Философская энциклопедия

ДХАРМА

ДХАРМА
(санскр. dharma, пали dhamma) — фундаментальная универсалия инд. культуры, не поддающаяся однозначному переводу на европейские языки по причине своей принципиальной многозначности, но в самом общем виде означающая порядок, норму, закон существования и развития как космоса, так и социума. Истоки понятия Д. восходят к Ригведе, где многократно встречается слово дхарман (от глагола дхар — держать, поддерживать), имеющее преимущественно значения «защита», «опора», «крепкое установление», «закон», «порядок». Его ближайший коррелят — слово рта (букв. — приведенное в движение) — периодическое упорядочение и регулирование мира, контролируемое некоторыми верховными божествами, прежде всего Митрой и Варуной, моделирующими, соответственно, воздаяние и наказание как гаранты правильных отношений между богами, людьми и теми и другими вместе (IX.97.22—23). Противоположность Д. — ад-харма (санскр. adharma — «не-дхарма», пали ad-hamma) — один из основных терминов инд. традиции, означающих противоположность добродетели и зло. Среди ранних прецедентов употребления соответствующего понятия можно выделить «Чхандогья-упанишаду» (VII.2.1), где адхарма наряду с Д. названа в числе предметов человеческого познания.Д. индуиста, описываемая в специальных текстах — дхарма-сутрах и дхарма-шастрах, осмысляется прежде всего как выполнение им обязанностей, определяемых его принадлежностью к соответствующей варне (социальная группа) и ашраме (стадия жизни). Д. в ее реализации — накопление «заслуги» (пунья), содействующей процветанию в текущей и будущей жизни — составляет основу целей человеческого существования. В буддизме Д. означает правду, знание, мораль и долг, но также проповедь Будды, собрание буддийских текстов и буддийское учение как таковое, а также отдельные его составляющие.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ДХАРМА
(санскр.— закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), одно из важнейших понятий др.-инд. мысли, в самом общем виде — некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме; вечный закон, моральный по своему содержанию. В более узком смысле — частное нравственное установление(долг, добродетель ит.п.). В пределах этого круга значений понятие Д. употреблялось в ортодоксальных(признающих авторитет Вед)школахинд.философии, а также в правовой литературе дхарма-шастр(«учение о Д.», понимаемой здесь как предписываемый законом долг). В вайшешике,напр., Д. и адхарма входят в число 24 качеств(гун)и обозначают соответственно достоинство(добродетель)и недостаток(порок).
Особое развитие понятие Д. получило в буддизме, где оно означает вечные и неизменные элементы существующего, безличного жизненного процесса, своеобразные «вспышки» психофизич. энергии. Психич. и физич. компоненты Д. соотносительны: один из них возникает только и одновременно с другим, так что появление одного всегда сопровождается явным или «непроявленпым» присутствием другого. Посредством понятия Д. буддизм отрицает существование к.л. субстанции и утверждает только бытие процесса. Число Д. в разных направлениях буддизма определялось поразному. Д. разделялись на обусловленные влиянием кармич. сил(см.Карма), подчиняющиеся в своём бытии действию закона пратитъясамутпада, и необусловленные, не подверженные этим влияниям(нирвана). Необусловленные Д. отождествлялись сабс.реальностью, учением Будды ит.п. Понятие Д. считалось единств. реальностью вфилос.школах хинаяны и нереальностью в школах махаяны(признание их «пустотности» в мадхьямике: нельзя утверждать ни того, что Д. есть, ни того, что их нет; отрицаниек.-л.их реальности в йогачаре).
Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма, ч. 2, П.,1918; Семичов Б. В., О числе элементов по различным палийским и тибетским буддийским текстам, «Тр. Бурят, комплексного н.-и. института»,1960,в.3,с.58—68; Steh erbat s-k у Т h., The central conception of Buddhism and the meaning of the word «dharma». L.,1923; Glasenapp H. y., Zur Geschichte der buddhistischen Dharma-Theorie, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft»,1938, Bd 92, H. 2/3, S. 383—420; G o d n a J., Het begrip dharma in het Indische denken, «Tijdschrift voor Philosophie»,1958, t. 20.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ДХАРМА
(санскр., пали – дхарма, ведущий принцип)
в инд. философии закон, истина, учение, право, долг, добродетель, свойство; в учении буддизма – элементы бытия, из которых слагается все сущее.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ДХА́РМА
(санскр.) – одно из распространенных понятий инд. философии и религии, гл. обр. буддизма. В Ведах слово "дхарман" имело несколько значений: поддержка, твердая опора; закон, твердо установленный порядок или обычай; закон или порядок богов – Митры и Варуны; действие, получаемое от жертвоприношения какому-либо богу, и т.д. В инд. философии понятие "Д." употреблялось в самом широком смысле, означая и порядок, и закон, и религию, и справедливость, и нравственность, и слово и т.д. Термин "Д." имеет и социальный смысл: каждый человек обладает своей Д., принадлежит к той или иной касте (варне). В религ. системах основное значение термина "Д." – бог, абсолют.
Особый смысл приобретает Д. в буддийской философии. Буддисты отрицали существование вечной неизменной субстанции. Поэтому, объясняя изменчивость мира, они представляли все материальные и духовные явления состоящими из отд. мгновенных элементов – Д. Каждая Д. несет только один определ. признак. Д., воспринимаемая глазом, не может восприниматься ухом или др. органами чувств. "Дхарма, – писал философ Васубандху (5 в. н.э.), – означает то, что носит (dharana) свой собственный признак (svalaksana)" ("L'Abhidharmakosa", trad, par L. de la Vallée Poussin, P., 1923, Chap. 1, p. 4). Все Д. не субстанциональны, не имеют протяжения ни во времени, ни в пространстве.
Д. делились буддистами на "чистые", не ведущие к "пороку", и на "нечистые", или "ведущие к пороку", на обусловленные и не обусловленные, на составные и не составные (к числу последних относилась нирвана). Высшее знание, по учению буддистов, состоит в проникновении в Д., а цель знания – в подавлении беспокойства Д. и в достижении нирваны.
Ряд буддийских школ (тхеравадины и сарвастивадины) считали Д. реально существующими, мадхьямики же и йогачары доказывали их нереальность, иллюзорность. Европейские исследователи буддизма (Э. Бюрнуф, Г. Ольденберг, М. Мюллер) переводили слово Д. как "порядок", "закон". Ф. И. Щербатской и О. О. Розенберг предложили филос. объяснение термина "Д." – элемент бытия, элемент сознания (см. О. О. Розенберг, Проблемы буддийской философии, П., 1918, с. 87). Ряд совр. зарубежных буддологов в зависимости от источника и контекста переводят понятие Д. как "объект мысли" или "психо-физические элементы существования" (Lamotte E., Histoire du bouddhisme indien, Louvain, 1958, p.33–34; "Buddhist wisdom books", ed Conze Ε., L., 1958, p. 44).
Лит.:Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма, ч. 2, П., 1918, гл. 4; Steherbatsky Th., The central conception of Buddhism and the meaning of the word"Dharma", L., 1923; Dhammassangani, trad, par A. Bareau, P., 1953.
И. Кутасова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ДХАРМА
ДХАРМА (санскр. dharma, пали dhanuna) — одно из важнейших понятий всей индийской мысли, однозначно непереводимое на европейские языки ввиду своей принципиальной многозначности, но в самом общем виде означающее “порядок”, “парадигму”, “норму” существования и развития как космоса, так и общества; регулятивный духовный, социальный и нравственный “закон”. Объем понятия “дхарма” включает, т. о., значения и “религии”, и “права”, и “морали”. В системе целей человеческого существования (пурушартха) следование дхарме — одна из четырех основных задач-ориентиров, три остальные “координируются” в перспективе дхармы. Среди понятий, наиболее близких дхарме, можно выделить “истину” (сатья), “заслугу” (пунья), “благо” (шреяс); ее антоним— адхарма. Истоки понятия дхармы восходят еще к “Ригведе” (ср. дхарман), а именно к понятию “рита” (букв.—приведенное в движение), означающему порядок и регуляцию мироздания, “опекаемые”, в свою очередь, божествами Митрой и Варуной. В “Брихадараньяка-упанишаде” дхарма — сущность царской власти, высшее начало, тождественное правде или познавательной и моральной истине (1.4.14; 11.5.11). В “Чхандогья-упанишаде” различаются три “ветви” дхармы, имеющей значение “долга”: жертвоприношение, изучение Вед, подаяние; подвижничество; ученичество и аскеза (11.23.1). В “Тайттирия-упанишаде” дхарма сополагается с истиной и благом, и это тем более важно, что соответствующий пассаж моделирует “корневые” понятия брахманизма (1.11).
Дхарма становится центральным понятием буддизма. В палийских текстах дхарма — одно из “трех сокровищ” (триратна) буддизма наряду с Буддой и общиной и соответствует буддийскому учению как таковому. Одновременно дхарма — сокровенная часть этого учения, напр. формула стадиального происхождения состояний индивида (пратитья-самутпада). Дхарма идентична и четырем благородным истинам Будды о страдании. Поэтому дхарма — это и весь практический аспект буддизма, включающий три основных компонента мудрости (панна), нравственного поведения (сила) и медитации (джхана). В буддийских текстах различаются дхамма (в единственном числе)— праведность в целом и дхаммы (во множественном числе) — нравственные опыты и ситуации (Тхерагатха, ст. 30, ср. 304 и т. д.). Дхарма в эдиктах Ашоки близка понятию естественной морали. Буддхагхоса в комментариях к “Дигханикае” (1.99) и “Дхаммападе” (1.22) включает в значение дхармы также собрание буддийских текстов, космический закон и всю проповедь учения.
Основы интерпретации дхармы как базовой категории индуизма были заложены уже в эпоху Будды — в сер. 1-го тыс. до н. э. в текстах, так и называвшихся дхармасутрами, содержавших правила поведения индивида в зависимости от его нахождения на той или иной стадии жизни (ашрамы ученика, домохозяина, лесного отшельника, аскета). Наряду с этой “вертикальной” схемой составители дхармасутр разрабатывали и “горизонтальную” — обязанности в соответствии с варной (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Потому в этих памятниках и следующих за ними дхармашастрах дхарма соответствует варнаашрама-дхарме. “Вертикальный” и “горизонтальный” срезы дхармы соединяются в свадхарму (букв. — своя дхарма). В “Бхагавадгите” апелляция к свадхарме становится решающей: “лучше своя дхарма плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая” (III.35, ср. XVIII.45 и т. д.). Уже в эпоху “Законов Ману” (1—2 вв.) встает вопрос об источниках знания о дхарме. “Корнями дхармы” объявляются Веда, предание (смрити), образ жизни знатоков Веды, поведение добродетельных и внутреннее согласие души с предписаниями (11.6).
Среди брахманистских философских школ, исследовавших проблематику дхармы, выделяется миманса. По “Мимансасутрам”, “дхарма — это объект, определяемый через специфическую связь с предписанием” (1.1.2). Источником познания дхармы не может быть восприятие, но только авторитетное наставление (1.1.3—5). Комментаторы уточняют это положение в том смысле, что восприятие, логический вывод и все опирающиеся на них источники знания (праманы) имеют дело с сущим, а не с должным, обеспечивают дескриптивное, а не прескриптивное знание. Дхарма познается из Веды, которая авторитетна вследствие своей “несозданности”.
В “Вайшешика-сутрах” дхарма—то, благодаря чему осуществляются преуспеяние (абхъюдайя) и высшее благо (1.1.2). В “Падартхадхармасанграхе” Прашастапады дхарма является началом сверхчувственным и реализуемым в зависимости от принадлежности к варне и ашраме. В “Ньяябхашье” Ватсьяяны утверждается, что с разрушением одного тела дхарма и адхарма каким-то образом воздействуют на материю, составляющую новое тело. Джаянта Бхатта в “Ньяя-манджари” полемизирует с тезисом мимансы относительно непознаваемости дхармы через восприятие: йогическое восприятие может быть источником этого познания, и если коты видят в темноте, то почему мудрецыриши не могут видеть дхарму?
Концепция дхармы в адвайта-веданте разрабатывается в полемике с мимансой. Осмысляя различие самих предметов мимансы и веданты —дхармы и Брахмана, Шанкара в “Брахма-сутра-бхашье” намечает целый ряд противопоставлений: постижение дхармы имеет результатом преуспеяние, зависимое от совершенных действий, но не конечное благо, от действий не зависящее; дхарма есть нечто, отодвигаемое на будущее, тогда как Брахман есть вечноприсутствующее; предписания в связи с дхармой “привязывают” ум к определенным желаемым объектам, тогда как инструкции по познанию Брахмана пробуждают разумение (1.1.1). Т. о., миманса и веданта противостоят друг другу как “философия действия” и “философия узнавания”. В комментарии же к “Бхагавадгите” Шанкара подчеркивает, что императив исполнения “своей дхармы” актуален только для тех, кто не достиг еще познания Брахмана: предписания дхармы релятивизируются в связи с различиями в уровнях познания.
В джайнской онтологии дхарма и адхарма означают субстанции, обеспечивающие возможности для движения и покоя в мире.
Лит.: Creel А. В. Dhanna in Hindu Ethics. Calcutta, 1977; Kalupahana D. 1. Dhanuna (1).— Encyclopedia of Buddhism (Colombo), 1988, v. 4, fasc. 3.
В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
долг, закон, мораль, обязанность, учение


  1. дхармаправедный образ жизни как предписано священными писаниями характеристики добродетель....Yoga Vedanta Dictionary
  2. дхармаДХАРМА санскр. слово употреблявшееся в древней и ср.век. литре Индии для выражения самых разнообразных понятий закон религия долг справедливость душа обычай и т. д. Из вс...Большая советская энциклопедия
  3. дхармасанскр. слово употреблявшееся в древней и средневековой литературе Индии для выражения самых разнообразных понятий закон религия долг справедливость душа обычай и т.д. Из...Большая Советская энциклопедия II
  4. дхармаdharma см. Каста ....Большой толковый социологический словарь II
  5. дхармаДХАРМА санскр. одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма имеющее несколько значений вечный моральный закон аналог абсолюта нравственносоциально...Большой Энциклопедический словарь V
  6. дхарматермин которым в индуизме охватывается круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных нравственных общественных семейных обязанностей выполнение ко...Большой юридический словарь
  7. дхармаДХАРМА термин которым в индуизме охватывается круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных нравственных общественных семейных обязанностей выпол...Большой юридический словарь II
  8. дхармаи ж.i Одне з центральних понять давньондйсько флософ що означа закон правило принципи мораль слово у релгйних системах Бог абсолют. У буддизм найдрбнш неподльн частинки...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  9. дхармаинд. Праведный закон бытия в индийской философии ученые Будды...Восточные единоборства
  10. дхармамуж. религия путь к Богу...Древние индийские имена
  11. дхарма. В инд. миф. сначала божеств. мудрец затем бог справедливости персонифиц. понятие дхармыem закона морал. правопорядка добродетели. Д. в мифах либо сам сын Брахмы и оди...Древний мир. Энциклопедический словарь
  12. дхармаВ инд. миф. сначала божеств. мудрец затем бог справедливости персонифиц. понятие дхармы закона морал. правопорядка добродетели. Д. в мифах либо сам сын Брахмы и один из...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  13. дхармасанскр.ведущий принцип в индийской философии некоторый положительный образец которому надо следовать как норме вечный моральный закон или частное нравственное установлени...Евразийская мудрость от А до Я
  14. дхармасанскритское закон порядок долг справедливость качество характер природа понятие древнеиндийской мысли некий образец которому надлежит следовать как норме вечный закон в...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  15. дхармаот корня дхар поддерживать то на чем держится нечто или мир общество важнейшее понятие инд. культуры. Эквивалента не имеет контекстно переводится как правило право мо...Индуизм
  16. дхармасовокупность норм определяющих добродетельного человека....История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  17. дхармаФА. Закон образец правило метод. Категория кит. философии и культуры. В широком смысле означает определяемый деонтологич. нормой образец прежде всего поведения и действия...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  18. дхармасанскр. закон основа в древнеиндийской мысли духовная основа мира Высшая правда. В жизни согласно с дхармой человек являет праведность благочестие и нравственность в позн...Краткий религиозно-философский словарь
  19. дхармав древнеиндийской мифологии персонификация закона морального правопорядка добродетели...Краткий справочник мифологических терминов
  20. дхармаДхарма др.инд. должное сначала божественный мудрец затем бог справедливости сын Брахмы или Атри великого риши родившегося из мысли Брахмы олицетворяющий понятие дхармы ...Мифологический словарь
  21. дхармаНачальная форма Дхарма слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  22. дхармаdharma одно из центр понятий индуизма и буддизма. В индуизме Д. имеет неск. значений вечный моральный закон аналог абсолюта нравственносоциальное установление для правиль...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  23. дхармаДХАРМА санскр. dharma тиб. chos кит. fa. яп. ho закон религия долг доктрина благочестие основа порядок мироздания качество характер истина одно из важнейших понятий инд...Новейший философский словарь
  24. дхармасанскр. dharma тиб. chos кит. fa. яп. ho закон религия долг доктрина благочестие основа порядок мироздания качество характер истина одно из важнейших понятий индуистско...Новейший философский словарь II
  25. дхармадхарма дхарма ы...Орфографический словарь
  26. дхармаu жu в индуизме закон добродетель долг закон мораль обязанность учение...Орфографический словарь русского языка
  27. дхармав индуизме божество долг закон мораль обязанность учение...Орфографический словарь русского языка
  28. дхармаОрфографическая запись слова дхарма Ударение в слове дхарма Деление слова на слоги перенос слова дхарма Фонетическая транскрипция слова дхарма [тхарм] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  29. дхармаодно из важнейших понятий индийской религиознофилософской традиции имеющее много значений доктрина религия добродетель моральное качество долг справедливость закон норма ...Религиоведческий словарь
  30. дхармаДхарма санскр. закон порядок долг справедливость качество характер природа одно из важнейших понятий древнеиндийской философии. В самом общем виде некое установление по...Религиозные термины
  31. дхармадхарма ыСинонимы долг закон мораль обязанность учение...Русский орфографический словарь
  32. дхармадхарма...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  33. дхармадхарма...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  34. дхармаДХАРМА санскр. долг закон порядок жизни. Дхарма огня гореть дхарма тигра быть жестоким. Д. Редьяр. Психология личности. В индийской астрологии домами указывающими дхар...Словарь астрологических терминов
  35. дхармато что является установленным и прочным закон устав указ употребление практика предписанное поведение долг право справедливость добродетель нравоучение религия. Этические...Словарь восточных терминов
  36. дхармаDharma Слово происходит от корня означающего предохранять поддерживать придавать силы. Когда оно рассматривается в отношении прямоты или честности это понятие означает с...Словарь йоги
  37. дхармаДхарма муж. религия путь к Богу Древние индийские имена. Словарь значений. долг закон мораль обязанность учение...Словарь личных имен
  38. дхармадхарма учение закон мораль Словарь русских синонимов. дхарма сущ. колво синонимов долг закон мораль обязанность учение Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Си...Словарь синонимов II
  39. дхармадхарма учение закон мораль...Словарь синонимов
  40. дхармав Древней Индии обязательные правила поведения религиозноритуальные моральные правовые регламентировавшие повседневную жизнь представителя каждой из четырех варн....Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
  41. "дхарма"ДХАРМА термин которым в индуизме охватывается круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных нравственных общественных семейных обязанностей выпол...Словарь юридических терминов
  42. дхарматермин которым в индуизме охватывается круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных нравственных общественных семейных обязанностей выполнение ко...Словарь юридических терминов
  43. дхармасанскр. одне з центральних понять давньондйсько флософ що означа закон правило принципи мораль слово у релгйних системах бог абсолют....Словник іншомовних слів
  44. дхармадхарма санскр. одне з центральних понять давньондйсько флософ що означа закон правило принципи мораль слово у релгйних системах бог абсолют....Словник іншомовних слів Мельничука
  45. дхармасанскр. слово употреблявшееся в древней и ср.век. литре Индии для выражения самых разнообразных понятий закон религия долг справедливость душа естество характер обычай и...Советская историческая энциклопедия
  46. дхармасанскр.закон порядок долг справедливость качество характер природа одно из важнейших понятий др.инд. мысли в самом общем виде некое установление положительного характера ...Советский философский словарь
  47. дхармаДХАРМА санскритское закон порядок долг справедливость качество характер природа Понятие древнеиндийской мысли некий образец которому надлежит следовать как норме вечный ...Современная энциклопедия
  48. дхармаДХАРМА санскр . одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма имеющее несколько значений вечный моральный закон аналог абсолюта нравственносоциально...Современный энциклопедический словарь
  49. дхармабуквально ведущий принцип положительный образец вечный моральный закон в древнеиндийских ортодоксальных школах признающих авторитет Вед. Дхармы делятся на подчиненные кар...Тематический философский словарь
  50. дхармаи ж. Одне з центральних понять давньондйсько флософ що означа закон правило принципи мораль слово у релгйних системах Бог абсолют. У буддизм найдрбнш неподльн частинки...Толковый словарь украинского языка
  51. дхармаУдарение в слове дхармаУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове дхарма...Ударение и правописание
  52. дхармасанскр. порядок уклад установление сакральный порядок идеальная парадигма социальнополитического устройства. Важнейший термин индуистской традиции. Вся индусская цивилиз...Философия политики
  53. дхармасанскр. одно из распространенных понятий инд. философии и религии гл. обр. буддизма. В Ведах слово дхарман имело несколько значений поддержка твердая опора закон твердо ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  54. дхармасанскр. пали дхарма ведущий принцип в инд. философии закон истина учение право долг добродетель свойство в учении буддизма элементы бытия из которых слагается все сущее....Философский энциклопедический словарь II
  55. дхармаРам Радам Рада Махра Мах Мара Драхма Дарма Дама Арх Армад Арма Арам Амад Адам Ада Храм Дар Драма Дхарма Маар Хмара Мрад Хард Хара Хам...Электронный словарь анаграмм русского языка
  56. дхармаДХАРМАсанскр. dharma пали dhamma в индуистской мифологии сначала божественный мудрец затем бог справедливости персонифицирующий понятие дхармы закона морального правопо...Энциклопедия мифологии