Философская энциклопедия

КАРТЕЗИАНСТВО

КАРТЕЗИАНСТВО
— ведущее направление в философии и науке 17—18 вв., оформившееся в качестве рецепции учения Р. Декарта (по-латыни его имя звучит как Cartesius — отсюда название). К. в целом продолжало основные направления мысли своего основателя. Так, остались неизменными главные постулаты физики Декарта — отождествление протяжения и материи, равенство движения и покоя, механицизм, геометризация пространства, отрицание пустоты, теория вихрей, делимость материи до бесконечности и т.д. Однако у последователей Декарта (напр., у X. Ле Руа) исчезает вероятностный характер, который был присущ физике их учителя. В К. делаются попытки разрешить проблемы, которые остались у самого Декарта нерешенными. Один из главных метафизических вопросов, который поставил Декарта в затруднительное положение, — вопрос о связи души и тела, мышления и протяжения (проблема психофизического взаимодействия). Вопрос этот был обусловлен дуализмом Декарта, вытекавшим из принципа «cogito» («мыслю, следовательно, существую»). Признание субстанциальности мышления (res cogitans) и протяжения (res extensa) и следовавшее отсюда отсутствие общей основы для их взаимодействия входили в разительное противоречие с эмпирической реальностью.Решения, предложенные самим Декартом (напр., признание в качестве посредующего органа «шишковидной железы» в «Страстях души») нельзя признать логически состоятельными. Различие в подходах к этой проблеме определило дифференциацию К. Так, Ле Руа пытался разрешить ее посредством редукции мышления к протяжению, упразднив одну из субстанций (мышление) и превратив ее в модус другой, единственной субстанции — протяжения. Б. Спиноза, которого с оговорками можно причислять к К., сохранил равенство мышления и протяжения, но отверг их субстанциальность, превратив их в атрибуты единственной субстанции, что позволило логически обосновать связь между ними. Предпосылки такого решения имелись, впрочем, у самого Декарта в его «Размышлениях о первой философии», где, по существу, единственной субстанцией признавался Бог (при том, что отношения к Богу мышления и протяжения оставались не вполне проясненными). Достаточно близко к этой трактовке приближался и окказионализм А. Гейлинкса и Н. Мальбранша. Однако у последних всякая самостоятельность бывших субстанций Декарта упразднялась, что вряд ли соответствовало позиции самого основателя К.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

КАРТЕЗИАНСТВО
направление в философии и естествознании 17—18вв., теоретич. источником крого были идеи Декарта(латинизиров. имя Cartesius — Картезий, отсюданазв.). Ортодоксальное К. характеризуется дуализмом — разделением мира на две самостоят.(независимые)субстанции — протяжённую(res extensa)и мыслящую(res cogitans), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе неразрешимой в К. Для К. характерно также развитие рационалистич. математич.(геометрич.)метода. Самодостоверность сознания(декартовское «мыслю, следовательно существую»), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая,т.о., пустое пространство, и характеризовала движение с помощью понятия «вихрь». В развитии К. обозначились две противоположные тенденции — к материалистич. монизму(X. Де Руа, Б. Спиноза)и к идеалистич. окказионализму(А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).
Быховский Б., Философия Декарта, М.— Л.,1940,гл.10; История философии,т.1, М.,1957,с.382—408; Brock-d o r f f С., Descartes und die Fortbildung der kartesianischen Lehre,Munch.,1923; D i b o n P., Sur l'histoire de la Philosophie cartesienne, Groningue,1955;
см. такжелит.к ст. Декарт.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

КАРТЕЗИАНСТВО
КАРТЕЗИАНСТВО– философия приверженцев и продолжателейДекарта. Исходным пунктом полагает самодостоверность сознания (cogito, ergo sum), а также последовательный дуализм тела и души и рационалистический математический метод.

Философский энциклопедический словарь.2010.

КАРТЕЗИА́НСТВО
учение Декарта и направление в философии и естествознании 17–18 вв., развивавшее его идеи. Получило название от латинизир. имени Декарта – Cartesius (Картезий). Наличие в философии Декарта материалистич. и идеалистич. идей породило различные направления в К. и борьбу между ними. Идеалистич. тенденция К. была развита в особенности окказионализмом, а также Паскалем, примыкавшим к янсенизму. Рационалистич. логика Декарта была обстоятельно разработана Арно и Николем (1625–95) в соч. "Логика, или Искусство мыслить" (т.н. "Логика Пор-Рояля" – A. Arnauld et P. Nicole, "La logique, ou l'Art de penser...", 1662). Философы, примкнувшие преим. к идеям механико-математич. физики, физиологии и отчасти психологии Декарта, развили материалистич. сторону К. Таковы франц. философы Ж. Рого (1620–72) и его ученик П. Режи (1632–1707), к-рый в полемике против Мальбранша разрабатывал учение об идеях как отражениях реальных вещей. Отступая от идеалистич. метафизики Декарта, Режи считал тело не менее достоверным объектом познания, чем душу. В отличие от Арно, подчеркивавшего антисенсуалистич. элементы гносеологии Декарта, Режи внес в нее сенсуалистич. струю. Продолжателем Рого и Режи во Франции выступил Фонтенель, оказавший значит, влияние на формирование идеологии франц. Просвещения и материализма 18 в. "Материализм выступил против Декарта в лице Гассенди" (Маркс К. и Энгельсе., Соч., 2 изд., т. 2, с. 140). Крупным философом-картезианцем, преодолевшим дуализм своего учителя, был один из основателей материалистич. традиции К. – голландец Де Руа (Леруа), материалистич. идеи к-рого развил один из основоположников франц.материализма 18 в. Ламетри. В физиологии картезианская школа удерживала свое влияние вплоть до конца 18 в. (Кабанис). Картезианская школа механистич. физики, развивавшая идеи Декарта о близкодействии и о вихрях, выступала в 17 и отчасти 18 вв. гл. соперником гравитац. физики Ньютона. Наиболее видным представителем картезианской физики был голландец X. Гюйгенс и его школа. Идеи вихревой теории Декарта, развитые К., были возрождены во 2-й пол. 19 в. Максвеллом и др. учеными при объяснении явлений магнетизма и электричества. Враждебность материалистич. и рационалистич. элементов К. церк. догматике вызвала долголетнюю борьбу церкви против него. В совр. бурж. философии идеалистич. идеи К. используются феноменологией, экзистенциализмом и нек-рыми течениями идеалистич. рационализма.
Лит.:Быховский Б. Э., Философия Декарта, М.–Л., 1940; История философии, т. 2, М., 1941, с. 122–151; Асмус В. Ф., Декарт, М., 1956, гл. 14; История философии, т. 1, М., 1957, с. 382–408; Введенский А. И., Декарт и оккааионализм, Берлин–П.–М., 1922; Saisset É., Descartes, ses précurseurs et ses disciples, P., 1865; Вouillier P., Histoire de la philosophie cartésienne, v. 1–2, P., 1868; Brockdorff C., Descartes und die Fortbildung der kartesianischen Lehre, Münch., 1923; Mouy P., Le développement de la physique cartésienne (1646–1712), P., 1934; Dibon P., Sur l'histoire de la philosophie cartésienne, Groningue, 1955; Descartes et le cartésianisme hollandais, études et documents, Amst., 1951; Τhijssen-Sсhоute C. L., Nederlands cartesianisme, Amst., 1954; Сallot É., Problèmes du cartésianisme, Annecy, 1956.
В. Соколов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

КАРТЕЗИАНСТВО
КАРТЕЗИАНСТВО — учение Декарта (от латинизированной формы его имени — Картезий) и основанное на нем направление в философии и естествознании 17—18 вв. Основу картезианской системы мира составляет последовательный механицизм: правила механики тождественны принципам природы. Это означает, что между машинами, сделанными руками мастеров, и “природными вещами” существует аналогия и как бы лишь количественное различие: “трубки, пружины и иного рода инструменты” {Декарт. Начала философии IV, § 203) в природе более мелкие, чем в технике, и поэтому, будучи невидимыми для глаз, вынуждают наш ум обнаруживать их в ней. Т. о., картезианский механицизм связан с рационализмом и дуализмом Декарта как в онтологии (принцип двух субстанций), так и в учении о познании (достоверность достигается ясными и отчетливыми представлениями ума, а не показаниями внешних чувств). Иными словами, картезианство основывается на “любопытстве ума и близорукости глаз” (Фонтенель).
Картезианство нашло блестящих пропагандистов и талантливых последователей особенно в Голландии и во Франции, в которой оно утвердилось не в университетских кругах (Сорбонна еще в 1671 пыталась убедить парижский парламент запретить преподавание любой философии, кроме аристотелевской), ав светских салонах. Академия наук, образованная в 1666, также была настроена в пользу картезианства, которое ее бессменный секретарь Фонтенель представил в галантной форме светских бесед, отвечающей вкусам эпохи с характерным для нее культом зрелищ вообще и театра в частности. Сам Декарт подчеркивал, что в “театре мира” он любопытствующий, но недоверчивый зритель, так что сущность явлений природы как “представления” понимается в картезианстве как закулисная механика мировой “сцены”, скрытая от глаз зрителя. Явления природы можно объяснить, “не обращаясь ни к чему другому.. кроме движения, величины, фигуры и расположения” частиц материи (Декарт Р. Мир, или трактат о свете.— Соч. в 2 т., т. 1. М., 1989, с. 193). В отличие от атомистического механизма в картезианской системе отсутствует пустота, и протяженная материя мыслится непрерывной и бесконечно делимой. Движения передаются механическими соударениями от тела к телу, причем их последовательность замыкается в круг или “вихрь”. Все виды движения, о которых учил Аристотель, сводятся к перемещению. Среди законов движения, постулируемых в картезианской механике — принцип инерции (“каждая из частиц материи продолжает находиться в одном и том же состоянии до тех пор, пока столкновение с другими частицами не вынудит ее изменить это состояние” — там же, с. 200) и закон сохранения количества движения, гарантом которого выступает Творец вселенной. Картезианская механика природы проста и изящна. Все “машинное” обеспечение “театра мира” скрыто от глаз и недоступно сознанию, если только оно не руководствуется ясным и проницательным умом, у которого для достижения истинного знания имеется четко определенный метод. Основатель картезианства как бы говорит — дайте мне материю, движение с его законами, и я без труда произведу мир как две капли воды похожий на тот, который мы созерцаем. Картезианский разум, понимаемый как “здравомыслие” (bon sens), это — универсальный разум, которым считаются наделенными все люди, “даже турки”, именно потому, что он признается подобным божественному разуму и действующим во всей природе (исключая сверхъестественный мир). Оба разума, человеческий и божественный, описываются в картезианстве с помощью метафоры света — человеческий разум как “естественный свет”, а божественный — как “свет веры”. За пределами истин Откровения, доступных лишь “свету веры”, человеческий разум — абсолютный властелин, способный безусловно подчинить себе всю природу с целью достижения всем человечеством земного блаженства. В этом — суть картезианского проекта, легшего в основу идеологии Просвещения и Французской революции. Характерно, что законы природы не “считываются” с ее явлений разумом, а налагаются им на нее. В разуме они хранятся как “врожденные идеи”, посеянные самим Богом. Сформулированные Декартом рационально ясные аксиомы отстаивались им до конца, даже если эмпирические аргументы и склоняли к сомнению в их правильности. Так, напр., было в случае споров о наличии пустоты в природе. Сам Декарт подсказал Паскалю его знаменитый эксперимент на горе Пюи-де-Дом для проверки гипотезы об атмосферном давлении как альтернативе схоластическому принципу “боязни пустоты”. “Пустота” тогда была обнаружена Паскалем в пространстве над столбиком ртути в трубке, опущенной в сосуд с нею, как это уже ранее было показано Торричелли. Но Декарт и картезианцы продолжали отстаивать принцип непрерывного заполнения пространства материей.
Картезианство представляет собой уникальный синтез традиций и новаторства. Хотя сам Декарт, испытавший нападки как католических, так и протестантских теологов, считал, что схоластику “надо прежде всего уничтожить” (Entretien avec Burman.— Descartes. Oeuvres et Lettres, présentes par A. Bridoux. P., 1953, p. 1398), картезианство в немалой степени базировалось на понятиях схоластической философии, пусть и значительно модифицированных. В еще большей мере, чем у самого Декарта, разрыв со схоластикой произошел у некоторых его последователей и толкователей. Если Декарт, умевший гармонично соединять различные интеллектуальные традиции, удерживал в себе доверие как к “свету веры”, так и к “естественному свету разума”, то уже некоторые его ученики и младшие современники утрачивают эту классическую гармонию. Одни из них подчинят субстанцию мыслящую принципу субстанции протяженной и тем самым сведут декартовский дуализм к материалистическому монизму (ученик Декарта голландский философ и физиолог Де Руа, 1598—1679). Другие философы, испытавшие воздействие картезианства, напротив, будут искать способ перехода от него к объективному идеализму (Лейбниц) и развивать на его основе новый вариант христиански ориентированной метафизики (Мальбранш). В свою очередь, картезианская физика, существенно повлиявшая на физику Ньютона, “этого разрушителя картезианской системы” (Вольтер), в конце концов должна была уступить ей место в естествознании 18 в.
Лит.: Антон Э.йж. Картезианская теория тяжести.— В кн.: У истоков классической науки. М., 1968, с. 35—63; Блэкуэлл Дмс. Законы движения Декарта.— В кн.: Физика на рубеже 17—18 вв. M., 1974, с. 9—30; Каире А. Ньютон и Декарт.— Он же. Очерки истории философской мысли. М-, 1985, с. 204—266; Voltaire. Sur Descartes et Newton.— Idem. Lettres anglaises, présentes etc. par F. Masse, s. 1, p. 83—89; BouillerF. Histoire de la philosophie cartésienne, v. 1—2. P., 1868; BrockdorffC. Descanes und die Fortbildung der kartesianischen Lehre. Munch., 1923; Мочу Р. Le développement de la physique cartésienne (1646—1712). P., 1934; Descartes et le cartésianisme hollandais. Études et documents. P.—Amst., 1950; Dibon P. Sur l'histoire de la philosophie cartésienne. Groningue. 1955; Watson P.A. Downfall of Cartesianism 1673—1712.AStudyofEpistemological Issues in Late 17th Century Cartesianism. The Hague, 1971; Rodis-LewisG. L'oeuvre de Descartes, ν. Ι— 2. P.. 1971.
В. П. Визгин КАРТИНА МИРА — см. Научная картина мира.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. картезианствонаправление в философии и естествознании вв. теоретическим источником которого были идеи французского философа Р. Декарта латинизированное имя Cartesius Картезий отсюда...Большая Советская энциклопедия II
  2. картезианствос. филос. cartesianismo Итальянорусский словарь....Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  3. картезианствос. филос.cartesianismo m...Большой русско-испанский словарь
  4. картезианствосущ. ср. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  5. картезианствонаправление в философии и естествознании вв.теоретическим источником которого были идеи Р. Декарта латинизированноеимя Cartesius Картезий отсюда название. Основа картез...Большой энциклопедический словарь II
  6. картезианствоКАРТЕЗИАНСТВО направление в философии и естествознании вв. теоретическим источником которого были идеи Р. Декарта латинизированное имя Cartesius Картезий отсюда названи...Большой энциклопедический словарь III
  7. картезианствоКАРТЕЗИАНСТВО направление в философии и естествознании вв. теоретическим источником которого были идеи Р. Декарта латинизированное имя Cartesius Картезий отсюда назван...Большой Энциклопедический словарь V
  8. картезианствоКАРТЕЗИАНСТВО а м. cartsien m. Философское учение Декарта и его последователейem. БАС. Идея линейной хронологии всецело современна. Она присуща христианству картезианству...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  9. картезианствоот Картезий Cartesius латинизиров. имени Декарта термин используемый для обозначения учения самого Декарта и учений его последователей как в области философии так и в обл...История философии
  10. картезианствоКАРТЕЗИАНСТВОstrongот Картезий Cartesius латинизиров. имени Декарта термин используемый для обозначения учения самого Декарта и учений его последователей как в области...История философии II
  11. картезианстворелигиознофилософское течение связанное с именем Р.Декарта XVII в. Имело целью достичь благополучия и самоутверждения на земле и блаженства на небе силами автономной мудр...Краткий религиозно-философский словарь
  12. картезианствокорень КАРТЕЗ суффикс И суффикс АН суффикс СТВ окончание О Основа слова КАРТЕЗИАНСТВВычисленный способ образования слова Суффиксальный КАРТЕЗ И АН СТВ О Сло...Морфемный разбор слова по составу
  13. картезианствоНачальная форма Картезианство винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  14. картезианствофилософия приверженцев и продолжателей Декарта латинизированное имя Картезий отсюда название. Исходным пунктом полагает самодостоверность сознания cogito ergo sum мыслю...Начала современного естествознания
  15. картезианствоКАРТЕЗИАНСТВО см. ДЕКАРТ....Новейший философский словарь
  16. картезианствосм. ДЕКАРТ...Новейший философский словарь II
  17. картезианствокартезианство ср. Философское учение Р. Декарта гг. и его последователей....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  18. картезианствофилософия Декарта и его учеников. Под картезианством понимают прежде всего философию Лейбница Спинозы и Малъбранша трех великих картезианцев. Лейбниц развивает картезиан...Новый философский словарь
  19. картезианствокартезианство картезианство а философское направление связанное с именем Декарта...Орфографический словарь
  20. картезианствоu с...Орфографический словарь русского языка
  21. картезианствокартезианство картезианства картезианства картезианств картезианству картезианствам картезианство картезианства картезианством картезианствами картезианстве картезианства...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  22. картезианствоОрфографическая запись слова картезианство Ударение в слове картезианство Деление слова на слоги перенос слова картезианство Фонетическая транскрипция слова картезианство...Полный фонетический разбор слов
  23. картезианствокартезианство а философское направление связанное с именем Декартаem...Русский орфографический словарь
  24. картезианствоСр мн. нет fls. kartezianlq XVII srd Fransada idealizm il materializmi birldirmy alan Dekart flsfi nzriyysi....Русско-азербайджанский словарь
  25. картезианствоКартэзянства...Русско-белорусский словарь
  26. картезианствофилос.i картэзянства ср.i...Русско-белорусский словарь II
  27. картезианствокартезианшылды...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  28. картезианствос флсu cartesianismo m...Русско-португальский словарь
  29. картезианствоKartesianism...Русско-эстонский словарь
  30. картезианствофилософия Декарта и его учеников. Под картезианством понимают прежде всего философию Лейбница Спинозы и Малъбранша трех великих картезианцев. Лейбниц развивает картезиан...Сверхкраткий философский словарь
  31. картезианствоКАРТЕЗИАНИЗМ КАРТЕЗИАНСТВО учение философа Декарта. Полный словарь иностранных слов вошедших в употребление в русском языке. Попов М. картезианство carteslus латинизиров...Словарь иностранных слов русского языка
  32. картезианствоКАРТЕЗИАНСТВО а ср.iДуалистическая философия Картезия.Картезианство мнfontния философа Картезия. ФРЛsup I ....Словарь русского языка XVIII в
  33. картезианствонаправление в философии и естествознании вв. теоретич. источником крого были идеи Декарта латинизиров. имя Cartesius Картезий отсюда назв. Ортодоксальное К. характеризуе...Советский философский словарь
  34. картезианствоКАРТЕЗИАНСТВО направление в философии и естествознании вв. теоретическим источником которого были идеи Р. Декарта латинизированное имя Cartesius Картезий отсюда назва...Современная энциклопедия
  35. картезианствоКАРТЕЗИАНСТВО направление в философии и естествознании вв. теоретическим источником которого были идеи Р. Декарта латинизированное имя Cartesius Картезий отсюда названи...Современный энциклопедический словарь
  36. картезианствонаправление в философии и естествознании XVIIXVIII вв. в основе которого лежит учение Декарта. Исходным пунктом его является последовательный дуализм тела и души и рацион...Тематический философский словарь
  37. картезианствокартезианство [carteslus...Толковый словарь иностранных слов
  38. картезианствоКАРТЕЗИАНСТВО ср. Философское учение Р. Декарта гг. и его последователей....Толковый словарь русского языка
  39. картезианствоУдарение в слове картезианствоУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове картезианство...Ударение и правописание
  40. картезианствоучение Декарта и направление в философии и естествознании вв. развивавшее его идеи. Получило название от латинизир. имени Декарта Cartesius Картезий. Наличие в философи...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  41. картезианствофилософия приверженцев и продолжателей Декарта. Исходным пунктом полагает самодостоверность сознания cogito ergo sum а также последовательный дуализм тела и души и рацион...Философский энциклопедический словарь II
  42. картезианствофилософия приверженцев и продолжателей Декарта. Исходным пунктом полагает самодостоверность сознания cogito ergo sum а также последовательный дуализм тела и души и рацион...Философский энциклопедический словарь
  43. картезианствокартезианство картезианства картезианства картезианств картезианству картезианствам картезианство картезианства картезианством картезианствами картезианстве картезианства...Формы слова
  44. картезианствоВерстка Верстатка Верстак Верста Веронка Вероника Верона Верно Верна Верка Верист Вера Вента Вено Венка Веник Вена Вектор Веко Век Везти Везир Ватт Ватник Ватка Ватин Ват...Электронный словарь анаграмм русского языка
  45. картезианствоКартезианство так наз. направление в истории философии считающее Декарта своим родоначальником см. Представителями К. были Ренерий в Утрехте Рей Гейдан отчасти Гереборд ...Энциклопедический словарь
  46. картезианствоКАРТЕЗИАНСТВО направление в философии и естествознании вв. теоретическим источником которого были идеи Р. Декарта латинизированное имя Cartesius Картезий отсюда назван...Энциклопедический словарь естествознания
  47. картезианствотак наз. направление в истории философии считающее Декарта своим родоначальником см. Представителями К. были Ренерий в Утрехте Рей Гейдан отчасти Гереборд в Лейдене и др....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  48. картезианствоКАРТЕЗИАНСТВО от Картезий Cartesius латинизиров. имени Декарта термин используемый для обозначения учения самого Декарта и учений его последователей как в области фило...Энциклопедия История философии