Философская энциклопедия

КАЛАМ

КАЛАМ
(араб. — речь, беседа) — термин, который в средневековой мусульманской литературе имел три главных значения: слово Божье (в смысле «логоса» Филона Александрийского, христиан и неоплатоников); способ рассуждения, основанный на разуме (логика или диалектика); «спекулятивная теология» (илм ал-калам). Именно вместе с К. возникла в исламе концепция атрибутов Бога, коррелирующая с проблемами единобожия, свободы воли, судьбы грешников в потустороннем мире и т.п., основывавшихся на аналогии (кыяс). К. как способ рассуждения можно сравнить с филос. доводами в защиту догматов ислама. К. как «спекулятивная теология» — одно из направлений арабо-мусульманской философии, сложившееся в нач. 9 в. и опиравшееся на силлогизм и аналогию, в основе которых лежали филос. положения, а не следование религиозным авторитетам (таклид). В целом представители К. — мутакаллимы подвергались резкой критике со стороны догматиков-традиционалистов (салафитов): ханбалитов, которые, отвергая антропоморфизм, отказывались обсуждать антропоморфистские стихи Корана; хашвитов (антропоморфистов), которые отказывались обсуждать стихи, запрещавшие антропоморфическое представление о Боге.В историко-философском плане К. можно рассматривать как третью попытку философизации Священного Писания после Филона Александрийского и представителей патристики. Можно выделить шесть основных проблем, применительно к которым мутакаллимы давали трактовку Корана в терминах философии. 1. Проблема атрибутов Аллаха. Начало разработки данной проблемы в К. было положено спорами между мусульманами и христианами относительно Троицы вскоре после завоевания арабами Сирии (635). С развитием К. вера в реальное существование нетелесных атрибутов Бога была принята большинством религиозных авторитетов, но отвергалась теми мутазилитами, которые утверждали абсолютную единосущность Бога, отрицая в нем всякую множественность и реальность приписываемых ему атрибутов и считая, что они лишь обозначают его имена. 2. Дилемма извечности и сотворения Корана. Одни мутакаллимы утверждали, что Коран является воплощением слова Божия и поэтому обладает и божественной, и земной природой, а др. считали, что Коран — это не более как выражение предшествующего слова Божия или подражание ему. 3. Проблема сотворения мира. Концепцию творения ex nihilo (из ничего) в явной форме нельзя найти в мусульманском писании. Одни мутакаллимы трактовали творение мира «из не-сущего», т.е. из ничто, а другие (мутазилиты) рассматривали «не-сущее» как нечто реальное и, т.о., утверждали, что мир был сотворен из некой предшествующей материи. 4. Проблема атомарной структуры мира. Др.-греч. атомистика была воспринята мутакаллимами для опровержения вечности мира и наличия в нем причинно-следственных связей. 5. Проблема причинности.
Некоторые мутакаллимы отрицали объективную причинно-следственную связь между явлениями, считая, что регулярная последовательность событий есть не что иное, как результат таких действий Бога, которые в человеческом мире называются обычаем. 6. Проблема свободной воли и предопределения. Мутакаллимы толковали проблему человеческой воли по-разному: одни считали, что Бог наделил человека свободой воли с самого рождения и поэтому человек несет ответственность за свои поступки, другие же утверждали, что Бог наделяет человека перед каждым его действием соответствующей силой (концепция «касб» — «приобретение»). В К. принято выделять три этапа: ранний К. — мутазилизм (9 в.); поздний К. — ашаризм (10—12 вв.); сближение К. с философией восточного перипатетизма (13—15 вв.).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

КАЛАМ
(араб., букв.— речь, беседа), общее обозначениемусульм.схоластич. теологии. В развитии К. можно выделить три этапа: ранний, домутазюгатский(кон.7 —нач.8вв.); период мутазилитов(кон.8 —сер.10вв.); классич. период(10—12вв.). К. раннего периода близок его буквальному значению диалога с противником, особенно с последователями христианства и иудаизма, причисляемых исламом к «людям Писания»(ахль аль китаб). Воздействие подобных контактов на развитие К. можно усмотреть из «Спора христианина и сарацина» Иоанна Дамаскина: в этомсоч.фатализму раннего К. противопоставленхрист.принцип свободы воли. По мере усложнения взаимоотношений между религ.-политич. группировками в исламе(мурд-жииты, хариджиты, шииты)определение ортодоксальных позиций значительно затруднилось. В период возникновения К.гл.объектами споров были вопросы о больших и малых грехах, о предопределении(кадар). Произошло разделение на джабаритов, сторонников предопределения, и кадаритов, склонных признавать определ. свободу действия человека.
В основе К. мутазилитов лежал дух сомнения: «Когда спорят учёные, то правы обе стороны». Мутазилиты расширили круг обсуждаемых в К. проблем, включив в него вопросы о первом творении, о единстве бога(таухид)и его атрибутах(сифат), развили учение об атомах и о «присвоении»(касб).
Идейными основоположниками ортодоксального К. явились Ашари и Матуриди(ум.944). По словам одного из современников, «мутазилиты некогда высоко держали голову, но их царство кончилось, когда бог послал Ашари». Ашари, который первоначально был мутази-литом, защищал ортодоксальные воззрения ислама доводами, введёнными в оборот мутазилитами, и называл своё учение «средним направлением»(мазхаб аусат), отвергая всякие «крайности»(фатализм джабаритов, волюнтаризм мутазилитов ит.п.). Наиболее известными последователями Ашари были альБакиллани(ум.1013), Газали, аль-Джувайни(ум.1085). Учение Матуриди принципиально мало отличалось от учения Ашари(знатоки насчитывалиок.полутора десятков формальных различий между ними); они получили распространение в разных областях халифата.
Окончат. оформление К. относится ксер.11в.: в1041халиф аль-Кадир издал указ с изложением канонич. символа веры, запретив спорить о взглядах, отклоняющихся от него. Последние излагались последователями К.— мутакаллималп в соответствии с прин-ципом «била кайфа»(«не спрашивай как»). В то же время наличие различных школ и постоянные к?нтакты с представителями христианства, иудаизма идр.ве роучений способствовали развитию сравнит. теологии в рамках К. [труды по истории других религий и му-сульм. ересей Абу Майсура аль-Багдади(ум.1031), Ибн Хазма(ум.1064), аш-Шахрастани(ум.Ибн Таймиййа (ум.1328)и др.].
Усвоение каламом в 10—12 вв.— в эпоху расцветаараб.философии — неоплатонич. онтологии и аристо-телевской силлогистики сопровождалось в то же время выработкой отрицат. отношения к философии в целом нашедшего своё законченное выражение всоч.Газали. К. отверг прежде всего представления о вечности мира и смертности души в аристотелизме и саму традицию независимого комментированияантич.философов.
После периода общего упадка, связанного с монг. нашествием(сер.13 —кон. 14вв.), происходит извест-ное возрождение и консервация формальных мыслит. схем классич. К. Поздний К.(15в.)развивается в русле мистики суфизма(исфаханская школа идр.течения шиитского К.).
Wolfson H. ?., The philosophy of the Kalam, Camb/(Mass.)— L.,1076;
см. такжелит.к ст. Ислам.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

КАЛА́М
(араб., букв. – слово, речь) – мусульм. схоластич. богословие, спекулятивная догматика. Возник во 2-й пол. 8 в. в среде мутазилитов. Однако основоположником К. считается Ашари, живший в конце 9 – нач. 10 вв. Представители К. – мусульм. богословы мутакаллимы – разрабатывали в своих соч. нек-рые вопросы онтологии, исходя из осн. догмата ислама – единства бога-аллаха. Предметами умозрит. рассуждений и схоластич. хитросплетений мутакаллимов являлись также догматы об атрибутах аллаха, об отношении аллаха к миру и человеку, о предопределении, о несотворенном Коране, якобы содержащем божеств. откровение, о сотворении мира и о конце мира, о страшном суде, о посланничестве пророка Мухаммеда и т.п. Развитие К. завершилось в соч. мутакаллима Бакыллани (ум. 1013). От мутазилитов К. воспринял своеобразную атомистич. систему, имевшую только нек-рое внешнее сходство с филос. системой Демокрита. См. лит. к ст. Ислам.
Е. Беляев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

КАЛАМ
КАЛАМ (от араб. калам, букв. — речь, рассуждение, спор) — одно из основных направлений арабо-мусульманской философии, в рамках которого разрабатывалась спекулятивная теология ислама. В средневековой мусульманской литературе под каламом (или “'илм ал-калам”, наука калама) подразумевалось творчество представителей калама, а также теология вообще. Теологическая и собственно философская (логико-эпистемологнческая и натурфилософская) проблематика калама сформировалась в 8—9 вв., гл.обр. втворчествемутазилитов. С Ив. преобладающей школой в каламе становится ашаризм, со временем превратившийся в ведущее течение религиозной мысли суннитского ислама. В плане философской эволюции выделяют калам “традиционный”, развивавшийся независимо от арабоязычного перипатетизма (до 12 в.) и калам “перипатетизирующий” (с 13 в.).
В центре теологии калама стояли вопросы об атрибутах Бога (их характере, совечности и сопричастности Его сущности); об извечности Корана (как Слова Божьего) или его сотворенности во времени; о божественном предопределении и человеческой инициативе. Мусульманское Священное Писание — Коран, хотя и подчеркивает абсолютную инаковость Бога (“нет ничего, подобного Ему”), одновременно содержит множество выражений, допускающих антропоморфное толкование (Божий “лик”, “око”, “длань”, “восшествие на Престол” и др.). Подобные описания встречаются также в хадисах — речениях Пророка Мухаммада (создание Адама “по образу” Бога, Божьи “пальцы”, “нога” и т. п.). В 7—8 вв. возникли различные догматические группы, представлявшие Бога в человекоподобном образе и известные как мушаббихиты-антропоморфисты, муджассимиты-корпоралисты и хашавиты-буквалисты (позже эту тенденцию представляли, прежде всего, крайние шииты, захириты и ханбалиты). Ряд теологов, среди которых был Малик Ибн Анас (основатель и эпоним одной из четырех школ мусульманского права — маликизма; ум. 795), отстаивали правомерность антропоморфных описаний в Коране и хадисах, одновременно отказываясь рассуждать об их точном смысле (от их установки — не спрашивай “как?”, била кайф — они получили наименование “балакнфа”).
С решительным отрицанием антропоморфизма выступали джахмиты (последователи Д. Ибн Сафвана) и вслед за ними мутазилиты (“обособившиеся”, “отделившиеся”), образовавшие первую крупную школу калама.
МУТАЗИЛИТЫ. По преданию, мутазилизм возник в г. Басра (Ирак) в начале 8 в., когда от кружка ал-Хасана ал-Басрй обособились его ученики — Васил Ибн 'Ата и 'Амр Ибн 'Убайд (отсюда наименование му'тазила — обособившиеся). В 9—10 вв., наряду с басрийской школой мутазилизма (Му'аммар Ибн 'Аббад, ал-'Аллаф, ан-Науут, ал-Джахиз, Абу 'Алй алДжубба'й и его сын Абу Хашим), существовала и багдадская (Бишр Ибн ал-Му'тамир, Сумама Ибн ал-Ашрас, ал-Мурдар, ал-Хаййат, ал-Ка'бй). Золотой век мутазилизма приходится на первую половину 9 в., когда он пользовался поддержкой аббасидских халифов. Вскоре, однако, его приверженцев стали подвергать гонениям, и их идеологические позиции в государстве были сильно подорваны. Мутазилиты вновь появились на политической арене в правление Бундов (945—1055), при которых процветала мутазилитская школа 'Абд ал-Джаббара (ум. 1025). В 12—13 вв. идеи мутазилизма получили распространение в Хорезме, где их придерживался видный толкователь Корана аз-Замахшари (ум. 1144). Мутазилитские теологические принципы нашли отражение в шиитских кругах, особенно в зайдитских.
Настаивая на трансцендентности Бога, мутазилиты рассматривали антропоморфные выражения в Коране как метафоры и идиомы (“око” — знание; “длань” — могущество и т. п.), а хадисы, не поддающиеся аллегорическому толкованию, они отвергали как неподлинные. Единство Божье (араб. таухйд), по мутазилитам, исключает также реальность и извечность божественных атрибутов как неких ипостасей, отличных от божественной Сущности. Бог знает, но сам по себе, а не через атрибут “знание”. В этом смысле извечными мутазилиты признают некоторые “субстанциальные” атрибуты — жизнь, знание, могущество. Другие же “оперативные” атрибуты (напр., “творец”, “питающий”), к которым они причисляли также “волю”, “слух” и “речь”, они считали “сотворенными”, возникшими во времени. Отсюда следует сотворенность Корана — общая для мутазилитов и джахмитов доктрина, отвергнутая большинством богословов.
Вторым фундаментальным принципом мутазилизма является учение о свободе воли. В самом Коране вопрос о соотношении божественного детерминизма и человеческой инициативы трактуется неоднозначно. В ряде аятов говорится о Божьем предопределении (предначертании) всех событий в мире, но многочисленны и те аяты, в которых человеку предоставляется свобода выбора и в которых подчеркивается строгое соответствие божественного воздаяния собственным деяниям людей. В хадисах же Божье предопределение предстает как один из основополагающих догматов ислама. Крайней формой детерминизма стал джабризм-фатализм, который признает Бога единственным подлинным творцом (действователем) в мире, включая сферу человеческих деяний. Среди его приверженцев были как лояльные омейядским халифам богословы (ссылкой на Божье предопределение оправдывавшие их произвол), так и оппозиционные им джахмиты.
В противоположность джабритам мугазилиты объявляли человека творцом своих действий: без свободы выбора нет ответственности, и Божье воздаяние было бы несправедливым. В трактовке мутазилитов Божья справедливость предполагает также, что Бог способен создать только “наилучшее” для тварей, что Он обязан осуществить Свое обещание праведным и соответственно Свою угрозу нечестивым.
Мугазилиты обосновывали гносеологические принципы, которые стали характерными для всего калама и служили причинами нападок на него со стороны догматиков-традиционалистов, особенно захиритов и ханбалитов. Это — примат разума над верой; необходимость аллегорического толкования противоречащих разуму ревелятивных (богооткровенных) данных; отрицание таклйда (некритического следования авторитетам) и всяких убеждений, принятие которых не предваряется сомнением в их истинности. Мугазилитский рационализм проявляется и в этике — в учении об автономий моральных ценностей и принципов. “Прекрасное” (добро) и “безобразное” (зло) суть имманентные явлениям характеристики, а не произвольные божественные установления, поэтому разум способен постигать их до Откровения и независимо от него. Однако это не означает, что Откровение излишне. Оно призвано помогать человеку, который в случае конфликта между добром и злом часто делает неправильный выбор, вопреки своему разумному суждению. Кроме того, религиозно-культовые предписания (напр., о молитве и посте) могут быть познаны только через Откровение. Бог поэтому обязан явить людям пророков, иначе Его милость к ним не была бы полной.
В тесной связи с теологическими темами мугазилиты разрабатывали вопросы онтологического и натурфилософского характера. Природный мир они осмысливали в категориях “субстанция” и “акциденция”, обозначающих соответственно тело (атом) и его количественно-качественные свойства. Некоторые мугазилиты развивали учение о постоянном обновлении акциденции, которое стало доминирующим на аширитском этапе развития калама. Из становления (худус) акциденций во времени мугазилиты, и вообще мутакаллимы (учителя калама), выводят становление всех тел в мире (тело неотделимо от акциденции, а неотделимое от становящегося само есть нечто становящееся), а из становления мира — существование “становителя” (мухдис) — Бога.
Мутазилиты ввели в арабо-мусульманскую философию различение сущности (эссенции) и существования (экзистенции), впоследствии воспринятое арабоязычными перипатетиками, а через них и философами европейского Средневековья. Божественное творение они сводили к наделению существованием сущностей, доселе пребывавших “в состоянии небытия”. В мутазилитском (а потом ашаритском) каламе нашла свое продолжение античная атомистическая традиция, почти забытая на христианском Западе. Мутакаллимы развивали финитистские концепции материи, движения, пространства и времени (см. Атомизм), во многом способствовавшие возрождению и развитию атомистики в Европе. Рационалистические установки и ряд теолого-философских построений мутазилизма стали достоянием ашаризма, который после 10 в. сменил мутазилизм в качестве ведущей школы калама.
АШАРИТЫ. Ашаризм, основанный выходцем из мутазилитской среды ал-Aui'apuv. развитый ал-Бакилланй (ум. 1013), а также ал-Джувайнй (ум. 1085), складывался как “срединный путь” между системой мутазилитов и доктриной традиционалистов. Наделяя Бога семью положительными “субстанциальными” атрибутами (знанием, могуществом, жизнью, волей, речью, зрением и слухом) и объявляя их извечными (в противоположность “оперативным” атрибутам), ашариты одновременно считали такие атрибуты не тождественными божественной сущности и не отличными от нее. Признавая извечность Корана со стороны смысла, они вместе с тем учили о его сотворенности в отношении словесного выражения. Решая проблему моральной ответственности, ал-Аш'арй выдвинул концепцию “касб” (приобретение), согласно которой действия “творятся” Богом, но “приобретаются” человеком, обладающим свободным выбором. В отличие от мутазилитов, ашариты не были склонны к ограничению божественной воли императивами человеческого разума. Не разделяли они также этический объективизм своих предшественников, полагая, что “прекрасное” и “безобразное” не являются естественными характеристиками человеческих действий, а определяются Божьими предписаниями, данными в Откровении, через пророков. Для ашаритской онтологии и натурфилософии в целом характерно учение о контингентности всех вещей и явлений во Вселенной, отрицание их естественной детерминированности. Закономерный же характер происходящих в мире процессов объясняется “обычаем”, который введен Богом и не нарушается им.
Наряду с ашаризмом, находившим сторонников прежде всего среди представителей шафиитского толка мусульманского права, существовала школа матуридитов — последователей алМатуриди, чье учение распространялось преимущественно среди ханафитов Мавераннахра (Средняя Азия). Матуридитская теология в целом близка ашаритской, но в некоторых пунктах примыкает к мутазилитской (в частности, в вопросе об этических потенциях разума). С 12 в. начинается сближение калама с арабоязычным перипатетизмом школы Ибн Си Ην, которое было подготовлено ал-Уазали, аш-Шахрастаня и Фахр ад-Дйном ар-Разин которое завершилось слиянием этих двух направлений в творчестве ал-Байдавй (ум. 1286), алИджйт ат-Тафтазани. Дальнейшее развитие калама происходило гл. обр. в форме комментирования энциклопедических трудов этих мыслителей, представлявших своего рода “суммы” калама. О шиитском каламе см. в ст. Шиизм.
Лит.: Ан-Нашшар А. С. Наш'ат ал-фикр ал-фалсафй фй ал-ислам, ч. 1—3. Каир, 1977; Бадави А. Мазахиб ал-исламийийн, ч. 1. Бейрут, 1979; Huff M The Formative Period of Islamic Thought. Edinburgh, 1973; Wolfson H.A. The Philosophy of the Kalam. Cambr. (Mass.)-L., 1976; Frank R. M. Beings and Their Attributes. Albany (N. Y.), 1978; Gimaret D. Théories de l'acte humain en théologie musulmane. P., 1980; Gardet L.,Anawati M.-M. Introduction à la théologie musulmane. P., 1981; Dav/dson H. A. Proofs for Eternity, Creation and the Existence of God in Medieval Islamic and Jewish Philosophy. N.Y.-Oxf., 1987; Ibrahim T., SagadeevA. Classical Islamic Philosophy. M., 1990.
Т. Ибрагим

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
инструмент, палочка, перо, схоластика


  1. каламмалка...Анаграммы
  2. каламараб. букв. слово речь мусульм. схоластич. богословие основателем крого считается АльАшари ок. . Предметом своих умозрит. рассуждений и сочинений приобретших значение до...Атеистический словарь
  3. каламараб. букв. слово речь мусульм. схоластич. богословие основателем крого считается АльАшари ок. . Предметом своих умозрит. рассуждений и сочинений приобретших значение д...Атеистический словарь II
  4. каламихт....Большой русско-английский словарь биологических терминов
  5. каламКАЛАМ см. Перо....Большой энциклопедический словарь III
  6. каламКАЛАМ араб. речь слово течение в мусульманском богословии. Возникло в вв. в неортодоксальной форме среди мутазилитов в вв. адаптировано к суннитскому правоверию ашари...Большой Энциклопедический словарь V
  7. каламКАЛАМ см. Перо....Большой Энциклопедический словарь V
  8. каламу ч.i Мусульманське схоластичне богословя....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  9. калам. мусульм. богословие возникшее в вв. . тростниковое перо широко распростр. среди народов пользовавш. араб. алфавитом наиболее ранние сведения о К. в письмен. источ. о...Древний мир. Энциклопедический словарь
  10. каламтермин арабомусульманской философии означающий логическое рассуждение по поводу догматов ислама в противовес толкованию основанному на религиозном авторитете. По сути дел...Евразийская мудрость от А до Я
  11. каламнаука о личностных и атрибутивных качествах Аллаха сущности пророчества о начале и конце бытия в соответствии с положениями Ислама. В широком смысле каламом называют любы...Ислам. Энциклопедический словарь
  12. калам. то же что калем калам шилтесм. шилтеII . перен. предначертание свыше судьба....Киргизско-русский словарь
  13. каламкорень КАЛ окончание АМ Основа слова КАЛВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой КАЛ АМ Слово Калам содержит следующие морфемы или части прис...Морфемный разбор слова по составу
  14. каламНачальная форма Калам винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  15. каламкалам калам а...Орфографический словарь
  16. каламu мu мн.u каламы Р.u каламов инструмент палочка перо схоластика...Орфографический словарь русского языка
  17. каламараб. речь слово течение в мусульманском богословии. Возникло в вв. в неортодоксальной форме среди мутазилитов в вв. адаптировано к суннитскому правоверию ашаритами и м...Политическая наука - Словарь-справочник
  18. каламКалам араб.em речь слово течение в мусульманском богословии. Возникло в вв. в неортодоксальной форме среди мутазилитов в вв. адаптировано к суннитскому правоверию ашари...Политология. Словарь.
  19. каламкалам каламы калама каламов каламу каламам калам каламы каламом каламами каламе каламах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  20. каламОрфографическая запись слова калам Ударение в слове калам Деление слова на слоги перенос слова калам Фонетическая транскрипция слова калам [клам] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  21. каламСистема теоретического исламского богословия. Сформировалась в X веке.Источник Религиозный словарь Синонимы инструмент палочка перо схоластика...Религиозные термины
  22. каламкалам аСинонимы инструмент палочка перо схоластика...Русский орфографический словарь
  23. каламалам...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  24. каламкалам...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  25. каламкалам во всех значенияхem Синонимы инструмент палочка перо схоластика...Русское словесное ударение
  26. каламКАЛАМ греч. kalamos тростник. Тростниковая палочка служащая на востоке вместо пера. См. calamus Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ...Словарь иностранных слов русского языка
  27. каламмусульманское схоластическое богословие основателем которого считается АльАшари около гг. В К. предписывается слепо подчиняться авторитетам не задавать вопросов и не дел...Словарь исторических терминов
  28. каламкалам схоластика перо палочка Словарь русских синонимов. калам сущ. колво синонимов инструмент палочка перо схоластика Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Сино...Словарь синонимов II
  29. каламкалам схоластика перо палочка...Словарь синонимов
  30. каламараб. гр. тростина очеретяна паличка яку у народв Сходу здавна застосовували замсть пера для письма....Словник іншомовних слів
  31. каламкалам араб. вд грец. тростина очеретяна паличка яку у народв Сходу здавна застосовували замсть пера для письма....Словник іншомовних слів Мельничука
  32. каламКАЛАМ а ч.Загострена очеретина якою писали в мусульманських кранах. [Роксолана] калам дописала внизу Я хотла сховатися вд сонця в затнку золото хмари але холодний втер вд...Словник української мови у 20 томах
  33. каламсм. в ст. Ислам.Синонимы инструмент палочка перо схоластика...Советская историческая энциклопедия
  34. каламараб. букв.речь беседа общее обозначение мусульм. схоластич. теологии. В развитии К. можно выделить три этапа ранний домутазюгатский кон. нач. вв. период мутазилитов ко...Советский философский словарь
  35. каламКАЛАМ см. Перо....Современный энциклопедический словарь
  36. каламКАЛАМ араб . речь слово течение в мусульманском богословии. Возникло в вв. в неортодоксальной форме среди мутазилитов в вв. адаптировано к суннитскому правоверию ашари...Современный энциклопедический словарь
  37. каламКАЛАМ Calame Александр швейцарский живописец. Романтические величественные горные пейзажи Гроза на Хандеке ....Современный энциклопедический словарь
  38. каламот лат.u calamus трубка. strong Инструмент для письма в Раннем Средневековье палочка из стебля тростника со срезанным наискось заостренным и расщепленным концом самый лу...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  39. каламкалам [ар. lt гр. kalamos тростник] тростниковая палочка применяемая на востоке вместо пера для письма....Толковый словарь иностранных слов
  40. каламу ч. Мусульманське схоластичне богословя....Толковый словарь украинского языка
  41. каламУдарение в слове каламУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове калам...Ударение и правописание
  42. каламараб. букв. слово речь мусульм. схоластич. богословие спекулятивная догматика. Возник во й пол. в. в среде мутазилитов. Однако основоположником К. считается Ашари живш...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  43. каламкалам каламы калама каламов каламу каламам калам каламы каламом каламами каламе каламах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы инструмен...Формы слова
  44. каламКалам араб. от греч. kalamos тростник тростниковое перо. С древности служило для письма для разных видов которого у народов средневекового Востока существовали различные...Художественная энциклопедия
  45. каламКама Лак Лама Мак Малка Калам Кал Алма Акм Мка...Электронный словарь анаграмм русского языка
  46. каламКАЛАМ см. Перо....Энциклопедический словарь естествознания
  47. каламКАЛАМараб. калм речь первое направление арабомусульманской теоретической рефлексии начало которому было положено сразу после зарождения ислама и которое сформировалось в...Энциклопедия Кольера II