалистической государственности в коммунистическое общественное самоуправление". Эта формулировка дополняет и уточняет прежнюю постановку вопроса об отмирании гос-ва, она преодолевает элемент противопоставления социалистич. гос-ва и обществ. самоуправления, обнаруживает их преемственность. В том же русле лежит и идея Программы КПСС о превращении сов. социалистич. гос-ва в политич. орг-цию всего народа. Общенар. гос-во рассматривается как важнейший этап на пути развития социалистич. государственности в О. с. к. Этот этап характеризуется подъемом нар. самодеятельности, развертыванием и совершенствованием социалистич. демократии, в ходе к-рого постепенно изменяется гос. структура и методы управления в сторону все большего развития обществ. начал.
Наиболее ярко это обнаруживается в деятельности Советов депутатов трудящихся, к-рые сочетают в себе черты гос. и обществ. орг-ции. Общая тенденция их развития состоит в том, что "...Советы все более выступают как общественные организации при широком и непосредственном участии масс в их деятельности" (Программа КПСС, с. 102).
Важное направление в изменении характера осуществления гос. функций состоит в передаче части этих функций из ведения гос. органов в руки обществ. орг-ций (профсоюзов, комсомола и др.). Расширяется и участие трудящихся в управлении произ-вом (производств. совещания, советы рационализаторов и изобретателей и т.д.).
Наряду с взаимосвязью и преемственностью между социалистич. гос-вом и О. с. к. существует и их качеств. отличие. Принципиальное отличие О. с. к. от социалистич. государственности состоит в отсутствии политич. власти, когда управление осуществляется с помощью гос. принуждения или угрозы принуждения. В развитом коммунистич. обществе не будет особой вооруж. силы (милиция, армия), способной служить орудием такого принуждения, учреждений карательного характера (прокуратура, суд, тюрьмы). Обществ. порядок будет опираться на коммунистич. сознательность людей, их готовность добровольно соблюдать правила человеч. общежития. Отсутствие политич. власти неизбежно означает отсутствие и права. То и другое представляет собой предпосылку полной свободы личности.
Энгельс говорил, что при коммунизме управление людьми должно уступить управлению вещами. Прямолинейная трактовка этой формулы приводила к утопич. представлению о том, что при коммунизме не будет, по сути дела, никакой организации, управляющей действиями людей. Нормальное функционирование совр. общества требует согласованных действий десятков миллионов людей, сотен тысяч производств. коллективов. Это требование приобретает еще большее значение при коммунизме. Поэтому замечание Энгельса правильно толковать лишь в том смысле, что гл. объектом управления при коммунизме становится не человек, а производств. процесс, что дисциплина и единство воли, без к-рых немыслимо никакое обществ. произ-во, порождаются высокой организованностью людей, их коммунистич. отношением к труду. Т.о., исключается какой бы то ни было элемент насилия над личностью, но сохраняется необходимость согласования действий людей.
По-видимому, наилучшему способу организации управления соответствует гармонич. сочетание непосредств. и представит. демократии. Можно предположить, что в коммунистич. обществе огромное большинство вопросов будет решаться непосредственно в трудовых коллективах, наиболее важные проблемы также будут решаться с помощью методов непосредств. демократизма – всеобщих опросов, референдумов и т.д. Наряду с этим должна сохраниться система выборных, сменяемых, подотчетных управленч. органов, осуществляющих функции планирования и оперативного руководства обществ. механизмом. С этим связан другой важный вопрос – об исполнит. управленч. аппарате. В совр. обществе организация и управление представляют собой сложную науку. Отсюда понятно, что текущая работа по организации и управлению должна осуществляться людьми, к-рые имеют спец. подготовку и опыт, приобретаемый в ходе систематич. управленч. деятельности. Но это не означает необходимости сохранения политич. профессионализма. Прежде всего потому, что задача специалистов по управлению ограничивается оперативным руководством процессами произ-ва и распределения; контроль над их деятельностью, равно как и право принимать принципиальные решения, принадлежит выборным органам либо осуществляются методом непосредств. демократизма. Но главное состоит в том, что в условиях коммунизма управленчество не может быть связано ни с какими социальными привилегиями, оно окончательно перестанет быть функцией власти и превратится в функцию произ-ва.
Г. Шахназаров. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.


  1. общественное самоуправление коммунистическоеорганизация управления делами общества при коммунизме. Уже в первых произведениях утопич. социализма общество будущего характеризовалось совершенной организацией управлен...Советский философский словарь
  2. общественное самоуправление коммунистическое,организация управления делами общества при коммунизме. Уже в первых произведениях утопич. коммунизма общество будущего характеризовалось совершенной организацией управлен...Философская Энциклопедия (в 5 томах)