Философская энциклопедия

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Κύριλλος о Αλεξανδρείας αρχιεπίσκοπος) (ум. 444, Александрия) — греческий церковный деятель и богослов. С 412 — архиепископ Александрийский. Был полновластным главой христианской церкви в Египте и непримиримым борцом за первенство александрийского патриархата над другими епископскими кафедрами Востока (Константинополь, Антиохия). Отличался крайней нетерпимостью к инакомыслящим: активно преследовал новациан (гетеродоксальное христианское течение) и евреев; по-видимому, был причастен к расправе над Ипатией. Опирался в своей деятельности на массы египетского монашества. После 428 выступил основным противником константинопольского патриарха Нестория и его христологического учения. На Эфесском соборе в 431 добился осуждения Нестория. Причислен клику святых.
Кирилл — один из наиболее значительных богословов своего времени, продолжатель традиций Александрийской школы, создатель христологической доктрины, синтезировавшей христологические идеи Афанасия Александрийского, каппадокийщев и Аполлинария Лаодикийского. Он автор большого количества трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и догматике. Многие его произведения имеют полемический характер. Комментарии Кирилла на книги Ветхого Завета являются типичным образцом аллегорического метода, культивировавшегося в рамках Александрийской школы. Среди новозаветных комментариев наибольшее значение имеет “Толкование Евангелия от Иоанна” (4-е Евангелие оказало определенное влияние на христологию Кирилла). Кириллу принадлежит одна из последних по времени христианских апологий — “О святой христианской религии против безбожного Юлиана” (сохранилась не полностью); на основании этого труда можно реконструировать значительную часть трактата императора Юлиана “Против галилеян”.Произведения Кирилла, посвященные собственно догматической проблематике, можно разделить на ранние (до начала полемики с Несторием), посвященные гл. о. тринитарной проблеме и полемике с арианами (“Сокровищница”, “О святой и неразделенной Троице” и др.) и воспроизводящие аргументацию Афанасия Александрийского и каппадокийцев, и написанные после 428. Почти все труды этого периода связаны с полемикой против Нестория и затрагивают христологическую проблематику (“Главы (или анафематизмы)”, “Схолии о воплощении Единородного”, “О правой вере”, “Слово против нежелающих исповедовать Святую Деву Богородицей”, “О том, что един Христос” и др.). В своем христологическом учении Кирилл в противоположность антиохийской христологии (ДиодорТарсийский, Федор Мопсуэстийский, Несторий, Феодорит Кирский и др.), ставившей акцент на строгом различении божественной и человеческой природы Христа, энергично настаивал на его единстве. Божественная и человеческая природа, по Кириллу, соединяется и образуется “единая воплотившаяся природа Бога-Слова” (μια γύσις του θεού Λωγου σεσαρκομένη — формула, приписывавшаяся Афанасию Александрийскому, но на самом деле принадлежавшая Аполлинарию Лаодикийскому). Человеческая плоть, воспринятая Божественным Словом, стала плотью самого Бога. Поэтому Кирилл отказывается приписывать человеческие качества и действия Христа (включая страдания и крестную смерть) исключительно его человеческой природе. Сам Бог страдал и был распят на кресте. Поэтому и “Богородица” — наиболее точное наименование Девы Марии (антиохийские богословы предпочитали называть ее Христородицей). Кирилл не отрицал человеческой природы Христа, но полагал, что она не может быть выделена как нечто самостоятельное и отличное от его божественности.
Посмертная судьба христологического учения Кирилла достаточно сложна. Хотя христологическое определение Халкидонского собора 451 во многом противоречит христологии Кирилла, авторитет его личности в Церкви оставался непререкаемым, а влияние его христологии возрастало (решения V Вселенского собора 553, богословие Леонтия Византийского, Иоанна Дамаскина и др.). В то же время противники Халкидонского собора (монофизиты) заявляют себя прежде всего продолжателями богословия Кирилла (Диоскор Александрийский, Тимофей Элур, Север Антиохийский и др.).
Соч.: MPG, t. 68—77; Dialogues sur la Trinité, v. 1—3, ed G. M. de Durand. P., 1976-1978 (Sources Chrétiennes, t. 231, 237, 246); Deux dialogues christologiques, ed. 0. M. de Durand. P., 1964 (Sources Chrétiennes, t. 97); Contre Julien, v. 1—2, ed. P. Burguiere, P. Evrieus. P., 1985 (Sources Chrétiennes, t. 322); Lettres festales, v. 1—2, ed. L-Arragon etc. P., 1991-1993 (Sources Chrétiennes, t. 372, 392); Творения, т. 1-15. M., 1889-1912.
Лит.: Лященко Т. Св. Кирилл, Архиепископ Александрийский: Его жизнь и деятельность. К., 1913; Вишняков А. Император Юлиан Отступник и полемика с ним св. Кирилла архиепископа Александрийского. Симбирск, 1908; Флоровскии Г. В. Византийские отцы V— VIII вв. М., 1992, с. 43—73; Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века. М., 1997; Шабуров Н. В. Кирилл Александрийский и герметизм.— “Мероэ.”, 1989, вып. 4, с. 220—227; RehrmannA. Christologie des hl. Cyrill von Alexandrien. Hildesheim, 1902; HebenspergerJ. H. Die Denkwelt des hl. Cyrill von Alexandrien: Eine Analyse ihres philosophischen Ertrags. Miinch., 1924; Du Manoir de Juaye H. Dogme et spiritualité chez Saint Cyrille d'Alexandrie. P., 1944; KerriganA. St. Cyril of Alexandria Interpreter of the Old Testament. Roma, 1952; Diepen H. M. Aux origines de l'antropologie de Saint Cyrille d'Alexandrie. P., 1957; Wilken R. L. Judaism and the Early Christian Mind: A Study of Cyril of Alexandria's Exegesis and Theology. N. Haven—L„ 1971; Malley W.H. Hellenism and Christianity: The Conflict between Hellenic and Christian Wisdom in the Contra Galilaeos f the Julian the Apostate and the Contra Julianum of St. Cyril of Alexandria. Roma, 1978.
Я. В. Шабуров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. кирилл александрийскийум. в г. греческий христианский писатель. О жизни К. до г. нам известно мало. Он был племянником патриарха Александрийского Теофила вероятно некоторое время жил среди к...Античные писатели. Словарь
  2. кирилл александрийскийум. в патриарх Александрии с богослов один из т. н. отцов церкви деятельность крого была сосредоточена на борьбе с ересями новатиан несториан евномиан. К. написал больш...Атеистический словарь
  3. кирилл александрийскийум. в патриарх Александрии с богослов один из т. н. отцов церкви деятельность крого была сосредоточена на борьбе с ересями новатиан несториан евномиан. К. написал боль...Атеистический словарь II
  4. кирилл александрийскийум. христианский церковный деятель ибогослов главный оппонент несторианства отец Церкви. Племянник ФеофилаАлександрийского и его преемник в качестве епископа г. Алексан...Большой энциклопедический словарь II
  5. кирилл александрийскийКИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ум. христианский церковный деятель и богослов главный оппонент несторианства отец Церкви. Племянник Феофила Александрийского и его преемник в кач...Большой Энциклопедический словарь V
  6. кирилл александрийскийок. патриарх Александрии один из наиболее реакцион. церк. деятелей в. К. А. возгл. жестокие преследования еретиковem и язычников в Александрии сопровождающ. уничт...Древний мир. Энциклопедический словарь
  7. кирилл александрийскийок. патриарх Александрии один из наиболее реакцион. церк. деятелей в. К. А. возгл. жестокие преследования еретиков и язычников в Александрии сопровождающ. уничтож...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  8. кирилл александрийскийV в. патриарх Александрии активный участник религиозной борьбы по истолкованию церковных догматов один из самых авторитетных раннехристианских писателей. Он автор эпигр...Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
  9. кирилл александрийскийКИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ум . христианский церковный деятель и богослов главный оппонент несторианства отец Церкви. Племянник Феофила Александрийского и его преемник в кач...Современный энциклопедический словарь
  10. кирилл александрийскийКирилл Александрийский Kyrillos ум. в г. греческий христианский писатель. О жизни К. до г. нам известно мало. Он был племянником патриарха Александрийского Теофила веро...Энциклопедия античных писателей