Философская энциклопедия

ГУНЫ

ГУНЫ
(санскр. guna — «нити», «пряди», «свойства») — одно из основополагающих понятий философии санкхьи, практически непереводимое на европейские языки. Три Г. — саттва, раджас и тамас — это ноуменальные, «атомарные» (несводимые к др.) состояния сущего, проявляющие себя в трех основных эмоциональных состояних — радости, страдании и безразличии, коим на онтологическом срезе соответствуют начала «освещения», «активности» и «препятствия». На уровне их «внутренних отношений» они непрерывно подавляют и в то же время опираются друг на друга, порождают и «спариваются» друг с другом. Первоматерия Пракрити — модус равновесия трех Г., охватывающих все, кроме духовного, начала Пуруши. В индуистской формуле божественного триединства (три-мурти) Вишну олицетворяет действие саттвы, Брахма — раджаса, Шива — тамаса. Модель трех Г. оказала заметное влияние на воззренческую систему «Махабхараты», а затем Пуран и других религиозных текстов.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ГУНЫ
(санскр.гуна,букв.— качество, нить), в др.-инд.мысли субстанции-силы, входящие в состав пракоторити и направляющие её развитие в определ. направлении. Учение о Г. получило особое развитие в санкхье: пракрити состоит из трёх Г.(подобно канату, сплетённому из трёхотд.верёвок)— саттвы, лежащей в основе удовольствия и являющейся источником положит, эмоций(радости, светлого ит.п.), раджаса, стимулирующего элемента(в том числе приводящего в движение)и порождающего страдание, тамаса — пассивного, от-рицат. начала, порождающего апатию, безразличие, тьму, косность, аморфность ит.п. Г. невосцринимаемы, об их существовании можно судить только по их следствиям — объектам тварного мира, отражающим преобладающий тип Г. и, следовательно, вызывающим или радость, или отрицат. эмоции, или индифферентность. Три Г. могут находиться как в состоянии конфликта, противоборства друг с другом, так и в состоянии равновесия, обеспечивающего гармонию. Все нейтральные объекты объясняются преобладанием к.л. одной из Г.
Г. пронизывают все объекты и находятся в процессе вечного изменения, который бывает двух типов. Первый из них — сварупа-паринама, он предполагает автономные изменения в пределах каждой из трёх Г., не затрагивающие две другие Г.; на этой стадии нет взаимодействия Г., их сочетаний, они существуют как однородная масса, внутри которой нет перемещений и, следовательно, нет ни объектов, ни качеств. Это состояние равновесия характерно для распадающегося мира или мира до творения. Второй тип изменения Г. — вирупа-паринама; он предполагает преобладание одной из Г. над двумя другими и,т.о., превращение в иное, что открывает эволюцию Вселенной.
Вдр.филос.школах Г. понимались иначе. Для вай-шешики Г. — качество, обладающее теми или иными свойствами. В упанишадах Г. — психич. состояния, вызывающие отрицат. физич. и духовные эффекты. В некоторых системах Г. характеризовали разные типы реальности. Учение о Г. сыграло значит. роль в концепциях, уделявших особое внимание становлению мира объектов.
см. к ст. Санкхъя.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ГУНЫ
ГУНЫ (санскр. guna) — одно из основополагающих понятий философии санкхьи, концентрирующее в себе своеобразие ее онтологии.
В древнейших версиях эпической санкхьи (Махабхарата XII. 212, 267) Гунами называются и способности восприятия (индрии), и их объекты. У Панчашикхи эти гуны как реалии индивидуального существования обусловливают три рода ментальных состояний (ведана): саттву—радость, “приятность”, наслаждение, счастье, спокойствие ума; раджас— неудовлетворенность, расстройство, печаль, алчность, беспокойство; тамас — неразличение истины, ослепление, небрежность, сонливость, инертность. В список гун у АситаДэвалы включаются также три способности познания и сами указанные состояния, причем отмечается, что гуны связаны с телом и “погибают” после его разрушения. Типологическая, а возможно и генетическая близость этих гун как реалий индивидуального психологического опыта и буддийских дхарм очевидна. В зрелой доклассической санкхье (поздние слои эпической “Мокшадхармы”) гуны уже соотносятся с Первоматерией мира (Пракрити) и производными от нее космическими “сутями” (таттвы) и противопоставляются духовному началу (Атман), задача которого и заключается в освобождении от обусловливаемых Гунами состояний, с которыми он себя ошибочно отождествляет. В “Бхагавадгите” (гл. XVII, XV11I) преобладает этическая интерпретация гун: нравственные и психологические различия людей объясняются преобладанием в их сознании саттвы, раджаса и тамаса.
В “Санкхья-карике” три гуны—саттва, радхас и тамас— проявляются в трех основных эмоциональных состояниях—радости, страдании и безразличии, которым на онтологическом уровне соответствуют модусы “освещения”, “активности” и “препятствия”. На уровне их внутренних бытийных взаимоотношений они непрерывно подавляют и в то же время опираются друг на друга, порождают и “спариваются” друг с другом (ст. 12). Объясняя возможность подобной “кооперации” взаимопротивоположных начал, Ишвара кришна сравнивает их с тремя “взаимоотрицающими” компонентами светильника (ст. 13). Есливдоклассической санкхье гуны рассматривались как свойства Первоматерии, то теперь именно гуны оказываются ноуменами, существующими в двух модусах—проявленных начал бытия и их непроявленного первоначала (см. Вьякта-авьякта). Гуны определяют остальные родовые характеристики проявленного и непроявленного—“отсутствие различения”, объектность, всеобщность, бессознательность и способность к порождению чего-то другого, — оппозицию которым составляет другой ноумен, Пуруша (ст. 14). Взаимоотношения гун определяют эманацию начал мира из Первоматерии: преобладание саттвы обусловливает “проявление” мирового разума (буддхи), ее же преобладание в ахинкаре обусловливает “проявление” индрии, а преобладание в нем тамаса— танматр (ст. 25). Различными “пропорциями” в комбинации трех гун объясняется различие познавательных, перцептивных и моторных способностей индивида, их функций и объектов (ст. 27,36), множественность психоментальных диспозиций (ст. 46), статус будущего воплощения индивида: преобладание в его сознании саттвы обеспечивает ему рождение среди богов и демонов, раджаса — среди людей, тамаса—среди животных и растений (ст. 54).
Комментаторы “Санкхья-карики” иллюстрируют “пронизанность” гунами всего существования примером женщины, которая обязательно вызывает у разных людей одно из трех состояний—удовольствия, неприязни и безразличия. В комментарии Вьясы к “Йога-сутрам” (11.19) различаются четыре уровня манифестации гун: 16 “дифференцированных” элементов (5 махабхута +11 индрии), 6 “недифференцированных” (5 танматр + аханкара), “знак” (буддхи) и “не-знак” (Пракрити).
Учение санкхьи о гунах определило трактовку некоторых мировоззренческих моделей индуизма (в тримурти Вишну олицетворяет действие саттвы, Брахма — раджаса, Шива — тамаса) и многих мифологем и оказало заметное влияние на всю индуистскую ментальность.
В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. гуныпонятие индийской философии прежде всего санкхьи где гуны составные качества силы пракрити действующие в космическоминдивидуальнопсихологическом и этическом планах саттва...Большой энциклопедический словарь II
  2. гуныГУНЫ понятие индийской философии прежде всего санкхьи где гуны составные качества силы пракрити действующие в космическом индивидуальнопсихологическом и этическом планах...Большой энциклопедический словарь III
  3. гуныГУНЫ понятие индийской философии прежде всего санкхьи где гуны составные качества силы пракрити действующие в космическом индивидуальнопсихологическом и этическом плана...Большой Энциклопедический словарь V
  4. гунынить понятие индуистской философии обозначающее специфическое качество первоматерии. Понятие Г. систематизируется в философии санкхья. Всего выделяется три Г. саттва све...Индуизм - йога, тантризм, кришнаизм
  5. гуныОбобщение совмещение обобществление генерализация. Термин кит. философии и логики этимологич. восходит к изображению сведенных вместе рук. Г. означает обобщение не посред...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  6. гунысм. гусявны...Коми (зырянский)-русский словарь
  7. гуныгуны гуны гун филос....Орфографический словарь
  8. гуныпонятие индийской философии...Орфографический словарь русского языка
  9. гуныОрфографическая запись слова гуны Ударение в слове гуны Деление слова на слоги перенос слова гуны Фонетическая транскрипция слова гуны [гун] Характеристика всех звуков г...Полный фонетический разбор слов
  10. гуныВ древнеиндийской философии субстанциисилы входящие в состав пракрити и направляющие ее развитие в определенном направлении. Учение о гунах получило особое развитие в Сан...Религиозные термины
  11. гуныгуны гун филос.em...Русский орфографический словарь
  12. гуныGunas Качества Природы. Существуют три гуны постоянство тамас см. беспокойство раджас см. и упорядоченность саттва см. Развитие всех сущностей Природы проходит через три...Словарь йоги
  13. гунысанскр. гуна букв. качество нить в др.инд. мысли субстанциисилы входящие в состав прак рити и направляющие е развитие в определ. направлении. Учение о Г. получило особое ...Советский философский словарь
  14. гуныГУНЫ понятие индийской философии прежде всего санкхьи где гуны составные качества силы пракрити действующие в космическом индивидуальнопсихологическом и этическом планах...Современный энциклопедический словарь
  15. гуныГУНЫ ГУННЫ гуннов ед. гун гунн гунна м. . Тюркское племя в в. прошедшее через юг России в Западную Европу и частью осевшее в нынешней Венгрии истор. . перен. Дикари унич...Толковый словарь русского языка II
  16. гуныУдарение в слове гуныУдарение падает на букву уБезударные гласные в слове гуны...Ударение и правописание
  17. гунысанскр. нить в индусской философии состояние вещества видимого физического и невидимого духовного. Различают три гуны световую саттва от корня сат бытие сущее символ бе...Философия политики
  18. гуныГУНЫ понятие индийской философии прежде всего санкхьи где гуны составные качества силы пракрити действующие в космическом индивидуальнопсихологическом и этическом плана...Энциклопедический словарь естествознания