Философская энциклопедия

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

О́БРАЗ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ
см. Художественный образ.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — эстетическая категория, характеризующая особый, присущий только искусству способ и форму освоения и преображения действительности.
В узком и более конкретном смысле понятие “художественный образ” обозначает элемент, часть художественного произведения (персонаж или предмет изображения), в широком и более общем — способ бытия и воспроизведения особой, художественной, реальности, “царства видимости” (Ф. Шиллер). Художественный образ в широком понимании выступает в качестве “клеточки”, “первоначала” искусства, вобравшего и кристаллизующего в себе все основные компоненты и особенности художественного творчества в целом.
Термин “художественный образ” в его современном толковании и значении получил определение в эстетике Гегеля: “Искусство изображает истинно всеобщее, или идею, в форме чувственного существования, образа” (“Эстетика”, т.4. М., 1973, с. 412). Однако этимологически он восходит к словарю античной эстетики, где были слова-понятия (напр., эйдос), различающие наружный “вид, облик” предмета и светящуюся в нем внетелесную “сущность, идею”, а также более конкретные, однозначные определения из области пластических искусств — “статуя”, “изображение” и т. п. Раскрывая понятие мимезиса, Платон и Аристотель рассматривали вопрос об образной природе искусства в плоскости взаимоотношений реальных предметов, явлений и их идеальных “копий”, “слепков”, а Плотин сосредоточился на обосновании понятия “внутреннего эйдоса”, образа-смысла, сопричастного сущности предметов. Новоевропейская, прежде всего немецкая классическая эстетика выдвигает на первый план не миметический аспект, а продуктивный, выразительно-созидательный, связанный с творческой активностью художника. Понятие художественного образа закрепляется в качестве некоего уникального способа и результата взаимодействия и разрешения противоречий между духовным и чувственным, идеальным и реальным началами.
Со временем формула искусства как “мышления в образах” стала синонимом реалистического метода, акцентируя внимание на познавательной функции и. общественном предназначении художественного творчества. Сама способность создавать образы, показывать, а не доказывать считается условием и основным признаком таланта и полноценности творчества художника. “Кто не одарен творческой фантазиею, способною превращать идеи в образы, мыслить, рассуждать и чувствовать образами, тому не помогут сделаться поэтом ни ум, ни чувство, ни сила убеждений и верований, ни богатство разумно исторического и современного содержания” (Белинский В. Г. Поли. собр. соч., т. 6. М., 1956, с. 591—92). В кон. 19 — нач. 20 в. возникают различные “анти-образные” концепции искусства, подвергающие сомнению или отвергающие вообще категорию художественного образа как якобы апологию “коппистского” отношения к действительности, носителя “фиктивной” правды и голой “рассудочности” (символизм, имажинизм, футуризм, ЛЕФ и др.). Однако в зарубежной и русской эстетике это понятие сохраняет, вплоть до наших дней, статус всеобщей эстетической категории. Многие компоненты процесса художественного освоения действительности связаны с ним даже чисто лексически (“во-ображение”, “из-ображение”, “пре-ображение”, “про-образ”, “без-образное” и т. д.).
Семантика русского слова “образ” (в отличие от англ. “image”) удачно указывает на: а) воображаемое бытие художественного факта, б) его предметное бытие, то, что он существует как некоторое целостное образование, в) его осмысленность (“образ” чего?) — образ предполагает свой смысловой прообраз (И. Роднянская). Содержание и специфика художественного образа могут быть представлены следующими характеристиками.
Образ искусства — это отражение первичной, эмпирической действительности. Однако независимо от степени сходства (“похожести”) изображаемого с отображаемым художественный образ не является “копией” послужившего ему “прообраза” (персонажа, события, явления). Он условен, “иллюзорен”, принадлежит уже не эмпирической действительности, а внутреннему, “воображаемому” миру созданного произведения.
Образ не просто отражение действительности, а ее художественное обобщение, это созданный, “рукотворный”, продукт идеализации или типизации действительных фактов, событий или персонажей (см. Типическое). “Воображаемое бытие” и “возможная реальность” оказываются не менее, а, напротив, зачастую более действительны, чем послужившие исходным “материалом” реальные предметы, явления, события. Степень и полнота смысловой насыщенности, обобщенности художественного образа, вкупе с мастерством воплощения творческого замысла, позволяют различать (даже в рамках одного произведения) образы индивидуальные, характерные и типические. В системе художественного целого существует иерархия смыслового уровня — индивидуальное, по мере углубления его смысловой “нагрузки”, переходит в разряд характерного, а характерное — в типическое, вплоть до создания образов общечеловеческой значимости и ценности (напр., Гамлет в этом плане несопоставим с Розенкранцем. Дон Кихот — с Санчо Пансой, а Хлестаков — с Тяпкиным или Ляпкиным).
Художественный образ — это акт и результат творческого претворения, преображения действительности, когда чувственное в художественном произведении возводится созерцанием в чистую видимость, так что оно оказывается как бы “посредине между непосредственной чувственностью и принадлежащей области идеального мыслью” (Гегель. Эстетика, т. 1. M., 1968, с. 44). Это не мысль и не чувство, взятые отдельно и сами по себе, а “чувствуемая мысль” (А. С. Пушкин), “непосредственное мышление” (В. Г Белинский), содержащие в себе и момент понимания, и момент оценки, и момент деятельности. Поскольку образ искусства изначально и принципиально не умозрителен, не “теоретичен”, его можно определить как художественную идею, явленную в форме художественного представления, и, стало быть, как воплощение эстетического опыта, в процессе которого человеческая чувственность воспитывает себя на своих же собственных творениях. Образотворчество выступает в искусстве как смыслотворчество, наименование и переименование всего и вся, что человек находит вокруг и внутри себя. Образы искусства наделены самостоятельной и самодостаточной жизнью и потому нередко воспринимаются как реально существующие объекты и субъекты, более того, становятся образцами для сопереживания и подражания.
Многообразие типов художественных образов обусловлено их видовой принадлежностью, внутренними законами развития и используемым “материалом” каждого из искусств. Словесный, музыкальный, пластический, архитектурный и т. д. образы отличаются друг от друга, напр., мерой соотношения в них чувственного и идеального (рационального) моментов. В “портретном” изображении превалирует (или по крайней мере выходит на первый план) чувственная конкретность, в символическом образе доминирует идеальное (мыслительное) начало, а в типическом (реалистическом) образе очевидно стремление к их гармоническому сочетанию. Видовые отличия, своеобразие образов искусства предметно выражаются (а во многом и оказываются заданными) характером “материала” и “языка”, посредством которых они создаются, воплощаются. В руках талантливого художника “материал” не просто “оживает”, но обнаруживает поистине магическую изобразительно-выразительную силу в передаче самых тонких и глубоких мыслей и чувств. Как и из какого “сора” (А. А. Ахматова) слов, звуков, красок, объемов возникают стихи, мелодии, картины, архитектурные ансамбли — это секрет искусства, который не поддается полной разгадке.
Лит.: Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957; Лсссинг Г. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957; Гегель Г. В. Ф. Эстетика, т. 1,4. M., 1968; Гёте И. В. Об искусстве. М., 1975; Белинский В. Г. Идея искусства.— Поли. coop. соч., т. 4. М., 1954; Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы. М., 1927; Дмитриева И. Изображение и слово. М., 1962; Интонация и музыкальный образ. Сборник статен. М., 1965; Гачев Г. Д. Жизнь художес1венного сознания. Очерки по истории образа. М., 1972; Он же. Образ в русской художественной культуре. М., 1981; Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Тимофеев Л. И. Об образности.— Он же. Основы теории литературы, 5-е изд. М-, 1975; Семиотика и художественное творчество. М., 1977; Шкловский В. Искусство как прием.— Из истории советской эстетической мысли. 1917—1932. М., 1980; Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996; Акопова А. А. Эстетический идеал и природа образа. Ереван, 1994; Грехиев В. А. Словесный образ И литературное произведение. Н. Новгород, 1997.
В. И. Толстых

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. образ художественныйспецифический для искусства способ освоения и постижения действительности преломленный сквозь чувства и мысли художника. В создании художественного образа искусство в чем...Евразийская мудрость от А до Я
  2. образ художественныйкркемдк бейне...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  3. образ художественныйобобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме картина человеческой жизни или фрагмент такой картины созданная при помощи творческой фантазии худ...Словарь литературоведческих терминов
  4. образ художественныйсм. художественный образ....Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  5. образ художественныйобраз художественныйсм. художественный образem.Источник Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под ред. проф. Горкина А.П. М. Росмэн ....Художественная энциклопедия
  6. образ художественныйОбраз художественный язык искусства обобщенное художественное отражение действительности облеченное в форму конкретного индивидуального явления тип характер созданный пис...Энциклопедия культурологии
  7. образ художественныйспецифическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. О. х. рождается в воображении художника Воображение художественное воп...Эстетика