Философская энциклопедия

КАБЕ

КАБЕ
(Gabet)Этьен(1.1.1788, Дижон,—7.11.1857, Сент-Луис, CILIA),франц.публицист, писатель, утопич. коммунист. Участник движения карбонариев и Революции1830; историк революции(«Популярная историяфранц.революции 1789—1830» — «Histoire popnlaire de la Revolution franchise de1789a 1830», t. 1—4, 1839—40). Из-за репрессий эмигрировал в Бельгию, затем в Великобританию(1834), где познакомился с Оуэном. Авторкн.«Как я стал коммунистом»(«Comment je suis communiste», 1840). В1840в романе «Путешествие в Икарию»(v. 1—2,1840;рус.пер.,т.1—2, 1935)изобразил коммунизм как ассоциацию, построенную на основе социального равенства, братства, единства и демократии в соответствии с принципами разума и требованиями природы. К. выдвинул лозунг: «Каждый по способностям, каждому по потребностям». Утопия К. имеет, однако, мелкобурж. черты: уравнительность потребления, сохранение индивидуальных ферм вс.хозяйстве, сохранение при коммунизме своеобразной религии пантеистич. толка идр.Коммунизм, по К., может быть осуществлён путём убеждения и мирных реформ. В целом в утопии К. много общего со взглядами коммунистов-утопистов 18в.К. Маркс характеризовал К. как «...самого популярного, хотя и самого поверхностного представителя коммунизма» во Франции(Маркс К.и Энгельс Ф., Соч.,т.2,с.146).
Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М.,1960,с.207—38; В о n n a u d Р., E. Gabet et son oeuvre. P.,1900; С r e t i n o n J. F. et L а с o u r F. M., Voyage en Icarie..., P., 1952.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

КАБЕ́
(Cabet), Этьенн (1 янв. 1788 – 8 нояб. 1856) – франц. утопич. коммунист. Сын ремесленника, адвокат по политич. делам; участник движения карбонариев и революции 1830; историк революции и издатель радикально-демократич. журн. "Le Populaire" (с 1833); из-за репрессий эмигрировал в Бельгию, затем в Англию.
В 1840 К. изложил свои утопич. взгляды в романе "Путешествие в Икарию" ("Voyage... en Icarie", v. 1–2) и вскоре приступил к изданию "Икарийского альманаха..." ("Almanach icarien, astronomique, scientifique, industriel et social", 1843–48; 1852). Пропаганда "икарийского коммунизма" вызвала решит. противодействие со стороны реакц. сил. Вместе с тем она встретила критику и со стороны революц. коммунистов, считавших вредным план эмиграции с целью создания коммунистич. колоний. В среде франц. ремесленников и рабочих эта пропаганда имела значит. успех. При содействии Оуэна К. удалось получить бесплатно в Техасе участок земли для организации колонии, и с этой целью он отправился в Америку (1849). В 1851 К. вернулся во Францию, где возобновил политич. деятельность, но гос. переворот 2 дек. вынудил его эмигрировать в Лондон. В августе 1852 К. снова прибыл в Америку, чтобы наладить деятельность колонии икарийцев, однако среди последних вскоре начались раздоры, приведшие к глубокому кризису, в результате к-рого К. был исключен из колонии. Вместе со своими сторонниками он основал в 1856 другую общину, но в том же году умер.
Изучая историю Франции и Англии, познакомившись с коммунистич. утопиями, К. развил идеи коммунизма, к-рые он считал осуществимыми посредством убеждения и мирных реформ, для чего потребуется длительный переходный период. К. утверждал, что коммунизм перестал быть утопией, поскольку пром. прогресс, обеспечивая благополучие для всех, делает его осуществимым. К. мыслил коммунизм, как ассоциацию, построенную на основе равенства, братства и единства, а также на основе уничтожения аристократии, ликвидации социального неравенства и установления демократии. Такое построение общества соответствует, по К., принципам разума и требованиям природы. В рационалистич. теории К. отсутствовало правильное понимание законов историч. развития и роли пролетариата в совр. обществе. Проникнутая идеями пантеизма, она придавала коммунизму религ. налет. По сравнению с учениями крупнейших социалистич. мыслителей 1-й пол. 19 в. она означала шаг назад. Тем не менее, вследствие классовой незрелости пролетариата, К. на нек-рое время стал, по словам Энгельса, "признанным представителем огромной массы французских пролетариев" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 43). Маркс характеризовал К. как "самого популярного, хотя и самого поверхностного представителя коммунизма" (там же, т. 2, с. 146). После уроков революции 1848 и появления теории науч. коммунизма "икарийский коммунизм" К. вскоре сошел с историч. сцены.
Соч.:"Путешествие в Икарию" – самое популярное соч. К., впервые появилось в 1840 в Париже без указания действительного автора под заглавием: "Путешествие и приключения лорда Уильяма Керисдолла в Икарии, пер. Т. Дюфрюи с английского сочинения Френсиса Адамса" ("Voyage et Aventures de lord William Carrisdall en Icarie, traduits de l'anglais de Francis Adams par Th. Dufruit"). Co 2-го издания (Париж, 1842) книга стала выходить как соч. Э. Кабе под названием: "Путешествие в Икарию. Философский и социальный роман" ("Voyage en Icarie, roman philosophique et social"); в таком виде она переиздавалась в Париже трижды – в 1845, 1846 и 1848. Книга состоит из трех частей: описания путешествия в воображаемую страну; рассказа о переходе Икарии от старого обществ. порядка к строю общности – коммунизму; изложения основ учения об общности. Со 2-го издания книге предпосылалось предисловие, обосновывающее цели, замысел и построение произведения.
Переводы "Путешествия в Икарию" на др. языки (нем., англ. и исп.) появлялись в 19 и 20 вв. (нем., Р., 1847, исп., Barcelona, 1848, 1929). На рус. яз. книга переведена в 1914 М. Эйблером под ред. В. В. Святловского (не была издана), сокращ. перевод М. П. Богословской, [М. ], 1924; полный перевод издан в 1935 под ред. Э. Л. Гуревича; последнее, изд. 1948, ч. 1–3, [т. 1–2 ], с коммент. Э. Л. Гуревича и Ф. [Б. ] Шуваевой и вступ. ст. В. П. Волгина.
Révolution de 1830 et situation présente, P., 1832; Histoire populaire de la Revolution française de 1789 à 1830, t. 1–4, P., 1839–40; Douze lettres d'un communiste à un réformiste sur la communauté, P., 1841;Tout la vérité au peuple..., P., 1842; Propagande communiste, P., 1842; Comment Je suis communiste et Mon credo communiste, 5 éd., P., 1847; Le vrai christianisme suivant Jésus-Christ, 3 éd., P., 1848; Insurrection du 23 juin, ses causes, son caractère et ses suites..., P., 1848; Colonie ou République icarienne dans les États-Unis d'Amérique..., 2 éd., P., 1854.
Лит.:Маркс К. и Энгельс Φ., Соч., 2 изд., т. 1–7, М., 1955–56 (по Указат. имен); Люкс Г., Этьен Кабэ и икарийский коммунизм, пер. с нем., СПБ, [1906 ]; Гепнер Α., Икарийцы в Сев. Америке, пер. с нем., СПБ, 1906; Волгин В. П., Французский утопический коммунизм, М., 1960, с. 207–38; Carie H. et Beluze J.-P., Biographie de'Étienne Cabet, fondateur de l'école Icarienne, livraisons 1–4, P., 1861–62; Shaw Α., Icaria, a chapter in the history of communism, N. Y.–L., 1884; Bonnaud F., Etienne Cabet et son oeuvre, P., 1900; Prudhommeaux J., Icarie et son fondateur, Étienne Cabet..., P., 1907; Angrand P., Étienne Cabet et la république de 1848, P., 1948.
И. Зильберфарб. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

КАБЕ
КАБЕ (Cabet) Этьенн (1 января 1788, Дижон— 8 ноября 1856, Сен-Луи, США) — представитель французского утопического коммунизма, сын ремесленника, адвокат, участник революционной организации карбонариев; член палаты депутатов (1831); эмигрировал в Бельгию, затем в Англию. В качестве проповедника “реформаторского коммунизма” вел ожесточенную полемику со сторонниками “революционного коммунизма” во главе с Дезами. После выхода в свет утопического романа “Путешествие в Икарию” (Voyage... en Icarie, ν. 1—2,1840) издавал “Икарийский альманах” (1843—48,1852); получив в 1849 в Техасе бесплатно участок земли, отправился с группой единомышленников в Америку, где попытался осуществить свою утопию.
Будучи продолжателем Бабефа, Кабе интерпретировал его учение на сен-симонистский манер. Цель его — установление демократии и христианства в его изначальной чистоте. Он выступал за обобществление труда и его орудий, движимого и недвижимого имущества, благ, предметов потребления, хотя собственность в Икарии временно (в течение 50 лет) и должна сохраниться. Коммунизм для Кабе — ассоциация, построенная на основе равенства, братства и единства, упразднения всех привилегий. В политическом отношении высказывался за республику, устанавливаемую на основе всеобщего избирательного права. Однако правление Икарии напоминает скорее диктатуру Созданная Кабе община, несмотря на внутренние расколы и конфликты, просуществовала до 1888. Соч.: Путешествие в Икарию. ч. 1—3. M.—Л., 1948.
Лит.: Гекнер А. Икарийцы в Северной Америке. СПб., 1906; Волгин В. П. Французский утопический коммунизм. М.. 1960.
M. M. Федорова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. кабеНастоящее имя Бочкаревu Константин ПетровичПериодические изданияi Петербургский Листок НеделяПримечаниеi и др. изд. МасановИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов рус...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  2. кабеCabet Этьенн .I. .XI. франц. утопич. коммунист. Род. в семье ремесленника. Адвокат. В х гг. был одним из руководителей карбонариев в Париже. Во время революции выдвину...Советская историческая энциклопедия
  3. кабеКАБЕ Cabet Этьен французский публицист. В романе Путешествие в Икарию изобразил утопическое коммунистическое общество основанное на принципах уравнительности и братст...Современная энциклопедия
  4. кабеКАБЕ Cabet Этьен французский публицист идеолог утопического коммунизма. Социальнофилософский роман Путешествие в Икарию изображает устройство утопического коммунистичес...Современный энциклопедический словарь