Философская энциклопедия

КАВЕЛИН

КАВЕЛИН
Константин Дмитриевич [4(16).11.1818, Петербург,—3(15).5.1885, там же],рус.правовед, историк, философ, публицист. По социально-политич. воззрениям К.— дворянский либерал, выступал за отмену крепостного права и освобождение крестьян с землёй за выкуп. К.— сторонник сохранения России какагр.страны с умеренно развитойгор.пром-стью и торговлей, самодержавным политич. строем, основанным на законах. Дворянство, по К., должно быть открытым для всех, но оставаться «высшим сословием» общества. Он высказывался за создание сильного, «в высшей степени консервативного мужицкого сословия», усматривая в праве личной собственности и личном «начале» условие социально-экономич. прогресса и одновременно защищая сел. общину. К. известен как умеренный «западник» и критик славянофильства, признающий, что Россия вступила на путь «общечеловеч. цивилизации», и вместе с тем как противник «псевдоевропеизма», отождествления «общечеловеческого» с «западноевропейским», как поборник развитиянац.самосознаниярус.народа.
Компромиссный характер носят идр.стороны мировоззрения К. По мнению К., науку можно согласовать с религией. Роль науки он видел в доведении до всеобщности человеч. психич. состояний. Психологию как «положит. науку о человеч. душе» он считал ключом ко всем областям знания, в том числе философии, центром, вокруг которого располагаются науки, изучающие человека. По К., познание ограничивается миром явлений(в этом К.как сторонник феноменологизма и агностицизма согласен с Кантом и позитивистами). «Мир психический» и «мир физический», по К., самостоятельны, равноправны, хотя и взаимосвязаны. С этих позиций К. отвергалфилос.«метафизику», критиковал Гегеля(в то же время позитивно оценивая некоторые его диалек-тич. идеи), Шопенгауэра, Э. Гартмана, Вл. Соловьёва идр.идеалистов, а также материалистич. системы и материалистически толкуемый позитивизм. Вместе с тем его критика «отвлечённого идеализма» доходила иногда до признания зависимости психического от материального, что давало основание(Ю. Ф. Самарину, в частности)обвинять его в уступках материализму, тогда как материалисты(Сеченов)видели в нём реставратора увядающего идеализма.
К.— один из основателейгос.школы в историографии России, усматривавшей существо росс. историч. процесса в создании и упрочении государства. Согласно К., до 18в.Россия и Зап.Европа развивались путями, противоположными по форме, но тождественными по цели, задачам, стремлениям. Закон историч. развитиярус.общества он видел в постепенном образовании и упрочении «начала личности» и соответственно в постепенном упадке патриархального, родового строя, в исчерпании исключительнонац.элементов и сближении России с Зап. Европой. К. признавал только постепенный прогресс в истории, движущими силами которого выступают двагл.фактора: складывающееся на основании различных интересов групп людей «положение вещей» и «обществ. нравы» обладающих свободной волей людей. К. отвергал роль отвлечённых идей иреволюц.действий.
В 40-хгг.К. был близок Белинскому, который высоко ценил некоторые его филос.историч. идеи, в 60-хгг.он стал символом либерального пресмыкательства перед самодержавием и отступничества от идеалов освободит. движения.
Собр.соч.,т.1—4,СПБ,1897— 1900.
Ленин В. И.,ПСС, т, 5,с.31—33;т.20,с.165;т.21,с.259—60;т.22,с.84; Г. К., как психолог, «Отеч. зап.»,1872, ?? 8, 10, 11; Т p о и ц к и и М., К. Д. К.(Страница из истории философии в России), «Рус. мысль»,1885,кн.11; Г о л ь ц е в В., Нравств. идеи К. Д. К., там же,1892,кн.6; К о p с а к о в Д., К. Д. К. Очерк жизни и деятельности,СПБ,1898; История философии,т.4, М-,1959,с.75—76; История философии в СССР,т.3, М.,1968,с.393—406; Галактионов ?. ?., Н и-к а н д p о в П. Ф., Рус. философия 11 —19вв., Л.,1970,с.368— 371; Кантор В. К., Рус. эстетика 2-йпол.19 столетия и обществ. борьба, M.,1978,гл.3.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

КАВЕЛИН
КАВЕЛИНКонстантин Дмитриевич (род. 4 нояб. 1818, Петербург – ум. 3 мая 1885, там же) – рус. философ, историк, правовед. Симпатизировал Герцену, когда выступал за отмену крепостного права и освобождение крестьян с землей, но затем порвал с ним. Полагал, что философия должна стать наукой о человеческой душе, заниматься не абстрактными общими понятиями, а стремиться к конкретному знанию индивидуальной души. Ставил себе целью углубление христ. этики, и поэтому привлекал психологию к объяснению нравственного и духовного мира человека. Психологию он вообще считал ключом ко всем областям знания, в т. ч. философии, хотя и разделял «мир психический» и «мир физический». Ратовал за культурное сближение с Западной Европой, оставаясь поборником развития национального самосознания рус. народа. Осн. работы: «Задача психологии», 1872; «Задачи этики», 1885; Собр. соч. (т. 1-4), 1897-1900.

Философский энциклопедический словарь.2010.

КАВЕ́ЛИН
Константин Дмитриевич (4 ноября 1818 – 3 мая 1885) – рус. бурж.-либеральный публицист, историк и философ-позитивист. Род. в дворянской семье. Учась в Моск. ун-те (1835–39), слушал лекции Редкина и Н. И. Крылова. Адъюнкт Московского (1844–48) и проф. Петербургского (1857–1861) ун-тов.
В 40-х гг. – участник моск. кружка Грановского; был близко знаком с Белинским, Герценом, выступал как историк-идеалист, сводивший прогресс к нравств. эволюции личности. В 60-е гг. К. переходит на позиции позитивизма, агностицизма, резко критикует материализм. Проблематику философии К. сводит в это время к психологии и этике. В психологии К. пытается установить существенные различия между физическим и психическим, доказать непознаваемость первого и самостоятельность второго, наличие свободы воли; он отстаивает индетерминизм психич. деятельности ("Задача психологии", 1872). В этике К. провозгласил христ. мораль завершением нравств. развития человечества, а христ. любовь к ближнему – высшим нравств. законом ("Задачи этики", 1885). Идеалистич. домыслы К.-психолога были подвергнуты критике Сеченовым (И. М. Сеченов, Кому и как разработывать психологию? и др., в его кн.: Избр. филос. и психологич. произв., М., 1947). С др. стороны, К. подвергся нападкам славянофила Самарина, критиковавшим его "справа" (Ю. Ф. Самарин, Разбор сочинения К. Д. Кавелина "Задачи психологии", Соч., т. 6, М., 1887).
Один из основателей т.н. историко-юридич., гос. школы, К. придерживался идеалистич. схемы в понимании рус. историч. процесса, рассматривая его, подобно Чичерину, как мирную эволюцию от родовых или семейных отношений к вотчинным, а затем и к государственным ("Взгляд на юридический быт древней России", 1847; "Мысли и заметки о русской истории", 1866). Нар. массы третировались К. как неразвившиеся слои человеч. общества, неспособные к самостоят. историч. творчеству, как сила, враждебная обществ. прогрессу. Законы обществ. развития, но К., аналогичны законам природы и поэтому носят характер неизбежности. Классовое неравенство обосновывалось К. ссылками на физич. природное неравенство людей. К. открыто враждебен марксизму, теорию к-рого он извращал.
По политич. взглядам К. – виднейший деятель рус. либерализма 50–60-х гг. 19 в. В период подготовки крест. реформы 1861 К. предлагал освобождение крестьян с землей на основах выкупа с правительств. субсидией помещикам. К. осуждал идеи народнич. "крест. социализма", полагая, что социалистич. устройство вообще невозможно, а обществ. неравенство составляет естеств. закон. Обосновывая концепцию мирного, постепенного, строго легального развития, отрицая неизбежность революц. переворотов, К. считал революц. деятельность Герцена за границей опасной и вредной, оправдывал арест Чернышевского, с одобрением относился к борьбе царизма с революционным движением. Ленин характеризовал К. как одного "...из отвратительнейших типов либерального хамства" (Соч., т. 18, с. 13).
Соч.:Собр. соч., т. 1–4, СПБ, 1897–1900; Из литературной переписки Кавелина (1847–1884 гг.), "Русская мысль", 1892, кн. 1, 3, 5, 10, 1895, кн. 2; Записки... о нигилизме, "Историч. архив", 1950, [кн. ] 5 (комментарий П. А. Зайончковского).
Лит.:Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 5, с. 28, 29–30, 35; т. 18, с. 286–87; Г. Кавелин, как психолог. [Без подписи ], "Отеч. Записки", 1872, No8, 10, 11; Кони А. Ф., Памяти К. Д. Кавелина, СПБ, 1885; Τроицкий Μ. Μ., К. Д. Кавелин (Страница из истории философии в России), "Русская мысль", 1885, кн. 11; Гольцев В., Нравственные идеи К. Д. Кавелина, там же, 1892, кн. 6; Письма К. Дм. Кавелина и Ив. С. Тургенева к Ал. Ив. Герцену, Женева, 1892; В. К., Позитивизм в русской литературе, "Рус. богатство", 1889, кн. 3–4; Корсаков Д., К. Д. Кавелин. Очерк жизни и деятельности, СПБ, 1896; Цаголов Η. Α., Экономические взгляды К. Д. Кавелина, "Уч. зап. МГУ. Тр. по истории нар. хоз-ва и экономич. учений", 1949, вып. 130; Тальников Д. Л., Концепция Кавелина и исторические взгляды Белинского, "Вопр. истории", 1956, No 9; Ρозенталь В. Н., Петербургский кружок К. Д. Кавелина в конце 40-х – начале 50-х годов XIX века, "Уч. зап. Рязан. Гос. пед. ин-та", 1957, т. 16; его жe, Первое открытое выступление русских либералов в 1855–1856 гг., "История СССР", 1958, No 2; Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М., 1960 (см. Именной указатель); История философии, т. 4, М., 1959, с. 75–76.
И. Балакина. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

КАВЕЛИН
КАВЕЛИН Константин Дмитриевич [4(16) ноября 1818, Петербург— 3 (15) мая 1885, там же] — русский философ, публицист, правовед, историк. В 1835—39 обучался на юридическом факультете Московского университета. После защиты магистерской диссертации (1844) преподавал до 1848 на кафедре истории русского законодательства в Московском университете. На кафедре гражданского права в Петербургском университете проработал с 1857 до 1861, когда, после студенческих волнений, по настоянию властей был вынужден прервать преподавание до 1878. Основные философские работы, включая “Задачи психологии” и “Задачи этики”, были написаны в 70—80-х гг. 19 в. Дополняя позитивистские идеи О. Конта анализом фактов психической жизни, разрабатывал оригинальный вариант “психологического позитивизма”, стремился преодолеть как “отвлеченный идеализм”, так и материализм. Считал центральным звеном в комплексе наук о человеке психологию, отрицал существование непосредственного знания и усматривал основную функцию знания в обеспечении возможности сознательной творческой деятельности человека. В области нравственной философии разрабатывал с позиций психологии принцип свободы воли. Своеобразие отечественной истории видел в ее преимущественно государственном характере. Признавая различие исторических путей Западной Европы и России, утверждал общность их целей и устремлений. Актуальной задачей для России полагал “развитие личности” с позиций умеренного либерализма. Постепенные административные реформы сверху есть путь реализации политического идеала России — “самодержавной республики”.
Соч.: Собр. соч., т. 1—4. СПб., 1897—1900; Наш умственный строй.
М., 1989.
Лит.: Корсаков Д. К. Д. Кавелин. Очерк жизни и деятельности. СПб., 1896.
С. И. Бажов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. кавелинКавелин Константин Дмитриевич ученый и общественный деятель друг Тургенева и Боткина. В своих статьях по крестьянскому вопросу проводил считавшийся в то время очень р...1000 биографий
  2. кавелинавтор кн. Индийская пограничная война г. Умань .Венгеров...Большая биографическая энциклопедия
  3. кавелинКонстантин Дмитриевич русский историк правовед и философ. Окончил юридический факт Московского унта . После защиты в г. магистерской дис. был оставлен при кафедре исто...История психологии в лицах
  4. кавелинКАВЕЛИН Константин Дмитриевич русский философ правовед историк публицист. В окончил юридический факультет Московского университета к поступлению его готовил Белинский....Новейший философский словарь
  5. кавелинКонстантин Дмитриевич русский философ правовед историк публицист. В окончил юридический факультет Московского университета к поступлению его готовил Белинский. В защи...Новейший философский словарь II
  6. кавелинКАВЕЛИН Константин Дмитриевич историк государственной школы и публицист. Участник подготовки крестьянской реформы в России автор одного из проектов отмены крепостного п...Русская энциклопедия
  7. кавелинКавелин сотр. Автоном. Якутии Псевдонимыi Овод Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С....Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  8. кавелинКАВЕЛИН КОВЕЛИНКавeлить сердить обижать отсюда кавеля задира забияка. Есть и фамилия Ковелин. Ф.Э. В Ономастионе Веселовский Ковелин Кавелин Иван подьячий г. дьяк г.Ис...Словарь фамилий
  9. кавелинКонстантин Дмитриевич .XI. .V. рус. историк правовед и социолог публицист бурж.либерального направления. Дворянин. В окончил юридич. фт Моск. унта в его адъюнкт. В ...Советская историческая энциклопедия
  10. кавелинКАВЕЛИН Константин Дмитриевич историк правовед публицист общественный деятель. В х гг. западник. Автор одного из первых либеральных проектов отмены крепостного права ...Современная энциклопедия
  11. кавелинКАВЕЛИН Константин Дмитриевич российский историк государственной школы и публицист. Участник подготовки крестьянской реформы автор одного из первых проектов отмены креп...Современный энциклопедический словарь