Философская энциклопедия

ЗОРОАСТРИЗМ

ЗОРОАСТРИЗМ
древняя религия иранских народов, названная по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра). По имени верховного божества Ахурамазды З. называется также маздеизмом. Возникнув в первые века 1-го тысячелетия до н.э., З. был распространен на территории Ср. Азии, Ирана, Азербайджана, Афганистана и др. стран. В наст. время исповедуется в Индии парсами, а в Иране (в Кермане и Йезде) – немногочисл. общинами. З. и связанные с ним религ.-филос. системы оказали значит. влияние на развитие иудаизма, раннего христианства, а также на нек-рые положения др.-греч. философии, гностицизма; ряд религ. движений 1-го тысячелетия н.э. – манихейство, маздакизм и др. – имел исходным пунктом идеи, развиваемые в З. Гл. письм. памятник З. – Авеста. Для религ. филос. системы З. наиболее характерен дуализм, выражающийся в противопоставлении двух вечных абстрактных начал – добра (света) и зла (тьмы).
З., или маздеизм, вырос из древнеиранских мифологич. и религ. представлений, подвергнув их коренному изменению. В индо-иранский период различались два типа богов: дайва – древние антропоморфные натура-листич. боги, и асура (букв, "господин", "владыка", иран. ахура) – боги, обладавшие особой властью морального порядка. В древнеиндийской традиции (уже в поздних гимнах Ригведы) асуры рассматриваются как враждебные человеку; позднее этот термин применяется лишь к злым духам, а собственно богами остаются лишь дайва, дэвы.В маздеизме дэвы становятся враждебными человеку богами, демонами; в их числе Авеста называет таких, к-рые являются гл. богами древних индийцев (Индра и др.). Верховным божеством З. является Ахурамазда ("Мудрый владыка"). Все осн. функции божеств. власти связаны, по существу, лишь с ним; он создает небо, землю, человека, дарует власть царю и т.д. Тот, кто следует по праведному пути, получает помощь со стороны Ахурамазды, счастливую жизнь и приобщение к арте по смерти. Дуализм др.-перс. религии выражен в ряде представлений и понятий. Ахурамазда ассоциируется с одним из осн. индо-иранских религ. понятий – "арта", т.е. правдивость, праведность, справедливый порядок, воплощение правды. В др.-перс. надписях, как и в Авесте, в противовес "арта", в соответствии с системой др.-иран. этич. дуализма употребляется термин "друдж" – "ложь", воплощение несправедливости, всего неправедного, морально нечистого. Др.-перс. религия, в к-рой ярко выражено юридич. начало, тесно связана с укреплением царской и гос. власти. Ранний маздеизм сопутствовал процессу перехода от родоплеменных объединений к созданию крупных гос. образований. Сторонники маздеизма вели упорную борьбу со старой племенной религией дэвов.
В период существования больших иранских государств маздеизм постепенно отождествляется с З. Религиозная система З. характеризуется сочетанием культа высшего, благого начала с признанием дуализма. В то время как во главе сил добра стоят Ахурамазда (позднее Ормузд) и его дух Спанта-Майнью, силы зла возглавляет враждебное божество, дух-разрушитель Анхра-Майнью (позднее Ариман). Оба духа обладают творческой способностью. Мировой процесс состоит в борьбе двух начал – добра и зла, к-рая проявляется не только в умств. и духовной деятельности, но также в материальных вещах этого мира. Веществ. мир, являющийся ареной борьбы сил добра и зла, был первоначально создан в своей благой части добрым началом с целью победы над злом. На это злой дух ответил контртворением, создав смерть, болезнь, зиму, иссушающий зной и т.д. Человек в З. обладает свободой выбора: он может встать на любую сторону в борьбе добра и зла. Согласно оптимистич. учению З., совместное усилие приверженцев истинной веры приведет к конечной победе сил добра. Обязанностью человека по отношению к доброму началу, а также средством достижения индивидуального спасения являются не столько обряды, молитвы и жертвоприношения, сколько справедливый образ жизни, предписанный истинной верой. Осн. орудиями человека в борьбе со злом являются "добрая мысль", "доброе слово", "доброе деяние". В практич. деятельности человека особое значение придается умножению благого материального бытия, созданного благим началом для человека. В гатах это – разведение скота и содействие произрастанию лугов, в "младшей" Авесте – гл. обр. земледелие, ирригац. работы, у совр. парсов – различные виды деятельности (вплоть до капиталистич. предпринимательства), ведущие к увеличению собственности и изобилия. Согласно одному из текстов Авесты (Вендидад III, 30–32), возделывание хлеба наносит ущерб злому началу и продвигает вперед дело добра в такой же мере, как прочтение 10 000 молитв Ясны. З. всегда был чужд аскетизму. "Ни один из тех, кто не ест, не способен к усердному занятию делами праведности, сельским хозяйством, произведением сыновей. Ведь благодаря пище живет весь телесный мир, от голодания он теряет жизнь" (там же, III, 33). З. отвергал кровавые жертвоприношения, признавая лишь почитание огня, рассматривавшегося как выражение божеств. справедливости, арты. З. предвещал скорый приход нового мира, знаменующего собой триумф сил добра.
Учение о ходе мирового процесса и эсхатология получили новое развитие в позднейшем З. Его развитие характеризуется приближением к народном верованиям и обрядам, большей конкретностью понятий и образов. Он включает в себя культ ряда старых богов, мифологич. персонажи и древние обряды, напр. возлияние опьяняющего напитка хаомы (индийское – сома). В среднеперс. лит-ре отражено дальнейшее развитие идей З., причем нек-рые из них определенно восходят к древним иран. представлениям. В их числе – концепция о предсуществовании вещей: в стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что было создано позднее на Земле (быка, человека, светил и т. д.). Это состояние носит название "менок", "невидимый", букв. "духовный". Развитие мирового процесса разделено на 4 периода по 3 000 лет в каждом. В конце последнего периода появится спаситель, к-рый осуществит окончат. победу добра над злом. При Сасанидах (3–7 вв. н.э.) З., окончательно оформившись в качестве гос. религии, становится воинств. догматич. учением, активно способствовавшим закабалению иран. крестьянства и эксплуатации покоренных народов. После завоевания Ирана арабами З. утратил свое положение гос. религии, но еще в течение двух-трех веков продолжал играть значит. роль. В период проникновения в Иран христианства, а затем ислама в З. отмечается стремление принизить роль злого духа и утвердить монотеистич. начало, но в основном старая концепция была сохранена. Парсы признают, по существу, лишь благого бога Ормузда, Ариман же мыслится лишь как символ, обозначая дурные тенденции в человеке.
Источники: Авеста–Avesta. Die heiligen Bücher der Parsen, Übers, von F. Wolff, В., 1924; Древнеперсидские надписи – Kent R.G., Old Persian. Grammar. Texts. Lexicon, New Haven, 1950; Средне-персидская зороастрийская литература – см. Pahlavi texts, transl, by Ε. W. West, [v. 1–5], в серии: "Sacred books of the East", v. V, XVIII, XXIV, XXXVII, XLVII, Oxf., 1880–1897; Собрание сведений античных авторов о др. иранской религии – см. Fontes historiae religionum. Ed. С. Clemen, Fasc. 1 – Fontes historiae religionis Persicae, Bonn, 1920; Fox W. S. and Pemberton R. E. K., Passages in Greek and Latin literature relating to Zoroaster and Zoroastrianism, Bombay, 1928; Benveniste E., The persian religion according to the chief Greek texts, P., 1929.
Лит.:Струве В. В., Родина Зороастризма, "Сов. востоковедение", 1948, т. 5, с. 5–34; Абаев В. И., Скифский быт и реформа Зороастра, "Arch. Orientální", 1956, roč. 24, t. 1, č. 23–56; Дьяконов И. M., История Мидии от древнейших времен до конца IV века до н.э., М.–Л., 1956; Брагинский И., Из истории таджикской народной поэзии, М., 1956, с. 174–207; Nуberg H. S., Die Religionen des alten Iran, Lpz., 1938; Bailey H. W., Zoroastrian problems in the ninth-century books. Ratanbai Katrak lectures, Oxf., 1943; Dumézil G., Naissance d'archanges. Essai sur la formation de la théologie zoroastrienne, 4 éd., [P., 1945]; Duchesne-Guillemin J., Ormazd et Ahriman, P., 1953; Ζaehner R. C, The teachings of the magi, L., [1956]. См. также лит. при ст. Заратуштра и Авеста.
Э. Грантовский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ЗОРОАСТРИЗМ
ЗОРОАСТРИЗМ — религиозное учение, распространившееся в 1-м тысячелетии до н. э. на северо-востоке Ирана и в сопредельных областях Афганистана и Средней Азии. Приверженцы зороастризма именуются в различных текстах также маздаяснийцами, парсами, огнепоклонниками; мусульмане дали им уничижительное прозвище “гебры”. Название “зороастризм” связано с именем легендарного основоположника религии — Зардушта (иначе Заратуштра, Заратустра; греч. — Зороастр). Полагают, что он был реальным историческим лицом и жил не позднее 7 в. до н. э. Древность возникновения и позднейшие гонения на приверженцев зороастризма привели к утрате многих его текстов. Сегодняшние исследователи опираются, в основном, на наиболее известный сборник молитв, преданий и поучений — Аеесту, записанный в 4—6 вв. За время своего существования зороастризм впитал космогонические представления, существовавшие среди иранских племен еще в эпоху индоарийской общности и в свою очередь способствовал возникновению новых идейных и религиозных систем: митраизма, манихейства, а также движения маздакитов. Зороастризм серьезно повлиял на раннее христианство И ислам, на верования курдов и народов Кавказа.
В основе его вероучения лежит представление о “Мудром господе” — Боге-творце Ахура-Мазде (отсюда — “маздаяснийцы”), создавшем все благое и полезное: свет, тепло, землю, животных, людей и растении. Цель жизни благочестивого зороастрийца — помогать “Мудрому господу”, защищать и приумножать его творения: поддерживать огонь, разводить скот, обрабатывать землю, заниматься строительством, ремеслом и торговлей; растить детей. Соперником Ахура-Мазды (иначе: Ормузд, Хормузд) выступает дух зла Анхра-Майнью (иначе: Ахриман), создавший холод, смерть, вражду, вредных животных и насекомых и т. п. Зороастрийцы считают себя обязанными бороться с ними, чтобы удостоиться посмертной награды.
Силы природы, стихии и положительные качества персонифицировались в роли сподвижников Ахура-Мазды или его проявлений — “Бессмертных святых” (“Амеша Спента”): Boxy Мана — “Добрая мысль”, Аша Вахишта — “Лучшая правда”, Хшатра Варья — “Избранная власть”, Спента Армаити — “Благочестие”, Амеретат — “Бессмертие” и Хаурватат — “Целостность”. В зороастризме сохранилось понятие “Высшей правды” (существовавшее еще у индоарийских племен) — Арты, подразумевающей чистоту человеческих помыслов и благородство поступков, “правильный образ действий”. Правда противопоставлялась лжи, извращенности— Друдж, неотъемлемому качеству Анхра-Майнью.
Чуждый идолопоклонству, зороастризм сохранил в ритуалах культ огня как воплощения доброго начала, символа Арты. Особым образом зажженный огонь поддерживался в зороастрийских храмах столетиями, что породило еще одно название — “огнепоклонники”.
Представления о душе и посмертном существовании отразились в сказании о праведном Вирафе (“Арда-Вираф-нама”), описывающем путешествие зороастрийского священнослужителя по загробному миру: возле “горы справедливости” есть мост Чинват, по которому переходят в рай только праведники, а грешники падают с моста в бездну
Зороастрийское жречество (маги, мобеды) было наследственным и пользовалось большим влиянием. Зороастрийцы не признают постов и смешанных браков, бытовые ограничения в их среде очень строги. После того, как Иран был завоеван арабами, начался постепенный переход населения в ислам.
К 12—13 вв. зороастрийское духовенство окончательно утратило былую власть, и часть его вместе с наиболее активными приверженцами переселилась в Северную Индию, где получила название “парсы” (т. е. “выходцы из Фарса” — центральной иранской провинции).
Немногочисленные зороастрийские общины существуют и в наши дни в Йезде, Кермане, Бомбее, Карачи и некоторых других городах. Они сохранили свои обычаи и культуру. С перевода их богослужебных книг в 18 в. началось систематическое изучение персидской доисламской литературы и языка эпохи Сасанидских царей (224—650), при которых зороастризм был государственной религией Ирана.
И. К. Петрова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
парсизм, религия


  1. зороастризмЗОРОАСТРИЗМ религия распространнная в древности и раннем средневековье в Ср. Азии Иране Афганистане Азербайджане и ряде др. стран Бл. и Ср. Востока а в наст. время у парс...Большая советская энциклопедия
  2. зороастризмрелигия распространнная в древности и раннем средневековье в Средней Азии Иране Афганистане Азербайджане и ряде др. стран Ближнего и Среднего Востока а в настоящее время ...Большая Советская энциклопедия II
  3. зороастризмрелигия в населении ряда стран Ближнего и Среднего Востока названа так по имени считающегося пророком Заратуштры Зороастра. Для зороастризма характерны представление об и...Большая энциклопедия по психиатрии
  4. зороастризмсущ. муж. родазороастризм уem...Большой русско-украинский словарь
  5. зороастризмот имени Зороастр греч. передача имени пророка Заратуштры Заратустры англ. Zoroastrism нем. Zoroastrismus. Религия древних народов стран Ближнего и Среднего Востока в о...Большой толковый социологический словарь II
  6. зороастризмЗОРОАСТРИЗМ религия распространенная в древности и раннем средневековье в Ср. Азии Иране Афганистане Азербайджане и ряде стран Ближнего и Ср. Востока сохранилась у парсов...Большой энциклопедический словарь III
  7. зороастризмЗОРОАСТРИЗМ религия распространенная в древности и раннем средневековье в Ср. Азии Иране Афганистане Азербайджане и ряде стран Ближнего и Ср. Востока сохранилась у парсо...Большой Энциклопедический словарь V
  8. зороастризму ч.i Релгя поширена в давнину за середньовччя в ряд кран Близького й Середнього Сходу незначна кльксть прихильникв в нд парси а також в ран гебри в основ яко лежить...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  9. зороастризмзороастризм у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  10. зороастризмв древности дуалистич. религия народов Востока назв. по имени Зороастра. З. возник по мнению большинства исследователей в Ср. Азии вероятно в в. до н.э. распростр. в Мид...Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. зороастризмв древности дуалистич. религия народов Востока назв. по имени Зороастра. З. возник по мнению большинства исследователей в Ср. Азии вероятно в в. до н.э. распростр. в Мид...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  12. зороастризмдревняя доисламская религия Ирана. сохранившаяся в отдельных районах этой страны и даже в Индии где последователей зороастризма называют парсами. Основана в У в. до н.э. ...Евразийская мудрость от А до Я
  13. зороастризмрелигия распространенная в древности и раннем средневековье в Средней Азии Иране Афганистане Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока сохранилась у парсов в ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. зороастризмЗороастризм религия распространнная в древности и раннем средневековье в Средней Азии Персии Афганистане Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока сохранилас...Исторический словарь
  15. зороастризмЗОРОАСТРИЗМ а м. zoroastrisme m. Дуалистическая религия возникшая в Средней Азии. От им. основоположника доктрины Зороастраem. Особенно чувствительно это отсутствие истор...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  16. зороастризмНачальная форма Зороастризм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  17. зороастризмрелигия основанная древнеиранским пророком Заратуштрой в греч. переводе Зороастром по имени которого и названо вероучение известна также под названием маздаизм по имени в...Новая философская энциклопедия
  18. зороастризмЗОРОАСТРИЗМ ПАРСИЗМ дуалистическая религия сформировавшаяся на территории Древнего Ирана Персии отсюда парсизм в вв. до н.э. на основе маздеизма. Основателем ее счита...Новейший философский словарь
  19. зороастризмПАРСИЗМ дуалистическая религия сформировавшаяся на территории Древнего Ирана Персии отсюда парсизм в вв. до н.э. на основе маздеизма. Основателем ее считается пророк ...Новейший философский словарь II
  20. зороастризмзороастризм зороастризм а...Орфографический словарь
  21. зороастризмu м парсизм религия...Орфографический словарь русского языка
  22. зороастризмзороастризм менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  23. зороастризмзороастризм зороастризмы зороастризма зороастризмов зороастризму зороастризмам зороастризм зороастризмы зороастризмом зороастризмами зороастризме зороастризмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  24. зороастризмОрфографическая запись слова зороастризм Ударение в слове зороастризм Деление слова на слоги перенос слова зороастризм Фонетическая транскрипция слова зороастризм [зараз...Полный фонетический разбор слов
  25. зороастризмпарсизм религия возникшая на территории Древнего Ирана Персии отсюда парсизм. В основе зороастризма лежит комплекс древнейших индоиранских представлений о мире сложившийс...Религии народов современной России
  26. зороастризмДревняя религия возникшая на рубеже тысячелетия до н.э. в Средней Азии преимущественно в Иране и затем распространившаяся в Персии части стран Ближнего Востока и Закав...Религиозные термины
  27. зороастризмрелиг. система основанная в кон. нач. тысячелетия до н. э. в Вост. Иране пророком Заратуштрой. Характеризуется резко выраженным дуализмом представлением о сосуществова...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  28. зороастризмзороастризм аСинонимы парсизм религия...Русский орфографический словарь
  29. зороастризмрелигия древних народов Средней Азии Азербайджана и Ирана зороастризм...Русско-казахский словарь
  30. зороастризмзороастризм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  31. зороастризмзороастризм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  32. зороастризмСинонимы парсизм религия...Русско-китайский словарь
  33. зороастризмзороастризм дини зардушт...Русско-таджикский словарь
  34. зороастризмзороастризмСинонимы парсизм религия...Русское словесное ударение
  35. зороастризмзороастризм парсизм религия...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  36. зороастризмЗОРОАСТРИЗМ [по имени пророка Заратуштры Заратустры Зороастра] религия древних народов Средней Азии Азербайджана Ирана и ряда других стран Ближнего и Среднего Востока. В...Словарь иностранных слов русского языка
  37. зороастризм. Дозороастрийский период. Религия Ирана до реформы Заратуштры не поддается однозначному толкованию. Наряду с присущими только ей оригинальными чертами она имеет много об...Словарь религий, обрядов и верований
  38. зороастризмзороастризм парсизм религия Словарь русских синонимов. зороастризм сущ. колво синонимов парсизм религия Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы парсизм религи...Словарь синонимов II
  39. зороастризмзороастризм парсизм религия...Словарь синонимов
  40. зороастризмзороастризм ч. релгя поширена в давнину за середньовччя в ряд кран Близького й Середнього Сходу незначна кльксть прихильникв З. в нд парси й в ран гебри. В основ З. леж...Словник іншомовних слів
  41. зороастризмзороастризм релгя поширена в давнину за середньовччя в ряд кран Близького й Середнього Сходу незначна кльксть прихильникв З. в нд парси й в ран гебри. В основ З. лежить...Словник іншомовних слів Мельничука
  42. зороастризмЗОРОАСТРИЗМ у ч.Релгя давнх народв Центрально Аз Азербайджану рану та нших кран Близького Середнього Сходу основи яко викладено в Авест.Зороастризму властиве вчення про ...Словник української мови у 20 томах
  43. зороастризмв древности дуалистич. религия народов Востока названа по имени Зороастра. З. возник по мнению большинства исследователей в Ср. Азии вероятно в в. до н. э. распространил...Советская историческая энциклопедия
  44. зороастризмЗОРОАСТРИЗМ религия распространенная в древности и раннем средневековье в Средней Азии Иране Афганистане Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока сохранилась...Современная энциклопедия
  45. зороастризмЗОРОАСТРИЗМ религия распространенная в древности и раннем средневековье в Ср. Азии Иране Афганистане Азербайджане и ряде стран Ближнего и Ср. Востока сохранилась у парсов...Современный энциклопедический словарь
  46. зороастризмZoroastrianism монотеистическая религия древн. Ирана созданная пророком Зороастром Заратуштрой в в. до н.э. Согласно зороастрийским верованиям верховное божество Ахурамаз...Страны и города мира. Словарь
  47. зороастризмЗороастризм религия распространенная в древности и раннем Средневековье в Средней Азии Персии Афганистане Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока сохранилас...Судьба эпонимов. Словарь-справочник
  48. зороастризмZoroastrianism. Peлигия возникшая в Иране в VI в. до н.э. Основателем ее традиционно считается Зороастр Заратустра родившийся в Иранеза летдорожденияАлександра. Датой рож...Теологический энциклопедический словарь
  49. зороастризмзороастризм религия древних народов ср. азии азербайджана ирана и ряда других стран ближ. и ср. востока названа по имени пророка заратуштры зороастра для зороастризма ха...Толковый словарь иностранных слов
  50. зороастризму ч. Релгя поширена в давнину за середньовччя в ряд кран Близького й Середнього Сходу незначна кльксть прихильникв в нд парси а також в ран гебри в основ яко лежить ...Толковый словарь украинского языка
  51. зороастризмУдарение в слове зороастризмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове зороастризм...Ударение и правописание
  52. зороастризм[zoroastryzm]zoroastryzm релг....Українсько-польський словник
  53. зороастризмДержавна релгя у перськй держав часв правлння династ Сасандв IIIVII ст.em середньо новоперський пероди спадкомець заратустранзму реформованих Заратустрою старих ранськи...Універсальний словник-енциклопедія
  54. зороастризмдержавна релгя у перськй держав часв правлння династ Сасандв IIIVII ст. середньо новоперський пероди спадкомець заратустранзму реформованих Заратустрою старих ранських ...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  55. зороастризмдревняя религия иранских народов названная по имени пророка Зороастра иран. Заратуштра. По имени верховного божества Ахурамазды З. называется также маздеизмом. Возникнув ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  56. зороастризмдуалистическая древнеиранская религия создание крой приписывается пророку Заратуштре Зороастру. . окончательно сформировался к в. до н. э. Гл. в . учение о постоянной бо...Философский энциклопедический словарь
  57. зороастризмзороастризм зороастризмы зороастризма зороастризмов зороастризму зороастризмам зороастризм зороастризмы зороастризмом зороастризмами зороастризме зороастризмах Источник П...Формы слова
  58. зороастризмрелигия распространенная в древности и раннем средневековье в Средней Азии Иране Афганистане и ряде других стран Ближнего и Среднего Востока. Названа но имени пророка Зор...Человек и общество
  59. зороастризмТим Таро Там Таис Таир Таз Строма Страз Стр Стома Стаз Срам Сотр Сортир Сорт Сорорат Сором Сормо Сорм Сорит Сор Сомит Сом Смотр Смит Сми Сма Ситро Сито Ситар Сирота Сим С...Электронный словарь анаграмм русского языка
  60. зороастризмЗОРОАСТРИЗМ религия распространенная в древности и раннем средневековье в Ср. Азии Иране Афганистане Азербайджане и ряде стран Ближнего и Ср. Востока сохранилась у парсо...Энциклопедический словарь естествознания
  61. зороастризмЗОРОАСТРИЗМили маздеизм религия основанная в или в. до н.э. реформатором древней иранской религии по имени Заратуштра греч. Зороастр. Религия зороастризма продолжает су...Энциклопедия Кольера II
  62. зороастризмЗороастризм дуалистическая древнеиранская религия создание которой приписывается пророку Заратуштре Зороастру. Зороастризм окончательно оформился к VII в. до н.э. Главное...Энциклопедия культурологии
  63. зороастризмот имени Зороастр греч. передача имени пророка Заратуштры Заратустры англ. Zoroastrism нем. Zoroastrismus. Религия древних народов стран Ближнего и Среднего Востока в о...Энциклопедия социологии