Философская энциклопедия

ЛАМАИЗМ

ЛАМАИЗМ
ЛАМАИЗМ– форма позднего буддизма, которая господствует в Тибете, Внутренней Монголии (КНР), в МНР, отдельных районах Непала и Индии и монахов которой называют ламами (т.е. главными, верховными). Возник в Тибете в 8 в.; в 15 в. он получает свою теперешнюю форму в виде церковного государства, во главе которого стоят «далай-лама» (священникокеан), а также «тулки», или «хутухты», которые считаются земными образами Будды и Бодисатвы и после своей смерти снова возрождаются в детях. В ламаизме философия буддизма переплетается с верой в таинственную магию.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ЛАМАИЗМ
тибето-монгольская форма махаяны, или сев. направления буддизма, к-рый стал распространяться в Тибете с 7 в. Распространение буддизма в Тибете началось в царствование первого тибетского царя Сронцзангамбо (620–50), покровительственно относившегося к буддистским жрецам, т.к. он видел в их проповеди непротивления и смирения одно из средств держать народ в подчинении. В этот период началось строительство буддистских монастырей и храмов. Из Тибета буддизм проник в Монголию (16–17 вв.), а затем и в Россию (17–18 вв.), став религией большинства бурят.
Распространение буддизма происходило в борьбе с местными культами и религиями, подавляя к-рые буддизм в то же время заимствовал у них нек-рые элементы.Так, напр., тибетские буддисты стали почитать божества древнетибетской религии Бон (Нанг-лха – домашний бог, Тхаб-лха – бог очага и т.д.). Такие заимствования привели к тому, что тибетский буддизм приобрел ряд специфич. особенностей.
В 13 в. политич. власть в Тибете получил глава буддистской секты кадампа Пакба-лама. В борьбу с этой сектой за власть вступила усилившаяся впоследствии секта гэлугпа, основанная тибетским мыслителем и реформатором буддизма Цзонкабой (1357–1419). Победителем из этой борьбы вышла секта гэлугпа, распространившая свою власть не только на весь Тибет, но и на Монголию. С этого времени тибетские и монг. буддисты стали уделять осн. внимание ритуальной, обрядовой стороне буддизма – учению о достижении спасения.
Центральным пунктом ламаистского учения о достижении спасения является культ ламы (тибет., букв. – высший). Высшие ламы – хубилганы были объявлены существами, достигшими спасения (буддами) или приблизившимися к спасению (бодисатвами). По учению Л., каждый верующий должен иметь наставника в лице ламы, к-рый помогает человеку достичь спасения своими советами и наставлениями. Наставлениям и советам ламы надлежит беспрекословно подчиняться.
Широкому распространению Л. способствовало не только покровительственное отношение правящей верхушки, но и то, что ламаистская церковь до чрезвычайности упростила обряды и ритуал для широких масс верующих и включила в буддийский пантеон местных богов, объявив их буддами и бодисатвами. Тем не менее, несмотря на простоту, а иногда даже и примитивность нар. обрядов, монастырская, эзотерич. сторона ламаистских ритуалов содержит массу весьма сложных мистич. и магич. элементов – тантризм, иогизм (см. Йога).
Верхушка ламаистской церкви представляла собой наиболее влиятельную часть феод. класса, монастыри превратились в крупнейшие феод. владения и оплот реакции, в препятствие на пути к культурному и экономич. прогрессу. Великая Октябрьская социалистич. революция в основном уничтожила влияние ламаизма среди бурятского населения нашей страны, а успехи МНР в культурном и хоз. строительстве привели к тому, что авторитет ламаистской церкви в Монголии был в корне подорван, а большая часть рядового ламства стала приобщаться к общественно полезному труду.
Лит.:Попов И., Ламаизм в Тибете, его история, учение и учреждения, Каз., 1898; Πубаев Р. Е., Семичов Б. В., Происхождение и сущность буддизма-ламаизма, Улан-Удэ, 1960; Востриков А. И., Тибетская историч. лит., М., 1962; Богословский В. Α., Очерк истории Тибет. народа, М., 1962; Koeppen С. F., Die Religion des Buddha und ihre Entstehung, Bd 2, Die Lamaische Hierarchie und Kirche, В., 1859. См. также библ. при ст.: Будда, Буддизм, Махаяна.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ЛАМАИЗМ
ЛАМАИЗМ — термин, введенный в европейской науке для обозначения комплекса учений и практик тибетского буддизма. Этот термин никогда не используется самими буддистами, однако он прочно вошел в оборот европейской буддологии, поскольку фиксирует основную характеристику обозначаемой им системы взглядов — поклонение Ламе, Учителю, как самому Будде.
Ламаизм формируется в Тибете в результате синтеза индийского буддизма школы ваджраяна и традиционных тибетских учений. Первая волна буддизма приходит из Индии в Тибет в
7 в. и сталкивается здесь с местными шаманистскими культами и с древней религией бон. “Бон” означает “призывать”, “заклинать”. Основателем бон считается Дмура, он же Шенраб, “совершеннейший жрец” (жрец и божество для последователя бон соединены воедино). Шенраб был выходцем из Ирана, и потому принесенная им в Тибет религия тесно связана с зороастризмом и манихейством. Бонские жрецы оказали яростное сопротивление проникновению в Тибет новой веры, однако прибывший в 8 в. из Индии гуру ринпоче (“драгоценный учитель”), махасидахи (“великий маг”) Падмасамбхава демонстрирует большую силу своих заклинаний и подчиняет себе бонских жрецов. Бонские божества и духи включаются в буддийский пантеон в качестве защитников веры, 8 новое учение входят также многие положения их религии, напр. поклонение ламе явно связано с бонским отождествлением жреца и бога. Падмасамбхава основал первый в Тибете буддийский монастырь Самье, создал широко известный текст “Бардо Тодол”, “Тибетскую книгу мертвых” и положил начало ламаистской мистерии Цам, священным танцам богов и духов. Падмасамбхава основал в 8 в. старейшую из четырех основных школ тибетского буддизма — школу ньингма, или традицию “старых переводов” основных текстов классического буддизма. Затем возникают школы “новых переводов”: коренная линия кагью (основатель Марпа-лоцзава, илиМарпа-переводчик, живший в 11 в.), школа сакья (создана Вирупой в 11 в.) и линия кадам, преобразованная в 14 в. великим реформатором тибетского буддизма Цзонхавой в гэлуг.
Линия гэлуг с самого начала рассматривала своего высшего иерарха как воплощение дхьяни-бодхисаттвы Авалокитешвары, божества сочувствия и сострадания, и третьему высшему иерарху этой школы монгольский хан Алтай в 1578 присвоил титул Далай-лама, где монгольское “далай” означает “океан” — неисчерпаемый океан мудрости. Далай-лама V признал в своем Учителе воплощение дхьяни-будды Амитахби. Этим наставником был Панче, что значит “великий учитель”. Т. к. Авалокитешвара почитался духовным сыном Амитахби, то с тех пор духовный лидер ламаизма Панчен-лама воспринимается как божество более высокого разряда, нежели светский лидер Далай-лама, и служит высшим духовным авторитетом. Все четыре традиции тибетского буддизма признали гэлугпинского иерарха Далай-ламу высшим воплощением Авалокитешвары, общим для всех буддистов, благодаря чему линия гэлуг до настоящего времени доминирует среды четырех школ. Иногда термин “ламаизм” относят только к этой школе, по всей видимости потому, что именно как традиция гэлуг тибетский буддизм приходит в Монголию в 16 в., в 17 в. — в Бурятию и Калмыкию, в 18 в. — в Туву В 1747 по указу императрицы Елизаветы буддизм был признан в качестве официальной религии Российской империи. Это был буддизм, принявший форму ламаизма, и именно в этой форме буддизм до сего дня существует на территории России, Монголии и Тибета. Помимо традиционных ламаистских регионов ламаистские центры существуют сегодня во многих городах России (Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Иркутск и др.), а также в Америке, Германии, Франции, Голландии и др.
Теоретическим основанием ламаизма является учение о четырех телах Будды, которые образуют глубинную структуру как космической реальности, так и человека. Первым, исходным телом Будды является свабхавикакайл, абсолютно самодостаточное и самозамкнутое на себя тело своебытия, невыразимое ни в мысли, ни в слове, оно персонифицируется как высшее божество, ади-будда, первичный Будда. Это тело служит исходной точкой последующей эманации, испуская из себя следующее тело, дхармакайя, “тело истины”, которое также не схватывается ни мыслью, ни словом, однако уже конкретизируется как сфера алаявиджняны — вечного космического сознания-хранилища, первичного космического ума, пребывающего в естественном состоянии знания, всеведения и являющегося источником знания. Персонифицируясь, дхармакайя принимает образы пяти дхьяни-будд, среди которых находится Амитабха. Дхьяни-будды сообщают миру свои энергии, создают общий замысел космоса. Дхармакайя испускает из себя следующее тело будды, “тело наслаждения”, самбхогакайя, предназначенное для коммуникации с земным миром, оно персонифицируется в образах пяти дхьяни-бодхисаттв, среди которых находится и Авалокитешвара. Дхьяни-бодхисаттвы конструируют космос согласно замыслу дхьяни-будд. Последним эманирует нирманакайя, тело, в котором воплощаются земные будды, тулку. Это добровольно принятое на себя тело, в котором отправляются в мир вечного круговорота сансары, чтобы реально строить замысленный и сконструированный свыше мир и помочь живым существам выбраться из него на берег нирваны, соединившись с высшим телом Будды.
Поскольку все четыре тела Будды реально находятся в человеке как микрокосме и являются в нем семенем Просветления, пребывающим в сердце каждого существа, то, чтобы взрастить это семя, адепт с помощью сложных медитативных техник в течение жизни учится последовательно принимать на себя все четыре тела Будды, что дает ему возможность в момент смерти слиться с ними и достичь Освобождения, войдя в сферу свабхавикакайя и стать ади-буддой. Кульминационным пунктом является учение Калачакратантры, согласно которому именно энергии мира и человека являются причинами как сансары, так и нирваны и которое видит свою задачу в установлении полного контроля над энергиями, актуализации всех внутренних энергий человека и их синхронизации с энергиями мира. Калачакратантра — это также и учение о времени как о всеобщем динамическом принципе, а также о способах управления временем вплоть до полной его остановки. Калачакра — это “колесо времени”, но также и божество времени, черный бог Калачакра, являющийся ади-буддой, высшим Буддой.
Согласно легенде, учение Калачакры безначально, исторически же оно фиксируется в Индии в 10 в. и приходит в Тибет в 1027. С этого времени в Тибете утверждается летоисчисление по Юпитеру (5 раз по 12 лет), 60-летний цикл по лунному календарю. Идея цикличности времени принадлежит к числу основных постулатов Калачакры, на ее основе создается сложная астролого-астрономическая система, в которой прослеживаются связи с иранским зерванизмом.
Эсхатология Калачакратантры связана с легендарной страной Шамбала, о которой говорит также и учение бон. Ламы относят ее к будущему, поскольку Шамбала только грядет, она воцарится в мире, и ее правители будут управлять универсумом с помощью учения Калачакры, которое станет официальной доктриной этой страны. Шамбала также рассматривается в ламаизме еще и как внутренняя реальность особых состояний, достигаемых в процессе восхождения человека по лестнице четырех тел Будды, и потому Шамбалу следует искать внутри самого себя.
Возможность проникновения в учение Калачакратантры дается только через посвящение. Первоначальное массовое 13дневное посвящение в Калачакратантру для неофитов дает Далай-лама. Истинное же посвящение, дающееся строго индивидуально ламой-божеством ученику, является трудным путем преобразования тела и сознания человека посредством принятия на себя четырех тел будды, итогом чего должно стать достижение адептом тела ади-будды Калачакры, состоящего только из очищенных энергий и сознания. Такова конечная цель учения и практики ламаизма.
Лит.: ВостриковА. И. Тибетская историческая литература. М., 1962; Дылыкова В. С. Тибетская литература. М-, 1986; Молодцова Ε. Η. Традиционные знания и современная наука о человеке. М., 1996; Roerich С. N. The Blue Annals. Delhi, 1988.
Ε. Η. Молодцова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
буддизм, вера, религия


  1. ламаизмот тибет. лама одно из осн. направлений буддизма. Сложился в вв. в Тибете на основе махаяны и тантризма воспринявших элементы др. религии тибетцев бонпо разновидность ша...Атеистический словарь
  2. ламаизмот тибет. лама одно из осн. направлений буддизма. Сложился в вв. в Тибете на основе махаяны и тантризма воспринявших элементы др. религии тибетцев бонпо разновидность ш...Атеистический словарь II
  3. ламаизмодно из течений в Буддизмеem распространено в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия КНР МНР а также в отдельных районах Непала и Индии. В СССР Л. имеет некоторое...Большая Советская энциклопедия II
  4. ламаизмтибет. одно из направлений буддизма возникшее в в. в Тибете и получившее в вв. широкое распространение в Монголии....Большая энциклопедия по психиатрии
  5. ламаизмм. lamaismo Итальянорусский словарь. Синонимы буддизм вера религия...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. ламаизмм.lamasmo m...Большой русско-испанский словарь
  7. ламаизмсущ. муж. рода только ед. ч.ламазм уem...Большой русско-украинский словарь
  8. ламаизмм. lamasme m...Большой русско-французский словарь
  9. ламаизмм.lamasme m буддизм вера религия...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  10. ламаизмтибетомонгольская форма буддизма. Возник в Тибете в в.Распространен в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия Китай вМонголии а также в отдельных районах Непала и...Большой энциклопедический словарь II
  11. ламаизмЛАМАИЗМ тибетомонгольская форма буддизма. Возник в Тибете в в. Распространен в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия Китай в Монголии а также в отдельных района...Большой энциклопедический словарь III
  12. ламаизмЛАМАИЗМ тибетомонгольская форма буддизма. Возник в Тибете в в. Распространен в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия Китай в Монголии а также в отдельных район...Большой Энциклопедический словарь V
  13. ламаизмрегиональная форма сев. буддизма основанная на сочетании черт махаяны и ваджраяны. Формирование Л. началось с в. времени проникновения буддизма в Тибет. Между учеными р...Буддизм
  14. ламаизмодно из теч. в буддизме. буддизм вера религия...Древний мир. Энциклопедический словарь
  15. ламаизмтибет. лама высочайший одно из направлений буддизма сложившееся в вв. в Тибете. С конца в. распространился среди монголов а в в. проник в Россию. Большая роль в ламаи...Евразийская мудрость от А до Я
  16. ламаизмвстречающееся в литературе название формы буддизма распространенной в автономных районах Тибета и Внутренней Монголии КНР в Монголии а также в отдельных районах Непала и ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  17. ламаизмЛАМАИЗМ а м. lamaisme m. Форма буддизма появившаяся в Тибете в в. и в вв. получившая распространение в Монголии. emКрысин . С века у степных народов складывается будд...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  18. ламаизма м.em Тибетомонгольская форма буддизма.Синонимы буддизм вера религия...Малый академический словарь
  19. ламаизмкорень ЛАМ суффикс А суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ЛАМАИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЛАМ А ИЗМ Слово Ламаизм содержит следующи...Морфемный разбор слова по составу
  20. ламаизмНачальная форма Ламаизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  21. ламаизмламаизм м. Форма буддизма возникшая в Тибете в VIIVIII вв. а в XVIXVIII вв. получившая распространение в Монголии....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  22. ламаизмЛамаизм Lamaism форма буддизма распространенная в Тибете и Монголии лама букв высший титул высшего духовенства соединение тибетской анимистической религии бон и буддизма...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  23. ламаизмламаизм ламаизм а...Орфографический словарь
  24. ламаизмu м буддизм вера религия...Орфографический словарь русского языка
  25. ламаизмламаизм ламаизмы ламаизма ламаизмов ламаизму ламаизмам ламаизм ламаизмы ламаизмом ламаизмами ламаизме ламаизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  26. ламаизмОрфографическая запись слова ламаизм Ударение в слове ламаизм Деление слова на слоги перенос слова ламаизм Фонетическая транскрипция слова ламаизм [лмизм] Характеристика...Полный фонетический разбор слов
  27. ламаизмформа позднего сев. варианта буддизма махаяны господствующая в Тибете в Монголии и отд. рнах Индии КНР в Бутане Ладакхе и Непале. В России исповедуется калмыками бурятами...Религии народов современной России
  28. ламаизмЕвропейское название ряда буддийских религиозных форм образовавшихся в результате симбиоза ваджраяны с местными добуддийскими верованиями преимущественно шаманизмом и кул...Религиозные термины
  29. ламаизмламазм му....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  30. ламаизмЛАМАИЗМ тибетомонгольская форма буддизмаem с х гг. термин Л. выходит из употребления в науке. Возник в Тибете в в. Признат все основные догматы буддизма особая роль в сп...Русская энциклопедия
  31. ламаизмламаизм аСинонимы буддизм вера религия...Русский орфографический словарь
  32. ламаизмМ мн. нет lamaizm Tibet v Monqolustanda yaylm buddizmin bir qolu....Русско-азербайджанский словарь
  33. ламаизмламаизм м.ilamaism...Русско-английский словарь
  34. ламаизмlamaism рел....Русско-английский словарь политической терминологии
  35. ламаизмЛамазм...Русско-белорусский словарь
  36. ламаизмрел.i ламазм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  37. ламаизмрел. ламаизм будда днн тибетмонолдар арасындаы бр тармаы...Русско-казахский словарь
  38. ламаизмламаизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  39. ламаизмламаизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  40. ламаизмм. рел. ламаизм буддизмдин бир тр....Русско-киргизский словарь
  41. ламаизмlmajioСинонимы буддизм вера религия...Русско-китайский словарь
  42. ламаизмм релu lamasmo m буддизм вера религия...Русско-португальский словарь
  43. ламаизмlmaismus...Русско-чешский словарь
  44. ламаизмLamaism...Русско-эстонский словарь
  45. ламаизмламаизмСинонимы буддизм вера религия...Русское словесное ударение
  46. ламаизмЛАМАИЗМ от сл. лама с гр. окончанием название одного из позднейших видоизменений буддизма возникшего в VIII в. по Р. Хр. в Тибете. Вероучение по которому человек должен с...Словарь иностранных слов русского языка
  47. ламаизмтибетомонгольская форма буддизма возник в Тибете в VIII в. Распространен в автономных районах Китая Тибете и Внутренней Монголии в МНР в отдельных районах Непала и Индии....Словарь исторических терминов
  48. ламаизмразновидность буддизма распространенная гл. обр. в Монголии и Тибете. Термин Л. происходит от названия тибетских буддистских монахов лам. Главой ламаистской церкви являет...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  49. ламаизмламаизм см. вера...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  50. ламаизмламаизмСм. вера....Словарь синонимов II
  51. ламаизмламаизм См. вера. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. ламаизм сущ. колво синонимов буддизм вера религ...Словарь синонимов II
  52. ламаизмтибет. Одно из течений в буддизме возникшее на Тибете в VII в. в XVIXVIII вв. получившее широкое распространение в Монголии у калмыков бурятов....Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран II
  53. ламаизмодно из течений в буддизме распространено в Тибете и Внутр. Монголии КНР МНР а также в отд. рнах Непала и Индии. В СССР Л. имеет некрое число последователей в Бурятской К...Советская историческая энциклопедия
  54. ламаизмЛАМАИЗМ встречающееся в литературе название формы буддизма распространенной в автономных районах Тибета и Внутренней Монголии КНР в Монголии а также в отдельных районах Н...Современная энциклопедия
  55. ламаизмЛАМАИЗМ тибетомонгольская форма буддизма. Возник в Тибете в в. Распространен в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия Китай в Монголии а также в отдельных района...Современный энциклопедический словарь
  56. ламаизмLamaism форма позднего буддизма который господствует в Тибете Внутренней Монголии Китай в Монголии отдельных районах Непала и Индии и монахов которого называют ламами....Страны и города мира. Словарь
  57. ламаизмламаизм [тибет.] одно из течений в буддизме появившееся в тибете в в. и в вв. получившее широкое распространение в монголии....Толковый словарь иностранных слов
  58. ламаизмЛАМАИЗМ а м. Возникшая в вв. н. э. и распространенная вТибете Монголии и некрых других странах разновидность буддизмахарактеризующаяся множеством бытовых обрядов магичес...Толковый словарь Ожегова
  59. ламаизмЛАМАИЗМ ламаизма мн. нет м. религ. Особый вид буддизма возникший в Тибете и Монголии....Толковый словарь русского языка II
  60. ламаизмламаизм ламаизм а м. Возникшая в вв. н. э. и распространнная в Тибете Монголии и некрых других странах разновидность буддизма характеризующаяся множеством бытовых обрядо...Толковый словарь русского языка II
  61. ламаизмЛАМАИЗМ а м. Возникшая в вв. н. э. и распространнная в Тибете Монголии и некоторых других странах разновидность буддизма характеризующаяся множеством бытовых обрядов маг...Толковый словарь русского языка
  62. ламаизмУдарение в слове ламаизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове ламаизм...Ударение и правописание
  63. ламаизмRzeczownik ламаизм m Religijny lamaizm m...Универсальный русско-польский словарь
  64. ламаизмтибетомонгольская форма махаяны или сев. направления буддизма крый стал распространяться в Тибете с в. Распространение буддизма в Тибете началось в царствование первого ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  65. ламаизмформа позднего буддизма которая господствует в Тибете Внутренней Монголии КНР в МНР отдельных районах Непала и Индии и монахов которой называют ламами т.е. главными верхо...Философский энциклопедический словарь II
  66. ламаизмламаизм ламаизмы ламаизма ламаизмов ламаизму ламаизмам ламаизм ламаизмы ламаизмом ламаизмами ламаизме ламаизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализн...Формы слова
  67. ламаизмЛиаза Лиза Маз Мали Мама Миаз Мила Амил Алмаз Алма Аил Мим Амми Зал Зам Зил Мазила Зима Лима Изм Имам Лаз Лама Ламаизм...Электронный словарь анаграмм русского языка
  68. ламаизмЛамаизм самая распространенная из позднейших сект буддизма исповедуемая ныне в Китае обывателями Тибета Тангута Кукунора Алашани всей Монголии и бывшей Чжунгарии а в Рос...Энциклопедический словарь
  69. ламаизмЛАМАИЗМ тибетомонгольская форма буддизма. Возник в Тибете в в. Распространен в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия Китай в Монголии а также в отдельных район...Энциклопедический словарь естествознания
  70. ламаизмсамая распространенная из позднейших сект буддизма исповедуемая ныне в Китае обывателями Тибета Тангута Кукунора Алашани всей Монголии и бывшей Чжунгарии а в России буря...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  71. ламаизмтибетомонгольская форма буддизма с х гг. термин Л. выходит из употребления в науке. Возник в Тибете в в. Признает все основные догматы буддизма особая роль в спасении пр...Энциклопедия История отечества
  72. ламаизмтибетомонгольская форма буддизма с х гг. термин Л. выходит из употребления в науке. Возник в Тибете в в. Признает все основные догматы буддизма особая роль в спасении пр...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия