Философская энциклопедия

ЕДИНОСУЩИЕ

ЕДИНОСУЩИЕ
ЕДИНОСУЩИЕ (греч. ομοούσιος)— богословское понятие, выражающее единство божественной природы (сущности) в Лицах Отца, Сына и Святого Духа. Слово “омоусиос”, прежде всего в смысле тождества Сына Отцу по признаку вечности, использовал уже Ориген (в субординационистском истолковании). В 268 на соборе в Антиохии “омоусиос” (единосущный) было отвергнуто в контексте полемики с монархианами как подчеркивающее единство сущности Бога в ущерб реальности трех Лиц.Идея единосущия активно вошла в патристику после I Вселенского Собора в Никее (325), в вероопределение которого “омоусиос” было включено Осием Кордубским и Александром Александрийским при участии Афанасия Александрийского в целях опровержения доктрины Ария (арианства). Не подкрепленное традицией и не пользующееся общим пониманием, понятие “единосущие” встретило сопротивление сторонников Ария и послужило началом т. н. антиникейской реакции на Востоке, породившей позднее в 3-й четверти 4 в. партии “аномеев” (от греч. αν — не и όμοιος — подобный), “омиев” (от όμοιος) и “омиусиан” (греч. όμοιούσιος — подобосущный). Долгое время практически единственным защитником единосущия оставался Афанасий Александрийский. Прояснение и восстановление этого понятия во 2-й пол. 4 в. связано в первую очередь с каппадокийцами, которые показали совместимость учения о подлинной троичности Лиц с учением о единстве Бога. Здесь единосущие стало выражать общность “вечной”, “непостижимой”, “нетварной” природы, которая не растворяет в себе ипостасных признаков, поскольку основание различий переносится с сущности на ипостась. В таком виде единосущие было подтверждено на II Вселенском Соборе и вошло в Никео-Константинопольский символ веры, повлияв тем самым на дальнейшее развитие православной догматики. Лит.: Сильвестр (Малеванский), епископ. Догматическое богословие, т. 2. К., 1892, с. 328-351, 372-376, 397-417; Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви, т. 2. СПб., 1907 (репринт: М., 1994), с. 320-327; т. 4. СПб., 1917 (репринт: М„ 1994), с. 25, 36-42; Деяния Вселенских Соборов, т. 1,5-е изд. СПб., 1996, с. 7—11,94—100.
А. Ј. Михайловский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
единосущность, единство


  1. единосущиегреч. homoousion лат. consubstantialitas единственный термин философского происхождения в церковном Символе веры означающий неразличимость по природе Лиц Св.Троицы. Иначе...Краткий религиозно-философский словарь
  2. единосущиеединосущие единосущие я богосл....Орфографический словарь
  3. единосущиеОрфографическая запись слова единосущие Ударение в слове единосущие Деление слова на слоги перенос слова единосущие Фонетическая транскрипция слова единосущие [эднасуэ] ...Полный фонетический разбор слов
  4. единосущиеОрфографическая запись слова единосущие Ударение в слове единосущие Деление слова на слоги перенос слова единосущие Фонетическая транскрипция слова единосущие [эднасуэ] ...Полный фонетический разбор слов
  5. единосущиеединосущие я богосл.em Синонимы единосущность единство...Русский орфографический словарь
  6. единосущиеединосущие я богосл.em Синонимы единосущность единство...Русский орфографический словарь
  7. единосущиеединосущие сущ. колво синонимов единосущность единство Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы единосущность единство...Словарь синонимов II
  8. единосущиеединосущие сущ. колво синонимов единосущность единство Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы единосущность единство...Словарь синонимов II
  9. единосущиеУдарение в слове единосущиеУдарение падает на букву уБезударные гласные в слове единосущие...Ударение и правописание
  10. единосущиеУдарение в слове единосущиеУдарение падает на букву уБезударные гласные в слове единосущие...Ударение и правописание
  11. единосущиеЕдиносущие см. Троица....Энциклопедический словарь
  12. единосущиесм. Троица....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона