Философская энциклопедия

ЖИВКОВИЧ

ЖИВКОВИЧ
(Zivkovic)Любомир(28.8.1900—1968),югосл.философ и социологмарксист; по образованию врач. В1924перевёл на сербско-хорват.яз.«Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса. В работе «Человеч. общество и расовая теория»(«Ljudsko drustvo i rasna teorija», 1937)Ж. разоблачал идеологию фашизма.
Осн. внимание Ж. уделял проблемам антропогенеза, происхождения сознания, формам и структуре обществ. сознания, взаимоотношению науки и идеологии, критике религии. Ж. указывал на основополагающее значение марксистско-ленинской теории отражения, подчёркивал её универсальный характер, особое внимание обращая на разработку проблем социального отражения. Специфику социального процесса Ж. усматривал в целеполагании и целесообразной деятельности, в практике, представляющей собой качественно новый вид детерминизма. С позиций воинствующего материализма критиковал реакц.бурж.идеологию и ревизионизм.
Freud i graflansko druatvo, Zagreb,1939; Nauka o postanku fovjeka, Zagreb,1941; Uvod u istoriju i ljudske svesti, Sarajevo,1957; Nauka o drustvu.I deo. Osnova druatva, Sarajevo,1958; Диалектика на социалния процес, София,1971; врус.пер.— Теория социального отражения, М., 1969.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ЖИВКОВИЧ
(Живковиħ), Любомир (р. 28 авг. 1900) – югосл. философ и врач, сотрудник Ин-та обществ. наук в Белграде. Науч. деятельность Ж. в области философии и социологии началась в 30-х гг.: он выступил тогда против расизма как идеологич. орудия фашизма ("Человеческое общество и расовая теория" – "Ljudsko društvo i rasna teorija", 1937).
Осн. темы произведений Ж. 50-х гг. – происхождение и развитие человека и человеч. сознания, взаимоотношение базиса и надстройки, формы обществ. сознания, вопросы теории отражения, критика религии. В отличие от нек-рых югосл. социологов, Ж. считает, что социалистич. уклад не возникает стихийно в недрах капитализма, и выступает против теории мирного врастания капитализма в социализм (см. "Nauka odruštvu", Sarajevo, 1958, s. 458). Он критикует Р. Лукича, Й. Горичара и О. Мандича за их ревизию ленинского определения класса, показывая, что их взгляды ведут в конечном счете "...к провозглашению социалистического общества новым видом классового и эксплуататорского общества" (там же, s. 386).
Ж. перевел (1924) на сербско-хорватский язык "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса.
Соч.:Freud i gradansko društvo, Zagreb, 1939; О postanku i pojmu ljudske svesti, "Savremena škola", 1954, [No] 7–8; Nauka о postanku čoveka, 3 izd., Beograd, 1956; Uvod u istoriju ljudske svesti, diel 1, Beograd, 1957; Društvena nadgradnja, Zagreb, 1960; Teorija socljalnog odrazavanja, Zagreb, 1962.
Лит.:Элeз Й., Живкович Л. Наука об обществе, в кн.: Новые книги за рубежом по общественным наукам, 1958, [No] 5, май.
Й. Элез. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.


  1. живковичЖИВКОВИЧ ЖивковиЬ Петар . Неготин Сербия. Париж югославский политич. деятель сербский генерал. Окончил Воен. академию в Белграде участвовал в гос. перевороте приведшем...Большая советская энциклопедия
  2. живковичЖивкович прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  3. живковичЖивковиh Петар .I. .II. югосл. политич. деятель сербский генерал. Окончил воен. академию в Белграде участвовал в гос. перевороте приведшем на сербский престол династи...Советская историческая энциклопедия