Философская энциклопедия

ЛИБЕРАЛИЗМ

ЛИБЕРАЛИЗМ
(от лат. liberalis — свободный) — идейное течение, в основе которого лежит убеждение в необходимости постепенного реформирования общества с целью более полной реализации индивидуальных ценностей, и в первую очередь индивидуальной свободы. Л. является не конкретной социальной теорией, а, скорее, особым стилем, или способом, размышления о социальных проблемах, в рамках которого существуют разные, нередко спорящие друг с другом теории. Истоки Л. восходят к эпохе буржуазных революций 17— 18 вв.
Основной ценностью Л. является свобода личности. Др. ценности — демократия, правозаконность, нравственность и т.д. — истолковываются только как средства достижения такой свободы. Основной метод Л. — не столько творчество и создание нового, сколько устранение всего, что грозит индивидуальной свободе или мешает ее развитию. Постулат Л. о непреходящей ценности свободы и равных правах каждой личности вместе с его методом, диктующим особую осторожность при решении социальных проблем, во многом объясняют ту трудность, с какой Л. завоевывает себе сторонников. Л. весьма аморфен, его толкование меняется от десятилетия к десятилетию, у него нет непререкаемых авторитетов. Строгие формулы, которые использовались в кон.19 в. для изложения доктрины Л., теперь окончательно оставлены. Не случайно Л. постепенно приобрел славу «негативного учения», не способного предложить человеку индустриального общества никакой конкретной, рассчитанной на долгую перспективу программы.
Л. — индивидуалистическая система, т.к. на первый план выдвигается отдельный человек, а ценность общественных групп или учреждений измеряется исключительно тем, в какой мере они защищают права и интересы индивида и способствуют осуществлению целей отдельных субъектов. Л. считает своей задачей благополучие и даже счастье человека, но достигаемые усилиями самого человека, ставящего перед собой собственные цели и пользующегося максимально возможной свободой. Предполагается, что весь круг обязанностей по поддержанию социального порядка покоится на индивиде, иногда речь идет конкретно о его совести. Совесть — краеугольный камень старых форм Л.: в первую очередь на нее опирается выбор людей между порядком и анархией, она приказывает человеку следовать велениям разума в большей степени, чем велениям переменчивых чувств. Совесть — и с нею чувство долга — позволяет связывать свободу личности с объективным порядком. Постепенно эволюция Л., однако, заметно ослабила обращение к совести как к тому началу, которое должно согласовать и примирить идею автономии воли и разума личности, с одной стороны, и идею социального порядка — с другой.
Л. различает политическую и гражданскую свободу. Политическая свобода гарантирует право гражданина участвовать в управлении гос-вом; гражданская свобода — это те основные права, на признании которых строится гражданское общество. Л. рассматривает политическую свободу только как дополнение к свободе гражданской. Однако политическая свобода представляет собой необходимое дополнение к гражданской свободе, единственно действенное ее дополнение. Без политической свободы — гражданская свобода хрупка и ненадежна. Две основные гарантии свободы — как гражданской, так и политической — Л. видит в частной собственности и правовом гос-ве.
Л. является не только идейным течением, но и определенной социальной практикой. Экономический Л. 19—20 вв. выступал с критикой феодальной регламентации экономических отношений. Физиократы, а за ними А. Смит активно поддерживали лозунг «Lais-sez faire» («He мешайте действовать»). Дж. Локк и др. внесли важный вклад в утверждение идей парламентской демократии, конституционного правления, основанного на разделении власти между исполнительными и законодательными органами, обеспечении основных прав граждан, включая свободу слова, печати, вероисповедания и т.д. В 20 в. Л. отстаивал общественное устройство, при котором регулирование социально-экономических отношений осуществляется спонтанно, через механизм «свободного рынка». На основе философии утилитаризма И. Бентама Дж.С. Миллем, Г. Спенсером и др. было развито утилитаристское обоснование Л., основу которого составляет стремление к достижению «наибольшей суммы общего счастья». В последней трети 19 в. экспансии идей Л. был положен конец. На длительный период они были вытеснены социалистическими идеями, главное содержание которых составляли «организация», «обобществление» и «планирование». Парадоксальным образом это произошло под флагом требования «новой свободы». Уже завоеванные свободы объявлялись «ничего не стоящими» без той «экономической свободы», которую должен был принести социализм. Если для Л. свобода означала освобождение индивида от пут, не оставляющих ему выбора и заставляющих повиноваться власть имущим, то для социализма, истолкованного как скачок из царства необходимости в царство свободы, она сводилась к устранению оков капиталистической экономической системы и в конечном счете к требованию равного распределения богатства. В упадке Л. определенную роль сыграло также проникновение в него позитивистских идей.
Л. восстановил свой потенциал только в 1930-е гг., когда опыт коммунистической России показал, что обещанный радикальными социалистами путь к свободе есть в действительности прямая дорога к тоталитарному коммунистическому рабству. Постепенно классический Л. подвергся существенной перестройке, прежде всего в вопросе о социально-экономической роли гос-ва. Возникли концепции «нового Л.», или неолиберализма, сблизившегося с консерватизмом. Гос-ву стала вменяться обязанность разработки и воплощения в жизнь общей стратегии экономического развития, предотвращения кризисов и стабилизиции финансового положения. Была признана важность социальных и экономических прав индивидов, особая значимость выравнивания возможностей и шансов людей, особенно являющихся членами социальных групп, фактически оказавшихся в наиболее трудном положении. Л. начал учитывать гуманистические идеалы, стоящие выше механизмов рынка и конкуренции, и подчеркивать значение коллективных действий, ограничивающих сферу применения таких механизмов. Этими соображениями объясняются, в частности, прогрессивные налоги на доходы граждан и прибыли предприятий ради перераспределения части национального богатства, частичное ограничение свободы рынка и конкуренции ради уменьшения остроты экологических проблем, проблем физического и нравственного здоровья людей и т.д.
Иногда утверждается, что идеи Л. всегда были чужды России и никогда не найдут в ней подходящей почвы. Ссылаются на пресловутую «соборность», будто бы изначально присущую рус. душе, на коллективистический характер рус. человека, на «евразийское начало» и др. подобные им неясные, вырванные из исторического контекста аргументы. Действительно, идеи Л. плохо уживались с привычным укладом российской жизни. Вместе с тем традиция Л., пусть не особенно глубокая и сильная, а временами даже прерывающаяся, в России существует давно, по меньшей мере с 18 в. «Суть либерализма в России была совершенно тождественной с сутью западного либерализма» (В.В. Леонтович). История Л. в России была на длительный период оборвана Октябрьской революцией 1917. В коммунистическом обществе слова «либерализм» и «либерал» приобрели явный негативный оттенок.
Критика Л. велась гл.обр. с двух позиций: с позиции капитализма и одобрения основных либеральных ценностей; с позиции социализма (коммунизма) как наиболее радикальной формы современного коллективизма. Основные моменты критики Л., относящейся в первую очередь к классическому Л., сводятся к следующему. Л. трактует общество как систему, состоящую из своего рода «атомов» — свободных, самоуправляющихся индивидов, желания и интересы которых мало зависят от среды, в которой они живут и действуют. Отсюда переоценка моральной и ценностной автономии личности, ее способности и желания действовать исключительно по собственному плану и пользоваться своей системой ценностей. Л. не видит разных возможностей истолкования свободы и явно переоценивает роль индивидуальной свободы в сложной системе социальных отношений. Даже в развитом капиталистическом обществе далеко не все его члены горячо стремятся к свободе; многие ставят безопасность и устойчивость своего существования выше индивидуальной свободы, всегда сопряженной с ответственностью и риском. Далее, в коллективистическом (в частности, в коммунистическом и национал-социалистическом) обществе подавляющее большинство людей вовсе не чувствуют себя несвободными. Л. чересчур оптимистично предполагает, что люди руководствуются в свой жизни прежде всего разумом, а не чувством, верой, традициями и т.п., и выдвигает рационализм как едва ли не единственный метод решения всех социальных проблем. Л. преувеличивает роль выведения конкретных случаев из одного общего принципа или немногих таких принципов. Либеральное мышление нередко игнорирует историю и является в своей основе статическим, поскольку считает, что правильное понимание социальной жизни есть самодостаточная, автономная сфера, мало или вообще не зависящая от влияния истории. В частности, неисторично истолковываются неотъемлемые права человека (жизнь, свобода, собственность, право сопротивляться тирании и т.д.). Л. как бы не замечает, что помимо капитализма существовали и существуют др., иногда принципиально иные способы общественного устройства, столь же естественные, как и капитализм, и не являющиеся «болезнью общества» или «вывихом истории» (в частности, коммунизм). Л. плохо видит преходящий характер самого капиталистического общества, которое тоже исторично и в свое время сойдет с исторической арены.
С этими общими особенностями либерального мышления тесно связано решение Л. многих конкретных проблем: Л. чересчур абстрактно противопоставляет путь постепенных, шаг за шагом идущих реформ более радикальному пути социальной революции. Л. утверждает, что революции вообще не нужны и даже неразумны в современном индустриальном обществе. Это как раз полная противоположность подходу, объявляющему революцию основным двигателем истории. Вопрос, на который Л. не дает ответа: всегда ли можно обойтись без революции, заместив ее подходящими к случаю реформами? Ответ на этот вопрос должен быть, скорее всего, отрицательным. Во всяком случае каждый переход от коллективистического устройства общества к индивидуалистическому его устройству и наоборот представляет собой глубокую социальную революцию (см.ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ). Если история рассматривается как колебания обществ между полюсами коллективизма и индивидуализма, революции становятся неотъемлемыми ее элементами. Марксизм переоценивал роль социальных революций в истории; Л., напротив, переоценивает возможности частичных, идущих шаг за шагом реформ.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ЛИБЕРАЛИЗМ
(от лат.liberaus — свободный), идей-но-политич. движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя ибурж.«свобод» в экономич., политич. идр.сферах. Термин «Л.» вошёл в широкое употребление в 1-йпол.19в., когда в ряде зап.европ. государств(Великобритания, Франция идр.)появились политич. партии «либералов», однако истоки Л. восходят к эпохебурж.революций 17—18вв.Идеология раннего Л. играла прогрессивную роль,т. к.в ней были сформулированыосн.принципыбурж.обществ. устройства, пришедшего на сменуфеод.обществу.
Идеи экономич. Л. высказывались ещё физиократами, однако последовательно и всесторонне политико-экономич. концепция классич. Л. была разработана представителямиангл.классич. политэкономии. Выступив с критикойфеод.регламентации экономич. жизни, физиократы, а вслед за ними А. Смит, активно поддержали выдвинутый торг.-пром. кругами лозунг «laissez faire»(дословно «не мешайте действовать»), требовавший ликвидации цеховой регламентации, ограниченийвнеш.торговли ит.д. «Система естеств. свободы» Смита предполагала предоставление полного простора частной инициативе, освобождение экономич. деятельности из-под опеки государства, обеспечение условий для свободного предпринимательства и торговли.
Идеологи Англ.бурж.революции 17в.(Локк идр.)внесли существ. вклад в разработку и пропаганду идей бурж.-парламентского строя. Впоследствии многие из этих идей, выдержанных в духе концепции «правового государства» — конституционного правления, основанного на разделении власти между исполнит. и за-конодат. органами, обеспеченияосн.политич. прав граждан, включая свободу слова, печати, вероисповедания, проведения собраний ит.д.— вошли в идейнополитич. арсенал Л.
В 19в.с утверждениембурж.обществ. строя в Л. постепенно стали нарастать апологетич. тенденции, из идейного наследия выбирались лишь те положения, которые отвечали повседневным нуждам буржуазии как господствующего класса. Вера просветителей в прогресс, в торжество разума уступила место апологиибурж.здравого смысла; идеинар.суверенитета и равенства были истолкованы применительно к производств. отношениям капиталистич. общества как «равенство возможностей» агентов товарнокапиталистич. производства. Л. выполнял функцию идеологич. обоснования и закрепления в массовом сознании ценностных установок предпринимательского сознания. На протяжении 19в.Л. отстаивал идею обществ. устройства, при котором регулирование социально-экономич. отношений осуществлялось бы спонтанно, через безличный механизм «свободного рынка». Единств. функцию государства Л. усматривал в том, чтобы охранять собственность граждан и устанавливать общие рамки свободной конкуренции междуотд.производителями. Наибольшего расцвета Л. достиг в классич. странепром.капитализма — Великобритании. Наряду с программойбурж.реформ, рассчитанных на создание благоприятных условий для свободного предпринимательства, было дано этич. «обоснование» нсогранич. погони за прибылью в философии утилитаризма Бентама, в позитивизме Дж. С. Милля, Спенсера.
С вступлением капитализма в монополистич. стадию и особенно с переходом к гос.монополистич. капитализму идеология классич. Л. подверглась существ. перестройке, прежде всего в вопросе о социально-экономич. роли государства. Возникли концепции «нового Л.», или «неолиберализма». Несмотря на определ. различия, обусловленныенац.спецификой, неолибералы едины в утверждении, будто механизм свободного рынка создаёт наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономич. деятельности, регулирования экономич. и социальных процессов, рационального распределения экономич. ресурсов и удовлетворения запросов потребителей. Однако неолибералы считают, что действие механизма свободной конкуренции не может быть обеспечено автоматически. Они признают, что господство монополий, диспропорции в экономике, кризисы, инфляция деформируют механизм рыночного регулирования и могут привести к глубоким потрясениям всей системы капитализма. Поэтому необходимо постоянноегос.вмешательство в экономику с целью поддержания благоприятных условий для капиталистич. конкуренции.
Всовр.условиях происходит постепенное ослабление идейных и политич. позиций Л. В странах Зап. Европы Л. потеснён социал-демократией и консервативными силами. В США Л., совершив определ. эволюцию и сблизившись с социал-реформизмом, остаётся одним из влиятельных идейно-политич. течений.
Маркс К., Теории прибавочной стоимости, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,т.26; Смит А., Исследование о природе и причинах богатства народов,пер.сангл., М.,1962; Голбрейт Дж. К., Экономич. теории и цели общества,пер.сангл., М.,1979; Аникин А. В., Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса, M., 19793; Совр. политич. сознание в США, ?., 1?80; H a r t z L., Liberal tradition in America,N. Y.,1955; Manning D., Liberalism, L.,1976; Brzezinski Z., The relevance of liberalism, N. ?.,1977; Burdeau G., Le liberalism, P., 1979.
Б. В. Михайлов.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ЛИБЕРАЛИЗМ
(от лат. überaus свободный)
свободное убеждение, стремящееся избавиться от традиций, обычаев, догм и т. д. и стать на собственные ноги. Сильный толчок своему развитию либерализм получил в эпоху Просвещения (в противовес схоластике), Реформации (против католицизма), пиетизма (в противовес лютеранству). Как политическое направление либерализм противостоит консерватизму и реакции; как экономическая доктрина выступает за свободное соревнование, за не ограничиваемый государством товарообмен; в области мировоззрения – за космополитизм, терпимость и гуманность; в религиозной области борется против ортодоксии. С точки зрения философии либерализм близок индивидуализму, подчеркивая ценность личности в противовес ценности коллектива. Носителем либерализма во все времена была буржуазия.

Философский энциклопедический словарь.2010.

либерализм
ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. liberalis — свободный) — наименование “семейства” идейно-политических течений, исторически развившихся из рационалистической и просветительской критики, которой в 17—18 вв. были подвергнуты западноевропейское сословно-корпоративное общество, политический “абсолютизм” и диктат церкви в светской жизни. Философские основания “членов либерального семейства” всегда были различны до несовместимости. Исторически важнейшие среди них: 1) учения о “естественных правах” человека и “общественном договоре” как фундаменте легитимного политического устройства (Дж. Локки др.,Договор общественный); 2) “кантовская парадигма” моральной автономии ноументального “я” и вытекающие из нее концепции “правового государства”; 3) идеи “шотландского просвещения” (Д. Юм, А. Смит, А. Фергюсони др.) о спонтанной эволюции социальных институтов, движимой неустранимой скудостью ресурсов в сочетании с эгоизмом и изобретательностью людей, связанных, однако, “моральными чувствами”; 4)утилитаризм(И. Бентам, Д. Рикардо, Дж. С. Милльи др.) с его программой “наибольшего счастья для наибольшего числа людей”, рассматриваемых в качестве расчетливых максимизаторов собственной выгоды; 5) так или иначе связанный с гегелевской философией “исторический либерализм”, утверждающий свободу человека, но не в качестве чего-то, присущего ему “от рождения”, а как, по словам Р. Коллингвуда, “приобретаемое постепенно постольку, поскольку человек вступает в самосознательное обладание собственной личностью посредством... нравственного прогресса”.
В модифицированных и нередко эклектичных вариантах эти различные философские основания воспроизводятся и в современных дискуссиях внутри “либерального семейства”. Основными осями таких дискуссий, вокруг которых складываются новые группировки либеральных теорий, отодвигающие на второй план значение различий философских оснований, являются следующие. Во-первых, должен ли либерализм в качестве своей главной цели стремиться к “ограничению принуждающей власти любого правительства” (Ф. Хайек) или это вопрос второстепенный, решаемый в зависимости от того, как либерализм справляется со своей важнейшей задачей — “поддержанием условий, без которых невозможна свободная практическая реализация человеком своих способностей” (Т. X. Грин). Суть этих дискуссий — отношение государства и общества, роль, функции и допустимые масштабы деятельности первого ради обеспечения свободы развития индивида и свободного общежития людей. Во-вторых, должен ли либерализм быть “ценностно нейтральным”, своего рода “чистой” техникой защиты индивидуальной свободы, независимо от того, в каких ценностях она выражается (Дж. Роулз, Б. Аккерман), или он воплощает определенные ценности (гуманность, терпимость и солидарность, справедливость и т. д.), отход от которых и беспредельный моральный релятивизм чреваты для него самыми пагубными, в том числе непосредственно политическими, последствиями (У. Галстон, М. Уолцер). Суть этого типа — нормативное содержание либерализма и зависимость от него практического функционирования либеральных институтов. В-третьих, спор “экономического” и “этического” (или политического) либерализма. Первый характеризуется формулой Л. фон Мизеса: “Если сконденсировать всю программу либерализма в одно слово, то им будет [частная] собственность... Все другие требования либерализма вытекают из этого фундаментального требования”. “Этический” либерализм утверждает, что связь свободы и частной собственности неоднозначна и не неизменна в разных исторических контекстах. По словамБ. Кроче, свобода “должна иметь смелость принять средства социального прогресса, которые... являются разнообразными и противоречивыми”, рассматривая принцип laissez faire лишь как “один из возможных типов экономического порядка”.
Если у различных видов либерализма, классических и современных, нельзя найти общего философского знаменателя и подходы их к ключевым практическим проблемам разнятся столь значительно, то что же тогда позволяет говорить об их принадлежности к одному “семейству”? Видные западные исследователи отвергают саму возможность дать либерализму единое определение: его история открывает лишь картину “разрывов, случайностей, многообразия... мыслителей, безразличным образом смешанных в кучу под вывеской “либерализм”” (Д. Грей). Общность различных во всех др. отношениях видов либерализма открывается, если их рассматривать не со стороны их философского или политико-программного содержания, но как идеологию, определяющая функция которой не описывать действительность, а действовать в действительности, мобилизуя и направляя энергию людей на определенные цели. В различных исторических ситуациях успешное осуществление этой функции требует обращения к разным философским идеям и выдвижения разных программных установок в отношении того же рынка, “минимизации” или экспансии государства и т. д. Иными словами, единственное общее определение либерализма может заключаться лишь в том, что он является функцией осуществления некоторых ценностей-целей, специфическим образом проявляющейся в каждой конкретной ситуации. Достоинство и мера “совершенства” либерализма определяются не философской глубиной его доктрин или верностью тем или иным “сакральным” формулировкам о “естественности” прав человека или “незыблемости” частной собственности, а его практической (идеологической) способностью приблизить общество к своим целям и не дать ему “сорваться” в то состояние, которое радикально чуждо им. История многократно демонстрировала то, что философски бедные либеральные учения оказывались с этой точки зрения гораздо эффективнее своих философски утонченных и изощренных “собратьев” (сравним хотя бы политические “судьбы” воззрений “отцов-основателей” США, как они изложены в “Федералисте” и др. документах, с одной стороны, и немецкого кантианства — с другой). Каковы же устойчивые цели-ценности либерализма, получавшие в его истории различные философские обоснования и воплощавшиеся в разных практических программах действий?
1.Индивидуализм— в смысле “примата” морального достоинства человека перед любыми посягательствами на него со стороны любого коллектива, какими бы соображениями целесообразности такие посягательства ни поддерживались. Понятый т. о. индивидуализм не исключает априорно самопожертвования человека, если он признает требования коллектива “справедливыми”. Индивидуализм не связан логически необходимым образом и с теми представлениями об “атомизированном” обществе, в рамках которых и на основе которых он первоначально утверждался в истории либерализма.
2.Эгалитаризм— в смысле признания за всеми людьми равной моральной ценности и отрицания значения для Организации важнейших правовых и политических институтов общества любых “эмпирических” различий между ними (в плане происхождения, собственности, профессии, пола и т. д.). Такой эгалитаризм не обязательно обосновывается согласно формуле “все от рождения равны”. Для либерализма важно введение проблемы равенства в логику долженствования —“все должны быть признаны морально и политически равными”, независимо от того, вытекает ли такое введение из доктрины “естественных прав”, гегелевской диалектики “раба и господина” или утилитаристского расчета собственных стратегических выгод.
3.Универсализм— в смысле признания того, что требования индивидуального достоинства и равенства (в указанном понимании) не могут быть отвергнуты посредством ссылок на “имманентные” особенности тех или иных культурно-исторических коллективов людей. Универсализм не должен обязательно увязываться с представлениями о внеисторической “природе человека” и одинаковостью понимания всеми “достоинства” и “равенства”. Он может трактоваться и так, что в каждой культуре — в соответствии с присущим ей характером развития человека — должно быть право требовать уважения достоинства и равенства, как они понимаются в своей исторической определенности. Универсальным оказывается не то, что именно требуют люди в разных контекстах, а как они требуют то, что требуют, а именно — не в качестве рабов, ищущих милости, в которой хозяева по праву могут им отказать, а в качестве достойных людей, имеющих право на то, что они требуют.
4.Мелиоризмкак утверждение возможности исправления и совершенствования любых общественных институтов. Мелиоризм не обязательно совпадает с идеей прогресса как направленного и детерминированного процесса, с которой он был долгое время исторически связан. Мелиоризм допускает и разные представления о соотношении сознательного и стихийного начал в изменении общества — в диапазоне от спонтанной эволюции Хайека до рационалистического конструктивизма Бентама.
Этой констелляцией ценностей-целей либерализм заявляет о себе как о современной идеологии, отличной от более ранних политических учений. Граница здесь может быть обозначена преобразованием центральной проблемы. Вся досовременная политическая мысль так или иначе фокусировалась на вопросе: “каково наилучшее государство и какими должны быть его граждане?” В центре либерализма другой вопрос: “как возможно государство, если свобода людей, способная выливаться и в разрушительное своеволие, неустранима?” Весь либерализм, образно говоря, вытекает из двух формулТ. Гоббса: “Не существует абсолютного добра, лишенного всякого отношения к чему-либо или к кому-либо” (т. е. вопрос о “наилучшем государстве вообще” лишен смысла) и “природа добра и зла зависит от совокупности условий, имеющихся в данный момент” (т. е. “правильная” и “хорошая” политика может определяться только как функция данной ситуации). Смена этих центральных вопросов и определила общий контур либерального политического мышления, очерченный следующими линиями-положениями:
1) чтобы какое-то государство могло состояться, в него должны быть включены все, кого это дело касается, а не только добродетельные или обладающие какими-то особыми признаками, делающими их пригодными для политического участия (как это было, напр., уАристотеля). Это и есть либеральный принцип равенства, который наполнялся содержанием в ходе истории либерализма, прогрессивно распространяясь на все новые группы людей, исключенные из политики на предыдущих этапах. Ясно, что такое распространение происходило посредством демократической борьбы против сложившихся ранее институциональных форм либерализма с присущими им механизмами дискриминации, а не благодаря саморазвертыванию “имманентных принципов” либерализма. Но важно другое: либеральное государство и идеология были способны к такому развитию, тогда как более ранние политические формы (тот же античный полис) ломались при попытках расширения их изначальных принципов и распространения их на группы угнетенных;
2) если нет абсолютного блага, самоочевидного для всех участников политики, то достижение мира предполагает допущение свободы всех следовать собственным представлениям о благе. Это допущение “технически” реализуется посредством установления каналов (процедурных и институциональных), по которым происходит удовлетворение людьми своих стремлений. Изначально свобода приходит в современный мир не в виде “благого дара”, а в виде страшного вызова самим основам общежития людей со стороны их буйного себялюбия. Либерализм должен был признать эту грубую и опасную свободу и социализировать ее согласно той примитивной формуле “свободы от”, которую столь выразительно передает ранний либерализм. Такое признание и то, что из него вытекало для политической теории и практики, необходимо для реализации самой возможности совместной жизни людей в условияхсовременности. (В смысле гегелевской формулы — “свобода необходима”, т. е. свобода стала необходимостью для современности, что, конечно, имеет мало общего с “диалектико-материалистическим” толкованием этой формулы Ф. Энгельсом — свобода как познанная необходимость). Но необходимость признания свободы в ее грубой форме отнюдь не говорит о том, что либерализм не идет дальше в осмыслении и практике свободы. Если этически либерализм к чему-то стремился, то именно к тому, чтобы свобода сама по себе стала самоцелью для людей. Формулой этого нового понимания свободы как “свободы для” можно считать словаА. де Токвиля: “Тот, кто ищет в свободе что-либо иное, кроме ее самой, создан для рабства”;
3) если признана свобода (и в первом, и во втором ее понимании), то единственным способом устроения государства являетсясогласиеего устроителей и участников. Смыслом и стратегической целью либеральной политики является достижение консенсуса как единственного реального основания современного государства. Движение в этом направлении, — со всеми его сбоями, противоречиями, использованием инструментов манипуляции и подавления, так же как и с моментами исторического творчества и реализации новых возможностей эмансипации людей, — это и есть действительная история либерализма, его единственное содержательно богатое определение.
Лит.:Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762—1914. M., 1995; Dunn J. Liberalism. — Idem., Western Political Theory in the Face of the Future. Cambr., 1993; Calston W. A. Liberalism and Public Morality. — Liberals on Liberalism, ed. by A. Damico. Totowa (N.J.), 1986; Gray J. Liberalism. Milton Keynes, 1986; Hayek F.A. The Constitution of Liberty. L., 1990; Holmes S. The Permanent Structure of Antiliberal Thought. — Liberalism and the Moral Life, ed. by N. Rosenblum, Cambr. (Mass), 1991; Mills W. C. Liberal Values in the Moden World. — Idem. Power, Politics and People, ed. by I. Horowitz. N.Y, 1963; Rawls J. Political Liberalism. N. Y., 1993; Ruggiero G. de. The History of Liberalism. L., 1927; Wallerstein I. After Liberalism. N. Y., 1995, parts 2, 3.
Б. Г. Капустин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
вольнодумие, вольнодумство, вольномыслие, вольтерьянство, либеральничество, либеральность, мягкость, невзыскательность, нетребовательность, попустительство, потворство, свободомыслие, снисходительность, снисхождение, терпимость, толерантность


  1. либерализмСовременный либерализм зародился в процессе борьбы за свободу вероисповедания развернувшейся в Западной Европе в конце XVI и в XVII веках. Характерная для того периода те...101 ключевая идея политика
  2. либерализмнаправление английской классической политической экономии. Со времен А. Смита считалось что государство не должно вмешиваться в экономику. Эта точка зрения А. Смита невм...Аграрная экономика - термины и понятия. Энциклопедический справочник
  3. либерализмбурж. движение и идеология возник в период борьбы против феодализма. В Л. на первый план выдвигается индивид как субъект и высш. инстанция всякой деятельности госво должн...Атеистический словарь
  4. либерализмбурж. движение и идеология возник в период борьбы против феодализма. В Л. на первый план выдвигается индивид как субъект и высш. инстанция всякой деятельности госво должн...Атеистический словарь II
  5. либерализмот лат. liberalis свободный социальнополитическое учение и общественное движение провозглашающее самодостаточную ценность свободы индивида в экономической политической ...Большая актуальная политическая энциклопедия
  6. либерализмбуржуазное идеологическое и общественнополитическое течение объединяющее сторонников буржуазнопарламентского строя буржуазных свобод и свободы капиталистического предприн...Большая Советская энциклопедия II
  7. либерализмм. liberalismo попустительство permissivismo liberalita f Итальянорусский словарь. Синонимы вольнодумие вольнодумство вольномыслие вольтерьянство либеральничество либер...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. либерализмлиберализмLiberalismusСинонимы вольнодумие вольнодумство вольномыслие вольтерьянство либеральничество либеральность мягкость невзыскательность нетребовательность попустит...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. либерализммLiberalismus m неизм. вольнодумие вольнодумство вольномыслие вольтерьянство либеральничество либеральность мягкость невзыскательность нетребовательность попустительство ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. либерализмлиберализм м Liberalismus m неизм.Синонимы вольнодумие вольнодумство вольномыслие вольтерьянство либеральничество либеральность мягкость невзыскательность нетребовательно...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. либерализмм.liberalismo mй либералиuзм liberalismo corrompido...Большой русско-испанский словарь
  12. либерализмсущ. муж. рода только ед. ч.лбералзм уem...Большой русско-украинский словарь
  13. либерализмм. libralisme m...Большой русско-французский словарь
  14. либерализмГнилой либерализм.strong Публ. Презрem. О беспринципности и примиренчестве. ШЗФ . emgt Выражение из сатирического очерка М. Е. СалтыковаЩедрина Господа Молчалины. БМС ....Большой словарь русских поговорок
  15. либерализмliberalism политическая доктрина разработанная в Европе в м столетии и предполагающая отрицание авторитарных форм правления защиту свободы слова ассоциации и религии а т...Большой толковый социологический словарь
  16. либерализмангл. liberalism нем. Liberalismus. . Соц.полит. ориентация и движение провозглашающие свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества. Л. в эконом...Большой толковый социологический словарь II
  17. либерализмм.libralisme m вольнодумие вольнодумство вольномыслие вольтерьянство либеральничество либеральность мягкость невзыскательность нетребовательность попустительство потворст...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  18. либерализмлиберализм в экономике это совокупность взглядов на функционирование хозяйства и принципы экономической политики отвергающих необходимость широкого вмешательства государс...Большой экономический словарь
  19. либерализмидейное и общественнополитическое течение возникшее вевропейских странах в вв. и провозгласившее принцип гражданскихполитических экономических свобод. Истоки либерализма...Большой энциклопедический словарь II
  20. либерализмЛИБЕРАЛИЗМ идейное и общественнополитическое течение возникшее в европейских странах в вв. и провозгласившее принцип гражданских политических экономических свобод. Исток...Большой энциклопедический словарь III
  21. либерализмЛИБЕРАЛИЗМ идейное и общественнополитическое течение возникшее в европейских странах в вв. и провозгласившее принцип гражданских политических экономических свобод. Исто...Большой Энциклопедический словарь V
  22. либерализмсовокупность экономических воззрений в основе которых лежит принцип максимального ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность терпимость к различн...Глобальная экономика. Энциклопедия
  23. либерализмот лат.свободный совокупность философских политических и правовых идей направленных на защиту личности ее прав и свобод от диктата государственной власти. Свою практическ...Евразийская мудрость от А до Я
  24. либерализмот латинского liberalis свободный идейное и общественнополитическое течение возникшее в европейских странах в вв. и провозгласившее принципы гражданских политических ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  25. либерализмЛИБЕРАЛИЗМ а м. libralisme m. strong. устар. Свободомыслие вольнодумствоem. БАС. Брат возвратился из деревни . О привел там в действо либерализм свой уничтожил барщину и ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  26. либерализмлат. liberalis свободный идеологическое и общественнополитическое течение сторонники которого либералы отстаивают идеи правления на основе конституции правового государ...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  27. либерализмв разн. знач. либерализм....Киргизско-русский словарь
  28. либерализмлиберализм...Коми (зырянский)-русский словарь
  29. либерализмлат. liberalis свободный общественнополитическое и идеологическое течение вполне сформировавшееся в Европе в XVIII в. и направленное на всемерное расширение свобод и пр...Краткий исторический словарик
  30. либерализм. Идеологическое и политическое течение отстаивающее свободу предпринимательства рыночную экономику незыблемость частной собственности утверждение основ парламентаризма д...Краткий исторический словарь
  31. либерализмот лат. liberalis свободный в политической философии защита индивидуальных свобод и самореализации стремление свести на нет роль традиций авторитетов. вероучений и идеоло...Краткий религиозно-философский словарь
  32. либерализмот лат. liberalis свободный теория отвергающая необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь общества и проповедующая свободу личной инициативы экономичес...Краткий словарь лесоводственно-экономических терминов
  33. либерализмбуржуазное политическое течение которое появилось в период подъема капитализма борьбы буржуазии с феодальным дворянством. Либералы ставили своей задачей ограничение власт...Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
  34. либерализмполитическая идеология обосновывающая свободу личности и устройство такого государства которое бы в минимальной степени ограничивало эту свободу....Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
  35. либерализма м.em Буржуазное идеологическое и общественнополитическое течение отстаивавшее свободу буржуазии в феодальнокрепостническую эпоху и в эпоху буржуазных революций и ставше...Малый академический словарь
  36. либерализмспособ духовной и практической ориентации в мире образ мышления и деятельности умопостроение для которых характерны культ свободы личности стремление к самоопределению в ...Методические указания по политологии
  37. либерализмкорень ЛИБЕРАЛ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ЛИБЕРАЛИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЛИБЕРАЛ ИЗМ Слово Либерализм содержит следующие...Морфемный разбор слова по составу
  38. либерализмНачальная форма Либерализм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  39. либерализмliberalism полит взгляды придающие особое значение обеспечению свободы личности в обве. Либеральные идеи зародились в вв. во время борьбы за религ. веротерпимость терпим...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  40. либерализмот лат. свобода в общем смысле слова совокупность интеллектуальных и культурнонравственных установок ориентированных на признание личности ее свободы и самореализации выс...Новая философская энциклопедия
  41. либерализмЛИБЕРАЛИЗМ лат. liberalis свободный социальнополитическое учение и общественное движение основной идеей которого является самодостаточная ценность свободы индивида в эк...Новейший философский словарь
  42. либерализмлат. liberalis свободный социальнополитическое учение и общественное движение основной идеей которого является самодостаточная ценность свободы индивида в экономической...Новейший философский словарь II
  43. либерализмлиберализм . м. Идеологическое и общественнополитическое течение отстаивающее парламентский строй демократические свободы и свободу предпринимательства. . м. Излишняя те...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  44. либерализмлиберализм либерализм а...Орфографический словарь
  45. либерализмu м вольнодумие вольнодумство вольномыслие вольтерьянство либеральничество либеральность мягкость невзыскательность нетребовательность попустительство потворство свободом...Орфографический словарь русского языка
  46. либерализмлиберализм....Осетинско-русский словарь
  47. либерализмлат. свободный политическое и идеологическое течение объединяющее сторонников свободного предпринимательства парламентского строя ограничения тоталитарной власти свобод...Основы духовной культуры
  48. либерализммировоззрение сочетающее в себе левые минималистический гуманизм индивидуализм этническое и культурное равенство компоненты в области политики и правые рынок приватизация...Отечественная история в терминах и понятиях
  49. либерализмучение и общественнополитическое течение исходящее из принципа полной свободы личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности ...Политико-терминологический словарь
  50. либерализмлат. libartas свобода идейное и общественнополитическое течение возникшее в европейских странах в вв. и провозгласившее принцип гражданских политических экономических с...Политическая наука - Словарь-справочник
  51. либерализмв широком значении это интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию общественной жизни которая построена на признании политических и экономических прав...Политический глоссарий conflicts.org
  52. либерализмот лат. либералис свободный политическая идеология сторонников парламентского строя и максимально возможной свободы в экономической политической и других сферах....Политический глоссарий проекта Uvauga
  53. либерализмлат. liberalis свободный идеология исходящая из абсолютной ценности личности признания ее неотъемлемых прав и свобод выступающая за ограничение вмешательства государств...Политологический словарь-справочник
  54. либерализмидеологическая традиция основанная на приверженности принципам индивидуализма свободы толерантности и согласия либерализм в своем нынешнем виде имеет ряд отличий от класс...Политология - глоссарий по книге
  55. либерализмлат. liberalis свободный политическая идеология базирующаяся на требованиях обеспечения свободы личности гражданских и политических прав индивида и ограничения сферы дея...Политология - краткий словарь политологических терминов
  56. либерализмот лат. liberalis касающийся свободы идейное и общественнополитическое течение возникшее в европейских странах в XVII XVIII вв. и провозгласившее принцип гражданских п...Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
  57. либерализмот лат. liberate свободный . Течение общественнополитической мысли для которого характерна ориентация на ценности свободы личности правового и политического равенства ч...Политология. Словарь по обществознанию
  58. либерализмЛИБЕРАЛИЗМ liberalism В общем смысле это представление согласно которому цель политики состоит в защите прав личности и в максимальном расширении свободы выбора. Подобно...Политология. Словарь.
  59. либерализмлиберализм либерализмы либерализма либерализмов либерализму либерализмам либерализм либерализмы либерализмом либерализмами либерализме либерализмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  60. либерализмОрфографическая запись слова либерализм Ударение в слове либерализм Деление слова на слоги перенос слова либерализм Фонетическая транскрипция слова либерализм [лбирлизм]...Полный фонетический разбор слов
  61. либерализмлбералзм му вльнодумство. Гнилой лизм гнилий лбералзм....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  62. либерализмот лат. liberalis свободщй понятие обозначающее тех кто уповает на прогресс в обве причем в основном лишь путем проведения отдельных реформ и преобразований. Собственных ...Русская философия
  63. либерализмЛИБЕРАЛИЗМ идейное и общественнополитическое течение возникло в Европе в вв. провозглашало принципы гражданских политических экономических свобод. В России Л. зародился ...Русская энциклопедия
  64. либерализмлиберализм аСинонимы вольнодумие вольнодумство вольномыслие вольтерьянство либеральничество либеральность мягкость невзыскательность нетребовательность попустительство по...Русский орфографический словарь
  65. либерализмМ мн. нет liberalizm . parlamentli qurulu geni siyasi azadlqlar v xsusi sahibkarlq trfdarlarnn ideoloji v ictimaisiyasi cryan . bardrclq gzt getm....Русско-азербайджанский словарь
  66. либерализмлиберализм м.i. liberalism . излишняя терпимость снисходительностьi tolerance гнилой либерализм decayed rotten liberalism...Русско-английский словарь
  67. либерализмliberalism...Русско-английский словарь политической терминологии
  68. либерализмliberalism...Русско-английский экономический словарь
  69. либерализмN...Русско-армянский словарь
  70. либерализмЛбералзм гнилой либерализм гнлы лбералзм...Русско-белорусский словарь
  71. либерализмлбералзм муж.iгнилой либерализм гнлы лбералзм...Русско-белорусский словарь II
  72. либерализмлиберали Синонимы вольнодумие вольнодумство вольномыслие вольтерьянство либеральничество либеральность мягкость невзыскательность нетребовательность попустительство пот...Русско-ивритский словарь
  73. либерализмliberalismo...Русско-испанский экономический словарь
  74. либерализм.либерализм жмысшы табына жне ебекшлер барасына арсы мейлнше реакцияшыл аым.ымырашылды босады кл жыпасты...Русско-казахский словарь
  75. либерализмлиберализм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  76. либерализмлиберализм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  77. либерализмм. . полит. либерализм нр жайлык буржуазия жогорулаган доордо келип чыккан саясий агым бул буржуазия бийликке ээ болуу чн феодалдык дворяндарга каршы кршкн монархияны пар...Русско-киргизский словарь
  78. либерализмzyuzhy попустительствоem zngrng tidu gx tiduгнилой либерализм вольнодумие вольнодумство вольномыслие вольтерьянство либеральничество либеральность мягкость невзыскате...Русско-китайский словарь
  79. либерализмЛиберал зэл...Русско-монгольский словарь
  80. либерализмм. Liberalismus m....Русско-немецкий словарь
  81. либерализмLiberalismus...Русско-немецкий экономический словарь
  82. либерализмлиберализмм ....Русско-новогреческий словарь
  83. либерализмliberalisme liberalitet frisinn вольнодумие вольнодумство вольномыслие вольтерьянство либеральничество либеральность мягкость невзыскательность нетребовательность попусти...Русско-норвежский словарь
  84. либерализммliberalismo m вольнодумие вольнодумство вольномыслие вольтерьянство либеральничество либеральность мягкость невзыскательность нетребовательность попустительство потворст...Русско-португальский словарь
  85. либерализмЛиберализмuhuria ед.em ukarimu ед....Русско-суахили словарь
  86. либерализмм .либерализм .либераллык...Русско-татарский словарь
  87. либерализмliberalizm liberalizm разг. ar hogr gstermeСинонимы вольнодумие вольнодумство вольномыслие вольтерьянство либеральничество либеральность мягкость невзыскательность нет...Русско-турецкий словарь
  88. либерализмliberalismus...Русско-чешский словарь
  89. либерализмliberalism.strong liberalism...Русско-шведский словарь
  90. либерализм.strong liberalism.strong vabameelsus...Русско-эстонский словарь
  91. либерализмот лат. liberalis свободный политикоправовая ориентация основанная на признании политических и экономических прав индивида понимаемых как обобщение естественных потребн...Сводный словарь по политологии
  92. либерализмлат.Liberalis касающийся свободы общественное движение провозглашающие свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества поддерживающее в экономике ...Словарь бизнес терминов
  93. либерализмЛИБЕРАЛИЗМ новолат. от лат. liberalis свободный. Свободомыслие вообще политический образ мыслей не связанный преданиями и существующими формами государственной жизни про...Словарь иностранных слов русского языка
  94. либерализмидеологическое и общественнополитическое течение объединяющее сторонников парламентского строя демократических свобод свободы предпринимательства. Возник в период борьбы ...Словарь исторических терминов
  95. либерализмот лат. liberalis свободный образ мышления и деятельности умонастроение для которого характерна независимость по отношению к традициям привычкам и устоявшимся догмам ст...Словарь конфликтолога
  96. либерализмот лат. liberaris относящийся к свободе достаточно широкое идейное социальное и политическое движение важнейшим концептом которого является идея индивидуальной свободы ...Словарь основных политологических понятий и терминов
  97. либерализмлиберализм . см. свободомыслие. . см. снисходительность. . см. потворство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З. Е. Александрова. ...Словарь синонимов II
  98. либерализмот лат. liber свободный идеология сущность которой в стремлении к общественным реформам направленным на освобождение личности и общества от разрушающих их а не любых ог...Словарь терминов политологии, проект www.von-brenner.com
  99. либерализмидейнополитическое течение объединяющее сторонников буржуазнопарламентского строя и свобод в экономической политической и других сферах....Словарь-справочник по философии
  100. либерализмот лат. liber свободный бурж. идеологич. и обществ.политич. течение объединявшее сторонников бурж.парл. строя и бурж. свобод. Л. был широко распространен среди буржуази...Советская историческая энциклопедия
  101. либерализмот лат.liberaus свободный идейнополитич. движение объединяющее сторонников буржуазнопарламентского строя и бурж. свобод в экономич. политич. и др. сферах. Термин Л. вошл ...Советский философский словарь
  102. либерализмЛИБЕРАЛИЗМ от латинского liberalis свободный идейное и общественнополитическое течение возникшее в европейских странах в вв. и провозгласившее принципы гражданских по...Современная энциклопедия
  103. либерализмЛИБЕРАЛИЗМ идейное и общественнополитическое течение возникшее в европейских странах в вв. и провозгласившее принцип гражданских политических экономических свобод. Исток...Современный энциклопедический словарь
  104. либерализммировоззрение сочетающее левые минималистический гуманизм индивидуализм этнический и культурный эгалитаризм компоненты в области политики и правые рынок приватизация част...Социологический глоссарий к книге «Народы мира в зеркале геополитики»
  105. либерализмот латинского слова liberalis свободный по прямому смыслу свободомыслие вольнодумство взятый же как совокупность взглядов представляет собой весьма разностороннюю идеол...Сравнительная политология в терминах и понятиях
  106. либерализмэкономическая теория согласно которой лучшей или наименее плохой экономической системой является та которая гарантирует свободу личной инициативы хозяйствующих субъекто...Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
  107. либерализмлиберальность вольнодумство желание большей свободы система либеральных идей Ср.em Высший либерализмem и высший либерал то есть либерал без всякой цели возможны только в...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  108. либерализмЛиберализмъstrong либеральность вольнодумство желане большей свободы система либеральныхъ идей. Ср.em Высшй либерализмъem и высшй либералъ тоесть либералъ безъ всякой ц...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  109. либерализмодно из самых влиятельных идейнополитических течений. Основоположниками либеральной общественнополитической традиции можно назвать Дж. Локка Ш. Л. Монтескье А. Смита А. д...Толковый политический словарь
  110. либерализмлат. liberalis свободный идейное и общественнополитическое течение возникшее в западноевропейских странах в XVII VXIII вв. и провозгласившее принципы гражданских полити...Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
  111. либерализмлиберализм [lt лат. liberalis свободный] буржуазное политическое и идеологическое течение отстаивающее свободу предпринимательства буржуазнопарламентский строй и буржуаз...Толковый словарь иностранных слов
  112. либерализмЛИБЕРАЛИЗМ а м. . Идеологическое и политическое течениеобъединяющее сторонников демократических свобод и свободногопредпринимательства. . Излишняя терпимость снисходитель...Толковый словарь Ожегова
  113. либерализмЛИБЕРАЛИЗМ либерализма мн. нет м. книжн. . Система политических идей взглядов и стремлений свойственная идеологам промышленной буржуазии эпохи ее подъема отстаивающая тру...Толковый словарь русского языка II
  114. либерализмлиберализм либерализм а м. Идеологическое и политическое течение объединяющее сторонников демократических свобод и свободного предпринимательства. Излишняя терпимость сни...Толковый словарь русского языка II
  115. либерализмЛИБЕРАЛИЗМ а м. . Идеологическое и политическое течение объединяющее сторонников демократических свобод и свободного предпринимательства. . Излишняя терпимость снисходите...Толковый словарь русского языка
  116. либерализмУдарение в слове либерализмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове либерализм...Ударение и правописание
  117. либерализмRzeczownik либерализм m liberalizm m...Универсальный русско-польский словарь
  118. либерализмот лат. liberalis касающийся свободы свободный одно из самых влиятельных общественнополитических течений в центре внимания которого находится понятие свобода человека о...Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз
  119. либерализмидейное и общественнополитическое течение возникшее в Европе в XVII XVIII в.в. и провозгласившее принцип гражданских политических и экономических свобод. Идеи Л. восходя...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  120. либерализмлат. libartas свобода экономикополитическая философия считающая что главным социальным субъектом является хозяйствующий индивидуум способный максимально реализовать свои...Философия политики
  121. либерализмсистема философских политических и правовых идей направленных на защиту личности ее прав и свобод от насилия и произвола прежде всего государственной власти....Философия права, словарь-минимум
  122. либерализмDLiberalismus Е Liberalism F LiberalismeEsp. Liberalismo. Термин для обозначения принципа организации общественной жизни в основе которого лежит признание свободы в качес...Философия, практическое руководство
  123. либерализмот лат. ьberaus свободный свободное убеждение стремящееся избавиться от традиций обычаев догм и т. д. и стать на собственные ноги. Сильный толчок своему развитию либерали...Философский энциклопедический словарь II
  124. либерализмлиберализм либерализмы либерализма либерализмов либерализму либерализмам либерализм либерализмы либерализмом либерализмами либерализме либерализмах Источник Полная акцент...Формы слова
  125. либерализмвзгляды отстаивающие свободу предпринимательства и демократию свободомыслие....Хрестоматия по экономической теории. Словарь экономических терминов и иностранных слов
  126. либерализмРеал Рами Рам Ралли Раз Раб Мраз Мирза Мираб Мир Миллибар Миллер Мила Мизер Миаз Мера Мел Мали Мазер Маз Маб Лиризм Лира Лимб Лима Лиза Либр Либерализм Либерал Лера Ламер...Электронный словарь анаграмм русского языка
  127. либерализмЛиберализм в политике так называется направление противоположное консерватизму см. в философии и религии он противополагается ортодоксальности редко например у Бокля вст...Энциклопедический словарь
  128. либерализмЛИБЕРАЛИЗМ идейное и общественнополитическое течение возникшее в европейских странах в вв. и провозгласившее принцип гражданских политических экономических свобод. Исто...Энциклопедический словарь естествознания
  129. либерализмв политике так наз. направление противоположное консерватизму см. в философии и религии он противополагается ортодоксальности редко напр. у Бокля встречается термин иллиб...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  130. либерализмLIBERTARIANISM Отстаивает индивидуальную свободу в качестве основы экон. системы. Предполагается что индивидам следует позволить поступать по их усмотрению а свободный ры...Энциклопедия банковского дела и финансов 2
  131. либерализмLIBERTARIANISM Отстаивает индивидуальную свободу в качестве основы экон. системы. Предполагается что индивидам следует позволить поступать по их усмотрению а свободный ры...Энциклопедия банковского дела и финансов
  132. либерализмидейное и общественнополитическое течение возникло в Европе в вв. провозглашало принципы гражданских политических экономических свобод. В России Л. зародился на рубеже ...Энциклопедия История отечества
  133. либерализмидейное и общественнополитическое течение возникло в Европе в вв. провозглашало принципы гражданских политических экономических свобод. В России Л. зародился на рубеже ...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  134. либерализмЛИБЕРАЛИЗМТрадиционная концепция либерализма. Основная идея либерализма возникшего в и вв. и вступившего в пору расцвета в в. состоит в том что человек должен располаг...Энциклопедия Кольера II
  135. либерализмТрадиционная концепция либерализма.strong Основная идея либерализма возникшего в и вв. и вступившего в пору расцвета в в. состоит в том что человек должен располагать ...Энциклопедия Кольера
  136. либерализмангл. liberalism нем. Liberalismus. . Соц.полит. ориентация и движение провозглашающие свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества. Л. в экономи...Энциклопедия социологии