Философская энциклопедия

ИБН АЛЬАРАБИ

ИБН АЛЬ-АРАБИ
Мухйи ад-дин Абу Абдаллах Мухаммед Б.Алиал-Хатимиат-Таи (1165—1240) — арабо-мусульманский философ, суфий и поэт, создатель учения «О единстве бытия» (вахдат ал-вуджуд). Последователи И.А. звали его «Величайшим учителем» и «Сыном Платона». Происходил из древнего и влиятельного араб. рода, жил в основном в Испании и Сев. Африке, но много бывал и во всех частях араб. мира. Наиболее известные произведения: «Мекканские откровения», «Геммы мудрости», «Святой дух», «Книга путешествия». Хорошо знал учения антич. мыслителей, религиозно-философские системы неисламского Востока, считался поклонником учений аль-Газали и ас-Сухраварди. Его труды, и прежде всего «Мекканские откровения», адресованы не только широкому кругу практикующих суфиев (см.СУФИЗМ ), но и более образованным читателям, преимущественно мусульманским юристам и «теологам». Эта работа предназначалась для чтения с учителем, который давал устные комментарии, сообразуясь со способностями каждого из своих учеников.
И.А. выделял три основных вида познания:
1) интеллектуальное, основанное на рассуждениях;
2) непосредственное переживание в состоянии экстатического транса;
3) боговдохновенное познание «таинств», имеющее сверхразумную природу, присущее пророкам и «святым».
Риторический стиль многих произведений И.А., в частности «Мекканских откровений», содержит как диалектические рассуждения, так и символику духовной практики и откровения, призванные развивать способности учеников с целью превзойти уровни рациональных филос.и религиозных рассуждений. Поскольку способности у индивидов к духовному преображению различны, то язык И.А. часто загадочен, символичен и позволяет давать разнообразные толкования. Поэтому и самого И.А. рассматривают как «рационализирующего» философа-мистика, стремящегося свести все «таинства веры» к некой всеобъемлющей концептуальной системе, с одной стороны, и как суфия, отрицающего значение рациональных суждений и общепризнанных социально-религиозных норм, — с другой. В основе такого представления лежит признание И.А. сущностного различия между истиной и верой, между целями «законов» в широком смысле слова и истинами откровения. В своем учении «О единстве бытия» он систематизировал предшествующую суфийскую традицию. Утверждая, что бытие едино, он считал, что его следует рассматривать двояко — как Истину и как Творение, как абсолютное единство и как множественность. Мир, или Вселенная, есть развертывание во времени и в пространстве атрибутов и качеств Бога, который непрерывно является самому себе в неповторимых и бесчисленных образах материального бытия, позволяющих ему познать себя со стороны как объект. Атрибуты, имена и качества Бога, рассеянные в предметах и сущностях Вселенной, собраны воедино лишь в «совершенном человеке» — земной ипостаси и «зеркале Бога». В сложных символах и аллегориях И.А. описывает вневременной «процесс» теофаний как переход Бога из состояния «в-себе-бытия» в состояние «бытия-для-другого». Желая познать себя, он воплощает свои атрибуты в мире своих творений. Последние различаются способностью отразить в себе божественные способности. И.А. не отрицает значение истин философии и науки, разделяя с философами убеждение в вечности мира, его несотворенности во времени и в том, что мир управляется универсальной закономерностью. Но он признает логический метод познания несовершенным и поэтому неистинным. Он считает, что философ изучает и познает адекватно лишь эмпирический мир, а суфий проникает в сущность бытия, постигая внутреннее единство вещей. Поэтому его «совершенный человек» есть микрокосм, отражающий все уровни бытия и постигающий не отдельные аспекты истины, а саму Истину. Свое учение «О единстве бытия» И.А. рассматривает как высший синтез человеческого знания, а себя — как воплощение «совершенного человека». Оказал большое влияние на развитие суфийской философии и поэзии.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ИБН АЛЬ-АРАБИ
Ибн Араби Абу Бекр Мухаммед ибн Али Мухиддин(7. 8.1165, Мурсия, Испания,— 16.11.1240, Дамаск, Сирия),араб.мыслитель и поэт, представитель пантеистич. суфизма. Жил в основном в Испании и Сев. Африке, но много бывал во всех частяхараб.мира. Наиболее известныефилос.и поэтич.соч.: «Мекканские откровения», «Геммы мудрости», «Святой дух», «Позиции светил», «Книга путешествия». Испытал значит. влияние неоплатонизма ивост.неисламских религ.-филос. систем, был поклонником Газали и Сухраварди. В духе суфизма утверждал, что бог познаётся с помощью мистич. озарения, которое стоит выше чувств. и интеллектуального знания. Развивал концепцию «единобытия» — вахдат ал-вуджуд. Все вещи, согласно И. а.-А., предсуществуют в качестве идей в уме бога, откуда они проистекают и куда возвращаются. Мир — лишь внешняя, а бог —внутр.сторона одного и того же бытия, сущего; бог абсолютно лишёнк.-л.атрибутов, он — лишь единая основа всего сущего. Оказал большое влияние на развитиеараб.культуры, был известен вср.-век.Европе(под влиянием его идей находился Луллий, мотивы И. а.-А. находят у Данте).
Крачковский И. Ю., Избр.соч.,т.1—6, М.—Л., 1955—60(см.указат. имен); Aff if i A. E., The mystical philosophy of Muhyiddin Ibnu'l-Arabi, Camb.,1939: O s m a n J a h у a, Histoire et la classification de l Oeuvre d'Ibn Arabi, v. 1—2, Damas, 1964.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ИБН АЛЬ-АРАБИ
или Ибн Араби Абу Бекр Мухаммед ибн Али Мухиддин (28 июля 1165 – окт. 1240), – арабский мыслитель и поэт, один из наиболее влиятельных представителей ср.-век. суфизма. Род. и получил образование в Андалусии (Испания), предпринял путешествие в страны мусульм. Востока, побывал в Каире, Дамаске, Багдаде, Конье, где познакомился с известными учеными и мыслителями. И. а.-А. поселился в Дамаске, где и умер. Филос. мировоззрение И. а.-А. носило пантеистич. характер. Он учил о единой сущности всех вещей, к-рые, по его мнению, являются выражением божеств. субстанции, отрицал таклид, т.е. поклонение общепризнанным авторитетам, считал различные религии равноценными. В то же время как суфий, И. а.-А. признавал, что возможно постижение божества в виде высшей, абс. истины и что такое постижение осуществляется с помощью внутр. озарения. Его гл. труд в неск. томах "Аль-Футухат аль-маккийя" содержит систему мистич. познания. Вопросам этики посвящено рассуждение "Китаб аль-мусамарат ва-ль-мухадарат".
Соч.:Фусус аль-хикм (Драгоценные камни мудрости), Каир, 1912; Kleinere Schriften... hrsg. und mit Einl. und Komm, versehen... von H. S. Nyberg, Leiden, 1919.
Лит.:Asin Palacios M., La psicologia según Mohidin Abenarabi, в кн.: Actes du XIV Congrès international des orientalistes Alger 1905, pt. 3, P., 1907, p. 79–191; его же, El mistico muricano Abenarabi, v. 1–4, Md, 1925–28; Niсhоlson R. Α., Studies in Islamic mysticism, Camb., 1921; Riza Tevfik Вölükbaşi, Felsefe dersleri, Istanbul, 1333 r. x.; Arberry A. J., Sufism. An account of the mystics of Islam, L., [1956]; Landau R., The philosophy of Ibn'Arabi, N. Y., [1959].
А. Закуев. Баку.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.


  1. ибн альарабиИБН АЛЬАРАБИ Абу Бекр Мухаммед прозвище Шейх альАкбар Величайший шейх . Мурсия Испания . Дамаск средневековый арабский мыслитель и поэтсуфий. Род. и получил образование...Большая советская энциклопедия
  2. ибн альарабиИБН АЛЬАРАБИ арабский мыслитель и поэт мистик. Развивал учение суфизма о едином начале бытия и о познании через внутреннее озарение. Основные сочинения Каменья мудрости...Большой Энциклопедический словарь V
  3. ибн альарабиИБН альАРАБИ арабский мыслитель и поэт. Свод мистич. богословия Мекканские откровения и кн. Каменья мудрости. Поэтич. сб. Толкователь страстей. Комментарий к Корану....Литературный энциклопедический словарь
  4. ибн альарабиИбн Араби Абу Бекр Мухаммед ибн Али Мухиддин . . Мурсия Испания . Дамаск Сирия араб. мыслитель и поэт представитель пантеистич. суфизма. Жил в основном в Испании и Сев. А...Советский философский словарь
  5. ибн альарабиИБН АЛЬАРАБИ арабский мыслитель и поэт мистик. Развивал учение суфизма о едином начале бытия и о познании через внутреннее озарение. Основные сочинения Каменья мудрости ...Современный энциклопедический словарь
  6. ибн альарабиили Ибн Араби Абу Бекр Мухаммед ибн Али Мухиддин июля окт. арабский мыслитель и поэт один из наиболее влиятельных представителей ср.век. суфизма. Род. и получил обра...Философская Энциклопедия (в 5 томах)