Философская энциклопедия

ИГНАТИЙ АНТИОХИЙСКИЙ

ИГНАТИЙ АНТИОХИЙСКИЙ
ИГНАТИЙ АНТИОХИЙСКИЙ ("Ιγνάτιος, Ignatius) Игнатий Богоносец, (кон. 1 в. — ум. 107/117) — церковный деятель, епископ Антиохии, один из т. н. “апостольских отцов” — христианских писателей и богословов следующего после апостолов поколения. Казнен в период правления римского императора Траяна. Игнатию принадлежит семь посланий, написанных по пути из Антиохии в Рим, куда он был отправлен под стражей для приведения в исполнение смертного приговора. Богословие Игнатия продолжает традиции апостола Павла и Иоанна Богослова. Основные мотивы его учения — проповедь монотеизма; утверждение двух природ Христа (божественной и человеческой) и острая критика докетизма (отрицания человеческой природы Христа и реальности его страданий); прославление мученичества; учение о Церкви (Игнатий первым в христианской письменности употребляет выражение “кафолическая Церковь” и отстаивает монархический епископат).
Соч.: Ignace d'Anlioche. Lettres. Lettres et Martyre de Polycarpe de Smyrne, éd. P.-Th. Camelot. P., 1964 (Sources Chrétiennes, 10); в рус. пер.: Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988, с. 95—144; Писания мужей апостольских. Рига, 1992, с. 289—312. Лит.: Архимандрит Киприан (Керн). Патрология. П.— М., 1996, I, с. 73—84; Сидоров А. И. Курс патрологии.Возникновение церковной письменности. М., 1996, с. 90—102; Co/win V. St. Ignatius and Christianity in Antioch. New Haven, 1960; Elw M. Überlieferungsgescliichtliche Untersuchungen zur Christologie der Ignatiusbriefe. Tub., 1963; Paulsen H. Studien zur Theologie des Ignatius von Antiochien. Gott., 1978.
H. В. Шабуров
И ГНАТ И И (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) 5 (17) февраля 1807, с. Покровское Грязовецкого у. Вологодской губ. — 30 апреля (12 мая) 1867, Николо-Бабаевский монастырь Костромской губ.] — русский церковный деятель, богослов, религиозный писатель. В 1988 канонизирован Русской Православной Церковью. По окончании Главного инженерного училища в Петербурге познакомился с о. Леонидом (Наголкиным), будущим основателем оптинского старчества. В 1831 принял монашество, в 1834 по указанию Николая I поставлен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, где провел 23 года и создал большинство своих произведений. В 1857 поставлен епископом Кавказским и Черноморским, в 1861 ушел на покой в Николо-Бабаевский монастырь. Духовно-учительная проза Игнатия собрана в “Аскетических опытах” (т. 1—2. СПб., 1865). Опираясь на творения святых отцов, Игнатий развивает православное учение о человеке. В учении о спасении уделяет большое внимание идее духовно-нравственного возрождения человека, объективным условием которого полагает искупительный подвиг Христа, а субъективными условиями — свободное произволение, совесть, веру и несение креста. Совесть оценивал как показатель духовной свободы человека и его нравственного состояния. По своей природе она есть чувство человеческого духа, различающее добро и зло яснее, чем ум и естественный закон, руководивший человеком до закона письменного. Философское значение имеет сочинение “Слово о смерти” (1863), где со ссылкой на Макария Египетского и др. отцов Церкви высказывается мысль о наличии у ангелов, души и духов особого эфирного тела, бестелесность признается лишь за бесконечным Богом, что вызвало оживленную полемику. Свое утверждение Игнатий основывал на критике учения Де>карта о дуализме материи и духа. Выступал за союз богословия с положительными науками, выше всего ставя среди них математику и химию; объясняя отношение твари к Творцу, обращался к математической теории о бесконечном. Ссылаясь на авторитет Платона, рассматривал Вселенную и ее составные части как числа. Все, что существует в природе, подвержено изменению, как и числа; неизменным является лишь бесконечное, представляющее собой единственное существо в отличие от многообразных явлений видимого мира.
Соч.: Соч. епископа Игнатия Брянчанинова, т. 1—5. СПб., 1905 (М., 1991); Плач мой. СПб., 1865; Отечник, составленный епископом Игнатием (Брянчаниновым). СПб., 1891 (М., 1992). Лит.: En. Феофан (Говоров). Душа и ангел не тело, а дух. М., 1891; Соколов Л. Епископ Игнатий. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения, ч. 1—2. К., 1915; Афанасьев В., Воропаев В. Святитель Игнатий Брянчанинов и его творения.— “Литературная учеба”, 1991, №4.
А. П. Козырев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. игнатий антиохийскийум. ок. г. н. э. греческий христианский писатель епископ Антиохии Сирийской Апостольный Отец. Во время одного из гонений при императоре Траяне был арестован и приговорен...Античные писатели. Словарь
  2. игнатий антиохийскийИгнатий Антиохийский Ignatios ум. ок. г. н. э. греческий христианский писатель епископ Антиохии Сирийской Апостольный Отец. Во время одного из гонений при императоре Тра...Энциклопедия античных писателей