Философская энциклопедия

НЕОПИФАГОРЕИЗМ

НЕОПИФАГОРЕИЗМ
направление др.-греч. философии 1в.дон. э.— 3в.н. э., тесно связанное и переплетающееся со средним платонизмом(Евдор Александрийский, издатель платоновских диалогов Трасилл, Модерат, Никомах Герасский, Нумений идр.). Н. вновь придал самостоят. значение методам математич. символизма и опирался в своих умозрениях на такие понятия, как единое—многое, монада—диада, тождество — различие, чётное—нечётное, точка—линия—плоскость— тело ндр., а также развивал в области этики идеалы аскетизма и катартики. В отличие от среднего платонизма Н. считал первоначалом не ум(нус), но мона-ду—диаду, согласно изложению пифагорейского уче-ния у Александра Полигистора(Диоген Лаэртий VIII 24—33)и Секста Эмпирика(«Против физиков» II 248— 284). Выше монады—диады Евдор помещал единое, которое Модерат(1в.н. э.), согласно изложению его концепции у неоплатоников, понимал как сверхбытийное наяало; второе единое у Модерата — это область идей-парадигм, душа — третье единое, причастное первым двум. Видимо, эта концепция Модерата, инспирированная 2-м «Письмом» Платона, возникла в результате соединения идей «Парменида» с космогония, мифом «Тимея».У Ннкомаха(1-япол.2в.)первый бог(монада)предстаёт как демиург, рождающий диаду, и ум — принцип бытия и познания всех вещей. Нумений проводил различие между «отцом»(первый бог, он же ум)и «создателем»(второй бог)— двумя эпитетами единого демиурга у Платона в «Тимее». По-видимому, о сверхсущем едином, достижимом в сверхумном экстазе, речь шла у Аммония, учителя Плотина. В дальнейшем Н. перестаёт быть самостоят. течениемфилос.мысли, хотя самый комплекс пифагореизма(математика, аскетика, катартика, «божеств.» статус уяителя, основателя школы, толкованиеизбр.круга «священных» текстов)благодаря Н. усваивается неоплатонизмом.
Фрагменты: Nicomachi Geraseni Pythagorei introduc-tipnis aritlimeticae libri II, rec. R. Hoche, Lipsiae, 18C6; Jambliclii, Tljeologouraena aritlimeticae, ed. V. at· Falco, Lipsiae,1922; Vogel С. J. u e, Greek philosophy. A collection of texts, v. 3, Leiden,1959, p. 340—5.4.
Doddя R. R., The Parmenides of Plato and the origin of the Neoplatonic «One», «Classical Quarterly»,1928, v. 22, p. 129—43; его же, Numenius and Ammonius, Fondation Hardt, t. 5 — Les sources de Plotin, Vandoeuvres—Geneve,1960, p. 1—33;
см. такжелит.к статьям Средний платонизм, Нумений.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

НЕОПИФАГОРЕИЗМ
направление древнегреческой философии (1 в. до н.э. – 3 в. н.э.), возобновленный пифагореизм. Первыми неопифагорейцами были Нигидий Фигул, Аполлоний Тианский, Модерат иа Гадеса (1 в.), отличавшийся от Аполлония Тианского склонностью к пифагорейскому учению о числах, в первую очередь об единице и двоице. Во 2 в. много и глубоко рассуждал об идеальных числах как о первообразе вещей, наличном в боге, Никомах Герасский (Аравия). К пифагорейским платоникам относится и Нумений, подготовивший почву к органич. слиянию пифагорейства и платонизма в неоплатонизме. К числу неопифагорейцев относится и Филострат младший (3 в. н.э.). Н. выступило в результате острейшей потребности людей эллинизма в субъективном самоуглублении, приводившем, с одной стороны, к магич. мистицизму, а с другой – к использованию пифагорейского учения о числах для более точного конструирования платоновских идей.
Источн.: De Vogel С. J., Greek philosophy. A collection of texts with notes and explanations, v. 3, Leiden, 1959, p. 348–51.
Лит.:Τotok W., Handbuch der Geschichte der Philosophie, Bd 1, Fr./M., 1964, S. 321–23.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

НЕОПИФАГОРЕИЗМ
НЕОПИФАГОРЕИЗМ — направление античной философии 1 в. до н. э.— 3 в. н. э., тесно связанное и переплетающееся со средним платонизмом (Евдор Александрийский, Трасиля, Плутарх Херонейский, Модерат, Никамах из Герасы, Теон из Смирны, Нумений и др.). Неопифагореизм вновь придал самостоятельное значение методам математического символизма и опирался в своих умозрениях на такие понятия, как единое — многое, монада — диада, тождество — различие, четное — нечетное, точка — линия — плоскость — тело и др., а также развивал в области этики идеалы аскетизма и очищения (катарсис) от тела. В отличие от среднего платонизма неопифагореизм считал первоначалом не ум (нус), но монадудиаду, согласно изложению пифагорейского учения у Александра Полигистора (Diog. L. VIII 24—33) и Секста Эмпирика (Adv. Math. X 248—284). Выше монады—диады Евдор помещал Единое, которое Модерат, согласно изложению его концепции у неоплатоников, понимал как сверхбытийное начало; второе единое у Модерата — это область идей-парадигм, душа — третье единое, причастное первым двум. Видимо, эта концепция Модерата, инспирированная 2-м “Письмом” Платона, возникла в результате соединения идей “Парменида” с космогоническим мифом “Тимея”. У Никомаха из Герасы первый бог (монада) предстает как демиург, рождающий диаду, и ум — принцип бытия и познания всех вещей. Нумений проводил различие между “отцом” (первый бог, он же ум) и “создателем” (второй бог) — двумя эпитетами единого демиурга у Платона в “Тимее”. В дальнейшем неопифагореизм перестает быть самостоятельным течением философской мысли, хотя самый комплекс пифагореизма (математика, аскетика, катартика, “божественный” статус учителя — основателя школы, толкование избранного круга “священных” текстов) благодаря неопифагореизму усваивается неоплатонизмом.
Ист.: Vogel С. J. de. Greek philosophy. A collection of texts, vol. 3, 1959, p. 340-353.
Лит.: Dodds E. R. The Parmenides of Plato and the origin of the Neoplatonic “One”.— “Classical Quarterly” 22, 1928, p. 129—43; Idem. Numenius and Ammonius.— Les sources de Plotin, Dix Exposés et Discussions. Vandoeuvres—Gen., 1960, p. 1—33 (Entreliens sur l'Antiquité Classique, V); O'Meara D. Pythagoras Revived. Mathematics and Philosophy in Late Antiquity. Oxf., 1989. См. также лит. к статьям Средний платонизм, Модерат, Никомах, Нумений, Теон.
Ю. А. Шичалин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. неопифагореизмНЕОПИФАГОРЕИЗМ направление греч. философии в. до н. э. в. н. э. тесно связанное и переплетающееся со Средним платонизмом Евдор Александрийский strongиздатель платоновс...Античная философия
  2. неопифагореизммистическое направление древнегреческой философии в. дон. э. в. н. э. Нигидий Фигул Аполлоний Тианский и др. развивалосьв тесной связи со средним платонизмом сближение...Большой энциклопедический словарь II
  3. неопифагореизмНЕОПИФАГОРЕИЗМ мистическое направление древнегреческой философии в. до н. э. в. н. э. Нигидий Фигул Аполлоний Тианский и др. развивалось в тесной связи со средним плат...Большой энциклопедический словарь III
  4. неопифагореизмНЕОПИФАГОРЕИЗМ мистическое направление древнегреческой философии в. до н. э. в. н. э. Нигидий Фигул Аполлоний Тианский и др. развивалось в тесной связи со средним пла...Большой Энциклопедический словарь V
  5. неопифагореизмНачальная форма Неопифагореизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  6. неопифагореизмнеопифагореизм неопифагореизм а...Орфографический словарь
  7. неопифагореизмОрфографическая запись слова неопифагореизм Ударение в слове неопифагореизм Деление слова на слоги перенос слова неопифагореизм Фонетическая транскрипция слова неопифагор...Полный фонетический разбор слов
  8. неопифагореизмМистическое платоническое направление древнегреческой философии. Сформировалось в период с I в. до н.э. по III в. н.э. Развивалось в тесной связи с средним платонизмом и ...Религиозные термины
  9. неопифагореизмнеопифагореизм а...Русский орфографический словарь
  10. неопифагореизмнеопифагореизм...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  11. неопифагореизмфилософскорелигиозное течение й пол. в. до н. э. в. н. э. соединившее в себе этич. и догматич. принципы др. пифагорейства с платонизмом и некоторыми элементами учения ...Словарь античности
  12. неопифагореизмНЕОПИФАГОРЕИЗМ греч. от neos новый и соб. имени Пифагор. Учение философов возобновивших учение Пифагора о числах отличавшееся мистицизмом. Словарь иностранных слов вошед...Словарь иностранных слов русского языка
  13. неопифагореизмнаправление др.греч. философии в. до н. э. в. н. э. тесно связанное и переплетающееся со средним платонизмом Евдор Александрийский издатель платоновских диалогов Трасил...Советский философский словарь
  14. неопифагореизмНЕОПИФАГОРЕИЗМ мистическое направление древнегреческой философии в. до н. э. в. н. э. Нигидий Фигул Аполлоний Тианский и др. развивалось в тесной связи со средним плат...Современный энциклопедический словарь
  15. неопифагореизмУдарение в слове неопифагореизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове неопифагореизм...Ударение и правописание
  16. неопифагореизм,направление древнегреческой философии в. до н.э. в. н.э. возобновленный пифагореизм. Первыми неопифагорейцами были Нигидий Фигул Аполлоний Тианский Модерат иа Гадеса ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  17. неопифагореизмМарфин Марино Марин Маренго Марго Маори Мао Манор Мание Манер Манго Манг Ман Мазер Маз Маго Маг Ирон Ирма Ирина Ирга Иран Иономер Ион Иомен Инофирма Иномир Ингра Инга Имп...Электронный словарь анаграмм русского языка
  18. неопифагореизмНеопифагореизм см. Новопифагореизм....Энциклопедический словарь
  19. неопифагореизмНЕОПИФАГОРЕИЗМ мистическое направление древнегреческой философии в. до н. э. в. н. э. Нигидий Фигул Аполлоний Тианский и др. развивалось в тесной связи со средним пла...Энциклопедический словарь естествознания
  20. неопифагореизмсм. Новопифагореизм....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона