Философская энциклопедия

"ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ"

"ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ"
выдающееся филос. произведение Ф. Энгельса, содержащее наиболее развернутое изложение диалектико-материалистич. понимания важнейших проблем теоретич. естествознания. "Д. п." - незаконченное произведение, дошедшее до нас в виде рукописи, к-рая состоит из 2 набросков плана, 10 более или менее отделанных статей и 169 заметок и фрагментов. Замысел "Д. п." изложен в письме Энгельса Марксу от 30 мая 1873. Осн. часть "Д. п." была написана в 1873-82. Кроме того, к "Д. п." Энгельс отнес три заметки, написанные в 1885-86 и первоначально относившиеся к его произв. "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах...". Работа над "Д. п." была прервана смертью Маркса; после этого Энгельс вынужден был посвятить все свое время завершению "Капитала" и руководству междунар. рабочим движением. Впервые "Д. п." была опубликована в СССР в 1925 на нем. и рус. языках.
Задача, к-рую ставил перед собой Энгельс при работе над "Д. п.", сформулирована в предисловии ко 2-му изд. "Анти-Дюринга". Энгельс, описывая ход своих естеств.-науч. занятий, отмечает: "... дело шло о том, чтобы и на частностях убедиться в той истине, которая в общем не вызывала у меня никаких сомнений, а именно, что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий", "для меня дело могло итти не о том, чтобы внести диалектические законы в природу извне, а о том, чтобы отыскать их в ней, вывести их из нее" ("Анти-Дюринг", 1957, с. 11 и 12). Т. о., задача состояла в том, чтобы вскрыть объективную диалектику в природе, а тем самым обосновать необходимость сознат.материалистич. диалектики в естествознании и изгнать из него идеализм, метафизику и агностицизм; дать диалектико- материалистич. обобщение важнейших результатов развития естествознания и тем самым обосновать всеобщность осн. законов материалистич. диалектики.
О структуре "Д. п." можно судить на основании наброска общего плана, к-рый относится, вероятно, к авг. 1878; 11 пунктов этого плана можно объединить в 3 группы: естествознание и философия (1–3); классификация наук и диалектич. содержание отд. наук (4–5); критика агностицизма, идеализма и метафизики в естествознании (6–11). Однако фактич. содержание "Д. п." не вполне, а лишь в общем и целом соответствует этому плану. Особенно фрагментарно представлена последняя часть.
В статьях и фрагментах, относящихся к общей (первой) части, Энгельс исследует развитие естеств. наук начиная с эпохи Возрождения, показывает обусловленность развития естествознания произ-вом и неразрывную связь естествознания с философией и доказывает, что "в естествознании, благодаря его собственному развитию, метафизическая концепция стала невозможной", что "возврат к диалектике совершается бессознательно, поэтому противоречиво и медленно" ("Диалектика природы", 1955, с. 1). Энгельс выделяет 2 осн. формы домарксистской диалектич. философии (др.-греч. философия и классич. нем. философия от Канта до Гегеля), подвергает критике мистифицированную, идеалистич. диалектику Гегеля, подчеркивает роль трех великих открытий в естествознании (закон сохранения и превращения энергии, органич. клетка, дарвинизм), обнаруживших диалектику природы, и ставит перед теоретич. естествознанием задачу – сознательно овладеть рациональной, материалистич. диалектикой (там же, с. 1–27, 145–65). Энгельс дает определение диалектики и перечисляет ее осн. законы. Диалектика есть "наука о всеобщей связи", "наука о наиболее общих законах всякого движения". Эти законы сводятся к 3 главным: закон перехода количества в качество и обратно, закон взаимного проникновения противоположностей, закон отрицания отрицания. Энгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику мышления; субъективная диалектика отражает объективную диалектику; диалектика есть высший метод мышления. Энгельс, однако, не ставит своей целью дать руководство по диалектике: "Мы не собираемся здесь писать руководство по диалектике, а желаем только показать, что диалектические законы являются действительными законами развития природы и, значит, имеют силу также и для теоретического естествознания" (там же, с. 38–43, 166–92).
Центр. идеей осн. (второй) части "Д. п." является классификация форм движения материи и соответственно этому классификация наук, изучающих эти формы движения. Низшая форма движения – это простое перемещение, высшая – мышление. Осн. формы, к-рые изучаются естеств. науками: механич., физич., химич. и биологич. движение. Каждая низшая форма движения переходит посредством диалектич. скачка в высшую форму. Каждая высшая форма движения содержит в себе как подчиненный момент низшую форму, но не сводится к ней (там же, с. 44–59, 193–204). Опираясь на эту центр. идею, Энгельс последовательно рассматривает диалектич. содержание математики, механики, физики, химии, биологии и переходы от одной формы движения к другой и, соответственно, от одной науки к другой. При этом в математике он выделяет проблему кажущейся априорности математич. абстракций, в физике – учение о превращении энергии, в химии – проблему атомистики, в биологии – проблему происхождения и сущности жизни, клеточную теорию, дарвинизм. Переход от естествознания к истории общества образует разработанная Энгельсом трудовая теория происхождения человека (там же, с. 60–144, 205–52).
В критич. части своего труда Энгельс разоблачает агностицизм, механицизм и спиритизм бурж. естествоиспытателей, односторонний эмпиризм позитивистов, различные проявления антинауч., реакц. мировоззрения в естествознании.
Исследуя диалектику природы, Энгельс опирался на достижения совр. ему естествознания. Вполне закономерно, что за прошедшие десятилетия бурного и революц. развития всех естеств. наук отд. частности "Д. п." не могли не устареть. Однако общая методология и общая концепция этой книги до сих пор сохраняют свое непреходящее значение. Идеи "Д. п." получили отражение в произведениях Энгельса "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах". Эти идеи были развиты в труде Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" и в работах философов и естественников-марксистов. В СССР "Д. п." была издана 43 раза общим тиражом 2 289 тыс. экз. на 9 языках (данные на 1 янв. 1958).
Лит.:Кедров Б. М., О произведении Ф. Энгельса "Диалектика природы", 2 изд., М., 1954; Кольман Э., О работе Энгельса "Диалектика природы", [М.], 1946; Максимов Α. Α., О произведении Ф. Энгельса "Диалектика природы", М., 1946.
Г. Багатурия. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.


  1. диалектика природыпроизведение Ф. Энгельса в кром дано диалектикоматериалистич. обобщение важных достижений естествознания вт. трети в. освещены ключевые проблемы диалектики как теории и ...Атеистический словарь II
  2. диалектика природыДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ выдающееся философское произведение Ф. Энгельса содержащее наиболее разврнутое изложение диалектикоматериалистич. понимания важнейших проблем теоретич....Большая советская энциклопедия
  3. диалектика природыДиалектика природы выдающееся философское произведение Ф. Энгельса содержащее наиболее разврнутое изложение диалектикоматериалистического понимания важнейших проблем теор...Большая Советская энциклопедия II
  4. диалектика природыnatural dialectics...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  5. диалектика природыnatural dialectics...Русско-английский психологический словарь
  6. диалектика природыdialectic of nature...Русско-английский словарь политической терминологии
  7. диалектика природывыдающееся филос. произведение Ф. Энгельса содержащее наиболее развернутое изложение диалектикоматериалистич. понимания важнейших проблем теоретич. естествознания. Д. п. ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  8. диалектика природыне законченное произв. Энгельса впервые опубликовано в СССР . Состоит из ряда записей посвященных разработке важнейших проблем диалектики естествознания. Энгельс считал ...Философский энциклопедический словарь