Философская энциклопедия

КАТОЛИЦИЗМ

КАТОЛИЦИЗМ
обнаружившийся в общественном сознании со времени возникновения протестантства особый характер западноевропейской и ближневосточной церкви, который развивался с первых веков нового летосчисления и сохранился до наших дней. В западных странах этот характер четко выразили папы и собор в Триденте (1545-1563). Понятие католического появляется ок. 150 после Р. X. и свидетельствует о том, что, в противоположность др. толкованиям христианства, «повсюду» (греч. katholu) распространяются и должны быть признаны исходящие от апостолов предания. Классическая формулировка этой точки зрения называет «католическим» «quod ubique, quod semper, quod ad omnibus creditum est» (лат.: «что признается повсюду, всегда и всеми»). Поэтому католицизм стоит близко к естественной религии и consensus omnium. Несмотря на это, церковь уже издавна выступала противереси(отклонение от осн. учений), гетеродоксии (отклонение от отдельных учений) и раскола (разделение церкви). Философия католицизма, Philosophia perennis, в настоящее время развиваетсянеосхоластикой и неотомизмом.Католичес, кий (от греч. katholikos – всеобщий, всеохватывающий) – относящийся к рим.-католич. церкви.

Философский энциклопедический словарь.2010.

КАТОЛИЦИЗМ
(от греч. καϑολικός – всеобщий, главный, вселенский) – одно из трех гл. направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом. К. возник и развился в условиях формирования феодализма в Зап. Европе в противоположность православию, к-рое развивалось восточной, византийской церковью. Разделение христианства на западное (католицизм) и восточное (православное) направления завершилось разделением церквей в 1054. К. свойственна религ. нетерпимость, претензия рассматривать всех не-католиков как еретиков, заблудших или схизматиков, а католич. церковь как единственно истинную. Социально-догматич. основой К. является идея иерократии (власть духовенства), прикрываемая учением о теократии (букв. – боговластие), противоречиво сочетающемся с идеей христ. аскетизма. Особое значение идеи теократии отражает тот факт, что главным в деятельности К. на протяжении всей его истории неизменно оставались политич. задачи, какие бы конкретные формы в различных историч. условиях они ни принимали. Они всегда определяли собой отношение к религ. стороне католич. вероучения, его догме и культу. Среди этих задач К. первенствующей всегда являлась и остается поныне отстаивание особой роли папской власти и привилегированности духовенства.
Как лит.-теоретич. основу К. использует концепцию Августина о "Граде божьем" и превращении церкви воинствующей в церковь торжествующую. Идея аскетизма, обращенная к массам верующих и внушающая им пренебрежение ко всему мирскому, играет на протяжении веков реакц. роль и является действенным орудием духовного порабощения масс. Из двух осн. видов источников христ. вероучения – Священного писания и Священного предания – К. фактически уделяет первое место преданию. При этом первостепенное значение К. придает решениям и суждениям пап. Социально-политич. смысл приоритета "предания" состоит в том, что благодаря ему К. получил возможность истолкования догм раннего христианства в соответствии с интересами господств. класса, менять их толкование в зависимости от изменяющихся социально-историч. условий.
Особенность К. проявляется также в требовании беспрекословного соблюдения церк. дисциплины, к-рое обосновывается учением о единоспасающей силе церкви, заключающемся в том, что, поскольку все человечество "греховно по своей природе", спасение души может обеспечить только церковь, вне которой нет спасения. В этой же связи К. развил учение о роли божественного предопределения и свободе воли, согласно к-рому человек может найти путь к спасению только благодаря церкви и с ее помощью. Социальный смысл этого учения К. – в стремлении усилить прямую зависимость судьбы мирян от духовенства, укрепить представление об особой благодати, к-рой якобы наделено духовенство, благодаря чему оно должно пользоваться особыми социальными привилегиями. В связи с этим К. ожесточенно борется с исповедуемой нек-рыми христ. направлениями (см. Ереси, Кальвинизм) идеей об абс. предопределении к спасению или погибели, выводимой из понятия божеств, всеведения и тем самым снижающей роль духовенства, создавая представления о прямой связи между верующим и божеств. силами. Придавая исключит. значение утверждению об единоспасающей роли церкви, К. объявляет ересью даже идею о возможной на земле окончат. победе добра, т.к. в этом случае исчез бы смысл дальнейшего существования церкви.
Осн. социально-догматич. положения К. были разработаны господствующим направлением ср.-век. философии, пытавшейся сделать догматику К. исходным моментом и основой всякого мышления и привести содержание всех наук "...в соответствие с учением церкви" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495). В борьбе с передовыми рационалистич. и материалистич. идеями религ.-схоластич. философия К. фальсифици-ровала учение Аристотеля, стремясь приспособить его к защите К. и феод. строя. Особую роль в выполнении этой задачи сыграл Фома Аквинский, пытавшийся в своих сочинениях создать всеобъемлющую систему католич. философии, охватывающую также проблемы гос-ва, экономики, права и морали. Именно это учение (см. томизм) было объявлено папой Львом XIII единственной истинной философией К.
К. изображает всю историю человечества как борьбу за победу церкви, что практически означает борьбу за торжество папской политики, поскольку К. отождествляет церковь и папство, изображая папу преемником и наместником апостола Петра. Помимо признанных общехристианских догматов веры, К. устанавливает и новые, объявляемые им столь же обязательными для всякого верующего. Главный среди них: догмат о чистилище, связанный с учением об индульгенциях, о непогрешимости папы и т.д. К. придает особое значение внешней, обрядовой стороне культа: молитве, посещению мессы, исповеди и т.п. Все богослужение ведется на непонятном массам верующих лат. языке. Таинства и обряды объявляются действующими автоматически в силу самого соблюдения установл. формы, безотносительно к духовным устремлениям того, по отношению к кому данная культовая церемония совершается.
Важной особенностью К. является свойственное ему понимание духовенства как особо привилегиров. обществ. группы, важной опоры господств. класса. Эта особая привилегированность духовенства, признававшегося в средние века первым сословием, была закреплена учением церкви о благодати, даруемой духовенству таинством посвящения. На протяжении веков духовенство играло роль сословия, монополизировавшего контроль и руководство духовной жизнью феод. общества. Особую роль К. придает и папской власти. В ходе борьбы папства за преобладание оно выступало с претензиями на мировое господство, как светское так и духовное (при Григории VII, Иннокентии III, Бонифации VIII), но в связи с возникновением централизованных гос-в оно потерпело поражение, временно превратившись в орудие королевской власти во Франции (1309–77), а затем пришло к глубочайшему кризису 15 в. и краху своего исключит. положения с эпохи Реформации. Тем не менее, борьбу за свою первенствующую роль папство продолжало и в новых условиях роста капитализма. Для борьбы с Реформацией и нар. движениями К., создает в 1540 орден иезуитов. В ходе обострения классовой борьбы и поляризации обществ. классов папство и К. становились все более необходимой опорой для реакц. сил буржуазии и с конца 19 в. делаются важным идеологич. орудием воинств. империализма. Эта новая роль К. получила яркое выражение в 1870, когда был провозглашен догмат о папской непогрешимости. Политика папы Пия IX, открыто провозглашавшего борьбу против прогресса и демократии, Льва XIII, продолжавшего эту борьбу, маскируя ее лозунгами рабочей политики, получила развитие в деятельности Ватикана и пап 20 в. вплоть до Иоанна XXIII. К. создал широкую, весьма разветвленную действенную систему. Гл. центром этой системы совр. К. является Ватикан с его многочисл. ведомствами (конгрегациями), дипломатич. и миссионерской службой, монашескими орденами, сетью учебных заведений, науч. учреждений, издательских предприятий, радио-, теле- и киностудий и т.п.
В совр. мире К. открыто вторгается в политич. жизнь, пытается оказать влияние на междунар. отношения и политику гос-в, стремится к контролю над умств. жизнью и культурой нар. масс во мн. странах. Католич. пропаганда, искусно приспосабливающаяся к конкретным условиям, осуществляется с помощью католич. партий, профсоюзов, культурно-просветит., спортивных обществ и др. объединений. Создаются нац. и междунар. объединения этих организаций – "Католическое действие", "Мирской апостолат" и мн. др., призванные осуществлять политику К., направленную на отвлечение масс от классовой борьбы.
Упорное отстаивание совр. К. позиций реакц. империалистич. сил объясняется не только историч. традициями, в силу к-рых католич. церковь всегда выступала как орудие реакции, но прежде всего прочными экономич., политич. и личными связями деятелей этой церкви с хозяевами совр. империалистич. мира, особенно амер. фин. капиталом. Источником обогащения католич. церкви остается до сих пор и спекуляция на религ. чувствах верующих: святые и юбилейные годы, места паломничества, индульгенции. Большие доходы получает церковь и от гос. субсидий, выплачиваемых ей в силу заключенных с рядом гос. конкордатов (Зап. Германия, Италия, Испания, Португалия, латино-амер. страны и др.).
Реакционность совр. К. усугубляется его ролью и на различных участках идеологич. борьбы. За последние годы наблюдается растущая активность К., стремящегося оказывать свое идейное воздействие в области естеств. и обществ. наук, в художеств. лит-ре и в иск-ве. Можно констатировать изменение тактики К. в борьбе с наукой, примером чего явились выступления папы Пия XII по различным вопросам за последние 10 лет. На основе неотомизма, ставшего еще с конца 19 в. официальной философией К., церковь ищет возможности сделать совр. науку, под предлогом сотрудничества с ней, служанкой теологии, требует от науки служить укреплению веры и т.п. Те же требования выдвигаются К. перед иск-вом и лит-рой. В этой связи наблюдается возросшая активность К. в попытках фальсифицировать науку.
Наряду с философией неотомизма в К. за последние десятилетия значит. распространение получили и субъективно-идеалистич. направления. Уже в начале 20 в. М. Блондель, А. Луази и др. развивали "новое учение", т. н. католический модернизм. Несмотря на резкую критику со стороны неотомистов и Ватикана, обвинявших модернистов в понимании бога только как феномена субъективного сознания и отказе от рацион. познания бога, в соответствии с учением Фомы Аквинского, воззрения модернистов получили дальнейшее развитие. В сер. 20 в. сформировался католич. экзистенциализм, выступающий в духе открытого иррационализма и мистики. Глава этого филос. направления Г. Марсель претендует на создание истинной религ. философии и открыто защищает религ. идеи и особенно католич. учение о смерти и бессмертии.
Вся деятельность совр. К. определяется ненавистью к марксизму, освободит. рабочему движению, нац.-освободит. движению народов против империализма. Для осуществления своей антикоммунистич. деятельности, распространения этих идей в массах Ватикан создает множество нац. и междунар. организаций, как, напр., отряды патера Леппиха в Зап. Германии, "марианские" союзы, руководимые иезуитами ("Легион Марии", "Синяя армия Марии" и др.). Чрезвычайно возросла политич. активность К. за последнее время в странах Азии и Африки, где он поддерживает все стремления империалистов сохранить разваливающийся колониальный режим и всемерно препятствует развертывающейся борьбе народов за свое освобождение от остатков колониального рабства, пытаясь безуспешно использовать в этой политике методы католич. экспансии (миссионерство, создание кадров местного духовенства и т.п.).
Огромные успехи мирового коммунистич. движения и тесные связи совр. К. с пмпериалистич. реакцией вызвали глубокий кризис в католич. лагере. Этот кризис развивается на базе все более общего кризиса религ. идеологии, к-рая вынуждена отступать и сдавать свои позиции одерживающей все новые победы передовой науке и науч. мировоззрению, проникающему в массы.
Кризис в католич. лагере ознаменовывается отходом от политики Ватикана десятков миллионов католиков, в т.ч. духовенства и руководителей католич. организаций, прежде всего в странах нар. демократии (Венгрия, Польша, Чехословакия, ГДР) и в Сов. Союзе; трениями и конфликтами в руководстве церкви и крупных католич. организаций ("Католическое действие", орден иезуитов, Христианско-демократич. партия в Италии и т.п.); борьбой группировок в самом Ватикане. К. всей своей историей доказывает глубокую справедливость того осн. положения марксизма-ленинизма, к-рое рассматривает всякую религию как непримиримую и абс. противоположность науке, а "...все и всяческие религиозные организации..., как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса" (Ленин В. И., Соч., т. 15, с. 371–72).
Лит.:Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, М., 1952; его же, Развитие социализма от утопии к науке. Введение к английскому изданию, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1949; его же, Юридический социализм, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 1, М., 1937; его же, Франкский период, там же; Коровин Ε. Α., Католицизм, как фактор современной мировой политики, М., 1931; Мэнхэттен Α., Ватикан. Католическая церковь – оплот мировой реакции, пер. с англ., М., 1948; Шейнман M. M., Ватикан между двумя мировыми войнами, М.–Л., 1948; его же, Идеология и политика Ватикана на службе империализма, [М. ], 1950; его же, Ватикан и католицизм в конце XIX – начале XX в., М., 1958; его же. Папство, М., 1961; Kiefl F. X., Katholische Weltanschauung und modernes Denken, 3 Aufl., Regensburg, 1922; Die Religion in Geschichte und Gegenwart, Hrsg. von K. Galling, 2 Aufl., Bd 3, Tübingen, 1959; Algermissen Κ., Konfessionskunde..., 4 Aufl., Hannover, 1930; Steck K. G., Politischer Katholizismus als theologisches Problem, Münch., 1951; Loewenich W., Der moderne Katholizismus. Erscheinung und Probleme, Witten, 1956; Adam K., Das Wesen des Katholizismus, 12 Aufl., Düsseldorf, 1957; Mоllnаu К. Α., Aus dem Schuldbuch des politischen Katholizismus, В., 1958.
Б. Рамм. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

КАТОЛИЦИЗМ
КАТОЛИЦИЗМ (от греч. καθολικός — всеобщий, вселенский) — одно из трех (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Окончательно оформился после разделения христианства в 1054 на два направления — западное и восточное. Католическое вероучение основывается на Священном Писании и Священном Предании.
В качестве канонических католицизм признает все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Священное Предание образуют постановления 21 собора, официальные решения Римских пап. Признавая Никео-Константинопольский символ веры, принятый на I и II Вселенских соборах (325 и 381), другие решения первых семи общехристианских Соборов, католическая церковь ввела ряд новых догматов. Так, уже на Толедском церковном соборе (589) в символ веры было внесено добавление об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (лат. Filioque — “и Сына”), которое и послужило формальным предлогом к разделению. Католическое вероучение провозглашает церковь необходимым инструментом спасения, т. к. только она может восстановить утраченную вследствие первородного греха сверхприродную способность людей стремиться к высшей цели — Богу Церковь может возместить эту утрату с помощью т. н. сокровищницы сверхдолжных добрых дел, совершенных Христом, Богоматерью и святыми.
Католическая экклезиология (учение о церкви) рассматривает церковь как божественное установление, сущность которого составляют единство, святость, католичность (всеобщность). Единство церкви покоится на учении Христа о Церкви как едином Теле Господнем, святость ей дает божественное происхождение. Будучи вселенской (католической), церковь распространяет свое влияние на весь мир. Учение апостолов о церкви и факт основания ее апостолом Петром придают ей апостольский характер.
Католическая церковь представляет собой особый социальный институт, построенный по принципу строгой иерархии власти. Основу ее составляют три ступени священства (диакон, священник, епископ); низший уровень организации образуют установленные церковью субдиаконат и др. институты. Наряду с этим внутри церковной иерархии существует подразделение на два ранга: высший, состоящий из тех, кто получает свою власть непосредственно от папы (кардиналы, папские легаты, апостолические викарии), и низший, включающий тех, чья власть исходит от епископа (генеральные викарии, которые представляют епископа в выполнении его юрисдикции, и синодики, т. е. члены церковного трибунала). Главой католической церкви является римский епископ — папа, избираемый пожизненно специальным собранием коллегии кардиналов; одновременно он является главой города-государства Ватикан. Для всех католических священнослужителей обязательно безбрачие (целибат).
Роль церкви как непременного посредника в деле спасения обосновывается также учением о таинствах, при совершении которых верующему передается божественная благодать. Католицизм, как и православие, признает семь таинств (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование), но в их понимании и совершении существуют различия. Таинство крещения в католичестве производится путем поливания водой головы крещаемого или погружения его в воду, в то время как в православии только погружением. Таинство миропомазания (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а по достижении детьми 7—12-летнего возраста. Помимо общего для христианских течений признания существования ада и рая, в 15—16 вв. в католичестве сформулирован догмат о чистилище — промежуточном месте пребывания душ умерших до окончательного решения их судьбы. В 1870 I Ватиканский собор провозгласил догмат о непогрешимости папы в делах веры и морали. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии был принят в 1854, а в 1950— догмат о Ее телесном вознесении. Подобно православию, католицизм сохраняет культ ангелов, святых, икон, реликвий, мощей. Католицизм практикует пышный театрализованный культ, включающий различные виды искусства (росписи, фрески, скульптурные изображения, органную музыку и пр.).
Важные позиции в католицизме занимает монашество, организованное в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит ватиканская Конгрегация по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни.
Философию католицизма составляет комплекс разнообразных школ и течений, таких, как неотомизм, католический спиритуализм, учения Ф. Суареса и Д. Скота, католический экзистенциализм, персонализм, тейярдизм и др. По своему генезису они представляют два направления: католический спиритуализм, экзистенциализм, персонализм своими корнями восходят к платоновско-августинистской традиции, ат. н. неосхоластические течения — суарезианизм, скотизм и неотомизм — к аристотелево-томистской. Наиболее влиятельным течением в католицизме является томизм — учение Фомы Аквинского, сумевшего на основе “христианизации” аристотелизма создать приспособленную к нуждам средневековой католической церкви универсальную философско-теологическую систему. Его главная особенность — стремление рационально обосновать католическую веру. Энцикликой папы Льва XIII “Aetemi patris” (Отцу вечному, 1879) обновленная философия Фомы Аквинского (неотомизм) была провозглашена вечной и единственно истинной. Отличаясь рядом преимуществ схоластической философии — системностью, синтетичностью, концептуальностью, широким арсеналом категорий и логических аргументов, неотомизм мог довольно конструктивно реагировать на новые явления современной культуры. Однако на II Ватиканском соборе (1962—65) монополия неотомизма в католицизме не была подтверждена, поскольку она препятствует использованию других, более дееспособных и современных философских систем. Сегодня неотомизм выступает преимущественно как “ассимилирующий неотомизм”, т. е. активно воспринимающий и приспосабливающий к потребностям католицизма идеи феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии, неопозитивизма и др. Громадное воздействие на становление философии католицизма оказало творчество Аврелия Августина (4—5 вв.). Августинизм, игравший в 5—13 вв. ведущую роль, сегодня представлен рядом неоавгустианских школ: философия действия (М. Блондель), философия духа (Л. Лавель, М. Ф. Шакка), католический экзистенциализм (Г. Марсель), активизм, персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель). Эти школы объединяет признание достаточности внутреннего человеческого опыта для постижения окружающего мира; убеждение в непосредственно переживаемой связи человека с Богом; акцент на эмоционально-интуитивных средствах познания мира; особое внимание к проблемам отдельной личности. Что касается теологической системы католичества, то она первоначально также формировалась на основе трудов Августина, соединившего традиции патристики с идеями неоплатонизма. Со временем в католической теологии выявились новые тенденции: мистическое обоснование концепции Бога (Бернар Клервоский, Ф. Бонавентура), предельная рационализация процесса богопознания (П. Абеляр), теория “двойственной истины” (Сигер Брабантский и др.). Противодействуя этим тенденциям, Фома Аквинский в качестве допол
нения к “сверхразумной теологии” (теологии откровения) разработал естественную теологию.
Своеобразной формой эволюции католицизма стало появление т. н. “новой теологии”, которая, с одной стороны, связана с пересмотром традиционной догматики, созданием нового теоретического обоснования вероучения, с другой — с обновлением церковного социального учения. В рамках первой тенденции ряд ведущих теологов (П. Шооненберг, И. Борос, А. Гульсбош) при объяснении происхождения человека принимает за отправную точку не традиционную концепцию моногенизма (все люди ведут свое начало от одной пары людей — Адама и Евы), а теории эволюции и полигенизма. Вторая тенденция нашла свое выражение в появлении т. н. социальных теологии (теологии труда, теологии свободного времени, теологии культуры, теологии освобождения и др.); “социальные” теологии пытаются преодолеть традиционное для католичества противопоставление “земного” и “небесного”, а потому осуществляют поиски “сакрального” в различных сферах жизни социума.
Официальное социальное учение католицизма, закрепленное в папских энцикликах, конституциях и в решениях соборов, стало формироваться в конце 19 в., и процесс этот продолжается. Его специфическая особенность проявляется не только в обосновании с позиций философии, социологии и этики, но и в обязательной теологической аргументации, апеллирующей к библейским текстам. В социальной доктрине католицизма отмечаются многочисленные проявления кризиса цивилизации: угроза существованию окружающей среды, разгул истребительных вооруженных конфликтов, терроризма, наркомании, кризис института семьи и т. д. Источник кризиса усматривается прежде всего в отрыве человека от Бога, предопределяющем ложное понимание Его сущности, в восприятии современной цивилизацией ценностей светской, а не христианской культуры. Церковь волнуют земные проблемы.
Подчеркивая сугубо религиозную природу своей миссии, она расширяет свое участие в их решении, о чем свидетельствует создание социальной программы, многочисленных институтов, обществ, комиссий. Современная католическая церковь (свыше 1 млрд верующих) имеет своих приверженцев в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, Литве, странах Латинской Америки. На территории СНГ католики проживают преимущественно в западных областях Украины и Белоруссии. Католические приходы действуют и в России.
Лит.: КазановаА. Второй Ватиканский собор. М., 1973; Теияр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987; БиффчД. Я верую: Краткое изложение католического вероучения. Милан, 1992; Любак А. де. Католичество: социальные аспекты догмата. Милан, 1992; Мунье Э. Что такое персонализм. М., 1994; ЖильсонЭ. Философ и теология. М., 1995; Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995; МаритенЖ. О человеческом знании.— “ВФ”, 1997, ¹5, с. 106—117; Blondel M. Le Problème de la philosophie catholique. R, 1932; KiingH. Strukturen der Kirche. Freiburg, 1963; Lavelle L, Science. Esthétique. Métaphysique. P., 1967. См. также лит. к ст. Августин, Фома Аквинский, Неотомизм.
Ф. Г. Овсиенко КАУЗАЛЬНОСТЬ — см. Причинность.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
исповедание, католичество, папизм, христианство


  1. католицизмот греч. katholikos всеобщий позже вселенский одно из осн. наряду с православием и протестантизмом направлений в христианстве. К. зап. или римскокатолич. исповедание око...Атеистический словарь
  2. католицизмот греч. katholikos всеобщий позже вселенский одно из осн. наряду с православием и протестантизмом направлений в христианстве. К. зап. или римскокатолич. исповедание о...Атеистический словарь II
  3. католицизмот греч. katholikos всеобщий наиболее массовая христианская конфессия формально около млн чел. сформировавшаяся в конце первого тысячелетия н. э. на территории бывшей ...Большая актуальная политическая энциклопедия
  4. католицизмот греч. katholiks всеобщий вселенский одно из основных наряду с православием и протестантизмом направлений в христианстве См. Христианство. По официальным данным католи...Большая Советская энциклопедия II
  5. католицизмгреч. katholikos всеобщий вселенский достаточно претенциозное если не сказать экспансивное или даже агрессивное название одного из основных направлений течения мысли в хр...Большая энциклопедия по психиатрии
  6. католицизмм. cattolicesimo Итальянорусский словарь. Синонимы исповедание католичество папизм христианство...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. католицизмм.catolicismo m...Большой русско-испанский словарь
  8. католицизмсущ. муж. рода только ед. ч.католицизм уem...Большой русско-украинский словарь
  9. католицизмм. catholicisme m...Большой русско-французский словарь
  10. католицизмот греч. katholikos и skopeo смотрю англ. catasko всеобщий англ. Catholicism нем. Katholizismus. Одно из основных направлений в христианстве наряду с православием и п...Большой толковый социологический словарь II
  11. католицизмм.catholicisme m исповедание католичество папизм христианство...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. католицизмодно из основных направлений в христианстве. Католикисоставляют большую часть верующих в Италии Испании Португалии ФранцииБельгии Австрии в латиноамериканских государства...Большой энциклопедический словарь II
  13. католицизмКАТОЛИЦИЗМ одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии Испании Португалии Франции Бельгии Австрии в латиноамерикански...Большой энциклопедический словарь III
  14. католицизмКАТОЛИЦИЗМ одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии Испании Португалии Франции Бельгии Австрии в латиноамериканск...Большой Энциклопедический словарь V
  15. католицизму ч.i Вровчення та вросповдання захдно християнсько церкви яку очолю Папа Римський....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  16. католицизмкатолицизм у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  17. католицизмодно из осн. направлений в христианстве. На У. появился вместе с первыми европ. поселенцами колонистами вольнонаемными специалистами военнопленными ссыльными в первую оч...Екатеринбург (энциклопедия)
  18. католицизмодно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в в в. в ходе Реформации от католицизма откололся...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  19. католицизмКАТОЛИЦИЗМ а м. catholicisme m. Вероисповедание и вероучение католиков западной христианской церкви возглавляемой римским папойem. БАС. Что принадлежит до Католицизма то ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  20. католицизмсамое крупное по числу последователей направление в христианстве. Преимущественно распространен в Западной ЮгоЗападной Центральной Европе в Латинской Америке и США. Катол...История и теория культуры
  21. католицизмодно из основных направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом. Окончательно оформился после разделения единой христианской церкви в г. на католичес...История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  22. католицизмкатолицизм....Киргизско-русский словарь
  23. католицизмодно из трех основных направлений христианства оформившееся после разделения его в г. на западную католическую и восточную православную церкви. Церковный раскол единой Х...Краткий исторический словарь
  24. католицизмодно из трех основных направлений христианства оформившееся после разделения его в г. на западную католическую и восточную православную церкви. Церковный раскол единой Х...Краткий исторический словарь II
  25. католицизмодно из направлений в христианстве. В числе важнейших догматов католицизма признание римского первосвященника папы непогрешимым преемником апостола Павла наместником Х...Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
  26. католицизма м.em Одно из основных наряду с православием и протестантизмом направлений в христианстве со своей церковной иерархической организацией возглавляемой папой римским.Синон...Малый академический словарь
  27. католицизмкорень КАТОЛИЦ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова КАТОЛИЦИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный КАТОЛИЦ ИЗМ Слово Католицизм содержит следующие...Морфемный разбор слова по составу
  28. католицизмНачальная форма Католицизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  29. католицизмот греч. katholikos всеобщий главный вселенский одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на К. и православную произошло в гг. в XVI в...Новая философская энциклопедия
  30. католицизмкатолицизм м. Одно из трех наряду с православием и протестантизмом наиболее распространенных направлений в христианстве оформившееся в результате раскола христианских ц...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  31. католицизмот гр. katholikos универсальный христианская религия признающая власть папы. Католицизм первоначально осмыслял себя как естественную религию человеческого рода. Но пробле...Новый философский словарь
  32. католицизмкатолицизм католицизм а...Орфографический словарь
  33. католицизмu м исповедание католичество папизм христианство...Орфографический словарь русского языка
  34. католицизмкатолицизм менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  35. католицизмкатолицизмму м.em на м...Орфоепічний словник української мови
  36. католицизмкатолиецизм му м. на м....Орфоэпический словарь украинского языка
  37. католицизмлат. всеобщий вселенский одна из трех христианских конфессий православие Католицизм протестантизм сложившихся в IXXI вв. в Западной Европе. Основные особенности католиц...Основы духовной культуры
  38. католицизмодно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии Испании Португалии Франции Бельгии Австрии в латиноамериканских государст...Политическая наука - Словарь-справочник
  39. католицизмКатолицизм одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии Испании Португалии Франции Бельгии Австрии в латиноамерикански...Политология. Словарь.
  40. католицизмкатолицизм католицизмы католицизма католицизмов католицизму католицизмам католицизм католицизмы католицизмом католицизмами католицизме католицизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  41. католицизмОрфографическая запись слова католицизм Ударение в слове католицизм Деление слова на слоги перенос слова католицизм Фонетическая транскрипция слова католицизм [ктализм] ...Полный фонетический разбор слов
  42. католицизмКатолицизм му мов...Правописний словник Голоскевича
  43. католицизмзападное или римскокатолическое вероиповедание одно из основных направлений в христианстве. Окончательно оформился как церковная организация после разделения Церквей на З...Православный энциклопедический словарь
  44. католицизмодно из основных направлений в христианстве противопоставившее себя православию после разделения церквей в г. Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении культе и стр...Религиоведческий словарь
  45. католицизмкатолицтво латинництво....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  46. католицизмКАТОЛИЦИЗМ от греческого katholikos всеобщий вселенский одно из основных наряду с протестантизмомem и православиемem направлений в христианствеem. К. оформился как вероу...Русская энциклопедия
  47. католицизмкатолицизм аСинонимы исповедание католичество папизм христианство...Русский орфографический словарь
  48. католицизмkatolisisme eo katolikismo...Русский-африкаанс словарь
  49. католицизмМ мн. нет katolisizm katolik dini....Русско-азербайджанский словарь
  50. католицизмкатолицизм м.iRoman Catholicism...Русско-английский словарь
  51. католицизмCatholicism papism пренебр....Русско-английский словарь политической терминологии
  52. католицизмN...Русско-армянский словарь
  53. католицизмКаталцызм...Русско-белорусский словарь
  54. католицизмкаталцызм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  55. католицизмм исповедание католичество папизм христианство...Русско-венгерский словарь
  56. католицизмкатолицизм м о...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  57. католицизмисповедание католичество папизм христианство...Русско-ивритский словарь
  58. католицизмкатолицизм христиан днн ке тараан баыттарыны бр...Русско-казахский словарь
  59. католицизмкатоликтк...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  60. католицизмкатолицизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  61. католицизмм. католицизм Рим папасы башкарган христиан дининин бир тармагы....Русско-киргизский словарь
  62. католицизмм см. католичество Синонимы исповедание католичество папизм христианство...Русско-китайский словарь
  63. католицизмkatolicisms...Русско-латышский словарь
  64. католицизмkatalikyb...Русско-литовский словарь
  65. католицизмКатолик шажин...Русско-монгольский словарь
  66. католицизмKatholicisme...Русско-нидерландский словарь
  67. католицизмкатолицизмм ....Русско-новогреческий словарь
  68. католицизммcatolicismo m исповедание католичество папизм христианство...Русско-португальский словарь
  69. католицизмкатолицизм католицизм...Русско-таджикский словарь
  70. католицизмм рел. исповедание католичество папизм христианство...Русско-турецкий словарь
  71. католицизмсущ.муж.католицизм католик те не христиан тнн Римри папа ертсе пыракан пай...Русско-чувашский словарь
  72. католицизмkatolisism.strong katolicism...Русско-шведский словарь
  73. католицизмKatolicism...Русско-шведский словарь II
  74. католицизм.strong katoliiklus.strong katolitsism...Русско-эстонский словарь
  75. католицизмот гр. katholikos универсальный христианская религия признающая власть папы. Католицизм первоначально осмыслял себя как естественную религию человеческого рода. Но пробле...Сверхкраткий философский словарь
  76. католицизмеретическое направление в христианстве исказившее православное вероучение. Отпав от истинного христианства Православия в католики заняли в отношении него крайне враждебн...Святая Русь - энциклопедический словарь
  77. католицизмКАТОЛИЦИЗМ греч. от katholikos. Система догматов и верований римской церкви. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. КАТОЛИЦИЗМ [lt гр. k...Словарь иностранных слов русского языка
  78. католицизмодно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии Испании Португалии Франции Бельгии Австрии Германии латиноамериканских го...Словарь исторических терминов
  79. католицизмодно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в гг. в XVI в. в ходе Реформации от католицизма отко...Словарь по истории психологии
  80. католицизмОдно из главнейших направлений в христианской религии наряду с православием и протестантизмом. К. является господствующей религией во многих странах Европы Латинской Амер...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  81. католицизмКАТОЛИЦИЗМ аem м.i Фр. catholicisme.Вероисповедание и вероучение римскокатолической западнохристианской церкви.Что принадлежит до Католицизма то всякой Протестант имfont...Словарь русского языка XVIII в
  82. католицизмкатолицизм христианство католичество папизм исповедание Словарь русских синонимов. католицизм сущ. колво синонимов исповедание католичество папизм христианство С...Словарь синонимов II
  83. католицизмкатолицизм христианство католичество папизм исповедание...Словарь синонимов
  84. католицизмкатоличество обозначение христианского вероисповедания объединенного в организационном плане всеобщим послушанием римскому епископу с кон. IV в. называющемуся по алексан...Словарь средневековой культуры
  85. католицизмкатолицизм ч. гр. загальний вселенський вровчення та вросповдання захдно християнсько церкви яку очолю папа римський один з головних поряд з православям протестантизмом ...Словник іншомовних слів
  86. католицизмКАТОЛИЦИЗМstrong КАТОЛИЦТВОstrong ПАПЗМstrong ЛАТИНСТВОstrong заст. Вн Рим боронив тлько нтересв католицизму тобто свох власних нтересв . Франко Княгиня Рана вмираючи зар...Словник синонімів української мови
  87. католици́змКАТОЛИЦИЗМ у ч. Вровчення та вросповдання захдно християнсько церкви яку очолю папа римський. Вн [Рим] боронив тлько нтересв католицизму тобто свох власних нтересв Фр. II...Словник української мови в 11 томах
  88. католицизмКАТОЛИЦИЗМ у ч.Один з трьох найпоширенших напрямв у християнств поряд з православям протестантизмом що оформився внаслдок розколу християнсько церкви в XI ст. [Рим] боро...Словник української мови у 20 томах
  89. католицизмкатолическая церковь одно из христ. вероисповеданий наряду с православием и протестантизмом. К. как христ. вероучение и католич. церковь как оргция окончательно определи...Советская историческая энциклопедия
  90. католицизмКАТОЛИЦИЗМ одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в в в. в ходе Реформации от католицизм...Современная энциклопедия
  91. католицизмКАТОЛИЦИЗМ одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии Испании Португалии Франции Бельгии Австрии в латиноамерикански...Современный энциклопедический словарь
  92. католицизмразновидность христианства распространенная главным образом в странах Западной Европы и Латинской Америке. Догматические особенности католицизма признание происхождения с...Тематический философский словарь
  93. католицизмкатолицизм [lt гр. katholikos всеобщий вселенский] одно из трех наиболее распространенных направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом оформившееся...Толковый словарь иностранных слов
  94. католицизмКАТОЛИЦИЗМ а м. и КАТОЛИЧЕСТВО а ср. Одно из основных направленийхристианства с церковной организацией возглавляемой римским папой. II прил.католический ая ое. К. храм....Толковый словарь Ожегова
  95. католицизмКАТОЛИЦИЗМ католицизма мн. нет м. Вероисповедание католиков западной христианской церкви возглавляемой римским папой....Толковый словарь русского языка II
  96. католицизмкатолицизм католицизм а м. и КАТОЛИЧЕСТВО а ср. Одно из основных направлений христианства с церковной организацией возглавляемой римским папой.прил. католический ая ое. К...Толковый словарь русского языка II
  97. католицизмКАТОЛИЦИЗМ а м. и КАТОЛИЧЕСТВО а ср. Одно из основных направлений христианства с церковной организацией возглавляемой римским папой. прилагательное католический ая ое. К...Толковый словарь русского языка
  98. католицизму ч. Вровчення та вросповдання захдно християнсько церкви яку очолю Папа Римський....Толковый словарь украинского языка
  99. католицизмУдарение в слове католицизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове католицизм...Ударение и правописание
  100. католицизмRoman Catholicism...Українсько-англійський словник
  101. католицизмKatolicisme...Українсько-датський словник
  102. католицизмKatolisisme...Українсько-норвезький словник
  103. католицизм[katoycyzm]katolicyzm релг....Українсько-польський словник
  104. католицизмкатолицтво католицизм католичество...Українсько-російський словник
  105. католицизмKatolicism...Українсько-шведський словник
  106. католицизмRzeczownik католицизм m katolicyzm m...Универсальный русско-польский словарь
  107. католицизмЗмст вчення Католицько Церкви сукупнсть прийнятих нею засад щодо ври моральност релгйного життя й функцонування Церкви....Універсальний словник-енциклопедія
  108. католицизмразновидность христианства распространенная главным образом в странах Западной Европы и Латинской Америки. Догматика католицизма признание исхождения Святого духа не толь...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  109. католицизмот греч. всеобщий главный вселенский одно из трех гл. направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом. К. возник и развился в условиях формирования ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  110. католицизмобнаружившийся в общественном сознании со времени возникновения протестантства особый характер западноевропейской и ближневосточной церкви который развивался с первых век...Философский энциклопедический словарь II
  111. католицизмобнаружившийся в общественном сознании со времени возникновения протестантства особый характер западноевропейской и ближневосточной церкви который развивался с первых век...Философский энциклопедический словарь
  112. католицизмкатолицизм католицизмы католицизма католицизмов католицизму католицизмам католицизм католицизмы католицизмом католицизмами католицизме католицизмах Источник Полная акцент...Формы слова
  113. католицизмТок Тоз Тимол Тимка Тим Тик Тиазол Тамил Там Талик Тазик Таз Отказ Олим Окат Ока Озимка Мотка Мот Моки Мка Митоз Миот Миозит Миоз Мио Мило Милка Милица Мила Микоз Мик Миа...Электронный словарь анаграмм русского языка
  114. католицизмКАТОЛИЦИЗМ одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии Испании Португалии Франции Бельгии Австрии в латиноамериканск...Энциклопедический словарь естествознания
  115. католицизмcatholicisme или католичество em система догматов учреждений канонов и обрядов католической церкви см....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  116. католицизмКатолицизм в Африке. На начало х гг. число католиков в Африке превышало млн. человек свыше населения континента. Католики составляют большинство населения КабоВерде Сан...Энциклопедический справочник «Африка»
  117. католицизмКатолицизм в Латинской Америке наиболее распространнное в Латинской Америке вероисповедание. Католики составляют подавляющее большинство населения. В в латиноамерикански...Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
  118. католицизмот греческого katholikos всеобщий вселенский одно из основных наряду с протестантизмом и православием направлений в христианстве. К. оформился как вероучение и церковная ...Энциклопедия История отечества
  119. католицизмот греческого katholikos всеобщий вселенский одно из основных наряду с протестантизмом и православием направлений в христианстве. К. оформился как вероучение и церковная ...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  120. католицизмКатолицизм от гр.em katholikos всеобщий вселенский одно из основных направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом оформившееся в результате раскола ...Энциклопедия культурологии
  121. католицизмот греч. katholikos и skopeo смотрю англ. catasko всеобщий англ. Catholicism нем. Katholizismus. Одно из основных направлений в христианстве наряду с православием и ...Энциклопедия социологии